В готической скульптуре зародился интерес к человеческому характеру, к внутреннему миру человека, спиритуалистически понятому. В готической скульптуре завершался начатый в романском ваянии процесс обособления человеческого образа от общего орнаментального убранства стены. Скульптура готических соборов — это удивительный мир, населенный христианскими святыми, персонажами Библии и странными чудовищами, рожденными народной фантазией. Прелесть светлой материнской нежности в образе Мадонны и глубоких раздумий находящегося в смятении человеческого духа в образе святых и пророков, нравственная красота взаимной любви также впервые глубоко раскрыты в искусстве Средневековья, особенно во французской готической скульптуре.
Переход от романского стиля к готике в скульптуре произошел несколько позже, чем в архитектуре, но затем развитие совершалось в необычайно быстрых темпах и готическая скульптура на протяжении одного столетия достигла своего наивысшего расцвета. Необычайно выпукло особенности немецкой готической скульптуры воплоти лись в ансамбле Бамбергского собора. Франция: Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Для позднеготической скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характерна измельчённость, дробность форм, но в ней чувствуется несомненный интерес к портретным изображениям, в целом не свойственный французскому средневековому искусству. Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора.
Скульптурное убранство готических фасадов в Германии было менее развито, чем во Франции. Стремление к яркой, даже резкой передаче характера человека – типичная черта готической скульптуры в период ее наивысшего расцвета. Готическая скульптура – органическая часть архитектуры собора. Высшие достижения готической скульптуры связаны со строительством Шартрского, Реймского и Амьенского соборов, насчитывающих до двух тысяч скульптурных произведений, которые отличаются высоким эстетическим пафосом.
Готическая скульптура зародилась в первые годы XIII в., т. е.
Таков образ «Христа-странника» (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой. в Англии, Германии, Испании, Чехии и в Польше строили храмы во «французской манере», как окрестили ее современники.
На севере Германии уже на исходе готического периода распространяется тип скульптурного изображения «прекрасной Мадонны». Из нового материала зодчие умели извлекать замечательные декоративные эффекты. Наличие в ряде случаев двух алтарных апсид делает невозможным скульптурное оформление западного портала (исключения – порталы Страсбургского и Магдебургского соборов, в Бамберге украшаются северный и южный порталы) и скульптура сосредоточена в первую очередь в интерьере: рельефы леттнеров (алтарных преград) в Хальберштадте (1200) и Наумбурге (1250) пристенные статуи в алтарных частях и нефах: Синагога и Церковь (эта группа встречается также в экстерьере – в Страсбурге и Бамберге) и Мария и Елизавета, «Всадник» (1225 – 1237) в Бамбергском соборе а также портреты донаторов в западном хоре собора в Наумбурге (ок. В рамках «стиля около 1200 года» – на базе переработанных западными мастерами византийских и античных образцов складывается новый образ человека («Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе (середина 13 в. ) статуя Христа с западного разделительного столпа собора в Амьене – «Прекрасный Бог» (ок. «Прекрасные Мадонны»). Профессора читали лекции студентам, прерываясь во время богослужений.
Готическая скульптура была органической частью архитектуры собора. Готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Теогония Гесиода говорит о наличии у Химеры не одной, а целых трех голов. Елизавета — один из самых замечательных образцов готической пластики.
Замечания о языческом славянском богослужении вообще, а в особенности в РоссииIII. Так, в бамбергской статуе св. Религиозные сюжеты уже не полностью господствуют в живописи.
Пучки тонких колонн убегают вверх, соединяясь со стрельчатыми арками и нервюрами сводов. Но чувство формы, проявляемое художником, поразительно. Особенно богата памятниками светской архитектуры Италия. В характеристике святых появляются человечность, мягкость. Скульптура в храме служила не только для украшения. Освещенный витражами, он был теплым и лучезарным.
Современники стиля никогда неиспользовали этот термин, описывая свои работы. Подобное изобилие растительной орнаментики не встречается в других архитектурных стилях. В готической архитектуре увеличилась не только степень подчинения скульптуры архитектуре, но и поднялось самостоятельное значение скульптуры.
Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Иосиф (группа «Сретение», 1240-е гг. ) — элегантный светский человек с искрящимся галльским умом. Ей часто посвящаются порталы. Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке и античный по своему происхождению аканф почти полностью исчезают. Наружные формы строги, свободны от резного и скульптурного декора.
Франция. Собор Парижской Богоматери разделен на пять нефов, средний выше и шире остальных. Лепка становиться объемнее, позы – свободнее, движения – раскованнее. Цветовая гамма рейнских Эмалей более сдержанна, чем во французских эмалях: преобладают сочетания зеленого и синего (но без нежных оттенков голубого и светло-зеленого), красный и желтый.
Высшей точкой расцвета готической скульптуры является декор Реймского собора. В «Больших французских хрониках» (конец 14 в. ) художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события — это настоящие иллюстрации литературного произведения. В самом нижнем ярусе изображено, как Стефана приводят к проконсулу.
Все внутри подчинено общему движению вперед к алтарю и устремленности вверх – к небу. Развитие пластики также было неразрывно граничит с готическим зодчеством. Во многом это граничит с необычной легендой. Декоративность и налет изысканной манерности становились во французской религиозной скульптуре с последней трети XIII в. широко распространенным явлением и готовили переход к поздней готике (конец XIII и XIV вв. ). Благородная лаконичность формы и сдержанная экспрессия характерны для скульптур Шартрского собора (например, «Жертвоприношение Авраама»). Соединение религиозной экзальтации с жесткой натуралистичностью особенно заметно в немецкой деревянной скульптуре «Распятий» и «Оплакиваний».
Статуя Христа – прекрасный пример применения «готического» S-образного изгиба тела, выделяющего фигуру из общих вертикальных ритмов архитектурной конструкции. За этими двумя людьми виден третий человек. Эти отношения развиваются и внутри одного и того же образа.
Готический собор строился, как правило, десятилетиями, а то и веками. Оно округляется, приобретает сперва еще очень слабо обозначенную выпуклость в рамках красиво бегущих линий контура. В немецкой скульптуре готической поры эта иерархия проведена гораздо менее строго. Внимание сосредоточивалось на пластической и духовной выразительности лиц.
Его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. Взаимоотношения между персонажами обрели большую сложность.
Статуя Реглинды и Эккегарда, стоящие дальше от зрителя, несколько выдвинуты вперед. Одежды исполнены с большой любовью, очень тонко, но с преувеличенной тщательностью. Вместе с тем они внутренне объединены молчаливым диалогом, переживаниями. Преобладающее значение в конце 14 — в 15 в. получает тип зальной церкви (Hallcn Kirche), архитектурная конструкция которой позволяет создавать единое внутреннее пространство.
В «Благословляющем Христе» Амьенского собора его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. Ее голова наиболее пластически сложна. Он мыслит сцену в ином ключе, чем мастера Шартра.
Действительно, в этом образе каждая черта величественна и вдохновенна. Они полнокровны и просты, пластически более совершенны. Он одухотворяет фигуры, объединяет их с архитектурой. Можно сказать, что произведения в этом стиле обладают необычными деталями и излишествами.
Чуть повернувшиеся друг к другу, женщины погружены в глубокое раздумье. В миниатюре исполнителями стали уже не монахи, а горожане-ремесленники. План его был создан около 1248 г., тогда же и началось строительство. Лучшими среди подобных произведений являются «Коронование Мадонны» (в вимперге среднего портала западного фасада Реймсского собора) и очаровательный в своем почти ювелирном изяществе ажурный рельеф «Вознесение Марии» на северной стороне хорового обхода собора Парижской Богоматери (около 1319 г. ). Спокойные, широкие линии, обобщая верхнюю часть фигуры, подчеркивают сдержанное благородство его образа каскад драпировки одежды, устремляясь вверх, акцентирует выразительность жеста.
Большое значение придавалось воротам, которые во многих случаях являлись сооружениями оборонительного типа, с высокой башней или двумя башнями по сторонам. В Германии и Нидерландах получил распространение резной створчатый дер.
165, 166). К основным произведениям старшей школы принадлежит большая часть рельефа ограды георгиевского хора, скульпторы юго-восточного портала, так называемых «Врат благодати» и некоторые статуи «Княжеского портала». С 1385 работал в Дижоне, с 1389 – придворный мастер бургундского герцога Филиппа Смелого. 1320 г. ).
Описать Нотр-Дам де Пари лучше, чем это сделал Виктор Гюго в своем романе «Собор Парижской Богоматери», — невозможно. Готическая скульптура ФранцииСтатуи, украшающие так называемые «Королевские врата» (три портала на западном фасаде собора в Шартре), часто трактуются как подлинная квинтэссенция раннеготической скульптуры. Сама Мария представлена в виде чувственной, юной и прекрасной девушки.
Ей принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени. Гражданская городская архитектура Германии наиболее абсолютно выражена в общественных зданиях — в ратушах и гостиных дворах. Тысячи скульптур и рельефов выполнялись в мастерских при соборах. Однако эти жесты носят внешний, несколько театральный характер.
Однако гордостью всего фасада, одним из шедевров готического ваяния Франции является статуя в центральном портале – благословляющий Христос, прозванный в народе «Прекрасным Богом» (Le Beau Dieu). Около середины 13 в. Немецкая живопись испытала заметный поворот в сторону светских мотивов, жизненной полноты изображения, реалистического многообразия формы. Он захватывает зрителя ощущением стихийной мощи.
Спокойные, широкие линии, обобщая верхнюю часть фигуры, подчеркивают сдержанное благородство его образа каскад драпировки одежды, устремляясь вверх, акцентирует выразительность жеста. Фигуры похожи на кукол — такие они неподвижные, так тонки и негибки руки и ноги. Это живые человеческие личности, каждая со своей неповторимой индивидуальностью и одновременно типы человеческих характеров той эпохи. В Псалтыре св. Он во многом утратил свою сверхреальную природу. Глаза их смотрят слишком выразительно и проникновенно.
Складки одежд разработаны уже с известным реализмом. В миниатюре исполнителями стали уже не монахи, а горожане-ремесленники. Прекрасного колодца в Нюрнберге. Пропорции здесь далеки от аристократической вытянутости.
Собор был испорчен. Ей принадлежало первое место в изобразительном искусстве этого времени. Та повернулась к ней и смотрит на юную женщину, подчеркивая сдержанным жестом руки значение тихо произносимых слов (согласно евангельскому сказанию, Елизавета прорицает великое предназначение будущего младенца Марии). На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские.
Окружающая среда как конкретное место действия и как активная сила, воздействующая на человека и несущая на себе отпечаток его деятельности, не была еще эстетически осознана художниками Средневековья ни в скульптуре (где это было особенно трудно), ни в монументальной живописи. Для строительства нужны были гигантские средства, требовались армии рабов. Изображенная на илл. Шартрские мастера создали ряд превосходных по яркой индивидуальной характерности и одухотворенности образов, например, мудрых ветхозаветных «царей» западного портала — с печатью надменности и замкнутости в лице или в состоянии внутренней напряженности.
Аннона в Зигбурге (1183) — содержит скульптуру только в небольших парусах над двойными колоннами. Вместе с тем подъём городов в Германии достиг расцвета только в XIV-XV вв.
Собор в средневековом городе являлся центром общественной жизни. Переплеты окон украшались резными ажурными узорами. и сопровождался уже новыми устремлениями в немецкой культуре. Церковь св.
Однако этого не случилось. Показанное на илл. Гораздо значительнее в художественном отношении скульптуры Страшного суда на том же западном фасаде (1220–1230-е гг. ). Глаза их смотрят слишком выразительно и проникновенно. Собор в Кельне был заложен в 1248 году.
Прекрасным примером такой работы может служить хранящаяся в Государственном Эрмитаже рипида — церковное опахало (12 в. ). Стен нет вообще их заменяет каркас из соединенных арками столбов. Святые изображались как современники скульпторов (рыцари, горожане или крестьяне). Искусство скульптора здесь стоит на грани строгой простоты и свободной грации, не переходит в манерность, свойственную многим созданиям позднейшей готики. Вместо них появились толпы амуров, бронзовые облака, мраморные и металлические медальоны. Прекрасным образцом линейно-декоративной трактовки человеческой фигуры в духе нового сочетания ритмической красоты и живого многообразия является мемориальный портрет Ульриха Регенсбургского исполненный на его могильной плите углубленным контуром (около 1280 г. ).
Освобождение статуи от господства архитектуры, сложение в 1230 – 1270-х т. н. Западный фасад гармоничен в своих пропорциях, ясных ярусных членениях и равновесии форм. В лучших произведениях XIII в. оно проявлялось с необычайной силой.
Роняющая разорванные скрижали Завета, Синагога с завязанными глазами – трагична. По сравнению с греческой, готическая более эмоциональная.
Выразительность и отпечаток жизненной правды особенно сильны в образе Ионы. Центральный неф собора отличается большой высотой (40 м) и протяженностью (145 м). Две женские статуи Страсбургского собора (1230-е гг. ) привлекают духовной чистотой изяществом стройных пропорций.
Но утверждать, что мастера пытались передать здесь портретное сходство с реальными людьми, было бы неправомерно, хотя, отражая возрастные различия, создатели шартрских статуй и впрямь близко следовали природе. Описывая шартрский портал в своей книге «Зарождение монументального стиля в Средние века» (1894), тогда еще 26-летний Вильгельм Фёге признал, что эти статуи, высеченные из цельных каменных глыб, действительно открыли новую главу в истории скульптуры. Ярким примером этого стиля могут служить колонны, украшенные статуями Христа, Богоматери и двенадцати апостолов, на хорах Кельнского собора (первая половина 14 в. ). Церковь Елизаветы имеет три нефа одинаковой высоты при двойной ширине среднего нефа. Им не свойственна экспрессия произведений шартрских мастеров. На фасадах соборов появляются дополнительные зоны, украшенные скульптурой – т. н.
Ей принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени. В эпоху поздней готики появляются т. н. Но мастера того времени смело использовали многие достижения древнегреческого искусства: они научились делать фигуры «настоящими», достигать пропорции в сложных композициях.
Она с огромной силой извергала воду, переворачивая рыбацкие лодки и затопляя дома. Так, на статуях Реймского собора повышенная характеристика тела уже проявляется в изогнутой линии, заметной в широких складках идущих от бедра к ступням.
Роняющая разорванные скрижали Завета Синагога с завязанными глазами трагична. Готика — более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский. Ярким примером этого стиля могут служить колонны, украшенные статуями Христа, Богоматери и двенадцати апостолов, на хорах Кельнского собора (первая половина 14 в. ).
Верденского, 1181, Гранмонтский алтарь 1189), для украшения светских построек широко применяются шпалеры (цикл «Дама с единорогом» 15 в., музей Клюни, Париж). На центральном портале Магдебургского собора имеется (по времени более раннее, чем скульптура в Бамберге) изображение пяти смеющихся и пяти плачущих дев («Мудрые и неразумные девы в ожидании прихода божественного жениха»), передающее сложные оттенки человеческих чувств. Внутри собор тоже сильно пострадал. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. Мастера экспериментируют в целях придания своим произведениям больше жизни и подвижности.
Складки приобрели естественную тяжесть глубоко западая, они порождали богатую игру света и тени, уподоблялись то каннелюрам колонн, то образовывали напряженные резкие изломы, то струились легкими потоками, то ниспадали бурными свободными каскадами, как бы вторя человеческим переживаниям. Готический художник овладевает выражением тонких душевных движений. Первыми проявлениями готического стиля в скульптуре на немецкой почве были собор в Магдебурге и «Золотые ворота» Фрейбергского собора (Саксония).
При изображении святых подчеркивается их не только богоизбранность, но и человечность. Для позднеготической скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характерна измельченность, дробность форм («Золоченая мадонна» Амьенского собора, ок. Это сделано специально, чтобы собор напоминал крест, на котором был распят Иисус Христос. В готике наблюдался принцип единения и подчинения всех видов искусства архитектуре.
Не случайно расцвет готики был временем, когда католическое богословие сложилось в строгую догматическую систему, выраженную в обобщающих сводах средневековой схоластики — «Сумма богословия» Фомы Аквинского и «Великое зерцало» Винцента из Бове. Но в эпоху высокой готики такой изгиб был очень сдержанным и, собственно говоря, лишь выявлял естественную позу свободно стоящей человеческой фигуры. В рамы витражей со сложными линиями свинцовых переплетов вставлены цветные стекла. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. Изменяется трактовка традиционных образов.
Наиболее популярными темами в готической скульптуре того времени было изображение измученного страданиями израненного Распятого. В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев. Слева изображено избиение Стефана камнями справа – его погребение.
Орнаментальный резной декор также отличался своим совершенством, хотя и играл в оформлении интерьера подчиненную, по сравнению со скульптурой, роль (за исключением периода поз-дней готики). В скульптуре маркграфа Эккехарда Наумбургского собора (середина 13 в. ) дан типичный образ властного, грубого рыцаря с чувственным надменным лицом. Энергия общего движения ввысь ослабевает. В самом помещении хора наумбругские мастера поставили двенадцать статуй основателей храма, его донаторов.
Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Пьета (Оплакивание Христа). «придворного» или «куртуазного» стиля в архитектуре и скульптуре граничит с дальнейшим развитием динамики фигуры, жестикуляции, мимики, появлением характерного «светского» типа (ангелы из Реймса, апостолы из Сент-Шапель). 1265).
Огромный хор с венцом капелл практически равен по ширине трансепту. Все эти качества в полной мере проявились в стиле неизвестного на-умбургского мастера, поистине гениального художника, наиболее известной работой которого является замечательная серия статуй и рельефов, созданных им примерно в 1240—1250 гг.
Одежды исполнены с большой любовью, очень тонко, но с преувеличенной тщательностью. Часто сквозь тонкую одежду просвечивает тело, красоту которого начинают признавать и чувствовать и поэты и скульпторы этого времени. В народной среде особенно любим образ Мадонны с младенцем на руках, воплощающий девичью чистоту и материнскую нежность. Цвета немецких эмалей не так насыщены, как в лиможских.
Пик развития готической скульптуры в Германии приходится на начало XIV столетия. Сплошная открытая лоджия с килевидными арками, с тонкими, часто расположенными колоннами образует второй этаж, отличающийся изяществом и легкостью. Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются.
В выразительности готической скульптуры большую роль играет линия, ее динамичный ритм. Классическое выражение готический стиль получил во Франции — родине готических соборов.
Елизаветы было преобладание строгой вертикальности в конструкции фасада. Черты крепостной романской архитектуры сохраняет грандиозный палаццо делла Синьория (палаццо Веккьо, 1298—1314) во Флоренции. С 13 в. ей часто посвящаются порталы. Готический художник овладевает выражением тонких душевных движений.
В 12—14 вв. Изначально термин «готика» был ругательным, так как критики видели неправильным отхождения от классических пропорций и идей. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем.
Готические мадонны являются образцом женственности, духовной чистоты. С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики. Клаус Слютер (1340/1350–1406), бургундский скульптор, выходец из Нидерландов. Среди уродливых грешников часто находятся короли, монахи и богачи.
Мульчер, ок. Развитие готической скульптуры приходится на период с конца XII века по XIV век. У входа приезжие купцы раскладывали свой товар и заключали сделки. Фигуры разномасштабны, движения чрезмерно угловаты и схематичны.
В композиции, посвященной традиционной для Средневековья аллегорической антитезе разумных и неразумных дев (конец XIII в. ), продолжает разрабатываться проблема сюжетного и композиционного объединения нескольких фигур в одну группу. Фасад его необычен по композиции: нижний ярус дворца опоясывает беломраморная колоннада с переплетающимися стрельчатыми арками. Кроме химеры, здесь также уместно вспомнить гарпий, кентавров и грифонов (грифов).
В итальянской культуре XIII—XIV вв. Немецкой готический стиль пластике свойственна подчеркнутая характерность персонажей, резкость в передаче эмоций, почти гротескное усиление мимики интерес к конкретике внешности в воображаемом пока портрете (донаторы Наумбурга).
Греческая мифология также активно эксплуатировала истории о различных гибридных созданиях (не имевших, в отличие от персонажей египетских верований, статуса высших божеств). Более того, ему угрожало полное разрушение. Появляются группы, объединенные драматическим действием, разнообразные по композициям. В первой половине 13 в. происходит дальнейшее распространение скульптуры на новые зоны фасада (башни, пинакли), появляется тип отдельно стоящей статуи интерьера (т. н. Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроизвести конкретные детали.
Наумбургский мастер. Ведь именно здесь находятся и ажурная часовня Сент-Шапель и мрачный замок — бывшая тюрьма Консьержери и знаменитый Собор Парижской Богоматери. Здесь местное галльское племя паризиев (от его названия и произошло имя французской столицы) на месте неприметного рыбацкого селения Лютеция заложило первые кварталы будущего города. Термин «готика» имеет необычную историю иконнотацию. Наверняка, они были бы удивлены, узнав, чтов скором временилюди будут описывать монументальные величественные архитектурные сооружения изобилующие орнаментами и витражами, словом, которое является синонимом к слову «варварский».
Из Франции готика распространилась на другие страны Западной Европы. Следуя в общем замысле и в деталях за сложившимися образцами готической разработки архитектурных форм, он сохраняет также некоторые традиционные черты переходного стиля, например круглую арку портала и высокую башню, увенчивающую средокрестие (верх ее был снесен ураганом в 1631 г. и не возобновлялся). При соборах было создано много мастерских, где работали мастера, создававшие как большие статуи апостолов, так и большое количество маленьких фигур и сцен религиозного содержания. Продолжая традиции пластического искусства Греции (показ лица в профиль), мастера готической скульптуры привносят много нового.
И далее: «. Горгульи прикрывают удлиненные водостоки готического собора (либо сами выступают в качестве таковых, выводя осадочную влагу из пасти — вспомним латинскую этимологию слова горгулья), благодаря которым дождевая вода льется на землю на определенном расстоянии от фундамента здания и не подмывает его. Среди уродливых грешников часто встречаются короли, монахи и богачи.
На первый план выступает декоративное сочетание красивых чистых красок и золота. Исчезли, поглощенные почвой Сите, все одиннадцать ступеней лестницы. 85). Классическое равновесие пропорций нарушается, утрачивается соразмерность частей. Здесь все подчинено бурному взлету вверх, к небу.
Безусловно, более резонно было бы принять гипотезу, что первый «королевский портал» появился именно в Сен-Дени, где притязания на политическую легитимность королевской власти должны были подкрепляться эффектной иконографической программой, сочетавшей в себе религиозные мотивы с политическими. Вотивная пластика, напротив, к началу XIV в. приобрела форму свободно стоящей статуи. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом. илл. Одним из ярчайших представителей раннегерманской готической пластики является т. н.
Апостол Иоанн в «Тайной вечере» — простой, грубый и добрый парень, слуга или работник. С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики. Огромное монументальное здание точно вдавливает приземистые колонны в землю. Готические мадонны — воплощение прекрасной женственности, моральной чистоты сильные апостолы полны несокрушимого мужества, благородных порывов. Здесь предпочитают установку статуй во внутренних помещениях зданий.
Фланкирующие розу стрельчатые окна освещают залы первого этажа башен. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. В этих храмах сохранились некоторые черты романской архитектуры: массивность гладких стен, скульптурная лепка объемов, грузность башен фасада, четкость композиции, спокойные горизонтальные членения на четыре яруса, монументальная простота массивных форм, скупость декора.
Размещая данную скульптурную группу на перегородке (а не над нею, в соответствии со сложившейся практикой), скульптор как бы опустил их на землю — в физическом и эмоциональном отношении. Статуи сохраняют теснейшую связь со стеной, с опорой.
О статуе одного из пророков, украшающей центральный портал, он писал: «Взгляд его ироничен рот презрителен и насмешлив». Готическая скульптура прекрасно сочеталась с остальной частью архитектуры храма. Одним из замечательных образцов высокой готики является скульптурный ансамбль главного фасада Амьенского собора (1225–1236).
Бамбергским мастерам принадлежит также одно из первых конных изображений – статуя императора Оттона I на коне для площади Магдебурга. Замена розы стрельчатым окном усиливает стремительность движения. Иосифа и Девы Марии («Принесение младенца Христа во храм») того же западного фасада. В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика.
Все чаще появляется постановка фигуры по так называемой «готической кривой» (S-видная поза). Меняя точку зрения, зритель обнаруживает различные аспекты характера воина. Фигуры, сопровождаемые музицирующими ангелами, полны чрезмерного изящества. Таков старец, греющий ноги у очага (аллегория зимы), косарь и некоторые другие.
Множество мелких фигур и отдельных сцен размещалось в трансептах (поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах), на консолях (в архитектуре выступающий из стены камень имеющий своим назначением подпирать какую-либо часть постройки, ещё более выступающую вперёд), цоколях, постаментах, контрфорсах, крышах. Виолле-ле-Дюка. ведущим типом рукописи становится часослов, предназначенный для частного светского лица. drolerie – «шутка», «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, ок.
Удлиненные фигуры акцентировали внимание на вертикальном членении архитектуры собора. во Франции. Германия.
Архитектура Венеции сочетает строгую пышность Византии с восточной и готической декоративностью, со светской жизнерадостностью. Однако в линиях преобладает закругленность, соответствующая романским полукружиям арок.
Представление о спокойном величии этих статуй дает статуя Св. Душевное волнение подчеркивается множеством складок. Иначе говоря, горгульи — это дренаж, оформленный в виде какой-либо гротескной фигуры. Его лицо полно нежной печали и глубокой грусти. Таков образ Христа-странника (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой. Людовика (1270, Париж, Лувр) многофигурные композиции обрамлены одним мотивом готической архитектуры, что придает стройность повествованию.
И мотивы обращения к обыденной жизни были смешаны с отвлеченными символами и аллегориями. Он весь облеплен какими-то лавками и ларьками, в которых продавали всякую всячину.
Готическая скульптура была органической частью архитектуры собора. Не ограничившись этим, он пошел дальше и впервые предпринял попытку на основе стилистических критериев приписать авторство отдельных статуй различным скульпторам, чьей «интеллектуальной собственностью», по выражению Вольфганга Шенклуна, они являлись. В украшениях кельнских мощехранительниц сохранились и лучшие образцы рейнских эмалей. Типичным образцом искусства второй половины XIII в. является портал Св. Эта работа была выполнена ок.
Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная) скульптура, как в Греции. Обычно фигуры очень высокие, стройные, вытянутые, плавно изогнутые, в длинных одеждах с живописно уложенными складками. В выразительности готической скульптуры большую роль играет линия, ее динамичный ритм. Во Франции в начале 13 в. в т. н.
Рельефы «Страстей Христовых» изображенные на ограде западного хора («Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Взятие под стражу»), полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной достоверности. В Германии скульптура более эмансипирована от архитектуры, чем во Франции. Строительство шло постепенно с востока на запад и длилось более ста лет. Все возвышенные черты воплощаются в образах Христа, Богоматери и святых. Легкие башни с остроконечными крышами па западном фасаде, необычайно высокий средний неф и изящный архитектурный декор всех деталей конструкции характеризуют его внешний облик.
Так, например, в скульптурах «Страшного суда» (около 1240 г. ), в тимпане «Княжеского портала», экспрессия жестов и мимики так утрирована, ликование праведников и ужас грешников, гак преувеличены, переданы такими гримасами, что и то и другие производят одинаковое впечатление. Величавый старец разделяет с другом тяжесть горя, ставшего и его горем. Чтобы избежать осуществления угрозы, собор постоянно переделывают. Энергичная светотеневая моделировка усиливает резкость черт и живость выражения.
Печальная дума и сосредоточенность выражены в облике мужчины. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни. В позднеготической немецкой скульптуре, как и во французской, усиливается дробность форм, утрачивается монументальность, акцентируется патетика, появляется претенциозность, манерность, чрезмерное изящество, натуралистичность деталей, чего не знала почти совсем французская готика даже самого позднего периода (скульптура хора Кёльнского собора, фигуры так называемого «Прекрасного колодца» в Нюрнберге). Исключительна по сложности и многогранности внутреннего мира портретная голова Ренье де Мусона (надгробие аббатства Иософат около Шартра), шартрского епископа с лицом, отмеченным интеллектуальностью, силой мысли, нервным напряжением. Реймские мастера порою приближаются к античной классике.
Собор Парижской Богоматери. Основные особенности текущего этапа развития маркетинга. III. 1410).
Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью и переживаниями. Их отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер, они следуют непосредственному наблюдению, обращаются к единичному, к неповторимым чертам, обогащают пластику множеством жизненных деталей. К лучшим памятникам относятся рака Карла Великого в Аахене (1200—1215) и рака св. Другой особенностью церкви св. Скульптору удалось убедительно передать характеры людей.
Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (конец 13 в. ). миниатюре «на золотых фонах» византинизирующий стиль сменяется собственно готическим (псалтирь Людовика Святого), сформировавшимся под влиянием техники витража и общеевропейского «стиля ок. Идеи, вдохновившие наумбургского мастера, были господствовавшими идеями его времени. Так, образ Св. Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры.
(Первоначально здесь было 24 статуи, но сохранилось только 19. ) Эти порталы были построены в 1145—1155 годах, после того как пожар уничтожил некоторые части собора. Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами. Его наиболее характерным и широко распространенным сюжетом является «Пьета» (итальянское слово Pieta происходит от латинского pietas, от которого, в частности, произошли слова пиетет и пиетизм, обозначающие почтительность и высокое благочестие), то есть изображение Богородицы, оплакивающей умершего Христа. Большие изменения претерпел и орнамент, укращающий капители. Также возникает новая неразрывная связь архитектуры и скульптуры.
В характеристике святых появлялись человечность, мягкость. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. Подобные описания (нередко приводящие к диаметрально противоположным выводам) появляются и по сей день особенно популярны они были в эпоху бурного расцвета психологической науки и принесли богатые плоды в сфере художественной литературы. Скульптура собора также обнаруживает в пределах сравнительно небольшого отрезка времени (1230—1240) две школы—«старшую» и «младшую». 1250), Распятия над алтарями. Св.
Две женские скульптуры Страсбургского собора (30-е гг. Тело не скрыто в обязательном порядке под одеждами, покровы подчёркивают его формы. – Архитектурное проектирование и дизайн: перепланировка, проектные работы, благоустройство, декорирование архитектурными элементами- Живопись: картины маслом, пейзаж, портрет, натюрморт, монументальная живопись, панно. Мы находимся в России, Москва тел: 8 (925) 065 84 68 и в Украине, Киев тел: (097) 804 02 06.
Отсюда интерес к характерным жизненным деталям, которыми они обогащали пластику. После реформы этой техники в середине 12 в. (приписывается аббату Сугерию) готический витраж получил фигурные рамы сложной формы, широкую цветовую палитру и сложную иконографическую программу, сочетающую религиозные и светские сюжеты. Один из относительно ранних порталов Реймсского собора – портал Страшного суда (с 1230 по 1240 гг. ) страдает излишней дробностью композиции тимпана, разделенного на пять ярусов. Вероятно, они напоминают жесты актеров, когда-то исполнявших «миракли» перед порталами того же храма. Ничего этого у парижан не было. Общее число чудовищ велико, но подействовать на воображение могут совсем немногие. Символический смысл этого жеста достаточно ясен.
Они едят, пьют, как люди физического труда. Во Фрейбургском соборе (ок. Расцвет скульптуры начинается на рубеже 12-13 вв. Стефана на южной стороне собора Парижской Богоматери (около 1260–1270-х гг. ).
В надгробии Филиппа IV Красивого (1327) лицо короля с тонкими бровями и широким приплюснутым носом не лишено своеобразия. Так называемая Золоченая Мадонна на столбе главного входа южного фасада Амьенского собора (около 1270 г. ) была памятником переходного периода от готики зрелой к поздней. Это тип и вместе с тем живая личность, рассказывающая свою историю. Рассеянный свет, проникающий через витражи, льется на статуи мужчин, женщин, детей, королей, епископов, воинов, стоящие во весь рост, коленопреклоненные, конные из мрамора, серебра и даже восковые. В двухфигурной композиции «Встреча Марии с Елизаветой» (1225–1240), помещенной на пилонах центрального портала, так называемого портала Богородицы, статуи Марии и Елизаветы, стоящие рядом на отдельных консолях, воспринимаются и как отдельные самостоятельные скульптуры и как взаимосвязанная парная группа.
Отсюда интерес к характерным жизненным деталям, которыми они обогащали пластику. Расцвет скульптуры начался на рубеже 12-13 столетий во Франции, когда процесс национального пробуждения был на подъеме. Становление германской готики пришлось на сложный период в жизни страны. Портал «Врата Адама» интересен как типичный пример введения готической скульптуры в архитектурные формы зрелого романского стиля. В готическую эпоху (13—14 вв. ) высокого расцвета достигло искусство миниатюры искусство средневековой книги. На крепостных стенах возвышалось множество башен (иногда более ста). Статуи часто отделялись от стены, помещались в нишах на отдельных постаментах.
Орнаментальное богатство стало самодостаточной красотой. Однако в изоляции от архитектурного контекста произведения достаточно сложно дать определение готической скульптуре, это, скорее, относительное понятие. Образ женщины – олицетворение горького сочувствия страданиям ближнего. Религиозные сюжеты уже не полностью господствуют в живописи.
Григория в большей мере переданы оттенки печальной думы. Особенно это относится к парным статуям Эккегарда и Уты, Германа и Реглинды. В XIII–XIVвв. Фигура помещена в верхней части столба, разделяющего две двери главного портала. Поздняя готика в Германии имеет особые черты. Осталось это название и в те времена, когда отношение к готической архитектуре изменилось. Прикладное ее искусство в целом представляет собой тот же богатый Ti разнообразный комплекс художественных изделий, что и современное искусство Франции.
Фигуры полны бесконечного многообразия и полноты жизни. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни. 1270-1288). Это обычно деревянные раскрашенные фигуры Богоматери с мертвым телом Христа на коленях. Все эти орнаментальные мотивы как бы вдыхали чувство жизни природы в архитектурные формы.
переживаниями. В конце 13-14 вв. С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики. Однако XIV век нельзя считать только периодом упадка скульптуры. Обилие позолоты во внутреннем и наружном убранстве собора (окно-роза), ажурность стен, светоносность интерьера, кристаллическое деление пространства лишали материю непроницаемости и тяжеловесности и как бы одухотворяли ее.
Родиной готики считается Франция. Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры. Вверху полуколонны разветвляются и превращаются в н е р в ю р ы (ребра), которые переплетаются между собой.
Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению повой жизни. Логика пространственного построения и хороша найденные пропорции придают ей законченность и ясность. В соборах Буржа, Ле-Мана, Лиона, Шартра создаются грандиозные витражные циклы. От статуй переходного от романского к готическому королевского портала собора в Шартре (1145 – 1155) к порталам трансептов Шартра (1200 – 1205) и скульптуре Нотр-Дам (ок. Она воплощает осужденную католицизмом ложную иудейскую религию.
Во Франции главной зоной размещения скульптуры остается, как и в романский период, перспективный портал, однако акцент переносится с композиции тимпана (часто украшенной сценой Страшного Суда или Коронования Марии) на откосы (земные предки Христа, святые), где развивается тип статуи-колонны. Самые торжественные образы не лишены гротескных черт. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики».
На севере Германии уже на исходе готического периода распространяется тип скульптурного изображения «прекрасной Мадонны». Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся на ступенях начального и основного общего образованияV Задатки (биол. ) – анатомо-физиологические особенности организма, выступающие условием (или фактором) формирования способностей.
1391–1397, после того, как в 1389 Слютер стал владельцем мастерской Жана де Марвиля. Соборы строились не для людей, а для Бога, которому видно всё. Особенности режима рабочего времени сменных работников и работников с рабочим днем, разделенным на частиIV. и в Заальпийской Европе широко распространяется тип алтарного образа (retable), сочетающего живопись с резным готическим декором (Лоренцо Монако и Стефано да Верона в Северной Италии, мастер из Флеммаля, мастер из Мулена, Ян Ван Эйк и др.
Их выкладывали либо из резного камня, либо из кирпича. Их образы становятся остроиндивидуальными, конкретными, возвышенное сочетается в них с житейским. Центральными произведениями младшей скульптурной школы являются статуи Марии, Елизаветы, Бамбергский всадник в скульптуры «Врат Адама». В 14—15 вв. Монументальные ратуши красноречиво говорят о могуществе и богатстве городских общин. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни. Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна.
Уже в церкви Марии в Любеке (конец 13 — начало 14 в. ) новый материал повлек за собой значительное изменение формы: фасад стал плоским, без глубоких членений, башни — простыми четырехугольными, увенчанными шатрами над боковыми кораблями протянулись простые аркбутаны, лишенные пинаклей. Примером замечательных ворот романского типа могут служить ворота в Комбурге. Но несмотря на такое единство, все же изображения людей выделялись из общего убранства. Но пока его строили, прошло более полутораста лет и население Парижа выросло во много раз.
Вторым великим стилем средневековья была готика. Утрачивалось и былое мастерство больших монументальных композиций. Собор должен был вмещать в себя всех жителей города — 10 000 человек. С готическим зодчеством неразрывно связано и развитие пластики.
Усилилась роль круглой пластики. Грандиозный пятинефный Кельнский собор (1248— 1880) построен по типу Амьенского. Здесь предпочитают установку статуй во внутренних помещениях зданий. Цикл статуй распадается на две части: хор занимают двенадцать фигур донаторов (светских лиц, основателей храма), леттнер – алтарную преграду, служившую также трибуной для духовенства, – украшают рельефы с изображением Страстей Христовых. 1260). Во второй половине 13—14 вв.
Фигуры, сопровождаемые музицирующими ангелами, полны чрезмерного изящества. Извилистые складки драпировок верны обычной манере того времени, но позы полны движения, лица оживленны, общий облик и выражение некоторых лиц достигают полной естественности. В стенной живописи Шлезвингского собора (конец 13— начало 14 в. ) линии контура как бы пробуждаются от векового сна, начинают полнее выражать движение тел и одежды, объединяя действие общим принципом ритма.
В XIIIв. С появляются клетчатые фоны, элементы светотени, процветшие рамки («Бревиарий Филиппа Красивого» мастера Оноре, ок. Эта возникшая в 50–70-х гг. для Наум-бургского собора. Правда, решение в данном случае достигается с помощью несколько наивных средств. При переходе от порталов, галерей, консолей к менее ответственным частям архитектурного целого сюжеты скульптурных композиций приобретают все большую свободу от религиозных канонов и в то же время все большую фантастичность и беспокойную декоративность, сближаясь по трактовке со скульптурным убранством.
Тысячи статуй и рельефов выполнялись в мастерских при соборах. Он одухотворяет фигуры, объединяет их с архитектурой. Характерной чертой ее конструкции была центрическая композиция плана: равноконечный крест, перекрытый нервюрными сводами, в каждом из углов, по две капеллы. На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов.
В готический период большого развития достигла гражданская архитектура. Можно датировать подъем готического собора периодом с 1175 по 1225 годы. Она не подчинена плоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период. Немецкая готика сыграла важную роль в развитии портретной скульптуры. Это сравнение звучит немного комично, но в нем есть доля истины: шартрские статуи воплотили в себе новое видение природы и человека. При взгляде на эти статуи-колонны на откосах центрального портала западного фасада в Шартре сразу же бросается в глаза контраст между «скованной» колоннообразной формой и почти церемониальной стилизованностью поз, с одной стороны и тем фактом, что каждая фигура имеет собственный, почти индивидуальный характер, — с другой. Иосиф из сцены «Принесение во храм» и ангел из «Благовещения» напоминают светских людей, полных земных радостей.
Ей часто посвящаются порталы. В начале 14 в. готическая скульптура вступила в последнюю стадию своего развития. Именно в таком виде она была запечатлена на знаменитом этрусском изваянии из Ареццо (IV век): посередине хребта у нее находится козья голова, с одной стороны туловища — змеиная, а на другой — львиная. Статуи сохраняли связь со стеной, с опорой.
Фасад отличается чрезвычайно богатым убранством и полным слиянием архитектуры и пластики. Рельефы «Страстей Христовых» изображенные на ограде западного хора («Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Взятие под стражу»), полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной достоверности. Эта линия придаёт изящный изгиб бёдрам, груди, коленям. Расцвет скульптуры начинается на рубеже 12-13 вв. Статуи последних украшали крыши греческих хранилищ и даже простых домов — ведь считалось, что грифы охраняют легендарное золото Зевса в Скифии (территория северного Причерноморья) от аримаспов — бойких одноглазых людей, постоянно пытавшихся украсть его.
Статуи «Королевских врат» не являются старейшим произведением готической скульптуры: были еще статуи в Сен-Дени, созданные ранее 1140 года. В ее верхней церкви стены полностью заменены высокими (15 м) окнами, заполняющими простенки между тонкими опорами сводов. 168 «Пьета» вырезана из дерева, поверхность которого ярко раскрашена, что должно было усиливать производимое впечатление. Подобное изобилие растительной орнаментики не встречается в других архитектурных стилях.
Елизаветы в Марбурге (один из самых ранних готических храмов зального типа). Чуть повернувшиеся друг к другу, женщины погружены в глубокое раздумье. В конце 12 в. власть германских императоров ослабела, поднялось значение князей, особенно в пограничных марках (где полнота и авторитет княжеской власти обусловливались в очень большой степени военной необходимостью). В немецких соборах нет изящества, ажурности и чувства меры, присущих французским. Посередине главный неф пересечен другим нефом такой же высоты, два нефа (продольный и поперечный) образуют крест. Широкие линии, обобщающие формы, придают им монументальность.
Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустившиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). 1270—1288). По всей ширине фасада проходит так называемая «галерея королей». Вершиной развития стиля в скульптуре считается появление т. н.
Планы соборов просты, большей частью в них отсутствуют обходной хор и венец капелл. Особенности ношения предметов военной формы одеждыIV. Волна строительства новых и перестройки старых церковных зданий романского типа захватила средневековые города Германии с первой четверти 13 в. Один за другим появлялись здесь замечательные памятники готического стиля — соборы в Магдебурге (начат в 1209 г. ) и Падерборне (1225 —1280), церковь св. Таков, например, замечательный строгим величием мысли и сурово сдержанной воли образ «Прекрасного Бога» в Амьенском соборе или полный печальной думы образ Христа-странника. Горожане не спеша собирали деньги и здание собора росло медленно. Лица трактованы в соответствии с принятой общей схемой, но довольно живо. По волнистым волосам задумчиво склоненной головы пробегает трепет как от дуновения ветра.
Задумчива Анна с тонкими чертами лица француженки, темпераментен св. Во Франции в это время говорили о стиле пламенеющем. новая тенденция, в какой-то мере созвучная утонченно-рафинированной рыцарской культуре, сосуществовала в скульптуре с основным направлением высокой готики. Пик развития готической скульптуры в Германии приходится на начало XIV столетия. Впечатление легкости и изящества усиливают к р у ж е в н ы е украшения из резного камня.
Средневековая Германия была страной с высокоразвитыми художественными ремеслами. Активно развивается круглая монументальная пластика. Готический скульптурный стиль берёт своё начало во Франции первыми работами в этом направлении считаются статуи портала базилики в Сен-Дени (1137 год) и Шартрского собора.
Множество мелких фигур и сцен размещалось в архивольтах, трансептах, на консолях, цоколях, постаментах, контрфорсах, крышах. Своеобразный облик центральной площади Святого Марка в Венеции во многом определяет архитектура обширного по размерам дворца Дожей (правителей республики 14—15 вв. ), поражающего великолепием. Их самостоятельность так велика, что современные немецкие исследователи начинают сомневаться в правильности их объединения в группу «Встреча Марии и Елизаветы».
В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев. боковых, фасадов собора Парижской Богоматери, в ансамблях Амьенского и Реймсского соборов. В Германии развитие готической скульптуры можно проследить с большей легкостью.
Высота его — 35 метров. Тело не скрыто в обязательном порядке под одеждами, покровы подчёркивают его формы.
Но мастера того времени уже смело использовали многие достижения древнегреческого искусства: они научились делать фигуры «настоящими», достигать пропорций в сложных композициях. Особенно характерно то скульптурное клеймо тимпана, которое изображает вознесение Марии. Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами. Об этом, в частности, свидетельствует использование буравчика для обработки статуи.
Artifex Deco studio (Артифекс Деко студия) предлагает следующие услуги:- Художественная роспись интерьера (рисунки на стенах): роспись стен, потолков и мебели, фреска (affresco), картинки обманки (стена рисунок). Время формирования нового искусства —15 столетие. Это Мария и Елизавета. Здание собора воздвигнуто на месте храма Юпитера, стоявшего здесь при римлянах. Фауна людской фантазии гораздо беднее фауны Божьего мира". Они менее связаны с архитектурой, более характерны и своеобычны. С другой стороны, здесь резче проявились черты народности и своеобразного реализма.
В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. Энергичная светотеневая моделировка усиливает живость выражения. Одновременно мастерам французской готики было свойственно стремление к типизации образа. Их образы становились разнообразными, конкретными.
Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связку каких — то стеблей. К XIII веку горгульи стали крупнее (до одного метра в длину) и человекообразнее. Напротив, уродливое и смешное выделяется в особую группу изображений, занимающих подчиненное место, — сюда относятся все связанное с дьяволом и темными силами ада, так называемые «химеры», а также жанровый элемент, отражающий быт простого народа.
В Италии с 13 в. (Джунта Пизано, Берлингьери), а с 14-15 вв. Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Всего сто лет разделяет скульптуры западного и южного порталов собора в Шартре. Их объединяет и общее настроение – чуть взволнованная задумчивость.
Если портал был посвящен Христу изображался Страшный суд в следующей иконографической редакции: вверху сидит указывающий на свои раны Христос, по сторонам — Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях он заменялся Иоанном Крестителем), вокруг — ангелы с орудиями мучений Христа и апостолы в отдельной зоне, под ними изображен ангел, взвешивающий души слева (от зрителя) — праведники, вступающие в рай справа — демоны, завладевающие душами грешников и сцены мучений в аду еще ниже — разверзающиеся гробы и воскресение мертвых. Часто скульптуры размещаются на специальных постаментах. Мастера экспериментируют в целях придания своим произведениям больше жизни и подвижности.
Готический скульптурный стиль берёт своё начало во Франции первыми работами в этом направлении считаются статуи портала базилики в Сен-Дени (1137 год) и Шартрского собора. Появляются группы, объединенные драматическим действием, разнообразные по композициям.
Не стало и верхнего ряда статуй, украшавших когда-то галерею. Образ Церкви, с властным взглядом, с гордой осанкой, оттененной плавным ритмом складок одежд, дан как положительный. В основе всего скульптурного цикла лежит контраст, сопоставление, а не развитие.
Гаргулья (от фр. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (ок. Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон.
Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре. Иногда здесь были представлены сюжеты повествовательного или аллегорического характера: Благовещение, Посещение Марии Елизаветой, Разумные и неразумные девы, Церковь и Синагога и т. д. Поле надвратного тимпана заполнялось высоким рельефом. Роль индивидуального заказа, светского вкуса и моды в этом виде искусства. Готика стала периодом настоящего расцвета монументальной скульптуры, в которой значение статуарной пластики возрастало и появлялась тяга к так называемому «высокому рельефу». Для искусства Проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, светскость (в отличие от искусства Средневековья), появление интереса к античному наследию (свойственного искусству эпохи Возрождения). Ведущее место в развитии французской миниатюры 13—14 вв.
В середине XIX века французский архитектор и выдающийся реставратор средневековых зданий Виолле-ле-Дюк утверждал, что головы этих изваяний имеют «портретный характер». В течение 17—19 вв. В «Благословляющем Христе» (Амьенский собор) его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты.
старые городские стены разрушились или были снесены. В каждом знаменитом соборе Франции около двух тысяч скульптур. Таковы химеры на башнях некоторых соборов.
Постановка фигур становится более устойчивой. Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. Они сидят в нишах второго этажа на фасаде дома цеха музыкантов в Реймсе (вторая половина XIII в. ).
Улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу. Это – подлинный идейно-художественный центр всего огромного и сложного фасада. Готическая живопись 14 в. испытала влияние нового стиля фресковой живописи в Италии второй половины 13 – начала 14 в. (Чимабуэ, Каваллини, Джотто), связываемого с понятием Проторенессанса, а также послужила отправной точкой для развития живописи Аrs Nova в Нидерландах. Техника витража, позволявшая сочетать цветовое и световое начала живописи, сообщала этим композициям повышенную эмоциональность. Скульптурная группа «Встреча Марии с Елизаветой» (около 1220) находится справа от центрального входа в Реймский собор.
Художник заставляет женщин рыдать над гробом Спасителя, ангелов ликовать, апостолов в «Тайной вечере» волноваться, грешников мучиться. Отдельные статуи отмечают менее значительные, но все же важные для архитектуры сочленения.
Ближе всего к античным образцам подошел автор знаменитой скульптурной группы «Встреча Марии и Елизаветы» на западном портале. Скульптуры сохраняют связь со стеной, с опорой. Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон. По предначертанию богов Химера была убита красавцем Беллерофонтом, сыном Главка. Иконы кельнских мастеров, небольшого размера, обычно двухстворчатые складни, служившие алтарным изображением распятия, Богоматери с младенцем и сцен из жизни Марии, проникнуты чувством умиления, как бы подчеркнутым наивными жестами, наклоном головы, повторяющимся ритмом линий.
В характеристике святых появилась человечность, мягкость. Даже головы вытянуты вперед и плечи сутулятся в угоду композиции. Масштабы архитектурной рамки приведены в соответствие с величиной человеческих фигур. Вся плоскость этой части стены покрыта геометрическим белым орнаментом.
В мечтательности и взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния — пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному. Капители и карнизы заполнялись изображениями птиц, листьев, цветов, разнообразных плодов, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам точно пробегали каменные полураспустившиеся листочки (краббы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). 1200» (псалтирь королевы Ингеборг, до 1210). Ее голова наиболее пластически сложна. Статуи апостолов полны силы и благородства.
На смену стилизованным листьям аканта и орнаментальным плетениям пришли мотивы местной флоры, переданные с необычайной точностью. Доподлинно известно, что Париж возник прямо посреди Сены на крошечном островке Сите. Бамбергский всадник – воплощение мужества и рыцарской энергии. За образец был взят Амьенский собор.
Это Мария и Елизавета. В начале 14 в. готическая скульптура иступила в последнюю стадию своего развития.
Внимание сосредотачивалось на пластической и духовной выразительности лиц. Нас ограничивали бы только два чувства — пресыщение и отвращение. Тысячи статуй и рельефов выполнялись в мастерских при соборах.
Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроизвести конкретные детали. В этих зданиях величие часта соединяется с художественной изысканностью. в Нидерландах). Не стало нижнего ряда статуй в нишах трех порталов.
«галереи королей». Впоследствии статуи гаргулий стали нести функциональный характер, мастера вырезали изображения гаргульи на водостоках, которые сооружались, чтобы отвести потоки дождевой воды от стен зданий. Изменяется трактовка традиционных образов. 167 «Распятие» служит центральным элементом перегородки, отделяющей хоры от общедоступной части здания. Образ сильной женщины сопоставлен с образом более слабого мужчины и наоборот. Недаром герб Парижа — корабль, плывущий по волнам, а девиз — «Его качает, но он не тонет».
Фирмена. Примером перестройки романской церкви является Собор Парижской Богоматери во Франции. Италия. 1430).
Памятником более зрелого стиля является церковь св. В образах Марии и Елизаветы («Встреча Марии с Елизаветой», 1225-1240 гг. ) явственны отзвуки античного искусства. «благочестивые образы» – отдельно стоящие небольшие раскрашенные статуи Мадонны с Младенцем, Оплакивания, Троицы (Х.
Готическая скульптура Англии. Внутреннее пространство собора — это царство вертикальных линий, стройных каменных столбов каркаса, соединенных стрельчатыми арками. 1290), дролери (от фр. Из-за них поверхность камня, кажется, начинает вибрировать, наполняться движением.
S-образной фигуры. Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью или переживаниями. В полном соответствии с таким идейным и психологическим направлением находится весь формальный облик скульптурного фриза Наумбургской преграды (середина 13 в. ). В Христе благословляющем (Амьенский собор) гармоничные черты отмечены печатью мудрой нравственной красоты и мужественной силы. Другие апостолы — бородатые мужики. Елизаветы в Марбурге (1235 —1283, завершена в первой половине 14 в. ), церковь Богоматери в Трире (1235 —1253), собор в Вецларе, являющийся продолжением романского строительства предшествовавшего столетия соборы в Миндене, Гальберштадте (1230—1491), Наумбурге (середина 13 в. ), храм в Фрейбурге (начат около 1260 г. ) и, наконец, знаменитый Кельнский собор, начатый в 1248 г. и законченный только в 19 в. К этому нужно присоединить также ряд цистерцианских, доминиканских и миноритских церквей (Маульбронн, Валъкенрид, Альтенберг, Доберан и др. ). В трех порталах изображены воскресение Христа, коронование Богоматери и Страшный суд (центральный портал).
Нередко здесь использовали мотив погребального шествия. Исчезли великолепные статуи и цветные витражи, заменен готический алтарь. В Амьенском храме, однако, пет полной гармонии между его внутренним и внешним обликом. Со второй половины XIII века пластика соборов становится более динамичной, фигуры – подвижнее, складки одежд передаются в сложной игре светотени.
В Германии рано появляются конные изображения. Широкие линии, обобщающие формы, придают им монументальность. Их отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер. Он поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. Усилилась повествовательность. Собор в Бамберге был начат в 11 веке и освящен в 1237 году.
Вершиной французской готической пластики стал собор в Реймсе. Восторг, восхищение перед умением готических мастеров "оживить" косную массу камня, заставить ее жить по законам органической материи, вдохновляли таких мастеров архитектуры рубежа 19-20 веков, как Антонио Гауди, даже в сроках строительства своего знаменитого собора Саграда Фамилья в Барселоне (до сих пор не завершенного), повторившего опыт готических мастеров. 1225) и «Золотая Дева» (разделительный столп портала южного трансепта, ок.
Один из наиболее ранних памятников этого рода — рака св. Роман, архиепископ Руана, заманил её, усмирил с помощью креста и отвёл в город, где её убили горожане. Композиционный и идейный замысел скульптурного декора был подчинен разработанной теологами программе. Монументализм, синтез архитектуры и скульптуры в британской надгробной пластике. Тимпаны (внутреннее треугольное или полукруглое поле фронтона), арки порталов, промежутки между ними, галереи верхних ярусов, ниши башенок, вимперги (остроконечный щипец над порталами и оконными проёмами готических зданий) украшались горельефами, декоративными рельефами и статуями.
Связь ранних скульптур с Шартром здесь несомненна. Это единство усиливается также органическим синтезом скульптуры и зодчества. Одна из наиболее ранних — группа Боннского музея (около 1300 г. ) — является поразительным образцом религиозной экзальтации в соединении с жестким натурализмом. Особенности ношения предметов военной формы одеждыII. Готическая пластика, гармонично сочетаясь с архитектурой, уже не слепо подчиняется ей, как это было в романском стиле, а как бы живёт своей жизнью в громаде собора.
Одна из них символизирует торжествующую Церковь, другая – побежденную Синагогу. Евангельские сюжеты — «Тайная вечеря», «Суд Пилата» и др. — представлены здесь в духе средневековых мистерий исполняемых простыми людьми на площади.
Правильными изгибами, похожими на росчерк пера, намечена почва под ногами фигур. В статуях Амьенского собора пропорции правильны, драпировки естественно ложатся по фигуре. То же самое происходило и с человеческим телом. С 1841 по 1880 г. строительство было закончено. С представлениями о труде связаны и распространенные уже с позднероманского периода аллегорические изображения так называемых Свободных искусств (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка).
Пропорции фигуры Марии и особенно крупноголовых ангелов еще весьма условны, анатомическая структура передана довольно схематично. Готический стиль зародился во Франции и именно там были созданы самые прекрасные произведения этого стиля. 81, 82), отличающийся, несмотря на многочисленные достройки, целостностью внешнего вида. Под такими сводами мог бы уместиться дом в 12 этажей.
Удивительно точно найдено полное значительности движение благословляющей руки. Под миниатюрой четыре строчки текста с орнаментальным завершением каждой строки. принадлежало парижской школе. Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются. Немецкие мастера ощутили в готике в первую очередь её беспокойный мятущийся дух.
Одной из распространенных тем готической скульптуры 14 в. была тема оплакивания. В то же время в Германии существовали и иные течения в готическом зодчестве – например, у скульптур, украшающих Страсбургский собор взгляд привлекают в первую очередь мастерски выполненные головы статуй, тела же их менее искусны. На рельефах ограды георгиевского хора (около 1230 г. ) апостолы и пророки изображены попарно, в момент страстной дискуссии.
Было бы неправильно думать, что эта тенденция к графической и декоративной трактовке плоскости уводит готическое искусство в сторону от реалистического миропонимания. К концу XIII в. эта тенденция породила в церковном искусстве новые образы, предназначенные для удовлетворения индивидуальных религиозных потребностей.
Однако немецкое искусство не обладало цельностью и единством французской готики. Население средневековой Европы было преимущественно безграмотным, вот таким образом вполне возможно, что горгульи, наряду с другими скульптурными композициями играли роль наглядного учебного пособия (своеобразные комиксы) по основам религии и мистицизма. Энергичная светотеневая моделировка усиливает резкость черт и живость выражения.
во Франции. Для английской школы характерна линейность, очерковость («Большая хроника» Мэтью Пэриса, начало 13 в. ), повышенная тяга к декоративности (Апокалипсис Дус, ок.
Позы естественные, одухотворенные. Становление готической скульптуры граничит со строительством Шартрского, Реймского и Амьенского соборов, насчитывающих до двух тысяч скульптурных произведений. Композиционно и образно ему противостоит стоящий возле Иова старец.
Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустившиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Вот таким образом их назвали готическими — по имени варваров — готов, когда-то разоривших Италию.
Ее душевное волнение скульптор подчеркнул множеством складок одежды. Статуи часто отделялись от стены, помещались в нишах на отдельных постаментах. стр.
Кельнский собор отличается сухостью форм. Во Франции к моменту возникновения готического стиля скульптуры ваялись из каменных блоков, оставаясь в то же время их частью отдельно, самостоятельно «стоящих» статуй не создавалось. В первой больше величественности, покоя. Появились мотивы рыцарской любви и придворной жизни. Нередко здесь использовали мотив погребального шествия.
Скульптура «Золотых ворот», датируемых 1240 г., представляет собой попытку создания фигурного портала в духе готических церквей Франции начала 13 в. Но статуи «Золотых ворот» при всей их зависимости от французского образца отличаются меньшей стройностью, чем статуи знаменитых порталов Реймсского или Амьенского собора. Они повсюду: в обрамлении порталов (врата), на карнизах между этажами, в нишах декоративных башенок. Он выстроен в центре древней части Парижа, на острове Сите, образованном течением Сены. Он облагорожен правильностью, симметрическим повторением, склонностью к плавным, часто округлым линиям, смягчен растительным орнаментом из усиков и листьев клевера. 13 в. ) привлекают духовной чистотой, грацией изяществом стройных пропорций.
Фигуры очень материальны лапидарная моделировка энергично обобщает и упрощает формы тела. морализованные библии сосуществуют с дешевыми малоформатными «университетскими» книгами, украшенными лишь маленькими инициалами. Наиболее интересны каменные ратуши в Госларе, Гильдесгейме, Гальберштадте, Мюнстере (великолепное здание, вызвавшее много подражаний).
Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское. Вследствие этого немецкая готическая скульптура отличалась тенденцией к тому, чтобы не иметь столь тесную связь с архитектурным окружением (наилучшие работы зачастую предназначались для интерьеров, а не для фасадов церквей), а это в свою очередь позволяло достигать большей индивидуальности и свободы в поиске. выразительных средств по сравнению с французскими образцами. вся эта фигура являет собой смесь решительности, величия и проницательности. В эпоху готики стремились, наоборот, здания облегчить, сделать более изящными, стройными.
3ародились новые, по существу, противоречащие традициям и принципам готического искусства художественные явления, которые в своем последовательном развитии привели в течение XV в. к преодолению изжившей себя средневековой условности, символичности художественного языка, а также средневековых форм синтеза архитектуры и скульптуры. Созданные реймскими мастерами образы привлекают нравственной силой, высотой душевных порывов и в то же время близкой античному идеалу телесной жизненностью, простотой и характерностью, обаянием женской красоты. Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение. В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев. Она становится источником радости для глаза, способного наслаждаться ясными пропорциями, гибкостью линий (вместо прежних угловатых и грубых контуров), ритмическим движением форм, приобретающим самостоятельное значение. Античность при всем мастерстве создания образа прекрасного человека и при ряде других ее поистине великих достижений не дала в скульптуре и живописи образов, так глубоко раскрывающих красоту сострадания, сочувствия людской скорби. Готический художник овладевает выражением тонких душевных движений.
Безусловно, до появления этих статуй ничего подобного средневековая скульптура не знала. Некоторые естествоведы говорят, что это было не животное, а некая гора в Киликии, где некогда водились львы, козы и множество змей. Но произведения немецких мастеров отличаются определенным своеобразием, которое проявляется в основном в пышной насыщенности изделий декоративными деталями, обильной орнаментике и соединении в одном изделии различных художественных приемов и технике украшения. Первые памятники французской готики возникли в провинции Иль-де-Франс (церковь Сен-Дени аббата Сугерия), центре королевских владений. Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись. Особенности режима рабочего времени локомотивных и кондукторских бригадIV.
Башни обозначены как самостоятельный элемент от самого основания. Такие рисунки внизу страниц и в конце строчек очень характерны для этой рукописи, а также для известной псалтыри Лутрелла (1340, Британский музей). По сравнению с романским стилем скульптура приобретает все большую свободу и самостоятельность. Этому способствует также небольшой обход, оставленный позади скульптур. Термин «готика» неразрывно связан со статуей и рельефами, которые, в свою очередь, являются неотъемлемой часть декорации готических зданий.
Стенами были обнесены и тогдашние города. Очертание одежд акцентирует внимание на пластичности человеческого тела. Закутанная в плащ св. Марии там же (1237), украшенные прекрасными образцами немецкой средневековой мелкой пластики, по стилистическим признакам стоящей на границе между романским и готическим искусством. «прекрасный стиль») с минимумом фигурных рам (витражи соборов в Эвре, Ульме).
Статуи святых (у каждого свои атрибуты – предметы, по которым их можно было узнать) стоят по стенам храма в определенном порядке. В эпоху готики началось переосмысление образа Христа. Выполняем заказы по России, Украине, странам СНГ и ближнего зарубежья.
Исследователи немецкой средневековой пластики не оставили без внимания тот факт, что статуи наумбургского цикла расположены, так сказать, по силовым линиям занимаемого архитектурного пространства, а именно у несущих столбов (за исключением двух фигур, установленных позднее). В надгробии Филиппа IV Красивого (1327) лицо короля с тонкими бровями и широким приплюснутым носом не лишено своеобразия. Появились мотивы рыцарской любви и придворной жизни.
Таковы химеры на башнях некоторых соборов. Лица статуй оживляются мыслями и чувствами.
Капители и карнизы заполнялись изображениями птиц, листьев, цветов, разнообразных плодов. Сама Мария представлена в виде чувственной, юной и прекрасной девушки. Готическую церковь сразу можно узнать по с т р е л ь ч а т ы м (з а о с т р е н н ы м кверху) аркам окон, дверных проемов. В изобразительном искусстве тех времен именно скульптуре принадлежало ведущее место. Человеческое лицо, как красивое, так и уродливое, для средневекового мастера было отблеском вечной красоты и мудрости мироздания.
Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. Как бы выдвинутые из общего архитектурного контура портала на выступающих консолях, эти фигуры относительно независимы. Многие гости Парижа начинают знакомство с городом с Сите. Правая рука устало и нежно опущена на плечо Иова. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Справа и слева мы видим статуи Богородицы и Иоанна Крестителя.
В характеристиках святых появляются человечность, мягкость. Чудесное создание развитой французской готики — двухэтажная королевская Святая капелла (Сент-Шапель, 1243—1248), выстроенная на острове Сите в Париже при Людовике IX. Во Франции к моменту возникновения готического стиля скульптуры ваялись из каменных блоков, оставаясь в то же время их частью отдельно, самостоятельно «стоящих» статуй не создавалось.
Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (ок. В каждой паре есть такое противопоставление.
Повелительный жест руки точно призывает зрителя к достойной чистой жизни. Чрезвычайно важно, что мастера южного портала стремились индивидуализировать облик святых. К этому времени искусство украшения порталов пошло на убыль, главное внимание сосредоточилось на скульптуре внутри соборов. Усиливается роль круглой пластики. Ей принадлежало первое место в изобразительном искусстве этого времени. Их образы становились разнообразными, остроиндивидуальными, конкретными, возвышенное сочеталось в них с повседневным житейским.
Целостность общего замысла осуществилась в этом здании с ясной последовательностью. Тем не менее, по мнению историков искусства именно шартрские статуи знаменуют переход от романской скульптуры к раннеготической. Именно в Шартре скульптурный рельеф впервые отделился от стены: пластические изображения на колоннах, обрамляющих портал, «шагнули вперед».
Но Шампань и сам Реймс обладали собственной художественной традицией, в которой заметно влияние античности (Апостол Петр с портала северного трансепта). Множество мелких фигур и сцен размещалось в архивольтах, трансептах, на консолях, цоколях, постаментах, контрфорсах, крышах. Художник заставляет женщин рыдать над гробом Спасителя, ангелов ликовать, апостолов в «Тайной вечере» волноваться, грешников мучиться.
Готика оставила много прекрасных памятников в различных городах Европы. Но как все изменилось. Но вопреки превратностям судьбы он продолжал плавание по векам истории. Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы (мадонны) с младенцем Христом на руках. Каждое окно сверху донизу заполнено фигурными композициями, заключенными в медальоны. Прекрасный пример скульптурного убранства ранней готики можно увидеть в тимпане ворот западного фасада собора в Сенлисе.
Отдельные статуи или статуарные группы, неразрывно связанные с фасадной стеной или со столбами портала, являются как бы частями большого многофигурного рельефа. Среди памятников этого круга наиболее примечательны «Мадонна Жанны дЭврё (1339, Лувр, Париж) — драгоценная статуэтка из литого позолоченного серебра и «Мадонна с младенцем» из Сент-Эньяна (ок. Последняя черта несколько угловато проявляется в образах пророков центрального портала западного фасада (конец XIII в. ), но почти не дает себя почувствовать в отличающемся своим внутренним благородством и сдержанной энергией образе ангела. Здесь устраивались танцы и шествия ряженых иногда даже играли в мяч. Особенно наглядно такая манера выступает в фигурах Св. Примером может служить законченная в конце 13 столетия церковь в Хорине (ныне почти абсолютно разрушенная), представлявшая собой трехнефную базилику. I. Понятие, формы, принципы, особенности гражданско-правовой ответственностиII.
Ком-позиция, отвлекаясь от всего несущественного, художественно выявляет естественные связи между персонажами. 1325).