В рукописях второй половины XIII века характерной чертой стал бордюр, обрамлявший поле листа.
Кроме того, лютня, как и скрипка у самого края картины, в эпоху Караваджо считалась мужским инструментом. Религиозные противоречия эпохи отчетливо воплотились в политическом противостоянии между двумя братьями – Людовиком 9 (1226 – 1270), который посмертно был удостоен звания rex exemplaris (образцовый король) и Карлом Анжуйским (1266 – 1285), проводившим политику экспансии и вовлекшим в свои интриги папство. Создавая атмосферу окрашенной воздушной среды, витраж воспринимался как источник света. В готическую эпоху (13—14 вв. ) высокого расцвета достигло искусство миниатюры искусство средневековой книги. Несомненно, роль итальянского фактора в формировании этого стиля была велика.
Центральная для живописи 13 – 15 веков задача реалистичного пространственного изображения предметов волновала не одних лишь итальянцев начиная с Джотто. 1350). Действительно, пара стоит на фоне хорошо спроектированного дома, готова к трудной работе и наполненной силой духа и гордости, несмотря наВеликую Депрессию (предположительно, события разворачиваются в1930 году). В Средние века задачу компоновки отдельных мотивов в крупное полотно (т.
И та и другая линия внесли свою долю в становление ренессансного искусства. Фигура обрамлена колоннами и трилистником. Однако до появления и того и другого живопись все равно существовала. Портрет провинциальной пары был написан в манере, сочетавшей старомодность и самобытность.
Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись. Иконопись была главным видом искусства в раннем Средневековье. Методично исследовав данную область культурных взаимовлияний историк искусства Эрвин Панофский поместил раннюю нидерландскую живопись в центр всего средневекового искусства. Может именно в этом кроется загадка неприятных полотен. Это изумляло Вуда, который и не помышлял о сатире. Но против такой гипотезы найдется множество возражений. В 14—15 вв.
В готической рукописи изменился вид страницы. Сквозь повязку на лице Синагоги просвечивают очертания глаз, через тонкую ткань, покрывающую руку Церкви, проступают ее изящные формы.
Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы. Кроме того, литература, посвященная Страстям Господним и искусство театральной декорации в 14 веке способствовали развитию новых форм групповой композиции и сюжетно-тематических циклов картин, так что Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден могли пользоваться уже сложившимися моделями пространственной композиции и спопобов видения. То ли техника художника была тому причиной, то ли слабая реклама, но. Французы также стремились ее разрешить.
Итальянский художник А. Лоренцетти изобразил на стене собственного дома в Сиене «Аллегорию доброго правительства». Отличительными чертами готического стиля в живописи является особый принцип изображения распятого Христа. Цветы впервые появляются на картинах под ногами святых и ангелов. Иосиф (группа «Сретение», 1240-е гг. ) — элегантный светский человек с искрящимся галльским умом. Фреска – картина, написанная исключительно поверх сырой свежей штукатурки.
Произошло это благодаря переменам в обществе, роль религии уменьшалась, а «светскости», наоборот, росла. При характеристике этих работ говорят, что они вызывают средневековое «апокалипсическое» настроение.
В «Больших французских хрониках» (конец 14 в. ) художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события — это настоящие иллюстрации литературного произведения. Известно, что Генрих 3 (1216 – 1272) приглашал ко двору в Вестминстер итальянских и французских художников. 1930 – Написал «Американскую готику». 1934 – 1941 – Преподавал живопись на факультете искусств в Университете штата Айова, Айова-Сити. 1935 – Женился на певице и актрисе Саре Шерман Максон. 1939 – Развелся. 1942 – Умер от рака в университетской больнице накануне 51-го дня рождения. Одеяния его ниспадают мягкими широкими складками.
Именно так обстояло дело в случае с росписью капеллы дель Арена (капеллы Скровеньи) в Падуе. Главным источником представления (разделяемого, правда, не всеми специалистами) о том, что ранняя нидерландская живопись принадлежит к 39готическому лагерю39, послужил репертуар форм использованный Рогиром ван дер Вейденом, – репертуар, который он заимствовал из реалистической эстетики ван Эйка с целью как можно теснее приблизить сюжетно-тематическую религиозную картину к средневековым литературным описаниям Страстей. Благовещение из Экса, написанное по заказу торговца сукном Пьетро Корпиви около 1445 года, несет следы влияния братьев ван Эйк (особенно в том, что касается реалистических деталей), но также содержит в себе прованские или итальянские черты (к примеру интенсивное использование света). Развитие готической живописи в Англии документировано недостаточно. Только в начале ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на полотне изображен все-таки юноша (вероятно, Караваджо позировал его знакомый художник Марио Миннити): на нотах перед музыкантом видна запись басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас».
В своем знаменитом трактате о живописи (1436) Альберти описывает технику живописи с линейной перспективой – ключевую особенность ренессансного искусства. Людовика (1270, Париж, Лувр) многофигурные композиции обрамлены одним мотивом готической архитектуры, что придает стройность повествованию. Задумчива Анна с тонкими чертами лица француженки, темпераментен св. В Христе благословляющем (Амьенский собор) гармоничные черты отмечены печатью мудрой нравственной красоты и мужественной силы.
Изменяется трактовка традиционных образов. Не следует забывать, что решающую роль в этом изобретении сыграли ранние франко-фламандские иллюстрации к рукописным книгам и творчество Робера Кампена (Флемальского мастера). Он получил название «готика».
Две женские статуи Страсбургского собора (1230-е гг. ) привлекают духовной чистотой изяществом стройных пропорций. – Я пытался изобразить этих людей, какими они были для меня в той жизни, которую я знал». С 13 в. ей часто посвящаются порталы. Мягкий стиль (Пиндер) интернациональная готика (Куражо) и придворное искусство рубежа 14 – 15 веков (Бялостоцки) – все это обозначения европейского стиля в скульптуре и живописи, характеризующегося плавными, текучими складками одежд изящными, вплоть до стилизованности, движениями и чрезвычайно реалистичным богатым декором. В Сиене, согласно Перригу, византийский стиль считался официальным и находился под покровительством городских властей.
Чаще всего они изображали сюжеты из жития святых, гораздо реже – быт простых людей. Несмотря на то что первые преобразования начались еще в тринадцатом веке, единый «международный» стиль у художников Средневековья выработался лишь к концу четырнадцатого столетия. Интернациональная готика была придворным и международным стилем. Его считали учителем многие выдающиеся художники, в том числе и Леонардо да Винчи.
Исключительна по сложности и многогранности внутреннего мира портретная голова Ренье де Мусона (надгробие аббатства Иософат около Шартра), шартрского епископа с лицом, отмеченным интеллектуальностью, силой мысли, нервным напряжением. Восхитительны изящные «Воскресение Христа» и «Моление о чаше» исполненные мастером Тржебоньского алтаря (1370-1380). Скорее всего он написал только верхнюю часть картины, но завершить работу не смог это сделал Анри Бельшоз, приехавший в Дижон еще при жизни Малуэля, т. е. до 1419 года. Весь 14 век был эпохой потрясений и переворотов. Чтобы выработать формулировку такого рода, необходимо провести четкие границы, – в данном случае границу между искусством готики и искусством Ренессанса.
Позади, за стеклянными дверями из темноты тянутся руки. Они полнокровны и просты, пластически более совершенны. «Руки» сопровождались газетной шумихой и, подобно "Плачущему мальчику", стали легендой, а "Сопротивление" не обладало подобной силой воздействия и было лишь коммерческой попыткой художника использовать прежний замысел. В этой связи, невольно возникает вопрос о том, можно ли считать Джотто (ок.
Только учитывая это, мы сможем в полной мере оценить присущие двум этим регионам различные подходы к живописи и составить более четкое представление обо всей совокупности нововведений, сформировавших так называемое готическое искусство. Именно благодаря работам указанных мастеров были выведены новые формы групповой композиции. В Европе готика распространилась с середины 14 века.
Энергичная светотеневая моделировка усиливает живость выражения. С наступлением готического периода живопись в Италии вышла на первый план. Одна фермерша даже угрожала откусить художнику ухо. Среди уродливых грешников часто встречаются короли, монахи и богачи.
Изящно изогнутая фигура святого Петра изображена на золотом фоне.
Но распространены они были и в других странах и в другие периоды.
Это желание 39увидеть как можно больше39 (или, точнее, желание рассмотреть евангельские сцены в самых мельчайших подробностях) отразилось как в непосредственных религиозных переживаниях, так и в характерном для той эпохи ощущении близости религиозного опыта к повседневной жизни. Выше отмечалось, что одним из способов обновления видения мира в живописи стало использование света для создания иллюзии материальности. Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью или переживаниями.
Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Наряды у персонажей пышные, как и интерьеры вокруг. Эмпирические исследования продолжали играть важную роль и спустя столетие в творчестве Яна ван Эйка. Этим фактором был заказчик-донатор. Но как же охарактеризовать нидерландскую живопись этой эпохи.
В своем знаменитом трактате о живописи (1436) Альберти описывает технику живописи с линейной перспективой – ключевую особенность ренессансного искусства. Изображения на алтаре разделены пустотой. Перспективы на картинах византийских художников также обнаружиться нельзя. Лицо же осталось нетронутым. Внимание сосредоточивалось на пластической и духовной выразительности лиц.
Возможно именно в этом и заключалась причина, по которой Джотто стал использовать поверхность стены как передний план живописного пространства. Именно по этой причине, утверждает Перриг из двух икон "Богоматерь на престоле" работы Джотто и Дуччо более достойной была признана последняя. Им не свойственна экспрессия произведений шартрских мастеров. В характеристике святых появлялись человечность, мягкость.
XIV века). Но против такой гипотезы найдется множество возражений. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Меняя точку зрения, зритель обнаруживает различные аспекты характера воина. Со временем ключевую роль в декоре храмов взяли на себя иные виды декоративного искусства, в результате чего живопись оттеснилась на другой план.
Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. Правда, в 14 веке они все еще не обрели независимости от религиозной тематики. Этот шаг ознаменовал радикальный отход от господствовавшего в ту эпоху византийского стиля, который, предполагая участие зрителя в священных событиях, тем не менее подчеркивал недоступность святых н библейских персонажей.
Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются. Термин «готика» (возникший значительно позднее времени, к которому он относился) использовался для обозначения «варварского» искусства готов. Одной из вершин книжной миниатюры стали работы братьев Лимбург. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) и сначала использовалось в качестве бранного. Вместе с тем книге придавалась декоративная нарядность с помощью причудливых форм рамок и изысканных виньеток.
Шартрские мастера создали ряд превосходных по яркой индивидуальной характерности и одухотворенности образов, например, мудрых ветхозаветных «царей» западного портала — с печатью надменности и замкнутости в лице или в состоянии внутренней напряженности. Непреднамеренный эффект, передача с помощью кисти и красок того, что таилось где-то в глубинах рассудка, в подсознании.
Мастера, работавшие таким образом, были вынуждены трудиться очень быстро, мало того их работа затягивалась на определенное время, так как важно было успеть «закрасить» еще не высохший слой. В то время значительно увеличилось количество картин, декоративных предметов, которые заказывали не служители церкви и не правители, а обычные люди хорошего достатка.
Расцвет готической живописи достигается в работах нидерландских живописцев, в частности Р. Ван дер Вейдена, который на самом деле перенял многие принципы работы у Ван Эйка, который был представителем реалистической живописи. Другим ярким представителем готики является Р. Кампен – фламандский художник, который иллюстрировал «Страсти Господни». Он сделал наброски и поехал домой воплощать замысел. Возможно именно Джотто первым поставил главный вопрос: как создать иллюзию трехмерного пространства на плоскости. Радикальные перемены совершались и в рамках самой церкви. Вуду понравились вертикальные линии обшивки, рифмующиеся с линиями окна и дух старины.
Фигуры на картинах так называемого мастера из Мулена, в свою очередь, гораздо нежнее и изысканнее, чем у прованских живописцев, а цветовая гамма не столь насыщенна. Не исключено, что и в этом случае роль посредника сыграл Авиньон. XIV века).
Замечательна композиция «Рождество Христово» мастера Вышебродского алтаря (ок. Эти картины, вернее иконы, считались своеобразной проповедью, которая поучает без слов. Если необходимо было показать отрицательных героев (того же Иуду), то их писали в профиль. Вот таким образом выражение художники эпохи треченто не следовало бы использовать в привычном нам узком смысле: имело бы смысл расширить его так, чтобы в данную категорию включались и некоторые мастера 15 века (например, Фра Анжелико или Пизанелло).
Повелительный жест руки точно призывает зрителя к достойной чистой жизни. Вместе с тем они внутренне объединены молчаливым диалогом, переживаниями. Картина, однако, не произвела такого эффекта, как первая. Появляются скульптурные группы, объединенные сюжетом и драматическим действием, разнообразные по композиции.
Реймские мастера порою приближаются к античной классике. Она воплощает осужденную католицизмом ложную иудейскую религию. На иллюстрации к Псалтыри Робера де Лиля (до 1339) изображено Колесо десяти возрастов человека со всеведущим Богом в центре. В статуях Амьенского собора пропорции правильны, драпировки естественно ложатся по фигуре.
Согласно позднейшим описаниям итальянцев Филарете и Вазари Фукэ пользовался большим уважением и получил заказ на создание портрета папы Евгения 4 (1431 – 1437) для церкви Санта-Мария сопра Минерва в Риме (ныне, к несчастью, утраченного). Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре. Джорджо Вазари (1511-1574 гг. ) итальянский историк искусства, автор познавательных биографий многих художников эпохи Возрождения, возводил зарождение готики к временам разорительных вторжений готов. Если говорить конкретнее, то такие детали картины, как вол и осел, ветхая крыша и мраморная колонна (символизирующая опору Церкви Христовой), указывают на круг Рогира ван дер Вейдена. Дать четкое определение готической живописи затруднительно по двум причинам: во-первых, для этого необходимо провести четкую границу между искусством готики и искусством Ренессанса, а во-вторых, следует прояснить отношения между искусством Италии и искусством Северной Европы (в частности – ранней нидерландской живописью).
По удачному замечанию Панофского, этот великий художник использовал свет таким образом, как будто одновременно смотрел и в микроскоп и в телескоп. Главным источником представления (разделяемого, правда, не всеми специалистами) о том, что ранняя нидерландская живопись принадлежит к готическому лагерю, послужил репертуар форм использованный Рогиром ван дер Вейденом, – репертуар, который он заимствовал из реалистической эстетики ван Эйка с целью как можно теснее приблизить сюжетно-тематическую религиозную картину к средневековым литературным описаниям Страстей.
Репертуар сюжетов и мотивов обогатился. Нельзя сказать при этом, что живопись оставалась в стороне. Роняющая разорванные скрижали Завета Синагога с завязанными глазами трагична.
Каждое окно состояло из серии фигурных композиций, заключенных в медальоны. Переход от романской живописи к готической вовсе не был гладким и незаметным. Так возникла реалистичная живопись, нехарактерная для эпохи раннего Средневековья.
«Я не писал сатиру, – пояснял удивленный трактовками Вуд.
Похоронен в Анамосе. Термин был введен в обиход итальянскими теоретиками в XV веке. Но как же охарактеризовать нидерландскую живопись этой эпохи. В записи, которую вскоре после смерти Фукэ в 1480 году сделал Франсуа Роберте, секретарь Пьера 2 де Бурбона, упоминаются миниатюры, выполненные по заказу Людовика 9 (1461 – 1483).
Сын сельских жителей, ранние годы он провел на ферме.
Простым языком можно назвать это «готика по-богатому». Для простого зрителя такие картины выглядят как нечто среднее между обычной картиной и средневековой иконой. Приобрёл её владелец галереи, скончавшийся год спустя.
Возможно, причиной тому стало мирское тщеславие. В центре пейзажа вьется между тонких древесных стволов река, убегающая вдаль и теряющаяся из виду в легкой голубоватой дымке. На иллюстрации к Псалтыри Робера де Лиля (до 1339) изображено "Колесо десяти возрастов человека" со всеведущим Богом в центре.
Пятнадцатый век принес славу Фландрии – именно в этой области появился новый уникальный прием, оказавший огромное воздействие на все искусство и в один момент ставший популярным. В дальнейшем, стиль стал обозначать целую эпоху. Вторая же версия основана на данных рентгенограммы. От византийской живописи итальянский проторенессанс воспринял идеально прекрасный строй образов и формы монументальных живописных циклов готическая образная система способствовала проникновению в искусство 14 столетия эмоциональной взволнованности и более конкретного иногда даже на бытовом уровне восприятия действительности (тщательный акцент кисти художника в изображении средневековых костюмов и мелких бытовых деталей в своих картинах и фресках).
Характерно, что с натуры художники не писали. Усилилась повествовательность. 1320 г. ).
Однако Рождество Христово было написано значительно позже, в середине 14 столетия.
Речь идет об изобретении масляных красок. чтв. принадлежало парижской школе. В Западной Европе тенденции проторенессанса часто уживались с традициями итало-византийского и готического искусства. Их отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер. Они не всегда были связаны с содержанием рукописи, возникали как порождение фантазии миниатюриста и получили название «дролери» – забавы.
Не следует забывать, что решающую роль в этом 39изобретении39 сыграли ранние франко-фламандские иллюстрации к рукописным книгам и творчество Робера Кампена (Флемальского мастера). Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем.
В ходе Столетней войны между Англией и Францией (1339 – 1453) оба государства были опустошены и пришли в упадок. Следует сказать, что готический стиль, по-настоящему, никогда не прижился в Италии. Слово «фреска» – итальянское, оно переводится как «свежий».
В начале длительной болезни, от которой ему не суждено было излечиться, фламандский каноник Георг ван дер Пале заказал Яну ван Эйку sacra conversazione, т. е. картину изображающую встречу ван дер Пале с двумя его святыми заступниками и Богоматерью в приходской церкви, где он служил (это была коллегиальная церковь Сен-Дени в Брюгге). В романскую эпоху в Италии господствовала архитектура, преимущественно из камня и дерева. Реометрические фигуры, окружающие центр (как правило, замковый камень) готического веерного свода, образуют своего рода живописное единство, основанное на абстрактной системе линий, отдельные мотивы которой сочетаются друг с другом в манере, близкой к итальянской. В классическом труде Осень Средневековья (1919), посвященном рассматриваемому здесь периоду культурной истории Северной Европы, голландский историк Йохан Хёйзинга утверждает, что необходимо вернуться к первоначальному исходному значению термина Ренессанс (который, как и термин Средневековье, отнюдь не является обозначением конкретного исторического периода имеющего четко выраженные начало и конец).
Употребление остроугольного письма, полностью сформировавшегося к концу XII века, придало тексту вид ажурного узора, в который были вкраплены различные по виду и величине инициалы. Они словно «приобрели вес», но при этом стали плоскостными. Ярким примером готического искусства является «Гентпский алтарь», авторами которого стали братья Ван Эйк.
Никола Фроман (ок. Иконы доносили до простых обывателей, что не могла донести бумага. чтв. Слово происходит от итал. Однако Панофский считает его автором Мельхиора Брудерлама из Ипра (живописца, работавшего при бургундском дворе) и, таким образом, связывает Уилтонский диптих с корпусом произведений, принадлежащих ипрской школе.
Большое место в готическом искусстве занимают алтарные росписи. 1919 – Впервые выставил свои работы. 1920 – Первый раз поехал в Европу. Ведущей идеей в живописи в Византии в Средние века была идея о мире как о зеркале.
Столь же загадочна и дата создания этого диптиха. В первую очередь на ее развитие повлияла живопись Сиены, Франции, Кельна и Богемии. Таков образ Христа-странника (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой. Отсюда интерес к характерным жизненным деталям, которыми они обогащали пластику.
Главное место в нем отводилось не живописи, но архитектуре. Тринадцатый век стал периодом расцвета готического стиля. Культурные и интеллектуальные перемены нередко сопровождаются бурными событиями и в политической жизни. В то время как символами Высокого Возрождения уже стали Рафаэль (1483-1520 гг. ) и Леонардо (1452-1519 гг. ), мастера поздней готики из Нюрнберга, Кёльна, Брюгге, Антверпена, Барселоны, Бургоса, Лиссабона и Парижа лишь в малой степени были затронуты влиянием нового искусства. Но вскоре господствующую роль в отделке храмовых зданий стали играть другие виды изобразительного искусства и живопись была оттеснена на вторые роли.
Самым значительным представителем французской живописи 15 века считается Жан Фукэ. Долгое время картина Караваджо экспонировалась в Эрмитаже под названием «Лютнистка». Это «зеркало», по представлениям древних, должно было отражать духовный мир человека с помощью особых символов – данными символами и являлись картины. Итальянская культура оказала большое влияние на искусство Средневековья в целом. Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение. Французы также стремились ее разрешить.
Картины не писали – их «малевали», а это слово полностью отражает отношение к данному виду искусства в тот временной промежуток. 1270-1337 гг. ) готическим мастером. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. Художники эпохи треченто и, позднее, представители раннего Возрождения стремились достичь единообразия в живописном воспроизведении действительности – иными словами, сплавить воедино все разнообразные составные элементы живописи как искусства. Особенно интересным в этом отношении будет анализ работ Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена, так как он поможет дать ответ на вопрос, к какому стилю – готическому или ренессансному – принадлежат произведения, созданные в период от Яна ван Эйка до Иеронима Босха.
Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению повой жизни. Кто-то воспринял «Американскую готику» как дань уважения сельским труженикам Среднего Запада, но чаще в ней усматривали зловещий подтекст или сатиру на провинциалов. Число пародий на картину Гранта Вуда растет и по сей день. Благодаря добавлению растительного масла в смесь красящих веществ цвета становились более насыщенными, а сами краски сохли значительно быстрее, чем темпера, которой художники пользовались до этого. В период, предшествующий эпохе Возрождения, Италия явилась пунктом скрещения нескольких средневековых культур. Ее голова наиболее пластически сложна.
Переход от романской живописи к готической вовсе не был гладким и незаметным. Щедрой фантазией отличаются дролери в рукописях, дан оформлением которых работал парижский мастер Жан Пюссель (вт. Архитектура романского стиля считалась мрачной, витражи были призваны «оживить» ее. Ведущее место в развитии французской миниатюры 13—14 вв.
Большая часть памятников искусства этого периода и стиля создавалась во Франции. Такой же асимметричный ритм можно обнаружить и в безумных сводах хора собора в Линкольне. Реометрические фигуры, окружающие центр (как правило, замковый камень) готического веерного свода, образуют своего рода живописное единство, основанное на абстрактной системе линий, отдельные мотивы которой сочетаются друг с другом в манере, близкой к итальянской. Самые знаменитые мастерские по изготовлению часословов находились в Париже. Эта иллюстрация к Апокалипсису, на которой ангел показывает Небесный Град коленопреклоненному святому Иоанну, основана на формальных концепциях, близких романскому искусству.
Наконец, раздиравшие христианский мир политические и религиозные конфликты привели к так называемому авиньонскому пленению пап (в 1309-1377 годах папский престол находился в Авиньоне, на юге Франции), а затем и к Великой Схизме. Кому поклонялся Шевалье в этой модной кукле (как называет эту Мадонну Йохан Хёйзинга) – Матери Божьей или своей возлюбленной.
Быть может, король заказал его по случаю своей коронации в 1377 году. На волне популярности Стоунхэм написал очередную картину "Resistance at the Threshold" ("Сопротивление у порога"), где изобразил того же самого мальчика, но уже в виде взрослого человека, а куклу разбил на куски. 1485), наряду с Ангерраном Картоном, – крупнейший представитель авиньонской школы.
Между тем в Америке ходили слухи о ещё одной картине: в 1972 году калифорниец Билл Стоунхэм написал отвратительный автопортрет "The Hands Resist Him" ("Руки противятся ему"). Атрибуция этого панно как произведения французского мастера по сей день вызывает возражения, но некоторые его особенности – такие, как цветовая гамма и орнаментальный декор, – безоговорочно указывают на парижскую школу.
Это желание увидеть как можно больше (или, точнее, желание рассмотреть евангельские сцены в самых мельчайших подробностях) отразилось как в непосредственных религиозных переживаниях, так и в характерном для той эпохи ощущении близости религиозного опыта к повседневной жизни. Итальянские художники эпохи треченто были в первую очередь озабочены адекватным представлением живописной темы в контексте архитектурного сооружения.
1435 – ок. То же самое прослеживалось и в живописи. Она была простой, тяжелой и очень прочной.
В Псалтыре св. Созданные реймскими мастерами образы привлекают нравственной силой, высотой душевных порывов и в то же время близкой античному идеалу телесной жизненностью, простотой и характерностью, обаянием женской красоты.
Французский историк искусства Луи Куражо в 19 веке ввел термин интернациональная готика для описания французской живописи эпохи Карла 6 (1380 – 1422) – и тем самым поместил эту живопись в общеевропейский контекст. Так, например, несмотря на то что тенденция к написанию полотен религиозной тематики оставалась популярной в средневековой живописи любого периода (впрочем, после тринадцатого века она начала встречаться гораздо реже), с повышением образованности стали более распространенными так называемые светские картины – бытового содержания, отражающие простую жизнь обычных людей (в том числе знати, разумеется). В классическом труде 39Осень Средневековья39 (1919), посвященном рассматриваемому здесь периоду культурной истории Северной Европы, голландский историк Йохан Хёйзинга утверждает, что необходимо вернуться к первоначальному исходному значению термина 39Ренессанс39 (который, как и термин 39Средневековье39, отнюдь не является обозначением конкретного исторического периода имеющего четко выраженные начало и конец). 13 век, как и 14, был временем бурных перемен и нестабильности. На картинах стали изображать не духовный, а материальный мир.
Картины перестали «малевать», более к их созданию не относились как к увеселительному времяпрепровождению, доступному каждому. Женщина вряд ли могла сделать такой выбор — это просто тяжело для горла. 1891 – Родился близ Анамосы (Айова) в семье фермера. 1901 – Умер его отец, а мать продала ферму и переехала с детьми в город Сидар-Рапидс в том же штате. 1910 – Окончил среднюю школу в Сидар-Рапидсе.
Если же штукатурка уже переставала быть влажной, писать по ней не имело смысла. Очень большое внимание уделялось свету и цвету. Это вовсе не означает, что разработка иконографической программы целиком легла на плечи заказчика, – но последний нередко оказывал на содержание картины заметное влияние и предписывал живописцу включить в произведение те или иные ключевые мотивы.
В основном популярностью пользовался орнамент, где и проявлялся уже упомянутый «звериный» стиль. Строго говоря, эта особенность отличает и творчество Яна ван Эйка. Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроизвести конкретные детали.
Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (конец 13 в. ). Чуть позже появился готический стиль.
Потому она и не оставила равнодушными стольких людей по всей стране. Сегодня, трудно согласиться с оценкой Вазари, хотя между искусством Италии и странами Северной Европы, действительно, существовали существенные различия.