Результат виден в окнах готических церквей. В период готики витраж постепенно вытеснил фрески.
Это желание увидеть как можно больше (или, точнее, желание рассмотреть евангельские сцены в самых мельчайших подробностях) отразилось как в непосредственных религиозных переживаниях, так и в характерном для той эпохи ощущении близости религиозного опыта к повседневной жизни. В основном это тот же металл с красивыми и меланхоличными текстами, как в готик-роке. Изменять форму окон тоже не обязательно. В замке Корвинов (Хунедоара) растительный декор переплетается с геральдикой, яркие готические архитектурные формы связаны с образными темами иллюстрирующими легендарную генеалогию рода Хуньяди.
Джорджо Вазари (основоположник современного искусствознания итальянский художник, архитектор и писатель) впервые применил этот термин, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Нижняя церковь Сан Франческо представляет собой сложный живописный комплекс. Четыре композиции короткой стены связаны с событиями после Распятия, среди которых можно назвать «Сошествие во ад» и «Вознесение». В эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по своему назначению, а по тематике – религиозным. Ныне это сооружение утрачено, но некоторые произведения из него сохранились.
Основной принцип работы конструкции: свод не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры (нервюра – выступающее ребро готического каркасного крестового свода) на колонны (столбы). Но против такой гипотезы найдется множество возражений. Методично исследовав данную область культурных взаимовлияний историк искусства Эрвин Панофский поместил раннюю нидерландскую живопись в центр всего средневекового искусства.
Развитие готической живописи в Англии документировано недостаточно. Потолок этого же трансепта был украшен другими художниками в стиле Джотто. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества).
Хотя колорит его работы в ряде отношений еще и условен, но в нем решительно преодолевается декоративность цвета, свойственная средневековой живописи. Это желание увидеть как можно больше (или, точнее, желание рассмотреть евангельские сцены в самых мельчайших подробностях) отразилось как в непосредственных религиозных переживаниях, так и в характерном для той эпохи ощущении близости религиозного опыта к повседневной жизни.
В 14 в. в Чехии работали специальные мастерские, выпускавшие значительное количество рукописей там широко использовался опыт не только саксонской школы миниатюры (с которой чешская миниатюра была тесно связана), но и английской и французской. Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Также вокруг фигуры имеется двойной растительный орнамент. Для этого нам понадобиться мелкая наждачная бумага, средства для обезжиривания и специальный лак. Несомненно, роль итальянского фактора в формировании этого стиля была велика.
Один из его учеников говорит: «Это изможденное тело, покрытое только холстом, будет осенено балдахинами и шелковыми покровами». В 1474 году герцог Жан II де Бурбон отдал распоряжение о постройке новой коллегиальной церкви (ныне собор) рядом со своим замком в Мулене. Ниже – фрагмент другой ведуты – вид города Арчидоссо. Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. В своей совокупности движения рук образуют своеобразную музыкальную мелодию, как бы «проигрывающую» различные оттенки основной темы печали и скорби.
Видимо здесь была исполнена целая серия городов. Итак, начнем с окон. По удачному замечанию Панофского, этот великий художник использовал свет таким образом, как будто одновременно смотрел и в микроскоп и в телескоп.
Она неоднократно перестраивалась в XVI—XX вв. Владычная (или Грановитая) палата – памятник архитектуры XV в., построенный в стиле кирпичной готики. Идеальный вариант обшить стены панелями из дерева с резьбой. Главным источником представления (разделяемого, правда, не всеми специалистами) о том, что ранняя нидерландская живопись принадлежит к готическому лагерю, послужил репертуар форм использованный Рогиром ван дер Вейденом, — репертуар, который он заимствовал из реалистической эстетики ван Эйка с целью как можно теснее приблизить сюжетно-тематическую религиозную картину к средневековым литературным описаниям Страстей. Эти слова, взятые из проповеди начала 15 века, типичны для средневековой литературы, посвященной Страстям Господним.
Радикальные перемены совершались и в рамках самой церкви. Развитие готической живописи в Англии документировано недостаточно. Она не подчинена в такой степени плоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период.
В результате создается ощущение, что фигура рельефна, как бы отдельна от стекла. Нижняя церковь включала множество капелл (камерных церквей, принадлежащих знатным фамилиям), среди которых выделяются капеллы Елизаветы Болгарской и св. С одной стороны, были объявлены еретиками и уничтожены в ходе кровопролитных войн катары и другие подозрительные секты с другой – нищенствующие ордена францисканцев и доминиканцев, в некоторых отношениях не менее опасные для официальной церкви, успешно и беспрепятственно внушали своим мирским приверженцам идеалы братской любви и бедности. Французы также стремились ее разрешить. Большое место в готическом искусстве занимают алтарные росписи.
К ранним произведениям подобного рода относится каменная небольшая статуя сидящей Мадонны с младенцем, созданная около 1320 г. (Национальная галлерея в Праге). Готический стиль распространился в Польше на протяжении XIV—XV веков. Он расположен на территории Новгородского детинца.
Готика (от греч. Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы. Еще два сегмента заняты фигурами святых покровителей донатора и его жены. Сисоя над отверстым гробом.
Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы. Реликвий Гроба Господня – тернового венца Спасителя и частей Животворящего древа, св.
Это открытие позволило также повысить освещенность интерьера. Орнаментальная структура только подчеркивала эту расчлененность композиции на фрагменты, побуждая зрителя воспринимать элементы картины последовательно, один за другим. В Средние века задачу компоновки отдельных мотивов в крупное полотно (т.
К одной из стен примыкал камин. Так, «Поклонение волхвов» или «Распятие» выполнены в манере, несколько более условной и декоративно-плоскостной, нежели, например, «Рождество Христово» и некоторые другие иконы. «Ты говоришь правду, – отвечает Св.
В конце XIV века огромное влияние начинает оказывать итальянская живопись. Дать четкое определение готической живописи затруднительно по двум причинам: во-первых, для этого необходимо провести четкую границу между искусством готики и искусством Ренессанса, а во-вторых, следует прояснить отношения между искусством Италии и искусством Северной Европы (в частности – ранней нидерландской живописью).
К середине 14 столетия относятся богато орнаментированные и иллюстрированные рукописи, например «Зерцало людского спасения», «Райградский служебник» и др. показывают, что такое готическая богородичная икона в Сиене.
Французский историк искусства Луи Куражо в 19 веке ввел термин интернациональная готика для описания французской живописи эпохи Карла 6 (1380 — 1422) — и тем самым поместил эту живопись в общеевропейский контекст. Поскольку под эгидой культа св. Дать четкое определение готической живописи затруднительно по двум причинам: во-первых, для этого необходимо провести четкую границу между искусством готики и искусством Ренессанса, а во-вторых, следует прояснить отношения между искусством Италии и искусством Северной Европы (в частности — ранней нидерландской живописью).
Однако ван Эйк разрешил проблему создания трехмерного изображения на плоскости иным способом. Справа от камина – фонтан молодости, слева 9 фигур рыцарей и девять фигур дам. Для второй половины 13 в. и первой половины 14 в. характерно дальнейшее развитие чешской настенной монументальной живописи. Александр Перриг указывает, что многие персонажи фрески Бегство в Египет в капелле дель Арена не соответствуют ни евангельским, ни апокрифическим описаниям данного эпизода. Примером этих преобразований может служить витраж на западном хоре собора в Наумбурге. Этот собор, начатый в 30-х гг.
В основном нефе находилось два параллельных цикла: Христологический и Францисканский.
Весь 14 век был эпохой потрясений и переворотов. Готическая музыка взяла что-то из «панковской» тематики, но при этом она была мягче и спокойнее, медленнее и монотоннее. Следующим этапом в развитии французской зрелой готики стал цикл витражей, украсивший хор аббатства Сент-Уэн в Руане (1325 — 1338). В ходе Столетней войны между Англией и Францией (1339 — 1453) оба государства были опустошены и пришли в упадок.
Используя новейшие стилистические достижения, он превратил ульмскую мастерскую в одну из самых передовых в Южной Германии, что принесло ему немало заказов в других городах (например, в Констанце, Блаубойрене и Берне). Характерным элементом композиции является объемный балдахин. Одним из крупнейших европейских замков эпохи является Авиньонский папский дворец (1334—1364).
Сент-Шапель, строительство которой началось в 1239 году, стала одним из самых совершенных образцов «лучистого» стиля зрелой готики. Здесь можно проследить стилистические параллели с образцами из Бурже и Шартра. Большой колокол и более мелкие колокола имеют каждый своё имя. Первый большой орган был установлен в соборе в 1402 г. Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. В центре остекленного хора помещены витражи с эпизодами из евангельской истории, в частности — с «Поклонением волхвов». Ангерран Картон стремился изображать фигуры объемными и размещал их группами в таком пространстве, где персонажи могли выражать свое состояние посредством движений и жестов. На его картине Неопалимая купина, центральной створке триптиха, созданного около 1476 года для церкви Сен-Совер в Экс-ан-Провансе, по обе стороны холма раскинулся обширный пейзаж, перспектива которого передается в основном тонкими градациями цвета.
Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Эта схема впоследствии станет классической для больших соборов на территории Франции. Отличительной чертой готической живописи в Испании является изменение и развитие предшествующих ей романских форм, в сочетании с влиянием зарубежных школ живописи (французской и итальянской), а также своеобразие использования мудехарских декоративных элементов.
А промежутки между лучами исходящими от лика Бога, заполнены звездчатым и черепитчатым орнаментами имитирующими поверхность лопастей нервюрного свода.
В ходе работ над остеклением хора руанского аббатства Сент-Уэн техника сочетания бесцветного и цветного стекла была стандартизирована. Технология проста. Для декора лоджии венгерского короля Матияша Корвина, что в северном крыле замка Хунедоара использовался художественный стиль эпохи с элементами зарождающегося стиля итальянского Возрождения к которому тяготел венгерский Король. Продолговатое помещение заполнено живописью разных периодов.
Резиденция состоит из Большого дворца, «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Программа нижней базилики построена на сопоставлении жизни Христа и Франциска. О буржском витражисте не известно ничего. Поздний готический стиль расцветет в Польше лишь в XV веке. Цикл датируется 1360 – 80 гг. Таковы храм бернардинского монастыря в Тышнове (30-е гг. В то же время детализированность и орнаментальность «лучистого» стиля требовали хорошей освещенности интерьера, без которой посетителю храма было бы трудно оценить все достоинства этого варианта готики.
И только мастера, создавшие около 1260 года витраж «Каноники из Лоша», впервые открыли способ украшать узкие, высокие ланцетные окна эстетически приемлемыми цельными картинами из цветного стекла, не удлиняя при этом фигуры, как поступили создатели витража на центральном окне хора в соборе Амьена. Иногда, правда, встречается и чисто мужской вокал. Иногда в готических романах происходит убийство. В первую очередь на ее развитие повлияла живопись Сиены, Франции, Кельна и Богемии. Еще один, по мнению мастеров студии "Стеклосфера", великолепный образец раннего готического витража расположен в немецком городе Фрайбурге-им-Брайсгау.
Раннеготический стиль с характерными для него «текучими» складками драпировки, блестящими, яркими красками и богатым орнаментальным декором удерживал господствующие позиции во Франции вплоть до 30-х годов XIII века. На одной из стен в 1315 – 16гг., 1321г. Кому поклонялся Шевалье в этой модной кукле (как называет эту Мадонну Йохан Хёйзинга) — Матери Божьей или своей возлюбленной.
Эти характеристики типичны для интернациональной готики, достигшей своего апогея в изяществе придворной французской живописи, – и Уилтонский диптих в полной мере соответствует им. Фоном для разномасштабных фигур служит условный ландшафт с горами-лещадками. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (ок. Показательна в этом плане фигура Богоматери с младенцем, простирающим руки к пришедшим волхвам с дарами в витраже «Поклонение волхвов».
Собор играл большую роль в планировке города: ни одно здание не должно было быть выше его. Второй вариант – у нас не очень распространенный.
Один из наиболее показательных в этом плане – витраж Жака Кера. Как и другие интерьеры Средневековья, убранство Папского дворца сохранилось лишь частично. Работы Дуччо, Барнабы да Модена, Пьетро и Амброджо Лоренцетти и др.
К их числу относятся фрески церкви в Либицах. Печаль доносится до нас не только в характерной для средневековья форме отвлеченной выразительности ритма линий и цветовых соотношений (хотя ритмическое построение композиций исключительно тонко). Внутри же здания декор становится более сдержанным и скупым. Каждое окно состояло из серии фигурных композиций, заключенных в медальоны. По семь статуй поддерживают арки входа.
Изящно изогнутая фигура святого Петра изображена на золотом фоне. Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Столь же загадочна и дата создания этого диптиха. Матфея. Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVIв. ) в старом городе, но самое главное— единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году.
13 век, как и 14, был временем бурных перемен и нестабильности. Малое количество зданий переходного типа объясняется, по всей вероятности, тем, что ко времени, когда в Чехии созрела историческая потребность в создании готической архитектуры (укрепление королевской власти, новый этап в развитии городской жизни), готика уже получила широкое развитие во Франции и в Германии. Пышные складки одежды изящество черт, неестественно вывернутые пальцы и модная завивка – все это типичные особенности континентального стиля, который был популярен в Англии с конца 13 века.
Стиль изображения фигур на руанских витражах связан с последними достижениями парижских живописцев, в первую очередь — с учениками и последователями иллюстратора Жана Пюселя. Александр Перриг убедительно продемонстрировал, что в Средние века византийский иконографический стиль отождествлялся с эстетикой раннехристианской живописи. Колорит же работы очень похож на «Святого Евстафия» в Шартре. Готический стиль пришел на смену Романскому в XI веке в Европе. По замыслам зодчих, рядом с типичными для европейской готики элементами соседствуют также элементы, типичные для русской барочной архитектуры и ведущего в то время направления— классицизма.
Известно, что Генрих 3 (1216 – 1272) приглашал ко двору в Вестминстер итальянских и французских художников. Однако оба описанных выше образца датируются первым десятилетием XIII века. В XV веке эта техника была усовершенствована, что позволило увеличить размеры шаблона. 1410).
Решающую роль в формировании нового стиля сыграл Львовский кафедральный костел. Иоанн Богослов воспринимался в чем то близким св. Мартина, расписанные Симоне Мартини. Марии в Biertan обрамленной гротеска-ми и мотивами взятыми с гравюр. Этот же дух прослеживается на триумфальной арке (1522) в церки св. Знаменательна Сент-Шапельская часовня еще и тем, что здесь появился новый тип окон. В композиции доминирует мощная диагональ, которой, причудливо изгибаясь, подчиняются обе фигуры: ею определяются и линия спины и движения рук Иоанна и жест ангела и расположение его крыльев.
До Барны Коллегата была украшена росписями Симоне Мартини и его учителя – Дуччо. В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Например, витраж «Святая Гертруда» передан на хранение в Музей Вестфальских земель, а «Библейский витраж» перенесен в собор.
Ко второй половине XIV века относятся композиции «Распятие», «Воскресение», «Уверение Фомы» и «Вознесения» на короткой торцовой стене (восток), а также цикл «Триумфа Смерти», помещенный на боковой длинной стене (юг) в такой последовательности: «Триумф», «Страшный суд», «Адские муки», «Жизнь анахоретов» (то есть пустынников: Макария и Марии Египетской, преп. Но не обязательно изощряться со сводами и арками. Они были разрушены во время пристроек боковых капелл в 1300 г. Трансепт (поперечное помещение, пересекающее главный неф и образующее с ним форму латинского креста) в раннем XIV веке были заполнены циклами детства и Страдания Христа.
Эта новая техника позволяла совмещать на одном фрагменте стекла два цвета. 13 в. ) и базилика св. Как и рельеф с моста Юдифи (которому она несколько уступает в отношении мастерства), эту статую отличает обостренное чувство материальности пластической формы. «Девять великих», к числу которых относились Карл Великий и король Артур, считались в эпоху позднего Средневековья идеальными правителями, а потому изображения их нередко встречались в ратушах.
Окно-роза, украшающее южный рукав трансепта собора в Лозанне (Швейцария), сохранило значительную часть великолепной витражной композиции с изображением структуры мироздания представлениях XIII века. чтв. В готической рукописи изменился вид страницы.
Выдающееся место в чешской и европейской живописи того времени занимают иконы Вышебродского алтаря (около 1350 г., Национальная галлерея). Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416).
Тржебоньский мастер умело сообщает психологически-выразительный оттенок жесту. Работу выполнили парижские мастера под руководством ткача Карла V Никола Батая. С фрагментом вестминстерского алтаря эту сцену сближают широкие складки драпировок изящество и хрупкость фигуры Младенца Иисуса, а также элегантная поза Марии.
Этот французский купец в 1451 году пожертвовал деньги на декор окна собора в Бурже. В древности (V – VII вв. ) было принято изображать Распятого Христа облаченным в царские ризы, венец и обувь с открытыми глазами и радостным, победоносным выражением на лице («Христос – Царь Славы»). Собор определял силуэт города и был виден издалека. Выбор святых обусловлен именами небесных покровителей знатнейших фамилий.
Самые знаменитые мастерские по изготовлению часословов находились в Париже. Основной особенностью готической литературы является её мрачность и ужас. Данные настроения родились под воздействием страшной чумы.
В 1527 году работы были приостановлены и церковь достроили только в XIX веке. В записи, которую вскоре после смерти Фукэ в 1480 году сделал Франсуа Роберте, секретарь Пьера 2 де Бурбона, упоминаются миниатюры, выполненные по заказу Людовика 9 (1461 – 1483). Этим фактором был заказчик-донатор.
Однако Панофский считает его автором Мельхиора Брудерлама из Ипра (живописца, работавшего при бургундском дворе) и, таким образом, связывает Уилтонский диптих с корпусом произведений, принадлежащих ипрской школе. Кстати, на основе готики появилось так называемое «темное фэнтези».
Распятие типа Вольто Санто по преданию восходит к образу, созданному св. На иллюстрации к Псалтыри Робера де Лиля (до 1339) изображено Колесо десяти возрастов человека со всеведущим Богом в центре. На этих территориях можно наблюдать за относительно равномерным распространением иконографических канонов, включающих готические тенденции: «линейно- повествовательный» стиль с элементами живописи северной Италии, в частности Trecento, «интернациональная готика» или «красивый стиль» источником которого служил французский Двор.
Наконец, раздиравшие христианский мир политические и религиозные конфликты привели к так называемому авиньонскому пленению пап (в 1309-1377 годах папский престол находился в Авиньоне, на юге Франции), а затем и к Великой Схизме. Но как же охарактеризовать нидерландскую живопись этой эпохи. Влияние пражских мастеров распространялось на Австрию (Вена), Восточную Германию (Эрфурт), Франконию (Нюрнберг), Швабию (Ульм), верхнерейнские земли (Шлеттштатд) и даже Англию. Течение, возникшее под влиянием итальянской живописи, демонстрирует большее усердие при изображении пространств и более усовершенствованные и доскональные анатомические знания, в то же время большее внимание начинает уделяться свету, как с точки зрения объёма, так и в отношении цветового решения.
Эти вкрапления природы, мотивы реальной жизни, прежде служившие всего лишь символическими атрибутами, как в псевдонатюрмортах, начинают теперь обретать самостоятельную жизнь. Но против такой гипотезы найдется множество возражений. В замке Корвинов (Хунедоара) растительный декор переплетается с геральдикой, яркие готические архитектурные формы связаны с образными темами иллюстрирующими легендарную генеалогию рода Хуньяди. По-новому строились и большие замки, в архитектуре которых наряду с решением чисто оборонительных задач (замок Стречно в Словакии) начал проявляться интерес и к приданию всему ансамблю более праздничного характера (замок в Звикове, 13 в., с двором, окруженным галлереей, ансамбль королевского замка — Карлштейн).
На центральном окне изображена Мадонна с Младенцем (собор посвящен Деве Марии) и Иоанн Креститель, который был святым покровителем предыдущего епископа, Жана дю Прата. Это образ с широкими разноцветными (красными и синими) лопастями Креста, украшенными золотом и оканчивающимися квадратными завершениями. Фигуры на этом витраже примечательны своими гармоничными пропорциями и элегантной осанкой. 13 век, как и 14, был временем бурных перемен и нестабильности. Все элементы экстерьера и интерьера сооружений подчинялись готической архитектурной форме.
Собственно расцвет чешской готики наступает с 30-х гг. Именно так обстояло дело в случае с росписью капеллы дель Арена (капеллы Скровеньи) в Падуе. Раскрасить их, благо технологии такие существуют. Несомненно, роль итальянского фактора в формировании этого стиля была велика.
Орнаментальная структура только подчеркивала эту расчлененность композиции на фрагменты, побуждая зрителя воспринимать элементы картины последовательно, один за другим. Таким образом, широко известная теория резкого разграничения между линейной или плоской, готической живописью Северной Европы, с одной стороны и объемной, пространственной итальянской живописью от Джотто до раннего Ренессанса — с другой, не имеет под собой оснований. Однако ван Эйк разрешил проблему создания трехмерного изображения на плоскости иным способом.
Согласно католической традиции, св. Особенностью изображения является также наличие массы индивидуальных черт в лице святого. Вокруг него затем сформировалась «готическая субкультура». Так что с некоторой долей уверенности можно сказать, что готика скорее жива, чем устарела или мертва. А Восточная Европа приняла этот стиль позже и распрощалась с ним также позже – в XVI в. Хотя говорить о прощании с готикой, пожалуй, будет неправильным: в середине XIX в. (этот период назвали периодом эклектики – смешения стилей) архитектура часто стала прибегать к элементам готики, а позднее заговорили уже о неоготике. Не исключено, что и в этом случае роль посредника сыграл Авиньон.
После него было принято решение о восстановлении здания и одновременно о его реконструкции. На примере этих витражей, создававшихся между 1250 и 1275 годами, можно шаг за шагом проследить процесс перехода от «угловатого» стиля к зрелой готике французского образца. Развивался стиль при дворе монархов крупных европейских стран.
Цвета и сюжет на ваше усмотрение. Франциска. Ансамбль этот подчиняет себе храмы романского времени.
В начале длительной болезни, от которой ему не суждено было излечиться, фламандский каноник Георг ван дер Пале заказал Яну ван Эйку sacra conversazione, т. е. картину изображающую встречу ван дер Пале с двумя его святыми заступниками и Богоматерью в приходской церкви, где он служил (это была коллегиальная церковь Сен-Дени в Брюгге). В результате получился сплав угловатого стиля и стиля французской зрелой готики. В центре этой композиции изображено «Мистическое бракосочетание Святой Екатерины».
Анзано и Виктора, выполненные Содомой позднее, дополняют картину. А на сводах церкви Goganvarolea (1501-1520) сохранились настоящие шедевры средневекового искусства с элементами стиля возрождения, с растительными мотивами и элементами религиозных и мирских тем. Этот же дух прослеживается на триумфальной арке (1522) в церки св. и обусловившая своеобразный облик площадей старинных чешских городов).
Лик Спасителя просветленный и радостный. Но эта мера не была достаточно эффективной. Волосы, борода, глаза и губы резко контрастируют по цвету с телесными тонами лица и шеи.
XIV века). Если обжиг проходил успешно, то роспись могла сохраняться под открытым небом веками. Никола Фроман (ок.
Мягкий стиль (Пиндер) интернациональная готика (Куражо) и придворное искусство рубежа 14 — 15 веков (Бялостоцки) — все это обозначения европейского стиля в скульптуре и живописи, характеризующегося плавными, текучими складками одежд изящными, вплоть до стилизованности, движениями и чрезвычайно реалистичным богатым декором. Их разбудили два ангела с трубами. В своем знаменитом трактате о живописи (1436) Альберти описывает технику живописи с линейной перспективой — ключевую особенность ренессансного искусства. Реалистическая перспектива отсутствует. Продолжали возводить и небольшие двухнефные церкви.
И какая-то страшная тайна, которую держат в секрете все слуги. И в работах этих устраивали они столько выступов, разрывов, консолей и завитушек, что лишали свои вещи всякой соразмерности и часто, нагромождая одно на другое, они достигали такой высоты, что верх двери касался у них крыши. Если говорить конкретнее, то такие детали картины, как вол и осел, ветхая крыша и мраморная колонна (символизирующая опору Церкви Христовой), указывают на круг Рогира ван дер Вейдена.
Слово «готика» происходит от итал. Готическая эстетика возникла в середине XVIII века в Англии как реакция на рационализм и эмпиризм века Просвещения (смотри статью Готическое направление в искусстве Нового времени).
Одеяния его ниспадают мягкими широкими складками. Они не всегда были связаны с содержанием рукописи, возникали как порождение фантазии миниатюриста и получили название «дролери» – забавы. Плоскостная трактовка всадника, орнаментализм художественной концепции, обилие геральдических символов (геральдический знак balzana повторяется на раме 31 раз, а на картине 21 раз), применение золота – все это говорит о готическом характере изображения. Наконец, раздиравшие христианский мир политические и религиозные конфликты привели к так называемому авиньонскому пленению пап (в 1309-1377 годах папский престол находился в Авиньоне, на юге Франции), а затем и к Великой Схизме.
Иконографическая программа этого заалтарного образа сравнительно проста и остается лишь недоумевать, почему такой занятой и высокообразованный человек взялся за дело, с которым без труда мог справиться любой теолог. Часто кровавое, но из-за нравов того общества оно не слишком красочно описывалось.
В центре Христос-Судия. На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил.
Мастер, выполнявший заказ Бессерера, был, несомненно, знаком с произведениями фламандского художника Робера де Кампена (Флемальского мастера). Фонтан молодости или тема Садов Любви – средневековый сюжет, восходящий к античным представлениям о земле блаженных. Исследователи указывают на общие художественные черты и достижения, которые охватывают огромные территории средневековой Европы: такие как Каринтия (федеральная земля на юге Австрии), Краина (регионы на территории бывшей Югославии), Истрия (полуостров в Адриатическом море в северной части Хорватиии), Фриули (историческая область на севере Италии), южный Тироль, Стирия (юго-восток Австрии), Венгрия, Трансильвания, Словакия, Словения в пределах нынешних границ. Самым значительным представителем французской живописи 15 века считается Жан Фукэ.
Двойными квадрифолиями обрамлены только фигуры на крайнем восточном витраже южной стены. Донатор Энрико Скровеньи, получив от папы разрешение именоваться единоличным владельцем этой капеллы, нанял так называемого контролера — теолога из расположенной неподалеку обители францисканцев, дабы тот проследил за точностью отображения на фресках библейских сцен, а также за тем, чтобы художники учли все его пожелания. Но самое главное — то, что в готик-роке преобладает мрачная тематика: поднимаются тяжелые вопросы имидж группы можно описать как «мрачный» и «грустный». Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова после его отстранения— по проекту Матвея Казакова (Большой дворец).
В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован. Не исключено, что итальянские художники пришли к идее пространственного отображения действительности точно так же, как это сделали, по мнению Фрея, французы, — благодаря строительству соборов. Вацлава.
Французы также стремились ее разрешить. Витраж «Святая Гертруда», предоставленный для экспонирования Музею Вестфальских земель в Мюнстере графом фон Канитцем, некогда украшал снесенную ныне церковь доминиканского женского монастыря в Кельне. 1435 — ок. Завершенный, вероятно, до 1218 года, витраж из собора Фрайбурга никак не связан с верхнерейнскими образцами трактовки «Древа Иессея». Чесменская церковьНаиболее выдающийся памятник русской готики – императорская резиденция в Царицыне (XVIII в. )Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова, а после его отстранения – по проекту Матвея Казакова (Большой дворец).
Реометрические фигуры, окружающие центр (как правило, замковый камень) готического веерного свода, образуют своего рода живописное единство, основанное на абстрактной системе линий, отдельные мотивы которой сочетаются друг с другом в манере, близкой к итальянской. Но при этом отдельные мотивы изображения пронизаны тонкой наблюдательностью. Остекление становилось все более значительным, приобретая грандиозный размах. Мир средневековой знати предстает перед нами и в сцене с витража «Святой Евстафий», украшающего окно северного нефа собора в Шартре. Еще один важный монументальный цикл принадлежит Барне да Сиена в коллегиате Санто Джиминьяно (1350 – 1355 гг. ). Значительное распространение готического искусства имело в городах немецких колонистов. Именно его кисти принадлежит самый душераздирающий Страстной цикл.
Восхитительны изящные «Воскресение Христа» и «Моление о чаше» исполненные мастером Тржебоньского алтаря (1370-1380). Предмостные башни нового каменного Карлова моста, построенного в середине 14 в. на месте старого моста Юдифи и Пороховая башня (15 в. к сожалению испорчен реставрацией) восхищают монументальной простотой, гармоничностью пропорций и горделивой праздничностью каменного узора, как бы накинутого на их крепкие и стройные стены. Это нововведение позволило облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина больше не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Наиболее известные архитектурные памятники в готическом стиле во Франции: Собор Парижской Богоматери, Реймсский собор, Шартрский собор, Готическая галерея монастыря Мон-Сен-Мишель.
С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего пользования. Именно в этой ульмской мастерской был изготовлен в 1441 году первый витраж для готического хора собора в Берне. К концу 13 столетия они стали настолько декоративными, что превратились в предметы роскоши торговля ими особенно процветала при дворе Людовика 9 Святого.
5: 1 – 20). Богато раскрашены церковные своды, геометрически выражена божественная энергия в виде зелени и цветов Райского сада.
Слово происходит от итал. gotico— непривычный, варварский (Goten— варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет2)— и сначала использовалось в качестве бранного. 14 в. (так называемая готика люксембургской династии, а точнее — готика поры наивысшего расцвета чешских городов и роста гуманистических и светских тенденций в чешской культуре).
Радикальные перемены совершались и в рамках самой церкви. Изящно изогнутая фигура святого Петра изображена на золотом фоне. Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Привет, глэм, от которого пошла театрализация выступлений). По высказанному полвека назад мнению Дагоберта Фрея, грандиозные французские соборы свидетельствуют о том, что и во Франции развивались схожие представления об объемности в искусстве, позволяющие реалистично изображать предметы и пространство.
Стоит отметить, что прозрачный фон был распространен вплоть до середины XIV века. Однако само чешское зодчество того времени отличала здоровая изящная жизнерадостность, свободная от манерности и нервозного беспокойства, столь характерных для «пламенеющей» поздней готики, например, Германии.
Фигуры на картинах так называемого мастера из Мулена, в свою очередь, гораздо нежнее и изысканнее, чем у прованских живописцев, а цветовая гамма не столь насыщенна. Это свойство работ Парлержа характерно и для произведений Теодориха. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Для его улучшения сначала мастера пошли по пути утончения цветных стекол. В «Зерцале совершенства» (так называлось жизнеописание святого) кончина Франциска во дворце епископа Ассизи описана так: Св. Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах.
Замечательна композиция «Рождество Христово» мастера Вышебродского алтаря (ок. Оба типа дают почувствовать близость Богоматери и Христа изобразить Их любовь. Витраж Жака Кера отмечен несомненной печатью стиля Яна ван Эйка. Готический стиль в его чистом понимании или нео – готика.
Все это здание пронизано многочисленными ажурными окнами: оконные проемы целиком заполнили промежутки между несущими конструкциями, благодаря чему часовня превратилась в изысканную «стеклянную клетку». Патриарх Иаков, держащий в левой руке табличку со своим именем, а в правой — лестницу, ведущую на Небеса, принадлежит к ансамблю «Древа Иессея», т. е. к родословной Христа. Никольская башня была перестроена в готическом стиле в начале XIX в. Пример готических построек на территории Руси – Грановитая палата (1433 г. ), а также звонница Софийского собора (1439 г. ) Великого Новгорода.
Образ Гвидориччо интересен нам совмещением новаторства и архаики. Одеяния его ниспадают мягкими широкими складками. Интернациональная готика была придворным и международным стилем. Украшение светского помещения религиозной картиной, на первый взгляд, представляется странным, однако, такая традиция имела другие аналоги (Флоренция, Барджелло, 1306 г. ) Тема прославления Сиены продолжается и на противоположной стене, где можно видеть рыцаря Гвидориччо – героя военных походов Сиенцев на фоне ведуты – города Монтемасси (1333 г. ). Это понятие восходит к пророчеству Исаии: «И произойдет отрасль от корня Иессеева и ветвь произойдет от корня его» (Ис., 11, 1).
В этой манере расписывали резиденции благородных семей и называли помещения выполненные в этом стиле «зелеными комнатами». Они располагались на потолочных сводах и на стенах. Где именно были изготовлены роскошные кенигсфельденские витражи, неизвестно (возможно их создали мастера в Базеле). Лицо Карла IV отличается безусловной портретностью.
Варфоломея в Колине, достроенная уже в 14 в. и церкви зального типа с равновысокими нефами (церковь Святого креста в Йиглаве) и большой пятинефный храм Седлецкого монастыря. 1411-1416). Развивается жанр портрета.
Выделяются ранняя, зрелая и поздняя готика. Произошло поэтическое и философское осмысление средневековой художественной культуры9.
Вацлава в соборе св. Главным источником представления (разделяемого, правда, не всеми специалистами) о том, что ранняя нидерландская живопись принадлежит к 39готическому лагерю39, послужил репертуар форм использованный Рогиром ван дер Вейденом, – репертуар, который он заимствовал из реалистической эстетики ван Эйка с целью как можно теснее приблизить сюжетно-тематическую религиозную картину к средневековым литературным описаниям Страстей. Изящество женщин, оплакивающих Христа у подножия распятия, резко контрастирует с истерзанным телом Спасителя Богоматерь падает без чувств на руки своих сподвижников, являя тем самым чрезмерную человечность слуга помогает слепому копьеносцу. В более ранние эпохи в христианских храмах основным украшением служили фрески.
Помимо этого в готических романах часто присутствует что-то сверхъестественное (например, приведения, живущие в больших родовых поместьях) и мистическое. Центральной сценой цикла является витраж «Мистическое бракосочетание Святой Екатерины», характеризующийся особой изящностью фигур. Солнце, Луна, Земля, знаки Зодиака и четыре стихии олицетворяют Вселенную. Искусство витража быстро завоевало популярность также в Англии и в немецкоязычных областях, граничивших с Францией.
Результатом стал витраж «Поклонение волхвов» на северной стороне хора, оплаченный семейством Рингольтингенов. Фигура обрамлена колоннами и трилистником. Интереснейшие витражи находились в церкви доминиканского женского монастыря в Кельне. Внимательный анализ манеры выполнения всей группы работ показывает, что в создании алтаря участвовало несколько мастеров.
На длинной стене в среднем регистре можно видеть чудеса Христа, некоторые из которых являются прообразами его Страданий и воскресения (Чудо в Кане, Воскрешение Лазаря) Преображение и Вход в Иерусалим предваряют начало Страстного цикла, расположенного в нижнем регистре длинной стены. Обратимся к росписям Пьетро Лоренцетти в южном рукаве трансепта. Согласно позднейшим описаниям итальянцев Филарете и Вазари Фукэ пользовался большим уважением и получил заказ на создание портрета папы Евгения 4 (1431 – 1437) для церкви Санта-Мария сопра Минерва в Риме (ныне, к несчастью, утраченного).
Мадонна изображается здесь либо отдельно, либо со святыми. Структура цикла напоминает структуру Джоттовской капеллы дель Арена. С помощью гибкого мазка передан трепет чувств, пробегающих по лицу тонкая гамма оливково-бурых, коричневатых пепельно-серых оттенков моделирует форму лица старца и создает ощущение воздушности окружающей среды. Реометрические фигуры, окружающие центр (как правило, замковый камень) готического веерного свода, образуют своего рода живописное единство, основанное на абстрактной системе линий, отдельные мотивы которой сочетаются друг с другом в манере, близкой к итальянской. Хор собора в Туре, окна которого были остеклены в третьей четверти XIII века, все еще украшен по преимуществу полноцветными витражами. В капелле Св.
Не исключено, что и в этом случае роль посредника сыграл Авиньон. Готика воспринималась в ореоле романтической фантазии и таинственности.
Поражает также живописное новаторство Тржебоньского мастера. Постановление папы н папской курии предписывало считать этот стиль, как в отношении формы, так и в содержательном плане, единственно допустимым для религиозного искусства. 14 в. был создан ряд шедевров чешской настенной живописи. Среди культовых сооружений преобладали католические костелы.
Но как же охарактеризовать нидерландскую живопись этой эпохи. Важное место в церковной архитектуре того времени занимает прекрасный храм Марии Снежной. В живописи и скульптуре сюжеты все более тяготели к реальным, прорабатывались объемы и ярко передавались эмоции персонажей.
Несмотря на наличие уцелевших архаичных черт, мировоззренческий (концептуальный) характер романской живописи постепенно смягчается в результате того, что теперь художники начинают черпать больше вдохновения во внешнем мире, что проявляется в более тщательном воссоздании природы, в растущем интересе к выражению чувств и эмоций, а также к большей гуманизации образов. Были и другие формы клейм, внутри которых писались миниатюры – квадрат или четырехлистник (квадрифолий), вероятно, они также впервые появились в витражах, которые, в свою очередь, переняли их из готической архитектуры.
В этот период в Европе усилился интерес к Средневековью и его художественной культуре. Начинает возвращаться натурализм, который заложил основы развития Возрождения. Готический собор в Кутансе (Франция)В Италию готика пришла несколько видоизменённой, её так и называли: «итальянская готика». Однако ряд фресок имеет значительную художественную ценность.
Не исключено, что Скровеньи из тщеславия распорядился дать Святому Семейству в попутчики купцов, тем самым привлекая внимание к своей собственной профессии. К 20-м гг.
Последняя деталь характеризует этот иконографический тип как архаический. Некоторые из этих сооружений, церковь Матери Божьей в Данциге (1345—1503) и самое значительное кирпичное сооружение— дворец больших магистров в Мариенбурге (1276—1335), оказали большое влияние на строительство в Северо-восточной Польше. В 50—70-х гг. Иржи, росписи сакристии в Доулебах (Южная Чехия, около середины 14 в. ) и некоторые другие.
Первым решением стало деление пространства окон на сегменты. В 60-х гг. gotico (непривычный, варварский) и сначала использовалось в качестве бранного.
Именно так обстояло дело в случае с росписью капеллы дель Арена (капеллы Скровеньи) в Падуе. Христофора, переходящего с младенцем на плечах реку вброд) отличаются своеобразной исполненной грубоватой силы выразительностью движений, прорывающейся сквозь экстатически-беспокойный ритм общей композиции фресок. В левом окне помещено монументальное Коронование Марии, а в правом — Благовещение. Религиозные противоречия эпохи отчетливо воплотились в политическом противостоянии между двумя братьями – Людовиком 9 (1226 – 1270), который посмертно был удостоен звания rex exemplaris (образцовый король) и Карлом Анжуйским (1266 – 1285), проводившим политику экспансии и вовлекшим в свои интриги папство.
Общая программа залы имеет гражданско-мемориальное значение. Вита) создает несколько идеализированный и полный изящества образ абсолютного рыцаря. Французский историк искусства Луи Куражо в 19 веке ввел термин интернациональная готика для описания французской живописи эпохи Карла 6 (1380 – 1422) – и тем самым поместил эту живопись в общеевропейский контекст. Обезжириваем окна, протирая их тряпкой с раствором. Правда, фигуры святых, написанные им на оборотной стороне досок цикла «страстей Христовых», свидетельствуют о том, что и он не был чужд этих интересов, в какой-то мере преодолевая бесплотность форм, свойственную средневековой готической живописи.
Благовещение из Экса, написанное по заказу торговца сукном Пьетро Корпиви около 1445 года, несет следы влияния братьев ван Эйк (особенно в том, что касается реалистических деталей), но также содержит в себе прованские или итальянские черты (к примеру интенсивное использование света). Не забываем, что у нас задача придать комнате готический вид. Якуба в Кутной Горе). Это желание 39увидеть как можно больше39 (или, точнее, желание рассмотреть евангельские сцены в самых мельчайших подробностях) отразилось как в непосредственных религиозных переживаниях, так и в характерном для той эпохи ощущении близости религиозного опыта к повседневной жизни. Магистрали ориентировались на главную площадь и на городские ворота. В ходе Столетней войны между Англией и Францией (1339 – 1453) оба государства были опустошены и пришли в упадок.
Формально в росписи диптиха — основной формы домашнего алтаря, предназначенного для частных обрядов и молитв, — художественное пространство поровну делили между собой донатор со святым на одной створке и Богоматерь — на второй. Наумбургский мастер работал в стиле начального периода зрелой готики, характерном для восточных областей Франции (к примеру, для Реймса). Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Строительство таких сооружений требовало особого подхода, по сравнению с деревянными.
Не следует забывать, что решающую роль в этом изобретении сыграли ранние франко-фламандские иллюстрации к рукописным книгам и творчество Робера Кампена (Флемальского мастера). Самым значительным из них является известняковый рельеф с Малостранской башни моста Юдифи (вторая четверть 13. ), посвященный светскому сюжету: клятве вассала на верность сюзерену.
Женщина в элегантном одеянии, обозначающая зодиакальный знак Девы, сочетанием хрупкого изящного тела с крупной головой напоминает изображения блудного сына с буржского витража, однако цветовая гамма, в которой она выдержана, сближает ее, скорее, с шартрским витражом «Святой Евстафий». Франциска. чтв.
Первым признаком смены стиля стали витражи работы мастера Каронуса (мэтра де Сен-Шерона), а также композиции из цветного стекла, украсившие окна трансепта в Шартре. Весь 14 век был эпохой потрясений и переворотов. Предполагают, что мастер «Святого Евстафия» приехал в Шартр с севера Франции, возможно из Сен-Кантена. Чешская же культура той поры полна еще огромной свежести нерастраченных сил.
Антония, Онуфрия и др. ). 1350).
Верхняя капелла Сент-ШапельПочему именно Франция. Правда, в 14 веке они все еще не обрели независимости от религиозной тематики. Витраж с восточного окна собора в Эксетере украшен великолепной фигурой пророка Исаии. На торцовой стене под сценой избиения Вифлеемских младенцев можно видеть большое «Распятие».
Для Хёйзинги произведения ван Эйка и его последователей – это зрелые плоды духа Средневековья, неустанно стремившегося воплотить всякий образ в красках как можно более осязаемо и материально. Немалое значение для единства городского облика имело то обстоятельство, что ряд важнейших сооружений был воздвигнут замечательным зодчим и скульптором Петром Парлержем (1330—1399) и его учениками. Цветовая палитра готических витражей стала богаче и красочней. На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры.
По-видимому, работа над Распятием завершилась незадолго до этого события. С упадком империи Гогенштауфенов сформировалось множество мелких независимых государств, а в ходе этого процесса набрал силу средний класс. Позу ее отличает характерный Я-образный изгиб свободно ниспадающие складки одежды скрывают плотные, округлые формы тела. Франциску на Страшном Суде также уделяется особая роль.
Выдающимися образцами этого стиля являются Королевское окно в хоре собора Эвре (1390 — 1400) и большое окно в приемной люнебургской ратуши (ок. Именно по этой причине, утверждает Перриг из двух икон «Богоматерь на престоле» работы Джотто и Дуччо более достойной была признана последняя.
Живописное изображение как бы ориентировалось на вербальные метафоры: художник 39переводил39 сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. Интернациональная готика была придворным и международным стилем. Витражные окна преломляли свет таким образом, что в храме создавалась специфическая атмосфера, благоприятствовавшая возвышенному состоянию духа. Однако Рождество Христово было написано значительно позже, в середине 14 столетия. В Daia Secuiascaдекор хора приходской церкви (1501-1516) включает маски, гротеск, человеческие фигуры, блазоны.
Как и на описанной выше панели с изображением Богоматери с витража «Святая Гертруда», фон заполнен синим ромбовидным орнаментом, оттеняющим архитектурное обрамление поля, которое, в свою очередь, окружено бордюром с натуралистическим лиственным орнаментом. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Да и яркая цветовая гамма миниатюр французских манускриптов (красный, синий и оранжевый цвета) также появилась не без влияния витража. Получали их отливкой по шаблону. С основанием в 1296 году Ганзейского союза в Любеке, к которому вскоре присоединился ряд других городов в Германии и на побережье Балтийского моря, начался экономический подъем, благодаря которому укрепился торговый класс во многих североевропейских городах.
В Германии фламандское влияние продвигает Петер Геммель и его мастерская в Андлау. В «Святой Гертруде» балдахин дарохранительницы стилистически имеет много общего с таким же элементом на готическом витраже изображавшем Арбогаста. В трактовке человеческих лиц, входящих в композицию «Положения во гроб», значительно сильнее, нежели в передаче тел, отражен интерес художника к реальному облику людей.
Быть может, король заказал его по случаю своей коронации в 1377 году. На витраже из собора в Бурже изображено начало притчи о блудном сыне. Эта новая художественная концепция религиозной обрядности и культа послужила отправной точкой для развития жанра портрета в европейской живописи.
Они украшают окна нижнего и верхнего яруса. Никодимом – человеком, погребавшим Спасителя.
Немецкая готика распространилась на Западе и Севере Польши. В рукописях второй половины XIII века характерной чертой стал бордюр, обрамлявший поле листа. Согласно позднейшим описаниям итальянцев Филарете и Вазари Фукэ пользовался большим уважением и получил заказ на создание портрета папы Евгения 4 (1431 — 1437) для церкви Санта-Мария сопра Минерва в Риме (ныне, к несчастью, утраченного). На ветвях «Древа Иессея» изображались предки Богоматери и Христа, а по бокам его — пророки и патриархи. Витражисты заимствовали у него принципы моделировки фигур, объединив их с элементами «угловатого» стиля.
Минусом явилась трудность восприятия получившегося множества достаточно мелких сцен. От единственной значительной работы того периода – созданного в 1263 – 1267 годах цикла фресок из Королевского зала Вестминстерского аббатства – почти ничего не сохранилось. Святой на пьедестале изображен максимально живо и реалистично.
Наиболее ярким утверждением метода Теодориха явился огромный ансамбль написанных на дереве картин (всего 129 досок), сплошь, от низкой панели и до потолка, заполняющих три стены карлштейновской часовни Святого креста. Фигура Мадонны изящна и тонка. Такой же асимметричный ритм можно обнаружить и в безумных сводах хора собора в Линкольне. К сожалению, росписи были безжалостно испорчены в разное время реставраторами. Эти перемены можно проследить на примере витража, украшающего западный хор собора в Наумбурге (после 1250).
Фигура обрамлена колоннами и трилистником. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Представление о характере серии могут дать изображения св.
13 столетия был воздвигнут в монастыре Златой Коруны четырехнефный храм.
Исаия стоит в изящной позе, слегка изогнув торс и указывает правой рукой на свиток (с цитировавшимся выше пророчеством о «Древе Иессея»), который держит в левой руке. В особенности хорошо сохранилась украшенная скульптурой предмостная башня со стороны левого берега.
Обилие флоральных мотивов в такой живописи связываются с вердюрами в шпалере.
Произведение несет на себе заметный отпечаток стиля Яна ван Эйка. Переход от романской живописи к готической вовсе не был гладким и незаметным. Как и в Эвре, в других двух секциях изображены святые покровители донатора и его супруги.
Это движение отражало протест народных масс против всей системы феодального общества. Раскрашенная же статуя Вацлава (часовня св.
Здесь можно видеть страстной цикл и отдельные эпизоды жития св. Это одна из старейших сохранившихся гражданских построек Руси. В Средние века задачу компоновки отдельных мотивов в крупное полотно (т.
Внизу размещены сюжетные сцены, а вверху все предки Христа.
Маэста – изображение тронной Богоматери с Ангелами и Святыми. «Красивой комнате, предназначенной для радостей и наслаждений, для жизни без войн и раздоров». Драпировки такого рода встречаются на раннеготических витражах вплоть до 30-х годов XIII века и представляют собой отличительную особенность так называемого стиля «плоских складок» или «классицизирующего» стиля. Вот таким образом выражение художники эпохи треченто не следовало бы использовать в привычном нам узком смысле: имело бы смысл расширить его так, чтобы в данную категорию включались и некоторые мастера 15 века (например, Фра Анжелико или Пизанелло). Это художник-гуманист, передовой представитель своей эпохи, который прокладывает пути к новому, реалистическому пониманию человека.
Богоматерь Маэста (зачастую в типе Одигитрии) показывает царственность Мадонны. В первую очередь на ее развитие повлияла живопись Сиены, Франции, Кельна и Богемии. Франциска от мира дала возможность в западной традиции сопоставлять его со Христом. В этой манере расписывали резиденции благородных семей и называли помещения выполненные в этом стиле «зелеными комнатами». Благовещение из Экса, написанное по заказу торговца сукном Пьетро Корпиви около 1445 года, несет следы влияния братьев ван Эйк (особенно в том, что касается реалистических деталей), но также содержит в себе прованские или итальянские черты (к примеру интенсивное использование света).
В ходе недавних исследований было выдвинуто предположение, что фрайбургский витраж «Древо Иессея» был создан в одной из маасских мастерских, где зародился классицизирующий стиль в скульптуре. В качестве примера можно привести росписи зала Баронов в Кастелло ди Манта близ Салуццо. Соотношение вертикалей и горизонталей в них относительно уравновешено. Сначала восстановили монастырский хор, затем — капеллу за главным алтарем (капеллу Святой Троицы).
Однако Рождество Христово было написано значительно позже, в середине 14 столетия.
В своем знаменитом трактате о живописи (1436) Альберти описывает технику живописи с линейной перспективой – ключевую особенность ренессансного искусства. По воскресеньям в нём проходили мессы.
Объемность трона Богоматери и частично перекрывающие друг друга фигуры центральной секции — первые робкие признаки тенденции к передаче пространства в живописном изображении. Эта программа включает несколько сотен сцен и охватывает всю историю мира от Сотворения вплоть до прибытия в Париж процессии со священными реликвиями Страстей Христовых, которые приобрел для Сент-Шапель Людовик IX (1236 — 1270). Последнее (особенно в тех случаях, когда высота всех трех нефов была одинаковой или почти одинаковой) усиливало впечатление мощи главного пространства центрального нефа и придавало всему интерьеру зальный характер (трехнефный собор св.
Строго говоря, эта особенность отличает и творчество Яна ван Эйка. Крупнейшие английские соборы (в Солсбери, Йорке и Линкольне) и Вестминстерское аббатство были украшены преимущественно витражами в технике гризайль — иными словами, монохромными орнаментальными пластинами стекла наподобие тех, какими, по идеологическим соображениям, ограничивались в декоре оконных проемов цистерцианцы. Все улицы расходились от паперти. Сюжет зависит от Вашего восприятия готики – кладбищенский пейзаж или сюжет из библейской истории или рыцарского романа. Вместе с «Библейским витражом» из доминиканского монастыря в Кельне, позднее перенесенным в собор, это произведение олицетворяет окончательное торжество французской зрелой готики в прирейнских землях. Религиозные противоречия эпохи отчетливо воплотились в политическом противостоянии между двумя братьями — Людовиком 9 (1226 — 1270), который посмертно был удостоен звания rex exemplaris (образцовый король) и Карлом Анжуйским (1266 — 1285), проводившим политику экспансии и вовлекшим в свои интриги папство.
Но если даже с финансами туго – не беда, можно найти и бюджетный вариант. Это не проблема.
Цветная вставка в центре составляет 50 высоты окна. А на сводах церкви Goganvarolea (1501-1520) сохранились настоящие шедевры средневекового искусства с элементами стиля возрождения, с растительными мотивами и элементами религиозных и мирских тем. Название, граничит с первыми словами песнопения Богородицы, составленное Ей Самой, «Величит душа Моя Господа». была выполнена композиция «Маэста» : Мадонна на троне в окружении ангелов и святых.
В литературе средних веков тема любви и молодости всегда граничит с темой смерти. Возможно, причиной тому стало мирское тщеславие. Противоположная стена (XV в. ) занята обширным ветхозаветным циклом и включает также композиции «Коронация Мадонны» и «Теологическая космография».
Вот таким образом выражение художники эпохи треченто не следовало бы использовать в привычном нам узком смысле: имело бы смысл расширить его так, чтобы в данную категорию включались и некоторые мастера 15 века (например, Фра Анжелико или Пизанелло). На его картине Неопалимая купина, центральной створке триптиха, созданного около 1476 года для церкви Сен-Совер в Экс-ан-Провансе, по обе стороны холма раскинулся обширный пейзаж, перспектива которого передается в основном тонкими градациями цвета. Никола Фроман (ок. На завитках орнамента, вынесенного на поля, а также на горизонтальных линиях обрамления художники помещали небольшие фигурки и сцены назидательного, комического или жанрового характера. Строительство соборов в Бурже и Шартре началось в 90-е годы XII века. Шпалеры сохраняют плоскостное изображение, подчёркнутую двухмерность пространства миниатюр «Комментария». Интересна фигура святого Арбогаста, которую можно видеть на третьем окне северной стены. Католический собор в центре Парижа, географический и духовный центр французской столицы.
Герой библейской притчи представлен здесь в облике типичного аристократа XIII века. Идея росписи трансепта в целом состояла в смысловой симметрии. Сюжет о блудном сыне изображен, например, в соборе в Бурже. Мягкий стиль (Пиндер) интернациональная готика (Куражо) и придворное искусство рубежа 14 – 15 веков (Бялостоцки) – все это обозначения европейского стиля в скульптуре и живописи, характеризующегося плавными, текучими складками одежд изящными, вплоть до стилизованности, движениями и чрезвычайно реалистичным богатым декором. Здесь отдается предпочтение иконографическим типам Одигитрия (Богоматерь держит на коленях Богомладенца и указывает на Него молящимся, как бы показывая Путь Жизни, – «Одигитрия» значит «путеводительница») и Галактрофусса или Млекопитатательница. Фреска – на это нужно обратить внимание. Образы св. Попытка передать движение младенца, протягивающего ручку к лицу матери, придает всей группе новый для чешской скульптуры оттенок некоторой интимности и лиричности, в известной мере предвосхищающей те тенденции, которые развились в скульптуре и живописи во второй половине века.
Данный тип позднее использовался в романской пластике и получил название Volto Santo. Из-за многообразия музыки, сложно составить точное описание исполнителя готической музыки.
Более поздний вариант раннеготического стиля отражен во фрагментах витража, первоначально украшавшего позднероманский собор во Фрайбурге-им-Брайсгау (1509), перенесенного на окно позднеготического хора, а затем — на окна южного фасада трансепта. Неоготический стиль ярко проявился в императорской резиденции в Царицыно (1776—1796) в Москве— наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе12. Это придавало подобным сооружениям суровый, мужественный характер.
Чисто светская готическая живопись также имеет свои особенности. В результате первыми отошли от удлинения фигур мастера, работавшие над «Канониками из Лаоша» (1260 год). Франциском.
Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. Около 1480 года в возведенной на тот момент части церкви остеклили окна. Неоготика («новая готика») возникла в Англии в 40-е годы XVIII в. – это было возрождение форм и конструктивных особенностей средневековой готики. В начале XIX в. появился термин «готический роман», который обозначал литературный жанр эпохи романтизма (литература тайн и ужасов, действие в таких произведениях часто проходило в «готических» замках или монастырях). В 1980-е годы термином «готика» начали обозначать музыкальный жанр («готический рок»). 1435 – ок.
Над убранством этого собора работал величайший скульптор того времени. Окна были узкими и невыразительными.
Наконец, эту конструкцию укрепляли тонкой арматурой и вставляли в оконную раму. И его одежда и положение верхом на коне и одежда и атрибутика охотника позволяют каждому пришедшему в храм увидеть в изображении личные ассоциации. Иллюзионизм и вещность художников Сиены проявляется в том, что зачастую ретабль – резной заалтарный образ – мог имитироваться средствами живописи на стене.
1485), наряду с Ангерраном Картоном, — крупнейший представитель авиньонской школы. Во Франции многие витражи также погибли во время Столетней войны (1337 — 1453) и религиозных войн XVI века. Так, в английском соборе Кентербери в 1174 году случился большой пожар. К концу XIV столетия художественные стили, преобладавшие в двух важнейших центрах витражного искусства — Париже и Праге, — во многом сблизились между собой и в результате, как это уже случалось на рубеже XIII — XIV веков, на заре XV столетия сформировался интернациональный стиль, который историки искусства называют «мягким стилем» или «интернациональной готикой». И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой.
А витражи в аббатстве Сент-Уэн в Руане (1325-1338 годы) представляют собой образцы уже утвердившегося и стандартизированного использования бесцветного стекла. Вместе со стоящим рядом святым Дионисием король обращен лицом к Богоматери. Создавая атмосферу окрашенной воздушной среды, витраж воспринимался как источник света. Он изображен коленопреклоненным в небольшой, перекрытой сводом часовне.
Репертуар сюжетов и мотивов обогатился. Франциск лежит на ложе, покрытом мешковиной. Стены.
Но против такой гипотезы найдется множество возражений. франкфуртский «Райский сад»). Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Наиболее характерны в этом отношении «Положение во гроб» и «Моление о чаше».
Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. Многие из перечисленных святых, представленных Симоне Мартини в капелле Св. Самые знаменитые мастерские по изготовлению часословов находились в Париже. Кому поклонялся Шевалье в этой модной кукле (как называет эту Мадонну Йохан Хёйзинга) – Матери Божьей или своей возлюбленной.
Марии в Biertan обрамленной гротеска-ми и мотивами взятыми с гравюр. При герцоге Альбрехте II Австрийском хор в стиле зрелой готики был наконец достроен и в 1340 году освящен. Самые важные примеры этой орнаментальной программы сохранились на внутренних стенах культовых сооружений.
Но как же охарактеризовать нидерландскую живопись этой эпохи. Конечно, нидерландский натурализм несопоставим с флорентийскими экспериментами в области перспективы. Образцом послужили миниатюры X века из «Комментария к Апокалипсису» Беатуса из Льебаны. В центре этого витража, разделенного на четыре секции, помещена фигура монарха. Лучше всего одну стену предназначить для фрески, а остальные оклеить обоями.
Однако некоторые из них (например, огромное изображение св. На витраже «Святая Гертруда» Богоматерь стоит под дарохранительницей, балдахин которой чрезвычайно похож на тот, что венчает страсбургский витраж с изображением святого Арбогаста. Возникают крупные мануфактуры в Париже, позднее в Аррасе5. Это обеспечивало прекрасное освещение, позволявшее продемонстрировать все пышные детали ранней английской готики и пришедшего ей на смену «украшенного» стиля. Чаще всего он женский, как в симфоник-роке, но часто применяется эффект «красавицы и чудовища» – лирический и мелодичный женский голос вместе с грубым мужским гроулингом.
Сиена – центр гибеллинской культуры – была пронизана духом рыцарства. Такие статичные и как бы «неприступные» иконографические типы как Оранта и Никопея, характерные для Византии, не прижились в Сиене. На иллюстрации к Псалтыри Робера де Лиля (до 1339) изображено "Колесо десяти возрастов человека" со всеведущим Богом в центре. Свое главенствующее место в убранстве готического храма витраж занимал постепенно. Главным источником представления (разделяемого, правда, не всеми специалистами) о том, что ранняя нидерландская живопись принадлежит к готическому лагерю, послужил репертуар форм использованный Рогиром ван дер Вейденом, – репертуар, который он заимствовал из реалистической эстетики ван Эйка с целью как можно теснее приблизить сюжетно-тематическую религиозную картину к средневековым литературным описаниям Страстей. Примечательны «шпалерные» росписи стен изображающие сцены охоты и рыбной ловли, выполненные под руководством Маттео Джованетти.
Людовик Французский – король Франции и хранитель св. Не исключено, что он был донатором этого витража. Много акустических струнных инструментов вроде виолончели, гитары или скрипки. Абсолютно иной характер носит изящная по силуэту деревянная статуя стоящей Мадонны из Стракониц (около 1350 г., Национальная галлерея).
Франциск, – ибо все это сделают во славу Божию». Цикл витражей, сопоставимых по качеству с композициями из Сент-Уэн и Эвре, был создан в 1325/1330 — 1340 годах для хора церкви аббатства в Кенигсфельдене (Швейцария). Уже отмечалось, что внешность и жесты изображенных здесь фигур, равно как и складки одежды, позволяют предположить влияние богемских, а возможно и кельнских мастеров.
В центре её Богоматерь. В записи, которую вскоре после смерти Фукэ в 1480 году сделал Франсуа Роберте, секретарь Пьера 2 де Бурбона, упоминаются миниатюры, выполненные по заказу Людовика 9 (1461 — 1483). Блудный сын имеет внешность средневекового аристократа. На юге, в районе Кракова, доминировала готика французского типа. И даже прекрасные сооружения позднейшего барокко лишь оттеняют своими куполами и закругленными фасадами торжественно устремленный ввысь лес готических башен и колоколен «стобашенной Праги». Непропорционально крупные, словно высеченные из камня фигуры Девы Марии и ангела изображены в готическом храме.
В классическом труде Осень Средневековья (1919), посвященном рассматриваемому здесь периоду культурной истории Северной Европы, голландский историк Йохан Хёйзинга утверждает, что необходимо вернуться к первоначальному исходному значению термина Ренессанс (который, как и термин Средневековье, отнюдь не является обозначением конкретного исторического периода имеющего четко выраженные начало и конец). Известно, что Генрих 3 (1216 — 1272) приглашал ко двору в Вестминстер итальянских и французских художников. Великая сила отречения св. Над тремя стрельчатыми порталами входов расположены скульптурные панно с эпизодами из Евангелия. Центральный и два боковых портала Собора Парижской Божьей МатериНад центральным входом помещено изображение Страшного суда. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.
На верхнем тимпане – Христос и два ангела с двух сторон. Двери украшены коваными рельефами. Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (отдельные статуи фантастических существ). Химер поставил реставратор – архитектор Виолле-ле-Дюк. Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора также добавлен реставратором вместо разобранного в 1786 г. Его высота – 96 м. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. Образы времен года и трудов, связанных с месяцами, символизируют течение времени. В росписях зала баронов этот конфликт снят, хотя он и является традиционным. К своей мечте об идеальном доме художник шел целых одиннадцать лет: пять лет потребовалось на то, чтобы приобрести в собственность несколько соседних квартир, а затем в течение шести лет шел ремонт. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Об этом напоминает кавалькаде охотников Макарий Египетский, указующий на отверстый гроб.
В нижней зоне каждой из трех композиций изображены коленопреклоненные донаторы и их гербы. Особое распространение получил иконографический тип «Мадонны Мизерекордии» («Добросердечной») – покровительницы монахов – в сочетании с образом Распятия. Резкий перелом в отношении к готике произошёл в XVIII и особенно в XIX веках.
На иллюстрации к Псалтыри Робера де Лиля (до 1339) изображено «Колесо десяти возрастов человека» со всеведущим Богом в центре. Строился с 1163 по 1345 гг. В 14 в. углубились противоречия между феодальной верхушкой и крестьянством и ремесленниками обострилась борьба чешского населения против немецких элементов (В 12—13 вв. Святой Арбогаст повернут в профиль и стоит на пьедестале. Идеальный вариант заменить окна, на соответствующие готическому стилю.
Прокопа в Тршебиче, сочетающие романскую по типу галлерею и полукруглые абсиды боковых нефов с готической каркасной конструкцией сводов. Но в отличие от современных ужасов, в готике они более «мягкие» и «приятные». Тема долготерпения в болезни в момент духовных испытаний возникает в сюжетах из Иова. Самым значительным представителем французской живописи 15 века считается Жан Фукэ. Витражные иллюстрации к житию и деяниям царицы Есфири выполняли аналогичную функцию применительно к французским королевам. Но это не так. (Джотто – художник, работавший в промежутке между двумя готическими волнами итальянского ренессансного искусства).
Сюжетной основой произведения явилась библейская цитата с пророчеством Исаии: «И произойдет отрасль от корня Иессеева и ветвь произойдет от корня его». И здесь могучее тело библейского персонажа облегают мягкие, струящиеся складки драпировки.
И самый готический стиль из всей готической музыки – готик-метал или готический металл. Репертуар сюжетов и мотивов обогатился. После обжига куски стекла выкладывали на деревянную панель с эскизом и скрепляли свинцовыми полосками длиной около 60 см, с профилем имеющим форму положенной на бок буквы «Н». В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры— здание лютеранской церкви (конец XIXв. ), Нижняя Тура Земское училище. Цикл «Древо Иессея», таким образом, представляет собой родословную Христа. Не следует забывать, что решающую роль в этом 39изобретении39 сыграли ранние франко-фламандские иллюстрации к рукописным книгам и творчество Робера Кампена (Флемальского мастера).
Французы также стремились ее разрешить. В своем знаменитом трактате о живописи (1436) Альберти описывает технику живописи с линейной перспективой – ключевую особенность ренессансного искусства. Искусствоведы выделяют раннюю, зрелую и позднюю готику. Строго говоря, эта особенность отличает и творчество Яна ван Эйка. В композиционном плане произведение перекликается с эврским, так как состоит из четырех сегментов.
В качестве примера светской монументальной живописи можно привести росписи Маппамондо в палаццо Публико в Сиене, выполненные Симоне Мартини – автором росписей нижней церкви Сан Франческо в Ассизи и автором «Благовещения» алтаря Сан Анзано 1333 г. Название Маппамондо переводится как «Карта мира». Троицы в Ровище (Хорватия)На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры: иллюстрировались рукописи, создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. В то время значительно увеличилось количество картин, декоративных предметов, которые заказывали не служители церкви и не правители, а обычные люди хорошего достатка.
Иконографическая схема и набор святых «Маэсты» Мартини повторяет идеи «Мадонны Руччелаи» Дуччо. Барна принадлежит второй волне, ознаменовавшей эпоху после чумы 1328 года. В идеальном варианте фреска должна имитировать форму готического помещения в его верхней части – стрельчатая арка.
«Христос в Гефсимании» – композиция, отличающаяся большой выразительной силой. Елизаветы, кормящей нищего с ложки и полного суровой энергии св. Подготовительные рисунки были выполнены миниатюристом Эннекеном из Брюгге. Перед каждой группой – животное, символ евангелиста: лев – символ Марка, бык – Луки, орел – Иоанна и ангел – Матфея. Большая часть витражей выполнена в середине XIX в. Главный витраж (роза) над входом в собор частично сохранился от средних веков (9, 6 м в диаметре).
Франциска. В классическом труде 39Осень Средневековья39 (1919), посвященном рассматриваемому здесь периоду культурной истории Северной Европы, голландский историк Йохан Хёйзинга утверждает, что необходимо вернуться к первоначальному исходному значению термина 39Ренессанс39 (который, как и термин 39Средневековье39, отнюдь не является обозначением конкретного исторического периода имеющего четко выраженные начало и конец). Ни имен, ни биографий их создателей история не сохранила. Университет принял чешский национальный характер.
Об английской живописи 13 века остается судить на основе нескольких фрагментов заалтарного образа в Вестминстере. Вацлава и жизни Карла IV. Наоборот именно теперь в ней достигли своего наивысшего расцвета городская жизнь, ремесла, торговля.
Он восседает на серой лошади и держит на запястье ловчего сокола. Одним из выдающихся произведений позднего Средневековья, сравнимым с лучшими образцами фресковой живописи, является серия шпалер на сюжеты Апокалипсиса, так называемый Анжерский апокалипсис (1370—1375), созданная по заказу Людовика I Анжуйского.
Облик и жесты святого Себастьяна связывают его со статуями донаторов в западном хоре, однако моделировка складок одежды и такая характерная деталь, как скрещенные ноги, остаются всецело в традиции «угловатого» стиля и его романских истоков. Афанасия на Афоне, где кроме Страшного Суда можно видеть св. Так на восточных стенах и северного и южного рукавов трансепта располагались изображения Мадонн со святыми и «Распятие». Чувство печали, нежности, любви с исключительной силой выражены в его искусстве. Если говорить конкретнее, то такие детали картины, как вол и осел, ветхая крыша и мраморная колонна (символизирующая опору Церкви Христовой), указывают на круг Рогира ван дер Вейдена. XIV века).
В результате убранство собора пополнилось искусными витражами в стиле "Готика". В классическом труде Осень Средневековья (1919), посвященном рассматриваемому здесь периоду культурной истории Северной Европы, голландский историк Йохан Хёйзинга утверждает, что необходимо вернуться к первоначальному исходному значению термина Ренессанс (который, как и термин Средневековье, отнюдь не является обозначением конкретного исторического периода имеющего четко выраженные начало и конец). К ним должны быть отнесены: цикл фресок из замка Индржихов Градец (1338) на тему легенды о св. Одно из этих окон украсил великолепный витраж Распятие, выполненный по заказу кардинала-архиепископа Лионского Карла де Бурбона. 1485), наряду с Ангерраном Картоном, – крупнейший представитель авиньонской школы.
Цветы впервые появляются на картинах под ногами святых и ангелов. Реометрические фигуры, окружающие центр (как правило, замковый камень) готического веерного свода, образуют своего рода живописное единство, основанное на абстрактной системе линий, отдельные мотивы которой сочетаются друг с другом в манере, близкой к итальянской.
Лучшая из этих работ — «Пассионарии аббатисы Кунгуты».
Этим фактором был заказчик-донатор. Однако скульптурные образы последнего отличаются большей утонченностью. Но намного интереснее в готическом роке вокал. В DaiaSecuiascaдекор хора приходской церкви (1501-1516) включает маски, гротеск, человеческие фигуры, блазоны. Иконография Мадонны в Сиене отличается от Византийских предпочтений. И все же в Чехии готическая художественная культура (особенно начиная со второй половины 14 в. ) и в первую очередь изобразительное искусство, была отмечена гуманистическими и реалистическими тенденциями не в меньшей мере, чем в самых передовых европейских странах, за исключением Италии.
Франциска.