Готическая живопись отличается специфической композицией, обилием цветов и оттенков, динамичностью изображения, напряженностью сюжета. Реферат по дисциплине Культура и искусство на тему: Готическая живопись понятие и виды, классификация и структура, 2016-2017, 2018 год. Готическая живопись являлась главным звеном в культурном процессе работам этого стиля, наполненным одухотворенностью и величием, присуще неповторимое, своеобразное эстетическое обаяние. Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре.
Витраж – одно из основных направлений готической живописи. Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. Собор был и главным средоточием готического изобразительного искусства – скульптуры и живописи (преимущественно в виде витражей).
В готическом соборе исчезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу — живописному изображению из скреплённых между собой цветных стёкол, помещённому в проём окна. Интернациональная готическая живопись схожа с иконописью – особенно, наличием золотого фона, прописями золотом.
Это явление называют «романтикой масштаба» в готическом искусстве. Переход от романской живописи к готической вовсе не был гладким и незаметным.
Ко второй половине XIV века относятся композиции «Распятие», «Воскресение», «Уверение Фомы» и «Вознесения» на короткой торцовой стене (восток), а также цикл «Триумфа Смерти», помещенный на боковой длинной стене (юг) в такой последовательности: «Триумф», «Страшный суд», «Адские муки», «Жизнь анахоретов» (то есть пустынников: Макария и Марии Египетской, преп. Одежды узкие, сковывающие движения, удлиненные, волочащиеся по полу. Вокруг него затем сформировалась «готическая субкультура». Так что с некоторой долей уверенности можно сказать, что готика скорее жива, чем устарела или мертва.
Они были разрушены во время пристроек боковых капелл в 1300 г. Трансепт (поперечное помещение, пересекающее главный неф и образующее с ним форму латинского креста) в раннем XIV веке были заполнены циклами детства и Страдания Христа. Каждое окно состояло из серии фигурных композиций, заключенных в медальоны. Недаром один из писателей того времени называл Париж, куда съезжались из других стран ученые, художники и все жаждущие просвещения, «источником, орошающим круг земли». gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) и сначала использовалось в качестве бранного. В этом и заключалась совершенная революция.
Их отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер. Характер одежды строго соответствовал сословным различиям. Французы также стремились ее разрешить. Людовика (1270, Париж, Лувр) многофигурные композиции обрамлены одним мотивом готической архитектуры, что придает стройность повествованию.
Один из его учеников говорит: «Это изможденное тело, покрытое только холстом, будет осенено балдахинами и шелковыми покровами». На одной из стен в 1315 – 16гг., 1321г. Простым языком можно назвать это «готика по-богатому». Для простого зрителя такие картины выглядят как нечто среднее между обычной картиной и средневековой иконой.
В основном нефе находилось два параллельных цикла: Христологический и Францисканский. Интерьерные сцены Благовещения и Принесения Младенца Христа во храм изображены в разрезе великолепных архитектурных сооружений, благодаря чему библейские события воспринимаются так, как если бы они происходили на сцене средневекового театра. В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Здесь сохранилось около двадцати замков (см.
По воскресеньям в нём проходили мессы. Украшающие алтарь и алтарные обходы живописные композиции поздней готики, выполненные в технике темперы или цветные рельефы также отличались яркостью красок. Значительное распространение готического искусства имело в городах немецких колонистов. Долгое время «готическим» именовали вообще все средневековое искусство и только к концу XIX в. – его поздний период, отличавшийся яркостью оригинального художественного стиля. Часто говорят о том, что «цвет Готики фиолетовый».
И снова готический стиль был оттеснен на задний план. Эта схема впоследствии станет классической для больших соборов на территории Франции. Он высится над городом, как огромный великолепный корабль. В поздней Готике эта тенденция усиливается.
На длинной стене в среднем регистре можно видеть чудеса Христа, некоторые из которых являются прообразами его Страданий и воскресения (Чудо в Кане, Воскрешение Лазаря) Преображение и Вход в Иерусалим предваряют начало Страстного цикла, расположенного в нижнем регистре длинной стены.
Отличительной чертой готической живописи в Испании является изменение и развитие предшествующих ей романских форм, в сочетании с влиянием зарубежных школ живописи (французской и итальянской), а также своеобразие использования мудехарских декоративных элементов. Несомненно, роль итальянского фактора в формировании этого стиля была велика. Выбор святых обусловлен именами небесных покровителей знатнейших фамилий.
Резиденция состоит из Большого дворца, «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Ярким примером готического искусства является «Гентпский алтарь», авторами которого стали братья Ван Эйк. Лик Спасителя просветленный и радостный. Средоточием духовной жизни стал городской собор. Противоположная стена (XV в. ) занята обширным ветхозаветным циклом и включает также композиции «Коронация Мадонны» и «Теологическая космография».
Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. В качестве примера светской монументальной живописи можно привести росписи Маппамондо в палаццо Публико в Сиене, выполненные Симоне Мартини – автором росписей нижней церкви Сан Франческо в Ассизи и автором «Благовещения» алтаря Сан Анзано 1333 г. Название Маппамондо переводится как «Карта мира». Но война прошла и женщины опять начинают проявлять интерес к декоративной косметике.
Слово происходит от итал. Тело драпировали тяжелыми тканями, которые плотным мешком скрывали фигуру. Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Изменяется трактовка традиционных образов. Зрелый стиль французской Готики XIII в., времени правления Людовика IX Святого иногда называют «стилем Людовика IX» или «высокой Готикой Иль-де-Франс».
Изящно изогнутая фигура святого Петра изображена на золотом фоне. Основной принцип работы конструкции: свод не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры (нервюра – выступающее ребро готического каркасного крестового свода) на колонны (столбы).
Роняющая разорванные скрижали Завета Синагога с завязанными глазами трагична. Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVIв. ) в старом городе, но самое главное— единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году. Для его создания на живот накладывали небольшие простеганные подушечки – босы.
Итальянский художник А. Лоренцетти изобразил на стене собственного дома в Сиене «Аллегорию доброго правительства». Отличительными чертами готического стиля в живописи является особый принцип изображения распятого Христа. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше – вплоть до XVI века. В начале XIX века термин «готический роман» стал обозначать литературный жанр эпохи романтизма – литературу тайн и ужасов. Шпалеры сохраняют плоскостное изображение, подчёркнутую двухмерность пространства миниатюр «Комментария». Четыре композиции короткой стены связаны с событиями после Распятия, среди которых можно назвать «Сошествие во ад» и «Вознесение». При этом Рождество Христово было написано значительно позже, в середине 14 столетия.
Неоготика («новая готика») возникла в Англии в 40-е годы XVIII в. – это было возрождение форм и конструктивных особенностей средневековой готики. В начале XIX в. появился термин «готический роман», который обозначал литературный жанр эпохи романтизма (литература тайн и ужасов, действие в таких произведениях часто проходило в «готических» замках или монастырях). В 1980-е годы термином «готика» начали обозначать музыкальный жанр («готический рок»). В Сиене, согласно Перригу, византийский стиль считался официальным и находился под покровительством городских властей. Обратимся к росписям Пьетро Лоренцетти в южном рукаве трансепта. Тем не менее одежда укоротилась и это немедленно отразилось на длине волос.
Реометрические фигуры, окружающие центр (как правило, замковый камень) готического веерного свода, образуют своего рода живописное единство, основанное на абстрактной системе линий, отдельные мотивы которой сочетаются друг с другом в манере, близкой к итальянской. В то время как символами Высокого Возрождения уже стали Рафаэль (1483-1520 гг. ) и Леонардо (1452-1519 гг. ), мастера поздней готики из Нюрнберга, Кёльна, Брюгге, Антверпена, Барселоны, Бургоса, Лиссабона и Парижа лишь в малой степени были затронуты влиянием нового искусства. Религиозные противоречия эпохи отчетливо воплотились в политическом противостоянии между двумя братьями – Людовиком 9 (1226 – 1270), который посмертно был удостоен звания rex exemplaris (образцовый король) и Карлом Анжуйским (1266 – 1285), проводившим политику экспансии и вовлекшим в свои интриги папство.
была выполнена композиция «Маэста» : Мадонна на троне в окружении ангелов и святых. Одной из вершин книжной миниатюры стали работы братьев Лимбург. Столь же загадочна и дата создания этого диптиха. Разнообразна тематика цветных витражей – главного вида готической живописи. Самым значительным представителем французской живописи 15 века считается Жан Фукэ.
Именно его кисти принадлежит самый душераздирающий Страстной цикл. показывают, что такое готическая богородичная икона в Сиене.
чтв. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован. Две женские статуи Страсбургского собора (1230-е гг. ) привлекают духовной чистотой изяществом стройных пропорций.
Ведь корсеты несколько столетий были непременной принадлежностью женской одежды. (Джотто – художник, работавший в промежутке между двумя готическими волнами итальянского ренессансного искусства). Выделяются ранняя, зрелая и поздняя готика. Но против такой гипотезы найдется множество возражений. Сиена – центр гибеллинской культуры – была пронизана духом рыцарства. По замыслам зодчих, рядом с типичными для европейской готики элементами соседствуют также элементы, типичные для русской барочной архитектуры и ведущего в то время направления— классицизма.
Справа от камина – фонтан молодости, слева 9 фигур рыцарей и девять фигур дам. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. появляется особенный изгиб, мягкая, пластичная линия, получившая название «готической кривой». Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы.
Весь 14 век был эпохой потрясений и переворотов. Франциском. Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись. Особое внимание они уделяют глазам.
Кризис «пламенеющей» и «интернациональной готики», стилистических течений, казавшихся, во всяком случае для Италии в XV в., архаичными, стимулировал поиск новых идей и формообразующих принципов. Готика развивалась на основе романского стиля, но на каждом шагу противоречила ему, выдвигая собственную систему архитектурного и художественного мышления. Обычные повседневные костюмы сочетали белый, оранжевый, зеленый, красный и желтый цвета. Уже отмечалось, что внешность и жесты изображенных здесь фигур, равно как и складки одежды, позволяют предположить влияние богемских, а возможно и кельнских мастеров.
Строго говоря, эта особенность отличает и творчество Яна ван Эйка. Афанасия на Афоне, где кроме Страшного Суда можно видеть св. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (ок.
Название, граничит с первыми словами песнопения Богородицы, составленное Ей Самой, «Величит душа Моя Господа». Это желание увидеть как можно больше (или, точнее, желание рассмотреть евангельские сцены в самых мельчайших подробностях) отразилось как в непосредственных религиозных переживаниях, так и в характерном для той эпохи ощущении близости религиозного опыта к повседневной жизни. В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован.
Просто потому, что многие молодые девушки хотят чувствовать себя женщинами. А Восточная Европа приняла этот стиль позже и распрощалась с ним также позже – в XVI в. Хотя говорить о прощании с готикой, пожалуй, будет неправильным: в середине XIX в. (этот период назвали периодом эклектики – смешения стилей) архитектура часто стала прибегать к элементам готики, а позднее заговорили уже о неоготике.
В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже. Течение, возникшее под влиянием итальянской живописи, демонстрирует большее усердие при изображении пространств и более усовершенствованные и доскональные анатомические знания, в то же время большее внимание начинает уделяться свету, как с точки зрения объёма, так и в отношении цветового решения. Европейцы познакомились на Востоке с лёгкой и ковкой сталью.
Им не свойственна экспрессия произведений шартрских мастеров. В готической рукописи изменился вид страницы. Кому поклонялся Шевалье в этой модной кукле (как называет эту Мадонну Йохан Хёйзинга) – Матери Божьей или своей возлюбленной.
Восхитительны изящные «Воскресение Христа» и «Моление о чаше» исполненные мастером Тржебоньского алтаря (1370-1380). В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Тема долготерпения в болезни в момент духовных испытаний возникает в сюжетах из Иова.
Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли. Начало готического периода ознаменовалось, к примеру изменениями в принципах изображения распятого Христа. Мартина, расписанные Симоне Мартини. Столь же типичны они и для народного восприятия живописи ибо они снова и снова звучат в заказах на оформление заалтарных образов и панно.
Дать четкое определение готической живописи затруднительно по двум причинам: во-первых, для этого необходимо провести четкую границу между искусством готики и искусством Ренессанса, а во-вторых, следует прояснить отношения между искусством Италии и искусством Северной Европы (в частности – ранней нидерландской живописью). Возможно, причиной тому стало мирское тщеславие. Франциска от мира дала возможность в западной традиции сопоставлять его со Христом. Готика превратилась в мистический иррациональный стиль художественного символизма. Данные настроения родились под воздействием страшной чумы.
Не следует забывать, что решающую роль в этом 39изобретении39 сыграли ранние франко-фламандские иллюстрации к рукописным книгам и творчество Робера Кампена (Флемальского мастера). Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах. Эти слова, взятые из проповеди начала 15 века, типичны для средневековой литературы, посвященной Страстям Господним. Подготовительные рисунки были выполнены миниатюристом Эннекеном из Брюгге.
Эпоха Крестовых походов совершила переворот в оружейном деле. Готическая мода, в отличие от предшествующей свободной «рубашкообразной» романской, проявилась в сложном и облегающем покрое одежды.
Сюжет Триумфа Смерти традиционен для религиозной средневековой литературы: Сад Любви недолговечен, цветы юности будут посечены косой смерти. Продолговатое помещение заполнено живописью разных периодов. Этим фактором был заказчик-донатор.
Католический собор в центре Парижа, географический и духовный центр французской столицы. Франциск лежит на ложе, покрытом мешковиной. Интернациональная готика была придворным и международным стилем. В центре её Богоматерь. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (конец 13 в. ). Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. В записи, которую вскоре после смерти Фукэ в 1480 году сделал Франсуа Роберте, секретарь Пьера 2 де Бурбона, упоминаются миниатюры, выполненные по заказу Людовика 9 (1461 – 1483).
С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего пользования. Подобный тематический приоритет был связан с почитанием Франциска Ассизского – святого католической Церкви, канонизированного в 1228 г. Св. Стиль вернулся, но в обновленном и весьма неожиданном проявлении. Облегающая куртка (с конца XIV века упелянд), узкие шоссы, короткий плащ — одежда воплощает эстетический идеал эпохи — образ стройного молодого человека, галантного кавалера.
Франциска. В качестве примера можно привести росписи зала Баронов в Кастелло ди Манта близ Салуццо. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. Исключительна по сложности и многогранности внутреннего мира портретная голова Ренье де Мусона (надгробие аббатства Иософат около Шартра), шартрского епископа с лицом, отмеченным интеллектуальностью, силой мысли, нервным напряжением. Ведущее место в развитии французской миниатюры 13 – 14 веков принадлежало парижской школе.
Французский историк искусства Луи Куражо в 19 веке ввел термин интернациональная готика для описания французской живописи эпохи Карла 6 (1380 – 1422) – и тем самым поместил эту живопись в общеевропейский контекст. Реометрические фигуры, окружающие центр (как правило, замковый камень) готического веерного свода, образуют своего рода живописное единство, основанное на абстрактной системе линий, отдельные мотивы которой сочетаются друг с другом в манере, близкой к итальянской. Готический стиль распространился в Польше на протяжении XIV—XV веков. Здесь можно видеть страстной цикл и отдельные эпизоды жития св.
АрхитектураГотический стиль проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Контуры рисунка по стеклу наносились коричневой эмалевой краской, формы имели плоскостной характер. Самыми значительными из живописцев, работавших при великолепном бургундском дворе, были Мельхиор Брудерлам из Ипра, Жан Малузль из Гельдерланда, Жан Бомец из Артуа и Анри Бельшоз из Брабанта. Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре.
Многие из перечисленных святых, представленных Симоне Мартини в капелле Св. Сисоя над отверстым гробом.
Повелительный жест руки точно призывает зрителя к достойной чистой жизни. Идея росписи трансепта в целом состояла в смысловой симметрии. Так Готика подготовила Ренессанс.
В живописи появляется портрет. Они полнокровны и просты, пластически более совершенны. Отсюда интерес к характерным жизненным деталям, которыми они обогащали пластику.
Каждое окно сверху донизу заполнено фигурными композициями, заключенными в медальоны. Среди культовых сооружений преобладали католические костелы. Франциск, – ибо все это сделают во славу Божию».
С 13 в. ей часто посвящаются порталы. В позднее средневековье никто не сомневался в том, что основная готическая система разработана французскими архитекторами и во всей Европе ее называли «строительством на французский манер». Образ Гвидориччо интересен нам совмещением новаторства и архаики. Шартрские мастера создали ряд превосходных по яркой индивидуальной характерности и одухотворенности образов, например, мудрых ветхозаветных «царей» западного портала — с печатью надменности и замкнутости в лице или в состоянии внутренней напряженности. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Никодимом – человеком, погребавшим Спасителя.
Можно предположить, что, стремясь повысить авторитет своей семьи, оба брата старались заслужить славу донаторов этой городской церкви. Их разбудили два ангела с трубами. Троицы в Ровище (Хорватия)На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры: иллюстрировались рукописи, создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Строился с 1163 по 1345 гг.
Плоскостная трактовка всадника, орнаментализм художественной концепции, обилие геральдических символов (геральдический знак balzana повторяется на раме 31 раз, а на картине 21 раз), применение золота – все это говорит о готическом характере изображения. 1485), наряду с Ангерраном Картоном, – крупнейший представитель авиньонской школы.
Слово происходит от итал. gotico— непривычный, варварский (Goten— варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет2)— и сначала использовалось в качестве бранного. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. 13 век, как и 14, был временем бурных перемен и нестабильности. Дворяне, купцы, ремесленники, крестьяне – для каждого сословия существовали определенные формы и виды одежды, тканей и украшений.
Позднее, в 1326 – 30-х годах Пьетро Лоренцетти и мастерская выполняют в южном рукаве трансепта Страстной цикл.
Начинает возвращаться натурализм, который заложил основы развития Возрождения. Она неоднократно перестраивалась в XVI—XX вв. Владычная (или Грановитая) палата – памятник архитектуры XV в., построенный в стиле кирпичной готики. В статуях Амьенского собора пропорции правильны, драпировки естественно ложатся по фигуре. Ширина юбки увеличивается дополнительными вставками ткани. Мадонна изображается здесь либо отдельно, либо со святыми.
В древности (V – VII вв. ) было принято изображать Распятого Христа облаченным в царские ризы, венец и обувь с открытыми глазами и радостным, победоносным выражением на лице («Христос – Царь Славы»). Развитие готической живописи в Англии документировано недостаточно. Термин появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание «варварской», примитивной, уходящей в прошлое средневековой культуры. 1320 г. ).
Создавая атмосферу окрашенной воздушной среды, витраж воспринимался как источник света. В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения возникшего в это время музыкального жанра, а затем и сформировавшейся вокруг него субкультуры. В ту пору это была неслыханная смелость. В средние века земная красота считалась греховной, а наслаждение ею – недозволенным. Все элементы экстерьера и интерьера сооружений подчинялись готической архитектурной форме. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению повой жизни.
Вскоре в высшем обществе не осталось ни одной темноволосой дамы. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями Бога». Но против такой гипотезы найдется множество возражений.
«Красивой комнате, предназначенной для радостей и наслаждений, для жизни без войн и раздоров». Появление неоготики в России граничит с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. Цветы впервые появляются на картинах под ногами святых и ангелов. В этой связи, невольно возникает вопрос о том, можно ли считать Джотто (ок. сочетание центрической композиции с базиликальной привело к созданию в Армении купольных базилик и уникальных «купольных залов», в которых пилоны примыкают к продольным стенам, утверждая тем самым нерасчлененность внутреннего пространства. Неоготический стиль ярко проявился в царской резиденции в Царицыне в Москве— наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе.
Если говорить конкретнее, то такие детали картины, как вол и осел, ветхая крыша и мраморная колонна (символизирующая опору Церкви Христовой), указывают на круг Рогира ван дер Вейдена. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Однако Панофский считает его автором Мельхиора Брудерлама из Ипра (живописца, работавшего при бургундском дворе) и, таким образом, связывает Уилтонский диптих с корпусом произведений, принадлежащих ипрской школе.
На юге, в районе Кракова, доминировала готика французского типа. Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Наряды у персонажей пышные, как и интерьеры вокруг. В своем знаменитом трактате о живописи (1436) Альберти описывает технику живописи с линейной перспективой – ключевую особенность ренессансного искусства.
Несмотря на наличие уцелевших архаичных черт, мировоззренческий (концептуальный) характер романской живописи постепенно смягчается в результате того, что теперь художники начинают черпать больше вдохновения во внешнем мире, что проявляется в более тщательном воссоздании природы, в растущем интересе к выражению чувств и эмоций, а также к большей гуманизации образов. Барна принадлежит второй волне, ознаменовавшей эпоху после чумы 1328 года. Цветовая палитра готических витражей стала богаче и красочней. Чисто светская готическая живопись также имеет свои особенности.
Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись. Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре. Великая сила отречения св. Джорджо Вазари (1511-1574 гг. ) итальянский историк искусства, автор познавательных биографий многих художников эпохи Возрождения, возводил зарождение готики к временам разорительных вторжений готов.
Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Вместе с тем они внутренне объединены молчаливым диалогом, переживаниями. Собор определял силуэт города и был виден издалека. Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии.
В «Больших французских хрониках» (конец 14 в. ) художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события — это настоящие иллюстрации литературного произведения. Примечательны «шпалерные» росписи стен изображающие сцены охоты и рыбной ловли, выполненные под руководством Маттео Джованетти. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. В росписях зала баронов этот конфликт снят, хотя он и является традиционным. Особое внимание, которое Лоренцетти уделяет теме Гроба Господня, объясняется тем, что орден Францисканцев был хранителем святынь Храма Воскресения в Иерусалиме.
В готических статуях XIV- XV вв. В самом Калининграде сохранился средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников (15 городских ворот, церкви). Арка и свод. Корсет тонко подчеркивает ее талию, открытые плечи, декольте.
Реликвий Гроба Господня – тернового венца Спасителя и частей Животворящего древа, св. По яркости, экспрессивности и парадоксальности Готику можно сопоставить только с Барокко. Перед каждой группой – животное, символ евангелиста: лев – символ Марка, бык – Луки, орел – Иоанна и ангел – Матфея. Большая часть витражей выполнена в середине XIX в. Главный витраж (роза) над входом в собор частично сохранился от средних веков (9, 6 м в диаметре). В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика.
Главными признаками красоты, как и прежде, считали белизну кожи и нежный румянец. Свободные от условностей иконографического канона, эти фигурки начали стремительно двигаться и оживлённо жестикулировать. В «Больших французских хрониках» художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события – это настоящие иллюстрации литературного произведения. При характеристике этих работ говорят, что они вызывают средневековое «апокалипсическое» настроение.
Императрица Евгения, жена Наполеона III, была блондинкой. «Готическая кривая», подобно имматериальной светописи витражей, – не что иное, как отрицание античного принципа телесности. Термин «готика» (возникший значительно позднее времени, к которому он относился) использовался для обозначения «варварского» искусства готов. Замечательна композиция «Рождество Христово» мастера Вышебродского алтаря (ок.
принято называть романикой или искусством романского периода. Франциска. Вокруг готического храма и свет и небо становятся иными. е. задачу создания иконографической программы) решали главным образом теологи, но в эпоху позднего Средневековья эту роль время от времени стали играть также заказчики картин – как представители духовенства, так и миряне. Слово «готика» происходит от итал.
Данный тип позднее использовался в романской пластике и получил название Volto Santo. Фигура обрамлена колоннами и трилистником. «Ты говоришь правду, – отвечает Св.
Готами древние римляне называли варварские племена, вторгавшиеся с севера в пределы империи в III-V вв. Иконографическая схема и набор святых «Маэсты» Мартини повторяет идеи «Мадонны Руччелаи» Дуччо. Средневековую архитектуру тогда называли общим словом «tedesca».
Решающую роль в формировании нового стиля сыграл Львовский кафедральный костел. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Переход от романской живописи к готической вовсе не был гладким и незаметным.
Это желание 39увидеть как можно больше39 (или, точнее, желание рассмотреть евангельские сцены в самых мельчайших подробностях) отразилось как в непосредственных религиозных переживаниях, так и в характерном для той эпохи ощущении близости религиозного опыта к повседневной жизни. Радикальные перемены совершались и в рамках самой церкви. Особое распространение получил иконографический тип «Мадонны Мизерекордии» («Добросердечной») – покровительницы монахов – в сочетании с образом Распятия. Бесчисленные башни и башенки Миланского собора, как бы отражаясь одна в другой, перестают быть реальностью, превращаются в мнимость, в изображения друг друга. В характеристике святых появлялись человечность, мягкость.
Это нововведение позволило облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина больше не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Наиболее известные архитектурные памятники в готическом стиле во Франции: Собор Парижской Богоматери, Реймсский собор, Шартрский собор, Готическая галерея монастыря Мон-Сен-Мишель. Здесь отдается предпочтение иконографическим типам Одигитрия (Богоматерь держит на коленях Богомладенца и указывает на Него молящимся, как бы показывая Путь Жизни, – «Одигитрия» значит «путеводительница») и Галактрофусса или Млекопитатательница. 1411-1416). Развивается жанр портрета.
Наконец, раздиравшие христианский мир политические и религиозные конфликты привели к так называемому авиньонскому пленению пап (в 1309-1377 годах папский престол находился в Авиньоне, на юге Франции), а затем и к Великой Схизме. В начале длительной болезни, от которой ему не суждено было излечиться, фламандский каноник Георг ван дер Пале заказал Яну ван Эйку sacra conversazione, т. е. картину изображающую встречу ван дер Пале с двумя его святыми заступниками и Богоматерью в приходской церкви, где он служил (это была коллегиальная церковь Сен-Дени в Брюгге). 1270-1337 гг. ) готическим мастером. Схема готического храмаC появлением крестового свода соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений.
Иоанн Богослов воспринимался в чем то близким св. принадлежало парижской школе.
В 14—15 вв. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Франциска. Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы.
Франциска. Иов – ветхозаветный праведник, пораженный проказой и лишившийся всего своего достояния, не возроптал и за свое терпение сподобился беседовать со своим Творцом.
Духовное волнение выражено не только в классически прекрасных чертах, но в движении корпуса, в трепетной вибрации драпировок одежд, гибких извилистых линиях контуров Марии с ее духовным подъемом, с ее величавой грацией противопоставлен образ пожилой, суровой, умудренной исполненной чувства достоинства и трагического предчувствия Елизаветы. В женской одежде происходит отделение юбки от лифа. Некоторые из этих сооружений, церковь Матери Божьей в Данциге (1345—1503) и самое значительное кирпичное сооружение— дворец больших магистров в Мариенбурге (1276—1335), оказали большое влияние на строительство в Северо-восточной Польше. Женщину сравнивают с розой – она нежна, хрупка изящна.
Верхняя капелла Сент-ШапельПочему именно Франция. Архитектура готического собора – символ бесконечности.
Термин был введен в обиход итальянскими теоретиками в XV веке. Украшение светского помещения религиозной картиной, на первый взгляд, представляется странным, однако, такая традиция имела другие аналоги (Флоренция, Барджелло, 1306 г. ) Тема прославления Сиены продолжается и на противоположной стене, где можно видеть рыцаря Гвидориччо – героя военных походов Сиенцев на фоне ведуты – города Монтемасси (1333 г. ). Работы Дуччо, Барнабы да Модена, Пьетро и Амброджо Лоренцетти и др. Собор играл большую роль в планировке города: ни одно здание не должно было быть выше его. Корпус женщины отклонён назад, образуя S-образный силуэт, получивший название «готической кривой».
В средневековых витражах действительно преобладают красные, синие и фиолетовые краски. Несмотря на неоднократные обращения правительства Финляндии с предложением помощи в постройке собора заново, по старым чертежам, они так и остаются без ответа. Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Оно создало удивительные, по художественным достинствам, витражи во Франции, проявило себя в алтарной живописи Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена в Нидерландах.
Репертуар сюжетов и мотивов обогатился. На иллюстрации к Псалтыри Робера де Лиля (до 1339) изображено Колесо десяти возрастов человека со всеведущим Богом в центре. Одним из крупнейших европейских замков эпохи является Авиньонский папский дворец (1334—1364). В XV веке в период готики в моде S-образная изогнутость силуэта фигуры. В конце XIV века огромное влияние начинает оказывать итальянская живопись.
Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова после его отстранения— по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). Комната Девы Марии, где ее застает ангел в эпизоде Благовещения, обычно украшается изящными подсвечниками и горделивой лилией на высоком стебле. Готика пришла на смену романскому стилю вытесняя его.
Обилие позолоты во внутреннем и наружном убранстве собора (окно-роза), ажурность стен, светоносность интерьера, кристаллическая расчлененность пространства лишали материю непроницаемости и тяжеловесности и как бы одухотворяли ее. Усилилась повествовательность. Быть может, король заказал его по случаю своей коронации в 1377 году. Почему Снова в моду вошли корсеты, длинные юбки, корсажи и платья.
На торцовой стене под сценой избиения Вифлеемских младенцев можно видеть большое «Распятие». Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. Потолок этого же трансепта был украшен другими художниками в стиле Джотто.
Структура цикла напоминает структуру Джоттовской капеллы дель Арена. Усилилась повествовательность. Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение. Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроизвести конкретные детали. На иллюстрации к Псалтыри Робера де Лиля (до 1339) изображено "Колесо десяти возрастов человека" со всеведущим Богом в центре.
Иконография Мадонны в Сиене отличается от Византийских предпочтений. В качестве главных отличий новой готической церкви аббатства Сен-Дени от старой романской базилики аббат Сугерий называет:пространственнность (хор «облагорожен красотой длины и ширины»), вертикализм (стена центрального нефа «вдруг поднимается вверх») насыщенность светом («свет удивительный и нескончаемый священнейших окон»). Гервасий Кентерберийский, сравнивая старую романскую постройку с новым возводимым готическим собором, отмечает разницу между двумя сооружениями:благородство форм нового здания, значительное увеличение длины столбов (при сохранении их прежней толщины), то есть высоты храматонкость новой резной и скульптурной работы по сравнению с непритязательностью прежнего скульптурного оформления, своды снабжены ребрами (arcuatae) и замковыми камнями, «свод из камня и легкого туфа составленный», а не «потолок деревянный, превосходной живописью украшенный», большую высоту нового здания – как раз на высоту окон. Описание Гервасия свидетельствует о том, что современники были способны обоснованно и тонко судить о происходящих в архитектуре и искусстве изменениях и представляли, в чем состояла разница старого и нового стилей и были склонны противопоставлять их. Вопреки расхожим представлениям о «мрачном средневековье», Готика ярка и красочна. Кроме того, литература, посвященная Страстям Господним и искусство театральной декорации в 14 веке способствовали развитию новых форм групповой композиции и сюжетно-тематических циклов картин, так что Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден могли пользоваться уже сложившимися моделями пространственной композиции и спопобов видения. Реймские мастера порою приближаются к античной классике.
Эта иллюстрация к Апокалипсису, на которой ангел показывает Небесный Град коленопреклоненному святому Иоанну, основана на формальных концепциях, близких романскому искусству. Но традиционные истоки этого нового типа восприятия физической формы можно рассматривать и с точки зрения того, как размещаются различные предметы в композиции картины. Изображения на алтаре разделены пустотой.
Именно так обстояло дело в случае с росписью капеллы дель Арена (капеллы Скровеньи) в Падуе. Однако Рождество Христово было написано значительно позже, в середине 14 столетия. Конструкция новых доспехов повлекла за собой появление новых форм европейской одежды.
С этими зданиями соседствуют высокие горы и деревья, поднимающиеся до верхнего края картины. Главным источником представления (разделяемого, правда, не всеми специалистами) о том, что ранняя нидерландская живопись принадлежит к готическому лагерю, послужил репертуар форм использованный Рогиром ван дер Вейденом, – репертуар, который он заимствовал из реалистической эстетики ван Эйка с целью как можно теснее приблизить сюжетно-тематическую религиозную картину к средневековым литературным описаниям Страстей. Но, потеряв конструктивную основу, готический стиль постепенно исчерпал свои возможности. Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области.
Среди уродливых грешников часто встречаются короли, монахи и богачи. Общая программа залы имеет гражданско-мемориальное значение. В моду входят короткие стрижки, которые подчеркивались легкими кудряшками или волнами.
Живописное изображение как бы ориентировалось на вербальные метафоры: художник переводил сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. По семь статуй поддерживают арки входа. Расцвет готической живописи достигается в работах нидерландских живописцев, в частности Р. Ван дер Вейдена, который на самом деле перенял многие принципы работы у Ван Эйка, который был представителем реалистической живописи. Другим ярким представителем готики является Р. Кампен – фламандский художник, который иллюстрировал «Страсти Господни».
В V – VII вв. Готическое цветовое стекло создало новые эстетические ценности – дало краске наивысшую звучность чистого сияющего цвета. Так на восточных стенах и северного и южного рукавов трансепта располагались изображения Мадонн со святыми и «Распятие». Она воплощает осужденную католицизмом ложную иудейскую религию. Аристократическая верхушка строго охраняла свою недоступность.
Готический собор в Кутансе (Франция)В Италию готика пришла несколько видоизменённой, её так и называли: «итальянская готика». Готическое искусство породило новое понимание синтеза искусств. Облик готического собора производит глубокое впечатление. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским».
Неоготический стиль ярко проявился в императорской резиденции в Царицыно (1776—1796) в Москве— наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе12. Монументальная Сиенская живопись существовала не только в самой Сиене, но и за ее приделами, на что указывают росписи Сан Франческо в Ассизи. Согласно католической традиции, св. Обилие флоральных мотивов в такой живописи связываются с вердюрами в шпалере. Программа нижней базилики построена на сопоставлении жизни Христа и Франциска.
Но как же охарактеризовать нидерландскую живопись этой эпохи. чтв. Наиболее популярным и дорогим цветом был жёлтый, считавшийся мужским. В дальнейшем, стиль стал обозначать целую эпоху. Об этом напоминает кавалькаде охотников Макарий Египетский, указующий на отверстый гроб.
Свободные от условностей иконографического канона, эти фигурки начали стремительно двигаться и оживлённо жестикулировать. Возникают крупные мануфактуры в Париже, позднее в Аррасе5. Правда, в 14 веке они все еще не обрели независимости от религиозной тематики. В литературе средних веков тема любви и молодости всегда граничит с темой смерти. В это время были созданы почти все известные ныне способы кроя. В Христе благословляющем (Амьенский собор) гармоничные черты отмечены печатью мудрой нравственной красоты и мужественной силы.
gotico (непривычный, варварский) и сначала использовалось в качестве бранного. Произошло поэтическое и философское осмысление средневековой художественной культуры9. Раннее средневековье VI-XII вв.
Не исключено, что и в этом случае роль посредника сыграл Авиньон. В капелле Св. Этот подчиненный статус живописи в эпоху возведения первых готических соборов отразился и в технических приемах, которыми пользовались художники: нередко они пытались имитировать господствующие и весьма дорогостоящие техники мозаики и витража.
Несколько позднее, в эпоху Возрождения, с появлением станковой картины функции цвета взяла на себя живопись и тогда здания и статуи становились более монохромными. В классическом труде Осень Средневековья (1919), посвященном рассматриваемому здесь периоду культурной истории Северной Европы, голландский историк Йохан Хёйзинга утверждает, что необходимо вернуться к первоначальному исходному значению термина Ренессанс (который, как и термин Средневековье, отнюдь не является обозначением конкретного исторического периода имеющего четко выраженные начало и конец). Сиенская живопись характеризуется изысканностью и вычурностью линии, графичностью изобразительного приема, плоскостностью использованием золота и выколотки в фонах, что усиливает сходство иконы с ювелирным произведением. Резкий перелом в отношении к готике произошёл в XVIII и особенно в XIX веках. Старые романские храмы были для этого слишком тесны.
В рукописях второй половины XIII века характерной чертой стал бордюр, обрамлявший поле листа. Как и другие интерьеры Средневековья, убранство Папского дворца сохранилось лишь частично. В Псалтыре св. Вот таким образом выражение художники эпохи треченто не следовало бы использовать в привычном нам узком смысле: имело бы смысл расширить его так, чтобы в данную категорию включались и некоторые мастера 15 века (например, Фра Анжелико или Пизанелло). Одним из выдающихся произведений позднего Средневековья, сравнимым с лучшими образцами фресковой живописи, является серия шпалер на сюжеты Апокалипсиса, так называемый Анжерский апокалипсис (1370—1375), созданная по заказу Людовика I Анжуйского.
В XIV веке укорачивается мужское платье: теперь длинные одежды носят только пожилые люди, врачи, судейские. Высокая Готика в сущности проторенессанс, а стилистически – начало Классицизма. Иосиф (группа «Сретение», 1240-е гг. ) — элегантный светский человек с искрящимся галльским умом. gotico— непривычный, варварский— (Goten— варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) и сначала использовалось в качестве бранного.
Термин «готика» применяется к стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». 5: 1 – 20). Неподалёку от Санкт-Петербурга по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780).
В эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по своему назначению, а по тематике – религиозным. Готическая эстетика возникла в середине XVIII века в Англии как реакция на рационализм и эмпиризм века Просвещения (смотри статью Готическое направление в искусстве Нового времени).
Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVIв. ) в старом городе, но самое главное— единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году. Купец или ремесленник не имел права носить такую одежду, какую носил дворянин. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали, а переходное время XII в. носило «возрожденческий характер».
Ведущее место в развитии французской миниатюры 13—14 вв. Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Основным принципом формообразования, объединявшим в эпоху Готики различные виды искусства, был «принцип миниатюризации», уподобления форм – повторения одних и тех же элементов в разных масштабах. Петра в качестве синонима «варварской архитектуры», противопоставляя ее «римской».
Джорджо Вазари (основоположник современного искусствознания итальянский художник, архитектор и писатель) впервые применил этот термин, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Мягкий стиль (Пиндер) интернациональная готика (Куражо) и придворное искусство рубежа 14 – 15 веков (Бялостоцки) – все это обозначения европейского стиля в скульптуре и живописи, характеризующегося плавными, текучими складками одежд изящными, вплоть до стилизованности, движениями и чрезвычайно реалистичным богатым декором. Главным источником представления (разделяемого, правда, не всеми специалистами) о том, что ранняя нидерландская живопись принадлежит к 39готическому лагерю39, послужил репертуар форм использованный Рогиром ван дер Вейденом, – репертуар, который он заимствовал из реалистической эстетики ван Эйка с целью как можно теснее приблизить сюжетно-тематическую религиозную картину к средневековым литературным описаниям Страстей.
К искусству южной Германии и Чехии XVII-XVIII вв. Он расположен на территории Новгородского детинца. Анзано и Виктора, выполненные Содомой позднее, дополняют картину. Не следует забывать, что решающую роль в этом изобретении сыграли ранние франко-фламандские иллюстрации к рукописным книгам и творчество Робера Кампена (Флемальского мастера). Задумчива Анна с тонкими чертами лица француженки, темпераментен св. Большое место в готическом искусстве занимают алтарные росписи.
Ее голова наиболее пластически сложна. Последняя деталь характеризует этот иконографический тип как архаический. В ходе Столетней войны между Англией и Францией (1339 – 1453) оба государства были опустошены и пришли в упадок. Привыкнув к свободе и непринужденности, женщины стали забывать о своей женственности, об изяществе походки и осанки.
На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. Никольская башня была перестроена в готическом стиле в начале XIX в. Пример готических построек на территории Руси – Грановитая палата (1433 г. ), а также звонница Софийского собора (1439 г. ) Великого Новгорода.
Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. XIV века). Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова после его отстранения— по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). Распятие типа Вольто Санто по преданию восходит к образу, созданному св. Людовик Французский – король Франции и хранитель св. Особенно любимыми в резьбе по дереву и камню были мотивы виноградной лозы и листьев дуба. Меняя точку зрения, зритель обнаруживает различные аспекты характера воина.
В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры— здание лютеранской церкви (конец XIXв. ), Нижняя Тура Земское училище. Образцом послужили миниатюры X века из «Комментария к Апокалипсису» Беатуса из Льебаны.
Согласно позднейшим описаниям итальянцев Филарете и Вазари Фукэ пользовался большим уважением и получил заказ на создание портрета папы Евгения 4 (1431 – 1437) для церкви Санта-Мария сопра Минерва в Риме (ныне, к несчастью, утраченного). В первую очередь на ее развитие повлияла живопись Сиены, Франции, Кельна и Богемии. Франциску на Страшном Суде также уделяется особая роль. Одеяния его ниспадают мягкими широкими складками.
На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. Образы св. Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью или переживаниями. В центре Христос-Судия. На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил.
Цикл датируется 1360 – 80 гг. справедливо применяют необычные, на первый взгляд, определения: «готическое барокко» или «барочная готика». В мир возвышенных образов готической скульптуры часто включались бытовые мотивы, в которых давала себя знать народная струя искусства: гротескные фигуры монахов, жанровые фигуры мясников, аптекарей, косарей, сборщиков винограда, торговцев. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416).
«Христос в Гефсимании» – композиция, отличающаяся большой выразительной силой.
Таков образ Христа-странника (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой. В Средние века задачу компоновки отдельных мотивов в крупное полотно (т. При этом Панофский считает его автором Мельхиора Брудерлама из Ипра (живописца, работавшего при бургундском дворе) и, таким образом, связывает Уилтонский диптих с корпусом произведений, принадлежащих ипрской школе.
В свете этого французское происхождение Уилтонского диптиха представляется еще более вероятным. Французы также стремились ее разрешить.
Кроме того, это даст нам более четкое представление об искусстве Италии 14 столетия – искусстве треченто, – а следовательно, поможет определить его соотношение с творчеством североевропейских художников от Яна ван Эйка до Иеронима Босха. В «Зерцале совершенства» (так называлось жизнеописание святого) кончина Франциска во дворце епископа Ассизи описана так: Св. Поскольку под эгидой культа св. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Но как же охарактеризовать нидерландскую живопись этой эпохи.
Такая композиция имеет много общего с итальянскими произведениями апохи треченто, которым также свойственно четкое разграничение между архитектурой и пейзажем, масштабирование архитектуры в соответствии с пропорциями человеческого тела и изображение гор в виде гигантских валунов. Видимо здесь была исполнена целая серия городов. В те годы, конечно, женщинам было не до гардероба и прехорашиваний перед зеркалом.
Все улицы расходились от паперти. Элементы готического искусства сохранялись в живописи и скульптуре Северного Возрождения. Энергичная светотеневая моделировка усиливает живость выражения. Самые знаменитые мастерские по изготовлению часословов находились в Париже.
Никола Фроман (ок. В своем знаменитом трактате о живописи (1436) Альберти описывает технику живописи с линейной перспективой – ключевую особенность ренессансного искусства.
Работу выполнили парижские мастера под руководством ткача Карла V Никола Батая. Такие статичные и как бы «неприступные» иконографические типы как Оранта и Никопея, характерные для Византии, не прижились в Сиене. В готическую эпоху (13—14 вв. ) высокого расцвета достигло искусство миниатюры искусство средневековой книги. Еще один важный монументальный цикл принадлежит Барне да Сиена в коллегиате Санто Джиминьяно (1350 – 1355 гг. ).
Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. В моду входят объемные прически. Если принять эту точку зрения, то вопреки общепринятому подходу придется трактовать Уилтонский диптих не как вотивную картину, а как орудие посмертного прославления короля.
1350). Внимание сосредоточивалось на пластической и духовной выразительности лиц. Антония, Онуфрия и др. ). В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры— здание лютеранской церкви (конец XIXв. ). Среди реймских статуй особой силой пластического выражения отмечены мощные фигуры двух женщин — Марии и Елизаветы. Конечно, нидерландский натурализм несопоставим с флорентийскими экспериментами в области перспективы.
Нижняя церковь включала множество капелл (камерных церквей, принадлежащих знатным фамилиям), среди которых выделяются капеллы Елизаветы Болгарской и св. Слово происходит от итал. С основанием в 1296 году Ганзейского союза в Любеке, к которому вскоре присоединился ряд других городов в Германии и на побережье Балтийского моря, начался экономический подъем, благодаря которому укрепился торговый класс во многих североевропейских городах.
К одной из стен примыкал камин. Немецкая готика распространилась на Западе и Севере Польши.
Есть предположение, что слово «готика» впервые употребил Рафаэль, знаменитый художник эпохи Возрождения, в докладе Папе римскому Льву X (1513-1521) о ходе строительства собора Св. Следует сказать, что готический стиль, по-настоящему, никогда не прижился в Италии. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). Ниже – фрагмент другой ведуты – вид города Арчидоссо. Готика воспринималась в ореоле романтической фантазии и таинственности.
Это образ с широкими разноцветными (красными и синими) лопастями Креста, украшенными золотом и оканчивающимися квадратными завершениями. Благовещение из Экса, написанное по заказу торговца сукном Пьетро Корпиви около 1445 года, несет следы влияния братьев ван Эйк (особенно в том, что касается реалистических деталей), но также содержит в себе прованские или итальянские черты (к примеру интенсивное использование света).
В этот период в Европе усилился интерес к Средневековью и его художественной культуре. Маэста – изображение тронной Богоматери с Ангелами и Святыми. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления.
Образцы средневековой готики на территории России можно увидеть в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия). Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян.
Вначале его применяли к литературе – для обозначения неправильной искаженной латыни. Это одна из старейших сохранившихся гражданских построек Руси. Поздний готический стиль расцветет в Польше лишь в XV веке. Описывая эти различные концепции пространства как 39одновременные и в то же время последовательно сменяющие друг друга39, Фрей дает нам ключ к пониманию искусства рассматриваемого периода. Оба типа дают почувствовать близость Богоматери и Христа изобразить Их любовь.
Развивался на основе романской, точнее говоря – бургундской архитектуры. Грандиозные головные уборы. Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу – в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» – немецкий стиль. В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика, вариантами которой были также стили мануэлино (в Португалии) и исабелино (в Кастилии). На верхнем тимпане – Христос и два ангела с двух сторон. Двери украшены коваными рельефами. Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (отдельные статуи фантастических существ). Химер поставил реставратор – архитектор Виолле-ле-Дюк. Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора также добавлен реставратором вместо разобранного в 1786 г. Его высота – 96 м. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов.
Богоматерь Маэста (зачастую в типе Одигитрии) показывает царственность Мадонны. Подобно архитектуре того периода готическая одежда получила вертикальную направленность: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, пахи, сложные каркасные головные уборы, вытянутые кверху (атуры) и остроносые ботинки эту тенденцию подчёркивали. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416). Известно, что Генрих 3 (1216 – 1272) приглашал ко двору в Вестминстер итальянских и французских художников. Снова вернулся идеал хрупкой, утонченной изящной и грациозной девушки. Каждый образ — определенный характер с соответствующим ему состоянием: Мартин гневен и властен, Георгий сердечен, тихий Иероним вдумчив. Чесменская церковьНаиболее выдающийся памятник русской готики – императорская резиденция в Царицыне (XVIII в. )Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова, а после его отстранения – по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). До Барны Коллегата была украшена росписями Симоне Мартини и его учителя – Дуччо.
Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются. Такой же асимметричный ритм можно обнаружить и в безумных сводах хора собора в Линкольне. XIV века).
В своем знаменитом трактате о живописи (1436) Альберти описывает технику живописи с линейной перспективой – ключевую особенность ренессансного искусства. Нижняя церковь Сан Франческо представляет собой сложный живописный комплекс. 1435 – ок.
Искусствоведы выделяют раннюю, зрелую и позднюю готику. Таков был исторический фон, на котором совершался процесс трансформации представлений о живописи.
.