Почти до XVI века в скульптуре Германии хранились готические формы. Скульптурное убранство готических фасадов в Германии было менее развито, чем во Франции.
В статуях Амьенского собора пропорции правильны, драпировки естественно ложатся по фигуре. Особенно это относится к парным статуям Эккегарда и Уты, Германа и Реглинды. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связку каких — то стеблей.
Рассматривается историками искусства как главный мастер кёльнской школы. В дни больших праздников можно увидеть убранство внутренней, главной части алтаря – скульптурную группу «Коронование Марии» и четыре живописные композиции из ее жизни. В 50-60-е годы XIII века наумбургская мастерская продолжила свою деятельность в Мейсене.
Особенно замечательны по своим художественным достоинствам группа Петра и группа Ноны, принадлежащие, по-видимому, разным мастерам. Они менее связаны с архитектурой, более характерны и своеобычны. Волна строительства новых и перестройки старых церковных зданий романского типа захватила средневековые города Германии с первой четверти 13 в. Один за другим появлялись здесь замечательные памятники готического стиля — соборы в Магдебурге (начат в 1209 г. ) и Падерборне (1225 —1280), церковь св.
Подобное изобилие растительной орнаментики не встречается в других архитектурных стилях. произведения Стефана Лохнера.
Наряду с исторической ролью монастырь Ленин обладает большим культурным значением. Сквозь цветные стекла вливался пылающий красный или насыщенно синий свет и делал все окружающее таинственным и неземным. Соединение религиозной экзальтации с жесткой натуралистичностью особенно заметно в немецкой деревянной скульптуре «Распятий» и «Оплакиваний». Статуи часто отделялись от стены, помещались в нишах на отдельных постаментах. Напротив, уродливое и смешное выделяется в особую группу изображений, занимающих подчиненное место, — сюда относятся все связанное с дьяволом и темными силами ада, так называемые «химеры», а также жанровый элемент, отражающий быт простого народа. принадлежало парижской школе.
Весьма важной проблемой является проблема авторства. И проведя своё исследование, мы не можем не согласиться с ней. Каждая из статуй одной пары как бы противопоставлена внутренне и внешне статуям другой пары. Пропорции здесь далеки от аристократической вытянутости. В эпоху готики стремились, наоборот, здания облегчить, сделать более изящными, стройными. Во Франции к моменту возникновения готического стиля скульптуры ваялись из каменных блоков, оставаясь в то же время их частью отдельно, самостоятельно «стоящих» статуй не создавалось.
Внешняя сторона наружных створок осталась без росписей. Одним из интересных, является надгробие короля Польши Казимира IV. С XII в. фигура становится рельефной. Почти одновременно он работает над деревянным Мюннерштадтским алтарем и каменными статуями Адама и Евы (1491-1493). Вот таким образом кирпичная кладка предопределила известное упрощение архитектурных форм.
Энергия общего движения ввысь ослабевает. Ослаблялось также стремление ввысь. Разного рода светские и церковные церемонии устраивались и на соборной площади, собирая толпы горожан.
На центральном портале Магдебургского собора имеется (по времени более раннее, чем скульптура в Бамберге) изображение пяти смеющихся и пяти плачущих дев («Мудрые и неразумные девы в ожидании прихода божественного жениха»), передающее сложные оттенки человеческих чувств. Наверху, среди изобильной резьбы венчающей части, виднеются фигуры Богоматери, Марии и архангела в сцене «Благовещения» и группа «Распятия» с предстоящими. Прекрасного колодца в Нюрнберге. Такие рисунки внизу страниц и в конце строчек очень характерны для этой рукописи, а также для известной псалтыри Лутрелла (1340, Британский музей).
В начале 14 в. готическая скульптура иступила в последнюю стадию своего развития. Лучшей конной статуей средневековья считается Бамбергский всадник. В конечном итоге это привело к возникновению кенотафов (ложных могил), эпитафий (мемориальных изображений с посвящением небесному защитнику) и памятников, вовсе не связанных с захоронением и служивших прославлению личности. во Франции. Первыми работами в этом направлении считаются статуи портала базилики в Сен-Дени (1137 год) и Шартрского собора.
Ведущее место в развитии французской миниатюры 13—14 вв. Иосиф (группа «Сретение», 1240-е гг. ) — элегантный светский человек с искрящимся галльским умом. Бенедиктинцы Гирсау, применявшие опыт так называемой второй церкви в Клюни (10 в. ), строили церковные здания в виде базилики, разделенной колоннами на три нефа с плоским перекрытием.
Главные особенности старого витража — это интенсивная цветовая гамма основных цветов (красного, синего, желтого), куски стекла небольшого размера, свинцовая обводка исполняет роль контурного рисунка. Отражает особенности немецкой готики скульптура портала Золотых ворот во Фрейбурге (1240). Мастера экспериментируют в целях придания своим произведениям больше жизни и подвижности. Один из наиболее ранних памятников этого рода — рака св. Характерный для готики S-образный изгиб тела получил свое звучание в каждой из статуй: у Церкви – это движение гордо откинутой головы и корпуса, в позе Синагоги звучат горечь поражения и бессилие.
Каждой фигуре выделена своя доля окружающего пространства. Интересно, что в отличие от античных саркофагов, надгробие оставалась пустым.
Надгробие было заказано Штоссу. Самые торжественные образы не лишены гротескных черт. В Христе благословляющем (Амьенский собор) гармоничные черты отмечены печатью мудрой нравственной красоты и мужественной силы. Правильными изгибами, похожими на росчерк пера, намечена почва под ногами фигур.
Скульптура «Золотых ворот», датируемых 1240 г., представляет собой попытку создания фигурного портала в духе готических церквей Франции начала XIII в. Но статуи «Золотых ворот» при всей их зависимости от французского образца отличаются меньшей стройностью, чем статуи знаменитых порталов Реймсского или Амьенского собора.
Следуя в общем замысле и в деталях за сложившимися образцами готической разработки архитектурных форм, он сохраняет также некоторые традиционные черты переходного стиля, например круглую арку портала и высокую башню, увенчивающую средокрестие (верх ее был снесен ураганом в 1631 г. и не возобновлялся). Примером перестройки романской церкви является Собор Парижской Богоматери во Франции. А также посмотреть на Ульмскую колокольню самому, насладиться тем, что внутри. Сама Мария представлена в виде чувственной, юной и прекрасной девушки. Становление германской готики пришлось на сложный период в жизни страны.
Можно говорить о соединении двух теологических программ. Статуи на западном фасаде собора в Страсбурге (начат в 1277 г. ) восприняли из Северной Франции склонность к облагороженному изяществу фигур.
Как и большинство его современников, Наумбургский мастер прошел обучение во Франции. Тем не менее, они присутствуют. Их самостоятельность так велика, что современные немецкие исследователи начинают сомневаться в правильности их объединения в группу «Встреча Марии и Елизаветы».
Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись. Одна из них символизирует торжествующую христианскую Церковь, другая — побежденную Синагогу. В готический период большого развития достигла гражданская архитектура. Изредка архитектуре даже приходилось приспосабливаться к алтарю.
Одной из распространенных тем готической скульптуры 14 в. была тема оплакивания. Абрис Синагоги зыбок. Цвета немецких эмалей не так насыщены, как в лиможских. 175).
Они полнокровны и просты, пластически более совершенны. Памятником более зрелого стиля является церковь св. Глаза их смотрят слишком выразительно и проникновенно.
Термин «готика» неразрывно связан со статуей и рельефами, которые, в свою очередь, являются неотъемлемой часть декорации готических зданий. На боковых створках – горельефы изображающие «Радости Богоматери». Так, в алтарной части изображаются сцены из жизни Христа, на южном фасаде трансепта — Нового Завета, на северном — Ветхого, на западном фасаде всегда размещается изображение «Страшного суда» и «конца мира».
85). На его искусство явное влияние оказал Михель Эрхарт и вообще южная школа немецкой скульптуры.
Рельефы «Страстей Христовых» изображенные на ограде западного хора («Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Взятие под стражу»), полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной достоверности. Это приближает собор св. В «Больших французских хрониках» (конец 14 в. ) художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события — это настоящие иллюстрации литературного произведения. Стенами были обнесены и тогдашние города. Произведением смешанного стиля является также церковь цистерцианцев в Хейлигенкрейце, где к романской базилике на столбах, воздвигнутой в первой половине 12 в., пристроен готический хор (1295).
Для позднеготической скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характерна измельченность, дробность форм (например, так называемая «Золоченая мадонна» Амьенского собора, около 1270 г. ), но в ней чувствуется несомненный интерес к портретным изображениям, в целом не свойственный французскому средневековому искусству. Но чувство формы, проявляемое художником, поразительно. Вследствие этого именно они, а не флорентийцы предприняли следующий решительный шаг в развитии итальянской готической живописи. Одним из ярчайших представителей раннегерманской готической пластики является т. н. Людовика (1270, Париж, Лувр) многофигурные композиции обрамлены одним мотивом готической архитектуры, что придает стройность повествованию.
Последние годы своей жизни он провел в Авиньоне, городе на юге Франции, месте пребывания пап во время их «авиньонского пленения», продлившегося почти весь XIV в. Его работа «Путь на Голгофу», первоначально служившая частью небольшого алтарного образа, была, вероятно, выполнена там около 1340 г. По яркости сверкающих красок и, в особенности, по заполненному архитектурными сооружениями фону это небольшое, но насыщенное панно напоминает искусство Дуччо (см. Надгробие поражает чеканностью объемов и рисунка.
Готический скульптурный стиль берёт своё начало во Франции. Все чаще появляется постановка фигуры по так называемой «готической кривой» (S-видная поза, от латинской буквы «S»): средневековое искусство дает свой парафраз греческому хиазму. 170).
Складки одежд разработаны уже с известным реализмом. Это тип и вместе с тем живая личность, рассказывающая свою историю.
На рельефах ограды георгиевского хора (около 1230 г. ) апостолы и пророки изображены попарно, в момент страстной дискуссии. Елизавета — один из самых замечательных образцов готической пластики. Религиозные сюжеты уже не полностью господствуют в живописи. В немецкой готике нет той относительной гармонии, которая ясно чувствуется в творениях французских мастеров. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян.
Улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу. Созданные реймскими мастерами образы привлекают нравственной силой, высотой душевных порывов и в то же время близкой античному идеалу телесной жизненностью, простотой и характерностью, обаянием женской красоты. Николая в Штральзунде, Церковь Святой Марии в Любеке и Монастырь Ленин в Клостер-Ленине.
Елизавета — один из самых замечательных образцов готической пластики. История готического строительства в австрийских землях заканчивается периодом поздней или «своеобразной», готики 15 столетия. Стройка, начатая в середине тринадцатого века, закончилась только спустя шестьсот лет.
И нас опять впечатляет дистанция, разделяющая точно переданный «портрет» Сиены от Иерусалима Дуччо (см. Естественно, в каждой европейской стране новый стиль приобретал свои черты. В готическую эпоху (13—14 вв. ) высокого расцвета достигло искусство миниатюры искусство средневековой книги.
Каждый человек сопричастен Богу, он «куплен дорогой ценой», он сам создаёт свою жизнь». Таковы хоры цистерцианских церквей в Лилиенфельде и Хеилигенкрсице. Мы обнаружим здесь и полузаметные черты готики.
В итальянской культуре XIII—XIV вв. Скульптуре принадлежало первое место в изобразительном искусстве этого периода. Взгляд испытующе устремленный вдаль, роднит бамбергскую статую с правдоискателями рыцарских романов, влекомых «стремлением к идеальному преобразованию как человеческой личности, так и всего общества».
В течение 15 в. происходило достраивание и перестройка начатых ранее готических зданий. Рельефы «Страстей Христовых» изображенные на ограде западного хора («Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Взятие под стражу»), полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной достоверности. В течение 17—19 вв. Центральное место среди дошедших до нас произведений Михаэля Пахера занимает алтарь святого Вольфганга (1471-1481) для паломнической церкви в местечке Санкт Вольфганг неподалеку от Зальцбурга (Ныне – Австрия). Это сказывается не только в благородно обобщенных и вместе с тем чрезвычайно индивидуальных чертах, передающих живое выражение лип, но и в обработке складок одежды, свободно повторяющих движение, органичную стройность и богатство телесных форм. Алтарь посвящен, как и вся церковь, Марии.
Величайшим шедевром Лохнера стал заалтарный образ «Поклонение волхвов» (См. В Германии предтечей готической живописи можно считать так называемый угловатый стиль, вариации которого развивались в середине 13 века. Можно датировать подъем готического собора периодом с 1175 по 1225 годы. Своды Любекской Мариенкирхе являются самыми высокими в мире для кирпичных церквей (См. Спустя полвека Джованни (1245/1250— после 1314), который был сыном Никколо и являлся не менее одаренным скульптором, также изготовил мраморную кафедру для Пизанского собора. Елизавета — один из самых замечательных образцов готической пластики.
Последнее качество определило стиль скульптуры хора Кёльнского собора (до 1322 г. ). Все возвышенные черты воплощаются в образах Христа, Богоматери и святых. Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроизвести конкретные детали.
Фигуры, сопровождаемые музицирующими ангелами, полны чрезмерного изящества. Этому способствует также небольшой обход, оставленный позади скульптур. В эту эпоху территория нынешней Австрии входила в пограничные марки — Фриульскую и Восточную (Остмарк, откуда и название «Австрия»). Главный корабль, отделенный от боковых мощными и богато профилированными столбами, перекрыт чрезвычайно сложным готическим гнездообразным сводом, создателем которого был Ганс Буксбаум (1446). В соборе хранятся сокровища, которые просто не возможно все перечислить и дать им оценку.
Так, в бамбергской статуе св. Их отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер. Это обычно деревянные раскрашенные фигуры Богоматери с мертвым телом Христа на коленях. В образах Марии и Елизаветы («Встреча Марии с Елизаветой», 1225—1240) явственны отзвуки античного искусства. Но по своему образному смыслу «Бамбергский всадник» глубже и шире, чем изображение волхва или императора.
gotico — непривычный, варварский (Goten — варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) — и сначала использовалось в качестве бранного. Современный монастырь Ленин считается образцовым в Евангелической церкви Германии. Две женские статуи Страсбургского собора (1230-е гг. ) привлекают духовной чистотой изяществом стройных пропорций.
Вторая половина XIII века прошла под знаком утраты значительности образов. Ярким примером этого стиля могут служить колонны, украшенные статуями Христа, Богоматери и двенадцати апостолов, на хорах Кельнского собора (первая половина 14 в. ). Так, в бамбергской статуе св.
Кроме того, Джованни следует в русле того самого, стремящегося к «развоплощению» направления, с которым мы уже встречались к северу от Альп на рубеже ХШ и XIV вв., только не заходит очень уж далеко. Пьета (Оплакивание Христа). Характерны также плоское перекрытие и расположение башен с восточной стороны (например, в Бадене, Боцене и др. ). В образах Марии и Елизаветы («Встреча Марии с Елизаветой», 1225-1240 гг. ) явственны отзвуки античного искусства. Статуи сохраняют тесную связь со стеной и опорой.
Обличье персонажей близко современникам автора. и сопровождался уже новыми устремлениями в немецкой культуре. 180). Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. Аннона в Зигбурге (1183) — содержит скульптуру только в небольших парусах над двойными колоннами.
Средневековое искусство было коллективным и анонимным. Иосиф из сцены «Принесение во храм» и ангел из «Благовещения» напоминают светских людей, полных земных радостей. Это время характеризуется также строительством иреконструкцией многих церквей, общественных и гражданских зданий, рынков и т. д.
Ее голова наиболее пластически сложна. С 1841 по 1880 г. строительство было закончено. Эти отношения развиваются и внутри одного и того же образа. Закутанная в плащ св.
В немецкой скульптуре готической поры эта иерархия проведена гораздо менее строго. Иосиф из сцены «Принесение во храм» и ангел из «Благовещения» напоминают светских людей, полных земных радостей. Собор в Бамберге был начат в 11 веке и освящен в 1237 году. Елизаветы было преобладание строгой вертикальности в конструкции фасада. Плита не возвышалась над уровнем пола и была плоской. Постепенно скульптура отделяется от стены, приобретает округлый объем.
Изменяется трактовка традиционных образов. В группе «Встречи Марии и Елизаветы» на первый план выдвинулся образ Елизаветы. Тем самым был нанесен огромный ущерб произведению, задуманному как монохромное.
Готический художник передавал тонкие душевные движения, радость и тревогу, сострадание, гнев, страстную взволнованность, томительное раздумье. Рельефы "Страстей Христовых" полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной достоверности. Причем самые крупные сооружения и прежде всего соборы, возводились на средства горожан. С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики.
Под миниатюрой четыре строчки текста с орнаментальным завершением каждой строки. Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское. Время формирования нового искусства —15 столетие.
Самым характерным мотивом готической архитектуры стала стрельчатая арка, которая как бы тянула здание к небесам. 174).
Готический художник овладевает выражением тонких душевных движений. В миниатюре исполнителями стали уже не монахи, а горожане-ремесленники. фресках в сиенской ратуше панораму целого города (илл. Оригинальная форма объединения внутреннего пространства представлена цистерцианской церковью в Цветтле (1343). Гаргулья (от фр. Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре.
Апостол Иоанн в «Тайной вечере» — простой, грубый и добрый парень, слуга или работник. Готические мадонны – воплощение прекрасной женственности, моральной чистоты сильные апостолы полны несокрушимого мужества, благородных порывов. Скульптору удалось убедительно передать характеры людей. Западный хор раскрывается перед зрителем как сумма отдельных компартиментов. Центральными произведениями младшей скульптурной школы являются статуи Марии, Елизаветы, Бамбергский всадник в скульптуры «Врат Адама».
175). Очень характерны головы изображенных на рельефе пророков, свидетельствующие об острой наблюдательности скульптора. Прекрасным образцом линейно-декоративной трактовки человеческой фигуры в духе нового сочетания ритмической красоты и живого многообразия является мемориальный портрет Ульриха Регенсбургского исполненный на его могильной плите углубленным контуром (около 1280 г. ). Готика оставила много прекрасных памятников в различных городах Европы. Примером может служить законченная в конце 13 столетия церковь в Хорине (ныне почти абсолютно разрушенная), представлявшая собой трехнефную базилику. Немецкие мастера ощутили в готике в первую очередь её беспокойный мятущийся дух.
В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. Исследователи немецкой средневековой пластики не оставили без внимания тот факт, что статуи наумбургского цикла расположены, так сказать, по силовым линиям занимаемого архитектурного пространства, а именно у несущих столбов (за исключением двух фигур, установленных позднее). Готическая скульптура гораздо более самостоятельная.
Для позднеготической скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характерна измельченность, дробность форм («Золоченая мадонна» Амьенского собора, ок. Усилилась повествовательность. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (конец 13 в. ).
Обличье персонажей близко современникам автора. Стефана является во многом позднеготическим сооружением.
Это позволило делать тонкие стены, в которых вырезались огромные окна. Штосс создал необычайно выразительный облик короля.
для Наум-бургского собора. По материалу: камень, дерево, бронза, мрамор. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его.
Часто имя художника является символом работы целой артели. До сих пор не умолкли споры о том, кого она изображает. И она тоже украшена сценой Рождества Христова (илл.
То же самое происходило и с человеческим телом. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Вместе с тем подъём городов в Германии достиг расцвета только в XIV-XV вв.
Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная) скульптура, как в Греции. Обычно фигуры очень высокие, стройные, вытянутые, плавно изогнутые, в длинных одеждах с живописно уложенными складками. Собор в Бамберге был начат в 11 веке и освящен в 1237 году. Николая в Штральзунде, Церковь Святой Марии в Любеке. Тот же прием позволил Амброджо Лоренцетти развернуть на выполненных в 1338—1340 гг. Характерной чертой ее конструкции была центрическая композиция плана: равноконечный крест, перекрытый нервюрными сводами, в каждом из углов, по две капеллы.
В отличие от французской пластики, немецкая — использовалась для отделки интерьера храмов. Наумбургский мастер. Она воплощает осужденную католицизмом ложную иудейскую религию.
Из нового материала зодчие умели извлекать замечательные декоративные эффекты. Надутое лицо недалекого Тимо фон Кинстрица выдает темперамент сангвиника.
Масштабы архитектурной рамки приведены в соответствие с величиной человеческих фигур. К высокому обходу примыкает венок низких капелл. В полном соответствии с таким идейным и психологическим направлением находится весь формальный облик скульптурного фриза Наумбургской преграды (середина 13 в. ). Образ сильной женщины сопоставлен с образом более слабого мужчины и наоборот. В украшениях кельнских мощехранительниц сохранились и лучшие образцы рейнских эмалей.
Хор занимают двенадцать фигур донаторов, светских лиц и основателей храма. Елизаветы в Марбурге (1235 —1283, завершена в первой половине 14 в. ), церковь Богоматери в Трире (1235 —1253), собор в Вецларе, являющийся продолжением романского строительства предшествовавшего столетия соборы в Миндене, Гальберштадте (1230—1491), Наумбурге (середина 13 в. ), храм в Фрейбурге (начат около 1260 г. ) и, наконец, знаменитый Кельнский собор, начатый в 1248 г. и законченный только в 19 в. К этому нужно присоединить также ряд цистерцианских, доминиканских и миноритских церквей (Маульбронн, Валъкенрид, Альтенберг, Доберан и др. ). Воскресная сторона состоит из двенадцати низких рельефов, в основном, с эпизодами «болестей» Марии. В небольшом количестве может присутствовать и белый цвет. В Шартрском соборе в XIII в. витражи занимали площадь в 2600 кв. Реймские мастера порою приближаются к античной классике. С этом жанре работали все немецкие скульпторы.
Величайшим памятником австрийской готики является собор св. Статуи донаторов — изображения феодальных властителей, но раболепное отношение к знати и фальшивая идеализация чужды художнику наумбургского цикла.
Изображая сцены из жизни Христа, готический мастер обнаруживает близость его к страдающему человечеству. Николая и ажурная ратуша, сотворенная из того же чудодейственного кирпича. Отсюда интерес к характерным жизненным деталям, которыми они обогащали пластику. Глаза их смотрят слишком выразительно и проникновенно. Им не свойственна экспрессия произведений шартрских мастеров. 1284— 1344 г. ) по праву может быть назван наиболее выдающимся из последователей Дуччо.
168 «Пьета» вырезана из дерева, поверхность которого ярко раскрашена, что должно было усиливать производимое впечатление. Интересными проявлениями готического стиля в скульптуре на немецкой почве были собор в Магдебурге и «Золотые ворота» Фрейбергского собора (Саксония). Немцы утверждают, что только в их зодчестве полностью выявлена сущность готического стиля и использованы все его возможности: только в их готике порыв действительно неудержим, действительно поднимает к небу всю массу здания, создает и во внешнем его облике и под его сводами впечатление чего-то необъятного и непостижимого. В этой церкви готический стиль был воплощён в северогерманском красном кирпиче. Строительство готических храмов осуществлялось не только церковью, но и городами. Елизаветы в Марбурге (один из самых ранних готических храмов зального типа). В это период росли города, расширялась торговля и ремесленное производство.
Поздняя готика в Германии имеет особые черты. Тело не скрыто в обязательном порядке под одеждами, покровы подчёркивают его формы. В полном соответствии с таким идейным и психологическим направлением находится весь формальный облик скульптурного фриза Наумбургской преграды (середина XIII в. ). Христос из грозного Судьи и Вседержителя превращается в мудрого проповедника.
При последнем Церингене Бертольде V начался в 1210-1218 годах второй период строения в поздне-романском трёхнефовом стиле. Образ Церкви, с властным взглядом, с гордой осанкой, оттененной плавным ритмом складок одежд, дан как положительный. Однако в линиях преобладает закругленность, соответствующая романским полукружиям арок.
Эпоха готики (конец XII – XV вв. ) – это период, когда большую роль начинает играть городская культура. От него сохранились только поперечный неф и остатки башен. Неболшие фигуры тонут в обильных складках одеяния.
Это алтарь с двумя парами створок, пределлой и надстройкой. Справа и слева мы видим статуи Богородицы и Иоанна Крестителя. Однако в линиях преобладает закругленность, соответствующая романским полукружиям арок. Задумчива Анна с тонкими чертами лица француженки, темпераментен св. Фигуры похожи на кукол — такие они неподвижные, так тонки и негибки руки и ноги. Если попытаться выяснить, чем он был обусловлен, мы придем к выводу, что он вырос на почве тех самых «старомодных» взглядов, которые нам встречались в архитектуре и скульптуре итальянской готики.
Готическая скульптура Англии. Натуралистичность деталей очень ярко выражена в скульптуре хора Кёльнского собора и в фигурах т. н. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению повой жизни. Замечательная пара — Эккехард и его супруга Ута.
Штральзунд — морские ворота Мекленбургской равнины — имеет другой статус. Скульптура «Золотых ворот», датируемых 1240 г., представляет собой попытку создания фигурного портала в духе готических церквей Франции начала 13 в. Но статуи «Золотых ворот» при всей их зависимости от французского образца отличаются меньшей стройностью, чем статуи знаменитых порталов Реймсского или Амьенского собора. Стефана в Вене. Церковь Елизаветы имеет три нефа одинаковой высоты при двойной ширине среднего нефа.
Художник был послушным орудием в руках бога, глашатаем божественных идей. Цветовая гамма рейнских Эмалей более сдержанна, чем во французских эмалях: преобладают сочетания зеленого и синего (но без нежных оттенков голубого и светло-зеленого), красный и желтый. С декоративной стороны зодчество школы Гирсау (расцвет которой относится к первой половине 12 в. ) носит весьма сдержанный характер, хотя в украшениях порталов и прорывается богатство народной фантазии. Расцвет скульптуры начинается на рубеже 12-13 вв.
Капители и карнизы заполнялись изображениями птиц, листьев, цветов, разнообразных плодов, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам точно пробегали каменные полураспустившиеся листочки (краббы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). То, что замысел художника заключался в создании ансамбля, а не группы отдельных мемориальных статуй, показывает характер размещения скульптур в пространстве хора. Она усиливала эмоциональность и зрелищность архитектуры. Роль индивидуального заказа, светского вкуса и моды в этом виде искусства.
Идеи, вдохновившие наумбургского мастера, были господствовавшими идеями его времени. В каждой паре есть такое противопоставление. В этих зданиях величие часта соединяется с художественной изысканностью. В 14—15 вв. В этой церкви распространившийся во Франции готический стиль был воплощён в северогерманском красном кирпиче.
Башни обозначены как самостоятельный элемент от самого основания. Неполное совпадение вышины трех нефов придает внутреннему пространству особенное богатство светотени.
Вследствие этого немецкая готическая скульптура отличалась тенденцией к тому, чтобы не иметь столь тесную связь с архитектурным окружением (наилучшие работы зачастую предназначались для интерьеров, а не для фасадов церквей), а это в свою очередь позволяло достигать большей индивидуальности и свободы в поиске. выразительных средств по сравнению с французскими образцами. Мартини. Современники стиля никогда неиспользовали этот термин, описывая свои работы. Так, например, венский собор св. Георгий, св.
Снаружи они были вовсе без украшений или же украшение сводилось к более скромной росписи, без применения золота, обычно серым по серому. Надгробие вдвинуто в угол капеллы и его можно обойти только с двух сторон. Лоренцетти. Повелительный жест руки точно призывает зрителя к достойной чистой жизни. Все эти орнаментальные мотивы как бы вдыхали чувство жизни природы в архитектурные формы. илл. Изображенная на илл.
Статуя Реглинды и Эккегарда, стоящие дальше от зрителя, несколько выдвинуты вперед. Действительно, в этом образе каждая черта величественна и вдохновенна. На панно «Вход Господень в Иерусалим» функция архитектуры состоит в создании пространства. Это единство усиливается также органическим синтезом скульптуры и зодчества. Становление германской готики пришлось на сложный период в жизни страны. стр.
Он — воплощение стремления к свободе, мужества, гордости. Пикко делла Мирадола писал: «О дивное и возвышенное назначение человека, которое дано достигнуть того, к чему он стремился и быть тем, чем он хочет. » Ему вторил Массимо Фичино: «Человек измеряет небо и землю ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал». С другой стороны, здесь резче проявились черты народности и своеобразного реализма.
Множество мелких фигур и отдельных сцен размещалось в трансептах (поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах), на консолях (в архитектуре выступающий из стены камень имеющий своим назначением подпирать какую-либо часть постройки, ещё более выступающую вперёд), цоколях, постаментах, контрфорсах, крышах. 165, 166). Алтарь с самого начала был задуман без раскраски, что не понравилось заказчикам. Помимо алтарной развиваются такие виды скульптуры, как надгробия и эпитафии.
Задуманные для сложного теологического цикла статуи оказались впоследствии разрозненными и современное положение получили в XVII в. Их автор хорошо знал скульптуру Реймса. Внимание сосредоточивалось на пластической и духовной выразительности лиц. Портал «Врата Адама» интересен как типичный пример введения готической скульптуры в архитектурные формы зрелого романского стиля. Центральными произведениями младшей скульптурной школы являются статуи Марии, Елизаветы, Бамбергский всадник в скульптуры «Врат Адама». Закутанная в плащ св. Общий характер скульптуры безжизненный и суровый.
Отдельные статуи отмечают менее значительные, но все же важные для архитектуры сочленения. Симоне Мартини (ок. Другой особенностью церкви св. Этот неовизантийский стиль (или «греческая манера письма», как назвали его итальянцы) преобладал до конца XVIII в., так что итальянские художники имели возможность проникнуться византийскими традициями гораздо глубже, чем когда-либо.
Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Сопоставление приобрело в Наумбурге характер смыслового и образного контраста. Готика — это и расцвет французской монументальной живописи, витража. Другие апостолы — бородатые мужики.
Рименшнейдер выступает как несравненный мастер резьбы. Марии там же (1237), украшенные прекрасными образцами немецкой средневековой мелкой пластики, по стилистическим признакам стоящей на границе между романским и готическим искусством. Контраст является одним из главных композиционных и образных принципов гениального наумбургского мастера и этот принцип проходит через все стороны художественного целого.
Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. Но от тяжеловесной романской архитектуры остались массивная гладь стены, грузные башни, сдержанный скульптурный декор. В Майнце сохранились фрагменты композиции, выполненные его мастерской.
Мастер работал не один – обнаружено несколько почерков в пределах единой образной системы. Действительно, в этом образе каждая черта величественна и вдохновенна. Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение.
Работал в Кёльне с начала 1430-х гг. Статуя Реглинды и Эккегарда, стоящие дальше от зрителя, несколько выдвинуты вперед. Собор в Бамберге был начат в XI веке и освящен в 1237 году. Ширина боковых нефов совпадает с шириной главного, а вышина их лишь немного меньше. К периоду расцвета готики в Германии относится возведение Кельнского собора. Уже в церкви Марии в Любеке (конец 13 — начало 14 в. ) новый материал повлек за собой значительное изменение формы: фасад стал плоским, без глубоких членений, башни — простыми четырехугольными, увенчанными шатрами над боковыми кораблями протянулись простые аркбутаны, лишенные пинаклей.
В позднеготической немецкой скульптуре, как и во французской, усиливается дробность форм, утрачивается монументальность, акцентируется патетика, появляется претенциозность, манерность, чрезмерное изящество, натуралистичность деталей, чего не знала почти совсем французская готика даже самого позднего периода (скульптура хора Кёльнского собора, фигуры так называемого «Прекрасного колодца» в Нюрнберге). Энергичная светотеневая моделировка усиливает живость выражения. В 1447 году Лохнер становится членом городского совета Кёльна. Окна Королей а также Библейские окна и окна Святых волхвов, расположенные в галерее хора, в боковой капелле, сохранились с 1280 года.
Иероним, св. Высоко в верхних рядах окон сияют великолепные витражи. Она не подчинена плоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период. От первой постройки сохранились только остатки фундамента.
Символом города становится собор, теряющий свои оборонительные функции. К основным произведениям старшей школы принадлежит большая часть рельефа ограды георгиевского хора, скульпторы юго-восточного портала, так называемых «Врат благодати» и некоторые статуи «Княжеского портала». В нем читались университетские лекции, разыгрывались мистерии. В образе маркграфа скульптор представил грубого, чувственного, властного рыцаря тех времен. К сожалению, в период реформации было уничтожено так много английских готических статуй, что изучение развития скульптуры в Англии существенно затруднено.
Они едят, пьют, как люди физического труда. Впечатление легкости и изящества усиливают к р у ж е в н ы е украшения из резного камня. Их самостоятельность так велика, что современные немецкие исследователи начинают сомневаться в правильности их объединения в группу «Встреча Марии и Елизаветы». Характерно также членение пальцев и расположение рук, в некоторых группах вполне симметричное. Размещая данную скульптурную группу на перегородке (а не над нею, в соответствии со сложившейся практикой), скульптор как бы опустил их на землю — в физическом и эмоциональном отношении. Все возвышенные черты воплощаются в образах Христа, Богоматери и святых.
Алтарь всегда обращен навстречу верующему. Сохранившийся от первоначального церковного здания западный портал с «Гигантскими вратами» является весьма характерным образцом средневекового искусства. старые городские стены разрушились или были снесены.
Для начало, что такое «готика»: Готика (от греч. Скульптура собора также обнаруживает в пределах сравнительно небольшого отрезка времени (1230—1240) две школы — «старшую» и «младшую». Наиболее интересны каменные ратуши в Госларе, Гильдесгейме, Гальберштадте, Мюнстере (великолепное здание, вызвавшее много подражаний). Около середины 13 в. живопись испытала заметный поворот в сторону светских мотивов, жизненной полноты изображения, реалистического многообразия формы. Готический каркас не прятался в стену, а формировал не только техническую, но и художественную основу архитектурного образа готики.
К лучшим памятникам относятся рака Карла Великого в Аахене (1200—1215) и рака св. Даже головы вытянуты вперед и плечи сутулятся в угоду композиции. Появились мотивы рыцарской любви и придворной жизни.
Масштабы архитектурной рамки приведены в соответствие с величиной человеческих фигур. В северной и северо-восточной Германии чаще встречаются кирпичные постройки, например ратуши в Люнебурге, Любеке, Ростоке и в других городах. Джованни Пизано.
Появились мотивы рыцарской любви и придворной жизни. К основным произведениям старшей школы принадлежит большая часть рельефа ограды георгиевского хора, скульпторы юго-восточного портала, так называемых «Врат благодати» и некоторые статуи «Княжеского портала». Главным строительным материалом был камень. Скульптура применяется приемущественно в интерьере.
Все эти орнаментальные мотивы как бы вдыхали чувство жизни природы в архитектурные формы. Слово происходит от итал.
К основным произведениям старшей школы принадлежит большая часть рельефа ограды георгиевского хора, скульпторы юго-восточного портала, так называемых «Врат благодати» и некоторые статуи «Княжеского портала». Отсюда интерес к характерным жизненным деталям, которыми они обогащали пластику. Самые торжественные образы не лишены гротескных черт. Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются. Прекрасным примером такой работы может служить хранящаяся в Государственном Эрмитаже рипида — церковное опахало (12 в. ). Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Выразительность и отпечаток жизненной правды особенно сильны в образе Ионы. продолжает развиваться книжная миниатюра. На створках пределлы изображены снаружи «отцы церкви», а внутри – «Посещение Марией Елизаветы» и «Бегство в Египет», в то время как центр ее занят скульптурной группой «Поклонение волхвов». Дуччо.
Первыми проявлениями готического стиля в скульптуре на немецкой почве были собор в Магдебурге и «Золотые ворота» Фрейбергского собора (Саксония). Особенно это относится к парным статуям Эккегарда и Уты, Германа и Реглинды. 171). Выразительность и отпечаток жизненной правды особенно сильны в образе Ионы.
Наиболее смелым экспериментом в этой области является принадлежащий кисти Пьетро и выполненный в 1342 г. триптих «Рождество Богородицы» (илл. Кельнский собор — это не только место проведения церковных служб, но и крупнейший музей, где собраны за долгие столетия богатейшие коллекции картин, скульптур и драгоценностей. Готический стиль в архитектуре Германии является наиболее значимым и самобытным. В XV в. между алтарным столом и коробом включается новый элемент – пределла. Во «Входе Господнем в Иерусалим» есть то, чего мы никогда прежде не видели в живописи: на ней люди населяют пространство, образованное архитектурными формами.
Родиной готики считается Франция. Он поражает особой лиричностью, поэтической одухотворенностью. Следы его деятельности ученые стремятся отыскать в Амьене и Нуайоне. лица, поражая конкретностью и многообразием.
У Христа и апостолов простонародные лица, в «Тайной вечере» собравшиеся за столом жадно едят и пьют, круглый хлеб нарезан большими ломтями в чашках – простая еда. Религиозные сюжеты уже не полностью господствуют в живописи. Как и сам алтарь, пределла снабжается коробом и створками. Вольные Имперские города начали сами заботиться о безопасности своих купцов.
В Псалтыре св. Архитектурные стили меняются тогда, когда происходят существенные изменения в политическом и экономическом развитии государства. илл. Он начал развиваться гораздо позже, чем во Франции, однако настолько слился с культурными традициями страны, что долгие годы считался именно ее порождением. Подобное изобилие растительной орнаментики не встречается в других архитектурных стилях.
Алтарную преграду – леттнер - украшают рельефы с изображением страстей Христа и – при входе в хор – монументальное «Распятие» с Марией и Иоанном по сторонам. XIII век во Франции справедливо считался «золотым веком» витража. Наружные формы строги, свободны от резного или скульптурного декора. илл. Австрия, Каринтия и Штирия превращаются в самостоятельные феодальные герцогства. Одним из замечательных приемов зальной конструкции может служить и церковь в Штрассенгеле (1346—1355). Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью или переживаниями.
Шартрские мастера создали ряд превосходных по яркой индивидуальной характерности и одухотворенности образов, например, мудрых ветхозаветных «царей» западного портала — с печатью надменности и замкнутости в лице или в состоянии внутренней напряженности. Таков образ Христа-странника (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой. Земли, составляющие ныне Австрийское государство (собственно Австрия, Штирия, Каринтия, Тироль), в средние века представляли собой воинственную окраину империи, основанной Карлом Великим. Высшей точкой расцвета готической скульптуры является декор Реймского собора.
В рельефе наблюдается тяга к высокому рельефу — горельефу. В будние дни, когда отсутствовало богослужение, створки были закрыты (будничная сторона алтаря).
Эти братья Церингены считаются также основателями города. Эти панно— наиболее зрелая работа Дуччо. В 30-40 гг.
Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются.
Впервые человечество получило идею ценности каждого человека. Выдающиеся образцы сохранились в Любеке – столице Ганзы. Скульптурные группы, объединенные сюжетом и драматическим действием, разнообразные по композиции. Особенно славилась на всю Францию Шартрская мастерская.
Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. Полная противоположность ему – обаятельный образ Уты. В первой больше величественности, покоя. В основе всего скульптурного цикла лежит контраст, сопоставление, а не развитие. Также возникает новая неразрывная связь архитектуры и скульптуры.
Историзм был чужд сознанию XIII века. В стенной живописи Шлезвингского собора (конец 13— начало 14 в. ) линии контура как бы пробуждаются от векового сна, начинают полнее выражать движение тел и одежды, объединяя действие общим принципом ритма. Закутанная в плащ св.
Петра в Зальбурге.
На первый план выступает декоративное сочетание красивых чистых красок и золота. Активно развивается круглая монументальная пластика. (Это была церковь немецкой общины, вот таким образом пригласили немца). Его наиболее характерным и широко распространенным сюжетом является «Пьета» (итальянское слово Pieta происходит от латинского pietas, от которого, в частности, произошли слова пиетет и пиетизм, обозначающие почтительность и высокое благочестие), то есть изображение Богородицы, оплакивающей умершего Христа. Термин «готика» имеет необычную историю иконнотацию. 98).
Центральными произведениями младшей скульптурной школы являются статуи Марии, Елизаветы, Бамбергский всадник в скульптуры «Врат Адама». Приложение 4).
Св. Интереснейшим произведение мастера являются рельефы алтарной преграды западного хора, в частности, «Тайная вечеря». Книжная миниатюра — прекрасный исторический документ: по ней мы узнаем костюм, прическу, одежду воинов, она доносит до нас далекий, но живой голос эпохи при всей условности стиля изображения (примером могут служить Большие французские хроники конца XIV — начала XV в. —настоящая энциклопедия французской жизни в позднее средневековье). В конце XII в. власть германских императоров ослабела, поднялось значение князей, особенно в пограничных марках (где полнота и авторитет княжеской власти обусловливались в очень большой степени военной необходимостью). Он ближе созданиям поэтического гения рыцарской литературы.
Поднятые на значительную высоту, они теряются в пространстве хора. В Реймском соборе взаимодействие архитектуры со скульптурой и живописью порождает то неповторимое разнообразие впечатлений, которым готика обогащала современников. Преобладающее значение в конце 14 — в 15 в. получает тип зальной церкви (Hallcn Kirche), архитектурная конструкция которой позволяет создавать единое внутреннее пространство.
Их самостоятельность так велика, что современные немецкие исследователи начинают сомневаться в правильности их объединения в группу «Встреча Марии и Елизаветы». Элементы готической миниатюры напоминают готическую архитектуру и витраж (Псалтырь Людовика Святого, Парижская национальная библиотека). Должно быть, главным источником такого готического влияния явился Джованни Пи-зано (см.
Тема, намеченная в одном образе, варьируется и приобретает иную окраску в другом. Трехнефная базилика обычно заканчивается тремя алтарными нишами. Фейт Штосс (1447-1533) прибыл в 1477 г. в Краков для работы над главным алтарем церкви Марии.
Одна – повествование о крестном пути Христа – была тесно связана с литургией и проповедью и потому обращена к прихожанам, в сторону нефа (леттнер служил своеобразной трибуной для духовенства). В готический период большого развития достигла гражданская архитектура. В Германии развитие готической скульптуры можно проследить с большей легкостью. Таким образом, проводится четкая программа триумфа Марии.
175). Из ратуш готического периода особенно знаменита ратуша в Брауншвейге, сквозные фронтоны которой напоминают большие окна соборов. Церковь св. Одежды исполнены с большой любовью, очень тонко, но с преувеличенной тщательностью.
Цикл статуй в Наумбурге, несмотря на все возможные прототипы и аналогии, в целом предстает уникальным явлением. Доминирующим в палитре красок является чёрный цвет.
В стране, лишенной единства, общенациональные интересы были преданы забвению. Высшей точкой расцвета готической скульптуры является декор Реймского собора. Святые изображались как современники скульпторов (рыцари, горожане или крестьяне). Идеи, вдохновившие наумбургского мастера, были господствовавшими идеями его времени. Прежде всего это передаваемый людскими фигурами мир чувств, принадлежащий эпохе готики.
илл. Так, в бамбергской статуе св. Обычно здания такого типа лишены крипты.
Поздняя готика предпочитала зальную церковь. В первой больше величественности, покоя. В характеристике святых появлялись человечность, мягкость. Эти слова принадлежат известному в России философу, писательнице Татьяне Литвиновой. Алтарь ценен высоким качеством исполнения и прекрасной сохранностью.
Отмара в Медлинге. Для искусства Проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, светскость (в отличие от искусства Средневековья), появление интереса к античному наследию (свойственного искусству эпохи Возрождения). Левый тимпан украшает полное драматической экспрессии «Успение Богоматери». Они сохранились лишь в немногих городах, оставшихся в стороне от промышленного подъема, например в живописном Ротенбурге на Таубере и Цонсе близ Дюссельдорфа.
Северная осталась незаконченной южная башня (закончена в 1433 г. ), необычайно стройная и устремленная ввысь, представляет собой одно из выдающихся созданий зрелой готики. Можно сказать, что произведения в этом стиле обладают необычными деталями и излишествами. Скульптура собора также обнаруживает в пределах сравнительно небольшого отрезка времени (1230—1240) две школы—«старшую» и «младшую».
Теперь мы не видим «плотно пригнанных» друг к другу фигур. Особенно богато украшались соборы, главное место принадлежало статуе и рельефу. Все чаще появляется постановка фигуры по так называемой «готической кривой» (S-видная поза). С настоящее время фигурам возвращен их первоначальный вид.
Близость к повседневной жизни проявляется также в работах братьев Пьетро и Амброджо Лоренцетти (оба умерли в 1348. ), но уже при большей монументальности и в соединении с особенно острым интересом к проблеме пространства. Немецкие мастера ощутили в готике в первую очередь её беспокойный мятущийся дух. Вся тяжесть громады собора ложилась на его каркас. Автором помпезного проекта был Герард фон Риле, который работал над ним более двух лет. Так, например, в скульптурах «Страшного суда» (около 1240 г. ), в тимпане «Княжеского портала», экспрессия жестов и мимики так утрирована, ликование праведников и ужас грешников, гак преувеличены, переданы такими гримасами, что и то и другие производят одинаковое впечатление.
Холодная греческая манера словно оттаяла под кистью Дуччо. Даже головы вытянуты вперед и плечи сутулятся в угоду композиции. Их выкладывали либо из резного камня, либо из кирпича.
На севере Германии уже на исходе готического периода распространяется тип скульптурного изображения «прекрасной Мадонны». Скульптура собора также обнаруживает в пределах сравнительно небольшого отрезка времени (1230—1240) две школы — «старшую» и «младшую». 1400 г. является приблизительной границей нового этапа строительства, который приобрел в австрийских землях характер, тесно связанный с подъемом многих местных центров, развитием городского бюргерства и светской культуры. Отражение истории Германии в архитектуре является отличительной чертой этой страны.
Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Целостность общего замысла осуществилась в этом здании с ясной последовательностью.
Недоумение и удивление последних, пораженных мудростью отрока, беспокойство Богоматери, поддерживаемой Иосифом, переданы с необычайной убедительностью. На рельефах ограды георгиевского хора (около 1230 г. ) апостолы и пророки изображены попарно, в момент страстной дискуссии. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическая скульптура-органическая часть архитектуры собора.
Статуи Марии и Елизаветы внутри собора исполнены в традициях реймской школы с явной антикизацией образов. Фигуры, сопровождаемые музицирующими ангелами, полны чрезмерного изящества. С восточной стороны сохраняется трансепт к соединении с развитым хором, отделенным от остального пространства храма. Планы соборов просты, большей частью в них отсутствует обходной хор и венец капелл. В XIII—XIV вв.
В конце 12 в. власть германских императоров ослабела, поднялось значение князей, особенно в пограничных марках (где полнота и авторитет княжеской власти обусловливались в очень большой степени военной необходимостью). В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». Таковы, например, Новомонастырская церковь в ВинерНейштадте и приходская церковь св. Цикл статуй распадается на две части: хор занимают двенадцать фигур донаторов (светских лиц, основателей храма), леттнер – алтарную преграду, служившую также трибуной для духовенства, – украшают рельефы с изображением Страстей Христовых.
Не случайно впоследствии статую называли «сивиллой». В период зрелой готики приходит новое понимание Христа и Богоматери. В миниатюре исполнителями стали уже не монахи, а горожане-ремесленники. На крепостных стенах возвышалось множество башен (иногда более ста). Капители и карнизы заполнялись изображениями птиц, листьев, цветов, разнообразных плодов, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам точно пробегали каменные полураспустившиеся листочки (краббы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет).
Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы (мадонны) с младенцем Христом на руках. Отдельные статуи отмечают менее значительные, но все же важные для архитектуры сочленения. Правильными изгибами, похожими на росчерк пера, намечена почва под ногами фигур. В 10—12 вв.
С другой стороны, здесь резче проявились черты народности и своеобразного реализма. Одежды исполнены с большой любовью, очень тонко, но с преувеличенной тщательностью. Тимпаны (внутреннее треугольное или полукруглое поле фронтона), арки порталов, промежутки между ними, галереи верхних ярусов, ниши башенок, вимперги (остроконечный щипец над порталами и оконными проёмами готических зданий) украшались горельефами, декоративными рельефами и статуями. Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора.
Выделяются ранняя, зрелая и поздняя готика. Она с огромной силой извергала воду, переворачивая рыбацкие лодки и затопляя дома. Скульпторы мастерски вписали готические статуи и рельефы в грузное обрамление.
Но чувство формы, проявляемое художником, поразительно. Этому способствует также небольшой обход, оставленный позади скульптур. Алтарь имеет две пары створок. Следы трансепта устранены, отпадает и особое значение средней линии, которая прежде играла роль оси симметрии. Особенно отчетливо выступает Это направление в «Книге евангельских чтений кустоса Бертольда» из соборной церкви св. Статуи сохраняют теснейшую связь со стеной, с опорой.
Заостренные складки одежд придают фигурам особую энергию и выразительность, резко контрастируя с популярным в то время изображением драпировки в романском стиле. Готическую церковь сразу можно узнать по с т р е л ь ч а т ы м (з а о с т р е н н ы м кверху) аркам окон, дверных проемов.
Сохранились прекрасные готические здания во многих городах Германии. Пик развития готической скульптуры в Германии приходится на начало XIV столетия. Позы естественные, одухотворенные. Вместе с тем они внутренне объединены молчаливым диалогом, переживаниями. Среди уродливых грешников часто встречаются короли, монахи и богачи. В немецкой скульптуре готической поры эта иерархия проведена гораздо менее строго.
Скульптуры правого портала западного фасада собора в Бамберге (император Генрих II и его жена Кунигунда). Изначально термин «готика» был ругательным, так как критики видели неправильным отхождения от классических пропорций и идей.
Действительно, в этом образе каждая черта величественна и вдохновенна. Они менее связаны с архитектурой, более характерны и своеобычны. Выполненное в красном мраморе, надгробие имеет форму короба с балдахином.
Со временем эти изображения становились всё более натуральными, а повествование – все более подробным. На одном из них мы видим «Вход Господень в Иерусалим» (илл. Роняющая разорванные скрижали Завета Синагога с завязанными глазами трагична. Показанное на илл. стр. В XII в., в связи с возросшей пышностью обрядов богослужения на алтарный стол стали ставить иконы или реликварии (специальные емкости для хранения святых мощей).
Легкие изгибы, повороты торсов и перенесение тяжести тела на одну ногу, характерные живые позы и жесты придают фигурам динамичность, которая несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора.
Меняя точку зрения, зритель обнаруживает различные аспекты характера воина. и сопровождался уже новыми устремлениями в немецкой культуре. Его называли «величайшим и, в некотором смысле, последним мастером средневекового классицизма». План его был создан около 1248 г., тогда же и началось строительство. Монументальные ратуши красноречиво говорят о могуществе и богатстве городских общин. Такова была предыстория творчества Никколо Пизано, приехавшего в Тоскану с итальянского юга около 1250 г. (год смерти Фридриха II).
Своды любекской Мариенкирхе являются самыми высокими в мире для кирпичных церквей (38, 5 м). Вторым великим стилем средневековья была готика. Средневековая Германия была страной с высокоразвитыми художественными ремеслами. На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские. 1320 г. ).
Примером замечательных ворот романского типа могут служить ворота в Комбурге. Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна. Духовное волнение выражено не только в классически прекрасных чертах, но в движении корпуса, в трепетной вибрации драпировок одежд, гибких извилистых линиях контуров Марии с ее духовным подъемом, с ее величавой грацией противопоставлен образ пожилой, суровой, умудренной исполненной чувства достоинства и трагического предчувствия Елизаветы. Так, например, в скульптурах «Страшного суда» (около 1240 г. ), в тимпане «Княжеского портала», экспрессия жестов и мимики так утрирована, ликование праведников и ужас грешников, так преувеличены, переданы такими гримасами, что и то и другие производят одинаковое впечатление.
Вместе с тем подъём городов в Германии достиг расцвета только в XIV-XV вв. В начале 14 в. готическая скульптура вступила в последнюю стадию своего развития. Исследователи немецкой средневековой пластики не оставили без внимания тот факт, что статуи наумбургского цикла расположены по силовым линиям занимаемого архитектурного пространства, а именно у несущих столбов (за исключением двух фигур, установленных позднее). Его можно перенести (что делалось многократно на протяжении веков). На будничной стороне можно видеть изображение четырех эпизодов о святом Вольфганге. Евангельские сюжеты — «Тайная вечеря», «Суд Пилата» и др. — представлены здесь в духе средневековых мистерий исполняемых простыми людьми на площади.
Известны случаи, когда менялся интерьер хора (заделывались окна) ради того, чтобы лучше виден был алтарь. Корона на голове позволяет видеть в скульптуре воплощение царского достоинства. Из Франции готика распространилась на другие страны Западной Европы. Всадник был символом власти. Примером ранней готики может служить скульптура западного фасада Собора Парижской Богоматери (1210—1225) история Марии, «Страсти Христовы», «Страшный суд». Монументализм, синтез архитектуры и скульптуры в британской надгробной пластике.
Наверняка, они были бы удивлены, узнав, чтов скором временилюди будут описывать монументальные величественные архитектурные сооружения изобилующие орнаментами и витражами, словом, которое является синонимом к слову «варварский». Здесь предпочитают установку статуй во внутренних помещениях зданий. Лица трактованы в соответствии с принятой общей схемой, но довольно живо. Человек того времени полон духовных сил. Фасады трансепта украшены уже в период высокой готики. У Христа и апостолов простонародные лица, в «Тайной вечере» собравшиеся за столом с жадностью едят и пьют, круглый хлеб нарезан большими ломтями, в чашках – простая еда.
Напротив, уродливое и смешное выделяется в особую группу изображений, занимающих подчиненное место, — сюда относятся все связанное с дьяволом и темными силами ада, так называемые «химеры», а также жанровый элемент, отражающий быт простого народа. Это единство усиливается также органическим синтезом скульптуры и зодчества. При всем разнообразии форм в период поздней готики преобладают звездообразные и гнездообразные своды. 167 «Распятие» служит центральным элементом перегородки, отделяющей хоры от общедоступной части здания. К ним относится прежде всего слабое развитие трансепта.
Стремление усилить чувственную достоверность образа обнаруживало себя в острой наблюдательности и интересе к единичному, частному индивидуальному, портретному и даже необычному, случайному. Наиболее ярко показала себя готическая архитектура в Германии. Схоластика не определяла интеллектуальной (умственной) жизни Германии в такой степени, как во Франции.
Ярким примером этого стиля могут служить колонны, украшенные статуями Христа, Богоматери и двенадцати апостолов, на хорах Кельнского собора (первая половина 14 в. ). Пропорции здесь далеки от аристократической вытянутости. Она становится источником радости для глаза, способного наслаждаться ясными пропорциями, гибкостью линий (вместо прежних угловатых и грубых контуров), ритмическим движением форм, приобретающим самостоятельное значение. Силуэт Церкви обобщен, ниспадающий прямыми складками плащ придает фигуре устойчивость. За образец был взят Амьенский собор. Первые образцы зальной конструкции возникли уже на рубеже 13 и 14 вв. «Всадник» – наиболее загадочная фигура среди бамбергских статуй.
Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом. 1. илл. Прикладное искусство (мебель, костюм и пр. ) развивается в общем русле французского готического искусства. Одна из наиболее ранних — группа Боннского музея (около 1300 г. ) — является поразительным образцом религиозной экзальтации в соединении с жестким натурализмом.
Вверху полуколонны разветвляются и превращаются в н е р в ю р ы (ребра), которые переплетаются между собой. Крупной фигурой в немецком скульптурном искусстве был Тильман Рименшнейдер (1460-1531). Встречаются двухнефные здания зального типа (приходская церковь в Пеллауберге) и четырехнефные (приходская церковь в Шваце, 1460—1465).
Именно в ней скорее всего проступают черты новой поры Возрождения. С 13 в. ей часто посвящаются порталы. 108). Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. Образ Христа отличался не только величием, но и большей мягкостью, а Богоматерь изображали в виде Прекрасной Дамы – молодой, грациозной и приветливой аристократки. Исключительна по сложности и многогранности внутреннего мира портретная голова Ренье де Мусона (надгробие аббатства Иософат около Шартра), шартрского епископа с лицом, отмеченным интеллектуальностью, силой мысли, нервным напряжением.
Пикколо Пизано. Мартин портала южного фасада трансепта). Дух классики так силен в этом произведении, что с первого взгляда в нем трудно обнаружить готические элементы.