Переход от романского стиля к готике в скульптуре произошел несколько позже, чем в архитектуре, но затем развитие совершалось в необычайно быстрых темпах и готическая скульптура на протяжении одного столетия достигла своего наивысшего расцвета. Для позднеготической скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характерна измельчённость, дробность форм, но в ней чувствуется несомненный интерес к портретным изображениям, в целом не свойственный французскому средневековому искусству. В готической скульптуре зародился интерес к человеческому характеру, к внутреннему миру человека, спиритуалистически понятому.
Франция: Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Готическая скульптура зародилась в первые годы XIII в., т. е. Начало строительства около 1120 г. Типовая для готической архитектуры склонность к сложных зданий и роскоши находит подтверждение в появлении трех украшенных скульптурой порталов главного фасада.
1230 е годы – расцвет готической круглой скульптуры. Готическая скульптура – органическая часть архитектуры собора. Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Высшие достижения готической скульптуры связаны со строительством Шартрского, Реймского и Амьенского соборов, насчитывающих до двух тысяч скульптурных произведений, которые отличаются высоким эстетическим пафосом.
Необычайно выпукло особенности немецкой готической скульптуры воплоти лись в ансамбле Бамбергского собора. Высшей точкой расцвета готической скульптуры Франции является декор Реймского собора. Прелесть светлой материнской нежности в образе Мадонны и глубоких раздумий находящегося в смятении человеческого духа в образе святых и пророков, нравственная красота взаимной любви также впервые глубоко раскрыты в искусстве Средневековья, особенно во французской готической скульптуре.
В готической скульптуре завершался начатый в романском ваянии процесс обособления человеческого образа от общего орнаментального убранства стены. Стремление к яркой, даже резкой передаче характера человека – типичная черта готической скульптуры в период ее наивысшего расцвета. Скульптурное убранство готических фасадов в Германии было менее развито, чем во Франции.
Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению повой жизни. Слева изображено избиение Стефана камнями справа – его погребение. Прежде всего это передаваемый людскими фигурами мир чувств, принадлежащий эпохе готики. Готические фигуры воспринимаются, особенно на фасадах, как элементы единой гигантской декоративно-монументальной композиции. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены.
За образец был взят Амьенский собор. Монументальная скульптура – основной вид изобразительного искусства в эпоху готики, ее связь с архитектурой – основа синтеза искусств в готическом соборе. Многочисленные изображения королей, рыцарей, прелатов, ремесленников, крестьян отражали иерархичную структуру феодального общества. Следуя в общем замысле и в деталях за сложившимися образцами готической разработки архитектурных форм, он сохраняет также некоторые традиционные черты переходного стиля, например круглую арку портала и высокую башню, увенчивающую средокрестие (верх ее был снесен ураганом в 1631 г. и не возобновлялся).
В немецкой скульптуре готической поры эта иерархия проведена гораздо менее строго. Готический художник овладевает выражением тонких душевных движений. Мартини.
Марии там же (1237), украшенные прекрасными образцами немецкой средневековой мелкой пластики, по стилистическим признакам стоящей на границе между романским и готическим искусством. В позднеготической немецкой скульптуре, как и во французской, усиливается дробность форм, утрачивается монументальность, акцентируется патетика, появляется претенциозность, манерность, чрезмерное изящество, натуралистичность деталей, чего не знала почти совсем французская готика даже самого позднего периода (скульптура хора Кёльнского собора, фигуры так называемого «Прекрасного колодца» в Нюрнберге). Под миниатюрой четыре строчки текста с орнаментальным завершением каждой строки. 180).
Он во многом утратил свою сверхреальную природу. Немецкой готический стиль пластике свойственна подчеркнутая характерность персонажей, резкость в передаче эмоций, почти гротескное усиление мимики интерес к конкретике внешности в воображаемом пока портрете (донаторы Наумбурга).
Напротив, уродливое и смешное выделяется в особую группу изображений, занимающих подчиненное место, — сюда относятся все связанное с дьяволом и темными силами ада, так называемые «химеры», а также жанровый элемент, отражающий быт простого народа. Ей принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени. продолжает развиваться книжная миниатюра. Иосиф из сцены «Принесение во храм» и ангел из «Благовещения» напоминают светских людей, полных земных радостей. Портал «Врата Адама» интересен как типичный пример введения готической скульптуры в архитектурные формы зрелого романского стиля.
В двухфигурной композиции «Встреча Марии с Елизаветой» (1225–1240), помещенной на пилонах центрального портала, так называемого портала Богородицы, статуи Марии и Елизаветы, стоящие рядом на отдельных консолях, воспринимаются и как отдельные самостоятельные скульптуры и как взаимосвязанная парная группа. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни. Особенно замечательны по своим художественным достоинствам группа Петра и группа Ноны, принадлежащие, по-видимому, разным мастерам. Характерно также членение пальцев и расположение рук, в некоторых группах вполне симметричное.
Статуи сохраняют теснейшую связь со стеной, с опорой. Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются. Готика — это и расцвет французской монументальной живописи, витража.
Одним из замечательных образцов высокой готики является скульптурный ансамбль главного фасада Амьенского собора (1225–1236). Их самостоятельность так велика, что современные немецкие исследователи начинают сомневаться в правильности их объединения в группу «Встреча Марии и Елизаветы». В рельефе наблюдается тяга к высокому рельефу — горельефу. В «Больших французских хрониках» (конец 14 в. ) художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события — это настоящие иллюстрации литературного произведения. Широкие линии, обобщающие формы, придают им монументальность.
Можно сказать, что произведения в этом стиле обладают необычными деталями и излишествами. 165, 166). 167 «Распятие» служит центральным элементом перегородки, отделяющей хоры от общедоступной части здания.
Елизаветы в Марбурге (1235 —1283, завершена в первой половине 14 в. ), церковь Богоматери в Трире (1235 —1253), собор в Вецларе, являющийся продолжением романского строительства предшествовавшего столетия соборы в Миндене, Гальберштадте (1230—1491), Наумбурге (середина 13 в. ), храм в Фрейбурге (начат около 1260 г. ) и, наконец, знаменитый Кельнский собор, начатый в 1248 г. и законченный только в 19 в. К этому нужно присоединить также ряд цистерцианских, доминиканских и миноритских церквей (Маульбронн, Валъкенрид, Альтенберг, Доберан и др. ). Именно в ней скорее всего проступают черты новой поры Возрождения. боковых, фасадов собора Парижской Богоматери, в ансамблях Амьенского и Реймсского соборов.
Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Подобное изобилие растительной орнаментики не встречается в других архитектурных стилях. Образ сильной женщины сопоставлен с образом более слабого мужчины и наоборот. Также возникает новая неразрывная связь архитектуры и скульптуры.
Отдельные статуи отмечают менее значительные, но все же важные для архитектуры сочленения. Готическая скульптура ФранцииСтатуи, украшающие так называемые «Королевские врата» (три портала на западном фасаде собора в Шартре), часто трактуются как подлинная квинтэссенция раннеготической скульптуры. Часто скульптуры размещаются на специальных постаментах. Самые торжественные образы не лишены гротескных черт. Из нового материала зодчие умели извлекать замечательные декоративные эффекты. Должно быть, главным источником такого готического влияния явился Джованни Пи-зано (см. Обращенные к окружающим и друг к другу святые исполненные душевной близости, как бы сердечно беседовали между собой.
Таковы шедевры, созданные бамбергскими скульпторами младшей школы, — статуи Марии и Елизаветы, помещенные внутри собора. В характеристике святых появляются человечность, мягкость.
108). Ей принадлежало первое место в изобразительном искусстве этого времени. Эти отношения развиваются и внутри одного и того же образа. Простота и изящество четких форм, плавность и чистота контуров, ясность пропорций, сдержанные жесты служили во французской скульптуре выражением нравственной силы, духовного совершенства.
Композиционный и идейный замысел скульптурного декора был подчинен разработанной теологами программе. Цветовая гамма рейнских Эмалей более сдержанна, чем во французских эмалях: преобладают сочетания зеленого и синего (но без нежных оттенков голубого и светло-зеленого), красный и желтый. Скульптура в храме служила не только для украшения. ) — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XI – XII по XV—XVI века.
Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются. Особенно славилась на всю Францию Шартрская мастерская. Одна из наиболее ранних — группа Боннского музея (около 1300 г. ) — является поразительным образцом религиозной экзальтации в соединении с жестким натурализмом. 1320 г. ).
Елизаветы в Марбурге (один из самых ранних готических храмов зального типа). Элементы готической миниатюры напоминают готическую архитектуру и витраж (Псалтырь Людовика Святого, Парижская национальная библиотека). Тысячи скульптур и рельефов выполнялись в мастерских при соборах.
Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом. Напротив, ее рациональное зерно заключается в развитии чувства композиционной цельности, без которого был бы невозможен подъем живописи в 15 в. и переход к эпохе Возрождения. Подобные описания (нередко приводящие к диаметрально противоположным выводам) появляются и по сей день особенно популярны они были в эпоху бурного расцвета психологической науки и принесли богатые плоды в сфере художественной литературы. Для позднеготической скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характерна измельченность, дробность форм («Золоченая мадонна» Амьенского собора, ок.
Особенно наглядно такая манера выступает в фигурах Св. Стефана на южной стороне собора Парижской Богоматери (около 1260–1270-х гг. ).
В каждом знаменитом соборе Франции около двух тысяч скульптур. Иногда здесь были представлены сюжеты повествовательного или аллегорического характера: Благовещение, Посещение Марии Елизаветой, Разумные и неразумные девы, Церковь и Синагога и т. д. Поле надвратного тимпана заполнялось высоким рельефом. Пьета (Оплакивание Христа). После реформы этой техники в середине 12 в. (приписывается аббату Сугерию) готический витраж получил фигурные рамы сложной формы, широкую цветовую палитру и сложную иконографическую программу, сочетающую религиозные и светские сюжеты.
Сама Мария представлена в виде чувственной, юной и прекрасной девушки. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. Взаимоотношения между персонажами обрели большую сложность. Термин «готика» имеет необычную историю иконнотацию.
Готическая скульптура была заметным шагом в сторону выразительности и правдивости в передаче натуры. Но несмотря на такое единство, все же изображения людей выделялись из общего убранства. Такими декоративными мотивами являются прежде всего перенесенные в живопись архитектурные формы — готические колонны, арки, фиалы и т. д. Эти формы постепенно наполнялись пластическим содержанием.
Развитие пластики также было неразрывно граничит с готическим зодчеством.
Реймские мастера порою приближаются к античной классике. Целостность общего замысла осуществилась в этом здании с ясной последовательностью. В статуях Амьенского собора пропорции правильны, драпировки естественно ложатся по фигуре. Религиозные сюжеты уже не полностью господствуют в живописи. Вверху полуколонны разветвляются и превращаются в н е р в ю р ы (ребра), которые переплетаются между собой.
Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная) скульптура, как в Греции. Обычно фигуры очень высокие, стройные, вытянутые, плавно изогнутые, в длинных одеждах с живописно уложенными складками. Гаргулья (от фр.
Художник заставляет женщин рыдать над гробом Спасителя, ангелов ликовать, апостолов в «Тайной вечере» волноваться, грешников мучиться. Если попытаться выяснить, чем он был обусловлен, мы придем к выводу, что он вырос на почве тех самых «старомодных» взглядов, которые нам встречались в архитектуре и скульптуре итальянской готики. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Удлиненные фигуры акцентировали внимание на вертикальном членении архитектуры собора.
Пик развития готической скульптуры в Германии приходится на начало XIV столетия. 1430). Церковь св. Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью и переживаниями.
Она не подчинена плоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период. Вторым великим стилем средневековья была готика. Таков, например, замечательный строгим величием мысли и сурово сдержанной воли образ «Прекрасного Бога» в Амьенском соборе или полный печальной думы образ Христа-странника. Справа и слева мы видим статуи Богородицы и Иоанна Крестителя.
Их образы становились разнообразными, конкретными. Однако гордостью всего фасада, одним из шедевров готического ваяния Франции является статуя в центральном портале – благословляющий Христос, прозванный в народе «Прекрасным Богом» (Le Beau Dieu). «благочестивые образы» – отдельно стоящие небольшие раскрашенные статуи Мадонны с Младенцем, Оплакивания, Троицы (Х.
Св. Однако эти жесты носят внешний, несколько театральный характер. Его лицо полно нежной печали и глубокой грусти. Связь ранних скульптур с Шартром здесь несомненна. 175). Так, в алтарной части изображаются сцены из жизни Христа, на южном фасаде трансепта — Нового Завета, на северном — Ветхого, на западном фасаде всегда размещается изображение «Страшного суда» и «конца мира». 1200» (псалтирь королевы Ингеборг, до 1210).
gotico — непривычный, варварский (Goten — варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) — и сначала использовалось в качестве бранного. В соборах Буржа, Ле-Мана, Лиона, Шартра создаются грандиозные витражные циклы. Переплеты окон украшались резными ажурными узорами. Готический художник овладевает выражением тонких душевных движений.
С 13 в. ей часто посвящаются порталы. С другой стороны, насыщенность, с которой заполнено персонажами все пространство, не имеет аналогов в северной готической скульптуре.
Симоне Мартини (ок. В Христе благословляющем (Амьенский собор) гармоничные черты отмечены печатью мудрой нравственной красоты и мужественной силы.
Но от тяжеловесной романской архитектуры остались массивная гладь стены, грузные башни, сдержанный скульптурный декор. Капители и карнизы заполнялись изображениями птиц, листьев, цветов, разнообразных плодов, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам точно пробегали каменные полураспустившиеся листочки (краббы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). В середине XIX века французский архитектор и выдающийся реставратор средневековых зданий Виолле-ле-Дюк утверждал, что головы этих изваяний имеют «портретный характер». Мастерство компоновки, строгая соразмерность и уравновешенность всех элементов ансамбля владение образной выразительностью ритма, вырастающего из жизненной выразительности движений персонажей, – характерные черты монументальных произведений зрелой готики.
Но произведения немецких мастеров отличаются определенным своеобразием, которое проявляется в основном в пышной насыщенности изделий декоративными деталями, обильной орнаментике и соединении в одном изделии различных художественных приемов и технике украшения. Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью или переживаниями. Сама Мария представлена в виде чувственной, юной и прекрасной девушки.
Мастера стремились к большей естественности в изображении человеческого лица и тела, поз и жестов, раскрывали в своих произведениях различные эмоции, темпераменты. В готическую эпоху (13—14 вв. ) высокого расцвета достигло искусство миниатюры искусство средневековой книги. 1225) и «Золотая Дева» (разделительный столп портала южного трансепта, ок.
То же самое происходило и с человеческим телом. Статуи апостолов полны силы и благородства.
В образах Марии и Елизаветы («Встреча Марии с Елизаветой», 1225-1240 гг. ) явственны отзвуки античного искусства. Готические мадонны являются образцом женственности, духовной чистоты. Елизавета — один из самых замечательных образцов готической пластики. Такие рисунки внизу страниц и в конце строчек очень характерны для этой рукописи, а также для известной псалтыри Лутрелла (1340, Британский музей). На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов. Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение.
Стремление к самоанализу, к воспроизведению облика своего современника – характерная черта готического искусства. Энергичная светотеневая моделировка усиливает резкость черт и живость выражения. Все чаще появляется постановка фигуры по так называемой «готической кривой» (S-видная поза). Тем не менее, они присутствуют.
Средневековая Германия была страной с высокоразвитыми художественными ремеслами. В конце 13-14 вв. Особенно сильно богатство душевной жизни выражено в статуе Елизаветы или Сивиллы, как ее называли раньше. Масштабы архитектурной рамки приведены в соответствие с величиной человеческих фигур. Постановка фигур становится более устойчивой.
Так, например, в скульптурах «Страшного суда» (около 1240 г. ), в тимпане «Княжеского портала», экспрессия жестов и мимики так утрирована, ликование праведников и ужас грешников, гак преувеличены, переданы такими гримасами, что и то и другие производят одинаковое впечатление. Фигуры, сопровождаемые музицирующими ангелами, полны чрезмерного изящества.
Таков образ «Христа-странника» (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой. Вершиной французской готической пластики стал собор в Реймсе. Фауна людской фантазии гораздо беднее фауны Божьего мира".
На севере Германии уже на исходе готического периода распространяется тип скульптурного изображения «прекрасной Мадонны». Таков старец, греющий ноги у очага (аллегория зимы), косарь и некоторые другие. Меняя точку зрения, зритель обнаруживает различные аспекты характера воина. Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна. Наверняка, они были бы удивлены, узнав, чтов скором временилюди будут описывать монументальные величественные архитектурные сооружения изобилующие орнаментами и витражами, словом, которое является синонимом к слову «варварский».
Готическая скульптура была органической частью архитектуры собора. В конце 12 в. власть германских императоров ослабела, поднялось значение князей, особенно в пограничных марках (где полнота и авторитет княжеской власти обусловливались в очень большой степени военной необходимостью). В готической архитектуре увеличилась не только степень подчинения скульптуры архитектуре, но и поднялось самостоятельное значение скульптуры.
В характеристике святых появлялись человечность, мягкость. В начале 14 в. готическая скульптура иступила в последнюю стадию своего развития. Слово происходит от итал. Они едят, пьют, как люди физического труда. Аннона в Зигбурге (1183) — содержит скульптуру только в небольших парусах над двойными колоннами. Одежды исполнены с большой любовью, очень тонко, но с преувеличенной тщательностью.
175). С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики. Собор в Бамберге был начат в 11 веке и освящен в 1237 году.
Одновременно мастерам французской готики было свойственно стремление к типизации образа. Наумбургский мастер. Современники стиля никогда неиспользовали этот термин, описывая свои работы. В трех порталах изображены воскресение Христа, коронование Богоматери и Страшный суд (центральный портал).
В течение 17—19 вв. Усиливается роль круглой пластики. Безусловно, более резонно было бы принять гипотезу, что первый «королевский портал» появился именно в Сен-Дени, где притязания на политическую легитимность королевской власти должны были подкрепляться эффектной иконографической программой, сочетавшей в себе религиозные мотивы с политическими. И она тоже украшена сценой Рождества Христова (илл.
Они менее связаны с архитектурой, более характерны и своеобычны. В готический период большого развития достигла гражданская архитектура. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни. В характеристиках святых появляются человечность, мягкость. Основные особенности текущего этапа развития маркетинга. III. В Псалтыре св.
переживаниями. Фигура помещена в верхней части столба, разделяющего две двери главного портала. Однако XIV век нельзя считать только периодом упадка скульптуры.
Тело не скрыто в обязательном порядке под одеждами, покровы подчёркивают его формы. Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение и поставлена на отдельный постамент, в то же время они внутренне объединены. От статуй переходного от романского к готическому королевского портала собора в Шартре (1145 – 1155) к порталам трансептов Шартра (1200 – 1205) и скульптуре Нотр-Дам (ок.
Все эти орнаментальные мотивы как бы вдыхали чувство жизни природы в архитектурные формы. 171). Религиозные сюжеты уже не полностью господствуют в живописи.
Тот же прием позволил Амброджо Лоренцетти развернуть на выполненных в 1338—1340 гг. В надгробии Филиппа IV Красивого (1327) лицо короля с тонкими бровями и широким приплюснутым носом не лишено своеобразия. Елизаветы было преобладание строгой вертикальности в конструкции фасада. Появляются группы, объединенные драматическим действием, разнообразные по композициям. Однако в линиях преобладает закругленность, соответствующая романским полукружиям арок.
Хор с обходом, расположенный целиком по типу, принятому во Франции, но в Германии мало распространенному, был закончен в 1332 году. Спокойные, широкие линии, обобщая верхнюю часть фигуры, подчеркивают сдержанное благородство его образа каскад драпировки одежды, устремляясь вверх, акцентирует выразительность жеста. Энергичная светотеневая моделировка усиливает живость выражения.
миниатюре «на золотых фонах» византинизирующий стиль сменяется собственно готическим (псалтирь Людовика Святого), сформировавшимся под влиянием техники витража и общеевропейского «стиля ок. Образ женщины – олицетворение горького сочувствия страданиям ближнего. Соединение религиозной экзальтации с жесткой натуралистичностью особенно заметно в немецкой деревянной скульптуре «Распятий» и «Оплакиваний».
Мастера экспериментируют в целях придания своим произведениям больше жизни и подвижности. стр.
Появились мотивы рыцарской любви и придворной жизни. Показанное на илл. Теперь мы не видим «плотно пригнанных» друг к другу фигур.
В самом нижнем ярусе изображено, как Стефана приводят к проконсулу. Скульптура «Золотых ворот», датируемых 1240 г., представляет собой попытку создания фигурного портала в духе готических церквей Франции начала 13 в. Но статуи «Золотых ворот» при всей их зависимости от французского образца отличаются меньшей стройностью, чем статуи знаменитых порталов Реймсского или Амьенского собора. Выполняем заказы по России, Украине, странам СНГ и ближнего зарубежья. Они полнокровны и просты, пластически более совершенны. Впечатление легкости и изящества усиливают к р у ж е в н ы е украшения из резного камня. Она воплощает осужденную католицизмом ложную иудейскую религию.
Родиной готики считается Франция. Наиболее интересны каменные ратуши в Госларе, Гильдесгейме, Гальберштадте, Мюнстере (великолепное здание, вызвавшее много подражаний). В скульптуре маркграфа Эккехарда Наумбургского собора (середина 13 в. ) дан типичный образ властного, грубого рыцаря с чувственным надменным лицом. Готический художник овладевает выражением тонких душевных движений. Поворот слегка наклоненных вперед фигур, сопоставление протянутой руки мужчины и взволнованно прижатой к груди руки женщины, разлетающихся складок ее одежды и тяжело спадающей драпировки плаща ее спутника – это создает эпические в своей простоте и глубокой одухотворенности ритмы. Становление готической скульптуры граничит со строительством Шартрского, Реймского и Амьенского соборов, насчитывающих до двух тысяч скульптурных произведений. Поздняя готика в Германии имеет особые черты.
Однако этого не случилось. При изображении святых подчеркивается их не только богоизбранность, но и человечность. Гораздо значительнее в художественном отношении скульптуры Страшного суда на том же западном фасаде (1220–1230-е гг. ). Активно развивается круглая монументальная пластика. Композиционно и образно ему противостоит стоящий возле Иова старец.
Но чувство формы, проявляемое художником, поразительно. 1290), дролери (от фр. Один из относительно ранних порталов Реймсского собора – портал Страшного суда (с 1230 по 1240 гг. ) страдает излишней дробностью композиции тимпана, разделенного на пять ярусов.
Закутанная в плащ св. Большие изменения претерпел и орнамент, укращающий капители. илл. Нередко здесь использовали мотив погребального шествия.
В готике наблюдался принцип единения и подчинения всех видов искусства архитектуре. В Германии развитие готической скульптуры можно проследить с большей легкостью. Таковы химеры на башнях некоторых соборов. В начале 14 в. готическая скульптура вступила в последнюю стадию своего развития.
Среди уродливых грешников часто находятся короли, монахи и богачи. Мастера экспериментируют в целях придания своим произведениям больше жизни и подвижности. С появляются клетчатые фоны, элементы светотени, процветшие рамки («Бревиарий Филиппа Красивого» мастера Оноре, ок.
Бамбергский мастер, скульптурные фигуры которого имеют крепкие тела и менее выразительные лики. Две женские статуи Страсбургского собора (1230-е гг. ) привлекают духовной чистотой изяществом стройных пропорций. Скульптуры Наумбургского собора, созданные через много лет после смерти портретируемых, не могли иметь сходства. Примером может служить законченная в конце 13 столетия церковь в Хорине (ныне почти абсолютно разрушенная), представлявшая собой трехнефную базилику.
В итальянской культуре XIII—XIV вв. Фасады трансепта украшены уже в период высокой готики. В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев.
Он облагорожен правильностью, симметрическим повторением, склонностью к плавным, часто округлым линиям, смягчен растительным орнаментом из усиков и листьев клевера. При всей противоположности этих сцен композиция не распадается на две плохо связанные друг с другом части. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся на ступенях начального и основного общего образованияV Задатки (биол. ) – анатомо-физиологические особенности организма, выступающие условием (или фактором) формирования способностей. Орнаментальный резной декор также отличался своим совершенством, хотя и играл в оформлении интерьера подчиненную, по сравнению со скульптурой, роль (за исключением периода поз-дней готики).
Повышение роли художника отразилось в том, что имя мастера, создавшего рукопись, украшенную миниатюрами, теперь не всегда останется неизвестным. Им не свойственна экспрессия произведений шартрских мастеров. В северной и северо-восточной Германии чаще встречаются кирпичные постройки, например ратуши в Люнебурге, Любеке, Ростоке и в других городах. Иосиф (группа «Сретение», 1240-е гг. ) — элегантный светский человек с искрящимся галльским умом.
Усилилась повествовательность. Холодная греческая манера словно оттаяла под кистью Дуччо. Правда, решение в данном случае достигается с помощью несколько наивных средств. Эта линия придаёт изящный изгиб бёдрам, груди, коленям. Фигуры разномасштабны, движения чрезмерно угловаты и схематичны. Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроизвести конкретные детали. Ей часто посвящаются порталы. Это тип и вместе с тем живая личность, рассказывающая свою историю.
Особенности ношения предметов военной формы одеждыII. Ниспадающее с вьющихся волос покрывало то затеняет, то открывает лицо и позволяет с разных точек зрения уловить тонкие оттенки настроений, проскальзывающих в чертах: то спокойствия, то грусти, то просветленности, которая доминирует в профиле.
Преобладающее значение в конце 14 — в 15 в. получает тип зальной церкви (Hallcn Kirche), архитектурная конструкция которой позволяет создавать единое внутреннее пространство. Немецкая готика сыграла важную роль в развитии портретной скульптуры. Не ограничившись этим, он пошел дальше и впервые предпринял попытку на основе стилистических критериев приписать авторство отдельных статуй различным скульпторам, чьей «интеллектуальной собственностью», по выражению Вольфганга Шенклуна, они являлись. Ее голова наиболее пластически сложна.
В образах Марии и Елизаветы («Встреча Марии с Елизаветой», 1225—1240) явственны отзвуки античного искусства. Но Шампань и сам Реймс обладали собственной художественной традицией, в которой заметно влияние античности (Апостол Петр с портала северного трансепта).
Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке и античный по своему происхождению аканф почти полностью исчезают. Иосиф из сцены «Принесение во храм» и ангел из «Благовещения» напоминают светских людей, полных земных радостей. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (ок.
Широкие линии, обобщающие формы, придают им монументальность. «галереи королей». С другой стороны, здесь резче проявились черты народности и своеобразного реализма.
Первыми проявлениями готического стиля в скульптуре на немецкой почве были собор в Магдебурге и «Золотые ворота» Фрейбергского собора (Саксония). Монументализм, синтез архитектуры и скульптуры в британской надгробной пластике. Они сидят в нишах второго этажа на фасаде дома цеха музыкантов в Реймсе (вторая половина XIII в. ). Спустя полвека Джованни (1245/1250— после 1314), который был сыном Никколо и являлся не менее одаренным скульптором, также изготовил мраморную кафедру для Пизанского собора. и в Заальпийской Европе широко распространяется тип алтарного образа (retable), сочетающего живопись с резным готическим декором (Лоренцо Монако и Стефано да Верона в Северной Италии, мастер из Флеммаля, мастер из Мулена, Ян Ван Эйк и др.
В украшениях кельнских мощехранительниц сохранились и лучшие образцы рейнских эмалей. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Замечания о языческом славянском богослужении вообще, а в особенности в РоссииIII. Среди уродливых грешников часто встречаются короли, монахи и богачи.
В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. Постепенно скульптура отделяется от стены, приобретает округлый объем. Высшей точкой расцвета готической скульптуры является декор Реймского собора.
Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». принадлежало парижской школе. Лоренцетти.
Фигуры, сопровождаемые музицирующими ангелами, полны чрезмерного изящества. Затем он распространяется по всей Европе и популярен вплоть до начала Нового времени, когда на смену готике приходит искусство Возрождения, ориентирующееся на традиции античности. Так, в бамбергской статуе св. Тем не менее, по мнению историков искусства именно шартрские статуи знаменуют переход от романской скульптуры к раннеготической. Именно в Шартре скульптурный рельеф впервые отделился от стены: пластические изображения на колоннах, обрамляющих портал, «шагнули вперед». Их образы становились разнообразными, остроиндивидуальными, конкретными, возвышенное сочеталось в них с повседневным житейским.
С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики. На севере Германии уже на исходе готического периода распространяется тип скульптурного изображения «прекрасной Мадонны». Он одухотворяет фигуры, объединяет их с архитектурой.
Его наиболее характерным и широко распространенным сюжетом является «Пьета» (итальянское слово Pieta происходит от латинского pietas, от которого, в частности, произошли слова пиетет и пиетизм, обозначающие почтительность и высокое благочестие), то есть изображение Богородицы, оплакивающей умершего Христа. Каждой фигуре выделена своя доля окружающего пространства. Особенно это относится к парным статуям Эккегарда и Уты, Германа и Реглинды. 1410). Вероятно, они напоминают жесты актеров, когда-то исполнявших «миракли» перед порталами того же храма.
В народной среде особенно любим образ Мадонны с младенцем на руках, воплощающий девичью чистоту и материнскую нежность. Фигуры умерших в XIII в. стереотипны в своей идеализированной элегантной моложавости в XIV в. они становятся более индивидуализированными, в облике проступают портретные черты. Идеи, вдохновившие наумбургского мастера, были господствовавшими идеями его времени. Пик развития готической скульптуры в Германии приходится на начало XIV столетия.
Не случайно расцвет готики был временем, когда католическое богословие сложилось в строгую догматическую систему, выраженную в обобщающих сводах средневековой схоластики — «Сумма богословия» Фомы Аквинского и «Великое зерцало» Винцента из Бове. Нас ограничивали бы только два чувства — пресыщение и отвращение. Скульптору удалось убедительно передать характеры людей. В Шартрском соборе в XIII в. витражи занимали площадь в 2600 кв. Готический скульптурный стиль берёт своё начало во Франции первыми работами в этом направлении считаются статуи портала базилики в Сен-Дени (1137 год) и Шартрского собора.
Шартрские мастера создали ряд превосходных по яркой индивидуальной характерности и одухотворенности образов. На фасадах соборов появляются дополнительные зоны, украшенные скульптурой – т. н. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (ок.
Задумчива Анна с тонкими чертами лица искрящийся галльский ум и пылкость темперамента сквозят в насмешливом святом Иосифе. В изобразительном искусстве тех времен именно скульптуре принадлежало ведущее место. В Германии к началу XIII столетия работают преимущественно скульпторы и зодчие, прошедшие обучение у французских мастеров. Иосифа и Девы Марии («Принесение младенца Христа во храм») того же западного фасада. Скульптуры сохраняют связь со стеной, с опорой. Все противоположные элементы пластической формы мудро уравновешены и создают внешне лапидарный в своей суровой цельности и вместе с тем внутренне очень богатый образ, одновременно и гармонично величавый и скрыто драматический.
Символом города становится собор, теряющий свои оборонительные функции. 174).
Тысячи статуй и рельефов выполнялись в мастерских при соборах. Сдержанные движения бородатого мужчины и закутанной в плащ женщины передают с почти музыкальной выразительностью их волнение.
В основном становление скульптуры в эпоху готики было связно с возведением Амьенского, Шартрского и Реймского соборов, в которых было использовано свыше двух тысяч разнообразных скульптурных произведений. Лица трактованы в соответствии с принятой общей схемой, но довольно живо. Готическая скульптура гораздо более самостоятельная. 1260).
В произведениях куртуазной литературы в миниатюре получил воплощение идеал рыцарской любви, воспроизводились сцены окружающей жизни (Рукопись Манес, ок. Художник заставляет женщин рыдать над гробом Спасителя, ангелов ликовать, апостолов в «Тайной вечере» волноваться, грешников мучиться. Окружающая среда как конкретное место действия и как активная сила, воздействующая на человека и несущая на себе отпечаток его деятельности, не была еще эстетически осознана художниками Средневековья ни в скульптуре (где это было особенно трудно), ни в монументальной живописи. Связано это было кроме прочего с распространением в этой стране мистических учений Хильдегард фон Бинген и Генриха Сузо, а также с последствиями страшной эпидемии чумы, поразившей Европу в середине XIV века. Полость тела, особенности питания и пищеварительных систем различных групп животных. III РЕСПУБЛИКА ВО ФРАНЦИИ: ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ, ПОЛИТИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯIII. В выразительности готической скульптуры большую роль играет линия, ее динамичный ритм.
Прекрасным образцом линейно-декоративной трактовки человеческой фигуры в духе нового сочетания ритмической красоты и живого многообразия является мемориальный портрет Ульриха Регенсбургского исполненный на его могильной плите углубленным контуром (около 1280 г. ). Для позднеготической скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характерна измельченность, дробность форм (например, так называемая «Золоченая мадонна» Амьенского собора, около 1270 г. ), но в ней чувствуется несомненный интерес к портретным изображениям, в целом не свойственный французскому средневековому искусству. Композиционный и идейный замысел скульптурного декора был подчинен разработанной теологами программе. Близость к повседневной жизни проявляется также в работах братьев Пьетро и Амброджо Лоренцетти (оба умерли в 1348. ), но уже при большей монументальности и в соединении с особенно острым интересом к проблеме пространства.
Продолжая традиции пластического искусства Греции (показ лица в профиль), мастера готической скульптуры привносят много нового. В Германии и Нидерландах получил распространение резной створчатый дер. План его был создан около 1248 г., тогда же и началось строительство. И мотивы обращения к обыденной жизни были смешаны с отвлеченными символами и аллегориями.
К сожалению, в период реформации было уничтожено так много английских готических статуй, что изучение развития скульптуры в Англии существенно затруднено. Все возвышенные черты воплощаются в образах Христа, Богоматери и святых. Ей принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени. С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики.
Ближе всего к античным образцам подошел автор знаменитой скульптурной группы «Встреча Марии и Елизаветы» на западном портале. Готическая скульптура представляет собой как пластическое искусство Средневековья периода c середины XII и по XV век включительно, так и соответствующие произведения искусства, являющиеся частью архитектурных сооружений, созданных в готическом стиле.
Мы обнаружим здесь и полузаметные черты готики. Статуи «Королевских врат» не являются старейшим произведением готической скульптуры: были еще статуи в Сен-Дени, созданные ранее 1140 года. Кроме того, Джованни следует в русле того самого, стремящегося к «развоплощению» направления, с которым мы уже встречались к северу от Альп на рубеже ХШ и XIV вв., только не заходит очень уж далеко. В полном соответствии с таким идейным и психологическим направлением находится весь формальный облик скульптурного фриза Наумбургской преграды (середина 13 в. ).
Даже головы вытянуты вперед и плечи сутулятся в угоду композиции. Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустившиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Во Франции главной зоной размещения скульптуры остается, как и в романский период, перспективный портал, однако акцент переносится с композиции тимпана (часто украшенной сценой Страшного Суда или Коронования Марии) на откосы (земные предки Христа, святые), где развивается тип статуи-колонны. Джованни Пизано. 168 «Пьета» вырезана из дерева, поверхность которого ярко раскрашена, что должно было усиливать производимое впечатление.
В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В Германии рано появляются конные изображения. На одном из них мы видим «Вход Господень в Иерусалим» (илл. стр. 175). Статуя Христа – прекрасный пример применения «готического» S-образного изгиба тела, выделяющего фигуру из общих вертикальных ритмов архитектурной конструкции. Вот таким образом для того, чтобы показать город-республику с хорошо налаженной жизнью, художник должен был заполнить улицы и дома соответствующей деятельностью жителей.
(Первоначально здесь было 24 статуи, но сохранилось только 19. ) Эти порталы были построены в 1145—1155 годах, после того как пожар уничтожил некоторые части собора. Она включается в архитектурную конструкцию, входит в состав функциональных элементов постройки. Другие апостолы — бородатые мужики. Лучшими среди подобных произведений являются «Коронование Мадонны» (в вимперге среднего портала западного фасада Реймсского собора) и очаровательный в своем почти ювелирном изяществе ажурный рельеф «Вознесение Марии» на северной стороне хорового обхода собора Парижской Богоматери (около 1319 г. ). 1270—1288).
Улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу. В статуях святых — Мартина, Григория и Иеронима южного портала Шартрского собора сделан решительный шаг в совершенствовании построения человеческой фигуры. Статуи часто отделялись от стены, помещались в нишах на отдельных постаментах. Чрезвычайно важно, что мастера южного портала стремились индивидуализировать облик святых.
«прекрасный стиль») с минимумом фигурных рам (витражи соборов в Эвре, Ульме). Прикладное искусство (мебель, костюм и пр. ) развивается в общем русле французского готического искусства. В то же время в Германии существовали и иные течения в готическом зодчестве— например, у скульптур, украшающих Страсбургский собор взгляд привлекают в первую очередь мастерски выполненные головы статуй, тела же их менее искусны. В рамках «стиля около 1200 года» – на базе переработанных западными мастерами византийских и античных образцов складывается новый образ человека («Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе (середина 13 в. ) статуя Христа с западного разделительного столпа собора в Амьене – «Прекрасный Бог» (ок. Для искусства Проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, светскость (в отличие от искусства Средневековья), появление интереса к античному наследию (свойственного искусству эпохи Возрождения).
Одежды исполнены с большой любовью, очень тонко, но с преувеличенной тщательностью. Мульчер, ок. S-образной фигуры. Он мыслит сцену в ином ключе, чем мастера Шартра.
Термин «готика» неразрывно связан со статуей и рельефами, которые, в свою очередь, являются неотъемлемой часть декорации готических зданий. Капители и карнизы заполнялись изображениями птиц, листьев, цветов, разнообразных плодов. Расцвет скульптуры начинается на рубеже 12-13 вв. Печальная дума и сосредоточенность выражены в облике мужчины.
Стремление к самоанализу, к воспроизведению облика своего современника — характерная черта готического искусства. В первой половине 13 в. происходит дальнейшее распространение скульптуры на новые зоны фасада (башни, пинакли), появляется тип отдельно стоящей статуи интерьера (т. н. Правильными изгибами, похожими на росчерк пера, намечена почва под ногами фигур. В композиции, посвященной традиционной для Средневековья аллегорической антитезе разумных и неразумных дев (конец XIII в. ), продолжает разрабатываться проблема сюжетного и композиционного объединения нескольких фигур в одну группу. для Наум-бургского собора. В эпоху готики стремились, наоборот, здания облегчить, сделать более изящными, стройными.
«Прекрасные Мадонны»). В первой больше величественности, покоя. Изначально термин «готика» был ругательным, так как критики видели неправильным отхождения от классических пропорций и идей. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев.
В XIII—XIV вв. «придворного» или «куртуазного» стиля в архитектуре и скульптуре граничит с дальнейшим развитием динамики фигуры, жестикуляции, мимики, появлением характерного «светского» типа (ангелы из Реймса, апостолы из Сент-Шапель). Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре.
С готическим зодчеством неразрывно связано и развитие пластики. Отсюда интерес к характерным жизненным деталям, которыми они обогащали пластику. Ярким примером этого стиля могут служить колонны, украшенные статуями Христа, Богоматери и двенадцати апостолов, на хорах Кельнского собора (первая половина 14 в. ). Этот неовизантийский стиль (или «греческая манера письма», как назвали его итальянцы) преобладал до конца XVIII в., так что итальянские художники имели возможность проникнуться византийскими традициями гораздо глубже, чем когда-либо.
Прекрасным примером такой работы может служить хранящаяся в Государственном Эрмитаже рипида — церковное опахало (12 в. ). Одним из ярчайших представителей раннегерманской готической пластики является т. н. илл. Но утверждать, что мастера пытались передать здесь портретное сходство с реальными людьми, было бы неправомерно, хотя, отражая возрастные различия, создатели шартрских статуй и впрямь близко следовали природе. Описывая шартрский портал в своей книге «Зарождение монументального стиля в Средние века» (1894), тогда еще 26-летний Вильгельм Фёге признал, что эти статуи, высеченные из цельных каменных глыб, действительно открыли новую главу в истории скульптуры. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем.
Это целая скульптурная галерея человеческих характеров, представленных в противопоставлении: мужественный, полный достоинства Эккегард и элегически-задумчивая, нежная Ута, меланхоличный, созерцательный Герман и жизнерадостная Скульптура донаторов- Маркграф Эккегард и его супруга Ута Реглинда и тд. В стенной живописи Шлезвингского собора (конец 13— начало 14 в. ) линии контура как бы пробуждаются от векового сна, начинают полнее выражать движение тел и одежды, объединяя действие общим принципом ритма. 1270-1288).
Усилилась роль круглой пластики. В основе всего скульптурного цикла лежит контраст, сопоставление, а не развитие. Размещая данную скульптурную группу на перегородке (а не над нею, в соответствии со сложившейся практикой), скульптор как бы опустил их на землю — в физическом и эмоциональном отношении. Роль индивидуального заказа, светского вкуса и моды в этом виде искусства.
во Франции. Особенно характерно то скульптурное клеймо тимпана, которое изображает вознесение Марии. фресках в сиенской ратуше панораму целого города (илл. Вследствие этого именно они, а не флорентийцы предприняли следующий решительный шаг в развитии итальянской готической живописи. Фигуры полны бесконечного многообразия и полноты жизни. Ей часто посвящаются порталы.
Это сравнение звучит немного комично, но в нем есть доля истины: шартрские статуи воплотили в себе новое видение природы и человека. При взгляде на эти статуи-колонны на откосах центрального портала западного фасада в Шартре сразу же бросается в глаза контраст между «скованной» колоннообразной формой и почти церемониальной стилизованностью поз, с одной стороны и тем фактом, что каждая фигура имеет собственный, почти индивидуальный характер, — с другой. Примером замечательных ворот романского типа могут служить ворота в Комбурге. ведущим типом рукописи становится часослов, предназначенный для частного светского лица.
Скульптура собора также обнаруживает в пределах сравнительно небольшого отрезка времени (1230—1240) две школы—«старшую» и «младшую». Их отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер. 170). Символический смысл этого жеста достаточно ясен. Таков образ Христа-странника (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой. Представление о спокойном величии этих статуй дает статуя Св. Подобное изобилие растительной орнаментики не встречается в других архитектурных стилях.
Фигуры очень материальны лапидарная моделировка энергично обобщает и упрощает формы тела. Выразительность и отпечаток жизненной правды особенно сильны в образе Ионы. Однако страстность фигур их полные экспрессии жесты, выражения лиц — выдают влияние Джотто. Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроизвести конкретные детали.
Иероним, св. Изменяется трактовка традиционных образов. Это единство усиливается также органическим синтезом скульптуры и зодчества. В общем смысле этот термин описывает здания с остроконечными арками, выполненными в вертикальном стиле, в отличие от используемого в предшествующем романском искусстве горизонтального стиля.
Во Франции в это время говорили о стиле пламенеющем. Тело не скрыто в обязательном порядке под одеждами, покровы подчёркивают его формы. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. 1284— 1344 г. ) по праву может быть назван наиболее выдающимся из последователей Дуччо. Изменяется трактовка традиционных образов. Этому способствует также небольшой обход, оставленный позади скульптур.
Башни обозначены как самостоятельный элемент от самого основания. Правая рука устало и нежно опущена на плечо Иова. Фигуры похожи на кукол — такие они неподвижные, так тонки и негибки руки и ноги. В эпоху поздней готики появляются т. н. Орнаментальное богатство стало самодостаточной красотой.
Во Франции в начале 13 в. в т. н. В каждой паре есть такое противопоставление. Цикл статуй распадается на две части: хор занимают двенадцать фигур донаторов (светских лиц, основателей храма), леттнер – алтарную преграду, служившую также трибуной для духовенства, – украшают рельефы с изображением Страстей Христовых.
Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». старые городские стены разрушились или были снесены. Исследователи немецкой средневековой пластики не оставили без внимания тот факт, что статуи наумбургского цикла расположены, так сказать, по силовым линиям занимаемого архитектурного пространства, а именно у несущих столбов (за исключением двух фигур, установленных позднее). Статуи часто отделялись от стены, помещались в нишах на отдельных постаментах.
В «Благословляющем Христе» Амьенского собора его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские.
Мартин портала южного фасада трансепта). Они повсюду: в обрамлении порталов (врата), на карнизах между этажами, в нишах декоративных башенок. Так называемая Золоченая Мадонна на столбе главного входа южного фасада Амьенского собора (около 1270 г. ) была памятником переходного периода от готики зрелой к поздней.
В 14—15 вв. 13 в. ) привлекают духовной чистотой, грацией изяществом стройных пропорций. Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами. Образ Ульриха Регенсбургского поражает гуманной красотой и благородством движения, земным и радостным ощущением формы тела, полным отступлением от мрачного, давящего эффекта более ранних надгробий, который заменяется здесь неизбежным оттенком меланхолии, совсем не церковной, а скорее платонической.
Наиболее смелым экспериментом в этой области является принадлежащий кисти Пьетро и выполненный в 1342 г. триптих «Рождество Богородицы» (илл. Это целая скульптурная галерея человеческих характеров, представленных в противопоставлении: мужественный, полный достоинства Эккегард и элегически-задумчивая, нежная Ута, меланхоличный, созерцательный Герман и жизнерадостная Реглинда и т. д. В дальнейшем французская скульптура шла по пути все большей свободы в постановке фигур, повороты, жесты, движения становились отчетливыми и разнообразными. Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран.
Она с огромной силой извергала воду, переворачивая рыбацкие лодки и затопляя дома. Дуччо. Особенности ношения предметов военной формы одеждыIV. Для первой половины 14 столетия особенно характерна кельнская школа, где началось развитие станковой живописи, живописи на досках.
Прекрасного колодца в Нюрнберге. Очертание одежд акцентирует внимание на пластичности человеческого тела. 1.
Готическая пластика, гармонично сочетаясь с архитектурой, уже не слепо подчиняется ей, как это было в романском стиле, а как бы живёт своей жизнью в громаде собора. В выразительности готической скульптуры большую роль играет линия, ее динамичный ритм. Внимание сосредотачивалось на пластической и духовной выразительности лиц.
Это обычно деревянные раскрашенные фигуры Богоматери с мертвым телом Христа на коленях. Готическая скульптура Англии.
Во Франции к моменту возникновения готического стиля скульптуры ваялись из каменных блоков, оставаясь в то же время их частью отдельно, самостоятельно «стоящих» статуй не создавалось. В лучших произведениях XIII в. оно проявлялось с необычайной силой. С 1841 по 1880 г. строительство было закончено. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Общее число чудовищ велико, но подействовать на воображение могут совсем немногие. Одна из них символизирует торжествующую Церковь, другая – побежденную Синагогу.
Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Об этом, в частности, свидетельствует использование буравчика для обработки статуи. На крепостных стенах возвышалось множество башен (иногда более ста).
XIII век во Франции справедливо считался «золотым веком» витража. Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами. Их выкладывали либо из резного камня, либо из кирпича.
в Нидерландах). Появляются группы, объединенные драматическим действием, разнообразные по композициям. Уже в церкви Марии в Любеке (конец 13 — начало 14 в. ) новый материал повлек за собой значительное изменение формы: фасад стал плоским, без глубоких членений, башни — простыми четырехугольными, увенчанными шатрами над боковыми кораблями протянулись простые аркбутаны, лишенные пинаклей.
Другой особенностью церкви св. Эта возникшая в 50–70-х гг. Обилие позолоты во внутреннем и наружном убранстве собора (окно-роза), ажурность стен, светоносность интерьера, кристаллическое деление пространства лишали материю непроницаемости и тяжеловесности и как бы одухотворяли ее. Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры. Энергичная светотеневая моделировка усиливает резкость черт и живость выражения.
Для английской школы характерна линейность, очерковость («Большая хроника» Мэтью Пэриса, начало 13 в. ), повышенная тяга к декоративности (Апокалипсис Дус, ок. Евангельские сюжеты — «Тайная вечеря», «Суд Пилата» и др. — представлены здесь в духе средневековых мистерий исполняемых простыми людьми на площади. Складки одежд разработаны уже с известным реализмом.
Главные особенности старого витража — это интенсивная цветовая гамма основных цветов (красного, синего, желтого), куски стекла небольшого размера, свинцовая обводка исполняет роль контурного рисунка. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Лепка становиться объемнее, позы – свободнее, движения – раскованнее.
1325). Монументальные ратуши красноречиво говорят о могуществе и богатстве городских общин. Чуть повернувшиеся друг к другу, женщины погружены в глубокое раздумье. Действительно, в этом образе каждая черта величественна и вдохновенна.
илл. В храме, олицетворяющем образ вселенной, наиболее развернуто в зримых чувственных формах представлялась религиозная история человечества с ее возвышенными и низменными сторонами. Все чаще появляется постановка фигуры по так называемой «готической кривой» (S-видная поза, от латинской буквы «S»): средневековое искусство дает свой парафраз греческому хиазму. Его называли «величайшим и, в некотором смысле, последним мастером средневекового классицизма». Их образы становятся остроиндивидуальными, конкретными, возвышенное сочетается в них с житейским.
Повелительный жест руки точно призывает зрителя к достойной чистой жизни. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (конец 13 в. ). Святые изображались как современники скульпторов (рыцари, горожане или крестьяне).
Для начало, что такое «готика»: Готика (от греч. Тысячи статуй и рельефов выполнялись в мастерских при соборах. Примером ранней готики может служить скульптура западного фасада Собора Парижской Богоматери (1210—1225) история Марии, «Страсти Христовы», «Страшный суд». 1265). Развитие готической скульптуры приходится на период с конца XII века по XIV век.
Высшей точкой расцвета готической скульптуры является декор Реймского собора. По сравнению с греческой, готическая более эмоциональная. Две женские скульптуры Страсбургского собора (30-е гг. Глаза их смотрят слишком выразительно и проникновенно. И далее: «.
Расцвет скульптуры начинается на рубеже 12-13 вв. Душевное волнение подчеркивается множеством складок. Появились мотивы рыцарской любви и придворной жизни. Та повернулась к ней и смотрит на юную женщину, подчеркивая сдержанным жестом руки значение тихо произносимых слов (согласно евангельскому сказанию, Елизавета прорицает великое предназначение будущего младенца Марии).
Удивительно точно найдено полное значительности движение благословляющей руки. Статуи святых (у каждого свои атрибуты – предметы, по которым их можно было узнать) стоят по стенам храма в определенном порядке. В Италии с 13 в. (Джунта Пизано, Берлингьери), а с 14-15 вв.
Снаружи, как уже упоминалось и орнамент и статуи и рельефы обычно концентрируются на фасадах. Множество мелких фигур и отдельных сцен размещалось в трансептах (поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах), на консолях (в архитектуре выступающий из стены камень имеющий своим назначением подпирать какую-либо часть постройки, ещё более выступающую вперёд), цоколях, постаментах, контрфорсах, крышах. Готика стала периодом настоящего расцвета монументальной скульптуры, в которой значение статуарной пластики возрастало и появлялась тяга к так называемому «высокому рельефу». В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев.
Безусловно, до появления этих статуй ничего подобного средневековая скульптура не знала. Другим примером аскетического направления в готике 14 в. могут служить надгробия епископов Отто фон Вольфинкеля и Фридриха фон Гогенлоэ, принадлежащие одному и тому же вюрцбургскому мастеру. В эпоху готики началось переосмысление образа Христа. Ведущее место в развитии французской миниатюры 13—14 вв. Таковы химеры на башнях некоторых соборов.
В «Благословляющем Христе» (Амьенский собор) его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. Artifex Deco studio (Артифекс Деко студия) предлагает следующие услуги:- Художественная роспись интерьера (рисунки на стенах): роспись стен, потолков и мебели, фреска (affresco), картинки обманки (стена рисунок). Внимание сосредоточивалось на пластической и духовной выразительности лиц. На панно «Вход Господень в Иерусалим» функция архитектуры состоит в создании пространства. Сооружения готики в Италии нередко отделывали многоцветными мраморными блоками чередующихся цветов: белого, зеленоватого, серого иногда розового.
Вместе с тем они внутренне объединены молчаливым диалогом, переживаниями. Фирмена. Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры. Готическая скульптура была органической частью архитектуры собора.
Ярким примером этого стиля могут служить колонны, украшенные статуями Христа, Богоматери и двенадцати апостолов, на хорах Кельнского собора (первая половина 14 в. ). Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. Цвета немецких эмалей не так насыщены, как в лиможских. Георгий, св. Памятником более зрелого стиля является церковь св.
О статуе одного из пророков, украшающей центральный портал, он писал: «Взгляд его ироничен рот презрителен и насмешлив». Вотивная пластика, напротив, к началу XIV в. приобрела форму свободно стоящей статуи. Церковь Елизаветы имеет три нефа одинаковой высоты при двойной ширине среднего нефа. I. Понятие, формы, принципы, особенности гражданско-правовой ответственностиII.
Типичным образцом искусства второй половины XIII в. является портал Св. 85). На центральном портале Магдебургского собора имеется (по времени более раннее, чем скульптура в Бамберге) изображение пяти смеющихся и пяти плачущих дев («Мудрые и неразумные девы в ожидании прихода божественного жениха»), передающее сложные оттенки человеческих чувств.
Готический скульптурный стиль берёт своё начало во Франции первыми работами в этом направлении считаются статуи портала базилики в Сен-Дени (1137 год) и Шартрского собора. Исключительна по сложности и многогранности внутреннего мира портретная голова Ренье де Мусона (надгробие аббатства Иософат около Шартра), шартрского епископа с лицом, отмеченным интеллектуальностью, силой мысли, нервным напряжением. Время формирования нового искусства —15 столетие.
Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связку каких — то стеблей. drolerie – «шутка», «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, ок.
Так, образ Св. 98). Бамбергский всадник – воплощение мужества и рыцарской энергии. Но мастера того времени смело использовали многие достижения древнегреческого искусства: они научились делать фигуры «настоящими», достигать пропорции в сложных композициях.
Такова была предыстория творчества Никколо Пизано, приехавшего в Тоскану с итальянского юга около 1250 г. (год смерти Фридриха II). За этими двумя людьми виден третий человек.
Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское. Художник еще но овладел анатомическим знанием тела, но он уже стоит на той ступени, когда это знание имеет самостоятельную художественную ценность. Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон. Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве.
Одной из распространенных тем готической скульптуры 14 в. была тема оплакивания. На рельефах ограды георгиевского хора (около 1230 г. ) апостолы и пророки изображены попарно, в момент страстной дискуссии. Готическая живопись 14 в. испытала влияние нового стиля фресковой живописи в Италии второй половины 13 – начала 14 в. (Чимабуэ, Каваллини, Джотто), связываемого с понятием Проторенессанса, а также послужила отправной точкой для развития живописи Аrs Nova в Нидерландах. Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись. Роняющая разорванные скрижали Завета, Синагога с завязанными глазами – трагична. Здесь предпочитают установку статуй во внутренних помещениях зданий.
Величавый старец разделяет с другом тяжесть горя, ставшего и его горем. Центральными произведениями младшей скульптурной школы являются статуи Марии, Елизаветы, Бамбергский всадник в скульптуры «Врат Адама». Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. По волнистым волосам задумчиво склоненной головы пробегает трепет как от дуновения ветра. На первый план выступает декоративное сочетание красивых чистых красок и золота.
И все же завоевание духовного мира человека интерес к простым, но важным нравственным взаимосвязям людей были великим шагом вперед. Это Мария и Елизавета. Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы (мадонны) с младенцем Христом на руках. Готическую церковь сразу можно узнать по с т р е л ь ч а т ы м (з а о с т р е н н ы м кверху) аркам окон, дверных проемов.
Становясь героями произведений жанра фэнтези и компьютерных игр, гаргульи появляются и в современной архитектуре, по прежнему одновременно пугая и смеша "По своему многообразию мир фантастических существ должен был бы превосходить реальный, ведь фантастическое чудовище — всего лишь комбинация элементов, встречающихся у живых существ, а количество таких комбинаций практически бесконечно. Он одухотворяет фигуры, объединяет их с архитектурой. Позы естественные, одухотворенные. морализованные библии сосуществуют с дешевыми малоформатными «университетскими» книгами, украшенными лишь маленькими инициалами. И нас опять впечатляет дистанция, разделяющая точно переданный «портрет» Сиены от Иерусалима Дуччо (см.
Пропорции здесь далеки от аристократической вытянутости. Статуя Реглинды и Эккегарда, стоящие дальше от зрителя, несколько выдвинуты вперед.
Во «Входе Господнем в Иерусалим» есть то, чего мы никогда прежде не видели в живописи: на ней люди населяют пространство, образованное архитектурными формами. Нередко здесь использовали мотив погребального шествия. К основным произведениям старшей школы принадлежит большая часть рельефа ограды георгиевского хора, скульпторы юго-восточного портала, так называемых «Врат благодати» и некоторые статуи «Княжеского портала». Книжная миниатюра — прекрасный исторический документ: по ней мы узнаем костюм, прическу, одежду воинов, она доносит до нас далекий, но живой голос эпохи при всей условности стиля изображения (примером могут служить Большие французские хроники конца XIV — начала XV в. —настоящая энциклопедия французской жизни в позднее средневековье).
Будучи неразрывно соединенными с архитектурными элементами портала, они, тем не менее, воспринимаются как независимые. Она становится источником радости для глаза, способного наслаждаться ясными пропорциями, гибкостью линий (вместо прежних угловатых и грубых контуров), ритмическим движением форм, приобретающим самостоятельное значение. Выделяются ранняя, зрелая и поздняя готика.
Последние годы своей жизни он провел в Авиньоне, городе на юге Франции, месте пребывания пап во время их «авиньонского пленения», продлившегося почти весь XIV в. Его работа «Путь на Голгофу», первоначально служившая частью небольшого алтарного образа, была, вероятно, выполнена там около 1340 г. По яркости сверкающих красок и, в особенности, по заполненному архитектурными сооружениями фону это небольшое, но насыщенное панно напоминает искусство Дуччо (см. Движение вглубь по диагонали передается не фигурами имеющими везде один и тот же масштаб, а стенами по краям ведущей в город дороги, воротами, как бы обрамляющими приветствующую Христа толпу, постройками заднего плана.
Задумчива Анна с тонкими чертами лица француженки, темпераментен св. Григория в большей мере переданы оттенки печальной думы. Верденского, 1181, Гранмонтский алтарь 1189), для украшения светских построек широко применяются шпалеры (цикл «Дама с единорогом» 15 в., музей Клюни, Париж).
илл. Один из наиболее ранних памятников этого рода — рака св. В характеристике святых появилась человечность, мягкость. Благородная лаконичность формы и сдержанная экспрессия характерны для скульптур Шартрского собора (например, «Жертвоприношение Авраама»). Особенности режима рабочего времени локомотивных и кондукторских бригадIV. Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустившиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет).
1250), Распятия над алтарями. Апостол Иоанн в «Тайной вечере» — простой, грубый и добрый парень, слуга или работник. Готическая скульптура прекрасно сочеталась с остальной частью архитектуры храма. Можно датировать подъем готического собора периодом с 1175 по 1225 годы. Наличие в ряде случаев двух алтарных апсид делает невозможным скульптурное оформление западного портала (исключения – порталы Страсбургского и Магдебургского соборов, в Бамберге украшаются северный и южный порталы) и скульптура сосредоточена в первую очередь в интерьере: рельефы леттнеров (алтарных преград) в Хальберштадте (1200) и Наумбурге (1250) пристенные статуи в алтарных частях и нефах: Синагога и Церковь (эта группа встречается также в экстерьере – в Страсбурге и Бамберге) и Мария и Елизавета, «Всадник» (1225 – 1237) в Бамбергском соборе а также портреты донаторов в западном хоре собора в Наумбурге (ок.
Изображенная на илл. В миниатюре исполнителями стали уже не монахи, а горожане-ремесленники. Таким образом, готика переходит в искусство нового типа, которое, с одной стороны, противостоит ее средневековому, еще аскетическому характеру, а с другой — развивает ее реалистические элементы — склонность к передаче характерных черт, внимание к внутренней жизни личности.
Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни. Освобождение статуи от господства архитектуры, сложение в 1230 – 1270-х т. н. Стенами были обнесены и тогдашние города. Здесь предпочитают установку статуй во внутренних помещениях зданий.
во Франции. Это Мария и Елизавета.
Движение и жесты переданы достаточно ясно, но отсутствует то единство переживания, которое придало бы композиции значительность. Как бы выдвинутые из общего архитектурного контура портала на выступающих консолях, эти фигуры относительно независимы. Эти панно— наиболее зрелая работа Дуччо. Примером перестройки романской церкви является Собор Парижской Богоматери во Франции. Замечательна скульптурная группа графа Эккехарда и его жены Уты в соборе немецкого города Наумбурга.
Ее голова наиболее пластически сложна. Статуи сохраняли связь со стеной, с опорой. Среди памятников этого круга наиболее примечательны «Мадонна Жанны дЭврё (1339, Лувр, Париж) — драгоценная статуэтка из литого позолоченного серебра и «Мадонна с младенцем» из Сент-Эньяна (ок. Так, тема труда воплощена в серии месяцев года, данных как в виде идущих от древности знаков зодиака, так и через изображение трудов, характерных для каждого месяца.
По сравнению с французскими сооружениями формы марбургской церкви несколько тяжеловаты, но в них проявляется оригинальность, присущая немецкой традиции, например сохранение обычных в более ранней немецкой архитектуре трех абсид вместо французского хора с венком капелл. Декоративность и налет изысканной манерности становились во французской религиозной скульптуре с последней трети XIII в. широко распространенным явлением и готовили переход к поздней готике (конец XIII и XIV вв. ). Пикколо Пизано.
С представлениями о труде связаны и распространенные уже с позднероманского периода аллегорические изображения так называемых Свободных искусств (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Из Франции готика распространилась на другие страны Западной Европы. Роняющая разорванные скрижали Завета Синагога с завязанными глазами трагична.
Стала более свободной трактовка художественной формы, усилилась роль статуарной круглой пластики, ее взаимодействие с окружающей средой. Чуть повернувшиеся друг к другу, женщины погружены в глубокое раздумье. В этих зданиях величие часта соединяется с художественной изысканностью. Каждое окно сверху донизу заполнено фигурными композициями, заключенными в медальоны.
Это – подлинный идейно-художественный центр всего огромного и сложного фасада. Их объединяет и общее настроение – чуть взволнованная задумчивость. Людовика (1270, Париж, Лувр) многофигурные композиции обрамлены одним мотивом готической архитектуры, что придает стройность повествованию. Утрачивалось и былое мастерство больших монументальных композиций. По значению этот образ уступает только образа Христа.
Готика оставила много прекрасных памятников в различных городах Европы. Тимпаны (внутреннее треугольное или полукруглое поле фронтона), арки порталов, промежутки между ними, галереи верхних ярусов, ниши башенок, вимперги (остроконечный щипец над порталами и оконными проёмами готических зданий) украшались горельефами, декоративными рельефами и статуями. В миниатюре исполнителями стали уже не монахи, а горожане-ремесленники. илл. К лучшим памятникам относятся рака Карла Великого в Аахене (1200—1215) и рака св. Если портал был посвящен Христу изображался Страшный суд в следующей иконографической редакции: вверху сидит указывающий на свои раны Христос, по сторонам — Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях он заменялся Иоанном Крестителем), вокруг — ангелы с орудиями мучений Христа и апостолы в отдельной зоне, под ними изображен ангел, взвешивающий души слева (от зрителя) — праведники, вступающие в рай справа — демоны, завладевающие душами грешников и сцены мучений в аду еще ниже — разверзающиеся гробы и воскресение мертвых.
В Германии скульптура более эмансипирована от архитектуры, чем во Франции. вся эта фигура являет собой смесь решительности, величия и проницательности. Лица статуй оживляются мыслями и чувствами.
В надгробии Филиппа IV Красивого (1327) лицо короля с тонкими бровями и широким приплюснутым носом не лишено своеобразия. Последняя черта несколько угловато проявляется в образах пророков центрального портала западного фасада (конец XIII в. ), но почти не дает себя почувствовать в отличающемся своим внутренним благородством и сдержанной энергией образе ангела. Рельефы «Страстей Христовых» изображенные на ограде западного хора («Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Взятие под стражу»), полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной достоверности. Его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. Волна строительства новых и перестройки старых церковных зданий романского типа захватила средневековые города Германии с первой четверти 13 в. Один за другим появлялись здесь замечательные памятники готического стиля — соборы в Магдебурге (начат в 1209 г. ) и Падерборне (1225 —1280), церковь св.
Энергия общего движения ввысь ослабевает. Вершиной развития стиля в скульптуре считается появление т. н. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. Шартрские мастера создали ряд превосходных по яркой индивидуальной характерности и одухотворенности образов, например, мудрых ветхозаветных «царей» западного портала — с печатью надменности и замкнутости в лице или в состоянии внутренней напряженности. Глаза их смотрят слишком выразительно и проникновенно. Во Франции к моменту возникновения готического стиля скульптуры ваялись из каменных блоков, оставаясь в то же время их частью отдельно, самостоятельно «стоящих» статуй не создавалось.
Рельефы «Страстей Христовых» изображенные на ограде западного хора («Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Взятие под стражу»), полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной достоверности. Немецкой готике присущи глубокий интерес к изображению душевных порывов и острое чувство индивидуальности художественного образа. Вследствие этого немецкая готическая скульптура отличалась тенденцией к тому, чтобы не иметь столь тесную связь с архитектурным окружением (наилучшие работы зачастую предназначались для интерьеров, а не для фасадов церквей), а это в свою очередь позволяло достигать большей индивидуальности и свободы в поиске. выразительных средств по сравнению с французскими образцами. – Архитектурное проектирование и дизайн: перепланировка, проектные работы, благоустройство, декорирование архитектурными элементами- Живопись: картины маслом, пейзаж, портрет, натюрморт, монументальная живопись, панно. Мы находимся в России, Москва тел: 8 (925) 065 84 68 и в Украине, Киев тел: (097) 804 02 06.
Ей принадлежало первое место в изобразительном искусстве этого времени.