Церковь монастыря Сен-Дени является первой готической постройкой. Эти же каноны касаются и к мебели. Практически все предметы интерьера в готическом стиле производились по церковным мотивам. Готические культовые здания отличаются большим разнообразием, обусловленным назначением постройки – кафедральный собор, приходская церковь, монастырский храм.
Эпоха формирования готического искусства — это время глубокого преобразования, охватившего одновременно церковное и светское общество. В 1818 г. в Старосадском переулке, недалеко от Покровки, началась перестройка в неоготическом стиле одного из домов под церковь. Однако классический готический стиль наглядней всего проявился именно в церковной архитектуре.
Выводы, к которым мы пришли, заканчивая характеристику церковного готического зодчества во Франции, относится именно к её национальному стилю. Учитывая то, что в Темные времена церковь и религия в общем были нераздельны с повседневной жизнью людей того времени, мода на готический стиль в архитектуре средневековья распространилась повсюду. Готическая церковь прежде всего строится для народных масс и поэтому здесь уже нет никаких промежуточных звеньев между улицей и святилищем нартекс отсутствует, открыт прямой доступ в церковь, внутренность храма сводится к открытому со всех сторон залу с центральным алтарем.
Его проект создал архитектор Герард фон Риле, (или Мастер Герхард). Всё это – готика. Характерными для готики типами ёмкостей были, помимо сундуков, поставцы (дрессуары). Одним из наиболее специфических местных типов стала т. н.
Более подробную историю зарождения и развития готической архитектуры можно узнать на тематических ресурсах. По плану Марко ди Кампионе— собор имел планировку в виде латинского креста и пять нефов. Английские готические соборы в целом больше консервативны, чем с французские.
Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Использовались также и другие типы стульев, например, вращающийся стул (т. н. Карьера Фёдора Шехтеля, одного из самых знаменитых русских архитекторов, началась с того, что ему крупно повезло: богатый промышленник Савва Морозов заказал построить для своей жены Маргариты настоящий рыцарский замок – особняк «в готическом стиле», похожий на те, что миллионер видел в Манчестере. Впечатление движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных колонн и взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория).
Влияние венецианской Г. ощутимо в архитектуре Далмации, Греции, Крита, Кипра. В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован. Над этим коридором устроена галерея для размещения музыкантов.
Филёнки украшались резным орнаментом. Поселение в Испании. Рост в них ремесел и торговли создавал финансовые ресурсы для строительства, а ремесленные цехи обеспечивали высокий уровень подготовки мастеров и высокий стандарт качества работ. Термин «Г» был введён итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». Английские готические соборы по сравнению с французскими не столь высоки, зато очень протяжённы, они как бы «распластываются» по поверхности земли.
Готический стиль распространился в Польше в течение XIV—XVвв. типа строились в др. Своеобразна Г. Италии, где в 13--14 вв. Секретарь французского исторического комитета Эжен Дидрон-старший в продолжение 37 лет (с 1844 по 1881) публиковал «Археологические анналы» с архивными текстами именами забытых средневековых мастеров, чертежами построек той эпохи, а также легендами о возведении средневековых зданий. Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137--44).
Это решение было воплощено в жизнь, в результате чего возник главный неф шириной 22 м, самый широкий в Европе. пегvиге – жила) – выступающие ребра свода, скрепленные на пересечении замковым камнем (цветком или фигyрой святого по пояс). Стрельчатая арка изобретенная арабами, давала возможность перекрывать любой пролет, перенося нагрузку на нepвюры и через них на мощные опорные столбы – кoнтpфарсы как внутри храма, так и снаружи. В 15 в. начинается упадок витражного искусства.
Деревянные галереи, окружающие двор, давали пациентам возможность прогулок под на свежем воздухе. Наиболее популярным и дорогим цветом был жёлтый, считавшийся мужским. Первый колокол был установлен на одной избашен в1410 году. В Германии расцвет Г. наступил в середине 13 в. (западный хор собора в Наумбурге, после 1249).
ломаная ферма 14 в. происходит от этой многоугольной фермы. gotico, буквально -- готский, от названия германского племени готов, готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой12 и 15 -- 16 вв. ). Гробницы располагаются в самом храме. Как правило, в готических соборах скульптурное убранство доминирует над живописью, так как ажурные стены мало пригодны для росписи фресками. Резные работы отличались тонкостью и изяществом.
Столярная работа выполнялась очень тщательно, с большой точностью. Её тектонической основой явился каркас — сложная система локализующих усилия нервюрных сводов, столбов, аркбутанов (передающих распор внешним контрфорсам), что позволило дать прямой свет в средний неф храма через окна возвышающейся центральной части а её характерными формами — стрельчатые очертания сводов, арок и проёмов, профилированные нервюры и пучковые опоры, остроконечные вимперги, этому плотная, вполне материальная наружная масса собора, поддерживаемая рёбрами аркбутанов, взъерошенная пинаклями, шпилями башен, вимпергами порталов, всплывшая над городом, словно корабль в полной парусной оснастке, поражает своей могучей вещественностью.
Восстановление и реставрация памятников готической архитектуры идут рука об руку с тщательным изучением архивов, надгробий эпохи готики, археологическими раскопками. Архитектурный стиль любой эпохи обычно вырастает из верований людей и образа их жизни. Каждая из них неповторима и по — своему раскрывает традиционные образы. Поздняя немецкая Г. (конец 14 -- начало 16 вв. ) породила блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499--1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Мейсене, 1471--1485) со сложными сводами расцвели алтарные скульптура и живопись.
Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие. Ланцетовидный стиль получил название благодаря узким, очень вытянутым окнам со стрельчатыми завершениями декоративный или украшенный отличается чрезвычайно сложной нервюрной сеткой (декоративные нервюры сотовых, звёздчатых, веерных сводов). Готический стиль в мебели характеризуется значительными местными различиями. Считается, что первым название «готика» употребил Джорджо Вазари. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Третий по посещаемости монумент Парижа.
Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода. XVI в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. На рубеже XI и XII вв.
Витражи ceвepнoгo окна-розы отражают события, происшедшие в ожидании Спасителя. Подобного расположения часовен не знала даже классическая страна готики— Франция.
В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже. Система управления. Такой стиль получил выразительное название «пламенная готика».
Несколько позже — в Германии. В готический период изменился образ Христа — на первый план выдвинулась тема мученичества: готические художники изображали Бога скорбящего и страдающего, принявшего муки на кресте за грехи человечества. С начала 19 в., когда для искусства 10--12 вв.
Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья. Сгорела деревянная крыша собора во Франкфурте— и критики замолчали. Венецианская готика имеет абсолютно специфический характер. Ранняя готика приходится на начало 12 века и первую четверть 13 века. В 15 в. было заложено немного церквей, а размеры построенных весьма скромны. (церковь св. 51, 52). Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами.
Стена и сдавливала её, создавая противодействующую силу по горизонтали. В самом Калининграде сохранился средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников (15 городских ворот, церкви). соборы служили местом городских собраний, в них читались лекции и пр. Например, сундуки обтягивали цветной или тисненой кожей использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски.
Большинство средневековых больниц построены в готическую эпоху. Так называемый Ка дОро («Золотой дом»), оставшийся незаконченным, демонстрирует группировку окон и общую композицию фасада безусловно готического характера, отразившегося в множестве более скромных венецианских домов. Готический стиль был сценой, на которой феодализм отступал перед давлением «свободных городов» и зарождающихся национальных государств.
Елизаветы в Марбурге (1233–1283). хор былосвящен в 1322 году. Слово происходит от итал. Идейно-художественное содержание собора сложно, многогранно и синтетично: он мыслился своего рода сводом знания (в то время преимущественно богословского), символом Вселенной весь художественный строй собора, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, бесконечное изобилие и разнообразие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только порожденные феодальным строем идеи общественной иерархии, власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание городов, творческие усилия коллектива, одухотворяющие каменные громады. В заключение нельзя не отметить количество и качество ручного труда, затрачиваемого на сооружение готических соборов.
Лавка, обращенная к фасаду и кухня позади были обычно разделены внутренним двором. Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235--83) на Ю. -З. Причём центральные филёнки более широкие, а боковые – узкие. Характерен для поздней («пламенеющей») Г. и прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных переплётов (церковь Сен-Маклу в Руане, 1434--70). Строители вышли из ограничений созданием и использованием фигурного кирпича (лекальный кирпич), который предоставил возможность создавать настоящее готическое плетение.
Поскольку готический стиль должен был удовлетворять потребности широких масс народа, он был в своей основе монументальным. В 13 в. усиливается стремление к увеличению удобств и общему комфорту. Впечатляющее здание из тёмного камня с узкими окнами, эркерами и многочисленными башенками известное как Дом Московского политехнического общества, было построено в 1905-1907 годах на средства, собранные выпускниками Императорского технического училища (сейчас МГТУ им Баумана). Вслед за собором устремились ввысь и городские дома.
Также собор был важнейшим центром жизни европейского города, кроме церковной службы в нем устраивались университетские лекции, театральные представления иногда заседал городской совет и королевский парламент. Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Как правило, это 3 – 5-нефные базилики с поперечным нефом-трансептом и полукруговым обходом хора (деамбула-торием), к которому примыкают радиальные капеллы (венец капелл). Облегающая куртка (с конца XIV века упелянд), узкие шоссы, короткий плащ — одежда воплощает эстетический идеал эпохи — образ стройного молодого человека, галантного кавалера.
В советские годы ему тоже пришлось нелегко: был разобран шпиль, а в самом здании разместился кинотеатр «Арктика», затем студия «Диафильм», произведшая перепланировку, в результате чего интерьер собора был полностью уничтожен. Церковь поделена на два яруса равной площади (600 м2), но разной высоты.
Эпоха Крестовых походов совершила переворот в оружейном деле. Слово "готика" происходит от итальянского gotico – непривычный, варварский – (Goten – варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) и сначала использовалось в качестве бранного. Тем не менее, романские церкви оказались со временем тесны, так как будучи преимущественно монастырскими постройками, они не соответствовали выросшему населению городов готической эпохи. Различия были и в отсутствии привычного трансепта. Передние и боковые филёнки ящика (сундука) такого кресла обрабатывались, как правило, льняными складками. В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры— здание лютеранской церкви (конец XIXв. ).
Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. 3ападное окно-роза посвящено будничной жизни людей. Такие шкафы в большинстве случаев украшались декоративной ковкой. Однако между каменщиками и всеми другими ремесленниками существовали важные различия. Купол— элемент архитектуры, детально разработанный ещё архитекторами Древнего Рима.
А потом – при возведении Ланского собора. Впервые после античности статуи и скульптурной группы (на фасадах соборов или на алтарных преградах) получили богатое художественное содержание и развитые пластические формы застылость и замкнутость столпообразных романских статуй сменились подвижностью фигур их обращением друг к другу и к зрителю. По-прежнему в ходу накладные ажурные железные петли и замки.
Путник, приближавшийся к средневековому городу, прежде всего видел взметнувшиеся к небу шпили его церквей, затем уже городские укрепления, гражданские постройки, жилые дома, торговую площадь и лавки. Слово «готический» происходит от названия племени готов. Эпидемия «черной смерти», наоборот, привнесла хаос и в религиозную и в социальную жизнь. Такая технология убранства обстановки жилых помещений, включая мебель, неглубоким плоским резным орнаментом (Flachschnitt) с окраской, как правило, в красный и зелёный цвета, получила название тирольской плотницкой готики (Tiroler Zimmergotik). Старую церковь перестраивали при аббате Сугерии зодчие из Южной Франции. УPOК 27 ГОТИКА. Готика – это понятие, относящееся к европейской культуре 13-14 вв.
К ранней Г. относятся также соборы в Лане (около 1150--1215), Парижской богоматери (1163--1257), в Шартре (1194--1260). Химеры должны были напоминать о языческих временах, а водостоки – гаргуйли – оформлялись в виде чудищ фантастического вида.
Принято разделять английскую готику на три периода: раннюю готику (1189 – 1307 гг. ), декоративную готику (1307 – 1377 гг. ) и позднюю, т. н. В готической живописи главным элементом цветового оформления интерьера стал витраж. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Сами дверцы украшались орнаментом, выполненным в приёмах углублённой резьбы. Арнольфо ди Камбио спроектировал исполинский восьмиугольный хор, который планировал перекрыть куполом.
В романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. Многочисленные законы короля Генриха III требовали заделывать трещины стен, вставлять окна большего размера для увеличения доступа света, совершенствовать систему отвода нечистот, чтобы избавить помещения от дурного запаха, сооружать в королевской гардеробной новую туалетную комнату, поскольку прежняя была размещена неудачно и т. п. Возрастает значение светского городского зодчества, в котором использовались не столько конструктивные особенности Г., сколько её композиционные и декоративные приёмы: на главной площади города строятся ратуши с обильным декором и часто с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351--1509), замки превращаются в богато убранные внутри дворцы (дворец пап в Авиньоне, 1334--52 замок Пьерфон, 1390--1420), строятся особняки («отели») богатых горожан (дом Жака Кёра в Бурже, 1443--1451). Но обоим этим памятникам еще далеко до настоящей развитой готики. Ширина юбки увеличивается дополнительными вставками ткани.
Но «немецкий план» сочетается с ломбардским фасадом, который изобилует множеством мраморных деталей и украшений. Остальная мебель для сидения была намного совершеннее и лучше приспособлена для человека. Однако и в нем великолепная крестная перегородка была выполнена веком позже.
Строили соборы городские мастера (а не монастырские, как прежде). Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Жилые покои расположены с западной стороны двора, главный вход, вход для слуг и комната привратника – с восточной.
Первый из двух ярусов (нижняя капелла) имеет три нефа и укреплён стройными и вплотную примыкающими к стенам контрфорсами, которые принимают на себя распор широкого центрального пролёта. Готика (от итал.
Стены облицовываются дощатыми панелями, украшаются яркой стенной росписью или коврами. gotico— непривычный, варварский— (Goten— варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) и сначала использовалось в качестве бранного. Михаила в Шопроне, замок в Вишеграде). Очевидно, что т. н. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы.
Существовали также скамейки с перекидной спинкой (с переметом), которые свободно размещались в помещении или устанавливались у камина. Наиболее популярными материалами в жилищном строительстве были дерево и штукатурка, однако в некоторых регионах предпочитали использовать камень или кирпич. Итальянские города-государства Пиза, Генуя, Венеция чрезвычайно обогатились в посреднической торговле между странами Востока и слабой Византией и странами Европы. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВV. Готический контрфорс является техническим развитием и дальнейшим усовершенствованием контрфорса романского. Все они невелики, просты в плане, но по их сводам («сетчатым», «сотовым», «звездчатым» и т. д. ) стелются сложные иногда криволинейные узоры нервюр.
Сиденье было дощатым, жёстким, нижний ящик мешал ногам при сидении, т. к. к «Десяти книгам об архитектуре» римлянина Витрувия, где также дал подробное описание такого готического сооружения, как Миланский собор. относятся и ранние готические памятники Литвы (Тракайский замок на острове) в 15--16 вв.
В ратушах обычно имелся обширный вестибюль, большой зал, архив и судебные палаты. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова после его отстранения— по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Нижняя капелла, освященная в честь Девы Марии, предназначалась для придворных, дворцовой гвардии и слуг.
Увеличивается количество сооружаемых светских построек (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания и др. ). Облицовка розового и белого мрамора Дворца дожей (1309–1424), просечный декор его аркад и резные капители свидетельствуют об этом свойстве вполне определенно. Принято различать в английской готике три стиля. Готика властвовала в Европе с 12 по 16 века, заменив романский стиль. Готическая архитектура из Франции распространилась на всю Западную Европу и продолжала развиваться вплоть до начала 16-го века, когда зародилось новое течение вискусстве и архитектуре — эпоха Возрождения.
Входя в храм, человек видел ряд тонких, уходящих вверх колонн, которые завершались пучком ещё более тонких рёбер сводов (нервюр) как бы парящих в высоте. В Вестминстерском аббатстве, перестроенном при Генрихе III в 13 в., французское влияние ощутимо в формах шеве, в увеличенной высоте главного нефа (31 м) и в наличии аркбутанов, однако впоследствии английские детали были добавлены в большом количестве. Появление неоготики в России граничит с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. Вход во внутренний дворик через широкую низкую арку (арку Тюдоров), по бокам часто строили восьмиугольные башни.
Иногда добавляли второй, внешний двор с собственной оборонительной стеной. Это немного напоминает рельефную резьбу, хотя рельеф здесь режется целиком в плоскости доски (филёнки), не поднимаясь выше её поверхности. Скульптура готических соборов сосредотачивается преимущественно на их фасадах (фигуры святых в порталах, галерея королей в посвященных мадонне соборах изображения Страшного суда или Христа с евангелистами на дверных тимпанах, химеры-водостоки и т. д. ).
Распорна контрфорсы снаружи, возведенные рядом с боковыми стенами собора, передавался через соединительные арки – аркбутаны. Травея), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с диагонально перекрещивающимися ребрами (Нервюрами) образуют остов крестового свода, заполняемый облегчёнными распалубками. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Значительное распространение готическое искусство получило в городах немецких колонистов. Все вспомогательные постройки ставились под защиту оборонительных стен. В плане все здания приобрели прямоугольную форму.
Залы были перекрыты деревянными сводами. Свет проникал внутрь исключительно через высокие окна в боковых стенах.
лютеранский), стулья (кресла) на трёх или четырёх ножках токарной работы, напоминающие места для сидения романской эпохи. Фасад сооружения достигал 135м в длину и имел башню 70 метров высотой. Изюминкой церкви были две часовни в каждом углу креста. Стены стали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон и арок. Стенки поставца составляются из нескольких рамок с филёнками.
Для этого времени характерны дощатые или кафельные полы, покрытые коврами. был принят термин «романский стиль», были ограничены хронологические рамки Г., в которой, в свою очередь, были выделены ранняя, зрелая (высокая) и поздняя фазы. Узкие боковые филёнки украшаются орнаментом с льняными складками.
Большие шкафы по конструкции сходны с фламандскими. Влияния английской, французской, а также немецкой кирпичной Г. переплетались в готическом зодчестве Норвегии (собор в Тронхейме, готической части -- 1180--1320), Дании (собор св.
Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Нечего и искать подобного решения в проектах и готических сооружениях Франции, «родины» готики. — строили чисто для красоты. Кроме заимствованных архитектурных форм переплётов окон, порталов, островерхих башенок с фиалами (шпилей), колонок, стрельчатых сводов, ниш и др.
Центр фасада украшает большое окно в виде розы, украшенное узорами из камня и витражами. На консолях, под ногами святых, таятся лукавые демоны. Многофигурные сложные композиции, занимающие всю площадь окон, уже не связываются непосредственно с их каменными переплетами, а сам витраж обретает характер скорее живописи на стекле, чем мозаики из стекла, как в ранне-готический период. Часто над входом находится большой фамильный герб, т. к. Примерами мoгyт служить витражи собора Нoтp-Дaм в Пари же (ХIII в. ).
Основными цветами этого стиля считаются синий, желтый и красный. Иногда в коробках подстолья делали глубокие выдвижные ящики. Витражам в готике придавалось первостепенное значение.
Нередко приходская церковь возводилась феодалом для своих слуг, позднее переходя во владение обитателей округи. готические элементы включались в храмы, сохранявшие общий романский тип (собор в Орвието, 1290--1569) даже храмам с готическими сводами (Санта-Мария Новелла во Флоренции, около 1278 -- около 1360) присущи статичность масс, ясная обозримость обширного пространства. Основной вид мебели для хранения вещей, а также сидения и лежания в домах знати и простых горожан – сундук из форм которого со временем образовались такие новые типы мебельных объектов как кресло-сундук, поставец (дрессуар), креденца и буфет.
Разработанная французами в XII веке стрельчатая арка, становится неотъемлемой частью конструкции в целом, «визитной карточкой» готики. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. И все же собор в Бове остался памятником отваге и дерзновенности средневековых строителей. — Тюдоровская готика.
Готическая эпоха в Англии характерна возведением свыше 9000 приходских церквей. Амьенский и Реймский соборы подтверждают этот возврат к освященному традицией типу. Готическое искусство оставалось по преимуществу культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Реймский собор, основанный в 1212 г., Амьенский собор (рис. Их основателями были и церковь и феодальные сеньоры, однако управление госпиталем обычно передавалось в руки церкви.
Типичнаяготическая архитектураи готический архитектурный стиль — направление, родившееся во Франции в 12 веке из романскогостиля, долгое время известное как «французский стиль» или «современный стиль». В церкви Санта Кроче (Святого Креста) архитекторы отказались от каменных сводов. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Первоначальный план создал архитектор Марко ди Кампионе. Вслед за реставрацией готических сооружений началась активная достройка готических соборов Испании, Германии, Чехии (заброшенных ещё во времена средневековья, как, например, Кёльнский собор), а в XX веке пришлось поднимать из руин готические соборы, уничтоженные за время мировых войн. Для французской готики характерна гармония и ясность, что заставило исследователей говорить об её «аттическом» характере, но это не исключает внутреннего пафоса, взволнованности чувства, пронизывающего архитектурный образ.
В 1819 году оно в очередной раз было восстановлено и перестроено в неоготическом стиле. Двухбашенные западные фасады французских соборов с 3 глубокими «перспективными» порталами и узорным круглым окном («розой») в центре сочетают устремление ввысь с ясностью и уравновешенностью членений. Искусство заняло особое место в сознании и деятельности небольших княжеств Италии.
Кроме того, скульптура оживляет и одухотворяет сооружение. Расцвет романского стиля, который приходится на XII в., одновременно послужил толчком для возникновения другого стиля с иными характерными эстетическими идеалами и принципами сложения форм. Орнамент масверка в позднюю готику был весьма распространён по всей Европе и в Англии. Начали интенсивно развиваться градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торговые ряды, склады, городские башни-«бефруа» и т. д. ).
В центре города, господствуя над его застройкой, находился собор или замок. Госпиталь Маладреди дю Тортуар позволяет составить представление о типе этого учреждения. В кафедральном соборе в Сансе (освящен в 1168), первом из крупных готических соборов, мы находим ребристые шестилопастные (шестисегментные) своды, полностью развитой готический шеве, аркбутаны и оригинальное скульптурное оформление капителей колонн. Важное место в готическом искусстве, в том числе и скульптуре, начинает занимать сюжет. В женской одежде происходит отделение юбки от лифа. Вытянутый интерьер храма – неф (nef), по французски – navis, переводится как корабль.
Вот таким образом в готике уже нет того обилия резко различных местных школ, какое характерно для романского стиля.
В самой Франции в конце 13 -- начале 14 вв. Корпус женщины отклонён назад, образуя S-образный силуэт, получивший название «готической кривой». Эсхатологические настроения (ожидание второго пришествия Христа и страшного суда) в этот период не столь актуальны, но всё же присутствуют. Зародился готический стиль в середине 12 века на севере Франции, спустя век он уже был распространен практически на всей территории Центральной Европы.
Первые «лазареттос» или лепрозории для больных проказой, были и первыми больницами в узком смысле слова. Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Француз Виолле ле Дюк реализовал немало масштабных проектов реконструкции полуразрушенных памятников Средневековья, «додумав» недостающие элементы и приукрасив многие из них. луверсы) на крыше. Боковые щиты внизу у пола стягивались специальным бруском или доской-проногой.
На территории Российской империи крупнейшим заказчиком неоготических сооружений в начале XX века выступала католическая церковь, развернувшая программу строительства костёлов для своей паствы (состоявшей преимущественно из польской диаспоры, широко представленной в крупных городах на просторах империи). Первоначально в торце каждого зала был устроен алтарь, освещенный большим окном. Камины обогревали зал и обеспечивали его вентиляцию, а передвижные деревянные ширмы между постелями позволяли отделять больных друг от друга. А он, видя, как из глаз их катятся слезы, отвечал: « Если господу угодно, пусть он снимет с сердец ваших печаль, причин которой я не знаю и преобразит ее в радость». Наиболее известные примеры английской готики – это: собор в Уэльсе (перевёрнутая арка на средокрестье), капелла королевского колледжа в Кембридже (самые известные и изысканные веерные своды).
В самом центре Арбата расположено готическое здание с рыцарями: это Центральный Дом актера. Они выполняли ту же функцию, что и каменный декор на порталах. С середины 13 в. соборы франц. Обе они построены по образцу французской готики.
Благодаря этому получалась нижняя, у самого пола, полка. Система УСАВП: тест управления рекуперативным торможениемII. Несмотря на сопротивление монастырских зодчих, церковь была построена в готическом стиле (пример на фото). Был завершен в 1880 году. Он умер, когда ему исполнилось более шестидесяти (точной даты рождения не найдено). Единство структуры готического города в Германии проступает особенно отчетливо.
Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. В решении оконных проемов происходило такое же слияние конструктивной эволюции и орнаментальности. Замки к тому времени были уже не нужны, так что укрепления — башни, высокие стены и т. п.
Замки Калининградской области) и большое количество церквей, но большинство из них— в разрушенном состоянии. Готические элементы попадаются даже в графических штудиях Леонардо да Винчи. Устраивались здесь и театрализованные религиозные представления.
Стефана в Вене, 1304--1454) и Швейцарии (собор в Берне, 1421--1588). Но все иллюстрации Филарете к трактатам— компромиссное сочетание готических элементов с античными заимствованиями.
Крупные сводчатые залы создавались и в светских зданиях (биржа в Пальме на Мальорке, 1426--51). В 13 в. размер кусков окрашенного стекла увеличивается и красный применяется значительно шире. В истории искусств принято выделять раннюю, зрелую (высокую) и позднюю (так называемую пламенеющую) готику. Слово происходит от итал. Храм становится доступным.
Церковь св. В уникальных готических витражах в окне-розе можно разглядеть сцены, отсылающие к круговороту времени. зальная церковь, примером которой является церковь св. В архитектуре одного здания переплетаются черты разных этапов развития готики.
В позднюю готику были известны и раздвижные столы. Лучше всего готический стиль проявился в архитектуре соборов, храмов и монастырей. Здесь своды были подняты на беспрецедентную высоту, а толщина и прочность опор и контрфорсов оказалось уменьшены сверх разумных пределов. Готическая мода, в отличие от предшествующей свободной «рубашкообразной» романской, проявилась в сложном и облегающем покрое одежды.
Неоготический стиль ярко проявился в царской резиденции в Царицыне в Москве— наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе. Такой конструктивный элемент как арка символизирует разрыв круговорота времени, ведь в целом образ готического храма также несет смысловую нагрузку о быстротечности и конечности времени (в то время народ Средневековья находился в преддверии скорого конца света). В южной Эстонии в 14 в. строились кирпичные готические церкви (церковь Яани в Тарту, до 1323). Все это создает впечатление ажурности и бесконечности разнообразия вертикальных линий.
Вместе их обычно рассекал другой прямоугольник – трансепт. Поэтический вымысел, который так поражает внутри собора, находит объяснение снаружи. На фасадах бесконечно варьируются стрельчатые арки и архитектурно-пластические мотивы -- ажурные фронтоны (Вимперги), башенки (фиалы (См. Считается третьим по величине собором в мире, построенном в готическом стиле.
В результате, ещё задолго до окончания строительства о роскошном «Особняке Зинаиды Морозовой» говорила вся Москва, а на архитектора посыпались новые заказы.
Построение собора растянулось с 1386года до 1906— го. Бефруа, 1208), Полотняный зал в Ипре (1200–1304), заново отстроенный после пожара в 1915 и ратуша в Брюсселе (1401–1455) могут служить иллюстрациями первого планировочного типа. сложился тип однобашенного собора (Фрейбургим-Брейсгау, около 1200 -- конец 15 в. Ульм, 1377-- 1529, высота оконченной в 19 в. башни 162 м) на С. строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275--1334 Мариенкирхе в Любеке, около 1270--1350), в которых упрощение планов, объемов и конструкции сочеталось часто с узорной кладкой, применением глазурованного и фигурного кирпича (Мариенкирхе в Пренцлау, 1326--40).
Прежде всего это характерно для готических сооружений северных княжеств Германии и Польши.
Она центрична по плану, в основу которого положен равноконечный крест. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д. ).
странах и отличающийся дробным ритмом непрерывающихся вертикалей на стенах и окнах и чисто декоративным прихотливым плетением нервюр на сводах и резных потолках (хор собора в Глостере, 1329--77 капелла Кингс-колледжа в Кембридже, 1446--1515). Поверхность стены также снабжалась полочками и отливами, отводящими воду от здания. С приходом эпохи Ренессанса готика стала утрачивать свое значение. Впоследствии ножки шкафа с трёх сторон (с задней и двух боковых) также наглухо начали зашиваться досками – получалась своеобразная ниша.
В этой статье мы не будем говорить о технической части. С Г. связан расцвет английской книжной миниатюры, резьбы по алебастру и дереву и вышивки. Др. Исключением стал Кёльнский собор, что напоминает французские модели.
Несколько позже он проник в Италию и в страны Восточной Европы. В 1913 году его строили как большой коммерческий комплекс: в доме должны были размещаться частная гимназия для девочек с пансионом, танцевальная студия и доходные квартиры для состоятельных граждан. Этот стиль получил названиеархитектура неоготики. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.
Особенности готической архитектуры. Преобладает фиолетовый цвет, воспринимающийся как цвет готики. Осознавая риск, строители обеспечили необходимое дополнительное усиление конструкции. Среди первых зданий, что имели сугубо готические черты, была церковь Богоматери в городе Трире (начата в 1230 году). Такие скамейки имели высокую спинку и, как правило, ставились у стены.
Такой декор дополнялся прорезным орнаментом на раскрашенном фоне. Переусложнённые готические потолки в «перпендикулярном стиле»— характерный признак старейших английских университетов (Оксфорд, Кембридж), где их создание приветствовали ещё в 17 веке игнорируя европейские стили и европейский опыт. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Первая треть XVIвека.
Не удивительно, что в морском городе, каким была Венеция, с его непрерывными контактами с Востоком и улицами-каналами, архитектура приобрела некоторый лиричный оттенок. Sainte Chapelle) – часовня – реликварий. также АРХИТЕКТУРА.
Над каменными сводами устраивалась высокая стропильная кровля, которую покрывали шифером (небольшими пластинами глинистого сланца серо-черного цвета) или листовым свинцом. При жизни Герард фон Рила успеет увидеть готовые часовни, хор и здание собора без башен. Сиденье устраивалось обычно подъёмным, а спинка украшалась растительным орнаментом или масверком и завершалась ажурным готическим гребнем, фиалами, французскими лилиями и др. Оконные переплеты в целом следовали церковной моде, но, разумеется, в упрощенных формах. Типичным английским готическим поместьем является Пенсхёрст Плейс в Кенте (1341), построенный богатым купцом Джоном Полтни. Вытянутые вверх окна украшались разноцветными витражами, а верх здания зачастую был украшен небольшими декоративными круглыми окошками. По Сюжеру (французский эквивалент произношения "Сугерий") храм – это корабль, символизирующий Вселенную.
Для Англии готика была и есть любимым вместе с классицизмом архитектурным стилем. Этим орнаментом здание покрывали снизу доверху. Слабым местом оказались, видимо, опоры главного нефа.
285, А), заложенный в 1215 г., задуманы по новому плану начиная с этого времени, лишь очень немногие церкви сооружаются по плану с пятью нефами на всем протяжении (Трир, Кёльн, Милан). В окончательной отделке сундука участвуют также художник и позолотчик. Их заменили деревянными балками, что облегчило нагрузки крыши на опоры. Поскольку каждый из соборов строился очень долго (150-200 лет), то часто все три стиля можно увидеть в одном соборе. Этот процесс отчётливо проявился в 14 в. во французской миниатюре, в скульптуре (Клаус Слютер, Клаус де Верве) и живописи (Мельхиор Брудерлам и др. ) Бургундии, в чешской скульптуре (Петр Парлерж) и живописи (мастер Теодорик, мастера Вышебродского и Тршебоньского алтарей).
Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурныхсооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Сюжеты — сцены из жизни Христа или тех святых, которым посвящена церковь. В Европе— это самое большое сооружение, полностью выстроенное из мрамора.
Многие из них внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На юге, в районе Кракова, доминировала готика французского типа. Ясными, «зальними», лишенными готической переусложнённости выглядят даже планы якобы готических сооружений Флоренции— и Санта Кроче и Санта Репараты. Готический стиль в Англии держался весьма значительное время.
В миниатюрах наметилось стремление к передаче пространства и объёма. Средства, по смете предназначавшиеся для возведения башен и шпилей, чаще всего направлялись на ремонтные работы или на завершение более важных элементов сооружения.
На крыше, в декоративных беседках, ангелы распахнутыми крыльями осеняют окрестности, ниспосылая им благодать. Сам замок стоял на возвышенности и его укрепления включали массивную стену, четыре круглых башни и огромный круглый в плане донжон (отдельно стоящая башня) высотой 64 м, стены которого достигали 7, 6 м толщины. Такие ножки, как правило имели плоскую резьбу. Сердцевину розы занимает образ Мадонны с Младенцем, сидящей на троне.
У церкви св. Поставец продолжает быть шестигранным, но его передняя стенка делается шире боковых. У собора происходят важнейшие события. Хотя хронологические рамки могут быть раздвинуты или сужены в зависимости от того, о какой стране идёт речь.
Конструктивной основой собора служит каркас из столбов (в зрелой Г. принимающих вид пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок.
В результате в 1284 своды рухнули и следующие сорок лет ушли на их восстановление. В Испании городские соборы (Леон, 1205--88 Севилья, 1402--1506) велики по размерам имеют пышно украшенные фасады и небольшие окна интерьер разделён надвое заалтарным образом (Ретабло) со скульптурой и живописью. К 14--15 вв.
Лучше всего сохранившийся средневековый госпиталь в Боне позволяет увидеть классическую планировку больницы 15 в. По сторонам окруженного аркадой внутреннего двора расположены большие залы (один для мужчин, другой для женщин) и два боковых крыла. Мрачные фигуры горгулий и мифических существ служили особенно частым украшением на стенах. в Италии не отличалась стилевым единством. Основным видом изобразительного искусства была скульптура. Г. распространилась в Словакии (собор в Кошице, 1382--1499), Словении (церковь в Птуе, 1260), Трансильвании (Чёрная церковь в Брашове, около 1385 -- около 1476). На башнях уродливые химеры дeмонстрируют человеческие пороки.
Перед соборами выступали проповедники, проводили дискуссии профессора и студенты. Готическая архитектура распространилась на всю Западную Европу и продолжала развиваться вплоть до 16 века. Впечатляющая конкретность образов и мощная пластическая экспрессия отличают скульптуру соборов (Бамберг, Магдебург, Наумбург -- 13 в. ), располагавшуюся, как правило, в интерьерах. Их ярко раскрашивали и золотили.
Украшением жилой части замка служили сводчатые залы и декоративная скульптура. Совершенствовалось фортификационное строительство: города окружались мощными стенами, проездные башни богато украшались замки королей и феодалов постепенно теряли неприступный облик, превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений. Западный фасад играет подчиненную роль, входные двери относительно невелики, фланкирующие башни слабо обозначены. Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Конструкция новых доспехов повлекла за собой появление новых форм европейской одежды. Эта Вселенная делится поясом витражей в верхней части храма и массивом стен в нижней, на горний (небесный) и дольний (земной) мир, соответственно.
Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Англичане начинают соревноваться в изобретении всё новых рисунков и орнаментов потолков. Нервюры сводов со временем усложняются. В Латвии переход к Г. падает на 13--14 вв. Водостоки и другие технические детали часто имеют вид фантастических животных. Английские соборы, большей частью монастырские, обычно представляют собой невысокий вытянутый в длину объём с прямоугольным завершением хора и башней над средокрестием. Позже в членениях мебели начинает ощущаться влияние архитектуры.
В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Одна из них — молодая, гордая и одновременно веселая — символизирует христианскую церковь. части здания также украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом изображениями фантастических животных («химерами») характерно обилие светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения). На порталах святые ведут неслышную беседу. Виртуозной изобретательностью отмечены декоративные изделия (эмали Рейнской области, реликварии, кубки, ковры, мебель).
Немецкая готика распространилась на Западе и Севере Польши. Большое значение имеет и более мелкая скульптура. Троицы города Кане в Нормандии, Франция. Боковой распор свода передаётся связующими косыми арками (Аркбутанами) на мощные наружные столбы (Контрфорсы). К этому времени уже были изобретены и аркбутаны. Совершенством архитектурной композиции, богатством скульптурного и живописного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе (1211 г. – XV в. ) – самом крупном соборе Франции (длиной 150 м с высотой башен 80 м) и в Амьене (1220 – 1269 гг. ), где собор имеет длину 145 м и высоту главного нефа 42, 5 м, а также церковь Сент-Шапель в Париже (1243 – 1248 гг. ), построенная в качестве королевской дворцовой капеллы, с её многочисленными витражами.
В Каталонии позднеготические однонефные залы перекрывались сводами большого пролёта, опирающимися на укрепленные контрфорсами стены (собор в Жероне, 1325--1607, ширина нефа 24 м). Основной декоративный элемент – складчатый орнамент. Высокая готика достигла своих вершин в XIII в., поздняя – в XIV – XV вв. Типичное тюдоровское поместье (например, НоулилиСент-Джеймский дворецв Лондоне) кирпичное или каменное, с надвратной башней. Это ажурный геометрический орнамент, растительный (лиственный) орнамент, орнамент ленточного плетения и орнамент т. н. В 16 в. готические конструкции были перенесены в испанской колонии в Америке.
Заложенная в арке возможность растрескаться по одному из швов нуждалась в противодействии. В свою очередь обнажённые конструкции, окружающие собор с Ю., В. и С. (и не видимые ни в интерьере, ни с фасада), впечатляют наглядным выражением действия тектонических сил, мощью своего ритма. Ведущая роль в этот период принадлежит архитектуре. Взаимоотношения вестготов и римлян. Над ними возвышается аркада из двадцати восьми статуй иудейских царей.
Третий элемент, аркбутан был необходим ввиду самой природы арочной конструкции и составления сводов из арок. Величественный купол таки создадут, но в эпоху Возрождения. В верхней, освященной во имя Святого Креста, молилась королевская семья, приближенные.
Крестовый нервюрный свод был главным архитектурным открытием готики, он применялся во взаимодействии с системой внутренних устоев (колон или столбов) и внешних опор – контрфорсов. Причем романский возник и получил распространение примерно на столетие раньше. Готический стиль – важный этап в истории развития мебельных стилей.
Здесь технические навыки обычно передавались по наследству от отца к сыну. Уже в 12-13 вв. Изготавливались также типичные сундуки-скамьи.
В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже. Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVIв. ) в старом городе, но самое главное— единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году. Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах. Войны с Тевтонским орденом стимулировали развитие крепостной архитектуры, а подъём городов обусловил расцвет светского зодчества (ратуши в Гданьске, 1378--1492 и Торуни, 13--14 вв. ).
Здесь сохранилось около двадцати замков (см. цв. Мебель, как правило имела рамочную конструкцию с тонкими филёнками. Заказчик хотел усадьбу в духе английской готики, как напоминание о родной стране, с которой связано процветание рода Кнопов (богатая семья была главным поставщиком машин для текстильного производства). Итак, собор можно сделать грандиозным по размеру и при этом он будет занимать сравнительно небольшую площадь.
Динамичность и живописность соборов начали определять характер городского пейзажа. Витражный характер окон, ниши с балдахинами и статуи украшали здания. «Украшенная» готика (14 в. ) в свою очередь подразделяется на две фазы – геометрическую и криволинейную.
Интерьеры ранней готики ещё достаточно скромны, а их элементы ещё несут следы романики. Красота и размеры собора свидетельствуют о значительности города, о богатстве его жителей. Создание огромного (153м длиной) собора имело целью уравнять флорентийский собор с готическими соборами других стран.
Барбары в Кутна-Горе (1388--1547), построены Карлов мост в Праге (1357-- 1378), королевский замок Карлштейн (1348--1357) и зальные церкви южной Чехии. Таким орнаментом украшались, как правило, стенки сундуков, дверцы шкафов, спинки кресел. Он имел пять нефов, семь часовен (по числу трёх Царей и четырёх евангелистов). Рисунок образовывался вертикальными и горизонтальными тягами, кое-где соединенными диагональными связями (в некоторых регионах – перекрещивающимися диагоналями).
Оно подменяло живое творчество богословской учетностью. На юге Германии получили распространение сосновые сундуки с гравировкой и росписью цветами. Весь декор ритмически организован, строго подчинён архитектурным членениям.
Известны попытки еще примитивной инкрустации. Восторг, восхищение перед умением готических мастеров "оживить" косную массу камня, заставить ее жить по законам органической материи, вдохновляли таких мастеров архитектуры рубежа 19-20 веков, как Антонио Гауди, даже в сроках строительства своего знаменитого собора Саграда Фамилья в Барселоне (до сих пор не завершенного), повторившего опыт готических мастеров. Готический облик Таллина определился в 14--15 вв., когда были построены стены и многие башни, сложились укрепленный центр -- Вышгород (Тоомпеа) и бюргерская часть города с ратушей (до 1341--1628) и церковью Олевисте (хор -- около 1400). Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Хотя термин «готика» должен был свидетельствовать о германском происхождении этого стиля, он в действительности развивался в первую очередь во Франции. Благодаря использованию промежуточных ребер своды имеют дополнительные лопасти.
В них, как правило, два трансепта, зал капитула (зал для собрания священнослужителей) в форме круга или октагона пристраивается непосредственно к собору.
Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка — исторические сюжеты). В поздней (пламенеющей) готике, особенно во Франции, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. Высота собора —157, 25 метра.
Готические влияния имели место при создании трёх известных достопримечательностей Флоренции готической эпохи— это Санта Мария Нуова, церковь Санта Кроче и Санта Репарата (позже переименована в Санта Мария дель Фьоре). Имея соответствующую квалификацию, принимал участие в строительстве и набирался опыта.
Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. И все же есть замечательные исключения, среди которых особое место занимает собор Сен-Маклу в Руане (1432–1517). Немало скульптуры было и на других фасада соборов. По размерам готические сундуки шире и выше итальянских сундуков-кассоне эпохи Возрождения.
Крыша часто почти сплошь застроена декоративными башенками и трубами. Художественное совершенство готических сооружений немыслимо без великолепного качества работ, выполнявшихся организованными в цеха строителями-профессионалами. Убеждение правоты Цвирнера пришло неожиданно. В сохранившихся со времен Сугерия частях сооружения (западный фасад и «шеве» – развитая восточная часть собора с гирляндой абсид) уже различимы элементы зарождающейся готической архитектуры: выделенные западные башни, трехчастное членение фасада и ребристые своды. В эпоху романтизма на волне идеализации Средних веков готикой «заболела» и континентальная Европа.
Даремский собор – бенедиктинская церковь, заложенная в 1093. Технологию готической архитектуры изложил Чезаре Чезарино в комментариях 1521г. Кнуда в Оденсе, около 1300--15 в. ), Швеции (церковь в Вадстене, 1369--1430). Для поздней готики характерен обильный декор, скрывающий архитектурные членения, появление искривленных линий, прихотливый, напоминающий языки пламени, узор оконных проёмов (церковь Сен-Маклу в Руане, 1434 – 1470 гг., окончание строительства затянулось до 1580-х гг. ).
Талантливый Цвирнер получил право достраивать собор без значительных препятствий. В каждом из них можно найти общие с французскими прототипами элементы, тем не менее это не копии, а индивидуальные творческие работы, выполненные в международном стиле 13 в. Церковь в Хероне (Жероне) являет собой крупнейшее конструктивное достижение каталонской готики.
Подобно архитектуре того периода готическая одежда получила вертикальную направленность: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, пахи, сложные каркасные головные уборы, вытянутые кверху (атуры) и остроносые ботинки эту тенденцию подчёркивали. Готическое влияние было привнесено в Испанию также из Франции. В ранний период английской готики мебель тяжеловесна, профили её просты и грубы. Исполнена в готическом стиле. Попыток перестройки главного нефа никогда не предпринималось и в праздник Вознесения 1573 шпиль собора высотой 153 м, возведенный между 1560 и 1569, также рухнул. Андрея в Хекингтоне (1345–1380) являет собой превосходный образец церкви такого типа: крест в плане, боковые нефы, башня на входе.
Крупные строительные работы были приостановлены в связи с распространением «черной смерти», страшной эпидемией чумы, охватившей Западную Европу в середине XIV века. Неотъемлемой частью готического искусства является скульптура. Другими ранними творениями немецкой готики являются церковь св.
Готическая роза- символизирует колесо Фортуны и выражает цикличность времени. Реставрация идёт до сих пор. Известны случаи, когда сравнительно небольшие городки, которые уже имели соборы, которые по размерам вполне удовлетворяли реальные потребности населения, строили себе новые, значительно больше, для того, чтобы их больше уважали соседи. Нейтрализовать боковой распор свода в боковых нефах не представляло трудностей, так как высота и ширина их были сравнительно невелики, а контрфорс можно было поставить непосредственно у наружного столба-устоя. Главный, западный фасад изобиловал скульптурой изображающей пророков, святых, королей.
Вновь возник (хотя и на спиритуалистической основе) интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. Под навесом и на нижней плоскости расставлялась посуда. Большой по размерам (158м в длину и 58м в ширину), он был одним из крупнейших храмов Западной Европы и типичным готическим долгостроем. В это время были созданы почти все известные ныне способы кроя.
Лучшие статуи на фасадах соборов (Реймс, Амьен, Страсбург, порталы трансепта в Шартре) проникнуты одухотворённой красотой искренностью и человечностью чувства. Нервюра (от франц. пели шелкопряды Ивейну, главному герою прославленного средневекового романа Кретьена де Труа « Ивейн или Рыцарь льва». Такие поставцы предназначали, как правило, для хранения посуды и напитков. Тем не менее, готика 15 в. во Франции именуется не «украшенной», как в Англии, а «пламенеющей», в которой контуры межоконных ребер напоминают языки пламени.
Во Франции территория, находившаяся под управлением епископа, совпадала с территорией, ранее зависящей от римского города и с 9 в. слово «civitas» означало кафедру или диоцез (епархию). Его, кстати, построили рекордно коротко по меркам готических храмов – всего за 80 лет. Расцвели ремесла в городах Милан, Сиена, Болонья, Флоренция. Самыми яркими примерами такого "долгостроя" являются Кёльнский и Миланский соборы, первый из которых строился 312 лет, а второй – 470. Некоторые из этих сооружений, церковь Божьей Матери в Данциге (ныне Гданьск, 1345—1503) и самое значительное кирпичное сооружение— дворец великих магистров в Мариенбурге (1276—1335), оказали большое влияние на строительство в Северо-восточной Польше.
Аналогичные фигуры можно видеть и в других соборах. Считается, что фундамент будущей церкви в Старосадском переулке был заложен ещё Петром I, но здание не раз страдало от пожаров. Так монастыри утрачивали роль главенствующих центров культуры. Созерцая витражи человек отстраняется от материального, телесного, человеческого мира и "попадает" в имманентный, духовный, Божественный мир.
A. 19. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Окна были окантованы рельефными наличниками, чтобы вода обтекала их по контуру. Собор Нотр-Дам де Пари – сердце Парижа. В Германии уже с середины XV в. большую роль в интерьере начинают играть кафельные печи.
Они украшались переходящими в столбы стрельчатыми арками. его настоятель аббат Сугерий, решил перестроить аббатство. Необычайно высок (в соборе в Бове 47, 5 м) и просторен (в соборе в Амьене 118 м Ч 33 м) интерьер, озарённый цветным светом витражей: ряды стройных столбов, мощный взлёт остроконечных стрельчатых арок, убыстрённый ритм арочек верхней галереи (трифория (См.
В готических соборах границы между этими зонами теряют жесткую определенность, т. к.
многие семьи лишь недавно приобрели аристократический статус и хотели его подчеркнуть. По плану Миланский собор напоминает сакральные сооружения Германии. Елизаветы две западные башни, однако нередко возводили только одну, по центру фасада. Стрельчатые арки дверных проемов имели ребристую структуру, а сами двери делались из дуба.
Они лишь переходное звено между романской и готической архитектурой. Уже первые готические сооружения (Сиенский собор, собор в Орвието), несмотря на внушительные размеры, не имеют мистического направления вверх, а уравновешены, удивляют сочетанием разноцветного камня с другими средствами декора— мозаиками, тёсаными деталями, рельефами. Собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Желтый, зеленый, белый и фиолетовый цвета использовались чрезвычайно скупо. Эти темы требуют отдельного разговора. Готическая архитектура обычно использовала тёсаные камни (песчаник, мрамор).
Церковная политика. II. Изобретение неизвестного немецкого мастера стало шедевром. В Польше развитие Г. началось в 13--14 вв.
Скамейки часто выполнялись в виде удлиненных табуретов с прямоугольным сидением для нескольких человек либо напоминали обычные сундуки, верхняя крышка которых была приспособлена для сидения. Там хранились реликвии. Ложная готика). Замок в Дувре (ок. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416).
Замок крестоносцев Крак де Шевалье (Сирия) вызвал множество попыток подражания на Западе. Скажем, в октябре под знаком Весов крестьяне готовят вино, выжимая в чане виноград. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.
Также этот стиль узнается при взгляде на Шартрский собор, обладающий самым большим и великолепно сохранившимся ансамблем витражей – более 150 окон общей площадью около 2000 м2. Вита и Староместская ратуша в Праге, зальный храм св. Плоская резьба южнонемецкой мебели повлияла на орнаментику североитальянских шкафов. Главным мебельным универсальным объектом продолжает оставаться сундук.
Лицевая сторона каменных алтарных преград представляет собой сложную архитектурно-скульптурную декорацию с глухим цоколем и затейливо разработанной верхней частью — обычно в виде миниатюрных форм церковной архитектуры (стрельчатых арок, витражных переплетов, декоративных башенок, краббов, вимпергов и др. ). Они выполняли также роль домашнего клозета. Алтарная часть в виде апсиды, перекрытой конхой. Как правило, сундуки имеют накладные железные петли, с помощью которых крепилась крышка.
Передние опоры делаются в виде брусков, но дощатая задняя стенка продолжает опускаться донизу. Возрождение). Прекрасная готическая мебель сохранилась в тирольских замках.
В соборах Кана или Дарема эти висячие арки еще скрыты под стропильным строением над боковыми нефами, но в Клюни (1135) они уже видны над боковыми кровлями. Вита в Праге, 1344--1420) и Италии (Милан, 1386--1856), где складывались также самостоятельные национальные варианты Г. Крестоносцы донесли принципы французской Г. вплоть до Родоса, Кипра и Сирии.
Городские дома меньших размеров были чрезвычайно разнообразны. Благодаря этому зданию Сен-Дени прослыл родиной готики. Церкви строились в основном из кирпича (костёл Девы Марии в Кракове, около 1360--1548 зальный костёл Девы Марии в Гданьске, 1343--1502)и нередко украшались фресками.
Пространство такого собора было несоизмеримое с человеком – вертикали его сводов и башен, подчинение скульптур динамичности архитектурных ритмов и разноцветное сияние витражей на верующих действовали пленительно. В художественном отношении и конструктивно мебель была прекрасно выполнена. Колокольня в Брюгге (т. н.
Противопожарная системаA. 32. 4. 5. 3. На гaлереях денно и нощно несут стражу ветхозаветные цари. Начало строительства датировано 1248 годом, однако все строилось довольно медленно. Западная часть срединного прямоугольника именовалась главным (или центральным) нефом, восточная была занята хорами и сакристией (ризницей) в апсиде.
Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезались арочными окнами. льняных складок или салфеток. Одни из них, Глостерский собор, даже стал местом съемокфильмов про Гарри Поттера. Один из них — Севильский кафедральный собор. вертикальную, прямолинейную готику (1377 – 1590 гг. ).
Сент-Шапель (фр. Свет, который проникает через яркие витражные стекла обозначает Божественный свет, Божественное провидение (см. В Венгрии Г. распространилась в конце 13--15 вв. Ратуши Лювена (1448) или Гента (1481) служат иллюстрацией второго типа.
Архитектура 12-13 вв. Позднеготический стиль расцветёт в Польше только в XVв. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Иногда их делали даже больше, чем было нужно. См.
По формам декора различаются стили: ранний («ланцетовидный» собор в Солсбери, 1220--1266), «украшенный» (близкий к «пламенеющей» Г. собор в Эксетере, между 1275--1375) и «перпендикулярный», не имеющий аналогий в др. Верхняя часть поставца имела полки, которые закрывались распашными или откидными дверками.
Как установили готические зодчие, он работал тем успешнее, чем он был шире снизу. Благодаря витражным окнам, которые называли «большими траурными цвeтaми», «темно-пурпурными розами», «oгнeнными колесами», воздух в готических coборах как бы окрашен. Понятное построение и «зальность» присуща и интерьеру Санта Репараты, несмотря на готичность столбов и каменные своды без обильного рисунка нервюр. Вот таким образом в эпоху готики расцветает витраж как основной тип убранства церковных зданий. Резьбой декорировались также внутренние деревянные перекрытия помещений.
Неподалёку от Санкт-Петербурга по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780). Готика зародилась в северной части Франции (Иль-де-Франс) в середине XII в., достигла расцвета в первой половине XIII в. и просуществовала до середины 20-х гг.
Кельнский собор (Германия). Одно из самых часто посещаемых мест в Германии, ежегодно здесь бываетоколо 8 миллионов туристов. Расцвет чешской готики относится к 14 в., когда были начаты собор св. 3десь помещен так называемый «календарь готики», в кoтoром каждому из двенадцати знаков зодиака соответствуют характерные сезонные работы и занятия. Но сразу бросались в глаза разительные отличия. В то же время возникают светские росписи (дворец пап в Авиньоне, 14--15 вв. ), портрет («Иоанн Добрый», около 1360), а в миниатюрах богослужебных книг и особенно часословов знатных лиц («Малый часослов герцога Беррийского», около 1380--85) намечается стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче жизненных наблюдений, пространства и объёма.
Конструкция и свойства материала больше не определяют зрительный образ. Немалая часть доходов была потрачена на строительство крупных церквей, таких, как св. Впоследствии колокол был переплавлен заново, а жители Парижа в расплавленную бронзу бросали драгоценности, от чего звон колокола, по рассказам, приобрел чистый и звучный тембр. 1400 г. ) имели фигурную лепнину, которая расписывалась и покрывалась позолотой (стукко). Королевская власть.
Рамы широких филёнок представляют собой дверки шкафа, навешенные на массивные и хорошо декорированные металлические петли. Стены храма – как обители Божьей, дематериализуются рельефным и скульптурным ажуром. В Англии предпосылки для Г. возникли раньше, чем на континенте (первые в Европе готические своды -- в соборе в Дареме, около 1130--33), но развитие её, прерывавшееся внутренними историческими потрясениями, было замедленным и длительным. Собор как центральное явление готического стиля был средоточием всех видов художественной деятельности в их совокупном проявлении: архитектуры, живописи (витражи и роспись), музыки и литературы (литургия и проповедь). Ученый Эмиль Маль обработал огромный объём информации по романской и готической архитектуре, накопленной различными исследователями. Европейцы познакомились на Востоке с лёгкой и ковкой сталью.
Находится на территории бывшего Королевского дворца (затем Консьержери) на острове Сите в Париже. Наиболее известными примерами таких городов являются Нюрнберг и Ротенбург (на р. Таубер). В богатых итальянских городах велось интенсивное строительство гражданских зданий -- ратуш (Палаццо Публико в Сиене, 1297--1310) и дворцов (Дворец дожей, в основном 14--16 вв. и Ка дОро, 1422--40, в Венеции), где были оригинально переработаны черты готического стиля.
Ведущим типом в эпоху Г. стал собор как высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (представленной в Г. преимущественно витражами). В том же столетии строители цистерцианских церквей, отказавшись от обилия цветов, стали использовать в декоративных целях гризайль (живопись в разных оттенках одного цвета, чаще серого) по простой зеленовато-белой поверхности стекла. Мастера стали обращаться не только к религиозным мотивам, но и более обыденным сюжетам. Примерно с середины XIII – XIV вв.
Высотной доминантой богатого исторического города Брюгге была и осталась величественная башня Торговых рядов (1283—1364гг. ), более схожих с другими образцами национальной архитектуры, лишенных легкомысленных узоров и лишних мелочей. По контрасту к нему собор в Солсбери, построенный между 1220 и 1258, со всей полнотой воплотил сугубо английскую концепцию готики 13 в. Его великолепная башня над средокрестием (высотой 120 м) была отважно возведена столетием позже на фундаментах, предназначавшихся для башни значительно меньших размеров. Соборы строились не для людей, а для Бога, которому видно всё.
После крестовых походов она была усвоена в Сирии, на островах Кипр и Родос. Ещё во времена Древнего Рима здесь стоял храм богини Минервы. Вытянута лишь алтарная часть. Искусство готики, особенно архитектура, отличается большим стилистическим единством. Архитектурные элементы этой церкви представляют собой отдельный исторический интерес. Но и на закате, этот стиль критиковался. Среди городов, наиболее пострадавших от эпидемии, выделялась папская столица Авиньон. Но при этом возникла нехватка свободных плоскостей стен для размещения росписей.
Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей (См. В тех странах, где готические стены сохраняли свою целостность и массивность, живопись алтарей сильнее развивалась. Влияние мавританского искусства сказалось особенно сильно в Г. Каталонии и юга страны.
Елизаветы в Марбурге (начата в 1235 году) и Магдебургский собор (начат в 1209). Особенно выделяются витражи часовни Сент-Шапель и собора в Шартре. Поначалу почти каждое мебельное (и не только) изделие ранней готики имеет церковное происхождение. богатый кирпичный декор получают церковь Онос в Вильнюсе (окончена в 1580) и дом Перкуно в Каунасе.
В готической архитектуре такое противодействие осуществляется посредством применения диагональных подпорок или контрфорсов. Наиболее «готическим» сооружением Италии стал Миланский собор, который сохранял и готичность и парадоксальность. Кресла ставились обычно около кровати и потому получили название прикроватных кресел. Публичный характер этих построек подчеркнут обычно просторной аркадой по первому этажу. Крупные готические постройки возникли в Австрии (готические части собора св.
Собор стал средоточием городской жизни (часто он вмещал всё население города). европейских странах -- в Германии (Кёльн, 1248--1880) и Нидерландах (Утрехт, 1254--1517), Испании (Бургос, 1221--1599) и Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне, 1245--1745), Швеции (Упсала, начат около 1260), Чехии (хор и трансепт собора св. Соборы должны были вмещать всё многочисленное городское население. gotico — непривычный, варварский (Goten — варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) — и сначала использовалось в качестве бранного. Перепуганные духовные пастыри могли предложить лишь молитвы и покаяния за грехи (флагеллантство).
Как правило, это 3--5-нефные базилики с трансептом и полукруговым обходом хора («деамбулаторием»), к которому примыкают радиальные капеллы («венец капелл»). В Англии такой «украшенный» стиль конца 14–15 вв. Уже к началу XV в. были выработаны все известные нам приёмы ящичной угловой вязки досок. И только с течением времени такой сундук был приподнят и поставлен на высокие ножки.
Сундуки из Центральной Италии (Тосканы и Сиены, ок. С 14 в. всё большее значение приобретали городские и монастырские церкви зального типа (с равной высотой нефов), замковые и дворцовые капеллы. Известны также столы, стоящие на четырёх косо поставленных ножках, соединенных проногами. Вместо закругленных арок появились заостренные, стрельчатые.
Южнонемецкий стиль бы распространён в Альпийских странах (Швейцарии, в Южной Баварии, Тироле, Верхней Австрии). Продольные балки и кровля крепились прямо к наклонным сторонам фермы. Верхние этажи отводились для квартир, которые мог арендовать практически любой желающий. Ещё Иван Грозный и митрополит Макарий на этом месте основали Государев печатный двор, а здание в современном виде появилось в 1814 году (его построили в модном тогда псевдоготическом стиле). Очень много красивых готических соборов на территорииСоединённого Королевства.
Остроконечное завершение оконных проемов также привычно для этой эпохи.
Абсолютно иначе приходилось решать проблему бокового распора сводов в среднем нефе. Столешницы столов начинают оклеивать шпоном. Особым богатством ритма, совершенством архитектурной композиции и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой Г. -- в Реймсе (1211--1311) и Амьене (1220--88), а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243--48) с великолепными витражами. Но в местностях с дефицитом или отсутствием природных залежей камня использовали кирпич. величественные готические соборы строились в других европейских странах: в Италии (в Венеции, Сиене, Милане), Германии (в Марбурге, Наумбурге, Ульме, Кёльне), Англии (в Лондоне, Солсбери), Испании (в Барселоне, Бургосе, Лоне, Толедо), Австрии (в Вене), Фландрии (в Брюсселе), Чехии (в Праге) и др., где готика получила своеобразную местную интерпретацию. Это выразилось в изображениях сцен страшного суда в храмовых фронтонах. Это влияние было обусловлено работой многих приезжих нидерландских резчиков по дереву.
Столбы опор можно было сделать на большем расстоянии, а саму церковь— шире. Например, Собор Святого Креста и Святой Евлалии в БарселонеКафедральный собор святой Марии в Сеговии Кафедральный собор Авилыкатолический собор в Толедо и многие другие. Даремский собор меньше всего пострадал от поздних перестроек, но имеет «британские» черты— мощные прямоугольные объёмы, прямоугольная башня, более насыщенный декором западный фасад, чем в собор в Кане.
Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы – контрфорсы. Вот таким образом трудно отнести то или иное сооружение к конкретному периоду готического стиля. Развитие инженерной науки. Окна застекляются, но занавесей ещё нет.
н. э. ), которых римляне называли «готами». Возникает интерес к реальным формам природы, к чувствам и физической красоте человека, новую интерпретацию получает тема материнства, мученичества, страдания нравственности и жертвенной устойчивости человека. Почти все церкви перекрывались не сводами, а стропильными деревянными кровлями различной конструкции. Материалом служили твёрдые породы дерева. В этом веке началась Столетняя война с Англией (1337–1453), а в 1348 по всей Европе забушевала чума – «черная смерть».
Здание неоднократно горело и после одного из пожаров, его решили полностью перестроить. (Домская церковь в Риге, 1211 -- около 1300 замок в Цесисе, 13--16 вв. ). С момента освящения (1144) церковь Сен-Дени стала образцом нового стиля. Образцы средневековой готики на территории России можно увидеть в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия).
Гудулы в Брюсселе или кафедральный собор в Антверпене. Готическая эстетика отличалась религиозной настроенностью и повышенной духовностью. Фиала), завитки (Краббы) и т. д. Ряды статуй на консолях перед колонками порталов и в верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов образуют цельную символическую систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Здесь зрительный образ не совпадал с работой реальной конструкции. Особенность готического стиля – дематериализация формы. Нередко оба культа переплетались и Богоматерь представала в облике прекрасной женщины.
Но на протяжении пятисот пятидесяти лет к постройке Миланского собора были причастны сто восемьдесят (180) разных архитекторов, скульпторов, художников, что обусловило парадоксальность его построения и декора в разных стилях. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями бога». Чтобы верно оценить изменения в архитектуре Франции 15 в., необходимо вспомнить, что всю первую половину столетия англичане контролировали обширную часть ее севера, а в 1421 ими был занят и Париж. Место ее опоры на контрфорсе укреплялось башенкой, так называемым пинаклем.
В отличие от преобладавшей на тот момент романики, архитектурного стиля, в котором даже очень большие залы были загромождены тяжёлыми несущими колоннами, готические строения (и в первую очередь, соборы) поражали и до сих пор поражают высотой сводов и свободным пространством внутри. Вернулся в Кёльн, где получил заказ на создание невиданного городского собора, где должны были хранить реликвии трёх волхвов («трёх царей»). Внутри много свободного места, готический храм вмещает большое количество человек, в нем буквально кипит жизнь. Иконографические сюжеты начинают постепенно расширяться.
У здания есть особенность: если смотреть на аптеку со стороны Никольской улицы, можно увидеть постройку в стиле неоренессанса (большие окна на первых этажах, маленькие на последних, тонкие решётки и колонны с четырьмя статуями богини здоровья Гигий). Романские церкви гладью стен были четко изолированы от окружающего пространства. вкл., рис. Каркас оставляли открытым снаружи, он привносил фасаду четкий декоративный рисунок.
Здесь мы видим первые попытки фанеровки и примитивной инкрустации.
В сумеречную погоду церковь тонет в голубовато-сиреневом мареве. Им настолько предоставляли преимущество, что они пережили настоящий расцвет в сооружениях часовен, балдахинов, потолков над захоронениями. В конце 13 в. начато строительство главного собора Флоренции— Санта Репарата.
Готические соборы Европыузнаваемы во всем мире. сменился «перпендикулярным», которому во Франции соответствовала стиль «пламенеющей готики».
Что же поспособствовало появлению готики как стиля и готических соборов в целом. Фаворский свет). Купол в период готики так и не смогли создать из-за технической сложности задачи. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале.
Письменно переведите текст и выпишите слова юридической тематики. VII. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры.
В соборе произведения живописи представлены на створках алтарей и в миниатюрных рукописях.