До «Медузы» Караваджо писал жанровые сцены, после нее — убиения, распятия, мучения, голов усекновения Будто долго-долго умирал, не сумев избежать «проклятия Медузы». Копией несохранившейся картины Леонардо да Винчи с изображением головы Медузы (описанной Вазари) принято считать работу Караваджо.
И в отрубленном состоянии она обладала теми же способностями превращать людей в камень. Голова Медузы, сохранила и после смерти способность превращать в камень все живое. Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. Взмыли они в синее небо и скрылись из виду. Такова была воля Афины. Взгляд героя упал на блестящий щит – подарок Афины.
Её изображение до сих пор украшает флаг этого региона. Показав лик Медузы Кето, Персей превратил её в камень и спас Андромеду, царскую дочь, которую предназначили в жертву Кето. Хитростью Персей похитил у них зуб и глаз, а вернул лишь в обмен на крылатые сандалии, волшебный мешок и шапку-невидимку Аида. Но место для этого выбрал не совсем удачное – храм Афины.
Пожалуй, «Лютнист» позволяет констатировать не один, а три приема, что станут отличительными свойствами творчества Караваджо Все видимое прописано досконально, осязательно (фотографически). Показав лик Медузы Кето, Персей превратил её в камень и спас Андромеду, царскую дочь, которую предназначили в жертву Кето. Считалось, что капли ее крови в амулете предохраняют владельца от несчастий. Остров Сицилия традиционно считается местом, где жили горгоны и была убита Медуза. По одной из легенд, у Медузы были еще и две старшие сестры, которые разделили с ней ее участь, вот эту троицу и назвали Горгонами, что означает в переводе с древнегреческого «ужасные».
Одним из заданий, данных Персею царём Полидектом, было убийство Горгоны Медузы. Действительно, облик ее был ужасен и слово «gorgos» в переводе означает «страшный, грозный». От взгляда горгоны все живое превращается в камень» – так описывает горгону древнегреческий поэт Гесиод (ок., точнее Медуса – «стражник, защитница, повелительница») – наиболее известная из сестёр горгон, чудовище с женским лицом и змеями вместо волос. В данном случае — меланхолии. Голова Медузы окаменяла всех, кто на неё смотрел или до неё дотрагивался.
По его версии, Медуза или Медуса – с древнегреческого ее имя переводится как «защитница, повелительница», – была прекрасной морской девой, красота которой пленила бога морей Посейдона. Правда, не все женщины добровольно примеривают на себя образ змееволосого монстра. Он несколько раз попадал в тюрьму. Герой бросил голову Медузы в свою сумку и полетел прочь.
Персей воспользовался головой Медузы в бою с Кето (Китом) – драконоподобным морским чудовищем (и матерью горгон), которое было послано Посейдоном опустошать Эфиопию. Как было принято, маэстро заставлял писать натюрморты и копировать Рафаэля. С тех пор так стали называть все изображения головы Медузы, которые стали довольно популярными у народа – горгонейоны использовали воины для устрашения врагов, покрывая ими свое оружие, к тому же считалось, что они оберегают от злых сил и дурного глаза, вот таким образом змееволосыми образами стали украшать амулеты и входы в жилище (горгонейон на дверной панели отеля Амело де Биссё в Париже, художник Тома Реньядин, приблизительно 1660). Увидели они обезглавленное тело младшей сестры и поняли, что довершила свою месть Афина.
Справиться с чудовищем герою помогли боги— Афина и Гермес. Грайи показали Персею путь к горгонам. Как зеркало, отражал щит и море и скалы. Второй вариант, размером 60 х 55см, не подписан. Изогнув левую руку, Персей держит ее голову над своей.
Горгонейоны, отсылающие к античному наследию, встречаются и в искусстве классицизма. Все это позволяет сосредотачивать внимание не на действии (и его здесь нет), а на самых тонких чувствах персонажей. 60 x 55 см Галерея Уффици, Флоренция, Италия Картину художнику заказал кардинал Франческо Мария дель Монте, собираясь преподнести её в качестве подарка (оригинального щита) Фердинанду, великому герцогу Тосканскому. Они хотели мстить убийце, растерзать его стальными когтями.
Выставка охватывает период, начиная от Древнего мира (терракотовая фигурка всадника на коне. Одним из заданий, данных Персею царем Полидектом, было убийство горгоны Медузы. Гораздо позже – во времена Римской империи – на ее голове появились змеи.
Гермес подарил ему острый кривой нож. По их совету перед тем, как отправиться в бой, он посетил вещих старух— сестёр грай, (которые были также Форкидами, сёстрами горгон) имевших на троих один глаз и один зуб. Вскоре отрубленная голова Медузы была передана Афине и та прикрепила ее к своему легендарному щиту – эгиде – получившему эпитет «горгонеон», а сама Афина стала называться Горгопа – богиня со страшным взглядом.
Горгоны, в греческой мифологии чудовища женского пола. Так, например, Караваджо изобразил отрубленную голову Медузы с хоть и злобным, но все же женским лицом, монстра в нем выдает только леденящий кровь взгляд да гнездо извивающихся змей на голове («Медуза», 1598). Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим.
Изображение человеческого тела во всей его естественности, упрямое преклонение перед правдой жизни далеко не всегда способствовали взаимопониманию живописца с заказчиками. Среди современных экспонатов – знаменитый логотип Versace, представляющий собой созданное в графическом виде мраморное изваяние Медузы Ронданини, а также жутковатая картина Эдварда Мунка «Гарпия». Из ее крови, оплодотворенной Посейдоном (раньше смертоносного удара Персея), был рожден крылатый конь Пегас. Из ее крови появились змеи, а также, согласно Овидию, – крылатый конь Пегас. Из святилища Аполлона Гилата в Курионе на Кипре. В руках у него отрубленная голова Медузы с испуганным лицом Клинтон.
Также было подтверждено, что этот вариант известный как «Медуза Муртола» (по имени генуэзского поэта Гаспаре Муртола, видевшего картину в мастерской Караваджо в 1600 году), был создан раньше холста, подаренного Фердинанду I. «Медуза Муртола» имеет размеры 48 х 55см и подписана «Michel A F» (лат. Michel Angelo Fecit— Микеланджело сделал), по первому имени художника. Локальная легенда гласит, что из потока крови, пролившегося в океан, появились кораллы. Скрывая свой безобразный облик, Горгона бежит на край света. Ринулся юноша вниз. Древнегреческий поэт Гесиод в своей поэме «Теогония» («Происхождение богов») описывал Медузу как безобразное чудовище с острыми стальными когтями, все тело которого покрыто сверкающей чешуей. Голову с копошащимися на ней змеями Персей подарил Афине, которая украсила ею свой щит, получивший эпитет «горгонейон» – «принадлежащий горгоне». Он выполнял заказы на весьма престижные работы.
Ее Горгона не выглядит ужасным существом. Она была настолько привлекательной, что бог морей Посейдон решил возлечь с ней. Джулио Манчини — один из первых биографов Караваджо — замечает, что юноша «учился с усердием, но время от времени совершал экстравагантные поступки из-за своего слишком необузданного темперамента и пылкого нрава». Возрадовался Персей. Самый важный символический элемент мифа – голова медузы Горгоны.
Впрочем, картина с подобным изображением уже была написана другим художником – Леонардо да Винчи, – который первым решил нарисовать клубок змей, обвивающих голову Медузы и разинувших свои, готовые в любой момент укусить, пасти, причем сделал это так мастерски, что здорово напугал ими своего отца. Задолго до Гомера греки называли «горгонейоном» маску-талисман, которую изображали на одежде, предметах обихода, оружия инструментах, украшениях, монетах и фасадах зданий. Там он первое время бедствовал, перебиваясь случайными заработками и дописывая отдельные детали на картинах более известных мастеров кисти. Она одна была смертна, отчего Персей и мог отрубить ей голову.
Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. Есть только один действенный метод – отрубить им голову».
Гермес подарил ему острый кривой нож. Грайи показали Персею путь к горгонам. Горгона Медуза (греч.
Но родилась она вовсе не страшным чудовищем, а прекрасной морской девой. Позднейшие писатели (Геродот и другие) относят пребывание горгон в Ливии и сопредельных африканских землях. Из них Медуза, которую по преимуществу и называют просто Горгоной, была самой ужасной. Но и не прекрасной женщиной. И люди рассказывали друг другу страшные истории о жестоких и кровожадных горгонах.
Караваджо «Голова медузы» (1598-1599) Холст, натянутый на щит, масло. Имя «Горгона» известно с глубокой древности. Гермес подарил ему острый кривой нож.
Кроме того, Афина превратила в монстров и ее ни в чем неповинных сестер. И вот перед ним скалистый остров, где мирно спят сестры, не ведая об опасности. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. 700 до н. э), в поэме «Теогония» («Происхождение богов»). Это одно из самых ранних изображений Медузы в виде красивой женщины, а не внушающего ужас монстра.
Гомер в «Илиаде» повествует о том, что голова Горгоны находится на эгиде Зевса, а в «Одиссее» горгоны представлены, как страшилища подземного царства Аида. Одним из заданий, данных Персею царём Полидектом, было убийство Горгоны Медузы. (Овидий, Метаморфозы", IV, 615-661, 770-803). Окружающей фигуру обстановки (кроме переднего плана) нет вообще: она заменена контрастом света и тени («тенебросо»). С воплем ужаса взмыли горгоны над островом. Из шеи обезглавленной Медузы хлынул поток алой крови и из него появился крылатый, ослепительно белый конь Пегас и вслед за ним – Хрисаор (Золотой Лук). Вооружившись этим подарком, Персей прибыл к горгонам.
Сестры Медузы были вынуждены скрывать от всех свой безобразный облик и перебрались «на край земли», на затерянный отдаленный остров. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. Из капель крови, упавшей в пески Ливии, появились ядовитые змеи и уничтожили в ней все живое.
Грайи показали Персею путь к горгонам. По их совету перед тем, как отправиться в бой, он посетил вещих старух – сестёр грай, (которые были также Форкидами, сёстрами горгон) имевших на троих один глаз и один зуб. Всему виной ее оппонент Дональд Трамп или, точнее, его команда, решившая видоизменить рисунок с изображением бронзовой статуи «Персей» итальянского скульптора Бенвенуто Челлини, приделав с помощью фотомонтажа к телу древнегреческого героя голову будущего президента Америки, который топчет распростертого под ним обезглавленного монстра. Вооружившись этим подарком, Персей прибыл к горгонам. Проснулись горгоны Стено и Эвриала.
У Горгоны медные руки с острыми стальными когтями, крылья со сверкающим золотым опереньем. Традиция украшать деревянные щиты вызывавшей ужас головой Медузы восходит к несохранившемуся юношескому произведению Леонардо да Винчи, которое находилось в XVI в. во владении Медичи и было описано Вазари в 1568 г. Собственностью Медичи был деревянный щит с головой Медузы, созданный Караваджо в последнем пятилетии XVI в. (в настоящее время в Уффици, Флоренция) и посланный кардиналом дель Монте около 1600 г. великому герцогу Фердинанду I. Рубенс, очевидно, знал если не сам оригинал, то данное Вазари описание щита Леонардо, а также щит Караваджо, который он мог видеть, побывав во Флоренции в 1600 г. Использование иконографии Медузы в политически устрашающем аспекте в конце XVI в. и в XVII в., о чем свидетельствуют источники и изображения того времени (Лудовико Дольче, Чезаре Рипа, Джамбатиста Марино посвященная Алессандро Фарнезе гравированная аллегория правителя, выполненная Отто Вениусом), – все это, очевидно, было известно Рубенсу. Морщины на обвисших щеках Медузы подчеркивают контраст между нею и юным Персеем. По их совету перед тем, как отправиться в бой, он посетил вещих старух – сестёр грай, (которые были также сёстрами горгон) имевших на троих один глаз и один зуб. Справиться с чудовищем герою помогли боги – Афина и Гермес. Справиться с чудовищем герою помогли боги – Афина и Гермес.
Все жители боялись Горгону и считали ее воплощением зла и жестокости. Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные». Вооружившись этим подарком, Персей прибыл к горгонам. В знаменитой помпейской мозаике доспех царя украшен на груди изображением головы горгоны.
Сверкнул меч и голова Медузы оказалась в руках Персея. Персей воспользовался головой Медузы в бою с Кето (Китом)— драконоподобным морским чудовищем (и матерью горгон), которое было послано Посейдоном опустошать Эфиопию. Классическим местом изолированного изображения головы Медузы является, в соответствии с ее функцией, отвращающий беду щит (Минервы). Наконец, одна из случайных дуэлей закончилась убийством и Караваджо вынужден был бежать из Рима. Вооружившись подаренным Афиной медным щитом с отполированной до блеска поверхностью, который он, чтобы случайно не встретиться со смертоносным взглядом змееволосого чудовища использовал как зеркало, Персей отрубает голову Медузе (картины Кристиана Бернхарда Роде «Афина вручает Персею зеркальный щит», Эжена-Ромена Тириона «Персей, победитель Медузы», 1867).
Теперь он сможет сразиться с Горгоной медузой.