Голландский натюрморт – это особое явление в живописи, расцвет которого приходится на 17 век. Оно известно как голландский натюрморт и считается одной из вершин в живописи масляными красками. В голландской живописи для написания натюрмортов использовали эмблемы, каждая из которых имела свое значение. Уникальным культурным явлениемXVIIвека называют голландский цветочный натюрморт, который оказал существенное влияние на все дальнейшее развитие живописи в Европе.
Голландский натюрморт – уникальное явление в истории живописи. Натюрморт («Stilleven» — что по-голландски означает — «тихая жизнь») – это своеобразная и достаточно популярная ветвь голландской живописи. Натюрморт в итальянской живописи был несравненно богаче и полнокровнее немецкого, хотя и не достигал ни мощи фламандского, ни многогранности и глубины голландского.
Голландский натюрморт вдохновляет и современных художников, в свое время это был некий прорыв, который не мог остаться не замеченным. Голландский натюрморт интересен не только знатокам живописи, приглашаю вас насладиться картинами и историей.
Однако это воздействие (бывшее к тому же взаимным) не могло стать определяющим для живописной школы, установившейся, окрепшей и достигшей расцвета. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Это традиционный и излюбленный набор Хеды. Выполняя натюрморт в живописи, важно все время правильно видеть натуру: цельно -- при определении общих цветовых отношений и в конце выполнения работы, конкретно -- при проработке деталей, т. е. следовать принципам «от общего к частному» и «от частного к общему». почти все пространство занимает ломящийся от яств стол.
До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей.
Хлеб и стеклянный бокал с вином на заднем плане ассоциируются с телом и кровью Иисуса и указывают на таинство причастия. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Тема Цветы и фрукты, включает, как правило и разнообразных насекомых. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе.
Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Несравнимо живее написан натюрморт Закуска, созданный в более ранние годы. Такова позиция и Франсуа Рейкхалса (после 1600 -1647), у которого на картине Кухня (1638) хозяйка совсем затерялась среди кучи овощей и кухонной утвари.
Находят цвета предметов и фона, определяя основные цветовые отношения в натюрморте.
Художникам также приходилось ждать смены сезонов, чтобы запечатлеть нужный цветок. Виллем Калф «Уголок кухни» Изображая те же, что и его предшественники, обыденные, демократические предметы домашнего обихода: старую бочку, глиняный горшок и медный котел, – художник сумел открыть волшебное воздействие на вещи золотистого солнечного света, который превращал этот бедный крестьянский скарб в изысканные произведения ювелирного искусства.
«Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. 1606 -1652) и Паулюс Ван Ден Бос (1614 -1664). Их прислал в Аугсбург германский посол при турецком дворе Бусбек.
Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». Своих героев он часто находил среди голландской бедноты. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный.
Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Бейерен, конечно, знал работы своих фламандских современников А. Адриансена и Ф. Снейдерса (на это указывает его стремление к монументальным композициям), но декоративное начало фламандского натюрморта было ему совершенно чуждо. stilleven, нем. Каждый цвет сравнивают с остальными и при необходимости уточняют.
Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Жанр «завтраков» Среди голландских картин нередко встречаются вещи бездушные, но технически выполненные вполне добротно или произведения в целом малопривлекательные, но поражающие совершенством выполнения отдельных частей, в особенности деталей натюрморта. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. И персики и вишни и виноград исполнены очень точно, но безжизненно. Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Ван Стрек изобразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский.
Последние мазки лучше делать прозрачными и яркими красками. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту. Практически в каждом голландском натюрморте присутствуют тюльпаны. Здесь он вскоре завоевал признание благодаря «крестьянским интерьерам». Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух).
Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. О неизбежности смерти говорит и череп, а вот обвивающий его хлебный колос символизирует надежду на воскресение и вечную жизнь. Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи.
Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке.
Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Картины оживлены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне («Завтрак с крабом», 1648 г. ). Во второй половине XVII в. голландский натюрморт, подобно пейзажу, стал более зрелищным, сложным и многокрасочным. Во время своего путешествия по стране он был очарован видом этих нежных цветов. Питер Клас (1597 -1661) был первым мастером, сосредоточившим все свое внимание на изображении предметов, окружающих человека в его повседневной жизни. Нельзя без замирания разглядывать холсты Виллема Калфа или Абрахама ван Бейерена.
Термин «застывшая жизнь» (голл. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Но к передаче формы может быть и другой подход.
Богатство и роскошь на одном полюсе и бедность и нищета – на другом заставили художников почувствовать опредмеченные в вещах имущественные отношения. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. stilleben, англ.
На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Охотничьи трофеи -- это, прежде всего, охотничьи трофеи -- битая птица и дичь.
Интерес к символике и эмблематике был в ХVII веке особенно велик, особенно в Голландии. Надо следить за тем, чтобы не пересветлить цвет освещенной части. Это явление находит свое объяснение в исторической обстановке в Голландии, когда после заключения Мюнстерского мира (1648) упрочилось международное положение республики и окрепла власть господствующих классов внутри страны, положив предел дальнейшему развитию многих прогрессивных и демократических явлений. Виллем Клас Хеда (1594 -1682), автор Завтрака с омаром (1648), – второй ведущий мастер жанра монохромных завтраков.
Расцвет русского натюрморта приходится на начало XX века. Чертами добродушного юмора овеяны образы крестьян в картинах Адриана ван Остаде.
Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Существовало несколько важных факторов, повлиявших на столь бурное развитие натюрмортной живописи. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Цвет фона все время сравнивают с цветом предметов. Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе — «тихая, неподвижная жизнь». При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности.
Сезанн использует оптический закон, по которому холодные цвета воспринимаются глазом как более отдаленные, чем теплые. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Искусство характеризуется поисками в области цвета, формы, пространственного построения.
1599 – после 1655), которого можно считать родоначальником жанра, воскрешает в своей большой картине Домашняя утварь традиции нидерландских мастеров середины ХVI века – П. Артсена и И. Бекелара. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111. В Голландии натюрморт называли «тихой жизнью». Среди них амстердамские мастера Ян Янс Трек (ок.
Питер де Пюттер (до 1600 -1659) может служить примером очень ранней узкой специализации голландского натюрморта. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. Корте писал небольшие натюрморты изящные и лаконичные, построенные на контрасте тёмного фона и светлого объекта110.
На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675. Стожарова с изображением льна. В «ученых» натюрмортах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно лежащих бумаг с надписями. Охотничий рог символизирует богатства, которые невозможно взять с собой в иную жизнь. Плоды и омар на столе (1940) – одна из лучших работ Рейкхалса. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение.
Теперь обратим внимание на задний план. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). В картине Кухня (1659) Филипса ван Ангела (1616 – после 1683) тот же самый мотив обретает новое звучание.
Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. В своей совокупности эти отдельные сюжеты характеризуют и пристальный интерес голландцев к сюжетам повседневной жизни и их любимые занятия и увлеченность экзотикой дальних земель (в композициях присутствуют диковинные раковины, фрукты). Вся композиция строится на повторе плавных линий тела окуня, лежащего на краю стола, в очертаниях других предметов – рыб, кувшина изгибов скатерти, – благодаря чему возникает единый волнообразный ритм.
Голландский художник сумел увидеть за вещью человека, разглядеть в предмете общественно-историческое содержание. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена.
В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды (около 1594 — около 1680) царит живописный беспорядок. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79.
Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Найденные цвета накладывают крупными пятнами на соответствующие места рисунка натюрморта. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых.
3).
Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Белое полотенце лежит так, чтобы хорошо просматривались его вышивка и длина. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки.
Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30. Заманчиво предположить, что, возможно, этот нож был свадебным подарком самой Кларе. Виллем покинул родной город и в 1640 году поселился в Париже. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). Голландский натюрморт начала 17 века отличается приверженностью к символике. Флорис ван Схотен (ок.
«Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Образцом его работы в этом жанре может служить пейзаж в глубине рассматриваемой картины. Каждый предмет пишется тщательно.
Венчают компо-зицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Фламандские мастера 17 века в натюрмортах решали иную задачу, показывая в своих огромных декоративных полотнах все изобилие даров природы. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций.
Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63. Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище.
Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. titleD 091 D 0B 0D 0B 9D 0BB D 0B 8, D 094D 0 B 0D 0B 2D 0B 8D 0 B 4actioneditredlin k1 Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли). Однако главные черты натюрморта как жанра вырабатываются в харлемских завтраках. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Другие символы спасения — это хлебные колоски, а бабочка, сидящая на стебле, олицетворяет бессмертную душу.
Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96.
Слово «натюрморт» в переводе с французского означает «мёртвая природа» (nature morte). Обратите внимание, что на картинах голландских художников 17 века цветы кажутся нарисованными с натуры, но не всегда это было так, ведь композиции состоят из растений цветущих и плодоносящих в разное время. Художники в период цветения растения тщательно писали его при разном освещении, в разных ракурсах и т. п., это было заготовкой, которую потом использовали многократно в своих натюрмортах художники. Для того, что бы обогатить свои натюрморты голландские художники ездили в делать рисунки цветов в сады известных любителей цветов в Амстердам, Брюссель, Лейден и т. п. Отец Виллема умер, когда будущему художнику было 6 лет. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги — как намек на воспитание «кнутом и пряником». Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсылает к Притче о блудном сыне Вспомним, что в Притче о блудном сыне есть несколько сюжетов.
Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. Для этого традиционный голландский натюрморт – с фруктами и цветами, охотничьими трофеями и разнообразной по материалам посудой – дополняется экзотическими насекомыми или мелкими животными и птицами. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников.
php. Предметы имеют строго определенное место и значение.
Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Христа. Натюрморты этого художника не назовешь «мертвой натурой», они наполнены жизнью, праздничностью, что соответствует общему характеру искусства Фландрии 17 века. Харлемский художник Питер Клас (1597—1661) тонко и умело подчёркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство. В ряде случаев им использовался вертикальный формат полотна с доминантой, заданной рёмером или высоким бокалом.
Все это свидетельствует о том, что Клара Петерс была весьма преуспевающим живописцем. Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В целом в этом натюрморте, как и во многих других «завтраках», с помощью предметов обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений. Они символизировали здесь идею умеренности.
Изображенные драгоценные предметы говорят об изысканном вкусе ее клиентуры. Их достижения были использованы авторами натюрмортов: художники создавали картины в приглушённых тонах используя преимущественно оттенки серого и коричневого. Виллем Кальф (Willem Kalf) – один из самых известных голландских мастеров натюрмортной живописи. Шут — неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Веретена висят на стене.
Значительно тоньше сгармонирован по цвету Завтрак с ветчиной (1647). Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82.
Справа в глубине изображена таверна. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. Художник не изображает предметы «с натуры», как они расположены в интерьере, а сознательно так компонует их, чтобы решить какую-то свою смысловую и художественную задачу. Часто натюрморты содержат скрытую аллегорию через использование обычных предметов, которые художник наделяет символом, дополнительным смыслом и значением.
Херман Сафтлевен Младший (1508 -1685), обратившийся к этому жанру под влиянием старшего брата, Корнелиса, уделяет большое внимание пространственной характеристике среды. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта — так называемых «обманок» (trompe lil). Для этого сравнивают его с белым листом бумаги, на котором рисуют. Натюрморт с фруктами (1681) Виллема ван Алста (1626 – после 1683) отличается исключительно высоким и виртуозным, но уже несколько холодным мастерством. Вот еще не остывшее от руки поэта перо с поблескивающей капелькой чернил, вот разрезанный гранат, слезящийся рубиновым соком, а вот надкушенная и брошенная на скомканную салфетку булка И вместе с тем это приглашение зачарованно любоваться и наслаждаться великолепием и многоликостью природы.
При таком фоне лучше всего взять для постановки предметы, контрастирующие с ним по цвету. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Демократичным бытописателем, занимательным рассказчиком был Ян Стен. Характер их вклада определился конкретными условиями культурноисторического прядка. Балтазар ван дер Аст – Тарелка с плодами и раковины. К тому времени тональное направление уже разрабатывали голландские художники-пейзажисты: их работы отличались тонкими градациями и переходами тона, а предметы словно растворялись в серо-коричневой дымке30. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека.
Там, где надо, цвет усиливают повторным наложением. Большой натюрморт Рыбы на берегу моря принадлежит ученику де Пюттера, лучшему живописцу рыб Абрахаму ван Бейерену (1621 -1690). «Десерт» Картина Десерт – подлинный шедевр мастера.
Эти образы символизируют неумеренность, обжорство и привязанность к плотским удовольствиям. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Это были картины, написанные во фламандской традиции.
Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107. Особенно многочисленны изображения тюльпанов. Он превращается в пышное украшение жилища высокопоставленных заказчиков. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684).
Например, в своем натюрморте французский художник 19 века. Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные — наказание. Его Рыбы и кувшин на столе, простое по композиции и скупое по цвету произведение, привлекательно именно благодаря своей лапидарности.
Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74. Таким образом, отношения цветов в акварельной работе постепенно подводят к натуре. Жанровая специализация художников приняла и географический характер. Этим добиваются целостности впечатления от постановки.
Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». Семейное дело без особых успехов продолжила мать. При необходимости цвета уточняют. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73.
Пестрый, с сильным звучанием локальных цветов колорит и перегруженность композиции отличают и два других натюрморта ван дер Аста – Тарелка с плодами и раковины (1630) и Раковины. Вот таким образом к работе над фоном надо относиться очень внимательно. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31. Чаше всего он писал «прерванные завтраки».
На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. На некоторых полотнах респектабельная художница пробивала свое имя на серебряном свадебном ноже, богато украшенным фигурами, представляющих собой добродетели веры и умеренности. Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным.
Нидерландский натюрморт XVII века. org/w/ind ex.
Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая. Справа в глубине изображена таверна. И. Хруцкий «Цветы и плоды» (1838)В ХХ в. русская натюрмортная живопись стала равноправной среди прочих жанров. Учёный натюрморт.
Одни названия картин этого мастера, ныне украшающих залы Эрмитажа, говорят сами за себя: «Овощная лавка», «Рыбная лавка», «Фруктовая лавка». Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. К началу 18 века голландский натюрморт тяготеет к впечатляющей эстетике деталей.
Расположение предметов и их выбор неслучайны. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109. Отказ от них — один из способов спасти душу. Пример аллегорического натюрморта – ванитас (с латинского vanitas «суета, тщеславие»).
Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ.
А поскольку он еще не может объединить это пестрое зрелище в единую картину средствами самого натюрморта (их еще нет. ), он привносит в натюрморт присущие другим жанрам живописи литературный сюжет и механическое движение. Трубки и жаровня (1636) – лучший тому пример. Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров.
Художники работали над совершенством цвета, формы, композиции, жанр стал быстро развиваться. Известные русские и советские художники, работавшие и работающие в жанре натюрморта: Константин Коровин (1861-1939), Игорь Грабарь (1871-1960), Пётр Кончаловский (1876-1956), Кузьма Петров-Водкин (1878-1939), Мартирос Сарьян (1880-1972), Илья Машков (1881-1944), Елена Скуинь (1909-1986), Пётр Альберти (1913-1994), Сергей Осипов (1915-1985), Евгения Антипова (1917-2009), Виктор Тетерин (1922-1991), Майя Копытцева (1924-2005), Ярослав Крестовский (1925-2003), Владимир Стожаров (1926-1973), Борис Шаманов (1931-2008) и др. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Следует отметить, что ван Бейерен писал также морские виды. Картина Яна Баумана «Цветы, фрукты и обезьяна» — хороший пример смысловой многослойности и неоднозначности натюрморта и предметов на нем. Например, нарцисс указывал на самовлюбленность и одновременно считался символом Богоматери. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста).
Вспомним натюрморт В. Ф. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39.
Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище. Сначала определяют размещение натюрморта на листе бумаги, т. е. создают композицию листа.
Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Впечатление цельности композиции поддерживается единым серо-коричневым колоритом. – сопоставлены друг с другом так, чтобы выявить особенности и привлекательность каждого. Зародившийся в университетском ru.
В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87.
Ведущими мастерами голландского натюрморта первой половины XVII века были Питер Клас (1597/98-1661) и Виллем Хеда (1594-ок. Лучшим примером этого является натюрморт Рыбы в корзине. В такой манере пишет Балтазар ван дер Аст. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. В скором времени тюльпаны распространили во Францию и Англию, в Германию и Голландию. На первый взгляд, сочетание растений и животных кажется случайным.
В этом размещении чувствуется любование натурой, стремление точно передать облик вещей. На рынках продавалось множество цветов. Любимая тема их натюрмортов – так называемые завтраки. Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. Начинают с обобщенной передачи объемов предметов. Юриан ван Стрек (1632 -1687) любил, как и Калф изображать изящные предметы и изысканные завтраки. Цвета, полученные смешением красок, проверяют на палитре. Все элементы композиции объединены светом и колоритом – серовато-зеленой красочной гаммой.
Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6. Отрезвление от гарячки наступило так же быстро как и началось.
wikipedia. Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника. На картинах Абрахама ван Бейерена (1620 или 1621—1690) и Виллема Калфа (1622—1693) изображены грандиозные пирамиды из дорогой посуды и экзотических фруктов.
Цветы в вазе – это натюрморт те же цветы на клумбе или в палисаднике – пейзаж. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а виноград — об искупительной жертве Христа. На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами. Но страницы книги загнуты, а рисунок помят.
Натюрморт (Stilleven -- что по-голландски означает -- тихая жизнь) – это своеобразная и достаточно популярная ветвь голландской живописи. Художник изображал бедные кухонные убранства и задворки крестьянских домов. Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсылает к Притче о блудном сыне. Композиция натюрмортов Хеды строго продумана и всегда крепко построена.
Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. Все они традиционно украшены узорчатой резьбой и росписью.
Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102. Этим художник достигает удивительной объемности и весомости форм. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. Все изображенные в натюрморте предметы кажутся залитыми светом.
Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста (1590—1656). У художников следующего поколения веши уже не столько напоминают об отвлечённых истинах, сколько служат для создания самостоятельных художественных образов. 1680). В подобных картинах детали наделены символическим зна-чением.
Теперь обратим внимание на задний план. Эти образы указывают на то, что искусство вечно. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Карманные часы вошли и в иконографию классического голландского натюрморта типа Завтраков. Отказ от них – один из способов спасти душу. Становится необычайно распространенным голландский натюрморт с цветами.
Таковы полотна фламандского художника Франса Снейдерса. Эти образы символизируют неумеренность, обжорство и привязанность к плотским удовольствиям. Работа над натюрмортом разделяется па несколько этапов. Сложнее становятся композиционные построения, декоративнее – краски.