Лучшими работами этого жанра стали портреты офицеров стрелковой роты Св. К первому из них он был близок широтой тематики: у обоих можно встретить все разновидности жанра натюрморта – от кухонного до роскошного. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде. Эти образы указывают на то, что искусство вечно.
Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. В ряде случаев им использовался вертикальный формат полотна с доминантой, заданной рёмером или высоким бокалом. В радиальной композиции (стебли цветов расходились веером из одной точки) главным становится изображение цветка, помещенного в место схождения стеблей. Вода – тема крещения, очищения, вино – тема причастия. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников.
Развиваются естественныенауки, обслуживавшие возросшие потребности хозяйства. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. Визуальное – это вся самая разнообразная технология остановки живого движения. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109.
В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39. В такой манере пишет Балтазар ван дер Аст. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Однако главные черты натюрморта как жанра вырабатываются в харлемских "завтраках". В 1610 г. он вошел в гильдию Св.
В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Очень удачно и расположение всех деталей каждой картины. Или: то, что может быть открытой поверхностью и что передает нам ценную информацию о мире. Кроме создания привычных аллегорических ассоциаций художник часто вводил их просто для положительных эмоций, для повышения коммерческой привлекательности сюжета. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс.
Правдивость живописи Халса больше не привлекает богатых заказчиков, которые хотят видеть себя на портретах лучше, чем они есть на самом деле. В «ученых» натюрмортах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно лежащих бумаг с надписями. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии.
Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). В этом смысле натюрморт представляет собой образец закрытой семиотической системы. Характер их вклада определился конкретными условиями культурноисторического прядка. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven).
Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол.
Используя цветовой контраст, художник обнажает реальность. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки.
В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Для художника в природе нет ничего уродливого. Пестрый, с сильным звучанием локальных цветов колорит и перегруженность композиции отличают и два других натюрморта ван дер Аста – Тарелка с плодами и раковины (1630) и Раковины. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. В XV–XVI вв.
Это явление находит свое объяснение в исторической обстановке в Голландии, когда после заключения Мюнстерского мира (1648) упрочилось международное положение республики и окрепла власть господствующих классов внутри страны, положив предел дальнейшему развитию многих прогрессивных и демократических явлений. Каждый из предметов расположен так, что зритель может воспринять его фактуру, объем, мельчайшие детали. Они не только предлагают задуматься об изображенных предметах, но и позволяют использовать их по назначению: прочесть открытые страницы или исполнить записанную в нотной тетради музыку. Голландские художники 17 века Питер Клас (около 1597 — 1661) и Виллем Хеда (1594—1680/1682) писали многочисленные варианты «завтраков» изображая на столе окорока, румяные булочки, ежевичные пироги, хрупкие стеклянные бокалы, наполовину наполненные вином, с удивительным мастерством передавая цвет, объем, фактуру каждого предмета. org/w/ind ex. Справа в глубине изображена таверна.
Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными. Хальс — художник смеха, веселой заразительной улыбки. Сдержанная серовато-золотистая оливковая тональная гамма объединяет предметы. Автор показывает зрителю всего лишь несколько предметов (пучок соломы, трубки, жаровню с углями, кувшин и бокал с вином), но делает он это просто виртуозно. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности.
Особо значимыми считаются полотна Николаса Гиллиса, Флориса Герритс ван Схотена, Клары Петерс, Ханса Ван Эссена, Рулофа Кутса и др. Впечатление цельности композиции поддерживается единым серо-коричневым колоритом. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63. Световые блики на стенках стеклянного бокала оживляют изображение. Луки, а в 1616 г. — в камеру риторов (актеров-любителей). Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. В подобных картинах дета ли наделены символическим значением.
Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Творческое лицо Хальса сложилось к началу 20-х годов 17 века.
Погасшая свеча указывает на бренность и мимолетность человеческого существования, беспорядок на столе — на разрушение. Манера письма голландцев отличается спокойной деловитостью, уверенностью, точностью и энергичностью мазка и свидетельствует о большой добросовестности и любви к самому ремеслу. В живописи этого периода появляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»).
Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Тогда включение касания в зрительный акт и есть визуальное. Учился у Флориса ван Дейка. «В этот же период Хальс радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св. Питер де Пюттер (до 1600 -1659) может служить примером очень ранней узкой специализации голландского натюрморта.
Третья разновидность композиционно встроена в фигуру треугольника. Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. Но символика, демонстративно выставляемая напоказ в аллегорических картинах других стран, в Голландии включается в произведения иных жанров – бытовую сцену, натюрморт, портрет, даже пейзаж как их естественная деталь она выступает здесь в завуалированной форме, раскрывая второй, подспудный смысл картины.
Умер Халс в 1666 г. в глубокой бедности. Зародившийся в университетском ru. У ветчины свежесрезанный край. Значительные успехи делает художественная литература, появляется профессиональный голландский театр, выдающиеся произведения возникают в области архитектуры, расцветает графика и, наконец, невиданных высот достигает самое характерное, специфически голландское искусство – живопись. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых.
Нельзя без замирания разглядывать холсты Виллема Калфа или Абрахама ван Бейерена. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Это был веселый, общительный человек, добрый и беспечный. К кухонному натюрморту Калф обратился еще в свои молодые годы, которые он провел в Париже.
Питер Клас (1597 -1661) был первым мастером, сосредоточившим все свое внимание на изображении предметов, окружающих человека в его повседневной жизни. Опустевшая раковина, служившая когда-то домом для морского моллюска, твердит о бренности жизни, поникшие и засохшие цветы – о смерти, а выпорхнувшая из кокона бабочка возвещает воскресение и обновление.
Питер де Пюттер (до 1600 – 1659) может служить примером очень ранней узкой специализации голландского натюрморта. Переходы света и тени моделируют формы и создают иллюзию воздушного пространства. Предметы имеют строго определенное место и значение. Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр). Юриан ван Стрек (1632 -1687) любил, как и Калф изображать изящные предметы и изысканные завтраки. Скатерть написана с благоговейной тщательностью. Опрокинутый бокал, скомканная скатерть, небрежно поставленная тарелка – эти проявления незримого присутствия хозяина отражают его индивидуальный вкус, его образ жизни.
Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Очень часто портреты Халса включают элементы жанровой сцены. Художник реалистично изображает этот предмет. Его Рыбы и кувшин на столе, простое по композиции и скупое по цвету произведение, привлекательно именно благодаря своей лапидарности.
Виллем Калф (1622 – 1693), крупнейший голландский натюрмортист второй половины ХУ11 века исходил в своем творчестве из достижений Ф. Рейхкале и Я. Трека. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи.
В собрании музея есть его великолепное полотно Битая дичь. И персики и вишни и виноград исполнены очень точно, но безжизненно. в стране намечаются признаки перелома.
Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Христа. Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды (около 1594 — около 1680) царит живописный беспорядок.
Шут — неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. Кальвинисты практикуют крещение и причащение.
Содержание корзины говорит о радостях и горестях человеческой жизни, которые постоянно сменяют друг друга. Но обычно этот зверек ассоциировался с темными силами, магией. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». «Кадры» с натюрмортом можно найти на многих картинах нидерландских художников XVI в. Легко представить в виде самостоятельной картины накрытый стол из «Семейного портрета» Мартина ван Хемскерка (ок.
Да и заказчики — чаще не вельможи, а малообразованные бюргеры — больше всего ценили произведения искусства за то, что они «совсем как живые». Образцом его работы в этом жанре может служить пейзаж в глубине рассматриваемой картины. Франс Халс родился около 1581 г. в Антверпене в семье ткача. Именно особенности эмблематического мышления XVI-XVII вв. Даниель Сегерс (1590 – 1661) писал главным образом цветочные натюрморты.
Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. В 1640-х гг. Демократизм его искусства обусловлен связями с традициями эпохи нидерландской революции. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96. При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя. Приглушенная колористическая гамма позволяет все же оценить и серо-голубой цвет кувшина и розовый – грелки и красно-коричневый – стакана с пивом.
Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Плоды и омар на столе (1940) – одна из лучших работ Рейкхалса. А поскольку он еще не может объединить это пестрое зрелище в единую картину средствами самого натюрморта (их еще нет. ), он привносит в натюрморт присущие другим жанрам живописи литературный сюжет и механическое движение.
Картина Яна Баумана «Цветы, фрукты и обезьяна» — хороший пример смысловой многослойности и неоднозначности натюрморта и предметов на нем. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). Очень удачно и расположение всех деталей каждой картины.
Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». Внизу, возле вазы, обычно расположены знаки бренности – сломанные или увядшие цветы, осыпавшиеся лепестки, пустые раковины, гусеницы, мухи в центре – символы скромности и чистоты (средней умеренности), окруженные пышными недолговечными цветами (ландыши, фиалки, незабудки, цикламены в окружении роз, гвоздик, анемонов и т. д. ) увенчивает композицию крупный цветок, чаще обладающий положительным значением, этакий венец добродетели (да еще в окружении бабочек и стрекоз). В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта — так называемых «обманок» (trompe lil).
Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Пестрый, с сильным звучанием локальных цветов колорит и перегруженность композиции отличают и два других натюрморта ван дер Аста – Тарелка с плодами и раковины Vanitas vanitatis (лат. ) – суета сует. Блестящая влажная чешуя, насыщенный водяными парами воздух, свет и тени, бегущие по песчаным дюнам и синевато-серой поверхности воды, по рыбацким парусникам и фигурам моряков на берегу, создают правдивую картину жизни голландского побережья.
Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. С удивительным мастерством художник передает цвет каждого предмета. На картинах Абрахама ван Бейерена (1620 или 1621—1690) и Виллема Калфа (1622—1693) изображены грандиозные пирамиды из дорогой посуды и экзотических фруктов.
Образцом его работы в этом жанре может служить пейзаж в глубине рассматриваемой картины. Композиционным центром, несомненно, является блюдо с ветчиной. Однако голландский натюрморт не просто фиксировал действительность: он тонко передавал взаимосвязь вещей и явлений духовной жизни человека. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух).
Уже в раннем творчестве Класа проявился его необыкновенный талант живописца. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Молодой художник удачно сочетает здесь традиционное дляголландского натюрморта реалистическое мастерство в изображении животногомира, особенно пернатых, с заложенными в самом жанре богатыми декоративнымивозможностями. Недаром почти в каждом голландском натюрморте (и редко во фламандском) встречаются предметы из стекла, дающие богатые возможности для решения разнообразных задач по передаче особенностей этого материала с помощью освещения. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721).
Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). «Десерт» Картина Десерт – подлинный шедевр мастера. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение.
Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Венчают компо-зицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Цветочные натюрморты в Голландии пользовались популярностью среди вельмож и знати, почти в каждом цветочном натюрморте 17века в Голландии присутствовали тюльпаны, в то время страна переживала тюльпанный бум. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста (1590—1656). У художников следующего поколения веши уже не столько напоминают об отвлечённых истинах, сколько служат для создания самостоятельных художественных образов. stilleben, англ.
Чаше всего он писал «прерванные завтраки». На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. В таком же духе исполнена знаменитая «Малле Баббе» (начало 1630-х), представившая известную в Харлеме содержательницу харчевни, которую посетители за глаза называли харлемской ведьмой. Термин «застывшая жизнь» (голл.
На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный.
Нигде, пожалуй, кроме Голландии, не встречаются изображения карманных часов в натюрмортах типа venitas.
Хлеб – символ Плоти Христовой. Существовали различные его виды. Кальвинисты практикуют крещение и причащение. Как и Снейдерс, он превосходно знает, остро чувствует своеобразие каждой формы. Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая. Скатерть не закрывает весь стол полностью.
В наследие от средневековой культуры натюрморту XVII века досталась традиция изображать не просто вещь, а вещь-символ. В 50-х и 60-х годах ХУ1 века положение в Нидерландах становится крайне напряженным. На картине Яна Давидса де Хема у основания вазы художник изобразил символы бренности: увядшие и сломанные цветы, осыпавшиеся лепестки и засохшие стручки гороха. Флорис ван Схотен (ок. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта».
Угол стола и стены с лежащей в корзине семгой и подвешенной на крюк камбалой освещен падающим слева направленным светом, создающим повышенный контраст света и тени в противопоставлении розового среза семги и зелени овощей намечается и цветовой контраст. Картины стали предметом широкой торговли на рынках и ярмарках. Эмблема – своеобразный жанр, рожденный синтезом изобразительного искусства и литературы (см. статью).
Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Следует отметить, что ван Бейерен писал также морские виды.
Такие моменты довольно плодотворны для художников. В 17 веке в Нидерландах много художников предпочитали натюрморты. В середине столетия тема скромных «завтраков» преобразуется в творчестве Виллема ван Алста, Юриана ван Стрека и в особенности Виллема Калфа и Абрахама ван Бейерена в роскошные «банкеты» и «десерты».
На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Несмотря на перегруженность, композиция держится четким противопоставлением горизонталей и вертикалей, а сами предметы переданы тонким и острым рисунком с выявлением их фактурных качеств. Тонкие светотеневые переходы позволяют с поразительной тонкостью передать все особенности ткани – плотного, шелковистого полотна, гордости голландской хозяйки. Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище.
Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111.
Тематика и эстетика этого вида натюрморта отражает вкусы буржуазии второй половины XVII века, её стремление к богатству изяществу и роскоши75. На тематику и становление натюрморта влияло не только время, но и локальные особенности того или иного города. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Голландский натюрморт начала 17 века отличается приверженностью к символике. Необходимо установить связь между произведением искусства и историческим процессом.
Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту. С 1617 года работал в Харлеме.
Но портретируемых объединяют общие черты: цельность натуры, жизнелюбие. Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. Композиция натюрмортов Хеды строго продумана и всегда крепко построена. Халс писал также заказные портреты, на которых в непринужденных позах размещены состоятельные бюргеры и их семьи («Портрет Исаака Массы», 1626 «Портрет Хетхейсена», 1637).
Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон.
Жанровая специализация художников приняла и географический характер. Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74. Большой натюрморт Рыбы на берегу моря принадлежит ученику де Пюттера, лучшему живописцу рыб Абрахаму ван Бейерену (1621 -1690).
Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. Крупнейшими мастерами фламандского натюрморта были Франс Снейдерс (1579 – 1657) и Ян Фейт (1611 – 1661).
Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Справа в глубине изображена таверна. определяют своеобразие смыслового подтекста старинных натюрмортов. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св.
Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище. Развитая мануфактура, возникшая на базе морских промыслов и судоходства, огромное колониальное хозяйство и ведущая роль в мировой торговле обеспечили Голландии экономический подъем. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Это самое яркое пятно на картине.
Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. Там, куда скатерть не доходит, заметен простой деревянный стол, без всяких прикрас.
Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. Создателями более демократического варианта завтраков были харлемские художники В. К. Хеда и П. Клас. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста.
Значительно тоньше сгармонирован по цвету Завтрак с ветчиной (1647). Кальвинисты практикуют крещение и причащение. Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666), чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры.
Виноградная ветка изображенная рядом с бокалом и кувшином, как бы обхватывает оба сосуда. Богатая красочная гамма, сочный глубокий цвет, разнообразие тоновых переходов и тонкая светотень, отличающие произведения ван Стрека, ставят его в ряд крупнейших представителей голландского натюрморта. Здесь нет главного героя. Карманные часы вошли и в иконографию классического голландского натюрморта типа Завтраков.
php. Используя цветовой контраст, художник обнажает реальность. Книга, которая выдвинулась из пространства картины и вот-вот упадет, муха, севшая на вазу, которую хочется прихлопнуть – типичные сюжеты для картины-обманки. Чаше всего он писал «прерванные завтраки». Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами.
Расцветает культура. Херман Сафтлевен Младший (1508 -1685), обратившийся к этому жанру под влиянием старшего брата, Корнелиса, уделяет большое внимание пространственной характеристике среды. Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. Очень быстро Халс стал одним из самых известных портретистов Харлема.
де Хемом S-образная форма букета с изящными завитками, предвосхищающими стиль рококо. Вначале Ян Давидс де Хем пишет фрукты в духе Балтазара ван дер Аста, а также типичные для лейденской школы (Голландия) натюрморты vanitas с изображением книг и закуски, все в русле национального монохромного стиля: простая, уравновешенная композиция, мягкая серо-коричневая гамма, богатство рефлексов.
Манера фламандского художника Яна Фейта более изысканна, чем у его учителя Снейдерса. Жанр «завтраков» Среди голландских картин нередко встречаются вещи бездушные, но технически выполненные вполне добротно или произведения в целом малопривлекательные, но поражающие совершенством выполнения отдельных частей, в особенности деталей натюрморта. Замечательна его «Цыганка».
Содержимое же сосудов трактовалось по-разному. Следует отметить, что ван Бейерен писал также морские виды.
Важным дополнением к этим наборам являются стеклянные бокалы с вином. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. Голландия стала лидером среди прочих. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». (на это указывает его стремление к монументальным композициям), но декоративное начало фламандского натюрморта было ему совершенно чуждо.
Строже и спокойнее становится его палитра. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. А поскольку он еще не может объединить это пестрое зрелище в единую картину средствами самого натюрморта (их еще нет. ), он привносит в натюрморт присущие другим жанрам живописи литературный сюжет и механическое движение.
Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами. На тематику и становление натюрморта влияло не только время, но и локальные особенности того или иного города.
Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а вино град — об искупительной жертве Христа. Художники стремились не только максимально натуралистично изобразить убитых животных и птиц, но и передать фактуру и краски птичьего оперения. Трубки и жаровня (1636) – лучший тому пример. Питер Клас (см. репродукции) родился в Бургштейне в 1597 году.
Несравнимо живее написан натюрморт Закуска, созданный в более ранние годы. Его персонажи не замыкаются в себе, они обращают взгляды и жесты к зрителю. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна.
Буквальное повторение отдельных мотивов облегчалось существованием штудий с растений. Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. Его живопись приобретает особую выразительность благодаря умелому использованию контраста тёплых и холодных цветов и различных оттенков одного и того же цвета.
Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а виноград — об искупительной жертве Христа. Чаше всего он писал «прерванные завтраки».
Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия. Его композиции – это подлинный апофеоз плодородной стихии природы исполненный почти языческой мощи. При взгляде на картину возникает ощущение неустойчивого равновесия.
Образцом его работы в этом жанре может служить пейзаж в глубине рассматриваемой картины. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти.
Опрокинутый бокал, скомканная скатерть, небрежно поставленная тарелка – эти проявления незримого присутствия хозяина отражают его индивидуальный вкус, его образ жизни. И наконец, третий уровень анализа связан с обнаружением «внутреннего смысла» или «сущности», произведения. Видимое – то, что имеет кожу, оболочку, то, что поверхностно. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций.
де Хемом S-образная форма букета с изящными завитками, предвосхищающими стиль рококо. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт. Кажется, будто художник, еще не уверенный в успехе нового жанра, пытается убедить зрителя в его достоинствах путем занимательного выбора и обилия изображенных предметов. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте.
От изображений регентов — стариков и старух — веет печалью и смертью.
Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки.
Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102. Скульптура и музыка тоже в храме была под запретом. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон.
С блеском и силой энергичная кисть художника лепит объемы форм. Охотничий рог символизирует богатства, которые невозможно взять с собой в иную жизнь. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры. Учёный натюрморт.
Все эти предметы погружены в мягкую полутень, которая становится еще заметнее рядом с палевой занавеской, перекинутой через медный прут. В целом в этом натюрморте, как и во многих других «завтраках», с помощью предметов обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений.
Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704). Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни.
Испытав во время поездки в Амстердам влияние Рембрандта, Калф стал создавать насыщенные цветом и светом полотна, сочетая тёплую красочность с мастерским использованием светотени81.
Натюрморт с фруктами (1681) Виллема ван Алста (1626 – после 1683) отличается исключительно высоким и виртуозным, но уже несколько холодным мастерством. Натюрморты Бейерена строги по композициям, эмоционально насыщены, красочны. Теперь обратим внимание на задний план. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Натюрморт превращается в украшение жилища высокопоставленных заказчиков. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Большой натюрморт Рыбы на берегу моря принадлежит ученику де Пюттера, лучшему живописцу рыб Абрахаму ван Бейерену (162021 – 1690).
Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. Часы, которые голландские натюрмортисты нередко включают в свои композиции, являются символом быстротечного времени. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. wikipedia.
Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. 1606 -1652) и Паулюс Ван Ден Бос (1614 -1664). Композиция стала спокойной и строгой. Бейерен, конечно, знал работы своих фламандских современников А. Адриансена и Ф. Снейдерса (на это указывает его стремление к монументальным композициям), но декоративное начало фламандского натюрморта было ему совершенно чуждо.
Экспозиция знакомит зрителя с различными жанрами фламандской живописи XVII века. Заказов на большие картины для церквей голландские художники не получали. Для него передать характерное было так же важно, как показать красивое. Это явление находит свое объяснение в историческойобстановке в Голландии, когда после заключения Мюнстерского мира (1648)упрочилось международное положение республики и окрепла власть господствующихклассов внутри страны, положив предел дальнейшему развитию многих прогрессивныхи демократических явлений. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования. Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии.
Искусство характеризуется поисками в области цвета, формы, пространственного построения. Тогда выстраивается вертикальная иерархия цветов и их значений. Он пишет натуру с каким-то чувственным восторгом перед богатством ее красок, форм, фактур.
Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма. Впечатление цельности композиции поддерживается единым серо-коричневым колоритом. Харлемский художник Питер Клас (1597—1661) тонко и умело подчёркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство. Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена.
Это несравненная чуткость живописца сближает его с голландскими мастерами. Позднее, по мере укрепления бюргерства и постепенной его аристократизации, меняются и требования, предъявляемые к искусству. Здесь царят изящные фарфоровые чаши с позолотой, кубки из причудливо завитых раковин изысканно разложенные на блюде плоды. Манера фламандского художника Яна Фейта более изысканна, чем у его учителя Снейдерса. Плоды и омар на столе (1940) – одна из лучших работ Рейкхалса.
Главной особенностью этой разновидности натюрморта было, как мы видели, наряду с демократизмом тематики, большее, чем обычно при изображении предметов, внимание к окружающей среде и присутствию в ней человека.
Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. Подбоченившись, задорно улыбается офицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес). Голландский художник сумел увидеть за вещью человека, разглядеть в предмете общественно-историческое содержание. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи.
Хлеб и стеклянный бокал с вином на заднем плане ассоциируются с телом и кровью Иисуса и указывают на таинство причастия. Харлемский художник Питер Клас (1597—1661) тонко и умело подчёркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Развиваются естественные науки, обслуживавшие возросшие потребности хозяйства. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Однако это воздействие (бывшее к тому же взаимным) не могло стать определяющим для живописной школы, установившейся, окрепшей и достигшей расцвета. Но страницы книги загнуты, а рисунок помят. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а вино град — об искупительной жертве Христа.
Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Таково полотно "Трубки и жаровня".
Большое место в творчестве живописца занимает групповой портрет. А поскольку он еще не может объединить это пестрое зрелище в единую картину средствами самого натюрморта (их еще нет. ), он привносит в натюрморт присущие другим жанрам живописи литературный сюжет и механическое движение. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус.
«Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Хальс родился в Антверпене, затем переехал в Гарлем, где и прожил всю жизнь. Портреты Хальса разнообразны по темам и образам. Следует отметить, что ван Бейерен писал также морские виды.
В то время, как их современники в Италии, Франции, Испании были сосредоточены на создании громадных религиозных композиций для церковных алтарей, полотен и фресок на сюжеты античной мифологии для дворцовых залов, голландцы писали небольшие картины с видами уголков родного ландшафта, танцы на деревенском празднике или домашний концерт в бюргерском доме, сценки в сельском трактире, на улице или в доме свиданий, накрытые столы с завтраком или десертом, то есть натуру «низкую», непритязательную, не осененную античной или ренессансной поэтической традицией, кроме разве современной ей голландской поэзии. (1630) и Раковины. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников.
В картине Кухня (1659) Филипса ван Ангела (1616 – после 1683) тот же самый мотив обретает новое звучание. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ.
Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе — «тихая, неподвижная жизнь». Нидерландский натюрморт XVII века. В XVI веке Бартоломеус Брейн Старший, Дирк Баутс, Питер Артсен, Иоахим Бейкелар, Бартоломеус ван дер Хелст и другие стали создавать картины, в которых натюрмортные мотивы вышли на первый план, а сцены из жизни Христа отодвинулись в глубину.
Кажущийся беспорядок наводит на ощущение недавнего присутствия человека. Натюрморты в виде букетов (в вазе, кувшине или просто на столе) обычно составлялись трех видов. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой.
В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82. 17 век можно назвать переломным в человеческих судьбах, да и в истории в целом. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные — наказание. Интерес к символике и эмблематике был в ХVII веке особенно велик, особенно в Голландии.
Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». Большой натюрморт Рыбы на берегу моря принадлежит ученику де Пюттера, лучшему живописцу рыб Абрахаму ван Бейерену (162021 – 1690). Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Широкую популярность снискали ему групповые портреты офицеров стрелковой роты святого Георгия (1627, Гарлем, Музей Франса Хальса) и стрелковой роты святого Адриана (1633, там же). Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40.
Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта. В подобных картинах детали наделены символическим зна-чением. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста. Мир природы, приносящей свои дары человеку, – ведущая тема его композиций.
К началу 18 века голландский натюрморт тяготеет к впечатляющей эстетике деталей. Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника. Со временем «завтраки» мастеров натюрморта, живописцев Класа и Хеды уступают место «десертам» голландских художников Абрахама ван Бейерена (1620/1621-1690) и Виллема Кальфа (1622-1693). «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714). Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16. Внизу, возле вазы, обычно располагали знаки бренности сломанные или увядшие цветы, осыпавшиеся лепестки, пустые раковины, гусеницы, мухи в центре символы скромности и чистоты (средней умеренности), окруженные пышными недолговечными цветами (ландыши, фиалки, незабудки, цикламены в окружении роз, гвоздик, анемонов и т. д. ) увенчивает композицию крупный цветок, чаще обладающий положительным значением, этакий венец добродетели (да еще в окружении бабочек и стрекоз).
Все присутствующие — равноправные участники праздника. Он был одним из первых мастеров голландского натюрморта 17 века. Вода – тема крещения, очищения, вино – тема причастия. "Чтение" натюрморта было чем-то вроде интеллектуальной игры.
Его композиция очень проста и лаконична. Становится необычайно распространенным голландский натюрморт с цветами. Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным. Лучшим примером этого является натюрморт Рыбы в корзине. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон.
Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени. Таковы изображения детей, поющих или играющих на музыкальных инструментах («Поющие мальчики», 1624–1625).
Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Используя цветовой контраст, художник обнажает реальность. С большим вкусом художник выбирает предметы для своих произведений. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Виллем Кальф на протяжении всей жизни писал в свободной манере и демократические «кухни» — кастрюли, овощи и аристократические по подбору изысканных драгоценных предметов натюрморты, полные сдержанного благородства, словно насыщенные внутренним горением красок серебряные сосуды, кубки, раковины. Такова позиция и Франсуа Рейкхалса (после 1600 -1647), у которого на картине Кухня (1638) хозяйка совсем затерялась среди кучи овощей и кухонной утвари. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план.
Здесь и чеканное серебро и бело-голубой фаянс и кубки из морских раковин, цветы, виноградные грозди, полуочищенные плоды. Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven).
— Амстердам). На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами. Изменилось отношение буржуазных заказчиков к художникам- реалистам.
Пестрый, с сильным звучанием локальных цветов колорит и перегруженность композиции отличают и два других натюрморта ван дер Аста – Тарелка с плодами и раковины (1630) и Раковины. У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа.
Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. В ранних своих работах художник часто использует асимметричную композицию и символику, характерную для натюрморта-ванитас: подсвечник с недогоревшей свечой, карманные часы, опрокинутый кубок. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым.
В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту. Голландские художники стали искать новые темы для своих полотен. Это традиционный и излюбленный набор Хеды. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721).
Картины оживлены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне («Завтрак с крабом», 1648 г. ). Во второй половине XVII в. голландский натюрморт, подобно пейзажу, стал более зрелищным, сложным и многокрасочным. Первые натюрморты просты – хлеб, бокал вина, фрукты, рыба, бекон. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). Для рудольфинцев нет незначащих предметов или явлений. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам.
Балтазар ван дер Аст – Тарелка с плодами и раковины. Однако главные черты натюрморта как жанра вырабатываются в харлемских завтраках.
Отказ от них – один из способов спасти душу. Виллем Калф «Уголок кухни» Изображая те же, что и его предшественники, обыденные, демократические предметы домашнего обихода: старую бочку, глиняный горшок и медный котел, – художник сумел открыть волшебное воздействие на вещи золотистого солнечного света, который превращал этот бедный крестьянский скарб в изысканные произведения ювелирного искусства. Отказ от них — один из способов спасти душу. Это ощущение подчеркивает и колорит, выдержанный в черных, серых и белых тонах. Среди них амстердамские мастера Ян Янс Трек (ок. Это несравненная чуткость живописца сближает его с голландскими мастерами.
Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Виллем Клас Хеда (1594 -1682), автор Завтрака с омаром (1648), – второй ведущий мастер жанра монохромных завтраков. Важное самостоятельное значение в искусстве Фландрии этого времени приобрел натюрморт. Манера фламандского художника Яна Фейта более изысканна, чем у его учителя Снейдерса. Таким образом, голландский натюрморт проникает в жилища людей не только как предмет украшения, но становится предметом культа, предметом духовного «ориентира». Заяц ознаменование слуха, чуткости изобилия, робости, пужливости, страха. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма.
titleD 091 D 0B 0D 0B 9D 0BB D 0B 8, D 094D 0 B 0D 0B 2D 0B 8D 0 B 4actioneditredlin k1 Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли). И главный акцент на картине попадал на различные предметы. Ван Стрек изобразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский. Однако главные черты натюрморта как жанра вырабатываются в харлемских завтраках. Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. Тарелка с хлебом должна вот-вот упасть.
Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Голландский натюрморт натюрморт, стиль которого стал популярен в 17 веке. Высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675.
Пестрый, с сильным звучанием локальных цветов колорит и перегруженность композиции отличают и два других натюрморта ван дер Аста – Тарелка с плодами и раковины1 (1630) и Раковины. Но Халс не отказался от реализма и его популярность резко упала. В возрасте 84 лет Халс создает два своих шедевра: групповые портреты регентов (попечителей) и регентш приюта для престарелых (1664). Однако это воздействие (бывшее к тому же взаимным) не могло стать определяющим для живописной школы, установившейся, окрепшей и достигшей расцвета. О жизни Халса известно немногое.
Веселое, с оттенком юмора настроение объединяет разных по характерам и манерам офицеров. В этом смысле натюрморт представляет собой образец закрытой семиотической системы. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды царит живописный беспорядок. определяют своеобразие смыслового подтекста старинных натюрмортов. А поскольку он еще не может объединить это пестрое зрелище в единую картину средствами самого натюрморта (их еще нет. ), он привносит в натюрморт присущие другим жанрам живописи литературный сюжет и механическое движение. В своём развитии голландский натюрморт прошёл ряд этапов, каждый из которых обладал своей спецификой.
stilleven, нем. Они символизировали здесь идею умеренности. Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем.
Написанные цельными, насыщенными, яркими красками, эти натюрморты являются великолепными декоративными произведениями (во Фландрии они украшали залы дворцов и замков) и монументальными композициями, родственными по своему размаху и празднично-приподнятому звучанию живописи Рубенса. Это явление находит свое объяснение в исторической обстановке в Голландии, когда после заключения Мюнстерского мира (1648) упрочилось международное положение республики и окрепла власть господствующих классов внутри страны, положив предел дальнейшему развитию многих прогрессивных и демократических явлений. Теперь обратим внимание на задний план. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги — как намек на воспитание «кнутом и пряником».
Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. Художник почти гротескно изобразил женщину с огромной пивной кружкой и совой на плече. Расцвет русского натюрморта приходится на начало XX века. Расположение предметов и их выбор неслучайны.
В подобных картинах дета ли наделены символическим значением. учил, что повседневные вещи обладают скрытым значением, а за всяким изображением должен стоять моральный урок. На первый взгляд, сочетание растений и животных кажется случайным. Георгия (1627) и стрелковой роты Св. Адриана (1633). Каждый изображенный предмет транслирует определенную идею: улитка и ящерица в данном случае указывают на смертность всего земного тюльпан, лежащий возле миски с плодами, символизирует быстрое увядание раковины, разбросанные на столе, намекают на неразумную трату денег а обезьяна с персиком указывает на первородный грех и порочность.
Однако второй уровень анализа связан с выявлением вторичного смысла произведения. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. Композиции второго типа, словно ковром, заполняют все пространство полотна. С 1617 года работал в Харлеме. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсылает к Притче о блудном сыне. 1 столетия.
В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки.