За два года до смерти, в 1664 г., Халс снова возвращается к групповому портрету. Остановиться более подробно мы можем лишь на двух голландских живописцах XVIII века, на портретисте и жанристе Корнелисе Тросте (1697-1750), о котором писал Вергюль и на пейзажисте и живописце животных Иоганне Баптисте Кобелле (1779-1814) ему и вообще семье Кобеллей посвящено исследование Обрена.
Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. В портретах Халса позднего периода (50—60-е годы) исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц. В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании. Однако нельзя пройти молчанием исторического живописца и гравера Якоба де Вита из Амстердама (1695-1754), учившегося в Антверпене, декоративные панно которого, выдержанные серым цветом по серому фону, до полной иллюзии подражающие каменным рельефам, можно видеть в бывшей амстердамской ратуше, в голландских музеях и в Дрездене, следует назвать также незаурядного портретиста Яна Мавриция Квинкгардта (1688-1772), многочисленные большие группы синдиков и отдельные портреты которого задуманы в старом духе, но написаны в более жесткой и пестрой манере XVIII века (из них 34 находятся в одном только амстердамском Рийксмузеуме) можно упомянуть, кроме того, Исаака Оуватера (1747-1793), принадлежавшего к числу самых пылких последователей славных старых живописцев городских видов, как показывают две картины его в Рийксмузеуме.
Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты». Его краски как будто излучают свет.
Семьи в Египет»— переделал в собственный офорт. Но в начале XVII века тенденция переменилась. Протестантизм (кальвинизм как его наиболее суровая форма), вытеснивший полностью влияние католической церкви, привел к тому, что духовенство в Голландии не имело такого влияния на искусство, как во Фландрии и тем более в Испании или Италии. Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили.
была настоящей плодородной почвой для живописцев. в 1747 г. ) – типичные представители этого направления, которому в ландшафтной живописи следовали гладкописанные идеализированные картины Иоганнеса Глаубера (1646-1726), Изака Мушерона (1671-1744) и Яна ван Гуйзума (ум. в 1722 г. ) и Виллем ван Миерис (ум.
В XVII в. Голландия стала образцовой капиталистической страной. Получили распространение посещения анатомических театров. Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс.
Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро. в 1749 г. ), а также и изящные городские виды Яна ван дер Гейде (ум. Метсю использовал яркие краски, превращая повседневность в праздник, а де Хох вдохновлялся простотой семейной жизни, залитой рассеянным дневным светом. Более одарённым был художник Виллем Бейтевег.
Новый этап жанровой живописи начинается в 50-е годы и связан с так называемой делфтской школой, с именем таких художников, как Карель Фабрициус, Эммануэль де Витте и Ян Вермер известный в истории искусства как Вермер Делфтский (1632—1675). Очень выразительны его автопортрет и коленный портрет Исаака Сверса в Рийксмузеуме.
Черты аристократизма настолько преобладают в искусстве Голландии на рубеже 17-18 вв., что влияют и на жанровую живопись, которая (как и голландский портрет) теряет демократические черты (Корнелис Трост, «Забавы в парке», «Портрет Иеронима Тоннемана с сыном»).
Материальное единство природы выходило в работах на первый план. Каждую картину отличает динамичный, в чем-то брутальный характер. Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс. Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным. Они могли быть точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»). «Завтраки» Хеды сменяются роскошными «десертами» Калфа. Образцы офортов Сегерса самостоятельны по сюжету и уже сопоставимы с образцами нидерландской живописи. Полна юмора и тонкой наблюдательности картинка Комната родильницы в роттердамском музее.
«Малые голландцы» отличались светским реализмом, обращались к окружающему миру и людям использовали живопись, богатую тонами. Сюжетами картин голландских художников становятся также Ост-Индская кампания, мануфактуры по переработке китового жира, заседания ботанических обществ. Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой.
Самоутверждение было присуще и поведению жителей и национальному искусству, которое активно освобождалось от религиозных ограничений, которые шли от католической Испании. Художественная родословная Корнелиса Троста восходит через Арнольда Боонена (1669-1729) и Шалькена к Самуэлю ван Гоогстратену. Жители Утрехта, в отличие от большинства художников протестантской Голландии исповедовали католицизм и всё ещё поддерживали связь с культурным и религиозным центром того времени— Римом.
Искусство Голландии XVII века стало своеобразным феноменом в художественной ситуации Европы XVII века.
Питер Клас (около 1597— 1661), Биллем Хеда (1594—1680/82) чаще всего изображали так называемые завтраки: блюда с окороком или пирогом на относительно скромно сервированном столе. В 1621 году вышла в печать его серия офортов с пейзажами. Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко).
В 1621году вышла в печать его серия офортов с пейзажами.
Эти предельно простые (поясные или поколенные) изображения людей, близких художнику своим внутренним строем. картины Вермера как будто ни в чем не оригинальны.
Термин получил распространение во французской литературе об искусстве. Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили. Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным.
Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки. Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты. Интересным с исторической и художественной точек зрения является создание в 1616 году в Лейпциге серии гравюр к печатному изданию книги Густава Селенуса (под этим псевдонимом скрывался герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август) «Шахматы или Королевская игра» художником Якобом ван дер Хейденом. На все эти события откликнулась и голландская живопись. Увлекательно интересна серия пяти жанровых картин NELRI (5 начальных букв заглавий картин.
Более одарённым был художник Виллем Бейтевег. На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире.
Семь старейшин коллегии медиков (1724), Урок анатомии профессора Роэля (1728), Восемь регентов Сиротского дома (1729) и Трое синдиков гильдии хирургов (1731) высоко ставят Троста над дюжинными работами современников. Французские культурологи дали им общее название – «малые голландцы», которое не граничит с масштабами талантов и обозначает привязанность к определенным темам из повседневной жизни, противоположным «большому» стилю с крупными полотнами на исторические или мифологические сюжеты. – Прим.
Каждый сюжет должен был занимательным иногда до гротеска дидактичным. Среди ценителей творчества Сегерса был сам Рембрандт. На все эти события откликнулась и голландская живопись. Получили распространение посещения анатомических театров.
Красочное чувство той эпохи ясно отражает поколенный портрет в натуральную величину неизвестного мужчины в шверинском музее (1740), представленного во время завтрака, на фиолетовом фоне стены. Интересным с исторической и художественной точек зрения является создание в 1616 году в Лейпциге серии гравюр к печатному изданию книги Густава Селенуса (под этим псевдонимом скрывался герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август) «Шахматы или Королевская игра» художником Якобом ван дер Хейденом. Цвет приобретает звучность и интенсивность. Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание. Активное усвоение научных исследований, технических навыков изучение природных явлений, природных ресурсов океана и отдаленных уголков мира, колониальные войны и эмиграция из страны— характерные признаки XVII века.
Несмотря на то что некоторые значительные мастера национального направления голландской живописи, ученик Рембрандта Арт де Гелдер, умерший в 1727 г. и великий ученик Рейсдала Мейндерт Гоббема, умерший в 1707 г., жили еще частью в XVIII веке, Голландия, под влиянием картин и сочинений льежского ложноклассика Герарда Лересаа, умершего в 1711 г. в Амстердаме, к 1700 г. уже отвыкла от свежей, широкой кисти и творческой непосредственности своей великой эпохи и стала во множестве производить гладко выписанные сухой кистью, холодные по формам картины. Богачи на портретах конца 17 в. демонстрируют модные платья и шляпы с перьями, ценное оружие, принимают горделивые позы. Эти несложные по действию картины: «Девушка, читающая письмо», «Кавалер и дама у спинета», «Офицер и смеющаяся девушка» и т. д. — полны душевной незамутненности, тишины и покоя. Их так много, что перечислять их сложно даже в письменном варианте.
Зачинателем жанра городского пейзажа стал Санредам, лучшими последователями которого можно назвать братьев Беркхейде и Яна ван дер Хейдена. перев. ) (1740 г. ) изображающая собрание шести друзей у Biberiusa (Выпиваки). Фанатично преданный гравюре, художник был склонен к новациям, к экспериментам, что не всегда приводило к находкам, приятным и приемлемым для современников. Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом». Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты».
Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро. Адриен ван дер Верф (ум. Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание.
Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи. Ряд «анатомических уроков» создали Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Корнелис де Ман, Ян ван Нек. Нидерландская школа живописи являлась одной из сильнейших в Европе. Завершающим в истории группового портрета было изображение Рембрандтом старейшин цеха суконщиков — так называемые «Синдики» (1662), где скупыми средствами Рембрандт создал живые и вместе с тем разные человеческие типы, но главное, сумел передать ощущение духовного союза, взаимопонимания и взаимосвязей людей.
Новаторские достижения «малых голландцев» составляют светский реализм, обращение к отображению в картинах реального окружающего мира и человека без подведения под определенный идеал, сложение развитой и очень дифференцированной системы жанров, разработка системы тональной живописи. Его портретные группы регентов, свободные по композиции, с жизненной передачей лиц и со свойственными тому времени бледными тонами воздуха и света, прекрасно представлены в амстердамском Рийксмузеуме. Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом». Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс (1589—1638). Осталось примерно пятьдесят (50) его графических произведений, а некоторые— вообще в единичных образцах, что указывает и на малые тиражи офортов мастера и на значительное количество уничтоженных произведений. Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки.
Голландский натюрморт — это в отличие от фламандского скромные по размерам и мотивам картины интимного характера. Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). И в то же время приводит к взрывному распространению светских по тематике жанров. Последний собирал его офорты, а в годы учёбы— копировал их.
Блестящего развития достигает натюрморт. Они могли быть как точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»). Колорит его картин становится почти монохромным. Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко). Группа четырех детей, забавляющихся с обезьянкой в саду (1723), написана свежо и натурально.
Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде. Семьи в Египет» переделал в собственный офорт. В области живописи цветов сюда принадлежат картины Конрата Рёпеля (1678-1748) и вышеназванного Яна ван Гуйзума, тогда как художница Рахель Руйш (ум. Последний собирал его офорты, а в годы учебы— копировал их. Первопроходцами стали Остаде и его последователи Ауденрогге, Бега и Дюсарт.
Голландия и Фландрия XV – XVII вв. Прелестны Колядка в праздник Богоявления и Свадьба Клориса и Роозье. Ряд «анатомических уроков» создали— Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Ян ван Эйк.
Среди ценителей творчества Сегерса— сам Рембрандт. Эти картины составляют переход от Стеена к Хогарту. Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа.
В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании. в 1712 г. ). Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев. Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой.
Если широкая общественность мало ценила находки Сегерса (1589—1638), то художники, наоборот и воспевали и развивали дальше, несмотря на гнетущее, драматическое настроение его произведений. Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев. Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс. Портреты позднего Рембрандта сильно отличаются от портретов 30-х и даже 40-х годов.