В 1682 г. великий голландский пейзажист умирает. Голландские художники пейзажисты занимают важное место в мировой живописи их произведения являются настоящим украшением самых различных выставок.
Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. Перед нами не панорама, а небольшой уголок пейзажа с растущими на пригорке деревьями. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра.
Выделяя три поколения. По сравнению с маленькими фигурками людей мощные формы деревьев кажутся еще массивнее. Параллельно развивается также и идиллический, так называемый итальянский пейзаж. Первый биограф- нидерландских и немецких мастеров художник Карел ван Мандер предваряет жизнеописание Матиаса и Иауля Брилей следующими словами: «Обольстительный и привлекательный город Рим как будто создан для живописцев и блестя украшающими его произведениями искусства, он, в числе других, уловил в своисети братьев Матиаса и Пауля Брилей из Антверпена». Впоследствии он распространился также на последователей Питера ван Лара, а затем и на.
Ни одного яркого пятна. Этот пейзаж – один из лучших панорамных видов, принадлежащих кисти Рейсдала. И все эти компоненты гармонично соединялись в его картинах в единую ПРИРОДУ. Он писал маленькими мазками. На волне увлечения импрессионистами, академическое искусство постепенно забывалось.
Главное достижение голландского искусства XVII века — пейзажная живопись. Основные темы его картин- были почерпнуты из жизни городской бедноты. Голландская живопись своего «Золотого века» имеет ряд уникальных особенностей, продиктованных спецификой исторического развития страны, повлиявшей на эту школу в XVII столетии. В композициях военные суда заполняют чуть ли не все пространство моря. Середина XVII века — время наивысшего подъема голландской пейзажной живописи. Как говорит известный искусствовед Б. Р.
В сочетании индивидуального и типичного находят свое воплощение ее мощные силы. Различные искусствоведы предположили, что это был случай ошибочной идентичности. Это и сообщает пейзажам Рейсдаля их реалистическую значимость. Столичный Амстердам во времена Рейсдала разительно отличался от провинциального Харлема (хотя расстояние между этими городами даже тогда преодолевалось за два часа). Большая часть сведений о жизни Рейсдала была собрана исследователями только в XX веке.
В композиции преобладают стихийные силы. Тонкое ощущение интимной прелести природы пронизывает ранние произведения художника. Причиной недоразумения стало совпадение профессии и почти полное совпадение имен и фамилий.
Поражает, однако, мастерская передача малейших деталей. Во Франции, являвшейся в XVTII столетии законодательницей стиля в изобразительном искусстве, пожалуй, больше чем в самой Голландии, оценили наследие итальянистов. Художник достигает необычайной тонкости в изображении морских далей. Французские культурологи дали им общее название – «малые голландцы», которое не граничит с масштабами талантов и обозначает привязанность к определенным темам из повседневной жизни, противоположным «большому» стилю с крупными полотнами на исторические или мифологические сюжеты. Берхем и Рейсдал изобразили замок Бентхейм абсолютно по-разному.
Виртуозно переданная динамика природных стихий позволяет зрителю чувствовать, как на бесконечных водных просторах мягко покачиваются парусники, а свежий ветер надувает паруса и гонит вдаль плывущие над ними облака. В. каталоге выставки термин «итальянизирующий» впервые применён в отношении утрехтских жанристов.
Тематика однообразна: пустынные дюны, скромные селения, каналы с тихо скользящими лодками рыбаков или те же каналы зимой, оживленные конькобежцами. Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. Историю.
Их так много, что перечислять их сложно даже в письменном варианте. В своих пейзажах он не любил изображать пасмурной погоды, его картины всегда яркие и солнечные, пронизанные чистым воздухом, а животные изображены с невероятной, можно сказать фотографической точностью. Как уже было сказано выше Поттер обращается к проблеме, которую можно назвать предысторией пленэра. Рулант Саверей (около 1577–1639) специализировался на изображении гор.
Поражает, однако, мастерская передача малейших деталей. Редкие фигуры отдыхающих пли идущих вдаль путников составляют неотъемлемую часть пейзажа. Вероятно, до этого момента художник принадлежал к меннонитам (как его отец и дядя). Виппер придерживался общепринятой в 1950-1960 годы концепции «вредного» влияния итальянизма на национальную голландскую школу живописи. Приблизительно в 1657 году Рёйсдал переехал в Амстердам, тогда процветающий город, который мог предложить больший рынок для его работ. 35 природы. В композиции картины можно обнаружить черты, присущие «космическим» пейзажам, появившимся в начале века: высокую линию горизонта, пространство, члененное на планы, огромное количество подробностей.
Голландские итальянисты воспринимались творцом национального пейзажа Британии своего рода «изменниками» национальной традиции. Голландские художники ХVII-ХVIII веков бесчисленное число раз изображали зимние развлечения на лоне природы – катание на коньках, гуляния, выезды в санях. Занимая около трети живописной поверхности, она сливается вдали с высоким облачным небом. 3). Это одновременно и справедливо и неправильно. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Голландии.
Сужается точка зрения этих художников на мир, объектом внимания становятся небольшие уголки природы («Охотники в лесу» Давида Финкбонса), а изображение быта приобретает большую естественность. Правда, за исключением Питера Брейгеля Старшего, в этой области не было великих художников. Четкая определенность форм дополняется значимостью каждого отдельного элемента композиции. По-настоящему талант этого художника достиг своего расцвета в в конце 1650-х годов. Гиллис ван Конинкслоо (1544–1607) в «Пейзаже с изображением мифа о Латоне и ликийских крестьянах» искусно передал особенности разных пород деревьев, своеобразную игру света и тени в лесных зарослях и сумел создать ощущение лесной чащи. Оперируя сопоставлением больших масс, он никогда не игнорирует конкретные реальные детали.
В «Крестьянских домиках в дюнах» достигнута большая целостность и единство, чем в предшествующей картине и вместе с тем не утрачена интимная прелесть, которая свойственна лучшим из ранних произведений Рейсдаля. Перед нами уже не опушка с тесным рядом деревьев, окаймляющих дорогу.
Большая заслуга учёного- состояла в научном подходе, проявившемся в самом принципе классификации обширного материала. Великий голландский художник всегда исходит из впечатлений окружающей природы. Они не только запечатлели характер местности со всеми приметами, создавая типические мотивы национального пейзанка, но стремились передать атмосферу времени года, влажный воздух и пространство. Эксперт по Рёйсдалю Сеймур Слив утверждает, что орфография «uij» не согласуется с собственным написанием имени Рёйсдаля, его необычно высокая продуктивность предполагает, что времени на изучение медицины было мало и в любом из его произведений нет никаких указаний посещение им северной Франции.
Все расплывается в сырой атмосфере туманного дня. Зимний день. Голландия превратилась в колониальную державу. Мягкие линии дюн и дороги, прячущиеся за деревьями, низкие строения, как ()ы ограничивающие изображение, — все это содействует впечатлению замкнутости и уединенности. Вкусы новоиспечённой торговой «аристократии» стали одним- из факторов, определивших развитие национальной школы живописи, начинавшей больше присматриваться к достижениям1 иностранцев. Признанием среди высших слоев голландского общества пользуются но лучший пейзажист и но великий творец психологического портрета, а нарядные «итальянизирующие» художники, блестящие, но поверхностные портретисты.
Этот его дар придает особую убедительность произведениям Рейсдаля. Возникают различные по своей тематике композиции: лесные пейзажи создателя этого жанра (4) Галлиса ванн Конинкслоо (1544-1607), горные виды Иоса де Момпера (1564-1635), тирольские ландшафты Руланта Саверея (1576-1639).
В Эрмитаже это направление представлено работой, которая называется «Коровница». 2) отличается сравнительно небольшими размерами. «Еврейское кладбище» (1660-е гг., Дрезден), представляющее запущенную местность, где пенящийся поток пролагает себе путь среди развалин и могил, крайне характерно для этой стороны творчества мастера. Сам Якоб всегда писал своё имя с «i», в то время как его двоюродный брат, сын Саломона Якоб Саломон ван Рёйсдал, также художник-пейзажист, писал своё имя с «y». Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем.
Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине «Морской берег» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). «Малые голландцы» отличались светским реализмом, обращались к окружающему миру и людям использовали живопись, богатую тонами. Голландцы гораздо больше внимания начинают уделять украшению дома.
итальянистов, начиная с утрехтских мастеров Корнелиса ван Пуленбурга и Бартоломеуса Бренберга и завершая- художниками перешагнувшими рубеж XVIII века (такими как Эглон ван дер Hep, Иоханнес Глаубер) Стехов воссоздаёт весь сложный» путь пейзажа итальянских голландцев, от позднего маньеризма до заката национальной школы. де Велде как не уступающие работам фламандского итальяниста-.
Четкая определенность форм дополняется значимостью каждого отдельного элемента композиции. 1603-1669) еще много декоративности и художник еще связан со старыми традициями, то выступивший в 1620-х годах со своими видами моря Ян Порцеллис (1584-1632) справедливо считается подлинным основоположником марины в западноевропейском искусстве. Произведения Ван Лара обрели широкую популярность, что сказалось на всеобщем увлечении римскими художниками «бамбоччатой» (от прозвища художника «ВатЬоссю» -от итал. Посетив в Лейдене мастерскую молодого Рембрандта и Яна Ливенса он, с долей сожаления, написал: «. Удовлетворённые сами собой, они не испытывали к Италии никакого интереса, которого она заслужила, хотя им было бы достаточно нескольких месяцев для того чтобы её осмотреть»5. Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. Ни одного яркого пятна.
В Эрмитаже есть картина этого художника «Пейзаж с животными», эта работа дает достаточно полное представление о том направлении, которому следовал Дюжарден. Тонкие изгибающиеся стволы и ветки выделяются светлыми линиями на фоне темной зелени. Пронизанное светом, окрашенное у горизонта лучами заходящего солнца, оно контрастирует с темными силуэтами деревьев.
Как противовес им, дан слева торчащий из земли пень. Затемненная на первом и освещенная на втором плане, она влечет глаз вглубь. Год спустя высказывания Констебла в отношении итальянистов становятся более радикальными и жёсткими. В нём небо часто занимало две трети холста. Отзвуки этой манеры еще чувствуются в сдержанной гамме таких его картин, как «Море при лунном свете» и «Накренившийся парусник». Своего расцвета творчество Кейпа достигает в 1650-1660 годах.
Этот художник жил и работал почти в тоже время, что и Альберт Кейп. Неоднократно упоминая имя Яна Бота, он относил его к числу крупнейших пейзажистов своего времени, называя «фениксом о пейзажной живописи». Затем Исайя ван де Вельде, рожденный в Голландии в семье эмигрантов из Фландрии и учившийся в кругу живописцев, центром которого были фламандские художники Давид Винкбонс и Гиллис Конинксло, в своих ранних картинах выработал реалистический стиль живописи, который отсылал к Яну Брейгелю-старшему, с яркими цветовыми градациями художественных планов. В 1990 году Музеем изящных искусств Монреаля была организована выставка произведений итальянизирующих голландцев – «Воспоминания об Италии. Живописцев, обратившихся к природе, было много, каждый старался найти в ней нечто свое. Параллельно развивается также и идиллический, так называемый итальянский" пейзаж.
пузырь, толстый ребёнок). Но в то же время здесь отчетливо видны и свои отличия.
Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде. Слева раскрывается вид на лужайку, где виднеются фигуры отдыхающих людей. И это имело огромное значение для всего течения голландской живописи. Однако, ни одной из них не удалось устоять перед шармом итальянского ландшафта и насытившись им произвести на свет лишь гибридный продукт». Весь XVI век был строгой «итальянской» школой, научившей- голландцев широко «видеть натуру, правильно рисовать и находить мягкие сочетания красок. Они возвышаются на темном пригорке, резко выступающем на фоне светлой дороги. Болото — другое значительное произведение 1660-х годов — несколько проще по своему мотиву.
Зимний день. В 1876 году, Фромантен писал: «Традиция» путешествий в Италию, кажется, являлась единственной общей «чертой всех европейских школ: голландской, фламандской, английской, французской, немецкой и испанской. Известный историк искусства Б. Р. В середине 1650-х годов художник переехал из Харлема в Амстердам, где и прожил до конца своих дней.
Спад творчества Рейсдаля, который намечается в это время, -- несомненный результат влияния окружающей среды. «Болото» -- другое значительное произведение 1660-х годов -- несколько проще по своему мотиву. Складываются типы архитектурного пейзажа и марины. Метсю использовал яркие краски, превращая повседневность в праздник, а де Хох вдохновлялся простотой семейной жизни, залитой рассеянным дневным светом. Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать.
Слева раскрывается вид на лужайку, где виднеются фигуры отдыхающих людей.
Самый ранний биограф Якоба, Арнольд Хоубракен, назвал его Jakob Ruisdaal. Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. Мы не знаем ни точной даты смерти, ни даже имени этой женщины. Всего он написал более 150 скандинавских видов изображающих водопады.
Так же, как в картине 1646 г. «Домик в роще), в центре видна группа деревьев. Такова картина «Вид реки Вааль у Неймегена» (1649, Москва, Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина), выдержанный в тонкой коричнево-серой гамме красок. Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника.
В 1987-1988 годы в музеях Голландии и США прошла масштабная выставка, посвященная голландскому пейзажу XVII века («Мастера пейзажа XVII столетия»), на которой значительная часть экспозиции была отведена-итальянистам41. XVII столетие было временем блестящего расцвета европейской пейзажной живописи.
Год спустя его новая жена, Барбертген Хувенельс, родила ему дочь, Марию ван Рейсдал. "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. Тома этой книги выходили в 1718-21 годах (последняя часть трилогии была опубликована уже после смерти автора) под общим названием "Большое обозрение голландских художников и художниц". Известно, что Рёйсдал освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме. Многочисленные горные пейзажи писал антверпенский мастер Иос де Момпер (1554–1635). Подобный выбор темьь представляется актуальным.
Невольно встает вопрос, написаны ли они самим Рейсдалем. У кого Рейсдадь учился живописи — неизвестно. «Итальянские голландцы» расценивались критиками второй половины XIX века как направление, противоречившее реалистическим достижениям национальной школы. Зато абсолютно точно известно, что он зарабатывал на жизнь изготовлением картинных рам.
Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. Вот, справа, за поваленным стволом, растут рядом высокая береза и кряжистый дуб.
Великий голландский художник всегда исходит из впечатлений окружающей природы. Поттер писал в основном голландские фермы и пастбища, где животные занимают доминирующую роль. Это и сообщает пейзажам Рейсдаля их реалистическую значимость. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению.
С любовью и правдой он фиксирует самое обычное и вместе с тем типичное для его родины. Лукас ван Фалькенборх (около 1530–1597), а также Давид Финкбонс (1578–1629) развивали традиции Питера Брейгеля Старшего. Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (Радуга в штормовом море, 1655, Рейксмузеум, Амстердам Волнорез, 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Основной особенностью- живописи Голландии было преобладание в ней так называемых, «малых» жанров: портрета, натюрморта, бытовой живописи й, конечно, пейзажа, который в силу своей демократичности, занимал среди них ведущее место. 3). Ибыл страстным собирателем произведений искусства.
И время от времени приторговывал полотнами второстепенных голландских художников. Перед нами не панорама, а небольшой уголок пейзажа с растущими на пригорке деревьями. В картинах этого времени природа предстает главным образом как арена деятельности человека. Тихо и спокойно в этом уединенном уголке. Теперь художники стремились к большей конкретности изображения природы. Его работы это принцип искусства переходного времени XVII века.
В кругу романтических тем Рейсдаль вращается главным образом после переселения (ок. Редкие фигуры отдыхающих пли идущих вдаль путников составляют неотъемлемую часть пейзажа. Наиболее интенсивный свет сосредоточен на первом плане, где путем сопоставления пастозных мазков голубоватой, белой и желтоватой краски с просвечивающим иногда темно-коричневым грунтом художник характеризует почву. Постепенно марина отходит и у художников пробуждается совсем другой интерес к морю.
Свидетельства показывают иное. В начале пятидесятых годов Рейсдаль, покинув Гаарлем, отправился путешествовать.
Мастер начинал экономить на красочном сырье, оставляя на палитре лишь несколько самых необходимых цветов. Голландские мастера Золотого века» 42.
Первопроходцами стали Остаде и его последователи Ауденрогге, Бега и Дюсарт. Рёйсдал не был евреем. Римская среда, органично сочетающая в себе архитектурные ансамбли разных эпох – от живописных античных руин и величественных ансамблей Ренессанса — до напряжённых и витиеватых силуэтов зданий барокко, производила на голландцев подобие «культурного шока», предоставляя неисчерпаемый по разнообразию» художественный материал. (3)В охваченных пафосом революционной борьбы нидерландских провинциях окончательно рушились средневековые представления о вселенной и человеке, ломались средневековые устои.
Позже оба художника, пользуясь сделанными во время путешествия зарисовками, написали виды с замком Бентхейм, который находился в то время почти у самой границы с Голландией. Тонкое ощущение интимной прелести природы пронизывает ранние произведения художника. «Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. Высокое небо покрыто облаками. В издании о коллекции голландской пейзажной живописи в Государственном Эрмитаже Е. Ю. Фехнер (1963) посвятила отдельную главу полотнам итальянистов. По сравнению с маленькими фигурками людей мощные формы деревьев кажутся еще массивнее.
Ок. В своём очерке о Яне Боте для многотомного издания «Thieme et Becker» Е. Мойс сожалел о том, что этот одарённый художник потратил много сил изображая, пейзажи Италии, но обошёл вниманием живописные виды родной-, страны. К сожалению, талант художника не был в должной мере оценён при его жизни. Путем широкого обобщения мастер создает синтетический образ природы. Рёйсдал жил и работал в Амстердаме остальную часть своей жизни. Увеличение доходов приводило к накоплению свободных средств.
Есть некоторые предположения, что Рёйсдал был также врачом. Па переднем плане -- поваленный ствол дерева. Новый этап в развитии пейзажного жанра ознаменован появлением произведений еще одного гениального голландского мастера – Якоба ван Рейсдала, художника, который обладал потрясающим драматическим талантом и неистощимой фантазией и удивительной способностью придавать монументальность даже самым простым природным мотивам.
Наша картина — одно из немногих произведений Рейсдаля, где ясно выступает его своеобразная техника. Между стволов сквозит красная крыша стоящего среди зелени домика. была настоящей плодородной почвой для живописцев. Однако известная условность пейзажа сохранилась у всех этих мастеров.
С 1829 года в свет начал выходить фундаментальный труд известного художественного критика Джона Смита – «Критический каталог наиболее значительных голландских, фламандских и французских 18 мастеров». Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать. Ю. А. Якоб ван Рейсдал родился в Харлеме в 1628 или 1629 году.
К живописи стали предъявлять требования идеализированного изображения людей, быта, природы. Особый вид пейзажа с изображением животных, пастбищ с коровами, овцами создал Пауль Поттер (1625—1654). И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе).
В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. Борьба света с постепенно охватывающим природу мраком воплощена в этом чрезвычайно темном по колориту пейзаже, где с неожиданной резкостью выделяется ствол величественного в своем умирании дерева с врезывающейся в небо сухой веткой. (5)Ранние пейзажисты Генрик Аверкампа (1585-1634), Арента Аренс (1585-1635), Эсайаса ван де Вельде (ок. В 2013 году Ян Пол Хинрихс согласился с тем, что доказательства неубедительны. Его взгляд самоуверен и даже вызывающ.
Работы этого периода показывают новый этап в развитие голландского пейзажа. Они возвышаются на темном прпгорке, резко выступающем на фоне светлой дороги. Изображения животных порой удивляют нас своим натурализмом и все тем же мастерством и выписке деталей, что и все голландское творчество периода реализма. Лучше сожгите их в камине. Керстиан де Кейнинк (около 1560 – около 1635) также связан с традициями «космического» пейзажа.
Но величественности и значительности своих изображений Ройсдаль достигает не путем отказа от многообразия реального мира. Импульс к независимому развитию голландской живописи исходил от фламандских художников. Нидерландская школа живописи являлась одной из сильнейших в Европе.
В Эрмитаже творчество этого художника представлено двумя работами, это «Охотники с собаками» и «Пейзаж с охотниками». Наибольшей эмоциональной силы и глубины философского смысла он добивается в изображении еврейского кладбища с его белеющими надгробиями и руинами, с пенящимся потоком, засохшими корявыми ветвями дерева, озаренного вспышкой молнии, которая освещает свежую зелень молодого ростка. Конец XVI столетия принес существенные изменения понимании природы. Известно, что при распродаже-знаменитых коллекций графини де Верю в 1737 году и Жана, де Жюльена в 1767, цены за «великолепные» картины Берхема и Ваувермана более чем в восемь раз превосходили стоимость полотен Рембрандта16.
Для многих он стал олицетворением открытого, жизнерадостного и спонтанного живописца-виртуоза, в то время как искусство Рембрандта, мыслителя — как гласит клише, — раскрывает истоки человеческой судьбы. Это дало возможность художнику достичь большой прозрачности в изображении воды. Работа Хаубракена содержит массу интересной, но, увы, чаще всего, неточной информации, почерпнутой автором из различных (порой весьма сомнительных) источников. Период накопления капитала подытожило подписание в 1648 году Вестфальского мира, окончательно утвердившего независимость Соединённых Провинций.
Так же, как в картине 1646 г. «Домик в роще", в центре видна группа деревьев. Пауля Бри ля4. Однако заказы художник получал преимущественно на пейзажи с водопадами, которые вошли в моду после поездки Эвердингена в Скандинавию.
Я. Рейсдаль вступает на другой путь. Тонкие изгибающиеся стволы и ветки выделяются светлыми линиями на фоне темной зелени. Природа предстает во всей своей значимости и величественной мощи.
Однако простота художественных концепций Вермеера обманчива. Далекие просторы воздуха, воды, земли переданы с исключительным мастерством. Все как бы видно вблизи, зритель как будто охватывается изображенным. Одним из первых, кто обратил внимание на современных голландских пейзажистов стал секретарь, штатгальтера Фредерика-Генриха Оранского: – Константейн Хёйгенс (1596-1687). Выбор мотива и эффекта освещения вызывает при этом впечатление какой-то особой сосредоточенности и сумрачности настроения. Ощущение своеобразной прелести подобных небольших, взятых из окружающей действительности видов сельских местностей отличает с самого начала искусство Рейсдаля.
Считается, что фигуры людей и животных (на переднем плане слева) написаны Адрианом ван де Вельде. Художник строит изображение на тонких нюансах серых тонов. Внимания заслуживает статья Дж. Скорее всего ван де Велде делал с натуры небольшие эскизы и наброски.
Они возвышаются на темном пригорке, резко выступающем на фоне светлой дороги. В так называемом «Большом автопортрете» 1652 г. художник предстает перед нами в коричневой блузе, с поворотом лица в три четверти. Иеронимом». Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни ("Еврейское кладбище", Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт).
У кого Рейсдадь учился живописи -- неизвестно. Также как и Поттер, он умер молодым в 1672 году, когда ему было всего 33 года. Как бы там ни было, способности к живописи проявились у Якоба очень рано.
Также впервые он писал, о современных голландских пейзажистах. Затемненная на первом и освещенная на втором плане, она влечет глаз вглубь. Уже на первых порах он выступает как мастер, одаренный сильной индивидуальностью, вдохновляющийся непосредственными впечатлениями родной природы, самобытный и смелый в простой будничности своих изображений.
Главное достижение голландского искусства XVII века — пейзажная живопись.
Двое сыновей Якоба, Исаак (1599-1677) и Саломон (ок. С точки зрения Фромантена итальянисты — «приверженцы не слишком правдивой живописности» 22.
Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. Сохранившийся в городском архиве Харлема документ свидетельствует о том, что 12 ноября 1628 года Исаак женился (вторым браком) на Мейкен Корнелисдохтер (буквально – "дочери Корнелиса"). После возвращения «подарков» Ротшильда — выразительный портрет мужчины в черном был приобретен для коллекции принца Лихтенштейнского и таким образом вернулся в Вену. Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов ("Радуга в штормовом море", 1655, Рейксмузеум, Амстердам "Волнорез", 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Все элементы картины тесно связаны между собой.
Его идеалистические аркадские виды итальянской природы были проникнуты пристальным всматриванием» в натуру, сочетавшимся с тонкостью живописного мастерства и блестящим чувством цвета. Притягательность работ Рейсдала заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века. Деревья отражаются в глади вод, а спереди -- водоросли, кувшинки уже затягивают болото, покрывая его зеленью листьев. Художники приходят к пониманию значения ведущей среды и уделяю основное внимание разработке воздушной перспективы. Но каждый раз основной характер изображения определяется движением бурных вод. Творческая зрелость живописца приходится на середину 17 века.
Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения. Его дядя Саломон ван Рёйсдал принадлежал к молодой фламандской подгруппе собрания меннонитов, одному из нескольких типов анабаптистов в Харлеме и вполне вероятно, что отец Рёйсдаля был их членом. Одним из крупнейших представителей голландского реалистического пейзажа был Ян ван Гойен (1596--1656).
1652 г. ) из Гарлема в Амстердам. В Эрмитаже довольно много работ Саверея.
А в просвете между стволами сквозят другие деревья, уводя глаз все глубже и глубже -- туда, где за маленькой фигуркой охотника видны дальние поля. После Мюнстерского мира с Испанией в 1648 г., окончательно закрепившего самостоятельность Голландии, преисполненная сознанием своего значения, буржуазная верхушка стала противопоставлять себя другим слоям населения. Различные времена года становятся специальной темой пейзажных картин.
Стремление показать бесконечную протяженность окружающей природы лежит в основе подобных произведений. Так же, как в картине 1646 г. Домик в роще, в центре видна группа деревьев. Художник строит изображение на тонких нюансах серых тонов. Но современный интерьер-требовал и соответствующей живописи.
всех работавших или посетивших Италию голландских пейзажистов.
Он воспринимает природу не в ее статике, а в ее динамической сущности.
В нем нет напряжения и динамичности, которые характерны для «Речки в лесу», но прекрасно подчеркнута стихийная мощь природы. (9)Развитие пейзажной живописи шло в эти десятилетия в направлении все более внимательного и вдумчивого изучения окружающего мира и поисков новых возможностей его реалистического отображения. Итак, Рейсдал родился в семье художников и ремесленников. Все правдиво, безыскусственно в этих изображениях, где уютные небольшие домики сквозят сквозь листву деревьев, а проселочные дороги виднеются между дюн. В зрелых работах Гойена, умершего в 1656 г., как бы подведен итог исканиям пейзажистов в области передачи далеких пространств, воды, неба, атмосферы. Он работал в Лейдене и Гааге.
Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. Кардинальные изменения во взглядах художественных критиков произошли в 1870 годы. Исключение представляет творческое наследие «утрехтских караваджистов», оказавших большое влияние на национальную школу в период её расцвета в 1650-1660-х годах и контактов живописцев Харлема с Питером Паулем Рубенсом1. У холма изгибается дорога, около которой сидит путник. Художник строит изображение на тонких нюансах серых тонов.
Затемненная на первом и освещенная на втором плане, она влечет глаз вглубь. «Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. Пейзаж у Ройсдаля абсолютно утратил панорамный характер. стволами и изумрудной зеленью листвы. Каждый сюжет должен был занимательным иногда до гротеска дидактичным.
Однако гениальный пейзажист никогда полностью не подчинился новой моде. На 17 июня 1657 года он был крещен в Анкевене, вблизи Нардена. Середина XVII века — время наивысшего подъема голландской пейзажной живописи.
Небольшие монохромные пейзажи с национальной тематикой первой трети XVII века, вскоре стали казаться слишком скромными на фоне возраставшего буржуазного «великолепия» и постепенно выходить из моды. Сами мотивы ищутся с учетом их эффектности и новизны. Ни одного яркого пятна.
Немногочисленные фигурки людей размещены с большим тактом. Фигуры крестьян и Латоны, служащие для оживления пейзажа, написаны, вероятно, другим художником, сотрудничавшим с Конинкслоо, – Хендриком де Клерком. Это был портрет людей и местности, бюргерских нравов, площадей, улиц, полей, моря и неба. Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег» : высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. Каталог содержит краткие биографии художников, основой для которых послужили- сведения, почерпнутые из упомянутого выше издания Хаубракена, а также списки всех сохранившихся на тот момент произведений этих живописцев.
С его именем связано основание в 1623 году своеобразного содружества северных художников называвших себя «Перелётными птицами» («ВегЛуиеек»). Обобщенная трактовка дали контрастирует с выпиской деталей первого плана. Немногочисленные фигурки людей размещены с большим тактом.
Все в них полно жизни и движения. 1600-1670), стали художниками и приблизительно в 1616 году поселились в Харлеме.
Новыми героями для него явились Паулюс Поттер, Якоб ван Рейсдал и Алберт Кейп. Пастозная манера письма уступила место жидкому наложению красок с просвечивающим грунтом. Какие цели преследовали голландские итальянисты, отправляясь в Италию. У холма изгибается дорога, около которой сидит путник.
Она близка ранним произведениям Рейсдаля по манере письма и по типу композиции, хотя несколько холоднее по краскам. Его картины оценивались довольно высоко. К 1650-м годам — началу периода новых исканий—относится небольшой, хуже других сохранившийся пейзаж Дорога на опушке леса (рис 4). Всегда на первом плане его картин развертывается либо мифологический, либо библейский сюжет («Пейзаж с Товием и ангелом», «Содом и Гоморра», «Пожар Трои», «Фортуна»). Цены на произведения итальянистов продолжали расти на протяжении всего века Просвещения.
В отношении итальянистов Стехов- не придерживается принятой раньше «панголландской» тенденции, в оценке их творческого наследия. Пора расцвета уже несет в себе признаки разложения. Характерно, что и этот стаффаж крайне будничен: рыбаки, путники. интерес к наследию итальянизирующих голландцев вполне согласуется» с общемировой тенденцией внимания к мастерам, со временем попавшим в так называемые «второй» и: «третий» ряд. Как обычно, большую часть полотна занимает небо (здесь оно еще и отражается в водоеме), покрытое облаками.
Бриганти (1950), посвященная Питеру ван Лару и его подражателю — академисту Микеланджело Черквоцци30. В Италии он жил с 1653 по 1658 год, здесь же он познакомился с итальянистом Яном Хаккартом, уроженцем Амстердама (1639-1685), с которым был очень дружен и даже исполнил стаффаж во многих его лучших рисунках и картинахТаким образом, Адриан ван де Велде не только мастер анималистической живописи, но и яркий представитель итальнизирующего направления в Голландии. Среди последователей Паулюса Поттера можно также назвать Карела Дюжардена (1622-1678), который учился у Берхема.
(1)Точка зрения зрителя по отношению к изображенному еще не фиксирована и его взор лишь постепенно, переходя от одного занимательного вида к другому, от ярких тщательно выполненных деталей первого плана к почти так же выписанным подробностями дальних, может охватить панораму широко раскинувшихся ландшафтов. После поездки в Германию в 1650 году его пейзажи приобрели более героический характер. Судя по тому, что Рейсдаль приглашался в качестве эксперта и работал с такими признанными мастерами, как портретист Томас де Кейзер, он в начале шестидесятых годов еще пользовался известностью. Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема ("Домик в роще", 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Высокое небо покрыто облаками. Невольно встает вопрос, написаны ли они самим Рейсдалем. Четко выделяя фигуры мастер в то же время органично вписывает их в окружающий пейзаж. В «Пейзаже со стадом коров», как говорит исследователь голландской живописи Ю. И. Музей истории искусств владеет только одной картиной Франца Хальса, портретом молодого человека, который уже выступал в коллекции Карла VI как один из немногочисленных образцов «протестантского» искусства Голландии. Голландия и Фландрия XV – XVII вв.
Баво. К числу лучших относится «Пейзаж со св. На первом плане изображен эпизод античного мифа о Латоне, заимствованный из «Метаморфоз» Овидия: ликийские крестьяне, не давшие Латоне напиться, превращаются в лягушек, наказанные за свою жадность разгневанным Юпитером. И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Дотошные исследователи подсчитали, что Рейсдал изображал ветряные мельницы всего 15 раз, причем большую часть этих картин он создал в начале своего творческого пути.
Все в них полно жизни и движения. Интересна в картине и передача деревьев. Занимая около трети живописной поверхности, она сливается вдали с высоким облачным небом. Считая Рейсдаля замечательным пейзажистом, он посвятил специальный очерк разбору трех его произведений. Ни зимнего веселья, ни поэтичных зимних пейзажей он не изображал.
Несколько поодаль стоят рядом четыре дерева. Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. Пейзаж явился одним из основных элементов голландской школы. Дюжарден писал главным образом солнечные пастбища в итальянском духе. В своих картинах он противостоит характерной для 1640-. х годов тенденции к единой объединяющей все изображенное тональности.
В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. Деревня была домом деда Якоба изготовителя мебели Якоба де Гойера. Зимний день. Пространственность пейзажа подчеркнута также резким уменьшением размеров деревьев от более крупных передних до маленьких дальних. Каждую картину отличает динамичный, в чем-то брутальный характер.
Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. Первым о жизни и творчестве Рейсдала написал голландский художник Арнольд Хаубра-кен (1660-1719), составивший внушительную трехтомную антологию голландских живописцев XVII века.
По мнению исследователя, голландским итальянистам удалось «создать запоминающийся, более живой и даже более правдивый облик итальянской природы» и служить для искусства всей Европы «проводником передовых эстетических взглядов голландского реализма» 55.
Немногочисленные фигурки людей размещены с большим тактом. Однако гениальный пейзажист никогда полностью не подчинился новой моде. Эмоциональный подход к действительности обусловливает характерные черты искусства Рейсдаля. Занимая около трети живописной поверхности, она сливается вдали с высоким облачным небом.
Хаубракен утверждал также, что «в век Пуленбурга ценились лишь те из художников, что п видели Рим». Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году. О другом итальянисте Яне Асселейне биографа писал: «Он был среди первых, кто привил в Голландии светлый и лёгкий стиль в пейзаже близкий манере Клода Лоррена» 9. Это дало возможность художнику достичь большой прозрачности в изображении воды.
Виппер, справедливо- рассматривал1 1640-е годы «переходным периодом» в, развитии национальной школы живописи. Все расплывается в сырой атмосфере туманного дня. Колорит, оставаясь сдержанным, приобретает большую интенсивность тона. Родился Кейп в 1620 году в Дордрехте, где и умер в 1691 году. Питер Шелтема говорит, что это был двоюродный брат Рёйсдаля, который появился в записи.
Все расплывается в сырой атмосфере туманного дня. Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа. В правой части картины виднеется уходящая вдаль дорога. Вместо традиционной тёмной рамы, картины-обрамляют в золочёные барочные.
Самым известным мастером реалистического пейзажа, несомненно, является Якоб ван Рёйсдал. Это будет худшим из того, что вы могли бы сделать. Изгиб первого дерева повторен стоящим в глубине вторым, меньшим.
В правой части картины виднеется уходящая вдаль дорога. В анализе картин Берхема Ю. И. Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. Среди младших современников живописца Рейсдаля, работавших в том же направлении реалистического пейзажа, был художник Мейндерт Хоббема (1638-1709) – создатель полного раздумья и лиризма пейзажа «Аллея в Миддельхарнисе» (1689, Лондон, Национальная галерея). Он принадлежал к числу самых значительных литературных деятелей своего времени.
Обладая первоклассными работам обоих художников, так же как и других пейзажистов XVII в., эрмитажное собрание дает полное представление об отличительных особенностях развития пейзажной живописи Голландии. Художник через пейзаж умело передавал человеческие эмоции.
Оживляя пейзаж, они вместе с тем превращаются в часть всеохватывающей, простирающейся во все стороны равнины. Самым известным мастером реалистического пейзажа", несомненно, является Якоб ван Рёйсдал. На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире.
Середина XVII века -- время наивысшего подъема голландской пейзажной живописи. В это время, как он писал, «на основе монохромной живописи предшествующего десятилетия начинают возникать новые, более богатые красочные возможности тонального колорита» 53. «Аллегорию живописи», созданную около 1665–1666 годов, вершинное произведение Вермеера с точки зрения работы с цветом, можно назвать наиболее амбициозной его картиной. Много места (примерно две трети картины) Ян ван Гойен оставлял небу с клубящимися облаками, насыщенными влагой. Нигде но раскрывается вид вглубь.
В окружающем их пейзаже животные размещены в самых естественных позах иногда даже и не в слишком пристойных с точки зрения дворянской эстетики но, видимо именно за эту меткую наблюдательность их особенно ценили голландские буржуа. Особенно выделяются в собрании Эрмитажа произведения замеча-тельных художников середины XVII века Альберта Кейпа и Паулюса Поттера, в которых пейзаж переплетается с анималистической живописью. Поттер также как и Кейп отказался от суммарного изображения природы, характерного для круга Гойена, в картинах которых предметы и фигуры как будто растворяются во влажном воздухе, теряя при этом четкость своих очертаний. При этом к мачехе Рейсдал относился сдержанно, если не холодно. Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте.
Они низвергаются со скал мощным потоком и катят свои покрытые пеной волны вперед на зрителя, подхватывая стволы упавших деревьев, дробясь и пенясь в каменистом ложе. Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами.
Главное достижение голландского искусства XVII века — пейзажная живопись. Па переднем плане — поваленный ствол дерева. В правой части картины виднеется уходящая вдаль дорога.
Хальс родился в Антверпене и работал в Харлеме главным образом как портретист. — Нет, сэр.
Сочная живопись, свободный, беглый мазок, богатая фантазия отличают произведения Кейнинка. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. (Ввиду того, что с 1661 г. Рейсдаль не помечал датами своп картины, главным, кроме стилистического анализа, основанном для определения времени их возникновения является трактовка изображенных в них людей). Всего до нас дошло около 25 зимних сцен Рейсдала (вот бы посмотреть. ).
Тонкие изгибающиеся стволы и ветки выделяются светлыми линиями на фоне темной зелени. Английский художник охарактеризовал их творчество, назвав «смесью черт голландской и итальянской национальных школ, в которой каждая из них, утратила присущие ей достоинства». 1630-1681), сын Саломона. Термин «итальянизирующий» в современном искусствознании возник в первой половине XX века. Там, где Поттер дает острое, непосредственное ощущение современной действи-тельности, у ван де Велде все словно подернуто мягкой дымкой воспоминаний» В Эрмитаже творчество Адриана ван де Велде представлено двумя работами, это «Остановка в пути», датированная 1660 годом и «Пейзаж со стадом коров», эта картина была написана в 1671 года. Картина «Остановка в пути» является типичным примером в творчестве художника. Такая высокая оценка голландского пейзажиста вполне справедлива. Тихо и спокойно в этом уединенном уголке.
Необходимо было создать искусство для нации бюргеров, которое им понравилось бы изображало их и соответствовало им. Фамилия Рёйсдал связана с замком в деревне Бларикум, который ныне утерян. В «Крестьянских домиках в дюнах» достигнута большая целостность и единство, чем в предшествующей картине и вместе с тем не утрачена интимная прелесть, которая свойственна лучшим из ранних произведений Рейсдаля.
Пейзаж, подобно портрету, картине на бытовой сюжет и натюрморту, перестает играть второстепенную роль, являясь красивой декорацией в произведениях «высокого» жанра, которую он выполнял в предшествующем веке. Однако Слив готов согласиться с тем, что Рёйсдал всё ещё мог быть врачом. На первых картинах художники изображали морские баталии, кораблекрушения, военные события. Самым ранним документом, относящимся к амстердамскому периоду жизни мастера, считается запись от 14 июня 1657 года извещающая о том, что Якоб ван Рейсдал принял крещение в голландской реформатской церкви.
Но, Кейп-анималист также большое внимание уделяет и изображению пейзажа. Редкие фигуры отдыхающих пли идущих вдаль путников составляют неотъемлемую часть пейзажа. В других источниках указывается количество 600.
Контрасты света и тени еще более усиливают романтическое настроение, которым проникнут пейзаж. Все элементы картины тесно связаны между собой. В Эрмитаже есть несколько его работ, среди которых и «Пейзаж с охотниками», где животные изображены на фоне природы.
Материальное единство природы выходило в работах на первый план. 1— Возникшая годом позднее картина «Крестьянские домики в дюнах" (рис. Среди европейских художников голландцы первыми создали живописный портрет родной страны. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. Все элементы картины тесно связаны между собой.
Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. Оперируя сопоставлением больших масс, он никогда не игнорирует конкретные реальные детали. Для пейзажиста, очевидно, что Рёйсдал путешествовал относительно немного: в Бларикюм, Эгмонд-ан-Зее и Ренен в 1640-х годах, с Николасом Берхемом в графство Бентхайм и Штайнфурт только вдоль границы в 1650-х годах и возможно с Мейндертом Хоббема снова вдоль немецкой границы в 1661 году, через Велюве, Девентер и Оотмарсум.
Б. Р. Тарасов в своей книге «Голландский пейзаж XVII века» напомнил, что еще некий Хогеверф, опираясь на изыскания в архиве гильдии св. Вот уже несколько веков подряд это дает многим искусствоведам основание интерпретировать их как символы приближающейся смерти.
Логично предположить, что с азами художественного ремесла Якоба познакомили его отец и (или) его дядя, Саломон. Путем широкого обобщения мастер создает синтетический образ природы. Все как бы видно вблизи, зритель как будто охватывается изображенным. В них присутствует красочность и линеарная манера письма.
Перед художниками того времени стояла вполне конкретная задача. Эта картина имеет фальшивую подпись Поттера. Нигде не раскрывается вид вглубь. Он писал зиму без прикрас – в стилистике реализма. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций.
Недаром его считали предшественником рококо. 1) — наиболее раннее из известных датированных произведений художника — очень много дает для понимания исходных позиций его творчества. Архивные записи 17-го века показывают имя «Якобус Рёйсдал» (Jacobus Ruijsdael) в списке врачей Амстердама, однако перечёркнутое с дополнением, что он получил свою медицинскую степень 15 октября 1676 года в Кане, на севере Франции. Иеронима в правом нижнем углу картины.
Самым известным мастером реалистического пейзажа», несомненно, является Якоб ван Рёйсдал. Масштабные закупки картин итальянистов в русские коллекции были продиктованы вкусами эпохи рококо, видевшей во многих из них (особенно в- Берхеме) своих непосредственных предшественников. До нас дошло немало его картин, многие из которых подписаны. В это время Якоб ван Рейсдал создает произведения исполненные глубокого драматизма, передающие внутреннюю жизнь природы: «Вид деревни Эгмонд» (Москва, Государственный музей изобразительного искусства), «Лесное болото» (1660-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Еврейское кладбище» (1660-е годы, Дрезден, Картинная галерея), которые своим сдержанным, сумрачным колоритом, монументализацией форм и построений отвечали переживаниям художника. Первая крупная экспозиция «Нидерландские итальянизирующие мастера ХУ1-ХУ11 веков» была организована Рейксмузеумом в Амстердаме в 1934 году.
Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине Морской берег (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Притягательность работ Рейсдала заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века. Эту информацию можно почерпнуть из списка членов гильдии. Однако он рано вступил и на художественное поприще.
Фигуры, с большим тактом вписанные А. ван де Вельде, благодаря своим тонким силуэтам и сдержанной красочной волной самодовольного мещанства разбогатевшей буржуазии, столь гибельно сказавшейся на голландском искусстве. Картина сравнительно велика по размеру и несколько растянута в ширину. Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье.
Пространственность пейзажа подчеркнута также резким уменьшением размеров деревьев от более крупных передних до маленьких дальних. Его живопись отличается по большей части монохромным (условно-однотонным) характером («Конькобежцы», Эрмитаж, 1641). Творчество Рембрандта в Венской картинной галерее представлено только портретами, хотя «Мать художника» и «Сын художника» могут также считаться однофигурными историческими картинами. Приблизительно в 1670 году он переехал в самый центр города, на площадь Дам, где снял квартиру прямо над лавкой Иеронимуса Свеертса, торговца картинами и книгами.
– Пейзажи итальянизирующих голландцев продолжали оставаться в моде до середины XIX века. Теперь взгляд проникает в глубь старого леса, где рядом с высоким полузасохшим стволом лежит упавшее дерево, высятся могучие дубы, а извилистая тропинка теряется среди зарослей. Перед нами уже не опушка с тесным рядом деревьев, окаймляющих дорогу. Бартоломеус Спрангер, родившийся в Антверпене и получивший образование в Риме, стал основателем виртуозного, придворного искусственного стиля, который в результате временного проживания Спрангера в Вене и Праге стал межнациональным «языком». Точной информации у нас очень немного. Правда, в работах ван Гойена основное место все же занимала природа.
Небывалый расцвет «малых жанров» объясним главенствовавшим в сознании голландского среднего класса протестантизмом, ориентированным на самого человека и его личную ответственность перед Богом и людьми. Им он посвятил отдельные главы своего эссе «Старые мастера».
Следующий период в творчестве голландских итальянистов приходится на начало 1630-х годов. Пейзаж у Ройсдаля абсолютно утратил панорамный характер. Он воспринимает природу не в ее статике, а в ее динамической сущности. Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты.
За это-время было выполнено большое число реплик и копий с произведений Николаса Берхема, Адама Пейнакера, Яна Бота и многих других. Между стволов сквозит красная крыша стоящего среди зелени домика.
Голландский пейзаж прошел тот же путь развития, что и бытовая живопись Голландии. У холма изгибается дорога, около которой сидит путник. Работал в Харлеме, с 1648 – член гильдии живописцев.
Далекие просторы воздуха, воды, земли переданы с исключительным мастерством. Наиболее ярким представителем этой стадии голландского пейзажа является Ян ван Гойен (1596—1656). Сведения о его жизни приходится собирать буквально по крупицам.
В этом очерке, озаглавленном Рейсдаль как поэт, Гете подчеркивает, что он видит в Рейсдале не только прекрасного живописца, но и мыслителя. Фантастические по общему замыслу, в деталях эти пейзажи очень конкретны и правдиво передают те или иные подробности горной природы (например, «Скалистый пейзаж с водопадом»).
(Ввиду того, что с 1661 г. Рейсдаль не помечал датами своп картины, главным, кроме стилистического анализа, основанпом для определения времени их возникновения является трактовка изображенных в них людей). Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. Работа «Пейзаж с пророком Ильей» в ней он наоборот все тщательно детализирует. Не упомянуты они.
Правда, это пример не анималистического жанра, а бытового. Некоторые его работы того периода наиболее близки творчеству Паулюса Поттера. Зачинателем жанра городского пейзажа стал Санредам, лучшими последователями которого можно назвать братьев Беркхейде и Яна ван дер Хейдена. Между стволов сквозит красная крыша стоящего среди зелени домика.
Во Фландрии культурный фон заметно отличался от Голландского. Перед нами не панорама, а небольшой уголок пейзажа с растущими на пригорке деревьями. В период зрелости голландский пейзаж вступает около 1630 года.
Крупнейший художник рококо академик живописи Жан-Батист Удри (1686-1755), восхищаясь достоинствами одной из картин Николаса Берхема изрёк: «Un seul des tableaux de ce brilliant artiste peut tenir lieu, sur ce point, d un cours complet de pratique» («В картине этого блестящего мастера есть всё, чему можно научиться живописи на практике») 10. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем.
Рёйсдал был похоронен в церкви Святого Баво, в Харлеме, в то время протестантской церкви. Слева раскрывается вид на лужайку, где виднеются фигуры отдыхающих людей. Как противовес им, дан слева торчащий из земли пень. Взгляды Александра Бенуа в то время действительно «можно назвать оппозиционными. На унылом фоне позднего нидерландского романизма отрадным явлением кажется пейзажная живопись.
Он пытался передать солнечные лучи и облака на небе, движение водной стихии. Пастозная манера письма уступила место жидкому наложению красок с просвечивающим грунтом. Выездка лошадей показана с поражающей остротой и верностью наблюдений и профессиональным знанием предмета в «Манежной езде на открытом воздухе» сцены охоты – в «Изнемогающем олене», «Отправлении на охоту» и «Возвращении с охоты» веселое времяпрепровождение – в «Отдыхе во время прогулки верхом», «Веселом обществе». Вот, справа, за поваленным стволом, растут рядом высокая береза и кряжистый дуб.
Именно Паулюса Поттера считают создателем голландского анималистического жанра. Природа предстает во всей своей значимости и величественной мощи. Таковы картины «Бык» (1647, Гаага, Маурицхейс), «Собака на цепи» (Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Над раскинувшимся на дальнем берегу городом вырисовываются контуры ветряных мельниц, башня готического собора. В начале пятидесятых годов Рейсдаль, покинув Гаарлем, отправился путешествовать. Пробудившийся в конце прошлого столетия: после почти полутора веков забвения.
Сцены античной мифологии и библейские сюжеты, огромные натюрморты, портреты именитых заказчиков изображение пышных празднеств — основные жанры искусства Фландрии XVII в. Временем рождения голландской школы считаются 30 е годы XVII века.
Но сохраняется особенность его колорита с несколько «ядовитой» красочной гаммой, художник с большой тщательностью пишет поросший растительностью холм и сидящего около избы Илью. Де Ионг сочетает вместе приемы Кейпа и Поттера, он словно соединяет поттеровское видение животных и людей с пейзажем Кейпа. Еще одним мастером, который также обращался к анималистической живописи, был харлемский художник Филипс Вауверман (1619 – 1668).
Отсюда чрезвычайная сложность развития этого жанра живописи. Среди гор, скал, деревьев, животных, птиц абсолютно теряется крохотная фигурка св. Поражает, однако, мастерская передача малейших деталей. Художник дает не расплывающуюся в дымке тумана даль, а близкую, конкретно прочувствованную частицу пейзажа с четко проработанными деталями.
положительное явление.
Он был ознаменован приездом в Рим харлемского живописца Питера ван Лара. Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала. Написанная в 1646 г. картина Якоба ван Ройсдаля Домик в роще — наиболее раннее из известных датированных произведений художника — очень много дает для понимания исходных позиций его творчества. Неподдельным теплом веет и от полотен с изображениями повседневной жизни на фоне пейзажей Голландии. В сочетании индивидуального и типичного находят свое воплощение ее мощные силы.
Он представлен в Эрмитаже большим полотном «Охота на, оленей» и четырьмя маленькими картинами из которых наиболее самостоятельна – «Лошади на пастбище». даже в его пространной монографии «Рембрандт и его современники», оказавшей значительное влияние-на взгляды нескольких поколений «специалистов в области голландского искусства. Пора расцвета уже несет в себе признаки разложения.
(7)Если в картинах Абрагама Виллартса (ок. До нас не дошло ни писем, ни дневниковых записей мастера. В. силу превратности исторической «судьбы» голландского итальянизма, его проблематика, несмотря на солидное количество работ художников-итальянистов в музеях России, в отечественном искусствознании исследована недостаточно. Написанная в 1646 г. картина Якоба ван Ройсдаля «Домик в роще" (рис. Все отмеченные черты нового пейзажного стиля характеризуют творчество художника, который был как бы олицетворением данного этапа развития голландского пейзажа, — Якоба ван Рейсдаля (1628 или 1629—1682).
— прозвучало в ответ» 20. В его задушевных произведениях удивительно гармонично переплелись человек и природа, чего уже не заметишь в более поздних пейзажных картинах (в дальнейшем пейзажами стали называть только изображения природы без присутствия в них человека). В композиции преобладают стихийные силы. В этом документе художник заверяет, что ему исполнилось 32 года. Он впервые зародился в творчестве таких мастеров Харлема, как ван Гойен, де Молейн и ван Рейсдал.
В трёхтомной монографии о нидерландских мастерах живописи, он отмечал, что «итальянские пейзажи были самыми востребованными в его эпоху, что нельзя было сказать о незамысловатых видах голландских деревень» 6. В числе характерных особенностей итальянских влияний выделены лишь несвойственные голландской национальной школе «декоративность, приукрашенность и идеализация в трактовке южной природы и особенно бытовых сцен» 54. В «Очерках- о живописи голландских мастеров» он вовсе обходит вниманием творческое наследие итальянистов25.
В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи ("Вид деревни Эгмонд", ГМИИ, Москва "Пейзаж с водяной мельницей", 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек ("Болото", Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине "Морской берег" (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Показанные крупным планом деревья или скалы приобретают объемность и убедительность. Картина сравнительно велика по размеру и несколько растянута в ширину.
Здесь, в отличие от лейденской, харлемской или амстердамской школ, художники часто обращались к картинам на библейские и мифологические сюжеты. Впоследствии итальянизирующими голландскими живописцами или просто «итальянистами» – стали называть всех голландских мастеров, так или иначе соприкасавшихся с Италией3.
Его дед, Якоб де Гойер, был мастером-краснодеревщиком и жил возле замка Рейсдал, приблизительно в 20 милях к юго-востоку от Амстердама. Чуждый тенденциозности, открытый лишь чистому восприятию Бенуа отмечал:«С ребяческой подражательностью «романистов» XVI века они не имеют ничего общего, так же как и со скучной шаблонностью академизма конца XVII века. Его двоюродный брат Якоб был зарегистрированным меннонитом в Амстердаме.
Простой и универсальный Рёйсдал изобразил широкий спектр предметов пейзажа. Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника ("Горы Норвегии", Эрмитаж, Санкт-Петербург). Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи.
Более ограниченные в средствах любители, были счастливы приобрести картину менее «дорогого» Яна Вейнантса. Ян ван Гойен.
Гете восторгается проникновенной силой живописи Рейсдаля и, описывая его картину, говорит, что она «счастливо выхвачена из природы, счастливо возвышена при помощи мысли и так как мы обнаруживаем, что она задумана и выполнена в соответствии со всеми требованиями искусства, то она всегда будет привлекать нас, она сохранит во все времена справедливо присвоенную ей славу). Во второй половине века крах демократических идеалов начала столетия выступил с полной очевидностью. Художник избирает близкую точку зрения, благодаря чему зритель как бы втягивается в изображение. Насыщенная динамика уступает в других случаях место более спокойным, но таким же неприветливым изображениям лесной чащи, стоячих болотных вод, гниющих среди них древесных исполинов и мертвенной тишины, нарушаемой порою только скачущим оленем и преследующими его охотниками (великолепное «Болото» в Эрмитаже, 1660-е гг. ).
Несколько поодаль стоят рядом четыре дерева. Теперь он уже не удовлетворяется изображением укромных уголков родной страны, скромными видами проселочных дорог и домиков среди дюн. Па переднем плане — поваленный ствол дерева.
Будучи хорошо знакомым с тенденциями современного ему европейского искусствознания, он также писал: «Художники эти не пользуются большим уважением современной критики: В них чуть ли не видят изменников родины и виновников падения отечественной живописи» 51. Адриан ван де Велде родился в 1636 году и рано начал самостоятельную деятельность.
Несмотря на то, что нет документов свидетельствующих о владении Рёйсдалем землёй или акциями, он, по-видимому, жил комфортно, даже после экономического спада года бедствий (1672 год). В 1583 г. художник и теоретик искусства Карель ван Мандер привез этот стиль в Харлем. Однако он рано вступил и на художественное поприще. Невольно встает вопрос, написаны ли они самим Рейсдалем.
Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег»: высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. Этот его дар придает особую убедительность произведениям Рейсдаля.
Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году.
(6)Сражение между испанским и голландским флотами в 1573 году, битва при Гибралтаре 1607 года. «Чисто чувствующий, ясно мыслящий художник», так характеризует голландца великий немецкий поэт.
Виппер: «Здесь все другое, все мягче, благозвучней. Обычно их картины включают изображение природы и бытовые сценки («Деревенский праздник» Лукаса ван Фалькенборха) если же рассматривать их творчество в развитии, то заметна эволюция от фантастических пейзажей к более конкретным. Нигде но раскрывается вид вглубь. Длительный. период изучения этим специалистом наследия- «ЬатЬосЫапй» подытожило издание в 1980 году фундаментальной1 монографии о творчестве наиболее крупных мастеров, работавших в жанре небольшой «пейзажно-бытовой картины31.
Господствующие идеалы оказали воздействие на Ройсдаля лишь в более поздний период, в 1670-е годы, когда творческая энергия старого мастера несколько ослабела. Параллельно развивается также и идиллический, так называемый итальянский» пейзаж. В начале XVII века в нем большую роль играли человеческие фигуры (Эсайсу ван де Велде), а в маринах – суда, господствовавшие над водным пространством (Ян Порселлис). Вауверман имел много учеников и еще больше подражателей и последователей. Ближе всего к манере художника работал его младший брат ПИТЕР ВАУВЕРМАН (Харлем, 1623 – 1682, Амстердам). Изгиб первого дерева повторен стоящим в глубине вторым, меньшим.
Якоб ван Рейсдалъ. Изображенная в картине широкая панорама замерзшей роки воспринимается лишь как часть зримого мира, как случайный вырез из него. Как очень крупный и во многом близкий к Рейсдалю пейзажист в конце 17 века выдвинулся его ученик — Гоббема (1638—1709), создавший один из самых оригинальных и выразительных голландских пейзажей — знаменитую «Дорогу в Меддельхарнис» (1689, Лондон, Национальная галерея). Вейнман показал, что человек, который умер, был фактически кузен Рёйсдаля, Якоб Саломон.