Что касается других видов натюрморта, следует вспомнить картины круга Яна Давидса де Хема, одного из крупнейших голландских мастеров натюрморта, долгое время работавшего в Антверпене. Новые существенные изменения произошли и в голландском натюрморте – в нем окончательно побеждают декоративные тенденции. Один из самых известных художников писавших голландский натюрморт был Ян Давидс де Хем его картины пользовались большой популярностью. Его картины отличались сочностью цветов, реалистичностью, высокой степенью прозрачности цвета. Таким образом, в своём творчестве он предвосхитил дальнейший путь развития голландского натюрморта.
Натюрморт с крабом и фруктами 1613 г. Натюрморт с корзиной фруктов 1613 г. Голландские натюрморты просты по композиции и включают, как правило, немногочисленные предметы, а фламандский художник каждый натюрморт стремился превратить в гимн богатству и изобилию даров природы. Оно известно как голландский натюрморт и считается одной из вершин в живописи масляными красками. Именно в этот период на основе реалистических достижений голландской живописи первой половины века и открытий Рембрандта в области светотени и колорита расцвело искусство самого выдающегося из натюрмортистов Голландии – Виллема Калфа. Самое приятное направление голландского натюрморта 17 века это «Цветы и Фрукты», которые могли быть изображены вместе на одной картине, почти всегда на картинах присутствует изображение насекомых. Голландский натюрморт XVI–XVII веков — своеобразная интеллектуальная игра, в которой зрителю предлагалось разгадать определенные знаки.
Сравнительная характеристика голландского и фламандского натюрморта на примере работ Ф. Снейдерса Битая дичь и омар и В. Хеда Завтрак с омаром. Голландский натюрморт вдохновляет и современных художников, в свое время это был некий прорыв, который не мог остаться не замеченным. Голландский натюрморт интересен не только знатокам живописи, приглашаю вас насладиться картинами и историей. Еще одно направление голландского натюрморта это «Завтрак» и «Десерты» изображения пищи приготовленной, что более приятно, часто на картинах можно было увидеть морепродукты, птицу, обилие фруктов. Голландский натюрморт неисчерпаем в обилии тем.
Одним из самых ранних натюрмортов, демонстрирующих сервировку голландского стола, является «Накрытый стол» харлемского художника Николаса Гиллиса (около 1580— после 1632). 1620 — 1690) — голландский художник XVII века, мастер натюрмортов с посудой и фруктами иногда с цветами, рисовал также морские пейзажи. В 17 веке в голландском натюрморте появился череп, как символ бренности бытия. 1648 г. Спокойствие голландских натюрмортов, за редким исключением, не нарушается присутствием живых существ, но изображение вещей так проникнуто личным отношением, что в натюрморте всегда ощущается близость человека и предметы как бы сохраняют следы его прикосновения. Еще одно направление голландского натюрморта это «Завтрак» и «Десерты» изображения пищи приготовленной, что более приятно, часто на картинах можно было увидеть морепродукты, птицу, обилие фруктов.
В голландской живописи для написания натюрмортов использовали эмблемы, каждая из которых имела свое значение. Голландский натюрморт не признает резких цветовых сочетаний, красочные тона подчинены градации света и тени. Самое приятное направление голландского натюрморта 17 века это «Цветы и Фрукты», которые могли быть изображены вместе на одной картине, почти всегда на картинах присутствует изображение насекомых, часто бабочек. Таким образом, в своём творчестве он предвосхитил дальнейший путь развития голландского натюрморта81.
В голландском натюрморте всегда ощущается спокойная созерцательность и особая любовь к передаче реальных форм осязаемо материального мира.
Художникам также приходилось ждать смены сезонов, чтобы запечатлеть нужный цветок. Все присутствующие — равноправные участники праздника. Высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы.
В ряде случаев им использовался вертикальный формат полотна с доминантой, заданной рёмером или высоким бокалом. Заказов на большие картины для церквей голландские художники не получали. Учился у Флориса ван Дейка. Тогда включение касания в зрительный акт и есть визуальное. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования.
Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Изображенные драгоценные предметы говорят об изысканном вкусе ее клиентуры.
Очень часто портреты Халса включают элементы жанровой сцены. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Голландская Ист-Индская компания была основана в 1602 году и 21 год вела счастливую монополистическую торговлю со странами Азии.
Композиция стала спокойной и строгой. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами.
Нельзя без замирания разглядывать холсты Виллема Калфа или Абрахама ван Бейерена. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Картины вступали в диалог с современниками, сообщая им важные моральные истины, напоминая о бренности всего сущего и заставляя задуматься о смысле человеческой жизни75. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ.
Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем.
Все это свидетельствует о том, что Клара Петерс была весьма преуспевающим живописцем. Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры.
С этого времени он стал создавать роскошные натюрморты, отличающиеся красочностью и декоративностью. О жизни Халса известно немногое.
Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79. Харлемский художник Питер Клас (1597—1661) тонко и умело подчёркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство. В натюрмортах, относящихся к началу XVII столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В скором времени тюльпаны распространили во Францию и Англию, в Германию и Голландию.
Демократичным бытописателем, занимательным рассказчиком был Ян Стен. Однако это воздействие (бывшее к тому же взаимным) не могло стать определяющим для живописной школы, установившейся, окрепшей и достигшей расцвета. Со Средиземного моря к ним везли соль, вино, лимоны, виноград и миндаль. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста (1590—1656). У художников следующего поколения веши уже не столько напоминают об отвлечённых истинах, сколько служат для создания самостоятельных художественных образов.
Это ощущение подчеркивает и колорит, выдержанный в черных, серых и белых тонах. К кухонному натюрморту Калф обратился еще в свои молодые годы, которые он провел в Париже. С одной стороны, устрицы намекали на мирские соблазны, с другой – раскрытая раковина обозначала душу, готовую покинуть тело, то есть сулила спасение.
Пестрый, с сильным звучанием локальных цветов колорит и перегруженность композиции отличают и два других натюрморта ван дер Аста – Тарелка с плодами и раковины1 (1630) и Раковины. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. За луковицу редкого тюльпана могли заложить дом, выращивание тюльпанов считалось привилегией аристократов. Известен случай когда мельник обменял на одну луковицу тюльпана свою мельницу, луковица тюльпана считалась хорошим приданным. Тюльпаны в то время были одноцветные, реже двух цветные. Теперь вы можете понять почему тюльпаны часто встречались в натюрмортах голландских художников. Эти образы указывают на то, что искусство вечно. Или: то, что может быть открытой поверхностью и что передает нам ценную информацию о мире. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма.
Буквальное повторение отдельных мотивов облегчалось существованием штудий с растений. Содержимое же сосудов трактовалось по-разному. Однако главные черты натюрморта как жанра вырабатываются в харлемских завтраках. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии.
В живописи этого периода появляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»). Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам.
Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта. В подобных картинах детали наделены символическим зна-чением. Его композиция очень проста и лаконична. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта». Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь.
Тарелка с хлебом должна вот-вот упасть. В «ученых» натюрмортах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно лежащих бумаг с надписями. В это время он испытывает влияние декоративной и монументальной живописи Яна Давидса де Хема. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии.
Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы.
Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. Скатерть не закрывает весь стол полностью. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. – сопоставлены друг с другом так, чтобы выявить особенности и привлекательность каждого. Именно особенности эмблематического мышления XVI-XVII вв. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». На этой картине в относительно тесном пространстве сконцентрировано множество предметов— атрибутов жанра: книги, свеча, монета, зеркало, трубка, сорванные и увядающие цветы, песочные цветы и т. д.
Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника. Практически в каждом голландском натюрморте присутствуют тюльпаны. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102.
Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Все элементы композиции объединены светом и колоритом – серовато-зеленой красочной гаммой.
Его персонажи не замыкаются в себе, они обращают взгляды и жесты к зрителю. Чаше всего он писал «прерванные завтраки». Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план.
Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. В такой манере пишет Балтазар ван дер Аст. Это несравненная чуткость живописца сближает его с голландскими мастерами. 1 столетия. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа.
и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. Замечательна его «Цыганка». В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи.
Изменилось отношение буржуазных заказчиков к художникам- реалистам. учил, что повседневные вещи обладают скрытым значением, а за всяким изображением должен стоять моральный урок. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». Широкую популярность снискали ему групповые портреты офицеров стрелковой роты святого Георгия (1627, Гарлем, Музей Франса Хальса) и стрелковой роты святого Адриана (1633, там же).
Жанровая специализация художников приняла и географический характер. Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины.
Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). Хальс — художник смеха, веселой заразительной улыбки. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт. Луки, а в 1616 г. — в камеру риторов (актеров-любителей).
В целом в этом натюрморте, как и во многих других «завтраках», с помощью предметов обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. У Хеды синий цвет узора на блюде смягчен и дан в сочетании с серовато-оливковым тоном лежащих на нем маслин. Уже в раннем творчестве Класа проявился его необыкновенный талант живописца. Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами. С удивительным мастерством художник передает цвет каждого предмета.
Эмблема – своеобразный жанр, рожденный синтезом изобразительного искусства и литературы (см. статью). В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Лучшими работами этого жанра стали портреты офицеров стрелковой роты Св. Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. Такое расположение вазы подчёркивало противопоставление живой природы, видимой из окна и сорванных, помещённых в вазу садовых цветов.
Любимая тема их натюрмортов – так называемые завтраки. Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсылает к Притче о блудном сыне. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. Но Халс не отказался от реализма и его популярность резко упала. Натюрморты Бейерена строги по композициям, эмоционально насыщены, красочны. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а виноград — об искупительной жертве Христа. Для него передать характерное было так же важно, как показать красивое.
Хлеб и стеклянный бокал с вином на заднем плане ассоциируются с телом и кровью Иисуса и указывают на таинство причастия. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план.
Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище. Хальс родился в Антверпене, затем переехал в Гарлем, где и прожил всю жизнь. Халс писал также заказные портреты, на которых в непринужденных позах размещены состоятельные бюргеры и их семьи («Портрет Исаака Массы», 1626 «Портрет Хетхейсена», 1637).
Очень удачно и расположение всех деталей каждой картины. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Теперь обратим внимание на задний план.
Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111. Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. — Амстердам). В свою очередь это обеспечивало и свободное, творческое восприятие образца, переосмысление и переработку его на разных смысловых уровнях, с разной кодовой установкой и широкое заимствование образцов как основы для создания вариантов.
Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные — наказание. К тому времени тональное направление уже разрабатывали голландские художники-пейзажисты: их работы отличались тонкими градациями и переходами тона, а предметы словно растворялись в серо-коричневой дымке30. Натюрморт превращается в украшение жилища высокопоставленных заказчиков. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт.
Голландский натюрморт начала 17 века отличается приверженностью к символике. Чаще всего изображались предметы, типичные для обстановки жилища зажиточного бюргера— книги, письменные и туалетные принадлежности, разнообразные безделушки, охотничьи трофеи— причём художник стремился нарисовать их так, чтобы они казались действительно стоящими на полке или висящими на стене. Портреты Хальса разнообразны по темам и образам.
В 1610 г. он вошел в гильдию Св. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Натюрморт с фруктами Б. ван дер Аста иллюстрирует раннюю стадию голландского натюрморта, для которой характерен подбор несколько необычных объектов изображения: диковинных раковин, экзотических птиц и плодов, ярких, пестрых насекомых и цветов. Вначале Ян Давидс де Хем пишет фрукты в духе Балтазара ван дер Аста, а также типичные для лейденской школы (Голландия) натюрморты vanitas с изображением книг и закуски, все в русле национального монохромного стиля: простая, уравновешенная композиция, мягкая серо-коричневая гамма, богатство рефлексов.
Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. Манера фламандского художника Яна Фейта более изысканна, чем у его учителя Снейдерса.
Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Красочную гамму, в которой господствуют черные костюмы и белые воротники, оживляют звучные золотисто-желтые, лиловые, голубые и розовые офицерские перевязи. В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды царит живописный беспорядок.
Тема Цветы и фрукты, включает, как правило и разнообразных насекомых. Отказ от них – один из способов спасти душу. Предметы имеют строго определенное место и значение. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде.
Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16. Используя цветовой контраст, художник обнажает реальность. Кроме создания привычных аллегорических ассоциаций художник часто вводил их просто для положительных эмоций, для повышения коммерческой привлекательности сюжета. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Книга, которая выдвинулась из пространства картины и вот-вот упадет, муха, севшая на вазу, которую хочется прихлопнуть – типичные сюжеты для картины-обманки.
В таком же духе исполнена знаменитая «Малле Баббе» (начало 1630-х), представившая известную в Харлеме содержательницу харчевни, которую посетители за глаза называли харлемской ведьмой. В подобных картинах дета ли наделены символическим значением.
Заманчиво предположить, что, возможно, этот нож был свадебным подарком самой Кларе. Венчают компо-зицию два крупных цветка имеющие положительное значение. В возрасте 84 лет Халс создает два своих шедевра: групповые портреты регентов (попечителей) и регентш приюта для престарелых (1664). Шут — неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный.
В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39. Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87.
Очень быстро Халс стал одним из самых известных портретистов Харлема. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40. Хальс не только реформировал единичный заказной и групповой портреты, но явился создателем портрета, граничащего с бытовым жанром. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Пример тому – работа Рейчел Руиш. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа.
Но страницы книги загнуты, а рисунок помят. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Отказ от них — один из способов спасти душу.
Во время своего путешествия по стране он был очарован видом этих нежных цветов. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а вино град — об искупительной жертве Христа. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. 1680). Своих героев он часто находил среди голландской бедноты.
Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Картина Яна Баумана «Цветы, фрукты и обезьяна» — хороший пример смысловой многослойности и неоднозначности натюрморта и предметов на нем. Золотые чаши и кубки, серебряные блюда и столовые приборы выписаны с особой тщательностью и мастерством.
Художник реалистично изображает этот предмет. Визуальное – это вся самая разнообразная технология остановки живого движения. Теперь обратим внимание на задний план. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73.
Как следствие, голландцы неожиданно приобрели самый высокий уровень жизни в мире. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. Это несравненная чуткость живописца сближает его с голландскими мастерами. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна.
Вот таким образом голландский натюрморт с цветами – прежде всего ботанически точное изображение цветов и плодов, в то же время наполненное множеством символов и аллегорий. В натюрмортах, как правило, сохранялись оба значения образа и зритель был волен выбрать один из двух смыслов или совместить их. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия. Особенно многочисленны изображения тюльпанов. Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. В XVII веке Амстердам стал крупнейшим торговым портом мира.
Большой натюрморт Рыбы на берегу моря принадлежит ученику де Пюттера, лучшему живописцу рыб Абрахаму ван Бейерену (162021 – 1690). Питер де Пюттер (до 1600 – 1659) может служить примером очень ранней узкой специализации голландского натюрморта.
Расцветает культура. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Но портретируемых объединяют общие черты: цельность натуры, жизнелюбие.
Ван Стрек изобразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Охотничий рог символизирует богатства, которые невозможно взять с собой в иную жизнь. Видимое – то, что имеет кожу, оболочку, то, что поверхностно.
В своих работах Рембрандт сочетал силу и проникновенность психологической характеристики с исключительным мастерством живописи, в которой главное значение приобретают аккуратные тона светотени. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста.
С 1617 года работал в Харлеме. Виллем Кальф на протяжении всей жизни писал в свободной манере и демократические «кухни» — кастрюли, овощи и аристократические по подбору изысканных драгоценных предметов натюрморты, полные сдержанного благородства, словно насыщенные внутренним горением красок серебряные сосуды, кубки, раковины. Следует отметить, что ван Бейерен писал также морские виды. В натюрмортную группу часто входят рёмеры, акелей-бокалы, кубки-наутилусы, китайские вазы и кувшины изображённые с исключительной достоверностью.
"Чтение" натюрморта было чем-то вроде интеллектуальной игры. С блеском и силой энергичная кисть художника лепит объемы форм. Они не только предлагают задуматься об изображенных предметах, но и позволяют использовать их по назначению: прочесть открытые страницы или исполнить записанную в нотной тетради музыку.
Искусствоведы считают, что в ее пышном букете затесались бабочки и пчелы (что до меня, я бабочек вижу, а пчел – увы). Хлеб и стеклянный бокал с вином на заднем плане ассоциируются с телом и кровью Иисуса и указывают на таинство причастия. Развиваются естественные науки, обслуживавшие возросшие потребности хозяйства.
Он был одним из первых мастеров голландского натюрморта 17 века. На первый взгляд, сочетание растений и животных кажется случайным. В 50-х и 60-х годах ХУ1 века положение в Нидерландах становится крайне напряженным. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Охотничьи трофеи -- это, прежде всего, охотничьи трофеи -- битая птица и дичь. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96.
Плоды и омар на столе (1940) – одна из лучших работ Рейкхалса. Здесь нет главного героя. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа.
Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Чаше всего он писал «прерванные завтраки». Таково полотно "Трубки и жаровня". Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6. Голландские художники 17 века Питер Клас (около 1597 — 1661) и Виллем Хеда (1594—1680/1682) писали многочисленные варианты «завтраков» изображая на столе окорока, румяные булочки, ежевичные пироги, хрупкие стеклянные бокалы, наполовину наполненные вином, с удивительным мастерством передавая цвет, объем, фактуру каждого предмета.
В подобных картинах дета ли наделены символическим значением. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Георгия (1627) и стрелковой роты Св. Адриана (1633).
В своей совокупности эти отдельные сюжеты характеризуют и пристальный интерес голландцев к сюжетам повседневной жизни и их любимые занятия и увлеченность экзотикой дальних земель (в композициях присутствуют диковинные раковины, фрукты). Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Жизнеутверждающий оптимизм мастера сменился глубоким раздумьем иронией, горечью, скептицизмом. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке.
Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Сложнее становятся композиционные построения, декоративнее – краски. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти.
Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик.
Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Но этот беспорядок лишь кажущийся, так как композиция каждого натюрморта строжайше продумана и найдена. От изображений регентов — стариков и старух — веет печалью и смертью. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным.
Их прислал в Аугсбург германский посол при турецком дворе Бусбек. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос.
Умер Халс в 1666 г. в глубокой бедности. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. С большим вкусом художник выбирает предметы для своих произведений. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. Со временем «завтраки» мастеров натюрморта, живописцев Класа и Хеды уступают место «десертам» голландских художников Абрахама ван Бейерена (1620/1621-1690) и Виллема Кальфа (1622-1693).
Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения.
Питер Клас (см. репродукции) родился в Бургштейне в 1597 году. Богатство и роскошь на одном полюсе и бедность и нищета – на другом заставили художников почувствовать опредмеченные в вещах имущественные отношения. Поздние портреты Хальса стоят рядом с самыми замечательными творениями мировой портретной живописи: своим психологизмом они близки портретам величайшего из голландских живописцев — Рембрандта, который, так же как и Хальс, пережил свою прижизненную славу, вступив в конфликт с буржуазной верхушкой голландского общества.
Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя.
Вода – тема крещения, очищения, вино – тема причастия. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). Творческое лицо Хальса сложилось к началу 20-х годов 17 века.
Центральным предметом композиции мог стать пучок спаржи, ломтик лимона, ягоды крыжовника— скромные, повседневные предметы.
Натюрморт (Stilleven -- что по-голландски означает -- тихая жизнь) – это своеобразная и достаточно популярная ветвь голландской живописи. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Христа. К началу 18 века голландский натюрморт тяготеет к впечатляющей эстетике деталей. Он разработал собственные приёмы наложения друг на друга нескольких слоёв краски, благодаря чему добивался исключительного богатства цвета и разнообразия его оттенков. Виллем Калф (1622 – 1693), крупнейший голландский натюрмортист второй половины ХУ11 века исходил в своем творчестве из достижений Ф. Рейхкале и Я. Трека. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки.
Расположение предметов и их выбор неслучайны. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов.
Манера фламандского художника Яна Фейта более изысканна, чем у его учителя Снейдерса. В голландской живописи XVII века были заложены основы нового жанра— натюрморта— который в образной форме воплотил мироощущение человека в его отношении к предметному миру и природе. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта. Справа в глубине изображена таверна. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс.
Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Художник добивался эмоциональной сипы и жизненности характеристик портретируемых, передачи их неуемной энергии. В 1640-х гг.
Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Он превращается в пышное украшение жилища высокопоставленных заказчиков. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки.
Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр). Сдержанная серовато-золотистая оливковая тональная гамма объединяет предметы. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги — как намек на воспитание «кнутом и пряником». Раковина — оболочка, оставленная когда-то жившим в ней существом, увядшие цветы — символ смерти. В каждом художественном центре страны художники предпочитали свои композиции: в Утрехте — из цветов и плодов, в Гааге — из рыбы.
Большое место в творчестве живописца занимает групповой портрет. Натюрморты с цветами оставались популярными у голландцев и в следующем веке. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста).
Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Композиционным центром, несомненно, является блюдо с ветчиной.
Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту.
В XV–XVI вв. Образцом его работы в этом жанре может служить пейзаж в глубине рассматриваемой картины. Таковы изображения детей, поющих или играющих на музыкальных инструментах («Поющие мальчики», 1624–1625).
Строже и спокойнее становится его палитра. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Художник почти гротескно изобразил женщину с огромной пивной кружкой и совой на плече.
Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Он разработал собственные приёмы наложения друг на друга нескольких слоёв краски, благодаря чему добивался исключительного богатства цвета и разнообразия его оттенков103. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714). Пчелы символизируют страсти Христовы, а бабочки – воскресенье и бессмертную богоподобную душу. Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века.
Становится необычайно распространенным голландский натюрморт с цветами. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа.
Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи.
Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Морской улов, вываленный из корзины на берег, включает – помимо рыб – крабов, омара, устриц, ракушек, морских звезд. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами.
Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. определяют своеобразие смыслового подтекста старинных натюрмортов. В этом смысле натюрморт представляет собой образец закрытой семиотической системы.
Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704). А поскольку он еще не может объединить это пестрое зрелище в единую картину средствами самого натюрморта (их еще нет. ), он привносит в натюрморт присущие другим жанрам живописи литературный сюжет и механическое движение. Справа в глубине изображена таверна. Недаром почти в каждом голландском натюрморте (и редко во фламандском) встречаются предметы из стекла, дающие богатые возможности для решения разнообразных задач по передаче особенностей этого материала с помощью освещения.
Первые натюрморты просты – хлеб, бокал вина, фрукты, рыба, бекон. в стране намечаются признаки перелома. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а вино град — об искупительной жертве Христа. Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. Ведущими мастерами голландского натюрморта первой половины XVII века были Питер Клас (1597/98-1661) и Виллем Хеда (1594-ок. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение.
Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Впечатление цельности композиции поддерживается единым серо-коричневым колоритом.
В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Демократизм его искусства обусловлен связями с традициями эпохи нидерландской революции.
Это был веселый, общительный человек, добрый и беспечный. Там, куда скатерть не доходит, заметен простой деревянный стол, без всяких прикрас. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста. Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами.
Веселое, с оттенком юмора настроение объединяет разных по характерам и манерам офицеров. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. При взгляде на картину возникает ощущение неустойчивого равновесия. Картины оживлены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне («Завтрак с крабом», 1648 г. ). Во второй половине XVII в. голландский натюрморт, подобно пейзажу, стал более зрелищным, сложным и многокрасочным. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721).
Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Теме быстротечности человеческого существования противопоставляется бессмертие души и знаки бренности внезапно оказываются символами спасения.
Скатерть написана с благоговейной тщательностью. Франс Халс родился около 1581 г. в Антверпене в семье ткача. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа.
В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды (около 1594 — около 1680) царит живописный беспорядок. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Это традиционный и излюбленный набор Хеды.
Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Это явление находит свое объяснение в исторической обстановке в Голландии, когда после заключения Мюнстерского мира (1648) упрочилось международное положение республики и окрепла власть господствующих классов внутри страны, положив предел дальнейшему развитию многих прогрессивных и демократических явлений. Художник не пытается идеализировать изображаемых, главное для него — их естественность и неповторимость. Чертами добродушного юмора овеяны образы крестьян в картинах Адриана ван Остаде.
На картинах Абрахама ван Бейерена (1620 или 1621—1690) и Виллема Калфа (1622—1693) изображены грандиозные пирамиды из дорогой посуды и экзотических фруктов. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107. Подбоченившись, задорно улыбается офицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес). Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников.
Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами.
Мы видим множество видов мяса: убитую птицу и разделанные туши, ливер и ветчину, окорока и колбасы. Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666), чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры.
Это самое яркое пятно на картине. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven).
Важным дополнением к этим наборам являются стеклянные бокалы с вином.