Голландские художники для натюрмортов выбирали разнообразные предметы, прекрасно соединяли, выявляя особенности каждого предмета, его внутреннюю жизнь, связанную с жизнью человека. Одним из самых ранних натюрмортов, демонстрирующих сервировку голландского стола, является «Накрытый стол» харлемского художника Николаса Гиллиса (около 1580— после 1632). Как самостоятельный жанр живописи натюрморт начинает существовать в XVII в. в творчестве голландских и фламандских художников. Голландский натюрморт вдохновляет и современных художников, в свое время это был некий прорыв, который не мог остаться не замеченным. Голландский натюрморт интересен не только знатокам живописи, приглашаю вас насладиться картинами и историей. Один из самых известных художников писавших голландский натюрморт был Ян Давидс де Хем его картины пользовались большой популярностью. Его картины отличались сочностью цветов, реалистичностью, высокой степенью прозрачности цвета.
1620 — 1690) — голландский художник XVII века, мастер натюрмортов с посудой и фруктами иногда с цветами, рисовал также морские пейзажи.
Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Все это свидетельствует о том, что Клара Петерс была весьма преуспевающим живописцем. Он хотел видеть не изменчивые, а постоянные её качества. Питер Клас (1597 -1661) был первым мастером, сосредоточившим все свое внимание на изображении предметов, окружающих человека в его повседневной жизни. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки.
На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675. org/w/ind ex. Теперь обратим внимание на задний план. Тематика и эстетика этого вида натюрморта отражает вкусы буржуазии второй половины XVII века, её стремление к богатству изяществу и роскоши. Работа над натюрмортом разделяется па несколько этапов. Харлемский художник Питер Клас (1597—1661) тонко и умело подчёркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684).
Лучшие достижения кухонного натюрморта связаны с деятельностью братьев Корнелиса и Хермана Сафтлевенов. К началу 18 века голландский натюрморт тяготеет к впечатляющей эстетике деталей. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39. Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Зародившийся в университетском ru.
Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти.
В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Третья разновидность композиционно встроена в фигуру треугольника.
Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии.
Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). Впечатление цельности композиции поддерживается единым серо-коричневым колоритом. В дальнейшем натюрморт утрачивает свой демократизм интимность, свою одухотворённость и поэзию.
stilleven, нем. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109.
Ван Стрек изобразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский. Заманчиво предположить, что, возможно, этот нож был свадебным подарком самой Кларе. Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Веретена висят на стене. Любимая тема их натюрмортов – так называемые завтраки. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности.
Херман Сафтлевен Младший (1508 -1685), обратившийся к этому жанру под влиянием старшего брата, Корнелиса, уделяет большое внимание пространственной характеристике среды. Венчают компо-зицию два крупных цветка имеющие положительное значение.
Сезанн говорил: «Я хочу вернуть природе вечность». На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами. Особенно этот поиск прослеживается в его натюрмортах. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Начинают с обобщенной передачи объемов предметов. Охотничий рог символизирует богатства, которые невозможно взять с собой в иную жизнь. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт.
Особо значимыми считаются полотна Николаса Гиллиса, Флориса Герритс ван Схотена, Клары Петерс, Ханса Ван Эссена, Рулофа Кутса и др. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки.
Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа.
Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107. Ведущими мастерами голландского натюрморта первой половины XVII века были Питер Клас (1597/98-1661) и Виллем Хеда (1594-ок. И персики и вишни и виноград исполнены очень точно, но безжизненно. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам.
Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует».
В дальнейшей истории живописи работыголландцев того времени (Утрех, Лейден, Делфт и других) оказали огромное влияние на развитие искусства: композицию, перспективу использование символики в качестве элемента повествования. На них запечатлено присутствие человека в виде крошек, надкушенных булочек и т. д. Они рассказывали интересные истории, наполненные общими для картин того времени аллюзиями и морализаторскими символами. В такой манере пишет Балтазар ван дер Аст. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. В радиальной композиции (стебли цветов расходились веером из одной точки) главным становится изображение цветка, помещенного в место схождения стеблей. Балтазар ван дер Аст – Тарелка с плодами и раковины.
Например, нарцисс указывал на самовлюбленность и одновременно считался символом Богоматери.
Цвета, полученные смешением красок, проверяют на палитре. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух).
Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта». Таким образом, отношения цветов в акварельной работе постепенно подводят к натуре.
де Хемом S-образная форма букета с изящными завитками, предвосхищающими стиль рококо. Вот таким образом к работе над фоном надо относиться очень внимательно. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Морской улов, вываленный из корзины на берег, включает – помимо рыб – крабов, омара, устриц, ракушек, морских звезд.
Бейерен, конечно, знал работы своих фламандских современников А. Адриансена и Ф. Снейдерса (на это указывает его стремление к монументальным композициям), но декоративное начало фламандского натюрморта было ему совершенно чуждо. Охотничьи трофеи -- это, прежде всего, охотничьи трофеи -- битая птица и дичь. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693).
Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Голландские художники стали искать новые темы для своих полотен. Их достижения были использованы авторами натюрмортов: художники создавали картины в приглушённых тонах используя преимущественно оттенки серого и коричневого.
На этом этапе голландские натюрморты ищут в первую очередь качества, которые объединяют предметный мир в целостную картину. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия. На картинах Абрахама ван Бейерена (1620 или 1621—1690) и Виллема Калфа (1622—1693) изображены грандиозные пирамиды из дорогой посуды и экзотических фруктов. Интерес к символике и эмблематике был в ХVII веке особенно велик, особенно в Голландии. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности.
Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. Однако голландский натюрморт не просто фиксировал действительность: он тонко передавал взаимосвязь вещей и явлений духовной жизни человека.
При таком фоне лучше всего взять для постановки предметы, контрастирующие с ним по цвету. В этом размещении чувствуется любование натурой, стремление точно передать облик вещей. Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным. В своей совокупности эти отдельные сюжеты характеризуют и пристальный интерес голландцев к сюжетам повседневной жизни и их любимые занятия и увлеченность экзотикой дальних земель (в композициях присутствуют диковинные раковины, фрукты). На картине Геррита Виллемса Хеды мы видим блюдо, кувшин, высокий стеклянный бокал и опрокинутую вазу, горчичницу, окорок, смятую салфетку и лимон.
Выполняя натюрморт в живописи, важно все время правильно видеть натуру: цельно -- при определении общих цветовых отношений и в конце выполнения работы, конкретно -- при проработке деталей, т. е. следовать принципам «от общего к частному» и «от частного к общему». Кроме создания привычных аллегорических ассоциаций художник часто вводил их просто для положительных эмоций, для повышения коммерческой привлекательности сюжета. На первый взгляд, сочетание растений и животных кажется случайным.
Юриан ван Стрек (1632 -1687) любил, как и Калф изображать изящные предметы и изысканные завтраки. wikipedia. Этим добиваются целостности впечатления от постановки. Каждый цвет сравнивают с остальными и при необходимости уточняют. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96.
Отказ от них — один из способов спасти душу. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. С этого времени он стал создавать роскошные натюрморты, отличающиеся красочностью и декоративностью.
Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. Расположение предметов и их выбор неслучайны.
Его живопись приобретает особую выразительность благодаря умелому использованию контраста тёплых и холодных цветов и различных оттенков одного и того же цвета. Композиция натюрмортов Хеды строго продумана и всегда крепко построена. Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82. 1680). Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Сложнее становятся композиционные построения, декоративнее – краски.
Цвет фона все время сравнивают с цветом предметов. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87. php. К 1650-60 годам, в творчестве Виллема Кальфа и Абрахама ван Бейерена, натюрморт утрачивает свой скромный, простой характер, становясь роскошнее и пышнее и поражая богатством колорита.
Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. Он превращается в пышное украшение жилища высокопоставленных заказчиков.
Предметы имеют строго определенное место и значение. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40. Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма.
Голландия стала лидером среди прочих. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Композиции второго типа, словно ковром, заполняют все пространство полотна. Демократичным бытописателем, занимательным рассказчиком был Ян Стен. Голландские художники существенно расширили круг затрагиваемых искусством тем непосредственное обращение к окружающей действительности стало главным фактором воздействия нового жанра на зрителя112. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе.
Таковы полотна фламандского художника Франса Снейдерса. Голландские художники создавали впечатление естественного беспорядка в расположении вещей: они показывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой, недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу, – всегда кажется, что кто-то касался этих предметов, только что пользовался ими, всегда ощущается незримое присутствие человека. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке.
Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги — как намек на воспитание «кнутом и пряником». Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). Виллем Калф «Уголок кухни» Изображая те же, что и его предшественники, обыденные, демократические предметы домашнего обихода: старую бочку, глиняный горшок и медный котел, – художник сумел открыть волшебное воздействие на вещи золотистого солнечного света, который превращал этот бедный крестьянский скарб в изысканные произведения ювелирного искусства. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека.
На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань. Демократизация содержания и форм натюрморта проявилась и в творчестве П. де Пюттера и А. ван Бейерена, создавших едва ли не самую популярную в Голландии разновидность этого жанра – изображение речной и морской живности. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью.
Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Теперь обратим внимание на задний план. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым.
Нидерландский натюрморт XVII века. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Например, в своем натюрморте французский художник 19 века. Чаще всего изображались предметы, типичные для обстановки жилища зажиточного бюргера— книги, письменные и туалетные принадлежности, разнообразные безделушки, охотничьи трофеи— причём художник стремился нарисовать их так, чтобы они казались действительно стоящими на полке или висящими на стене.
На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. Все элементы композиции объединены светом и колоритом – серовато-зеленой красочной гаммой. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти.
Натюрморты этого художника не назовешь «мертвой натурой», они наполнены жизнью, праздничностью, что соответствует общему характеру искусства Фландрии 17 века. Одни названия картин этого мастера, ныне украшающих залы Эрмитажа, говорят сами за себя: «Овощная лавка», «Рыбная лавка», «Фруктовая лавка». Этим художник достигает удивительной объемности и весомости форм. Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. Лучшим примером этого является натюрморт Рыбы в корзине.
Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта. Все изображенные в натюрморте предметы кажутся залитыми светом. Справа в глубине изображена таверна. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные — наказание. Отказ от них – один из способов спасти душу.
Плоды и омар на столе (1940) – одна из лучших работ Рейкхалса. Среди них амстердамские мастера Ян Янс Трек (ок. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Флорис ван Схотен (ок.
Пестрый, с сильным звучанием локальных цветов колорит и перегруженность композиции отличают и два других натюрморта ван дер Аста – Тарелка с плодами и раковины (1630) и Раковины. Внизу, возле вазы, обычно расположены знаки бренности – сломанные или увядшие цветы, осыпавшиеся лепестки, пустые раковины, гусеницы, мухи в центре – символы скромности и чистоты (средней умеренности), окруженные пышными недолговечными цветами (ландыши, фиалки, незабудки, цикламены в окружении роз, гвоздик, анемонов и т. д. ) увенчивает композицию крупный цветок, чаще обладающий положительным значением, этакий венец добродетели (да еще в окружении бабочек и стрекоз). Картина Яна Баумана «Цветы, фрукты и обезьяна» — хороший пример смысловой многослойности и неоднозначности натюрморта и предметов на нем. Вершиной творчества голландского реализма является Харменса ван Рейна Рембрандта, отличавшийся необычайной жизненностью и эмоциональностью, глубокой человечностью образов, большой тематической широтой.
Картины оживлены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне («Завтрак с крабом», 1648 г. ). Во второй половине XVII в. голландский натюрморт, подобно пейзажу, стал более зрелищным, сложным и многокрасочным. И главный акцент на картине попадал на различные предметы. Становится необычайно распространенным голландский натюрморт с цветами. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721).
Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста.
Если Уртрехту, сохранившему доже во времена республики католическую пышность и любовь к нарядности, новый жанр был обязан разработкой проблем цветочного натюрморта, а Гаага с ее морским промыслом подняла на невиданную высоту мастерство изображения рыб и других обитателей моря, то университетский Лейден создал и усовершенствовал ученый натюрморт, а более демократический Роттердам – кухонный натюрморт наконец, самый перспективный вид голландского натюрморта – жанр завтраков возник в Харлеме. Жанр «завтраков» Среди голландских картин нередко встречаются вещи бездушные, но технически выполненные вполне добротно или произведения в целом малопривлекательные, но поражающие совершенством выполнения отдельных частей, в особенности деталей натюрморта.
В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Эти образы указывают на то, что искусство вечно. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31. Таковы лучшие полотна целых мастерских, во главе которых были Амбросиус Босхарт Старший, Якоп де Гейн Младший, Ян Баптист ван Форненбург, Якоб Ваутерс Восмар и др. К этому времени рисовать цветы и создавать красивые голландские натюрморты могли уже многие известна даже художница Речел Рёйш.
Там, где надо, цвет усиливают повторным наложением.
Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30.
Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Трубки и жаровня (1636) – лучший тому пример. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Виллем Клас Хеда (1594 -1682), автор Завтрака с омаром (1648), – второй ведущий мастер жанра монохромных завтраков.
В Голландии натюрморт называли «тихой жизнью». В целом в этом натюрморте, как и во многих других «завтраках», с помощью предметов обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений. Образцом его работы в этом жанре может служить пейзаж в глубине рассматриваемой картины. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6.
Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Жанровая специализация художников приняла и географический характер. Надо следить за тем, чтобы не пересветлить цвет освещенной части.
Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. Художник вёл свои творческие поиски через синтез формы и цвета, формы и пространства. stilleben, англ.
Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Все они традиционно украшены узорчатой резьбой и росписью. Находят цвета предметов и фона, определяя основные цветовые отношения в натюрморте. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени.
При необходимости цвета уточняют. Зачастую в натюрморт включается некоторый скрытый подтекст, переданный через символическое изображение. Работы аллегорического характера относятся к поджанру «ванитас». Справа в глубине изображена таверна. Питеру Класу принадлежит здесь честь открытия тона и световоздушной среды как главнейших средств выявления этого единства и даже честь создания целого жанра так называемых монохромных завтраков.
Основу кальвинистской церкви составляют так называемые конгрегации – автономные сообщества, управляемые пастором, диаконом и старейшинами, выбранными из мирян. Однако это воздействие (бывшее к тому же взаимным) не могло стать определяющим для живописной школы, установившейся, окрепшей и достигшей расцвета.
Тогда выстраивается вертикальная иерархия цветов и их значений. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Своих героев он часто находил среди голландской бедноты.
Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. Это натюрморт современного художника В. Нестеренко. Но страницы книги загнуты, а рисунок помят. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Хлеб и стеклянный бокал с вином на заднем плане ассоциируются с телом и кровью Иисуса и указывают на таинство причастия.
Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище. Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы.
Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни.
почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Характер их вклада определился конкретными условиями культурноисторического прядка.
Шут — неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Это явление находит свое объяснение в исторической обстановке в Голландии, когда после заключения Мюнстерского мира (1648) упрочилось международное положение республики и окрепла власть господствующих классов внутри страны, положив предел дальнейшему развитию многих прогрессивных и демократических явлений. Значительно тоньше сгармонирован по цвету Завтрак с ветчиной (1647). Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. Питер де Пюттер (до 1600 -1659) может служить примером очень ранней узкой специализации голландского натюрморта. Они символизировали здесь идею умеренности. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа.
В самом центре простого потемневшего от времени стола на белом вышитом полотенце лежат легкие золотистые стебли льна. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста (1590—1656). У художников следующего поколения веши уже не столько напоминают об отвлечённых истинах, сколько служат для создания самостоятельных художественных образов. Каждый предмет пишется тщательно.
Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Большой натюрморт Рыбы на берегу моря принадлежит ученику де Пюттера, лучшему живописцу рыб Абрахаму ван Бейерену (1621 -1690). В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины.
Тема Цветы и фрукты, включает, как правило и разнообразных насекомых. Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды (около 1594 — около 1680) царит живописный беспорядок. При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя.
Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта. Для этого сравнивают его с белым листом бумаги, на котором рисуют. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Белое полотенце лежит так, чтобы хорошо просматривались его вышивка и длина. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта — так называемых «обманок» (trompe lil). Материя на переднем плане как бы замыкает пространство полотна, делает его неглубоким.
Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Голландский натюрморт начала 17 века отличается приверженностью к символике. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Нельзя без замирания разглядывать холсты Виллема Калфа или Абрахама ван Бейерена.
При всей декоративности и мастерстве исполнения поздние натюрморты предвосхищают закат великой голландской реалистической живописи, наступившей в начале XVIII века и вызванный социальным перерождением голландской буржуазии в последней трети XVII века, распространением новых тенденций в искусстве, связанных с тяготением буржуазии к вкусам французского дворянства. Голландский художник сумел увидеть за вещью человека, разглядеть в предмете общественно-историческое содержание. titleD 091 D 0B 0D 0B 9D 0BB D 0B 8, D 094D 0 B 0D 0B 2D 0B 8D 0 B 4actioneditredlin k1 Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли). Корте писал небольшие натюрморты изящные и лаконичные, построенные на контрасте тёмного фона и светлого объекта110.
«Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714). «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Художники стремились не только максимально натуралистично изобразить убитых животных и птиц, но и передать фактуру и краски птичьего оперения. Карманные часы вошли и в иконографию классического голландского натюрморта типа Завтраков. В подобных картинах детали наделены символическим зна-чением.
Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704). Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт. Такова позиция и Франсуа Рейкхалса (после 1600 -1647), у которого на картине Кухня (1638) хозяйка совсем затерялась среди кучи овощей и кухонной утвари.
Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Христа. Натюрморты в виде букетов (в вазе, кувшине или просто на столе) обычно составлялись трех видов. Цветочные натюрморты в Голландии пользовались популярностью среди вельмож и знати, почти в каждом цветочном натюрморте 17века в Голландии присутствовали тюльпаны, в то время страна переживала тюльпанный бум.
Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Однако главные черты натюрморта как жанра вырабатываются в харлемских завтраках. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. Найденные цвета накладывают крупными пятнами на соответствующие места рисунка натюрморта.
В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Вспомним натюрморт В. Ф. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма.
В картине Кухня (1659) Филипса ван Ангела (1616 – после 1683) тот же самый мотив обретает новое звучание. Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе — «тихая, неподвижная жизнь». Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Последние мазки лучше делать прозрачными и яркими красками.
Термин «натюрморт» используется для дефиниции картин изображающих неодушевленные объекты (от латинского «мертвая природа»). На фоне золотистой деревянной стены размещены предметы для прядения и ткачества: прялка, веретена, челнок и др. Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. Натюрморт с фруктами (1681) Виллема ван Алста (1626 – после 1683) отличается исключительно высоким и виртуозным, но уже несколько холодным мастерством. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон.
Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». В «ученых» натюрмортах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно лежащих бумаг с надписями. А раскрытые раковины с устрицами могут сменить свое негативное значение на прямо противоположное, обозначая человеческую душу, отделившуюся от тела и готовую вступить в вечную жизнь.
Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. Отныне предмет в натюрморте выступает главным образом не в его функциональной, повседневно практической роли, а в праздничной, подчеркивающей его избыточные свойства – блеск, роскошь изящество, соответствие изысканному вкусу. Художники стремились не только максимально натуралистично изобразить убитых животных и птиц, но и передать фактуру и краски птичьего оперения. А поскольку он еще не может объединить это пестрое зрелище в единую картину средствами самого натюрморта (их еще нет. ), он привносит в натюрморт присущие другим жанрам живописи литературный сюжет и механическое движение. У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа.
Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а виноград — об искупительной жертве Христа.
1606 -1652) и Паулюс Ван Ден Бос (1614 -1664). Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Несравнимо живее написан натюрморт Закуска, созданный в более ранние годы.
3). В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами.
Сезанн использует оптический закон, по которому холодные цвета воспринимаются глазом как более отдаленные, чем теплые. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа.
Стожарова с изображением льна. «Десерт» Картина Десерт – подлинный шедевр мастера. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Да и заказчики — чаще не вельможи, а малообразованные бюргеры — больше всего ценили произведения искусства за то, что они «совсем как живые». В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). В погоне за целью создать что-то «постоянное», художник предпочитал писать одни и те же объекты, а невероятно длительный процесс создания натюрморта приводил к тому, что фрукты и овощи начинали гнить и разлагаться задолго до завершения картины.
Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Учёный натюрморт. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс. Термин «застывшая жизнь» (голл.
Ещё одним новшеством, которое ван Алст принёс в цветочный натюрморт, стала асимметричная композиция букета. Следует отметить, что ван Бейерен писал также морские виды. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73. Высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы.
Причем объекты могут быть как естественного происхождения (плоды, цветы, мертвые животные и насекомые, черепа и прочее), так и созданные человеком (различная утварь, часы, книги и свитки бумаги, ювелирные украшения и так далее). Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни.
Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. – сопоставлены друг с другом так, чтобы выявить особенности и привлекательность каждого. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ.
Сначала определяют размещение натюрморта на листе бумаги, т. е. создают композицию листа. Чертами добродушного юмора овеяны образы крестьян в картинах Адриана ван Остаде.
Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). Изображенные драгоценные предметы говорят об изысканном вкусе ее клиентуры. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования. Нет смысла пересказывать все те дела, за которые Петра I называют отцом Отечества. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Но к передаче формы может быть и другой подход.
Натюрморты этого типа впервые появились во фламандской живописи XVII века, а затем получили распространение в Голландии, Италии и Испании. Позднее, по мере укрепления бюргерства и постепенной его аристократизации, меняются и требования, предъявляемые к искусству. Это традиционный и излюбленный набор Хеды. На первом же плане были кухонная посуда и принесённые на кухню мясо, рыба и множество овощей: тыква, репа, брюква, капуста, морковь, горох, фасоль, лук и огурцы.
Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Чаше всего он писал «прерванные завтраки». Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Натюрморт (Stilleven -- что по-голландски означает -- тихая жизнь) – это своеобразная и достаточно популярная ветвь голландской живописи. К середине XVII века череп, обвитый хлебным колосом или вечнозеленым плющом, станет обязательным предметом для изображения в натюрмортах в стиле vanitas.
Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсылает к Притче о блудном сыне. На первом же плане были кухонная посуда и принесённые на кухню мясо, рыба и множество овощей: тыква, репа, брюква, капуста, морковь, горох, фасоль, лук и огурцы. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план.