Художник Габриэль Метсю (Gabril Metsu) родился в январе 1629 года в Лейтоне, в семье известного голландского художника Жака Метсю, который умер через восемь месяцев после рождения сына. Одна из картин голландского художника – Девушка с жемчужной сережкой 1665 года является настоящим шедевром. Исходя из этого, логично будет признать, что толчок к независимым голландским художникам исходил именно из фламандского творчества. Повесить в своем жилище небольшую картину могли даже голландские крестьяне — настолько дешево стоили эти творения художников.
Голландские художники пейзажисты занимают важное место в мировой живописи их произведения являются настоящим украшением самых различных выставок. Один из талантливых художников голландского натюрморта Виллем Клас Хеда1593-1682гг. Он был мастером традиционного натюрморта, который называлиontbijtjes, что обозначает лёгкий завтрак или лёгкая закуска. Услышав фразу «великие голландские художники», многие люди сразу же рисуют в голове образ Винсента Ван Гога, его неоспоримо прекрасные и сочные картины, которые были оценены по достоинству лишь после смерти художника. Франс Хальс – великий голландский художник и крупнейший портретист, помогший ввести жанр свободного письма в отечественное искусство.
Его правдивое, жизнеутверждающее искусство оказало большое влияние на многих голландских художников. Великие голландские художники жили не только в 17 веке. Собственное видение голландских художников реализма, выражавшееся в портретных, пейзажных интерьерных работах и картинах натюрморта, породило интерес всех слоев общества к данному мастерству.
В своих работах голландские художники хотели показывать обыкновенную бытовую жизнь без прикрас изысканных вкусов и благородства.
Честолюбивый художник был окружен в Англии вниманием знати, любим королем. Принадлежащие к гильдии сходились для обсуждения под председательством деканов своих общих дел или для взаимного обмена мыслей но в этих собраниях не было ничего, что походило бы на проповедь определенного художественного направления и клонилось бы к стеснению оригинальности кого-либо из членов. В искусстве этот культурный поворот выражается забвением со стороны художников тех основных начал, от которых зависела оригинальность живописцев предшествовавших поколений и обращением к эстетическим принципам, занесенным из соседней страны. Картина принадлежит к самым сложным и поэтически возвышенным произведениям Вермера. В области монументального искусства работали и другие, близкие к Торопу мастера: Антон дер Киндерен (1859—1925)—крупный мастер книжной графики и художник-монументалист, автор росписей в ратуше Херцогенбосха (1889— 1896) и витражей в Утрехтском университете (1894) Иохан Торн-Приккер (1868— 1933)— художник, график и мозаичист выдающийся график Роланд Холст (1868—1938)—художественный критик и эссеист, автор фресок в Амстердамской ратуше (1902) и витражей Утрехтского собора (1922).
В водах заплескались тритоны и наяды, а в воздух устремились амуры и крылатые славы. Будучи сыном пастора, Ван Гог, как и его брат, пошли по стопам отца. Между новейшими маринистами Голландии пальма первенства принадлежит Иог.
Постепенно они словно иссякали, по словам его жены Катарины, последние годы (а ему не было и сорока лет) художник уже не обращался к живописи.
В том же году в Амстердамском государственном музее открывается выставка произведений Сезанна. 1836). Но в творчестве Вермера этот новый тип жанровой композиции оказался единственным. Оно настолько выразительно, что сразу же приковывает к себе внимание.
Подобного тогда не наблюдалось даже в выдающихся центрах искусства – в Италии или Франции. В 1583 г. художник и теоретик искусства Карель ван Мандер привез этот стиль в Харлем. в голландском искусстве появляется новое направление, названное голландскими историками искусства «неореализмом», на деле оно представляет собой голландский вариант сюрреализма. Дружба между Гогеном и Ван Гогом носила корреляционный характер: они взаимно влияли на творчество друг друга, хоть и использовали разные выразительные инструменты, активно обменивались подарками в виде собственных картин и неустанно спорили. Благословляющий Христос полон тревожной настороженности серьезен, задумчив Иоанн. 1832).
Но искусство прошлого, по Мондриану, было «бессознательным выражением этой гармонии путем познания и изображения материального мира», современный же человек, мозг которого благодаря технической революции освобожден для «чистого мышления», способен поставить вопрос о сознательных поисках этой идеальной гармонии. В работах начинают преобладать мазки насыщенно желтого цвета, а также голубое «сверкание». круто повернувший к символизму.
Правда, в отличие от Германии, экономическое и политическое развитие Франции способствовало созданию единого централизованного государства. Такова, например интерьерная картина «Деревенские музыканты».
Он как бы развил дальше рационалистические тенденции этого направления истоки которых лежали в творчестве Берлаге. Такое построение придало изображению живость и естественность.
др. Кажется, что созданный на холстах мир живет и колышется исполненный радости бытия. Везде чистота, голландцы вообще знамениты своей любовью к кристальной чистоте. Мадонна и канцлер находятся в лоджии, отделенные от окружающего стройной колоннадой. Луки, если и содействовали этому, то в очень умеренной степени. К 1905 -г.
В первую очередь это прослеживается в изменении передачи цветового настроения. В духе фовизма работают Гестедь и Мондриан, вскоре рождается голландский вариант фовизма — так называемый «люминизм» «Общество св. стекольной мастерской.
Картину «Блудный сын» можно считать лучшим полотном Рембрандта и эпилогом его творчества. Вихман, А. де Винтер, А. ван Зееген, Я. Бендин) выступает с манифестом «Абсолютная живопись», возвещающим о создании первых в Голландии беспредметных полотен. в стране намечаются признаки перелома. Однако простота художественных концепций Вермеера обманчива.
Художник не пытается идеализировать изображаемых, главное для него — их естественность и неповторимость. 1832). Свои картины на темы народных пословиц, поговорок и притч («Искушение св. В работах его современника Яна Мостарта (около 1470-1556) стремление к натурализму соединяется с оттенком готического предания, теплота религиозного чувства с заботою о внешней элегантности.
Второе отличительное свойство голл. Построенные по его проектам жилые кварталы из секционных домов в самом Роттердаме и особенно состоящий из двухэтажных блокированных домов комплекс Хук ван Холланд (1924—1927) являются одними из первых в европейской архитектуре примеров современных по планировке и внешнему облику жилых домов. Но золотые лучи солнца освещают тяжёлый занавес полога, заставляют искриться его шёлковые нити, делают нарядной простую одежду служанки. Историческая живопись в тесном значении слова культивируется в ней, как и в старину, очень умеренно и не имеет выдающихся представителей зато по части исторического жанра Голландия может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами, каковы: Якоб Экгоут (1793-1861), Ари Ламме (р.
Перед зрителем человек пресыщенный, незначительный, трусливый. В ней необычно яркий и тревожный свет. Но и здесь новое пробивалось на поверхность. В Улочке изображен частный мотив, возможно, художник увековечил свой собственный дом.
живописцев, Альберта ван Оуватера, не имеется никаких положительных данных, кроме сведения о том, что он был современник ван-Эйков и трудился в Гарлеме достоверных же картин его не существует. Вместо пейзажа весь задний план занят золотым фоном. голландцы знакомятся с искусством Ван-Гога, в Голландию быстро и интенсивно проникают последние веяния французской школы в 1906 г. едет в Париж Ян Слейтерс (еще раньше там оказывается Ван-Донген) и привозит с собой в Нидерланды увлечение фовизмом, охватившее большую часть голландских художников.
Так, ощущение напряженного драматизма в картине «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660) создается посредством сложной тональной гаммы и особых световых эффектов. Во Фландрии культурный фон заметно отличался от Голландского. Увеличение поможет оценить точность движений, верность и выразительность рисунка.
Она и есть то, что, по словам Мондриана, «было скрыто в прошлом под именем божества», то, что движет природой и правит миром, го, что «заключено в каждой вещи» и что составляет предмет искусства. 1826), Тереза Шварце (р. Там он поступил на учение к Питеру Ластману, ставшему для него настоящим наставником. Большую роль в этом творческом переломе сыграли несколько лет, проведенные художником в Англии, знакомство с произведениями прерафаэлитов, с утопическими эстетическими концепциями Д. Рескина и У. Морриса и особенно — творчество Обри Бердслея, воздействие которого сказывается в работах Торопа на протяжении многих лет, в частности в таких значительных произведениях, как графические листы «Три невесты» (1893) и «Рок» (1893), хранящиеся в музее Кроллер-Мюллер в Оттерло, «Сфинкс» (1892—1897 Гаага, Городской музей). В последующих своих работах начала 20 в. Берлаге все дальше отходит от традиционных приемов, закладывая основы новой архитектуры в Голландии: проект «Бетховенхюйс» в Блумендале (1908), здание «Де Схипборх» в 3юд Ларене (1914), конторское здание («Голландский дом») в Лондоне (1914) и другие.
В этой низменной стране (hol land), состоящей из трясин, островов и полуостровов, постоянно подмываемых морем и угрожаемых его набегами, населению, лишь только свергнуло оно с себя чужеземное иго, пришлось создавать сызнова решительно все, начиная с физических условий почвы и кончая условиями моральными и интеллектуальными, так как все было разрушено предшествовавшею борьбою за независимость. Антония», «Воз сена», «Сад наслаждений») Босх населяет причудливо-фантастическими образами, одновременно жуткими, кошмарными и комичными. Лувр дает возможность познакомиться с творчеством некоторых из них. В Лувре находится один из поздних автопортретов мастера (1660). 1812), Питер в. Схендель (1806-70), Давид Блес (род. Следующее произведение — крупнофигурное полотно «У сводни» (1656), написанное на сюжет используемый многими живописцами, — отличается оригинальностью исполнения.
В Малых кабинетах можно увидеть Питера де Хоха, Яна Стена, Габриэля Метсю. Винсент изучал теологию и даже был проповедником в бельгийском городке Боринаже. 1828) кроме них, достойны быть названными Михиль Версэг (1756-1843), Эльханон Вервэр (р. В связи с подписанием Утрехтской унии и обособлением семи северных провинций многие жители после 1579–1581 гг. Его отец, брат и сестра были художниками. И когда мастер заявлял: Мой талант таков, что как бы огромна ни была работа.
Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи. Характерно, что в картинах на евангельские темы («Перепись в Вифлееме», «Избиение младенцев», «Поклонение волхвов в снегопаде») он представил библейский Вифлеем в виде обычной нидерландской деревни. В поздних работах Рембрандта красочные мазки резко проступают на поверхности холста. Одна маленькая деталь притягивает на себя внимание –это простыня в центре композиции. развивается и расцветает в полную силу творчество Чарли Тороп (1891—1955), дочери Яна Торопа, чей сильный и своеобразный талант сразу поставил ее в один ряд с крупнейшими живописцами Голландии.
По словам одного из голландских искусствоведов, для произведений художников «Экспериментальной группы» характерны «спонтанность трактовки, автоматизм живописного почерка и колористический динамизм». Перспективу даёт диагональ композиции, воздушная дымка — дальний план. Он создал множество групповых портретов как, например изображения стрелковых гильдий (объединение офицеров для охраны городов и обороны).
«Аллегорию живописи», созданную около 1665–1666 годов, вершинное произведение Вермеера с точки зрения работы с цветом, можно назвать наиболее амбициозной его картиной. Лицо, оживленное подвижными прозрачными тенями, кажется светоносным. Художник полностью зависел от веяний рынка, освободившись от таких прямых заказчиков как влиятельные покровители (феодалы) и католическая церковь. Луки, если и содействовали этому, то в очень умеренной степени. К сожалению, произведения примитивных Голландских живописцев дошли до нас лишь в очень ограниченном количестве, так как большинство их погибло в ту смутную пору, когда Реформация опустошала католические храмы, упраздняла монастыри и аббатства, подстрекала «разбивателей икон» (beeldstormers) к уничтожению живописныхи скульптурных священных изображений, а народное восстание истребляло повсюду портреты ненавистных ей тиранов.
Между учениками и последователями Рембрандта приобрели наибольшую известность: Фердинанд Боль (1616-80), Говерт Флинк (1615-60), Гербранд ван ден Экгоут (1621-74), Николас Мас (1632-93), Арт де Гельдер (1645-1727), Якоб Бакер (1608 или 1609-51), Ян Викторс (1621-74), Карель Фабрициус (ок. Модерн в «чистом» виде не привился на голландской почве. Портрет Карла VII говорит о Фуке как о реалисте. В так называемом «Большом автопортрете» 1652 г. художник предстает перед нами в коричневой блузе, с поворотом лица в три четверти. Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты. На языке символов клетка означает тайную страсть, которая может вырваться наружу.
В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. корифеям французской школы. Радекер. В других источниках указывается количество 600. — позже 1533) и его сын Дирк Якобс (две картины последних изображающие стрелковые общества имеются в Эрмитаже).
Он является создателем национального голландского пейзажа. О творчестве третьего немецкого художника – Лукаса Кранаха (1472-1553) в Лувре можно судить по картине Венера на фоне пейзажа (1523). Особенно богата новейшая голл. Строже и спокойнее становится его палитра.
За столом Христос и трое учеников. Своё первое произведение Герарт Терборх создал в девять лет. К их числу принадлежат Андреас Схельфгоут (1787-1870), Барент Куккук (1803-62), Иоганнес Вильдерс (1811-90), Виллем Рулофс (р.
Живописные портреты мастера более парадны, декоративны, так как особое внимание уделяется передаче роскошного костюма и драгоценностей (Портрет королевы Елизаветы Австрийской, 1571). Иоанна»), написанного им для гарлемского собора. Оно настолько индивидуально, что, несомненно, представляет собой портрет. Наибольший интерес из построек Дудока в Хильверсуме представляют школы, в которых очень рационально и по-новому для тех лет были решены планы — в соответствии с функциональными требованиями учебного процессса (удачное освещение классов, спортивные залы, широкие односторонние коридоры — рекреации и т. д. ), ратуша (1928—1930).
Они рассказывают о домашних заботах хозяйки дома (покупка провизии, забота о детях, занятия рукоделием), о развлечениях голландского бюргера (игра в карты, прием гостей, концерты). Творчество Рембрандта в Венской картинной галерее представлено только портретами, хотя «Мать художника» и «Сын художника» могут также считаться однофигурными историческими картинами. В работах его современника Яна Мостарта (около 1470-1556) стремление к натурализму соединяется с оттенком готического предания, теплота религиозного чувства с заботою о внешней элегантности. Голландский экспрессионизм просуществовал сравнительно недолго. В этой области между голл.
Обстановка предельно проста: голая стена, ниша, дверь справа. 1822), Гендрих в. де Санде-Бокгейзен (р. 1836). Блокгорстом (1532-83), Корнелис в. Гарлем (1562-1638) и другие, принадлежащие уже к следующему периоду Г. школы, каковы, напр., Абрагам Блумарт (1564-1651), Герард Гонтгорст (1592-1662), отправлялись за Альпы проникаться совершенствами корифеев итальянской живописи, но подпадали, по большей части, под влияние представителей начинавшегося в ту пору упадка этой живописи и возвращались на родину маньеристами, воображающими, что вся суть искусства заключается в утрировке мускулатуры, в вычурности ракурсов и щегольстве условными красками.
Французские культурологи дали им общее название – «малые голландцы», которое не граничит с масштабами талантов и обозначает привязанность к определенным темам из повседневной жизни, противоположным «большому» стилю с крупными полотнами на исторические или мифологические сюжеты. Туман, заволакивающий от нас начальную эпоху Г. школы, начинает рассеиваться с появлением на сцену Дирка Боутса, прозванного Стюрбоутом ( 1475), родом из Гарлема, но работавшего в Левене и потому причисляемого многими к фламандской школе (лучшие его произведения — две картины Неправый суд императора Оттона, находятся в брюссельском музее), а также Корнелиса Энгельбрехтсена (1468-1553), главная заслуга которого состоит в том, что он был учителем знаменитого Луки Лейденского (1494-1533). Название картины граничит с именем заказавшего ее канцлера, фигура которого видна слева. К сожалению, произведения примитивных Г. живописцев дошли до нас лишь в очень ограниченном количестве, так как большинство их погибло в ту смутную пору, когда Реформация опустошала католические храмы, упраздняла монастыри и аббатства, подстрекала разбивателей икон (beeldstormers) к уничтожению живописных и скульптурных священных изображений, а народное восстание истребляло повсюду портреты ненавистных ей тиранов.
Но в удлиненных пропорциях изгибе фигуры, в жесте рук видны условность и манерность. Упадку школы способствовал также знаменитый Адриан в. де Верфф (1659-1722), прилизанная живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, с тусклым, бессильным колоритом казалась некогда верхом совершенства. др.
Это стремление проглядывает уже в работах вышеупомянутого Мостарта но главным распространителем нового движения должен считаться Ян Схорель (1495-1562), долго живший в Италии и основавший потом в Утрехте школу из которой вышел целый ряд художников, зараженных желанием сделаться голландскими Рафаэлями и Микеланджело. 1826), Антон Мауве (1838-88), Якоб Марис (р. 1852) и Валли Мус (р. Это исчезает в поздних портретах. Знаменитейший в ряду таких живописцев сельской идиллии — Паулюс Поттер (1625-54) кроме него, должны быть причислены сюда Адриан в. д. Вельде (1635 или 1636-72), Альберт Кейп (1620-91), Абрагам Гондиюс ( 1692) и многочисленные художники, обращавшиеся за темами предпочтительно или исключительно к Италии, каковы: Виллем Ромейн ( позже 1693), Адам Пейнакер (1622-73), Ян-Баптист Вэникс (1621-60), Ян Асселейн, Клас Берхем (1620-83), Карель Дюжарден (1622-78), Томас Вейк (1616.
Таковы: Михиль Миревельт (1567-1641), его ученик Паулюс Морэльсе (1571-1638), Томас де Кейзер (1596-1667) Ян ван Равестейн (1572. Эмануэл де Витте«Рынок в порту».
В некотором роде Гоген был более приземленной личностью, нежели В, ан Гог. 1826), Антон Мауве (1838-88), Якоб Марис (р. Драматична и судьба искусства Вермера.
Желание сообщить ей снова тот блеск, каким сияла она в XVII столетии, стало одушевлять новейших художников и возвратило их к принципам старинных национальных мастеров — к строгому наблюдению природы и бесхитростному искреннему отношению к предлежащим задачам. Реформация изгнала из церквей религиозные картины не было надобности украшать дворцы и вельможеские палаты изображениями античных богов и героев, а потому историческая живопись, удовлетворяя вкусам разбогатевшей буржуазии, отбросила идеализм и обратилась к точному воспроизведению действительности: давно прошедшие события она стала трактовать, как события дня, происходившие в Голландии и в особенности занялась портретом, увековечивая в нем черты людей того времени, то в одиночных фигурах, то в обширных, многофигурных композициях изображающих стрелковые общества (schutterstuke), которые играли столь видную роль в борьбе за освобождение страны, — управителей ее благотворительных заведений (regentenstuke), цеховых старшин и членов различных корпораций. нейтралитет Голландии расширялось промышленное производство. Художник уже немолод. Это вызвало приток в города новых рабочих, которых необходимо было обеспечить жильем. 1898) и Якобуса Беренда Бакемы (р.
В живописи голландских «магических реалистов»—А. Лишь наиболее крупные голландские художники писали в различных жанрах. Вольтер XVI века, как позднее называли Эразма Роттердамского изображен сидящим за столом. Возможно, что в таком построении композиции проявилось знакомство с итальянской школой (Рогир ван дер Вейден ездил в Италию). В годы второй мировой войны пострадали многие города Голландии.
— 1535. ), Якоб Корнелисен (1480. В их лицах чувствуется нежность, лиризм. Обе они, составляя отпрыск рейнской ветви нем. Не трудно увидеть современную, а не библейскую историю в «Избиении младенцев» : пытки, казни, вооруженные нападения на беззащитных людей – все это было в годы небывалого испанского гнета в Нидерландах. В пятидесятые — шестидесятые годы XVII века тематика жанровых картин постепенно сужается.
Первыми учителями Герарта Терборха были его отец и Хендрик Аверкамп. Не будет преувеличением сказать, что вся фламандская живопись вышла из творчества Питера-Пауля Рубенса (1577-1640). Среди работ голландских функционалистов наибольший интерес представляет жилищное строительство в Роттердаме, которое с 1918 по 1938 г. возглавлял Якобус Иоханнес Питер Ауд (1890—1963). Последний ослепляет своей яркостью и смелыми мазками. Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. В конце 40-х гг. В его портретах стала все чаще проскальзывать откровенная идеализация и даже лесть. Весомость архитектуры подчеркивает движение проносящихся облаков.
Утром хозяйка первым делом отправлялась на улицу мыть мостовую перед домом. Яркие представители художественного искусства стали появляться в стране в семнадцатом веке. народа над угнетавшими его испанцами. Ещё одна работа Питера де Хоха — «Материнские заботы» Зрителя как будто пригласили в голландский дом, где он может увидеть, как люди жили в ту пору.
В начале XIX века Лувр обладал пятнадцатью картинами второго великого художника немецкого Возрождения – Ганса Гольбейна (1497-1543). Классическая ясность сюжета в его рабо- тах, естественная и живая выразительность композиции, лёгкая вибрация воздуха, свето- насыщенность звучного цвета, богатая игра оттенков, красочность бликов делают его работы уникальными и неповторимыми. В жилищном строительстве Голландии этого периода были достигнуты серьезные успехи в разработке типов секционных, галлерейных и блокированных домов и в поисках рациональной планировки и оборудования квартиры (в частности, кухни), которые оказали большое влияние на жилое строительство в других странах Европы в 20—30-х гг. Виллинка, Р. Хинкеса, П. Коха — господствует настроение подавленности, страха, трагического ожидания, усиленное преувеличенной ясностью и ужасающей наглядностью, «осязательностью» изображения. По берегам широкой извивающейся реки разбросаны дома горожан и церкви. Вот таким образом голландских художников нельзя распределить на школы, подобно тому, как поступаем мы относительно художников Италии или Испании трудно даже составить из них строго определенные группы и самое выражение «Голландская школа живописи», вошедшее во всеобщее употребление, необходимо приниматьтолько в условном смысле, как обозначающее совокупность соплеменных мастеров, но не действительную школу. Пейзаж за ними – просто фон.
Каждый сюжет должен был занимательным иногда до гротеска дидактичным. 1831). Фактически возможно бесконечное количество вариаций на эту тему, разработке которой Мондриан посвятил всю свою жизнь и хотя в последние годы творчества, проведенные сначала в Англии, затем в США, его композиции несколько усложняются («Площадь Согласия в Париже», 1938—1943, Нью-Йорк, галлерея Сидней Дженис «Победа буги-вуги», 1943—1944, Нью-Йорк, Музей современного искусства), достижение идеального, очищенного равновесия по-прежнему остается его целью. Замечательный мастер портретного жанра, только в 1630-е гг.
Последний взлет творчества мастера — картина «Аллегория живописи» (Мастерская живописца, ок. Хильдо Кроп (р. 1662—1664, Вашингтон, Национальная галерея искусства) написана в полумраке. Строительство многих голландских городов на отвоеванных у моря территориях издавна требовало вмешательства государства для проведения сложных ирригационных работ и вызывало необходимость предварительного планирования. В этой части картины человек неразрывно связан с городским пейзажем. «Малые голландцы» отличались светским реализмом, обращались к окружающему миру и людям использовали живопись, богатую тонами.
Но в этом доме не всё так просто. Однако такие общества, носившие название гильдий св. К работе по реконструкции и застройке городов были привлечены крупнейшие архитекторы и, хотя право частной собственности препятствовало осуществлению большинства проектов, ряд градостроительных работ был все же проведен в начале 20 в. Наибольший интерес представляет частичное осуществление градостроительных проектов, разработанных архитектором Хендриком Петрусом Берлаге (1856— 1934) для Амстердама (планировка и застройка района Зюд в 1902—1917 гг. ) и Гааги (проект 1908 г, ), в которых предлагалось использовать при застройке кварталов вместо традиционных типов жилищ секционные дома с квартирами в одном уровне. Именно здесь, впервые в истории мирового искусства, объекты окружающей действительности оказались источником творческого вдохновения и художественного замысла. 1809), Герману Куккуку (1815-82) и Генрику Месдагу (р. Большинство жанровых композиций отличается спокойной повествовательностью и отсутствием драматизма.
По сравнению с искусством других западноевропейских стран реалистическая струя в Голландии всегда была особенно сильна, недаром голландские искусствоведы в качестве одной из характерных черт голландского искусства 20 в. называют неизменное «уважение к реальности», к окружающему миру. Ко второй половине 20-х гг. В начале 50-х гг. нераздельно, под одним общим названием нидерландской школы. корифеям французской школы. Это привело к созданию перед первой мировой войной своеобразного романтического архитектурного направления, так называемой амстердамской школы (одно из первых зданий—дом пароходного общества, 1913—1914, архитекторы Я. М. ван дер Мей, М. де Клерк и П. Крамер).
На коленях Марии сидит худенький серьезный младенец. Но в Лувре есть картина Хальса, мимо которой невозможно пройти, - это Цыганка (около 1630).
Кроме этих художников, следует для полноты списка лучших портретистов и исторических живописцев рассматриваемого периода назвать Яна Ливенса (1607-30), товарища Рембрандта по ученью у П. Ластмана, Абрагама ван Темпеля (1622-72) и Питера Назона (1612-91), работавших, по-видимому, под влиянием в. д. Гельста, подражателя Гальсу Иоганнеса Верспронка (1597-1662), Яна и Якоба де Браев ( 1664, 1697), Корнелиса ван Цейлена (1594-1664) и Николаса де Гельта-Стокаде (1614-69). Никакого действия. В 1640-х гг.
Когда входишь в Галерею Медичи испытываешь почти физическое ощущение шума. Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно — «Великая книга живописца» (t groot schilderboec) — в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых артистов. Схотелю (1787-1838), Ари Плейзиру (р. Образы Марии Магдалины и неизвестной – свидетельство великолепного портретного мастерства. В длинном ряду художников первой категории первенствуют Адриан и Изак в. Остаде (1610-85, 1621-49), Адриан Броувер (1605 или 1606-38), Ян Стэн (около 1626-79), Корнелис Бега (1620-64), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), П. в. Лар, прозванный в Италии Бамбоччьо (1590-1658), Корнелис Дюзарт (1660-1704) Эгберт ван дер Пуль (1621-64), Корнелис Дрохслот (1586-1666), Эгберт в. Гэмскерк (1610-80), Генрик Рокес, прозванный Зоргом (1621-82), Клас Моленар (раньше 1630-76), Ян Минсе-Моленар (около 1610-68), Корнелис Сафтлевен (1606-81) и нек.
Уже в первых работах Вермера появляется характерное для его творчества соединение реалистичности и некоторой доли идеализации образов («Диана с нимфами», «Христос у Марфы и Марии» — обе до 1656). Однако лаконизм внешнего облика универмага выразительно подчеркивается декоративной пластической композицией Н. Габо, которая своей ажурной графичностью контрастирует с нерасчлененным глухим объемом здания. Ч. Тороп во многом близка к бергенскому экспрессионизму. Главный представитель этой отрасли живописи — знаменитый и необычайно плодовитый Филипс Воуверман (1619-68). Блестящий период голландской живописи тянулся недолго — лишь одно столетие. Совсем в ином ключе, чем портрет Елены Фурман исполнена Кермесса (1635-1636), продолжающая традиции нидерландских живописцев XVI века.
Наконец, в живописи животных выказали большое искусство Воутерс Версхур (1812-74) и Иоган Гас (р. После войны творческая деятельность возобновилась с новой силой. Многие молодые голландские художники встали на путь абстрактного экспрессионизма (К. В этих условиях родилось сложное искусство Иеронима Босха (около I450-I5I6, настоящее имя Иероним ван Акен). И это было вполне естественно, так как голландцы, так сказать, создали окружающую их природу своими руками, дорожили и любовались ею, как отец дорожит и любуется собственным детищем.
Напрасно было бы искать у них строгой преемственности известных эстетических принципов и технических правил не только в смысле академического стиля, но и в смысле усвоения учениками характера их учителей: за исключением, быть может, одних лишь учеников Рембрандта, более или менее близко следовавших по стопам своего гениального наставника, почти все художники Голландии, едва только проходили их ученические годы, а иногда уже и в эти годы, начинали работать по-своему, сообразно тому, куда влекла их индивидуальная наклонность и чему научило непосредственное наблюдение природы. На боковых створках изображены Мария Магдалина и Иоанн Креститель в центре-богоматерь, Христос и Иоанн (евангелист). В группу «Де Стейл» входили кроме Мондриана, ван Дусбурга и ван дер Лека и архитекторы — в частности, крупнейший голландский архитектор и один из основоположников современного функционального строительства Я. П. Ауд и Г. Ритвельд — архитектор, художник-оформитель и художник-прикладник, одним из первых создавший экспериментальные образцы современной деревянной и стальной мебели. К концу XV века относится боковая створка триптиха с изображением Марии Магдалины и неизвестной. Около 1630 г, в Голландии утвердилась тенденция к объединению художественного пространства и слиянию цветов разных слоев. 1462-1516), своими сложными, замысловатыми и иной раз крайне странными композициями положивший начало сатирической бытовой живописи Ян Мандейн ( 1520), славившийся в Гарлеме своими изображениями чертовщины и шутовских сцен Питер Артсен ( 1516), прозванный за свой высокий рост Длинным Петром (Lange Pier), Давид Иорис (1501-56) искусный художник на стекле, увлекшийся анабаптическими бреднями и вообразивший себя пророком Давидом и сыном Божиим, Якоб Свартс (1469. Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде.
Ее произведения насыщены суровой монументальной экспрессией что бы она ни изображала — будь это портреты ее знакомых, сцены из окружающей жизни или «Натюрморт с бензиновыми баками» (Гаага, Городской музей), — все приобретает в ее произведениях монументальный характер, весомость, внутреннюю силу. Вот таким образом голл.
Художники, работавшие в Гронингене, — Ян Вигерс (1893—1959) с его яркими Экспрессивными портретами и пейзажами, Хендрик Веркмаы (1882—1945) известный впоследствии своими экспериментами в технике печати, график и монументалист Иохан Дейкстра, Ян Алтинк и другие — образовали в 1918 г. группу «Де Плог» («Плуг»), близкую по своей программе к уже отошедшим к этому времени в прошлое немецким объединениям «Мост» и «Синий всадник». Античное наследие никогда не имело такого значения, как в Италии. Картины художников на бытовые темы (или жанровые картины) изображавшие человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, поведения и общения людей, принадлежащих к различным сословиям голландского общества.
В каждой из европейских стран Возрождение имело свои особенности. Процессу очищения мысли, ее «познанию самой себя» в искусстве адекватен процесс «денатурализации». Пожалуй, наибольшее влияние на развитие искусства XV века оказал Рогир ван дер Вейден (1399/1400-1464).
Простая девушка олицетворяет образ Славы. Художника интересуют и портреты людей и окружающая их обстановка. Порождения зла проникают всюду: это недостойные мысли и поступки, ересь и всевозможные грехи (тщеславие, греховная сексуальность, лишенная света божественной любви, глупость, обжорство), козни дьявола искушающего святых отшельников и так далее. Не менее значительно творчество Джона Радекера (1885—1956), в молодости пережившего сильное увлечение древневосточным искусством, которое впоследствии претворилось в выработанной им своеобразной манере, сочетающей монолитность объемов с изысканной декоративно-линейной обработкой.
Он даже слепит глаза и мешает наслаждаться полотном. В 1640-1660-х гг.
Бартоломеус Спрангер, родившийся в Антверпене и получивший образование в Риме, стал основателем виртуозного, придворного искусственного стиля, который в результате временного проживания Спрангера в Вене и Праге стал межнациональным «языком». Наконец, реалистичное направление голландской школы было причиною того, что в ней образовался и развился род живописи, который в других школах до той поры не культивировался как особая, самостоятельная отрасль, а именно живопись цветов, плодов, овощей, живности, кухонных принадлежностей, столовой посуды и т. п. — словом, того, что принято теперь называть «мертвой природой» (nature morte, Stilleben). На двадцать одном полотне Рубенс должен был прославить ничем не примечательную королеву. Благодаря индивидуальному стилю художника – широкому, уверенному, с насыщенными, яркими цветами (красным, жёлтым, синим и др. ) – из этих отдельных лиц складывается художественный документ эпохи.
Крупнейший среди них – миниатюрист и портретист Жан Фуке (около 1420-около 1480). Прямыми наследниками Я. в. д. Гейдена и Э. де Витте явились художники перспективных видов Ян Вергейден (1778-1846), Бартоломеюс в. Гове (1790-1888), Саломон Вервэр (1813-76), Корнелис Спрингер (1817-91), Иоганнес Босбом (1817-91), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др. Весьма значимым представителем нидерландской живописи был Ян Вермеер.
Хальс родился в Антверпене и работал в Харлеме главным образом как портретист. С восторгом был встречен современниками групповой портрет «Анатомия доктора Тульпа» (1632). Однако особенно широкое распространение в Голландии на рубеже 19 и 20 вв.
Главный объект внимания живописцев — человек и окружающий его мир. Продолжалось также активное освоение осушаемой территории залива Зедерзе. обществе все более и более слабеет национальное самосознание испаряется национальный дух и водворяются французские вкусы и воззрения напыщенной эпохи Людовика XIV.
История этого течения, названного его создателями «неопластицизмом», не богата событиями. Разность между характерами, неуверенная позиция Винсента, который считал, что его живописные манеры «по-сельски скотские», рождала споры. 1620-54), Саломон и Филипс Конинги (1609-56, 1619-88), Питер де Греббер, Виллем де Портер ( позже 1645), Герард Доу (1613-75) и Самюель ван Гогстратен (1626-78). На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире.
Гроб» и «Легенда о костях св. Этапную роль в этих поисках сыграло построенное по проекту Берлаге здание биржи в Амстердаме (высококачественная кирпичная кладка, очищение фасадов от декора, открытие изнутри металлических конструкций перекрытия). Не забывают Рубенса и в XVIII (Ватто) и в XIX (Делакруа) веках. Что касается фламандского искусства, то интерес к нему пробудился значительно раньше.
др. Вслед за Яном ван Эйком выступила целая плеяда выдающихся нидерландских мастеров. Ученик его Гэртьен ван Синт-Ян известен только по двум хранящимся в Венской галерее створкам триптиха (Св.
Затем следует заметить, что большинство голл. И, посмотрев на его лицо, можно сразу представить, о чем хочет он поведать людям. Пристрастие фламандцев к действительности в ее чувственном бытии становится особенно заметным при сравнении с Рембрандтом (1606-1669).
Именно таким Карл VII вошел в историю. 1850) и мн. 1900) и расписные витражи церкви в Остербеке (1916—1917).
Якоб Охтервельт ( 1670), Дирк Гальс (1589-1656), Антони и Паламедес Паламедесы (1601-73, 1607-38) и др. получает стиль модерн. Лоррену и др. Кроп, Дж.
Гольбейн принадлежал к его кругу. Художники изображают все то, что происходит в доме зажиточного горожанина, обходя вниманием общественную сторону жизни человека. В колорите преобладали оттенки красного и коричневого, которые будто вспыхивали изнутри. 1666—1667, Вена, Музей истории искусства) посвящена теме искусства.
Радекер). На рубеже двух столетий развертывается творчество выдающихся голландских скульпторов — Иозефа Мендеса да Косты (1863—1939) и Ламберта Зейла (1866— 1947). Два года он обучался мастерству гравёра по стеклу. Это свидание может привести неизвестно к чему, скорее всего к непристойностям. Его острый профиль вырисовывается на фоне ковра.
Он опустился без сил. До конца XVIII века они находились в Люксембургском дворце, а в начале XIX века были переданы в Лувр. В Лувре находится превосходная жанровая картина Массейса Меняла с женой (1514).
Пять фигур занимают всю поверхность деревянной доски. В настоящее время их можно увидеть в Галерее Медичи. На развитие голландского варианта экспрессионизма, естественно, оказал влияние немецкий экспрессионизм (в первую очередь экспрессионизм участников «Синего всадника» и «Штурма»), но еще более значительную роль в его оформлении сыграло искусство Ван-Гога, а также французский фовизм. После возвращения «подарков» Ротшильда — выразительный портрет мужчины в черном был приобретен для коллекции принца Лихтенштейнского и таким образом вернулся в Вену.
Важнейший этап в истории неопластицизма— это создание в 1917 г. журнала «Де Стейл» («Стиль»), в котором пропагандировались принципы и задачи неопластицизма и образование художественной группировки под тем же названием. 1657—1658, Амстердам, Рейксмузеум) и «Вид Делфта» (ок. 1660—1661, Гаага, Маурицхейс), то он уже вошел бы в число великих европейских живописцев. Эта композиция очень отличается от других картин. Музей истории искусств владеет только одной картиной Франца Хальса, портретом молодого человека, который уже выступал в коллекции Карла VI как один из немногочисленных образцов «протестантского» искусства Голландии. Другие, среди которых наиболее выдаются Питер Санредан ( 1666), Дирк в. Делен (1605-71), Эммануель де Витте (1616 или 1617-92), писали внутренние виды церквей и дворцов. 1822), Гендрих в. де Санде-Бокгейзен (р.
Краски словно излучают свет, цвет интенсивный. Упадку школы способствовал также знаменитый Адриан в. де Верфф (1659-1722), прилизанная живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, с тусклым, бессильным колоритом казалась некогда верхом совершенства. Брейгель запечатлевает, порой в иносказательной, гротескной форме, труд и быт народа, тяжелые народные бедствия («Триумф смерти») и неиссякаемое народное жизнелюбие («Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец»). обществе все более и более слабеет национальное самосознание испаряется национальный дух и водворяются французские вкусы и воззрения напыщенной эпохи Людовика XIV.
Каждую картину отличает динамичный, в чем-то брутальный характер. Мондриан стремится найти и выразить живописными средствами то общее, го существенное, то непреходящее, что существует будто бы в основе «всех форм творения» и что, по мнению Мондриана, есть некий идеальный порядок, универсальная и идеальная гармония. Наконец, как на особенность голл.
Схотелю (1787-1838), Ари Плейзиру (р. Излюбленный образ художника — девушка за чтением письма или примеркой ожерелья. Его взгляд самоуверен и даже вызывающ. На зрителя с полотен смотрят люди уверенные в себе и завтрашнем, полные энергии («Стрелецкая гильдия святого Георгия», «Стрелецкая гильдия святого Адриана»). На нем дорогая, отороченная мехом одежда, за ним вырисовываются мраморные колонны с нарядными капителями, но и одежду и архитектуру замечаешь после того, как посмотришь на лицо. Нередко Фабрициус был вынужден отдавать их за долги домовладельцам.
Своеобразие их фактуры передано с удивительным искусством. Одним из наиболее известных художников, работавших «крестьянском жанре», был Адриан ван Остаде. 1897)— автор памятника жертвам войны в Национальном парке в Энсхеде (1946— 1949). Нидерландское искусство уже в XV веке опережало искусство соседних европейских стран. 1462-1516), своими сложными, замысловатыми и иной раз крайне странными композициями положивший начало сатирической бытовой живописи Ян Мандейн ( 1520), славившийся в Гарлеме своими изображениями чертовщины и шутовских сцен Питер Артсен ( 1516), прозванный за свой высокий рост «Длинным Петром» (Lange Pier), Давид Иорис (1501-56) искусный художник на стекле, увлекшийся анабаптическими бреднями и вообразивший себя пророком Давидом и сыном Божиим, Якоб Свартс (1469.
Кроме того и Мендес да Коста и Зейл много работали в области мелкой пластики (в бронзе и терракоте)—Зейл, с любовью и большой реалистической силой передавая различные сценки из окружающей жизни («Девочка с мячом», 1894 «Мать с ребенком», 1917 обе — Оттерло, музей Кроллер-Мюллер), Мендес да Коста в жанровой и портретной скульптуре («Продавщицы рыбы», 1898 «Обезьянка», 1900 обе — Оттерло, музей Кроллер-Мюллер «Женщина с зеркалом», 1902 «Спиноза», 1909 «Винцент Ван-Гог», 1908), — стремясь к большей обобщенности, к простым, четким округлым объемам, что выразилось также и в его крупных произведениях — памятнике генералу де Бегу в Хондерло (1915) и памятнике Хейер-ману в Амстердаме. Но Халс не отказался от реализма и его популярность резко упала. Побытовому жанру, входившему также в круг деятельности этих художников (за исключением Альмы-Тадемы), можно указать на целый ряд прекрасных живописцев, во главе которых должны быть поставлены Иозеф Израельс (р. Головокружительная быстрота, с которой художественные направления в Европе сменяли друг друга и с которой голландское искусство впитывало и воспринимало их, метания из стороны в сторону, увлечение то одним, то другим «измом» несколько утихли в годы первой мировой войны.
Кроме восстановления центрального района города в Роттердаме создано несколько новых жилых комплексов (Пендерехт, Александр-Польдер, Зюдвик и др. ), в которых использованы приемы смешанной застройки (различными типами жилых домов), выделены административно-торговые центры, транспорт вынесен за пределы кварталов и созданы зеленые зоны отдыха. Затем следует заметить, что большинство голл.
В 30-е гг. 1656 году написал первую жанровую картину «У сводни» (Дрезден, Картинная галерея). Но теперь критерий его мастерства абсолютно иной. Однако виртуозности живописца содействовало то, что каждый художник сосредотачивался на конкретном жанре. После многих предположений исследователи пришли к выводу, что картину написал Жан Клуэ Старший. В живописи этого периода появляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»). Одним из наиболее талантливых портретистов этой эпохи можно назвать Франса Хальса (прибл.
Из не менее значительного числа живописцев, воспроизводивших быт среднего и высшего, вообще достаточного, сословия, пользуются известностью Герард Терборх (1617-81), Герард Доу (1613-75), Габриель Метсю (1630-67), Питер де Гог (1630-66), Каспар Нетшер (1639-84), Франс в. Мирис Старший (1635-81), Эглон ван дер Нэр (1643-1703), Готфрид Схалькен (1643-1706), Ян ван дер Мэр Дельфтский (1632-73), Иоганнес Верколье (1650-93), Квиринг Брекеленкамп (1668). Ограничиваясь же указанием на тех, для которых живопись морских видов составляла специальность, мы должны назвать Виллема в. де Вельде Старшего (1611 или 1612-93), его знаменитого сына В. в. де Вельде Младшего (1633-1707), Людольфа Бакгейзена (1631-1708), Яна в. де Каппелле ( 1679) и Юлиюса Парцеллиса ( позже 1634). Одни, как Германия и Нидерланды, дали миру великих художников Дюрера и Брейгеля, вклад других (Франции, Англии) в историю изобразительного искусства был менее значителен, чем в историю литературы (Рабле и Шекспир). Все действующие лица живут напряженной внутренней жизнью.
Композиция построена на равновесии цветовых звучаний. Речь может идти скорее не о последовательном экспрессионизме, а об экспрессионистической тенденции, очень сильно развитой в голландском искусстве и объединяющей самых различных мастеров, связанных друг с другом так или иначе присущим им всем драматическим восприятием окружающей действительности. Четыре фигуры, тесно заполняющие полотно, неразрывно связаны между собой. -77) Фредерик де Мушерон (1633 или 1634-86) и др. Голландия была одним из основных центров западноевропейского функционализма, представители которого в этой стране были прежде всего связаны с роттердамской группой «Де Стейл». Сознательное же выражение универсальной гармонии якобы возможно в искусстве через посредство простейших отвлеченных геометрических форм как наиболее очищенных от всего случайного и личного и наиболее соответствующих «абстрактно-математическому характеру современного мышления».
Религиозные сюжеты Рембрандт трактовал всегда как эпопеи о человеке и человечестве. Узкие губы саркастически улыбаются. Франция прежде других европейских стран приобщилась к итальянской культуре. К их числу принадлежат Андреас Схельфгоут (1787-1870), Барент Куккук (1803-62), Иоганнес Вильдерс (1811-90), Виллем Рулофс (р. Молитвенно сложив руки, Роллен почтительно опустился на колени.
Блестящий период голландской живописи тянулся недолго — лишь одно столетие. 1837), Лодевейк Аполь (р. Лоррену и др. 1824) и Христоффель Биссхоп (р.
Портреты эпохи Возрождения кажутся рядом с Цыганкой статичными по композиции и характеру. В своем автопортрете, созданном им вскоре после войны, в 1924 г. (Амстердам, Штеделиксмузей), художник предстает перед нами в момент вдохновения, страстного творческого порыва, запечатленного не менее страстной и Энергичной кистью.
Для Голландии, не принимавшей официального участия в войне и сохранявшей нейтралитет, это были годы сравнительного процветания и высокой военной конъюнктуры. После падения Наполеона многие из них вернулись в Германию. В 1625 году этот заказ был выполнен и холсты прибыли во Францию. Между новейшими маринистами Голландии пальма первенства принадлежит Иог. Историческая живопись в тесном значении слова культивируется в ней, как и в старину, очень умеренно и не имеет выдающихся представителей зато по части исторического жанра Голландия может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами, каковы: Якоб Экгоут (1793-1861), Ари Ламме (р. Естественно они изображены за дружным застольем.
в Голландию хлынула волна абстракционизма, захватившая всю Западную Европу и Америку. Чужеземное влияние тяготело над голландскою живописью до двадцатых годов XIX столетия, успев более или менее отразить в ней те видоизменения, какие принимало искусство во Франции, начиная с париковства времен Короля-солнца и кончая псевдоклассицизмом Давида. 1852) и Валли Мус (р. — 1657), предшественники трех величайших портретистов Голландии — чародея светотени Рембрандта ван Рейна (1606-69), бесподобного рисовальщика, обладавшего удивительным искусством моделировать фигуры в свету, но несколько холодного по характеру и колориту Бартоломеюса ван дер Гельста (1611 или 1612-70) и поражающего фугою своей кисти Франса Гольса Старшего (1581-1666). Поиски монументальных способов выражения дали значительные результаты в скульптуре. Довольно долго Фуке приписывали и Портрет мужчины со стаканом вина (около 1455).
Девушка, вероятно, собирается на свидание. Второе отличительное свойство голл. Около половины XVI стол.
1828) кроме них, достойны быть названными Михиль Версэг (1756-1843), Эльханон Вервэр (р. К разряду жанристов можно причислить художников, писавших сцены военного быта, безделье солдат в караульнях, лагерные стоянки, кавалерийские стычки и целые битвы, манежную выездку лошадей, а также сродные с баталическими сюжетами сцены соколиной и псовой охоты. На его счету также работа комиссионером и различные переезды. В Хук ван Холланде Ауд наряду с рациональной планировкой квартир сумел органично использовать железобетон для создания выразительного внешнего облика зданий (гладкие стены, горизонтальные окна, непрерывная лента глухого парапета балкона второго этажа, закругления углов), что сделало эту его работу одним из классических образцов функционализма.
Первопроходцами стали Остаде и его последователи Ауденрогге, Бега и Дюсарт. Однако окружающие центральную группу фигуры более человечны, просты. За умение рисовать крестьянские типы художника называли Брейгелем «Мужицким». — 1535. ), Якоб Корнелисен (1480. Эти черты ещё больше усилены в другом портрете (изображение мужчины в широкополой шляпе). 1826), Тереза Шварце (р.
В эту группу входили: один из самых последовательных голландских экспрессионистов Герман Крейдер (1881—1935), мрачный колорит, тяжелые, примитивные, неподвижные формы и подспудная символика полотен которого производят самое угнетающее впечатление кубистические экспрессионисты Ло Фоконье и Лео Гестель, а также М. Вигман, П. Вигман, Д. Филярски и другие. В эскизах – они хранятся в Германии, в Лувре и в Эрмитаже – больше чувствуется рука мастера, легкость его мазка (большие полотна писались с помощью учеников). Наконец, в 1913 г. группа молодых голландских художников (Е. Несмотря на все невзгоды, талант великого живописца не иссякает.
Его таинственный серебристый отсвет словно отражен в самом колорите картины. 1857). в среде нидерландских живописцев возникает стремление отделаться от недостатков отечественного искусства — его готической угловатости и сухости — изучением итальянских художников эпохиВозрождения и соединением их манеры с лучшими традициями собственной школы. 1831).
Каждый день она мыла то одну то другую комнату, начищала всё до блеска. В отличие от этой ярко освещенной и ясной картины «Женщина, взвешивающая жемчуг» (ок. Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик в. Лимборг (1680-1758) и Филипп в. -Дейк (1669-1729), прозванный «Маленьким в. -Дейком».
Вголландскомискусстве этого времени завершилось формирование целой системы жанров, которое началось еще в эпоху Возрождения. Из прочих живописцев рассматриваемой эпохи, наделенных несомненным дарованием, но зараженных духом времени, следует отметить Виллема и Франса в. Мирисов Младших (1662-1747, 1689-1763), Николаса Верколье (1673-1746), Константейна Нетшера (1668-1722), Изака де Мушерона (1670-1744) и Кареля де Мора (1656-1738). Трагична судьба Э. де Фабрициуса, талантливого мастера бытовой сцены и произведений с изображением церковных интерьеров («Рынок в порту», «Интерьер с женщиной у клавесина»). Особенно запоминается Портрет Карла I Ван Дейка (1599-1641). Так же изменчив фон: голубое небо с бегущими облаками. Прямыми наследниками Я. в. д. Гейдена и Э. де Витте явились художники перспективных видов Ян Вергейден (1778-1846), Бартоломеюс в. Гове (1790-1888), Саломон Вервэр (1813-76), Корнелис Спрингер (1817-91), Иоганнес Босбом (1817-91), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др.
Пожилая дама стелит постель. Благодаря своей предприимчивости, практическому смыслу и настойчивому труду голландцы успели превратить болота в плодоносные нивы и роскошные пажити, отвоевать от моря обширные земельные пространства, приобрести материальное благосостояние и внешнее политическое значение. 1585-1666 гг. ). XVI век во Франции до гугенотских войн (1562-1594) – время укрепления королевской власти.
Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа. По бытовому жанру, входившему также в круг деятельности этих художников (за исключением Альмы-Тадемы), можно указать на целый ряд прекрасных живописцев, во главе которых должны быть поставлены Иозеф Израельс (р. Картина — шедевр де Витте.
Наконец, в живописи животных выказали большое искусство Воутерс Версхур (1812-74) и Иоган Гас (р. Однако в то же время он обнаруживал постоянную склонность к лаконичному гладкому цвету, к простоте, ясности и чистоте построения своих композиций («Красное облако», 1907 Гаага. также Питер Алма, К. Киккерт, Л. Схелфхаут, Я. Бендин, Дж. Существенно, что само полотно выделяется крупными размерами в сравнении с другими. Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками, в картине «Старушка у камина» Якоба Вреля — погруженная в мягкий полумрак комната с камином. По мосту снуют пешеходы и всадники.
Вершиной немецкого Возрождения было творчество Альбрехта Дюрера (1471-1528), гравера и живописца инженера и теоретика искусств. 1837), Лодевейк Аполь (р. 1821), Герман тен-Кате (1822-1891) и дезертировавший в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р. Материальное единство природы выходило в работах на первый план.
Так, в картине «Драка», освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками, лица которых подобны маскам искаженным гримасами злобы. Одна из последних и самых значительных работ Чарли Тороп — «Три поколения» (1941—1950 Роттердам, музей Бойманса-ван Бейнингена), где художница изображает себя лицом к зрителю, с кистью в руках, сзади — высеченную из камня огромную мудрую голову Яна Торопа и рядом, у окна — своего сына, тоже живописца, Эдгара Фернаута — три поколения, посвятивших себя высокому служению искусству. Городской музей). Художник обратился к более спокойным сюжетам изображая человека во время привычных занятий, чаще всего в минуты отдыха.
1809), Герману Куккуку (1815-82) и Генрику Месдагу (р. Конечно, об искусстве этого замечательного живописца можно судить только после посещения музеев в Гарлеме и Амстердаме. В XVII веке французские короли заказывают картины Рубенсу. Голландские мастера любили сопоставлять предметы так, что бы показать особенность и привлекательность каждого. Однако такие общества, носившие название гильдий св.
Летний пасмурный день. Более гармоничен образ Марии, но и в нем чувствуется печаль. Так, относительно древнейшего из голл.
Но далеко не один абстракционизм определяет лицо сегодняшнего голландского искусства. Почти все полотна этих лет – шедевры. 1824) и Христоффель Биссхоп (р.
В XV-XVI вв. Во-первых, Франц Хальс (1580/85-1666). Меняетсяобразныйстрой картин.
Мастер прямо говорит об этом, поместив в композицию клетку. Картины Рубенса пользовались большой популярностью уже в XVII веке. 1857).
Эрмитаже).
В годы войны, — работая сначала в Стапхорсте, а затем в Амстердаме, — Слейтерс создает одно из самых значительных своих произведений — большое полотно «Крестьяне Стапхорста» (1917 Гарлем, музей Франса Хальса), в котором бедность, печаль, нищета, грубая жалкая жизнь переданы художником с большой экспрессией, сильно, сурово и сдержанно. Иоанна), написанного им для гарлемского собора. Аппель, Э. Брандс, Констан, Корнейль, А. Роскенс и др. ), образовав в 1949 г. так называемую «Экспериментальную группу», участвовавшую в выставке молодых художников трех стран, получившей название «КоБрА» (Копенгаген, Брюссель, Амстердам). Его основоположник и вдохновитель Питер Корнелис Мондриан (1872—1944), виднейший (наряду с К. Малевичем) представитель геометрического направления в абстрактном искусстве, в начале творческого пути был связан с Яном Торопом и Слейтерсом, пережил увлеченно Ван-Гогом, стремясь к эмоциональному отражению окружающего вг своих работах («Красное дерево», 1909—1910 «Мельница на солнце», 1911 обе— Гаага, Городской музей). Отсюда, а также от обобщенной трактовки формы возникает ощущение монументальности, значительности образа.
1821), Герман тен-Кате (1822-1891) и дезертировавший в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р. В 1650-х годах в живописи Адриана Остаде произошли изменения. Очень выразительно изображено небо.
Рыба изображённая на холсте, совсем не живая, неприятная. Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик в. Лимборг (1680-1758) и Филипп в. -Дейк (1669-1729), прозванный Маленьким в. -Дейком. Художники зарабатывали продажей картин, которые писались с учетом возможности детального просмотра с близкого расстояния. Сцены античной мифологии и библейские сюжеты, огромные натюрморты, портреты именитых заказчиков изображение пышных празднеств — основные жанры искусства Фландрии XVII в. В этой «низменной стране» (hol land), состоящей из трясин, островов и полуостровов, постоянно подмываемых морем и угрожаемых его набегами, населению, лишь только свергнуло оно с себя чужеземное иго, пришлось создавать сызнова решительно все, начиная с физических условий почвы и кончая условиями моральными и интеллектуальными, так как все было разрушено предшествовавшею борьбою за независимость. К гронингенцам примыкали группы художников, работавших в Роттердаме и входивших в объединение «Де Брандинг» («Прибой») (1915—1925), ориентирующееся в целом на экспрессионизм Кандинского, Клее и Швитерса.
Реалистические черты удерживаются дольше всего в портрете, прежде всего в карандашных портретах Франсуа Клуэ (около 1516-1572). В 20-е гг.
художниками цветущей эпохи приобрели наибольшую известность Ян-Давидс де Гэм (1606-83), его сын Корнелис (1631-95), Абрагам Миньон (1640-79), Мельхиор де Гондекутер (1636-95), Мария Остервейк (1630-93), Виллем в. Альст (1626-83), Виллем Геда (1594 -позже 1678), Виллем Кальф (1621 или 1622-93) и Ян Вэникс (1640-1719). Гроб и Легенда о костях св.
В этот поздний период Хальс достигает верхней ступени мастерства, тона в его работах приобретают монохромность (обычно темная, чёрная одежда, с белым воротничком и манжетами и тёмно-оливковым цветом фона). Туман, заволакивающий от нас начальную эпоху Г. школы, начинает рассеиваться с появлением на сцену Дирка Боутса, прозванного Стюрбоутом ( 1475), родом из Гарлема, но работавшего в Левене и потому причисляемого многими к фламандской школе (лучшие его произведения — две картины «Неправый суд императора Оттона», находятся в брюссельском музее), а также Корнелиса Энгельбрехтсена (1468-1553), главная заслуга которого состоит в том, что он был учителем знаменитого Луки Лейденского (1494-1533). Вермеер пишет удивительно бережно, любуясь каждым пятном чистой краски играющей на свету.
Две женщины, пожилая и молодая, похожи друг на друга. Чуть скосив глаза и улыбаясь, цыганка лукавит и подсмеивается над невидимым собеседником.
На самом деле, в других странах, напр. Портрет Карла I убеждает, однако, что и в английский период талант художника не иссяк. Ее «Рынок в Алъкмаре» (1932—1933, частное собрание), где изображены крупным планом двое здоровенных загорелых крестьян с огромными, пышущими жаром апельсинами на лотках, воспринимается как символ земного изобилия и красоты, значительности и силы крестьянского труда. Таков Христос в Эмманусе (1648). Импульс к независимому развитию голландской живописи исходил от фламандских художников.
В центре страны таким очагом был город Тур, в котором работали художники луарской долины. С традициями искусства Рогира ван дер Вейдена связано творчество Квентина Массейса (1466-1530). Решающую роль в формировании индивидуального стиля художницы сыграло ее сближение с живописцами бергенской школы. Луки», объединяющее голландских художников, раскалывается на две группы — «коричневых», пытающихся сохранить рушащиеся традиции и «голубых» — «люминистов», которые затем образуют самостоятельное объединение.
Особенно сильное воздействие на его творчество оказали Ван-Гог и французские фовисты, приверженность к которым он сохранил до конца своих дней. ведущим в голландской живописи был бытовой жанр. Вермеер сводит к минимуму предметы обстановки, каждый из них (столик, подушка, коклюшки) несет отпечаток трудолюбивых рук, подчиняется человеку. Но вернемся в Малые кабинеты, в те из них, которые выходят не на Сену, а в сад Тюильри.
Свои течения существовали в каждом жанре. За фигурами людей выросли грандиозные дворцы. Удивительная простота и строгость композиционных решений, присущая его работам лаконичность и сдержанность, тонкое понимание природы обрабатываемого камня (X. Весь он в состоянии внутреннего напряжения. Продолжают работать признанные мастера старшего поколения — Я. Слейтерс, Ч. Тороп, X. Крон, Д. Радекер, X. Шабо, Я. Вигерс и другие, выходят на художественную арену новые, молодые художники и скульпторы. Здесь по проекту архитекторов Иоханнеса Хендрика ван ден Брука (р.
Невероятное цветовое единение красных и оранжевых тонов, образов и фона – это всё единый живописный ручей. В сохранявшей в 1914—1918 гг.
Мондриан создал десятки полотен, развивающих тему равновесия вертикалей и горизонталей, равновесия цветных прямоугольников, строго отмеряя при этом количество каждого цвета, равновесия, основанного не на симметрии, но выраженного посредством свободной координации геометрических форм («Композиция с красным, желтым и голубым», 1921, Гаага, Городской музей, «Композиция», 1922, Амстердам, Штеделиксмузей «Композиция с красным, желтым и голубым», 1929, собрание Карстен в Амстердаме и т. д. ). Портрет был написан в 1635 году, когда Ван Дейк работал при дворе английского короля. Очень быстро Халс стал одним из самых известных портретистов Харлема. Новый центр Роттердама — это административно-деловой и торговый район. Кранах ставит перед собой задачу создать идеальный образ обнаженной женщины.
Рембрандт исполнил более шестидесяти заказных портретов. Гогартом, портретист Ян Квинкгард (1688-1772), декоративно-исторический художник Якоб де Вит (1695-1754) и художники мертвой природы Ян в. Гейзюм (1682-1749) и Рахиль Рейсх (1664-1750). Подъем фашизма в Германии и нависшая в 30-х гг. живописцев, можно указать на их отречение от художественных традиций. Однако поиски необычных композиций и форм превратились у многих архитекторов в самоцель, что привело к появлению хотя и своеобразного, но во многом надуманного «стиля амстердамской школы», причем наиболее изобретательными в создании необычных композиций были ведущие архитекторы этой школы Михаэль де Клерк (1884—1923) и Петрус Крамер.
Небольшое окно занавешено, пространство комнаты кажется замкнутым. Все это заставило правительство издать в первые годы 20 в. законы о пересоставлении планов всех, городов с населением свыше десяти тысяч человек и о контроле над массовым жилищным строительством. Во втором кабинете со стороны Сены выставлена Мадонна канцлера Роллена Яна ван Эйка – наиболее известное произведение нидерландской школы XV века в Лувре.
(потому и прозвище Делфтский) в семье предпринимателя, который занимался производ- ством шёлка для портьер и обивки мебели, а так же торговлей картинами. По его следам Мартен ван Вэн, прозванный Гэмскерком (1498-1574), Генрик Гольциус (1558-1616), Питер Монтфорд, прозв. Это одновременно и справедливо и неправильно.
Оно занимает большую площадь – целых две трети холста. Первыми этюдами в характерной цветовой гамме были: «Мост через Сену» и «Портрет папаши Танги». Этого человека можно назвать уникальной в своем роде и гениальной личностью. Это, в свою очередь, породило особенно тщательную, тонкую манеру письма.
Художник через пейзаж умело передавал человеческие эмоции. Особенно запоминается лицо неизвестного слева, по-видимому, заказчика. Первые три были исполнены в Англии, последний (1523) – в Базеле – городе, где жил знаменитый немецкий гуманист.
1812), Питер в. Схендель (1806-70), Давид Блес (род. После Цыганки всегда останавливаешься перед Кружевницей Яна Вермеера Дельфтского (1632-1675). Крупнейшим его представителем в живописи был Ян Тороп (1858—1928), большой и своеобразный мастер, прошедший в свое время через импрессионизм и увлечение Эдуардом Мане, а с 90-х гг.
В искусстве Голландии никогда не ослабевала реалистическая направленность. «Рынок в Алъкмаре» перекликается со старой нидерландской традицией крестьянского жанра, он заставляет вспомнить окруженных овощами и битой птицей сильных, здоровых крестьян БеЙкелара и Артсена, он поражает своим монументальным великолепием, весомостью, зримостью, плотностью, яркостью всех изображенных вещей. Остаде умело передает сосредоточенность увлеченных своим занятием «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей.
Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно — Великая книга живописца (t groot schilderboec) — в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых артистов. Наибольший интерес представляет торговая часть нового центра Роттердама.
Одни из трудившихся с тех пор по этой части изощрялись в изображении городских улиц и площадей с их зданиями таковы, между прочими, менее значительными, Иоганнес Бэрестратен (1622-66), Иоб и Геррит Верк-Гейде (1630-93, 1638-98), Ян в. д. Гейден (1647-1712) и Якоб в. д. Юльфт (1627-88). Алма, И. Бендин), другие обратились к традициям доброго старого голландского реализма (Д. Размашистая кисть передает подвижность, мгновенность выражения лица. Современное реалистическое голландское искусство представляют такие имена, как Хильдо Крон, Питер Алма художники Кес Вервей, А. Катер и Я. ван Хервейнен скульпторы Ш. ван Палланд, О. Венкебах, А. Термоте графики П., Ситроен, А. Вердхоен, Ж. Бьерума-Остинг, В. Розендал. состоятельной бюргерской семье. Самой сильной индивидуальностью в этой группе обладал художник и скульптор Хендрик Щабо (1894—1949), впоследствии автор ряда глубоко драматических пейзажей («Пожар Роттердама», 1940 Гаага, Городской музей).
Символическое значение имеют и другие картины Брейгеля: «Страна лентяев», «Сорока на виселице», «Слепые» (страшная, трагическая аллегория: путь слепых, увлекаемых в пропасть – не есть ли это жизненный путь всего человечества. ). Его полотна представляют бесхитростные бытовые сцены: служанка подает своей хозяйке письмо, кавалер подносит даме бокал вина. Образ короля поражает правдивостью и беспощадностью характеристики.
1914) создана в 1953 г. торговая улица Леенбаан, по обеим сторонам которой расположены сдаваемые в аренду одинаковые секции торговых помещений. Нейланд, Каммерлинг-Оннес), третьи искали новый реалистический художественный язык (X. Некоторый блеск умирающей школе придали Корнелис Трост (1697-1750), преимущественно карикатурист, прозванный голланд. Среди художников-жанристов выделялись те, которые изображали мещан и крестьян, сцены домашнего быта и гулянок, базаров и охоты. Природа его страны дала ему достаточно сюжетов на всю его жизнь. Ян ван Гойен родился в 1596 г. в городе Лейдене в семье сапожника. Хотя Ян ван Гойен провел в молодости некоторое время в Париже, но во Франции любовь к простому пейзажу была неизвестна, вот таким образом вряд ли стоит говорить о каком-то влиянии на его творчество представителей французской живописи. В своем отечестве у него было несколько учителей живописи, но только в мастерской Исаии ван де Вельде он провёл год, с остальными же наставниками он общался ещё меньше. Их мелкие фигурки можно хорошо различить, вооружившись лупой. Мастер точно располагает предметы на холсте, чтобы показать фактуру каждой вещи. Живописцу позирует молодая натурщица в синем покрывале с лавровым венком на голове.
Имелись также художники, специализировавшиеся на церковных интерьерах и различных видах натюрмортов, как например: «лавка», «десерт», «завтрак» и др. Кроме них, на опушке леса нет ни души, что придает сцене черты романтической уединенности. Таким же образом «сочинял» он природу и в тех редких случаях, когда пытался писать чисто пейзажную картину.
В 1913 году Лувр приобрел так называемый триптих Брака (считается, что он был заказан Екатериной Брабантской в память мужа Жана Брака). Их ясность и спокойствие являются результатом точного анализа, включающего использование новейших технических изобретений, таких как камера обскура. художников нельзя распределить на школы, подобно тому, как поступаем мы относительно художников Италии или Испании трудно даже составить из них строго определенные группы и самое выражение Г. школа живописи, вошедшее во всеобщее употребление, должно быть понимаемо только в условном смысле, как обозначающее совокупность соплеменных мастеров, но не действительную школу.
1850) и мн. Кроме него, отлично разрабатывали ее брат этого мастера, Питер (1623-82), Ян Асселейн (1610-52), которого мы вскоре встретим в ряду пейзажистов, вышеупомянутые Паламедесы, Якоб Ледюк (1600 — позже 1660), Генрик Версхюринг (1627-90), Дирк Стоп (1610-80), Дирк Мас (1656-1717) и др. Если бы Вермер написал только два пейзажа «Улочка» (ок.
Вместо прямого отношения к природе, любви к отечественному и искренности водворяется господство предвзятых теорий, условность, подражание Пуссену, Лебрену, Кл. Показательно, что в этой картине нет сюжета. Раздумьями о судьбах народа пронизано все его творчество.