Голландский натюрморт вдохновляет и современных художников, в свое время это был некий прорыв, который не мог остаться не замеченным. Голландский натюрморт интересен не только знатокам живописи, приглашаю вас насладиться картинами и историей. В голландской живописи для написания натюрмортов использовали эмблемы, каждая из которых имела свое значение. Оно известно как голландский натюрморт и считается одной из вершин в живописи масляными красками. Уникальным культурным явлениемXVIIвека называют голландский цветочный натюрморт, который оказал существенное влияние на все дальнейшее развитие живописи в Европе. Голландский натюрморт – это особое явление в живописи, расцвет которого приходится на 17 век.
Натюрморт («Stilleven» — что по-голландски означает — «тихая жизнь») – это своеобразная и достаточно популярная ветвь голландской живописи.
Но символика, демонстративно выставляемая напоказ в аллегорических картинах других стран, в Голландии включается в произведения иных жанров – бытовую сцену, натюрморт, портрет, даже пейзаж как их естественная деталь она выступает здесь в завуалированной форме, раскрывая второй, подспудный смысл картины. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта».
Нельзя без замирания разглядывать холсты Виллема Калфа или Абрахама ван Бейерена. Третья разновидность композиционно встроена в фигуру треугольника. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры.
На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди.
Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102. Внизу, возле вазы, обычно расположены знаки бренности – сломанные или увядшие цветы, осыпавшиеся лепестки, пустые раковины, гусеницы, мухи в центре – символы скромности и чистоты (средней умеренности), окруженные пышными недолговечными цветами (ландыши, фиалки, незабудки, цикламены в окружении роз, гвоздик, анемонов и т. д. ) увенчивает композицию крупный цветок, чаще обладающий положительным значением, этакий венец добродетели (да еще в окружении бабочек и стрекоз). Тональный колорит господствует в натюрмортах мастера 1640 -1650 -х годов, хотя отдельные пятна красного, розового и синего цветов уже оживляют монохромное видение мира. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека.
В скором времени тюльпаны распространили во Францию и Англию, в Германию и Голландию. – сопоставлены друг с другом так, чтобы выявить особенности и привлекательность каждого.
Все это свидетельствует о том, что Клара Петерс была весьма преуспевающим живописцем. В умелой компоновке предметы показаны так, что ощущается как бы внутренняя жизнь вещей, недаром голландцы называли натюрморт still leven – тихая жизнь, а не nature morte – мёртвая природа. Шут — неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109. Жанр «завтраков» Среди голландских картин нередко встречаются вещи бездушные, но технически выполненные вполне добротно или произведения в целом малопривлекательные, но поражающие совершенством выполнения отдельных частей, в особенности деталей натюрморта.
В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. у основания вазы художник изобразил символы бренности: увядшие и сломанные цветы, осыпавшиеся лепестки и засохшие стручки гороха. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. Череп на столе, статуэтка страдающего Христа и мыльные пузыри красноречиво говорят о скоротечности жизни58.
Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. Ван Стрек изобразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский.
Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон.
Это явление находит свое объяснение в исторической обстановке в Голландии, когда после заключения Мюнстерского мира (1648) упрочилось международное положение республики и окрепла власть господствующих классов внутри страны, положив предел дальнейшему развитию многих прогрессивных и демократических явлений. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности.
Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Именно в труде он видел благословение Бога и трудился не покладая рук.
Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Виллем Кальф (Willem Kalf) – один из самых известных голландских мастеров натюрмортной живописи. В целом в этом натюрморте, как и во многих других «завтраках», с помощью предметов обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений. Оранжево-красная скатерть, синяя ленточка часов, яркая желтизна лимона и серебристые рефлексы на стекле и металле говорят об отказе от монохромного начала, о новом понимании колорита.
«Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Приготовление напитка является лишь предлогом для их близости.
В голландской живописи XVII века были заложены основы нового жанра— натюрморта— который в образной форме воплотил мироощущение человека в его отношении к предметному миру и природе. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух).
Теперь обратим внимание на задний план. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87. Охотничий рог символизирует богатства, которые невозможно взять с собой в иную жизнь. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи.
Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Христа. Голландия стала лидером среди прочих. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные — наказание.
titleD 091 D 0B 0D 0B 9D 0BB D 0B 8, D 094D 0 B 0D 0B 2D 0B 8D 0 B 4actioneditredlin k1 Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли). Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена.
Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73. И персики и вишни и виноград исполнены очень точно, но безжизненно.
Такова позиция и Франсуа Рейкхалса (после 1600 -1647), у которого на картине Кухня (1638) хозяйка совсем затерялась среди кучи овощей и кухонной утвари. Впечатление цельности композиции поддерживается единым серо-коричневым колоритом.
Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта.
Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Несравнимо живее написан натюрморт Закуска, созданный в более ранние годы. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников.
На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. Отказ от них – один из способов спасти душу. Воля девушки немного скована жестом и взглядом старухи, которая подталкивает ее к мужчине.
Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а виноград — об искупительной жертве Христа. Образцом его работы в этом жанре может служить пейзаж в глубине рассматриваемой картины. А поскольку он еще не может объединить это пестрое зрелище в единую картину средствами самого натюрморта (их еще нет. ), он привносит в натюрморт присущие другим жанрам живописи литературный сюжет и механическое движение. Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма.
В этом жанре ван Хейден работал в начале и в конце своей художественной жизни. Справа в глубине изображена таверна. Учителем ван Хейдена мог быть Якоб ван дер Улфт (Jacob van der Ulft, 1621-1689), работавший как витражист и мастер архитектурных пейзажей. Отец Виллема умер, когда будущему художнику было 6 лет.
Тем самым, человек рассматривался, даже при сохранении традиционной богословской «рамки», как сугубо естественное, материальное существо. Чертами добродушного юмора овеяны образы крестьян в картинах Адриана ван Остаде.
Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. Художник изображал бедные кухонные убранства и задворки крестьянских домов. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью.
Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение.
Эти натюрморты отличаются лаконизмом и простотой все компоненты выдержаны в единой сероватой гамме. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. org/w/ind ex. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74. Богатство и роскошь на одном полюсе и бедность и нищета – на другом заставили художников почувствовать опредмеченные в вещах имущественные отношения.
Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста. О неизбежности смерти говорит и череп, а вот обвивающий его хлебный колос символизирует надежду на воскресение и вечную жизнь. Среди них амстердамские мастера Ян Янс Трек (ок. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти.
Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». Нидерландский натюрморт XVII века. Раковина — оболочка, оставленная когда-то жившим в ней существом, увядшие цветы — символ смерти.
Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. Композиция натюрмортов Хеды строго продумана и всегда крепко построена. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой.
Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. Семейное дело без особых успехов продолжила мать. Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. А раскрытые раковины с устрицами могут сменить свое негативное значение на прямо противоположное, обозначая человеческую душу, отделившуюся от тела и готовую вступить в вечную жизнь. Тема Цветы и фрукты, включает, как правило и разнообразных насекомых. Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров.
Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника. Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе — «тихая, неподвижная жизнь». Зрелище горящей ратуши осталось в памяти художника.
Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. Термин «застывшая жизнь» (голл. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Изображаемые предметы обычно располагались подчёркнуто небрежно, хаотично: это должно было демонстрировать пренебрежительное отношение к их материальной ценности, а также символизировать тщету людских деяний.
Виллем Калф «Уголок кухни» Изображая те же, что и его предшественники, обыденные, демократические предметы домашнего обихода: старую бочку, глиняный горшок и медный котел, – художник сумел открыть волшебное воздействие на вещи золотистого солнечного света, который превращал этот бедный крестьянский скарб в изысканные произведения ювелирного искусства. wikipedia. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность).
Он символизирует духовную истину и святость. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Справа в глубине изображена таверна. В погоне за целью создать что-то «постоянное», художник предпочитал писать одни и те же объекты, а невероятно длительный процесс создания натюрморта приводил к тому, что фрукты и овощи начинали гнить и разлагаться задолго до завершения картины.
На картинах Абрахама ван Бейерена (1620 или 1621—1690) и Виллема Калфа (1622—1693) изображены грандиозные пирамиды из дорогой посуды и экзотических фруктов. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79.
Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Сложнее становятся композиционные построения, декоративнее – краски. К 1650-60 годам, в творчестве Виллема Кальфа и Абрахама ван Бейерена, натюрморт утрачивает свой скромный, простой характер, становясь роскошнее и пышнее и поражая богатством колорита.
Голландские художники стали искать новые темы для своих полотен. Питер Клас (1597 -1661) был первым мастером, сосредоточившим все свое внимание на изображении предметов, окружающих человека в его повседневной жизни. Термин «натюрморт» используется для дефиниции картин изображающих неодушевленные объекты (от латинского «мертвая природа»). Художникам также приходилось ждать смены сезонов, чтобы запечатлеть нужный цветок.
Художник создает устойчивую позу мужчины, показывая его ногу, его опору на колено. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде. Охотничьи трофеи -- это, прежде всего, охотничьи трофеи -- битая птица и дичь. Голландский натюрморт начала 17 века отличается приверженностью к символике.
Особенно многочисленны изображения тюльпанов. Изображенные драгоценные предметы говорят об изысканном вкусе ее клиентуры. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна.
Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста (1590—1656). У художников следующего поколения веши уже не столько напоминают об отвлечённых истинах, сколько служат для создания самостоятельных художественных образов. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки.
Все элементы композиции объединены светом и колоритом – серовато-зеленой красочной гаммой. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста).
Трубки и жаровня (1636) – лучший тому пример.
Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107. Натюрморт (Stilleven -- что по-голландски означает -- тихая жизнь) – это своеобразная и достаточно популярная ветвь голландской живописи.
В «ученых» натюрмортах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно лежащих бумаг с надписями. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Пестрый, с сильным звучанием локальных цветов колорит и перегруженность композиции отличают и два других натюрморта ван дер Аста – Тарелка с плодами и раковины (1630) и Раковины. К концу XVI, началу XVII вв. Сама же ваза уподоблялась при этом хрупкому сосуду, однако могла иметь и толкование тела, как сосуда мерзости и греха.
В такой манере пишет Балтазар ван дер Аст. Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая В католичестве День святого Николая принято отмечать 6 декабря. Причем объекты могут быть как естественного происхождения (плоды, цветы, мертвые животные и насекомые, черепа и прочее), так и созданные человеком (различная утварь, часы, книги и свитки бумаги, ювелирные украшения и так далее). Однако главные черты натюрморта как жанра вырабатываются в харлемских завтраках.
Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Их прислал в Аугсбург германский посол при турецком дворе Бусбек.
Это был вполне обычный для того времени наследственный путь художника. Во время Нидерландской революции горожане примкнули к повстанцам и успешно противостояли осадам испанских полководцев Алессандро Фарнезе в 1581 году и Амброзио Спинолы в 1622. stilleben, англ. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи.
Ведущими мастерами голландского натюрморта первой половины XVII века были Питер Клас (1597/98-1661) и Виллем Хеда (1594-ок. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды (около 1594 — около 1680) царит живописный беспорядок.
Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Чаше всего он писал «прерванные завтраки».
php. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека.
Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма. Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами. В умении видеть живописную сторону предмета, в мастерстве перевода прозы материальных вещей на поэтический язык живописи Калф не имел соперников. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). Харлемский художник Питер Клас (1597—1661) тонко и умело подчёркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство.
Испытав во время поездки в Амстердам влияние Рембрандта, Калф стал создавать насыщенные цветом и светом полотна, сочетая тёплую красочность с мастерским использованием светотени81. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Отказ от них — один из способов спасти душу. Зачастую в натюрморт включается некоторый скрытый подтекст, переданный через символическое изображение. Работы аллегорического характера относятся к поджанру «ванитас». Характер их вклада определился конкретными условиями культурноисторического прядка. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует».
«Десерт» Картина Десерт – подлинный шедевр мастера. Во-первых, удивительный для небольшой страны уровень достижений в общественных науках, математике, физике и естествознании.
Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16. Любимая тема их натюрмортов – так называемые завтраки. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Расположение предметов и их выбор неслучайны. Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675.
Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Становится необычайно распространенным голландский натюрморт с цветами. Руки молодых людей почти соприкасаются в стремлении удержать бокал лимонада. За столом у огня сидит веселая компания, выпивает и ест устриц, которые, как мы помним, ассоциируются с похотью.
Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. Композиции второго типа, словно ковром, заполняют все пространство полотна.
Голландские художники существенно расширили круг затрагиваемых искусством тем непосредственное обращение к окружающей действительности стало главным фактором воздействия нового жанра на зрителя. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Питер де Пюттер (до 1600 -1659) может служить примером очень ранней узкой специализации голландского натюрморта.
В представленном ниже still life тема кабинета художника и «vanitas» (тщетность жизни, суета), сочетаются в единой композиции, как, например, в задумчивых, меланхоличных картинах Геррита Доу. Значительно тоньше сгармонирован по цвету Завтрак с ветчиной (1647).
Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Бейерен, конечно, знал работы своих фламандских современников А. Адриансена и Ф. Снейдерса (на это указывает его стремление к монументальным композициям), но декоративное начало фламандского натюрморта было ему совершенно чуждо. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704). Предметы имеют строго определенное место и значение. Высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы.
В подобных картинах детали наделены символическим зна-чением. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти.
Заманчиво предположить, что, возможно, этот нож был свадебным подарком самой Кларе. Книга раскрыта на изображении географической карты, где показаны укрепленияБерген-оп-Зом. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40.
Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта. Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. Натюрморты в виде букетов (в вазе, кувшине или просто на столе) обычно составлялись трех видов. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена.
почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Зародившийся в университетском ru. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Это традиционный и излюбленный набор Хеды. Когда Яну ван Хейдену было около 15 лет, он стал свидетелем огромного пожара в центре Амстердама.
Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. В своей совокупности эти отдельные сюжеты характеризуют и пристальный интерес голландцев к сюжетам повседневной жизни и их любимые занятия и увлеченность экзотикой дальних земель (в композициях присутствуют диковинные раковины, фрукты).
В 1690 году Ян ван Хейден, вместе со своим сыном — тоже Яном — создает серию гравюр «Пожары Амстердама» (вот так и получается Ян I, Ян II и путаница по этому поводу). Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус.
К началу 18 века голландский натюрморт тяготеет к впечатляющей эстетике деталей. Теперь обратим внимание на задний план. Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта — так называемых «обманок» (trompe lil). К тому же нельзя забывать, что каждый предмет был частью композиции и его можно было прочитать по-разному – в зависимости от контекста и от общего послания натюрморта.
В картинах голландцев изображена, близка к ним действительность их страны они хотели видеть то, что им очень хорошо знакомо – море и корабли, природу своего края, свой дом, действие быта, вещи, которые их окружали повсюду. Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсылает к Притче о блудном сыне. Исцеляя слепорожденного, Господь сказал: Я свет миру (Ин. 9:5). Плоды и омар на столе (1940) – одна из лучших работ Рейкхалса.
Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. В картине Кухня (1659) Филипса ван Ангела (1616 – после 1683) тот же самый мотив обретает новое звучание.
Неизменными его компонентами становятся экзотические фрукты изящные бокалы и ценные ювелирные изделия, залитые тёплым и мягким светом. Следует отметить, что ван Бейерен писал также морские виды. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Именно этот предмет художник делает центром композиции — и геометрическим и смысловым.
Картины оживлены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне («Завтрак с крабом», 1648 г. ). Во второй половине XVII в. голландский натюрморт, подобно пейзажу, стал более зрелищным, сложным и многокрасочным. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги — как намек на воспитание «кнутом и пряником». Однако это воздействие (бывшее к тому же взаимным) не могло стать определяющим для живописной школы, установившейся, окрепшей и достигшей расцвета. Лучшим примером этого является натюрморт Рыбы в корзине.
Во время своего путешествия по стране он был очарован видом этих нежных цветов. Ян Хейден родился в Гронингхеме (Нидерланды), в меннонитской семье в 1637 году. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Интерес к символике и эмблематике был в ХVII веке особенно велик, особенно в Голландии.
На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами. Композиция строится на расположении в пространстве рук, ног и лиц героев. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Голландский характер мастера обнаруживается, как только он переходит к более скромным вариантам темы.
«Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714). В картине «Бокал лимонада» Терборх в отличие от своих предшественников создает целомудренный образ девушки. Виллем Клас Хеда (1594 -1682), автор Завтрака с омаром (1648), – второй ведущий мастер жанра монохромных завтраков. Богатая красочная гамма, сочный глубокий цвет, разнообразие тоновых переходов и тонкая светотень, отличающие произведения ван Стрека, ставят его в ряд крупнейших представителей голландского натюрморта.
В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. Балтазар ван дер Аст – Тарелка с плодами и раковины. На самом деле этот натюрморт тоже напоминает о быстротечности жизни и греховности земного существования. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Они символизировали здесь идею умеренности. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди.
И главный акцент на картине попадал на различные предметы. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). Да и старуха не терзает зрителя своим уродством или откровенной алчностью.
Но страницы книги загнуты, а рисунок помят. В голландской живописи XVII века были заложены основы нового жанра— натюрморта— который в образной форме воплотил мироощущение человека в его отношении к предметному миру и природе. Венчают компо-зицию два крупных цветка имеющие положительное значение.
Во Фландрии культурный фон заметно отличался от Голландского. Простота быта, отказ от роскоши, строгость и аскетизм, причем не только материальный, но и эмоциональный — все это становится новыми ценностями в искусстве, например, той же Голландии XVII века. Флорис ван Схотен (ок.
Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Это были картины, написанные во фламандской традиции.
Картина Яна Баумана «Цветы, фрукты и обезьяна» — хороший пример смысловой многослойности и неоднозначности натюрморта и предметов на нем. 1680). Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует».
Мы видим множество видов мяса: убитую птицу и разделанные туши, ливер и ветчину, окорока и колбасы. 1606 -1652) и Паулюс Ван Ден Бос (1614 -1664). Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693).
Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус.
stilleven, нем. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. Его Рыбы и кувшин на столе, простое по композиции и скупое по цвету произведение, привлекательно именно благодаря своей лапидарности.
Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая. Да и заказчики — чаще не вельможи, а малообразованные бюргеры — больше всего ценили произведения искусства за то, что они «совсем как живые». де Хемом S-образная форма букета с изящными завитками, предвосхищающими стиль рококо. Карманные часы вошли и в иконографию классического голландского натюрморта типа Завтраков.
Тогда выстраивается вертикальная иерархия цветов и их значений. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа.
Учёный натюрморт. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Юриан ван Стрек (1632 -1687) любил, как и Калф изображать изящные предметы и изысканные завтраки.
Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». В радиальной композиции (стебли цветов расходились веером из одной точки) главным становится изображение цветка, помещенного в место схождения стеблей. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Демократичным бытописателем, занимательным рассказчиком был Ян Стен.
Херман Сафтлевен Младший (1508 -1685), обратившийся к этому жанру под влиянием старшего брата, Корнелиса, уделяет большое внимание пространственной характеристике среды. В дальнейшей истории живописи работыголландцев того времени (Утрех, Лейден, Делфт и других) оказали огромное влияние на развитие искусства: композицию, перспективу использование символики в качестве элемента повествования.
Практически в каждом голландском натюрморте присутствуют тюльпаны. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Старые города горели часто и беспощадно. Количество цветочных голландских натюрмортов огромно, но это не умаляет их художественную ценность. Он превращается в пышное украшение жилища высокопоставленных заказчиков. Своих героев он часто находил среди голландской бедноты. На первый взгляд, сочетание растений и животных кажется случайным. Большой натюрморт Рыбы на берегу моря принадлежит ученику де Пюттера, лучшему живописцу рыб Абрахаму ван Бейерену (1621 -1690).
В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. При этом особая любовь голландцев к тщательному выписыванию мельчайших деталей определила их обращение к изображению открытого часового механизма, что не по силам было, пожалуй, художникам других школ. Что ж, теперь о натюрмортах. Здесь он вскоре завоевал признание благодаря «крестьянским интерьерам». Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31. Жанровая специализация художников приняла и географический характер.
На картине Яна Давидса де Хема у основания вазы художник изобразил символы бренности: увядшие и сломанные цветы, осыпавшиеся лепестки и засохшие стручки гороха. Голландские мастера создавали гениальные композиции и умели так точно изобразить форму, цветовые переливы, объем и фактуру предметов, что те как бы хранили динамику действий человека. Виллем покинул родной город и в 1640 году поселился в Париже. Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82.
Фразой Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы (1Ин. 1:5) св. Эти образы указывают на то, что искусство вечно. Перед Своими крестными страданиями Иисус Христос вновь напомнил слушавшим Его: Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме (Ин. 12:46).
Натюрморт с фруктами (1681) Виллема ван Алста (1626 – после 1683) отличается исключительно высоким и виртуозным, но уже несколько холодным мастерством. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос.