Иногда эту картину называют голландской Моной Лизой. А эту девушку называют Голландской Моной Лизой или Моной Лизой Севера.
Сегодня «Мона Лиза» висит снова в Лувре в Париже, где 6 миллионов человек видят картину каждый год. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два.
«Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Необычность впечатления от знаменитой Моны Лизы отчасти и заключается в том, что Леонардо ловит свою натуру именно в момент этого игривого движения повернув голову в одну сторону, она смотрит в другую— на предмет своего интереса. () Джоконда— не портрет.
Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Но она ли на картине. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Все же в апреле 1974 года женщина, расстроенная политикой музея в отношении инвалидов, попыталась распылить из баллончика красную краску, когда картина находилась на выставке в Токио, а 2 апреля 2009 года россиянка, не получившая французского гражданства, запустила в стекло глиняной чашкой. Мастер всю жизнь совершенствовал свое произведение, добавляя черты и других натурщиц – тем самым получил коллективный портрет идеальной женщины своей эпохи. Если бы Дон Жуан встретил Джоконду, он бы узнал в ней все три тысячи женщин из своего списка. » В личной жизни длинногривый герой романтических салонов Готье был типичным подкаблучником своей любовницы балерины Карлотты Гризи.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Это можно сделать, почитав «Жизнеописания» Джорджо Вазари.
Ее тонкий гибкий стан напоминал пантеру на отдыхе, так она была грациозна. Леонардо мог часами рассматривать свое детище, то и дело что-то подрисовывая или подправляя.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Адель болела и при этом много курила, чаще всего проводя целый день не вставая с постели. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
«Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. 7. По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински.
До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Возможно, Перуджа хотел возвратить Джоконду на историческую родину. Фердинанд может легко разорить Климта.
Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Она выросла в очень богатой семье, окруженная армией прислуги. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Блеск жемчужины перекликается с блеском на губах и в глазах девушки.
Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную.
Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Голова слегка повёрнута10. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Гитлер ушёл от Климта очень довольный, а своим друзьям заявил, что его признал сам Климт.
Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Не было ее и у реставраторов. Вазари пишет, что он четыре года продолжал работу, но, возможно, еще дольше. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов.
Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок.
«Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Она пыталась родить три раза и каждый раз дети умирали. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Он закажет ему (Климту) портрет Адели. 3. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда.
Модель ставит точную грань, которую зритель не может преодолеть. При упоминании о Климте Адель вспыхнула и это не укрылось от глаз мужа. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобождён.
По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. Она отнимает у лица все жесткое, напряжённое, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределённых душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью»16. Этот брак был одобрен родителями с обеих сторон.
На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет. Да Винчи оставлял в своих творениях множество загадок и ребусов настолько сложных, что человечество вот уже пять столетий пытается их разгадать. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена.
Альтманы сидели вцепившись в кресла, они думали, что это за ними. С апреля по июнь 1974 года «Джоконда» — возможно, самый известный портрет за всю историю человечества — проездом из Японии, где ее посмотрели 1, 5 миллиона человек, остановилась в Москве и два месяца выставлялась в Пушкинском музее. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Так что и сегодня нельзя с большой долей вероятности узнать, кто же изображен на портрете. Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде».
Как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу». Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем.
Через некоторое время Мария получила американское гражданство.
Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
Американский гинеколог Кеннет Д. Кил уверен, что Мона Лиза скрестила руки на животе рефлекторно стараясь уберечь своего пока не родившегося младенца. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь два года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею.
Для массовости такой понт не выгоден, а значит, никому не нужен. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Любой высказавшийся таким образом ренегат рискует быть немедленно закопанным по уши в земную твердь и расстрелянным из реактивного говномета, который тоже изобрел Да Винчи, хотя власти скрывают. Она часто приглашала его в дом своей тети Адели и они вместе рассматривали картину.
Это была Джоконда, словно пропущенная сквозь фильтры графических редакторов, ставшая двухцветной, втиснутая в файловую рамку, но при этом не утратившая своей знаменитой улыбки. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари»2.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список.
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. К тому же он доверял профессионалам. Говорят, что до кражи вокруг «Моны Лизы» не было такого ажиотажа и на пьедестал популярности её возвёл именно вор Перуджа. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место.
Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Министр культуры СССР Екатерина Фурцева сделала невозможное, чтобы советские люди увидели шедевр: благодаря ее энергии была изыскана огромная страховая сумма (100 млн. долларов) и по ее личному заказу изготовлен специальный пуленепробиваемый футляр для экспонирования «прекрасной флорентийки». В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. История, описанная в романе Трэйси Шевалье – не что иное, как вымысел писательницы.
После этого, по словам Эмили Горденкер, директора Королевской галереи Маурицхейс (Mauritshuis), голландская Мона Лиза, скучающая по дому, сможет вернуться в родные пенаты. Мало какие образы столь сильно будоражат воображение созерцателя, как женщина изображенная на картине величайшего мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи Мона Лиза (или Джоконда). От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
Цель этого похищения не выяснена одназначно. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма.
Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. () Джоконда— не портрет.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы».
Существует две версии того, чей портрет изобразил Вермеер. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Если улыбается, то желание сбудется. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями.
Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь.
Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. Эта версия считается просто домыслом. Бог так и не дал им с Фердинандом детей. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21.
В таких семьях брачные союзы заключаются навечно. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». (Были очевидцы, что в этом колье несколько раз потом появлялась на людях жена Генриха Гимлера).
Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях.
Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини.
И с Алоисом они знали, что у картины есть свой секрет. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2.
Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». Потом разошлись по всему миру. Только ленивый не обсуждал бурный роман его жены Адели и художника Густава Климта. Она притягивает и одновременно закрывается от зрителя. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа.
Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Где любовь, там и ревность.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. Были допрошены сотни людей.
Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Разразился страшный скандал. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной».
Для любого вменяемого человека все вышеописанные загадки покажутся бредом сбежавших из дурдома «Вечный Путь» буйнопомешанных. Там они с Густавом и познакомились. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его.
Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Да и была ли она у него вообще. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. Именно благодаря ей улыбка Моны Лизы приобрела свое удивительное мерцание.
К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». 4. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета.
А в контракте штраф, превышающий сумму контракта в десятки раз. Другое предположение: Вермеер написал свою любовницу имя которой неизвестно. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Опасно попасть под обаяние этого призрака. Согласно первой версии, моделью для картины стала старшая дочь художника Мария, которой в то время было около 13 лет.
Раньше искусство служило церкви, власти и знати. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция.
Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. А Климт уже был почётным профессором этой академии.
Частота вспышек в зале— примерно 2 Гц. Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. Такой вопрос ставится историками все чаще.
Но исходя из принципа «количество-качество» можно предположить, что хотя бы на тысячу картин (а репродукций конкретно на Джоконду еще больше) найдется хоть одна приличная. Конечно, не всегда это такие же тонкие работы, да и делают их на холстине, а не на дереве. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. На протяжении этого времени Мона Лиза не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро).
А самым важным в образном строе портрета является— это подчинение всех частностей руководящей идее. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом.
Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Это общепризнанный источник, которому доверяют все искусствоведы. Двора Спербер создала целую серию картин, все из которых несут одно название – «После Моны Лизы» – и различаются лишь порядковыми номерами. Автор передал незаконченную картину в руки заказчика и она хранилась в семейном архиве на протяжении многих веков. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Субодх Гупта в 2009 году придал трехмерную форму произведению «L. H. O. O. Q» Марселя Дюшана, превратив репродукцию знаменитого полотна с пририсованными усами в бронзовую скульптуру.
Его брат изготавливал красивую раму, а Климт вписывал туда свой шедевр. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой.
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Похититель — Виченцо Перуджа итальянец, заявил, что хотел вернуть «шедевр» на родину, однако ему было всё равно какую из картин прихватить. Назревала большая европейская война.
«Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Гестаповцы ворвались дом Марии в Вене и забрали все драгоценности, виолончель Страдивари, а бриллиантовое колье Адели просто сунули в мешок. Деньги должны идти к деньгам, капитал к капиталу. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. Голова слегка повёрнута.
Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Мог ли портрет обычной женщины оказывать на великого мастера столь сильное воздействие.
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари».
Так оно и произошло. Такой вывод историк искусства, впрочем, сделал не только из-за внешнего сходства моделей, а после изучения фотографий в высоком разрешении, которые позволили разглядеть Винченти в глазах модели L и S – первые буквы имен автора картины и изображенного на ней юноши, по убеждению специалиста. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Существует версия, что картины на самом деле две. От сильного перенапряжения с ним даже случались обмороки. Леонардо работал над ним не один год.
По его словам, это было не ностальгическое возвращение, а скорее попытка проверить свои воспоминания, сравнить их с сегодняшним восприятием мира. Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена сотрудником Лувра Винченцо Перуджио итальянским патриотом, который считал, что «Мона Лиза» должна быть возвращена в Италию. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».
Сыщики, подгоняемые возмущенной общественностью, лезли из кожи вон, но ничего, кроме издевок и насмешек, не добились. Несмотря на свое графское происхождение, он был беден, но любил жить на широкую ногу. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи».
И не только был закончен, но является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо». От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Он понимал, что американская миллионерша отвалит неплохую сумму за такую информацию.
Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции.
Однако Виченцо услышал, как «Мону Лизу» хвалили посетители, что и решило её судьбу. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Он начал писать этот шедевр в1503 (1504) году и закончил ее незадолго до своей смерти в 1519 году. Леонардо да Винчи сделал все для того, чтобы его творение ожидала долгая жизнь. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. На свадьбе пировала вся Вена, а после слияния капиталов обе семьи стали Блох-Бауэрами. С ним Леонардо да Винчи связывали длительные – более четверти века -и, как предполагается интимные отношения. Но Хубертус понимал, что это его звездный час. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло».
Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. В замужестве Адель развлекала себя содержанием модного салона, где собирались поэты, художники и весь цвет светского общества Вены.
Немецкие газеты платили той же монетой. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Когда желающих причаститься становится слишком много, стояние у картины запрещают, а хомячков собирают в очередь и медленно гонят мимо шедевра, что несказанно способствует восприятию прекрасного.
Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Это одно из чудес этого портрета. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Но никаких свидетельств тому нет. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно.
Пусть пишет этот портрет несколько лет. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен.
Так он и спал на картине больше двух лет. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
Леонардо сознательно избегает тяжёлых драпировок, которые могли бы затемнить выразительность рук и лица. И идентичность изображенной на холсте женщины – по сей день загадка.
Небольшой по размерам портрет не очень красивой и скромно одетой женщины не первой молодости. Что вы видите перед собой. Ведь в Лувре рядом с «Моной Лизой» висели картины и других итальянских мастеров. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Однако в XVII веке существовала строгая иерархия между хозяевами и прислугой.
Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре.
Двери Королевской галереи в Гааге вновь откроются для посетителей 27 июня 2014 года. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. После 2-х летнего хранения картины у себя дома, Перуджио был пойман, при попытке продать картину директору галереи Уффици во Флоренции. В 1997, с картиной Single Mona Lisa 1:1 (70 х 70 см) и фотокамерой, художник Георгий Пузенков отправился в путешествие по деревенской и городской России.
Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Результатом этого путешествия стали снимки, которые можно было бы назвать сюрреальными, если бы они не были совершенно документальными. У Марчелло Арджилли (тоже итальянца) был юмористический рассказ из цикла «Десять городов» о том, как один человек решил постебаться над маститыми искусствоведами, больными ФГМ и СПГС на всю голову. Улыбка и взгляд, то есть лицо – это главное в портрете. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы».
Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Развестись он тоже не мог, в еврейских семьях не принято разводиться. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». В настоящее время висит в Парижском музее Лувр.
«Джоконда» впала в полное забвение. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Все детали ее исполнены с величайшим усердием. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. «Джокондомания» охватила Америку.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра.
Но это чрезвычайно трудная задача. Ученым удалось разгадать эту загадку. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо.
Изначально картина называлась «Девушка в тюрбане», но та самая сережка перетянула на себя все внимание и новую известность полотно встретило с новым названием. Супруги Альтман перебрались сначала в Англию, а потом в США. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами.
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Есть два вида зрения: прямое и периферическое.
Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична.
Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Первое достоверное сообщение о знаменитой картине принадлежит секретарю кардинала Арагонского – Антонио де Беатису. «Мона» переводится как «госпожа».
Через отца ему передают пожелание, чтобы он написал портрет молодой флорентийки. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ.
До него никто не видел в ней никакой тайны. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Прямое хорошо воспринимает детали, хуже – тени. Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов.
По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. Леонард был арестован. И расстаться они не смогут. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был.
Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги.
Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать.
О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности.
Дюшан способен заставить нас воспринимать все по-иному. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. То есть разобраться в этом механизме. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов.
5 июня 1940 года она была перевезена в Шовиньи на мягких носилках в машине скорой помощи, В сентябре ее перевезли в Музей Энгра в Монтобане, а затем в 1942 году в Монталь. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которое впечатляет и любителей живописи и профессионалов. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе».
И пусть Адель видит, как чувства Климта угасают. По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Возможно, Вермеер вообще придумал этот притягательный образ – он лишь его фантазия. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела.
Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Гестапо преследовало их. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде.
Положение тела, рук, ландшафт и многое другое – это детали, которые подчинены лицу. Полицейские решили, что, украв статуэтки, авангардисты вошли во вкус и устроили провокацию с картиной Леонардо. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца).
В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Здесь он начинает работу над портретом моны Лизы. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. И Климт, по доброте душевной, объявил Гитлеру, что тот гений и ему уроков брать не нужно. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). Антонмария ди Нолдо Герардини – отец Лизы, дважды овдовел.
А тетя Адель разрешила Марии надеть своё бриллиантовое колье, в котором позировала Климту. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
До охраны наконец дошло, что картину украли. Адель была дамой весьма романтичной, читала классику на четырех языках и удивительным образом сочетала болезненную воздушную хрупкость с горделивой спесью миллионерши. Только чувство утраты рождает любовь. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы».
После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. На тот момент в живых осталась одна Мария, да и той уже было за 80 лет. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди).
Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. 35 фотографических объектов – из серии Мона Лиза отправляется в Россию (1997 – 2001) представляют это путешествие. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его французской мастерской. Восточные тюрбаны были популярны в Европе в XV веке.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Густав Климт прибыл без опоздания, на всякий случай захватив с собой раму для картины. Но затворницей Мона Лиза не была. Вот таким образом неудивительно, что Мону Лизу копировали чаще всех других картин.
Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». «Девушка с жемчужной сережкой» свято хранит свой секрет.
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. «Девушку» часто относят к так называемому жанру tronie – поясным или поплечным портретам неизвестных моделей с необычным выражением лица. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Фердинанд же напротив, был весел и непрерывно шутил.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Vincenzo Peruggia). Пусть поймёт, на кого она его, Фердинанда Блох-Бауэра, променяла. О матери Леонардо почти ничего не известно.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Эта идея пришла ему во сне.
Капитал, по его мнению, должен был работать для семьи. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Девушка будто оглянулась на зрителя, намереваясь что-то сказать. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Художник испытывал потребность вернуться в места, где он родился, провёл детство и юность.
Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Если посмотреть на оригинал, то все вопросы о том, как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу», отпадут сами собой. Как же выглядит сей шедевр IRL. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Глядя на масштабы шумихи, раз за разом возникающей вокруг несчастной картинки и на количество морально ущербных любителей высокого, ежегодно прущих в Лувр, дабы «припасть к истокам», можно предполагать, что вся эта история является одним большим вбросом лютой хуеты непосредственно в мозжечок подопытных.
Адольф Гитлер, оказывается, положительно относился к творчеству Густава Климта. Мария, даже, пригласила Алоиса на свой первый бал. А еще – техника. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Впрочем, последнее— полная херня.
раздел Техника). Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика изобретателя механизмов, музыканта.
Эти идеи вызрели в квартале поэтов – Латинском квартале Парижа, в дискуссиях в кафе романтической молодежи. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. Кроме того, в разное время выдвигались различные предположения по поводу того, правильно ли считают Моной Лизой – Лизу дель Джокондо.
Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж».
Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка».
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Как-то утверждалось, что подделывают даже рецептуры красок, фактуру холста и пр.
Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. Только вот женщин там вы не найдете. Одно— это чудесное леонардовское сфумато.
MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Это слово немедленно вызывает в памяти сфинкса красоты, который так загадочно улыбается с картины Леонардо. По поводу того, с кого мастер это полотно писал, существует великое множество теорий. И Мария запомнила этот бал на всю жизнь. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет».
Ее перевели в покои министров.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Мария считала себя вечной должницей перед ним. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Грустит она или улыбается. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Не даром ему приписывают четырнадцать внебрачных детей. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо).
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Она считала их символомоь своей свободы.
Контракт — дело серьёзное.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Нам не известно. В Академию живописи Гитлер так и не поступил, вместо него туда взяли Оскара Кокошку, еврея по национальности. И пусть Климт сделает 100 эскизов, пока его не станет выворачивать от неё.
Рассматривается вариант, что натурщицей стала служанка семьи. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан.
«Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Очень интересно, но он всегда начинал с рамы. Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности её глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся губы её сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды.
Как Мерилин Монро или Микки-Маус. На раме он заметил отпечаток пальца. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно.
Она любила яблочный табак. Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо— Лизой Герардини. Они бежали по поддельным документам. Третий брак состоялся в 1476 году с Лукрецией дель Качио.
И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Бельгиец Пьере был его секретарем. Он уже всё для себя решил. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Время шло – картина не появлялась.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал.
Они избрали ее объектом своих экспериментов. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Сколько мы знаем личностей Дюшана и как много его работ.
Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Эти картины сделаны при помощи разноцветных катушек с нитками. Наиболее известной картиной мира до сих пор считается «Мона Лиза», которая была написана Леонардо да Винчи в эпоху Возрождения во Флоренции. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Это и есть одна из главных тайн изображения.
Оба этих случая не нанесли картине вреда. Может вот таким образом Гитлер как то сказал, что его ненависть к евреям, это сугубо личное. Никто не знает, кто обрезал картину. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни.
И что же. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. В частности, он служил моделью Иоанна Крестителя.
Но нет, вывели кого-то другого. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов.
Адель привыкла к счастливому «ничегонеделанью». Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту.
Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Где-то между 1503 и 1506-м.