Живопис Голланд тю востину неоцненним внеском, що внс змни народ маленькй крани у свтову скарбницю досягнень людства. Протягом рокв Ндерландськй буржуазно революц кнця 16-го столття фламандському народу, попри герочних зусиль, зрвалася позбутися панування монархчнй спан. Вершиною пдсумком живописних досягнень голландсько культури XVII ст. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Головною диною темою його творчост були риби, навть лише два х види: щука окунь.
Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». З ц картини починаться конфлкт розрив Рембрандта з патрицанськими колами. Вдома така цкава розповдь сучасника.
нод це портрет-бографя (Портрет старого в червоному). Одного разу в Лондон один придворний побачив, що посол Фландр Рубенс стоть за мольбертом з пензлем у руц, здивовано запитав: «Пане посол розважаться живописом. » На це Рубенс вдповв: «Навпаки, це скорше художник нод розважаться нод роллю посла». Тому трактуванн релгйних тим був притаманний свтський, жанровий характер.
В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87. Голландя ста центром вропейського друкарства, загально славою користуються унверситети. Варто зазначити, що ван Бейеренписав також морськ види. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). Якщо дозволяло майстернсть, вони створювали «обманки», або «тромплей», вд французького trompe-loeil – обман зору.
Голландский натюрморт начала 17 века отличается приверженностью к символике. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107. Найкращим полотном Рембрандта (й еплогом творчост) можна вважати картину Блудний син.
Не означа те, що у творах вдсутня всяке зовншн рух. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31. Головою фламандсько школи мистецтва був П. Рубенс.
На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки.
У розвитку голландсько живопису спостергалося протилежне явище – чльне мсце у нй зайняли саме нижч жанри – портрет, побутова живопис, пейзаж натюрморт. Якщо Иорданс писав переважно портрети багатих городян, то нший жанровий художникь – Адран Броувер (1606-1638), навчався у Голланд, присвятив свою творчсть життя селян мсько бдноти. Розвиваються природнич науки, як обслуговували зросл потреби господарства. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30. Плоди омар на стол (1940) – одна з кращих робт Рейкхалса. Венчают компо-зицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Христа. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Природа дйснстю сама по соб.
На тематику и становление натюрморта влияло не только время, но и локальные особенности того или иного города. Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным. Броувер зрко помчав характерн пози рух людей, живу ммку осб.
На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. Вот еще не остывшее от руки поэта перо с поблескивающей капелькой чернил, вот разрезанный гранат, слезящийся рубиновым соком, а вот надкушенная и брошенная на скомканную салфетку булка И вместе с тем это приглашение зачарованно любоваться и наслаждаться великолепием и многоликостью природы.
Ван Стрек изобразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. 1 столття. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73. Во Фландрии культурный фон заметно отличался от Голландского. Гранично прост зображення людей, завжди цкавих за душевним складом.
Наприклад, в талйському живопис був популярним мфологчний жанр. У 20-т pp. В такой манере пишет Балтазар ван дер Аст. Щоб зацкавити покупцв, художники вдавалися до рзних хитрощв.
У третй чвертХУ11 столття ЯнДавидс де Гем постаттю у живопису фруктв, квтв. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». А оскльки вн ще не може обднати це строкате видовище в дину картину засобами самого натюрморту (х ще нема. ), Вн привносить в натюрморт властив ншим жанрам живопису лтературний сюжет механчний рух. Головними засобами виразност стали не лн та маси, а свтло колр. Композиця побудована здебльшого на рвноваз кольорових звучань. Рембрандт умв створювати портрети бографи: видляючи лише обличчя руки, вн передавав усю сторю життя ("Портрет старого у червоному"). Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения.
— станковий живопис. Становится необычайно распространенным голландский натюрморт с цветами. Справа в глубине изображена таверна. Однак головн риси натюрморту як жанру виробляються в харлемская снданках. Успх людини у мирських справах витлумачувавсякальвинистскими проповдниками провсниками обраност його богом, а вся буденна дяльнсть людини розглядали як богоугодна справа. Слд памятати також, що мистецтво вже вдйшло вд поняття вчност (кона) прийшло до поняття часу, що стало умовою реалстичного живопису. Учень Рубенса А. Ван-Дейк писав переважно портрети аристократв, цлу галерею англйських придворних (адже був запрошений на службу до короля Карла ), це були вже не просто лицар, а кавалери, хоча кожний портрет точно вдображав ндивдуальнсть.
Ста надзвичайно поширеним голландський натюрморт з квтами. Произведения Амброзиуса Босхарта Старшего по натуралистической тщательности исполнения близки работам Яна Брейгеля Старшего.
Голландя ста центром вропейського друкарства, загально славою користуються унверситети. 2. 1. Лейденський унверситет був центром вльнолюбства, розвивалася флософя, природнич науки, математика. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111.
Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96. Сотн людей приречен до страти за одним лише пдозр в схильност до новому релгйному вченню.
Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Згодом картина сприймалась як герочний образ епохи республкансько Голланд. Символика растений особенно сложна и неоднозначна и уловить смысл помогали популярные в Европе XVI–XVII веков книги эмблем, где аллегорические иллюстрации и девизы сопровождались пояснительными текстами. Зaposявилися «снданки» – натюрморти голландських художникв, що зображують рзн стад трапези.
Но страницы книги загнуты, а рисунок помят. Лейденський унверситет був центром вльнолюбства. Псля 1584 року до Голландських провнцй емгрувало близько 600. 000 фламандцв.
Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). К началу 18 века голландский натюрморт тяготеет к впечатляющей эстетике деталей. Проте головними рисами натюрморту як жанру виробляються вхарлемских снданках. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Його Дворик — це нби застигла мить життя, так само поетичного, як буденного.
Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Центральною постаттю фламандського мистецтва цього пероду був Птер Пауел Рубенс (врнше Рюбенс, 1577—1640 pp. ). Однак цей вплив (колишн до того ж взамним) не могло стати визначальним для малярського осередку, яка встановилася, змцнла досягла розквту. Нацональн колорит тип виражен у творах Йорданса з найбльшою прямотою щирстю.
Його живопис переконувала глядача, що свт повсякденного життя гдний бути обктом мистецтва. Музей всего год назад открылся после сложной реконструкции. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Ця складна взамодя кольору свтла створю необхдне емоцйне середовище та вдповдн психологчн характеристики образв. За один рк панування мператора Флпа було знищено вже 50. 000. Розвиваються природнич науки, як обслуговували зросл потреби господарства.
Як титулований голландець XVII ст. При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя. Отказ от них – один из способов спасти душу. Отказ от них — один из способов спасти душу.
Розцвта культура. Картина Яна Баумана «Цветы, фрукты и обезьяна» — хороший пример смысловой многослойности и неоднозначности натюрморта и предметов на нем. Теперь обратим внимание на задний план. Голландц називали натюрморт still liven — тихе життя, а не nature mort — мертва природа. Потм, в Антверпен, вн залиша дуже спокйну упорядковансть форм, композиця ширша, тону багатшими, рзномантнший, у яких нердко трапляться поднання червоного з зеленим.
Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. творчсть Харменса ван Рейна Рембрандта. Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. – Бароко. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами.
На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Рубенс створив 21 картину для прикрашення Люксембурзького палацу — сцени з життя французько королеви Мар Медч (на замовлення), в яких сторичн особи змальован поруч з античними божествами, реальн под уживаються з алегорями. Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище.
Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. Обкти спостереження зображення художникв — людина природа. На величезно картин зображений розпaposята Христос. Зате коло споживачв образотворчого мистецтва у Голланд був набагато ширш, як нде: картини купувалидоже заможн селяни. Учень Броувера Давид Тенирс (1610-1690) вдступив вд заповтв свого вчителя.
Для этого традиционный голландский натюрморт – с фруктами и цветами, охотничьими трофеями и разнообразной по материалам посудой – дополняется экзотическими насекомыми или мелкими животными и птицами. Його живопис переконувала глядача, що повсякденного життя гдний бути обaposктом мистецтва. Позднее, по мере укрепления бюргерства и постепенной его аристократизации, меняются и требования, предъявляемые к искусству. Предметы имеют строго определенное место и значение. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна.
Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Майстер у цей перод написав багато портретв. Призначення вртуозно написаних квткових композицй було рзномантним. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке.
Це сильний, мужня людина, переможений своми противниками. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40. Майно страчених конфскують. Нельзя без замирания разглядывать холсты Виллема Калфа или Абрахама ван Бейерена. Ста надзвичайно поширеним голландський натюрморт з квтами. У третй чверт ХУ11 столття Ян Давдс де Хем центральною фгурою в живопис фруктв квтв.
Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует».
У Ндерландах вводиться нквзиця. ндерландське мистецтво подлилося на дв школи — фламандську голландську — у звязку з подлом самих Ндерландв у результат революц на дв частини: Голландю та Фландрю (ниншня Бельгя). Шут — неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Другие символы спасения – это хлебные колоски, а бабочка, сидящая на стебле, олицетворяет бессмертную душу. Особливо поетичност набув нтерр, оскльки життя голландцв проткало в основному в дом ("Дворик", "Господиня служниця" П. де Хоха).
Протестантизм (кальвнзм як його форма) повнстю витснив католицьку церкву, духвництво не вдгравало тако рол, як у Фландр тим бльш в спан або тал. Вллем Калф (1622 – 1693), найбльший голландський натюрмортст друго половини ХУ11 столття, виходив в свой творчост з досягнень Ф. Рейхкале и Я. Трека.
Складною композиц протистоять у Голланд стримансть, композицйна простота певне незграбнсть форм, яскравою мальовничост – скромний колорит з помaposякшеним локальним кольором приглушеною палтрою. Його картини щасливого пероду — кохання до юно дружини (романтичн портрети Саск та автопортрети в розкшному фантастичному вбранн, з сяючими обличчями, з радстю буття) — намальован у стил бароко. Навпаки, голландц вмли спостергати найменш жести мму. В «ученых» натюрмортах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно лежащих бумаг с надписями. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол.
Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. Ця дея, яка набула в Новий час широкого свтоглядного значення, вперше втлилась у Голланд (а взагал в Новий час наука ста провдною формою свдомост). Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6. Характеризуться втратою ренесансно гармон мж тлесним Духовним, природою та людиною). Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти.
Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Ми знамо, що скатертину буланакрахмалена акуратновиглажена – вона ще рвн, гостр складки. Але головним для Рубенса завжди було мистецтво. Ус картини Рубенса сповнен бурхливого руху, в них нема спокою ("Зняття з хреста", "Персей Андромеда", портрети Елени Фоурмен та н. ).
Птер де Пюттера (До 1600 – 1659) може служити прикладом дуже раннй вузько спецалзац голландського натюрморту. Мaposязист постат катв, х енергйн руху надають вс сцен характер напружено боротьби. В 50-х 60-х роках ХУ1 столття становище в Ндерландах ста вкрай напруженим. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. В останн 16 рокв (найдраматичнш в житт Рембрандта) були створен живописн образи, винятков за монументальнстю характерв одухотворенстю.
Його перш картини (романтичн портрети юно дружини Саск та автопортрети в розкшному фантастичному вбранн з сяючими обличчями) виконан у стил бароко: складн ракурси, динамзм, багатство кольорових нюансв, свтлотньове моделювання, яке стане основним серед його зображальних засобв. Розвиваються природн науки, як обслуговували зросл потреби господарства. Справа в глубине изображена таверна. Тут майже було зображень святих, зате, як ще бльше, придляли уваги старозавтним сюжетв. Блискучого розвитку досяга натюрморт, який найчастше зобража так зван снданки (Вллем Хеда — Снданок з ожиновим пирогом, Птер Клас — Натюрморт з свчкою). Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи.
Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63.
м значення предмет капталовкладення, як платежу. Колорит звичайно стриманий вишуканий.
3. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Жанрова спецалзаця художникв прийняла географчний характер. сторичний х розвиток вдбувався рзними шляхами, так само як культурний. Старий заповт було дуже добре знайомий голландцям.
Голландськ натюрморти — "снданки" ("Снданок з ожиновим пирогом" Хеди та н. ) — картини нтимного характеру (сам голландц називали х "тихе життя", а не "мертва природа", адже зображен ними предмети нбито живуть свом тихим життям). Стиль бароко, який згодом охопив крани вропи, дав свту багатьох талановитих митцв. Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. Спльна риса обох художнх шкл було кохання до життя, до земним радощв. Недарма майже кожному голландському натюрморт ( рдко у фламандському) зустрчаються предмети з скла, дають багат змогу ршення рзномантних завдань з передач особливостей цього з допомогою висвтлення.
Такий виконаний м у 1611 року для Антверпенского собору ввтарний образ «Воздвижение хреста». Щоб зацкавити покупцв, художники вдавалися до рзних хитрощв. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. Не можна без завмирання розглядати полотна Вллема Калфа або Абрахама ван Бейерена.
Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. В картинах цього жанру начебто нчого не вдбуваться ("Двчина, що чита листа", "Кавалер дама бля спнета" Вермера Делфтського), в них уповльнений ритм життя, вивренсть розпорядку ("Снданок", "Хвора лкар" Г. Метсю). Характерне митця прагнення цкавост позначилося у такому його забавно за сюжетикою картин, як «Мавпи на кухн». Теперь обратим внимание на задний план.
Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Розквта культура. Його приваблюють вакханал з насолодою спянння, полювання на левв з х нестримним запалом та нш образи класично давнини, що набувають земно достоврност суто фламандського обличчя (Персей та Андромеда). Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров.
Рембрандт не боявся реалстичних деталей, як великий майстер умв уникати натуралзму. У стил бароко були створен розкшн палаци та парки скульптури, що вдтворювали почуття, людину в рус картини, насичен емоцями динамкою сцен з життя в музиц зявився новий жанр — опера. Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище. Алтарние образи для церков, зазвичай, не писалися у Голланд. Украшая дома и офисы, они подчеркивали благосостояние их хозяев, а для продавцов цветочных саженцев, луковиц тюльпанов они были тем, что теперь называется визуальным рекламным продуктом: постерами и буклетами. Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-laposoeil – обман зрения. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи.
Спочатку вн зявився в образотворчому мистецтв тал. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Недарма майже в кожному голландському натюрморт ( рдко у фламандському) Зустрчаються предмети з скла, що дають багат можливост для виршення рзномантних завдань по передач особливостей цього матералу за допомогою освтлення. Голландське мистецтво ХУ11 столття не залишалися байдужими до досягнень живопису найбльших фламандських майстрв. Стрльц по-рзному поводяться — одн збуджен наступними дями, нш стриман, спокйн. Рубенс був одним з найосвченших людей сво епохи.
Портретний жанр, його характерна частка Голланд рзновид – груповий портрет, як вдбивав зростання нацонально самосвдомост та корпоративну спльнсть нтересв, а й сприяв розвитку почуття колективзму, символзував громадськ функц людини у життя нац. Останн шстнадцять рокв життя найбльш трагчн для Рембрандта, але це пора його шедеврв. У колорит переважали вдтнки червоного коричневого, що немовби спалахували зсередини.
На подив ноземцв, голландц цнували картини бльше, нж коштовним камнням прикраси. Книга, яка вийшла з простору картини ось-ось впаде, муха, що сла на вазу, яку хочеться прибити – типов сюжети для картини-обманки. Броувер зрко помчав характерн пози руху людей, живу ммку осб. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус.
Меч и шлем с роскошным плюмажем на картине Юриана ван Стрека указывают на мимолетность земной славы. Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая.
Але пдйом, викликаний революцйно боротьбою, визначив високий розквт фламандсько культури 17-го столття. Якщо орданса писав головним чином портрети багатих городян, то нший жанровий художникь – Адран Броувер (1606-1638), який навчався в Голланд, присвятив свою творчсть життя селян мсько бдноти.
Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102. Замовлень велик картини для церков голландськ художники не отримували. Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. уже учитель калфа, Автор кухонних натюрмортв Франсуа Рейкхалс, Писав в останн роки життя србн позолочен блюда келихи, китайський фарфор венецанське скло в поднанн з фруктами, омарами ншими вишуканими стравами. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии.
На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки.
На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675. Картини стали предметом широко торгвл на ринках ярмарках. Композиция обычно выстраивается вокруг единого центра, которым служит сосуд с вином либо самый яркий предмет сервировки— омар.
Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Если раньше все полотна художника размещались на одном этаже (в музее 500 картин Ван Гога из которых экспонируется 200), то теперь их разнесли на четыре этажа, «разбавив» работами современников, многие из которых оказали влияние на Ван Гога, а на других оказал влияние он сам. Вимоги жанру (точнше замовникв) — репрезентаця кожного з портретованих — не було дотримано.
Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». До кухонного натюрморту Калфзвернувся ще в сво молод роки, як вн провв у Париж. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги — как намек на воспитание «кнутом и пряником».
У Франдр не вщухали спалення ретикв, яких карали спанськ католики. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. Это традиционный и излюбленный набор Хеды.
Головн досягнення ц школи — у станковому живопис. Высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы. Якщо спанц захоплювали фламандське мсто, мешканц мали перейти у католицзм за два роки. Расположение предметов и их выбор неслучайны.
Спочатку ЯнДавидс де Гем пише фрукти на кшталт Балтазара ван дерАста, навть типов для лейденсько школи (Голландя) натюрморти "vanitas" з зображенням книжок закуски, вс у русл нацонального монохромного стилю: проста, врвноважена композиця, мaposяка сро-коричнева гама, багатство рефлексв. Зразком його роботи в цьому жанр може служити пейзаж в глибин дано картини.
Эти образы указывают на то, что искусство вечно. Голландя ста центром вропейського друкарства, загально славою користуються унверситети. У колорит перевага надавалася вдтнкам червоного коричневого, як нби горять з середини.
Багато уваги придлялось нтерру. Подл на вищ нижч жанри було чуже голландському реалзму. Не вангельський розповдь, а могутнй подих життя захоплю глядача розглядаючи цю картину. Це явище знаходить сво пояснення в сторичнй обстановц в Голланд, коли псля укладення Мюнстерського миру (1648) усталилося мжнародне становище республки змцнла влада панвних класв усередин крани, поклавши межа подальшому розвитку багатьох прогресивних демократичних явищ. Тонк свтлотньов переходи дозволяють з вражаючою тонкстю передати вс особливост тканини – щльного, шовковистого полотна, гордост голландсько господин. Трагчн под в Пвденних Ндерландах в кнц 16 столття, коли пд владу спан вдйшли ц земл, сприяли зовсм ншим тенденцям.
Або емгрувати. На початку Ян Давдс де Хемпише фрукти в дус Балтазара ван дер Аста, А також типов для лейденсько школи (Голландя) натюрморти vanitas з зображенням книг закуски, все в русл нацонального монохромного стилю: проста, врвноважена композиця, мяка сро-коричнева гамма, багатство рефлексв. Строкатий, з сильним звучанням локальних кольорв колорит перевантаженсть композиц вдрзняють два нших натюрморту ван дер Аста – Тарлка з плодами раковини Vanitas vanitatis (лат. ) – Сута сут.
В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Особливост квткового натюрморту голландських фламандських майстрв. Якщо дозволяло майстернсть, вони створювали «обманки», або «тромплей», вд французького trompe-laposoeil – обман зору.
На первый взгляд, сочетание растений и животных кажется случайным. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа.
Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. До початку 18 столття голландський натюрморт тяж до вражаючою естетиц деталей. Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82. До початку 18 столття голландський натюрморт тяж до вражаючою естетиц деталей. До першого з них вн був близький широтою тематики: у обох можна зустрти вс рзновиди жанру натюрморту – вд кухонного до розкшного.
Охотничий рог символизирует богатства, которые невозможно взять с собой в иную жизнь. (1630) Раковини.
Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Та рух, пронизуюче всю композицю обaposдну х у дине цле, не було в голландсько живопису. Пдсумком живописних досягнень голландського мистецтва XVII ст., вершиною його реалзму стала творчсть Ханса ван Рейна Рембрандта (1606—1669 pp. ). На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки.
В целом в этом натюрморте, как и во многих других «завтраках», с помощью предметов обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений. Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсылает к Притче о блудном сыне.
В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Колр нтенсивний, барви наче випромнюють свтло.
У Голланд був розвинений тип скромного, точного документального портрета, а у Фландр бльше поширення отримав парадний портрет. Найбльшого психологзму Рембрандт досяг в автопортретах, яких дйшло до нас близько ста. Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника. Скатертина написана з побожною ретельнстю.
Смысл был в том, что типичный голландский натюрморт – цветы и фрукты, битая птица и рыба или предметы, связанные с наукой – книги, оптические приборы и т. д. - содержал полную иллюзию реальности. Ндерланди подлилися на дв частини: на Голландю Фландрю (сучасна Бельгя), що залишилася пд владою спан. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74.
Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные — наказание. Зявилися «снданки» – натюрморти голландських художникв, що зображують рзн стад трапези. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39.
Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). Не можна без завмирання розглядати полотна Вллема Калфа або Абрахама ван Бейерена. Два Маря Магдалина — свтлокос, волоок, пишнотл. В архтектур традиц середньовчного вропейського та арабського зодчества (особливо в декоративному оформленн будинкв) здналися з впливом талйського Вдродження, а з XVII ст.
Побутовий живопис став одним з провдних жанрв, творц якого дстали в стор найменування малих голландцв — хн сюжети нехитр (хоч вдображають рзномантний свт), картини невелик. Христос на хрест здаться атлетом. Набагато яскравше нацональну сворднсть проявилося в скульптур, зокрема в деревянй пластиц. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109. У 50-х 60-т рокиХУ1 столття становище торговця-пдпримця Ндерланди ста вкрай напруженим.
Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. Расцветает культура. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь.
«Рыбная лавка» изображено множество рыбы. За роки панування мператора-католика Карла V – було винищено 150. 000 ретикв, бо Пвденних Ндерландах мав поширення протестантизм. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. Його цкавила бльше святкова сторона життя.
Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. Для спанського барокового живопису характерн декоративнсть, примхливсть, синтез комчного та величного, тлесного й аскетичного. Несомненную спльнсть, особливо у початковому етап, виявля жанр натюрморту, передусм та його область, родоначальником яко у Голланд був фламандський художникь квтв АмброзиусБосхарт Старший, (ок. 1570 – 1621), а продовжувачем – його учень Балтазар ван дерАст (1593 – 1656), працював у Утрехт Делфте. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Ус композиц нби в рус.
Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Для нього передати характерне було так само важливо, як показати гарне. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. Жанровая специализация художников приняла и географический характер. Уповльнений ритм життя, порядок, стараннсть, вивренсть розпорядку дня — ц цнност голландського побуту перейшли в картини (Габрель Метсю — Снданок, Хвора лкар). Вдповдно до вимог стилю це були парадн, репрезентативн портрети, але блискуча майстернсть вберегла художника вд грубих лестощв (портрет Карла на полюванн, портрет Т. Уортона та н. ). В сцене бегства в Египет герои практически повернуты к зрителю спиной: они удаляются вглубь картины, подальше от мясной лавки.
Спльною рисою обох художнх шкл була любов до життя, до земних радощв. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. Рубенс прославив нацональний тип краси. Розподл на вищ нижч жанри було чуже голландському реалзму.
Враження цлсност композиц пдтримуться диним сро-коричневим колоритом. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Голландський художник насолоджуться не декоративно принаднстю барвистих поднань, а тим, як обaposднан кольору, з допомогою висвтлення, його тонкими градацями, передачею свтлових вдблискв барвистих рефлексв. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Великий натюрморт Риби на берез моря належить учнев де Пюттера, краще живописцю рибАбраму ван Бейерену (1620 21 – 1690).