Его «птичьи дворы» и «зверинцы» не являются натюрмортами в строгом смысле слова, однако для голландцев XVII века они входили в ту же категорию, что и изображения цветов или фруктов. Его «птичьи дворы» и «зверинцы» не являются натюрмортами в строгом смысле слова, однако для голландцев XVII века они входили в ту же категорию, что и изображения цветов или фруктов100. C кухонным натюрмортом нередко сближаются работы художников-жанристов, писавших сцены из повседневной жизни голландцев. Большинство художников, писавших натюрморты, относятся к так называемым «малым голландцам».
Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. Натюрморты в виде букетов (в вазе, кувшине или просто на столе) обычно составлялись трех видов. Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721).
Питер Клас (см. репродукции) родился в Бургштейне в 1597 году. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. В этом смысле натюрморт представляет собой образец закрытой семиотической системы. В XVII веке Амстердам стал крупнейшим торговым портом мира. Университетский Лейден создал и усовершенствовал «учёный натюрморт» типа «vanitas», (от лат. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека.
Голландские художники стали искать новые темы для своих полотен. В 50-х и 60-х годах ХУ1 века положение в Нидерландах становится крайне напряженным.
В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79.
Особенностью голландского натюрморта это чёткое разделение его по определённым видам и территориальным принципам: натюрморт «завтрак» писали в Харлеме, цветочный в Утрехте, морской в Гааге в городе рыболовов и моряков, научный – «vanitas» (от лат. Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. де Хемом S-образная форма букета с изящными завитками, предвосхищающими стиль рококо.
Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Заманчиво предположить, что, возможно, этот нож был свадебным подарком самой Кларе. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами.
На них запечатлено присутствие человека в виде крошек, надкушенных булочек и т. д. Они рассказывали интересные истории, наполненные общими для картин того времени аллюзиями и морализаторскими символами. Видимое – то, что имеет кожу, оболочку, то, что поверхностно. Эти образы символизируют неумеренность, обжорство и привязанность к плотским удовольствиям. Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Особенно многочисленны изображения тюльпанов.
Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки.
В «ученых» натюрмортах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно лежащих бумаг с надписями. суета сует) писали в университетском Лейдене, «кухонный» в Роттердаме и натюрморт с мёртвой дичью является примером изменения положения в общественной жизни людей.
Это традиционный и излюбленный набор Хеды. Но страницы книги загнуты, а рисунок помят. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Учился у Флориса ван Дейка. Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста).
Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности.
Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82. Яркие представители этого течения были Николас Гиллис, Флорис Герритс ван Схотен, Флорис ван Дейк, Ханс ван Эссен, Клара Петерс, они изображали яркие, обильно наполненные яствами столы, более скромные «монохромные завтраки» писали уже такие харлемские художники как Питер Клас, Виллем Клас Хеда и их последователи амстердамские мастера Ян Янс Трек и Паулюс ван ден Бос, они в свою очередь использовали предметы домашнего обихода: курительные трубки, табакерки, оловянные тарелки, цинковые кувшины, стекло, серебряные или позолоченные кубки, мясо или морепродукты. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Однако это воздействие (бывшее к тому же взаимным) не могло стать определяющим для живописной школы, установившейся, окрепшей и достигшей расцвета.
Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени. Пестрый, с сильным звучанием локальных цветов колорит и перегруженность композиции отличают и два других натюрморта ван дер Аста – Тарелка с плодами и раковины1 (1630) и Раковины. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос.
Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Книга, которая выдвинулась из пространства картины и вот-вот упадет, муха, севшая на вазу, которую хочется прихлопнуть – типичные сюжеты для картины-обманки. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ).
Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. А поскольку он еще не может объединить это пестрое зрелище в единую картину средствами самого натюрморта (их еще нет. ), он привносит в натюрморт присущие другим жанрам живописи литературный сюжет и механическое движение. Очень удачно и расположение всех деталей каждой картины.
1 столетия. Теперь обратим внимание на задний план. Расцветает культура. Буквальное повторение отдельных мотивов облегчалось существованием штудий с растений. Да и заказчики — чаще не вельможи, а малообразованные бюргеры — больше всего ценили произведения искусства за то, что они «совсем как живые». Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс.
почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven).
В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Следует отметить, что ван Бейерен писал также морские виды. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Художник реалистично изображает этот предмет.
суета сует), «кухонный» и натюрморт с мёртвой дичью. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. В скором времени тюльпаны распространили во Францию и Англию, в Германию и Голландию.
Один из них повествует о младшем сыне, который, получив от отца имение, продал всё и спустил деньги на распутную жизнь. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Охотничьи трофеи -- это, прежде всего, охотничьи трофеи -- битая птица и дичь. Чертами добродушного юмора овеяны образы крестьян в картинах Адриана ван Остаде. К кухонному натюрморту Калф обратился еще в свои молодые годы, которые он провел в Париже. Нельзя без замирания разглядывать холсты Виллема Калфа или Абрахама ван Бейерена.
Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Система символов, сложившаяся в средневековье, позволяет прочесть так называемый скрытый смысл, заключенный в отдельных предметах, но не дает проникнуть в смысл натюрморта как целостного явления. А раскрытые раковины с устрицами могут сменить свое негативное значение на прямо противоположное, обозначая человеческую душу, отделившуюся от тела и готовую вступить в вечную жизнь.
Справа в глубине изображена таверна. Там, куда скатерть не доходит, заметен простой деревянный стол, без всяких прикрас. Большой натюрморт Рыбы на берегу моря принадлежит ученику де Пюттера, лучшему живописцу рыб Абрахаму ван Бейерену (162021 – 1690). Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Это явление находит свое объяснение в исторической обстановке в Голландии, когда после заключения Мюнстерского мира (1648) упрочилось международное положение республики и окрепла власть господствующих классов внутри страны, положив предел дальнейшему развитию многих прогрессивных и демократических явлений. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Внутри жанра натюрморт образовались чёткие разделения: натюрморт «завтрак», цветочный, морской, научный – «vanitas» (от лат.
Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». Внизу, возле вазы, обычно расположены знаки бренности – сломанные или увядшие цветы, осыпавшиеся лепестки, пустые раковины, гусеницы, мухи в центре – символы скромности и чистоты (средней умеренности), окруженные пышными недолговечными цветами (ландыши, фиалки, незабудки, цикламены в окружении роз, гвоздик, анемонов и т. д. ) увенчивает композицию крупный цветок, чаще обладающий положительным значением, этакий венец добродетели (да еще в окружении бабочек и стрекоз). Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Тогда включение касания в зрительный акт и есть визуальное. Скатерть не закрывает весь стол полностью. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами.
Тарелка с хлебом должна вот-вот упасть. Эти образы указывают на то, что искусство вечно. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон. Или: то, что может быть открытой поверхностью и что передает нам ценную информацию о мире. Визуальное – это вся самая разнообразная технология остановки живого движения.
Вода – тема крещения, очищения, вино – тема причастия. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16.
В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. К 1650-60 годам, в творчестве Виллема Кальфа и Абрахама ван Бейерена, натюрморт утрачивает свой скромный, простой характер, становясь роскошнее и пышнее и поражая богатством колорита. Со времён античности художники стремились к максимально достоверному иллюзионистскому воспроизведению натуры. Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи.
Харлемский художник Питер Клас (1597—1661) тонко и умело подчёркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство. Первые натюрморты просты – хлеб, бокал вина, фрукты, рыба, бекон. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения.
Недаром почти в каждом голландском натюрморте (и редко во фламандском) встречаются предметы из стекла, дающие богатые возможности для решения разнообразных задач по передаче особенностей этого материала с помощью освещения. Виллем Калф (1622 – 1693), крупнейший голландский натюрмортист второй половины ХУ11 века исходил в своем творчестве из достижений Ф. Рейхкале и Я. Трека. С удивительным мастерством художник передает цвет каждого предмета.
В 40 – 50-е годы бытовая живопись является одним из главных жанров, авторы которого в истории обрели наименование малых голландцев то ли за безыскусность сюжета или же из-за малых размеров картин, а может быть и за то и за другое. Своих героев он часто находил среди голландской бедноты. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Натюрморт "Завтрак с ветчиной" было написано в 1647 году, когда Питер Клас работал в Харлеме. Справа в глубине изображена таверна.
Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Во время своего путешествия по стране он был очарован видом этих нежных цветов. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности.
Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693).
Неизменными его компонентами становятся экзотические фрукты изящные бокалы и ценные ювелирные изделия, залитые тёплым и мягким светом. Теперь обратим внимание на задний план. Этому способствовал целый ряд факторов.
Питер де Пюттер (до 1600 – 1659) может служить примером очень ранней узкой специализации голландского натюрморта. Все элементы композиции объединены светом и колоритом – серовато-зеленой красочной гаммой. Уже учитель Калфа, автор кухонных натюрмортов Франсуа Рейкхалс, писал в последние годы жизни серебряные и позолоченные блюда и бокалы, китайский фарфор и венецианское стекло в сочетании с фруктами, омарами и другими изысканными яствами.
Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста (1590—1656). У художников следующего поколения веши уже не столько напоминают об отвлечённых истинах, сколько служат для создания самостоятельных художественных образов. В такой манере пишет Балтазар ван дер Аст. Демократичным бытописателем, занимательным рассказчиком был Ян Стен.
Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными.
Изображенные драгоценные предметы говорят об изысканном вкусе ее клиентуры.
Так и появляется определенная разновидность такого натюрморта как «охотничьи трофеи», такие натюрморты несут новое содержание, говорящие об охоте не как о промысле, а как о развлечение высшего общества. Эти «завтраки» отличаются простотой изображённых вещей: булочка, оловянные блюда, стеклянные сосуды — вот основные компоненты выдержанных в сероватой красочной гамме изображений. Художники стремились не только максимально натуралистично изобразить убитых животных и птиц, но и передать фактуру и краски птичьего оперения.
На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. В неодушевленных предметах они видели особую, скрытую жизнь, связанную с жизнью человека, с его бытом, привычками, вкусами. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40.
Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. В подобных картинах детали наделены символическим зна-чением. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди.
Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74. Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма.
Практически в каждом голландском натюрморте присутствуют тюльпаны. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. На самом деле этот натюрморт тоже напоминает о быстротечности жизни и греховности земного существования.
Однако главные черты натюрморта как жанра вырабатываются в харлемских "завтраках". В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87.
Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. 1680). Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсылает к Притче о блудном сыне.
суета сует). Любимая тема их натюрмортов – так называемые завтраки. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта». Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704).
Ведущими мастерами голландского натюрморта первой половины XVII века были Питер Клас (1597/98-1661) и Виллем Хеда (1594-ок. На раннем этапе преобладали цветочные натюрморты, отражавшие увлечение голландцев цветоводством.
Высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы. Со Средиземного моря к ним везли соль, вино, лимоны, виноград и миндаль. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности.
Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. В это время он испытывает влияние декоративной и монументальной живописи Яна Давидса де Хема. Предметы имеют строго определенное место и значение.
Опустевшая раковина, служившая когда-то домом для морского моллюска, твердит о бренности жизни, поникшие и засохшие цветы – о смерти, а выпорхнувшая из кокона бабочка возвещает воскресение и обновление. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. В целом в этом натюрморте, как и во многих других «завтраках», с помощью предметов обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений.
Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Он был одним из первых мастеров голландского натюрморта 17 века. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы.
Впечатление цельности композиции поддерживается единым серо-коричневым колоритом. Его композиция очень проста и лаконична. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей.
Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма. Разнообразными приемами Хеда великолепно передает материал и специфику их фактуры так, блики света по-разному играют на поверхности стекла и металла: на стекле – светлые, с резкими очертаниями, на металле – бледные, матовые, на позолоченном бокале – сияющие, яркие. Для него передать характерное было так же важно, как показать красивое. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым.
Важная роль отводится свету: он играет на поверхности стеклянных и металлических сосудов и объединяет сгруппированные в разных планах предметы. Композиционным центром, несомненно, является блюдо с ветчиной. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а виноград — об искупительной жертве Христа. Он превращается в пышное украшение жилища высокопоставленных заказчиков. Кроме создания привычных аллегорических ассоциаций художник часто вводил их просто для положительных эмоций, для повышения коммерческой привлекательности сюжета. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план.
Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. В радиальной композиции (стебли цветов расходились веером из одной точки) главным становится изображение цветка, помещенного в место схождения стеблей. Цветочный натюрморт был очень популярен, практически все голландцы имели сады, это было заложено в их традициях, но не стоит забывать, что также были и благоприятные условия для выращивания цветов и растений.
К началу 18 века голландский натюрморт тяготеет к впечатляющей эстетике деталей. Кроме живописцев, среди которых появлялась жесткая специализация и разделение труда, там работали те, кто готовил под картины основу – доски или холст, грунтовал изготавливал рамы и т. д. Жесткая конкуренция, как при любых рыночных отношениях, приводила к повышению качества натюрмортов до очень высокого уровня. И главный акцент на картине попадал на различные предметы. Таково полотно "Трубки и жаровня". Образцом его работы в этом жанре может служить пейзаж в глубине рассматриваемой картины.
Сложнее становятся композиционные построения, декоративнее – краски. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту. Заказов на большие картины для церквей голландские художники не получали. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63.
Отказ от них — один из способов спасти душу. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. С большим вкусом художник выбирает предметы для своих произведений. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. – сопоставлены друг с другом так, чтобы выявить особенности и привлекательность каждого. Ван Стрек изобразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский.
Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги — как намек на воспитание «кнутом и пряником». В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух).
Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». Голландия стала лидером среди прочих. Картины оживлены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне («Завтрак с крабом», 1648 г. ). Во второй половине XVII в. голландский натюрморт, подобно пейзажу, стал более зрелищным, сложным и многокрасочным. Уже в раннем творчестве Класа проявился его необыкновенный талант живописца. При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя.
Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6. В Харлеме возник самый популярный вид голландского натюрморта – «завтрак». Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами.
и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. Испытав во время поездки в Амстердам влияние Рембрандта, Калф стал создавать насыщенные цветом и светом полотна, сочетая тёплую красочность с мастерским использованием светотени. «Завтраки» становятся роскошнее и пышнее, поражая богатством колорита. Сдержанная серовато-золотистая оливковая тональная гамма объединяет предметы. определяют своеобразие смыслового подтекста старинных натюрмортов. Однако главные черты натюрморта как жанра вырабатываются в харлемских завтраках.
Шут — неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. При взгляде на картину возникает ощущение неустойчивого равновесия.
Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Плоды и омар на столе (1940) – одна из лучших работ Рейкхалса. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693).
Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714). Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий».
На картинах Абрахама ван Бейерена (1620 или 1621—1690) и Виллема Калфа (1622—1693) изображены грандиозные пирамиды из дорогой посуды и экзотических фруктов. Рядом со столом висит разделанная туша, указывающая на неотвратимость смерти и мимолетность земных радостей. За столом у огня сидит веселая компания, выпивает и ест устриц, которые, как мы помним, ассоциируются с похотью. Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. В голландской живописи XVII века были заложены основы нового жанра— натюрморта— который в образной форме воплотил мироощущение человека в его отношении к предметному миру и природе.
Это самое яркое пятно на картине. Эмблематические сборники издававшиеся на протяжении всего XVII века, являлись хорошим пособием в расшифровке картин. Натюрморт (Stilleven -- что по-голландски означает -- тихая жизнь) – это своеобразная и достаточно популярная ветвь голландской живописи.
Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. Тогда выстраивается вертикальная иерархия цветов и их значений. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи.
Пример тому – работа Рейчел Руиш. В своей совокупности эти отдельные сюжеты характеризуют и пристальный интерес голландцев к сюжетам повседневной жизни и их любимые занятия и увлеченность экзотикой дальних земель (в композициях присутствуют диковинные раковины, фрукты). Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Позднее, по мере укрепления бюргерства и постепенной его аристократизации, меняются и требования, предъявляемые к искусству.
В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. Расположение предметов и их выбор неслучайны. С 1617 года работал в Харлеме. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде. В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды (около 1594 — около 1680) царит живописный беспорядок.
Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры. Становится необычайно распространенным голландский натюрморт с цветами. Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем.
Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. Вся композиция строится на повторе плавных линий тела окуня, лежащего на краю стола, в очертаниях других предметов – рыб, кувшина изгибов скатерти, – благодаря чему возникает единый волнообразный ритм. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. На картинах этого жанра изображалась разнообразная кухонная утварь и продукты, предназначенные для приготовления обеда. Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника. Охотничий рог символизирует богатства, которые невозможно взять с собой в иную жизнь.
Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. Богатство и роскошь на одном полюсе и бедность и нищета – на другом заставили художников почувствовать опредмеченные в вещах имущественные отношения. Господствующий в стране кальвинизм был против украшения церквей картинами. Первые натюрморты Питера Класа (1697/1698 — 1661) написаны в традициях «накрытых столов». Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Христа. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования.
На первый взгляд, сочетание растений и животных кажется случайным. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. Важным дополнением к этим наборам являются стеклянные бокалы с вином. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные — наказание.
Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Натюрморты с цветами оставались популярными у голландцев и в следующем веке. Изображение мясной лавки традиционно связывалось с идеей физической жизни, персонификацией стихии земли, а также с чревоугодием.
Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсылает к Притче о блудном сыне Вспомним, что в Притче о блудном сыне есть несколько сюжетов. Тема Цветы и фрукты, включает, как правило и разнообразных насекомых. От показа этого обилия, способного удовлетворить аппетит многих, жанр эволюционировал в сторону скромного завтрака или закуски на одну персону, от праздничной торжественности и порядка еще не нарушенного следами пиршества, – к интимности и живописному беспорядку, учиненному присутствием здесь человеком.
Небольшого формата выполнялись произведения, в подсчете на скромные и не большие по площади обстановки голландских домов. Голландский натюрморт начала 17 века отличается приверженностью к символике. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует».
Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. Именно Питеру Класу принадлежит честь открытия тона и световоздушной среды, а также он является создателем такого течения в натюрморте как «монохромные завтраки». Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует», одним из основных предметов при этом были курительные трубки. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Именно особенности эмблематического мышления XVI-XVII вв.
Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30. Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище. Эмблема – своеобразный жанр, рожденный синтезом изобразительного искусства и литературы (см. статью). Композиции второго типа, словно ковром, заполняют все пространство полотна.
Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Используя цветовой контраст, художник обнажает реальность.
Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Вначале Ян Давидс де Хем пишет фрукты в духе Балтазара ван дер Аста, а также типичные для лейденской школы (Голландия) натюрморты vanitas с изображением книг и закуски, все в русле национального монохромного стиля: простая, уравновешенная композиция, мягкая серо-коричневая гамма, богатство рефлексов. Все это свидетельствует о том, что Клара Петерс была весьма преуспевающим живописцем. Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным.
Отказ от них – один из способов спасти душу. Чаше всего он писал «прерванные завтраки». Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти.
Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. "Чтение" натюрморта было чем-то вроде интеллектуальной игры. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). Венчают компо-зицию два крупных цветка имеющие положительное значение.
Картина Яна Баумана «Цветы, фрукты и обезьяна» — хороший пример смысловой многослойности и неоднозначности натюрморта и предметов на нем. Украшая дома и офисы, они подчеркивали благосостояние их хозяев, а для продавцов цветочных саженцев, луковиц тюльпанов они были тем, что теперь называется визуальным рекламным продуктом: постерами и буклетами. Развиваются естественные науки, обслуживавшие возросшие потребности хозяйства.
Утрехт стал родиной пышных и красочных натюрмортов с цветами. Художникам также приходилось ждать смены сезонов, чтобы запечатлеть нужный цветок. Жанровая специализация художников приняла и географический характер. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа.
В Нидерландах XVII века натюрморт приобрёл очень широкое распространение. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73. К тому же нельзя забывать, что каждый предмет был частью композиции и его можно было прочитать по-разному – в зависимости от контекста и от общего послания натюрморта. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Такое расположение вазы подчёркивало противопоставление живой природы, видимой из окна и сорванных, помещённых в вазу садовых цветов. Искусствоведы считают, что в ее пышном букете затесались бабочки и пчелы (что до меня, я бабочек вижу, а пчел – увы).
Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские.
В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Конечно, можно и поверхность стола рассматривать как вспученную, распертую изнутри силами, которые подбрасывают вещи как при взрыве, перевертывают не разрушая, дают лечь друг на друга как придется.
Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Как следствие, голландцы неожиданно приобрели самый высокий уровень жизни в мире. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия.
От первой стадии в творчестве художников начала века с фиксированием выставленных как бы напоказ вещей художники следующего поколения перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами (Клас, Хеда). Третья разновидность композиционно встроена в фигуру треугольника. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки.
Содержимое же сосудов трактовалось по-разному. Скатерть написана с благоговейной тщательностью. Крупных аристократов, владевших дворцами, которые нужно было украшать, здесь было значительно меньше, чем в других странах Европы.
Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111. Их прислал в Аугсбург германский посол при турецком дворе Бусбек. Натюрморт утрачивает свой скромный, простой характер.