Ганс Гольбейн Младший – немецкий живописец Северного Ренессанса, один из величайших портретистов в западноевропейском искусстве. Творчество Гольбейна имеет значение не только для Германии, оно сыграло очень важную рольв формировании английской портретной школы живописи. В августе 1539 г. придворный художник короля Генриха VIII Ганс Гольбейн Младший отправился писать портреты сестер «на континент». В 1514 году, после обучения в мастерской отца, Гольбейн перебрался в Базель, где выполнял эскизы для гравюр, а также создал портреты бургомистра Майера и его жены.
По возвращении в Базель в 1528 г. Гольбейн окончил фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов. Кисти Гольбейна принадлежит еще несколько портретов Эразма. После смерти Джейн Сеймур английский король Генрих VIII несколько раз посылал придворного художника Ганса Гольбейна Младшего за границу, чтобы писать портреты предполагаемых будущих невест. Ганс Гольбейн-младший написал портреты французских послов в тот год, когда родилась принцесса Елизавета.
Портреты Гольбейна отличаются реалистической и благородной трактовкой образов. Гольбейн, ГАНС МЛАДШИЙ (Holbein, Hans) (1497–1543), также Ханс Хольбейн Младший, немецкий живописец, один из величайших портретистов в западноевропейском искусстве. В Англии Гольбейн совершил почти незаметный, но столь радикальный для искусства шаг – художник перешёл от портретов гуманистов к портретам знати и, наконец, коронованных особ.
Один из шедевров Ганса Гольбейна Младшего – портрет Джейн Сеймур, королевы Англии и третьей жены английского короля Генриха VIII принадлежит собранию Музея истории искусств в Вене. Гольбейн окончил фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов. Только в XIX веке удалось идентифицировать модель на портрете: оказалось, что это французский посол, а художник – Ганс Гольбейн Младший. Портрет был создан Гансом Гольбейном Младшим – великим художником Северного Возрождения в период расцвета и наивысшего взлета его таланта.
Портрет французского дипломата выделяется даже в ряду шедевров Гольбейна Младшего его умением передать магический взгляд умных глаз дипломата и воина. Важнейшие произведения базельского периода Гольбейна: портрет юриста Бонифация Амербаха десять картин страстей Господних изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов Мадонна со святыми для города Золотурна наконец, знаменитая Мадонна семейства Мейер. Галерея гольбейновских портретов – это подлинно островное искусство и любопытно то, что английский стиль равнодушного письма создавался из разных национальных школ, примеренных одним главным правилом – номинализмом. Автопортрет изображает Ганса Гольбейна в возрасте 45 лет.
В течение жизни, Гольбейн написал несколько портретов Эразма. Последние годы жизни Гольбейн провел в Англии, при дворе Генриха VIII, где он был придворным живописцем и где написал свои лучшие портреты. До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка итакдалее. А в работах гениального портретиста первой половины XVI века Ганса Гольбейна Младшего, кроме потрясающего мастерства живописца, какое наслаждение постигать его небесный дар глубочайшего психологического постижения модели. И этот портрет относится к лучшим произведениям, написанным Гольбейном до того, как в 1536 году он стал придворным художником короля Генриха VIII.
Этот пункт требует принципиального уточнения именно потому, что Гольбейн, портретист эпохи, воплотил образы всех действующих лиц этой драмы, написал портреты и Генриха и Эразма и Мора. Эпитафией северного Ренессанса стала небольшая гравюра Гольбейна 1540 года – посмертный портрет Дезидерия Эразма Роттердамского, оракула Европы, учителя гуманности, друга Мора, противника Лютера и любой догматики.
Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей». Это пример типичного монументального стиля Гольбейна. Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра. Больше о частной жизни художника почти ничего не известно. Эразм Роттердамский неоднократно выражал восхищение талантом Гольбейна.
Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир. Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились. Рядом с Мейером представлены его сыновья. До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и т. д. По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальной целью.
Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни. Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом. Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения.
Уффици во Флоренции), Том. В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови. Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля. Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель.
Эразм был католиком (настолько, насколько философ вообще может быть конфессиональным) и противником Реформации, но история с Томасом Мором ещё впереди кто же мог предсказать. Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало.
Гольбейн представил в картине образ двойного зрения. Отношения с королем после этого оказались испорченными. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII.
Величие короля передается позой. Как правило, на них изображали близких людей. Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду.
Мы все знаем брейгелевскую картину «Фламандские пословицы»: Питер Брейгель дал буквальную иллюстрацию эразмовскому сочинению о пословицах и поговорках. Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке. Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными. Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна.
Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала. Выбрать Англию художнику посоветовал Эразм Роттердамский. Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица. Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном.
По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру. На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной. В Англии учёный не остался (пробовал через год вернуться, снова не понравилось). Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет. Каждое портретное изображение рассказывает о судьбе конкретного человека.
Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета. Нередко, он дополнял портреты элементами натюрморта, подчеркивающими особенности характера модели. Возможно, в этот период он побывал в Ломбардии, так как по возвращении в Базель его живописный стиль стал более мягким, а композиционный строй его картин — более монументальным. Со временем, манера художника претерпела эволюцию. Вместе с тем, более зрелая религиозная живопись Гольбейна обнаруживает влияние итальянской живописи эпохи Возрождения.
С точки зрения человека, погруженного в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания. Композиция картины подчёркнуто проста. После смерти своего супруга, миланского герцога Франческо Мария Сфорца, Кристина жила у своей тётки, Марии Венгерской, которая управляла тогда Испанскими Нидерландами.
Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний. В первых вариантах картины художника, волосы дочери Мейера, Анны свободно ниспадали на плечи. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота. Знаменитая история произошла с портретом Анны Клевской, написанным художником не с натуры, а с работы другого, более слабого мастера: королю изображение девушки приглянулось и брачный договор был заключен.
Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых. «То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости». Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии. С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне.
Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну. 1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи. Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого. На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной. Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени.
Его слава стала распространяться по всей Южной Германии. Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается. У живописцев покровителями были состоятельные семьи.
Художественные достоинства этой картины столь высоки, что трудно все перечислить. Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены. В своих играх (по мнению Брейгеля) дети копируют жестокость взрослых их организацию и взаимное подчинение, а потому обучение не даст результата. Именно в это время Ганс Гольбейн начал раскрываться как художник-портретист.
Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII. Двор потешался, а Анна Клевская тем временем получила развод с отличными условиями: Генрих VIII отблагодарил её за покорность и оставил в Англии как «сестру», выделив богатое содержание, замки и солидный годовой доход. Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке.
К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром. в Базель, много работал над декорированием внешних фасадов, превращая таким образом скромные частные дома в великолепные дворцы, украшенные колоннами и фигурами.
Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии. Дело не в том, что картина Гольбейна зашифрована, а код шифра утерян. За годы, проведенные в Англии, он создал ок.
По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальной целью. В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов.
Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля». В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. Она не стала бороться за корону, как Екатерина или Анна Болейн. Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками.
Все семейство поселилось в Базеле. Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения. Она убедила весь двор, что король не имеет с ней брачных отношений. Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна.
В том же 1516году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году— фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. Портрет Генриха VIII в свадебном наряде (1539–1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона. Гольбейн не углубляется во внутренний мир своих моделей – они кажутся замкнутыми, сдержанными, как и подобает аристократам при дворе короля. Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно. В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии.
Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой. На нее была возложена миссия – возвестить о воскресении апостолам. Картина была заказана самими дипломатами. Кроме того, в 1520 году Ганс Гольбейн Младший стал гражданином Базеля, что дало ему возможность вступить в гильдию живописцев города.
Но это не единственная картина Брейгеля, написанная под влиянием сочинений Эразма – его «Детские игры» есть ни что иное, как горькая реплика на прекраснодушную теорию гуманиста. Интересно отметить, что в творчестве некоторых немецких художников принципы готической изобразительности, минуя ренессансный этап, постепенно приобретают барочные черты. Всего художник создал более 400 рисунков, по которым впоследствии создавались деревянные клише для гравюр. Формально Базель был «императорский» город, то есть находился в Священной Римской империи, но при этом был городом интернациональным, не вовлечённым в национальные и религиозные движения. Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде.
– на этот вопрос всякий отвечает по-своему. Блестящим примером нового стиля стало его полотно «Мертвый Христос» (1521-1522). На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна. Наоборот, увидев желание супруга избавиться от неё, Анна постаралась ему в этом помочь. Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение. В Портрете Георга Гисце (1532, Берлин – Далем) художник прекрасно передал фактуру каждого из предметов, призванных дать дополнительные сведения о личности заказчика.
Рисунки «Пляски смерти» делал и Альбрехт Дюрер, но ряд рисунков Гольбейна на эту народную тему затмил все прежние Пляски смерти. Гольбейн в своей работе реализует образ двойного зрения – при «прямом» взгляде человека, погруженного в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания, – но при «особом» (подразумевается – правильном, глубоком) взгляде все меняется с точностью до наоборот – смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, лишается значения, приобретая характер фантома иллюзии. Первоначально, Гисце сидел анфас, а левый и правый стеллажи располагались симметрично относительно друг друга.
Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета. Упомянутое завещание датируется 7 октября 1543 года уже через месяц Гольбейн скоропостижно скончался — судя по всему, от чумы, эпидемия которой в это время свирепствовала в Лондоне.
Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом». Боже сохрани. В Базеле Гольбейн написал и знаменитый портрет Эразма Роттердамского. Это и портрет лорда Эдварда Клинтона (1532–43 гг. ), воспитывавшегося при дворе Генриха VIII, но достигшего высокого положения после смерти последнего и изображения опального поэта Генри Гоуварда, герцога Сёррей и несравненной Анны Болейн – второй жены государя, которая, будучи придворной дамой французской королевы Марии, пленила сердце Генриха VIII. Это было 12 марта 1538 года.
Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII). В 1532г. Эразма привлекало отсутствие религиозного пафоса – он не любил фанатизма. Гольбейн родился в Аугсбурге он был сыном Ганса Гольбейна Старшего известного художника, мастера алтарной живописи. Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля.
Королю причина для развода весьма понравилась. К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ. В 1535 году он был обезглавлен. Изображение молодого дельца, представленного в обстановке своей лондонской конторы, выполнено с подлинным блеском.
В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор. Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат». Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта). Точный исполненный готических ассоциаций рисунок подчинен плоскости.
Мария – в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц. Однако вся эта аллегория прославляющего характера воспринимается абсолютно иначе из-за какого-то предмета непонятной формы на первом плане. В 1528 – 1530 годах Гольбейн опять жил в Базеле тогда были написаны им картины «Ровоам» и «Самуил и Саул». Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей.
Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом. Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином). В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая». Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.
Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота. В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось). Народный и итальянский элементы соединяются в его произведениях.
В этом изображении сочетаются несколько уплощенная, напоминающая икону трактовка образа и человеческая теплота, умиротворение и нежность. Климат ли был тому виной (как писал он сам) или желанное одиночество не сложилось в стенах университета – мы не знаем. Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины. Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом». Об этом свидетельствуют его работы.
Справа изображены жены Мейера. Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору. 1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна. В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви.
Картины его – это гордость города. За годы, проведенные в Англии, он создал около 150 портретов. Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам. Тема «Плясок смерти» в творчестве Гольбейна обязана своим происхождением средневековым литературным традициям. Осанка и выражение лица датской принцессы говорят о достоинстве и сильном характере. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари. Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства. К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру.
Бедненький. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Но на этот период приходится и много светлых событий в жизни Ганса Гольбейна Младшего: женитьба, рождение детей, знакомство с выдающимся просветителем тех времен Эразмом Роттердамским, портреты которого он не единожды писал в то время (самый известный из них находится в Лувре). Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально.
На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу. В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным. В 1517-1519 годах Гольбейн работал вместе с отцом в Люцерне.
Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. В круг возможных претенденток входили представительницы известнейших королевских дворов Европы. Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов. Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля. «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532).
Одетые в парадные одежды посланники спокойно и уверенно смотрят на зрителя. В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города. Мастерская Ганса стала семейной. Выбранная Гольбейном художественная концепция охватывала буквально все — от парадных костюмов до книжных обложек.
Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году. Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания. Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. На лице нет намека на улыбку.
После обучения в мастерской своего отца в 1514 он уехал в Базель, бывший в то время крупнейшим центром искусства и гуманистической учености. Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален». Титульный лист с изображением Петра и Павла производит иное впечатление.
Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии. Маленькое серебряное распятие, почти затерявшееся в складках зеленой занавеси — символ искупления грехов и надежды на спасение. Над Анной нависли тучи. Если вам выпадет возможность пообщаться с ценителем искусства из швейцарского Базеля, он непременно вам расскажет, что этот город неразрывно связан с жизнью Ганса Гольбейна Младшего (Hans Holbein der Jngere).
После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах. Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется. Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII.
Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533г. В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий. Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. Отъезд Гольбейна в Англию был ими обоими оценён как бегство от протестантского фанатизма в страну личной свободы. Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор. Не зря один из автопортретов, нарисованных незадолго до своей смерти, Ганс Гольбейн Младший назвал «Базелец», что означает гражданин Базеля. Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует».
Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение. Это, безусловно, знак смерти. Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка. Плаха или развод. В Англии мастер занимался оформлением придворных праздников, работал по заказам церкви. Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников. К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле.
Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок. Однако, к концу жизни художник запутался в долгах — виной тому, быть может, стало его пристрастие к дорогому вину и маленьким радостям свободной жизни, о чем также сохранились свидетельства. Одновременно он их объединяет через Богоматерь. Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета. Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея). Гольбейну пришлось искать новых заказчиков.
Следующий «слой» текста представлен тонкими строчками скорописи базельского владельца книги и, наконец изящные фигурки Гольбейна, чередующиеся с рукописным шрифтом, дополняют общее «каллиграфическое» впечатление от издания. Вскоре, король занялся поисками новой невесты. 150 портретов. Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля.
Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей. Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены. В одной руке он держит перчатку, другая расположена рядом с висящим на поясе богато украшенным кинжалом. Эразм попробовал жить в Кембридже, но через два года уехал даже оттуда. Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору.
В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей. Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины).
Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется. Об этом, в свое время, писал символист Ю. Балтрушайтис и рассуждали постмодернисты конца XX века. В конечном варианте, они туго перехвачены лентой.
«Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна). Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл. Окончательно осев в Базеле, вступает в городской цех живописцев, обзаводится семьей и собственной мастерской.
Вскоре Гольбейн приобрел покровителей среди видных горожан, в числе которых был и гуманист Эразм Роттердамский. Но в первую очередь, перед нами – страстно, вдохновенно верующий католик. Ганс и Амброзиус, быстро освоившись в интеллектуальных кругах, начали работу с книжных иллюстраций. Итог его художественной деятельности состоял в том, что он создал абсолютно уникальный мир объективности.
Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе. Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился.
Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви. Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне. Своеобразный синтез готики и маньеризма (или зарождающегося барокко) присутствует и в гравюрах Гольбейна. Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом.
Только вы не думайте, что он казнил всех жен. В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна. По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена.
Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями. Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику.
Только двух жен. В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась.
Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века. Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр. Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения.
В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита. По возвращении своем осенью 1519г.
Многослойная роспись коричневатой краской с поэтапным обжигом слоев или «гризай», завершала работу над витражом. Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию.
Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543. И на этом фоне потрясающе мудрый и проницательный взгляд Шарля де Сольера лорда Моретта. Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне. Хранитель хотел ее успокоить, заверяя, что боль будет весьма непродолжительной.
С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника. Обе картины («Фламандские пословицы» и «Детские игры») написаны в том же самом 1559 году, предположение, что этот год был посвящен Эразму и ответу на его сочинения – естественно. Если «Геркулес и Орфей» в стилистике своих образов сближается с итальянским искусством, знакомство с которым происходит в 1518–19 гг., когда Гольбейн посещает Италию, то «Петр и Павел» более отвечает традициям северного Возрождения. Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле. В Портрете Томаса Мора (1527, Нью-Йорк, собрание Фрик) знаменитый гуманист облачен в роскошные одежды канцлера, в его прямой осанке и чертах лица отражается сила его характера. Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке.
Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно. Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми.
В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме. Волнения, произошедшие в Базеле, заставили и Эразма и его удалиться оттуда. Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом. В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции.
Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы.