Вы можете приобрести репродукции картин художника Гольбейна Ганса Младшего маслом в интернет-магазине Твой Постер.
Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке. В 1537году, когда умерла Джейн Сеймур, третья жена короля Англии Генриха VIII, Томас Кромвель занялся поиском новой супруги для короля. Полотна поражают формами и отделкой. Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства.
Все семейство поселилось в Базеле. Если вам выпадет возможность пообщаться с ценителем искусства из швейцарского Базеля, он непременно вам расскажет, что этот город неразрывно связан с жизнью Ганса Гольбейна Младшего (Hans Holbein der Jngere). Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном.
В конечном варианте, они туго перехвачены лентой. Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется. В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города. С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне.
Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок. Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари. Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта).
Его можно отчетливо увидеть, если отойти от картины на несколько метров вправо. Вся традиция «реалистического» (то есть – натуралистического) изображения крестных мук и снятия с креста в западноевропейской живописи и скульптуре и есть такая жертва – можно предположить, что раскрыть, ярко обнажить это и являлось сверхзадачей автора романа «Идиот». Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота., то есть познает состояние смерти, состояние разделения души и тела, в продолжение времени между тем мгновением, когда Он испустил дух на кресте и тем, когда Он воскрес. Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов. Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно. и позволяет творить зло под личиной творения добра. Такие кинжалы назывались «hauswehre», «домашние, для дома» и могли быть самой разной длины и применялись не только для решения боевых задач, но и для хозяйственных нужд.
На нее была возложена миссия – возвестить о воскресении апостолам. Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея). Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке. Как правило, на них изображали близких людей.
Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра. Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени. В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии. В полную силу развернулось здесь огромное живописное дарование художника Гольбейн показал себя одним из блестящих колористов своей эпохи. Этот эпизод ощутимо ударил по престижу Гольбейна и больше важных заказов ему не поручали.
Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии. В отличие от отца, мастером религиозных сюжетов Гольбейн не стал. Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка. В Базеле Ганс Гольбейн Младший окончил свою серию рисунков на дереве изображающих пляску смерти. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Осанка и выражение лица датской принцессы говорят о достоинстве и сильном характере.
Указывают, что подобный тип изображения вытянутого горизонтально тела Иисуса мог проникнуть в западноевропейское искусство из Византии, где Христос подобным образом изображался на плащаницах — в сцене Оплакивания, окружённый женщинами, либо же в одиночестве. Паоло Веронезе – Оплакивание ХристаИконография проникла как в живопись (хотя и не очень распространилась), так и в религиозную скульптуру. За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию. «То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости».
Об этом свидетельствуют его работы. Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля. Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии.
Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна. Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом». На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий. На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной.
При сем же некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Именно это и предлагается князю – простить грехи грешнице и исцелить безнадежно больного. Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом». Нередко, он дополнял портреты элементами натюрморта, подчеркивающими особенности характера модели.
Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Следующий «слой» текста представлен тонкими строчками скорописи базельского владельца книги и, наконец изящные фигурки Гольбейна, чередующиеся с рукописным шрифтом, дополняют общее «каллиграфическое» впечатление от издания. Картины его – это гордость города. Точный исполненный готических ассоциаций рисунок подчинен плоскости. Но простить грехи может лишь тот, кто способен и исцелить: «И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели.
Отношения с королем после этого оказались испорченными. В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась. Плодотворное сотрудничество Гольбейна с королевским двором закончилось из-за случайности. В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота. Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены. прощаются тебе грехи твои. В 1535 году он был обезглавлен.
Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета. По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру. Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна.
Его слава стала распространяться по всей Южной Германии. Сделанных за это время этюдов хватило Гольбейну для того, чтобы представить позже королю законченный портрет, находящийся в настоящее время в лондонской Национальной галерее. Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения. Многослойная роспись коричневатой краской с поэтапным обжигом слоев или «гризай», завершала работу над витражом. Народный и итальянский элементы соединяются в его произведениях. В 1528 – 1530 годах Гольбейн опять жил в Базеле тогда были написаны им картины «Ровоам» и «Самуил и Саул».
Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей. 150 портретов. Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор. Зачем в доме Рогожина висит картина «Мертвый Христос», копия картины Ганса Гольбейна «Христос в могиле».
В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая». Это было 12 марта 1538 года. Такого рода образы встречались вплоть до XVI века, особенно в венецианском искусстве (например, картина Карпаччо Положение во гроб) В Германии эта традиция проявила себя с особой полнотой. Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну. Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир. Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно.
«Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна). Своеобразный синтез готики и маньеризма (или зарождающегося барокко) присутствует и в гравюрах Гольбейна. Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета. Она убедила весь двор, что король не имеет с ней брачных отношений. Сюжет для оформления — отголосок давней работы, цикла гравюр «Пляски смерти». Больше о частной жизни художника почти ничего не известно.
Рисунки «Пляски смерти» делал и Альбрехт Дюрер, но ряд рисунков Гольбейна на эту народную тему затмил все прежние Пляски смерти. Также он фигурирует под названиями баселард (Baselard, базельский) Форма этого кинжала считается характерной для Швейцарии (где художник жил и работал долгое время): ромбовидного сечения клинок, деревянная или костяная рукоять также ромбовидного сечения, с расширенной центральной частью и, самое главное: полукруглое навершие и крестовина, обращенные вогнутыми сторонами друг к другу. Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых. Это состояние Христа умершего есть тайна погребения и сошествия в ад. Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом.
Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. Со временем, манера художника претерпела эволюцию. Гансу здесь всего четырнадцать лет, но в детских, еще незавершенных чертах его лица проступает настолько отчетливый характер, что мальчик кажется чуть ли не старше своего мечтательного семнадцатилетнего брата. Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало. Изначально искусство витража было условным, что было продиктовано трудоемкостью техники, предполагающей окраску стекла при высоких температурах, набор изображения с последующим закреплением швов свинцом. Двор потешался, а Анна Клевская тем временем получила развод с отличными условиями: Генрих VIII отблагодарил её за покорность и оставил в Англии как «сестру», выделив богатое содержание, замки и солидный годовой доход.
На лице нет намека на улыбку. По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена. К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру. Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы.
Король, естественно, сразу же одобрил невесту, заключил брачный договор и стал дожидаться. Это воплощение для Достоевского тезиса «Христос вне истины». Иисус «вне истины» оказывается совершенно невозможен для Достоевского: в силу ориентации на Воскресение – то есть прощение и исцеление, а не на сострадание и убеждение в невиновности. Композиция картины подчёркнуто проста. Каждый считает себя правым в своем праве. Но оказывается: не всякое страдание благодатно. Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне.
1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна. В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром. Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения.
Пушкина, можно лишь путем эксперимента, поставленного Достоевским в своем романе: что выйдет у «вполне прекрасного человека», решившего (или рассчитывающего) на рай на земле, если он не Бог. За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились. Продолжал художник и труды в жанре портрета, запечатлев самого Генриха, членов его семьи и придворных. Мария – в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц. Часто он излишне наблюдателен и даже чересчур правдив, добавляя капельку сарказма. В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви.
Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален». Однако он создает и работы другого рода: в 1524-26 году он создает цикл гравюр «Пляска смерти» (изданы они были позже, в 1538 г. ), а в 1521 году — картину «Мертвый Христос» (Базель, Публичное художественное собрание), ту самую, которая спустя годы так сильно смущала Ф. М. Достоевского. Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке. Королю причина для развода весьма понравилась.
Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору. Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. Уффици во Флоренции), Том.
Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями. Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует».
Над Анной нависли тучи. Но на этот период приходится и много светлых событий в жизни Ганса Гольбейна Младшего: женитьба, рождение детей, знакомство с выдающимся просветителем тех времен Эразмом Роттердамским, портреты которого он не единожды писал в то время (самый известный из них находится в Лувре).
Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. Когда невеста прибыла, короля постигло жестокое разочарование. В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году. У него он проводит чуть больше года и за это время успевает написать портреты самого Томаса Мора (1527, Коллекция Фрика, Нью-Йорк), его семьи (1526-27, Коллекция Королевы, Виндзор) и его окружения — архиепископа Кентерберийского Уильяма Уорхэма (1527, Лувр), астронома Никласа Кратцера (1528, Лувр), Джона и Томаса Годсэлви (1528, Картинная галерея, Дрезден). Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом.
Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. 1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи. Каждое портретное изображение рассказывает о судьбе конкретного человека. Именно этим и приходилось заниматься Гольбейну в первую очередь. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал.
В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови. В Англии мастер занимался оформлением придворных праздников, работал по заказам церкви. Если нет Бога, то действительно, «сострадание – все христианство» и это значит, что христианства нет. Весь роман пронизан страданием, действующие лица, вплоть до самых незначительных персонажей, прямо-таки упиваются своим страданием. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533 г. в Лондон он устроил по поручению ганзейских купцов уличную декорацию изображавшую Парнас, а в их цеховом зале написал апофеозы богатства и бедности.
Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой. Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду. Тема «Плясок смерти» в творчестве Гольбейна обязана своим происхождением средневековым литературным традициям.
Гольбейновский Христос перенес неимоверные страдания: израненный иссеченный ударами стражников, в синяках и кровоподтеках – следах побиения камнями, в ссадинах от падения под тяжестью креста. Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля». По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533г. С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника. Справа изображены жены Мейера. Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель.
В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. Еще один парный портрет детей, выполненный в 1511 г., представляет собой рисунок серебряным карандашом.
Данная книга, являясь настоящей энциклопедией ходовых средневековых сюжетов, включает, конечно и традиционное размышление о смерти. Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом. Он сразу же подал на развод.
Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика. К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле. Не зря один из автопортретов, нарисованных незадолго до своей смерти, Ганс Гольбейн Младший назвал «Базелец», что означает гражданин Базеля. Это Тот же Иконографический тип Иисуса-Мужа скорбей (в западноевропейском искусстве) является изображением Христа в терновом венце, с кровавыми следами от бичевания и с орудиями Страстей.
Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле. Этот знаменитый алтарный образ был написан Гольбейном по заказу бывшего базельского бургомистра Якоба Мейера. Жизнь неисцелима изнутри себя, если нет Бога. И это как бы омывает их грешные души, создает иллюзию прощения – он много страдал.
В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме. Тип часто совмещается с иконографией Ecce Homo из которого, предположительно, развился. В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви.
Если рассматривать картину как небольшое изображение, это пятно очень трудно идентифицировать и оно, скорее, похоже на какой-то дефект. Отец мой, зачем ты оставил меня.
Волнения, произошедшие в Базеле, заставили и Эразма и его удалиться оттуда. Мужчины одеты в различные одежды, справа Жан де Дентевиль – в светской, слева епископ Жорж де Сельв – в официальной. Кроме того, Ecce Homo является изображением фактического эпизода Страстей — предстояния Христа перед Пилатом и выдача его толпе, а «Муж скорбей» — абстрактная иллюстрация тщеты и страданий испытываемых им. Одновременно он их объединяет через Богоматерь. Это двойной портрет, на котором изображены молодые посланцы Франции Жан де Дантевиль и Жорж де Сельва.
В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось). Гольбейн представил в картине образ двойного зрения. Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543. По рекомендации Эразма осенью 1526 года Гольбейн отправляется в Англию к Томасу Мору. Это, действительно, была страшная картина. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII.
После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах. Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников. 7, 10)». Человек наполняется божественным светом, светом благодати – и в этом его спасение. Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены. Если «Геркулес и Орфей» в стилистике своих образов сближается с итальянским искусством, знакомство с которым происходит в 1518–19 гг., когда Гольбейн посещает Италию, то «Петр и Павел» более отвечает традициям северного Возрождения. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII.
Величие короля передается позой. В 1532г. Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат». Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет.
Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается. Тело Христа изображается лежащим и вытянутым во весь рост (в отличие от иконописи, где он изображался вертикально и по пояс). В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми.
Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала. Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам. Гольбейну пришлось искать новых заказчиков.
Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется. Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей». У живописцев покровителями были состоятельные семьи. Портрет Генриха VIII в свадебном наряде (1539–1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона. Самой знаменитой настенной росписью художника была фреска в лондонском дворце Уайтхолл с изображением короля Генриха VIII и его семьи. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама.
Это, безусловно, знак смерти. Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей. Наоборот, увидев желание супруга избавиться от неё, Анна постаралась ему в этом помочь.
Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания. Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. В Портрете Томаса Мора (1527, Нью-Йорк, собрание Фрик) знаменитый гуманист облачен в роскошные одежды канцлера, в его прямой осанке и чертах лица отражается сила его характера.
Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение. По возвращении своем осенью 1519г. Титульный лист с изображением Петра и Павла производит иное впечатление. Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение.
Из «Христа вне истины», то есть Христа без бессмертия, без Богосыновства, не может выйти «19 веков христианства». Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне. В Портрете Георга Гисце (1532, Берлин – Далем) художник прекрасно передал фактуру каждого из предметов, призванных дать дополнительные сведения о личности заказчика. Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля.
Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде. Именно в это время Ганс Гольбейн начал раскрываться как художник-портретист. Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке.
Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально. К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии. Азы художественной грамоты он проходит в родном Аугсбурге в доме отца, Ганса Гольбейна Старшего, самого значительного живописца своего поколения в Швабии. За годы, проведенные в Англии, он создал ок.
К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни. Она не стала бороться за корону, как Екатерина или Анна Болейн. Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица. Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета. Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным. На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом. Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи. Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины.
Рядом с Мейером представлены его сыновья. В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей. В Базеле Гольбейн написал и знаменитый портрет Эразма Роттердамского.
«Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532). Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII). Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля. Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения. В сущности, ради этого можно пожертвовать и Христом. Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр.
Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля. Выразительные фигуры в обрамлении из акантов и рогов изобилия производят впечатление изображения-эмблемы. Однако эта особенность не является художественным недостатком, так как легкие рисунки, не перегружающие рукопись активными тоновыми пятнами, прекрасно сочетаются с рукописными замечаниями базельского учителя Гольбейна.
Между 1517 и 1519 годами Гольбейн работал в Люцерне, помогая отцу оформлять дом главы местного магистрата. Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины). Гравюры Гольбейна отличаются агрегатным принципом композиции, то есть нарочито плотным заполнением пространства, характерным для искусства готики и барокко.
К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ. С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе. Непонятно, почему Гольбейн предлагает вспомнить о смерти, но возможно, что художник составляет трехуровневую картину. Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился. В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна.
Мастерская Ганса стала семейной. По возвращении своем осенью 1519 г. в Базель, много работал над декорированием внешних фасадов, превращая таким образом скромные частные дома в великолепные дворцы, украшенные колоннами и фигурами. Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна. На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу. Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний.
На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной. Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными. Плаха или развод.
Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином). И видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо.
Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. Но в отличие от него в «Муже скорбей» Иисус изображается в одиночестве (а не в сопровождении стражников), максимум — поддерживаемый ангелами. В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита. Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками. Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл. Вскоре, король занялся поисками новой невесты.
Это пример типичного монументального стиля Гольбейна. Ибо если нет бессмертия, то получают силу высказывания типа: «Жизнь коротка искусство вечно». Это и портрет лорда Эдварда Клинтона (1532–43 гг. ), воспитывавшегося при дворе Генриха VIII, но достигшего высокого положения после смерти последнего и изображения опального поэта Генри Гоуварда, герцога Сёррей и несравненной Анны Болейн – второй жены государя, которая, будучи придворной дамой французской королевы Марии, пленила сердце Генриха VIII.
Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов.
Так, работая над фресками во дворце Уайтхолл, он действовал следующим образом: контур прислоненного к стене или холсту рисунка прокалывался иглой, после чего получившиеся отверстия набивались угольной пылью. Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века. Не говоря уже о результатах, но каждый момент жизни «идеального человека» и Бога оказываются глубоко различны. Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году.