Ганс Гольбейн (Младший) (1497, Аугсбург— 1543, Лондон)— живописец, один из величайших немецких художников. Второй раз Ганс Гольбейн Младший прибыл в Лондон в 1530 году, чтобы оставаться там в течение 13 лет — до 1543 года, в который в Лондоне грянет эпидемия чумы и отдаст Смерти и его жизнь. Ганс Гольбейн (Младший) (нем. Hans Holbein der Jngere 1497, Аугсбург— 1543, Лондон)— живописец, один из величайших немецких художников.
Ганс Гольбейн Младший (нем. Hans Holbein der Jngere, 1497, Аугсбург— 1543, Лондон)— живописец и рисовальщик, один из величайших немецких художников. Особенную, выдающуюся роль в искусстве Северного Возрождения сыграл его младший сын, полный тезка своего отца – Ганс Гольбейн (1497-1543). Ганс Гольбейн (Младший) (нем. Ганс Гольбейн-младший написал портреты французских послов в тот год, когда родилась принцесса Елизавета.
В его творчестве наступает интенсивный период, просившийся до его отъезда в Англию в 1526, период, в течение которого художник исполнил все известные нам произведения на религиозную тематику, а также несколько стенных декораций (в домах базельской аристократии, Зал Совета городской ратуши), к сожалению не сохранившихся, которые свидетельствуют об известности молодого мастера. Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне. Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. Но иллюзий не питал.
Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом. Самой знаменитой настенной росписью художника была фреска в лондонском дворце Уайтхолл с изображением короля Генриха VIII и его семьи. Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение. В ранних работах сочетается могучая традиция немецкого экспрессионизма, унаследованная от поздней готики и Грюневальда, влиянием которого отмечена композиция «Мертвый Христос» (1521, там же) и «объективность» художников итальянского Высокого Возрождения. На то были свои причины.
Гансу здесь всего четырнадцать лет, но в детских, еще незавершенных чертах его лица проступает настолько отчетливый характер, что мальчик кажется чуть ли не старше своего мечтательного семнадцатилетнего брата. А. Н. Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени. Не зря один из автопортретов, нарисованных незадолго до своей смерти, Ганс Гольбейн Младший назвал «Базелец», что означает гражданин Базеля.
Особенной остротой отличаются антиклерикальные рисунки. После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. Совсем не просто стать английской королевой, но удержаться в ее положении еще труднее. Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат».
Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей. Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины. Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми. Сами герои древней истории были представлены в костюмах, современных Гольбейну. Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля. Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется. Словом, король и что с него взять.
Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета. Поскольку большая часть его монументальных произведений не сохранилась, Гольбейн известен, прежде всего, как один из крупнейших портретистов в истории живописи. Нац.
Со временем, манера художника претерпела эволюцию. Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом. Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка.
гал. Среди графических работ двадцатых годов выделяется серия миниатюрных гравюр, посвященных теме «Пляски смерти».
Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно. А что же сущее. Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом». Выполненные пером в миниатюрных размерах, они представляют собой жанровые сценки. Надеялся, вопреки всему. В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось).
За годы, проведенные в Англии, он создал ок. Что могло связывать короля с чистым, преданным своим убеждениям, умницей Мором. Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия.
Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века. Одновременно он их объединяет через Богоматерь. Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII). К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Томаса Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и других, а также «Колесо Фортуны». Двор потешался, а Анна Клевская тем временем получила развод с отличными условиями: Генрих VIII отблагодарил её за покорность и оставил в Англии как «сестру», выделив богатое содержание, замки и солидный годовой доход.
Так в «Алтаре Герстера» (Мадонна, 1522, Солер, музей) германские по духу персонажи включены в итальянизированную композицию. К ним всей душой и потянулся молодой Ганс Гольбейн. Осанка и выражение лица датской принцессы говорят о достоинстве и сильном характере. В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально.
В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII. К этим произведениям нужно добавить рисунки для витражей на темы «Страстей» (Базель, Художественный музей). В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась. Маленькие глазки с мясистого отечного лица смотрят презрительно. А. Н.
Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору. Наоборот, увидев желание супруга избавиться от неё, Анна постаралась ему в этом помочь. Он появляется на портрете, остерегаясь.
Скепсис, трезвость, жизнеутверждающее начало. Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины.
Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке. На протяжении этих лет он создавал свою знаменитую серию гравюр «Пляски смерти» (три доски были напечатаны в 1527, Берлин-Далем, музей, Кабинет эстампов, первое издание, содержавшее в себе 41 гравюру, было напечатано в Лионе в 1538 братьями Трехстель). По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена. Оставив семью в Базеле (Ганс женился в начале двадцатых годов на вдове Ульриха Шмидта, Елизабете) и посетив по дороге, в Антверпене, Квентина Массейса, Гольбейн прибывает зимой 1526 г. в Лондон, где он находит радушный прием в доме лорда-канцлера, семью которого он изобразил в большом групповом портрете, к сожалению, в оригинале до нас не дошедшем.
В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии. Вернее, двух платьев: под верхнее, тяжелого бархата, надето более легкое, серебристое.
1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. Рядом с Мейером представлены его сыновья. Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом. Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.
По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру. Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля. Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства.
Его волчьи глаза прекрасно видели в темноте. В 1538, посланный в Бургундию, он побывал в Лионе и Базеле, где городской совет предложил ему выгодную работу, от которой художник отказался и в 1541 вернулся в Лондон. В этот период он, вероятно, предпринимает поездку в Северную Италию исполняет росписи дома «Zum Kaiserstuhl» (не сохранились подготовительные рисунки – Базель. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота.
На нее была возложена миссия – возвестить о воскресении апостолам. Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви. Это доказал трагический опыт всех предшественниц Джейн Сеймур. В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви.
закономерному, как сама Природа, принявшая обличье Смерти». Посмотрите на его руку в красивой перчатке, охватившей позолоченный кинжал. Она убедила весь двор, что король не имеет с ней брачных отношений. Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным. Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке.
Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. Демон XVI века.
Больше о частной жизни художника почти ничего не известно. «То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости». Королю причина для развода весьма понравилась. Мария – в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц. Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала. С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника.
Если вам выпадет возможность пообщаться с ценителем искусства из швейцарского Базеля, он непременно вам расскажет, что этот город неразрывно связан с жизнью Ганса Гольбейна Младшего (Hans Holbein der Jngere). Но на этот период приходится и много светлых событий в жизни Ганса Гольбейна Младшего: женитьба, рождение детей, знакомство с выдающимся просветителем тех времен Эразмом Роттердамским, портреты которого он не единожды писал в то время (самый известный из них находится в Лувре). «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532). гал.
В Портрете Георга Гисце (1532, Берлин – Далем) художник прекрасно передал фактуру каждого из предметов, призванных дать дополнительные сведения о личности заказчика. Ко времени приезда Гольбейна в Лондон в 1532 Томас Мор утратил милость короля и художнику пришлось искать покровительства у лондонских представителей Ганзейского союза, по заказу которых он пишет многочисленные портреты («Портрет Георга Гизе», 1532, Берлин-Далем, музей «Портрет Дирка Тейбиса», 1533, Вена, Музей истории искусств «Портрет Дериха Борна», 1533, Виндзорский замок «Молодой купец», 1541, Вена, Музей истории искусств). В июне 1521 г. Ганс начинает роспись зала в ратуше и к 1522 г. две стены ее покрыты фресками: в эти же годы им написан большой алтарь для Ганса Оберрида (части которого ныне хранятся в соборе Фрейбурга Бризгауского) и прекрасные Мадонны Золотурнского собора и Дармштадтского музея (Мадонна бюргермейстера Якоба Мейера).
Здесь заметно влияние Леонардо, особенно в трактовке тел. гал. Ату его.
В поясных портретах художника, апеллирующих к иконографии «Джоконды», можно увидеть близость произведениям Госсарта и Массейса или маньеризм Моретто да Брешии или итальянских художников на службе у Генриха VIII. Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика. В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году. Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор. Неприглядные перед появлением смерти власть имущие.
На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной. «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532). В Англии мастер занимался оформлением придворных праздников, работал по заказам церкви. Коварен, жесток, тупо властен.
Волнения, произошедшие в Базеле, заставили и Эразма и его удалиться оттуда. «Самым значительным, наряду с портретами и алтарными образами, произведением его первого, базельского, периода стала серия рисунков Пляска смерти (около 1525), – пишет М. Н. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Они исполнены большой простоты и ясности, на обоих портретах голова ученого изображена строго в профиль.
Его слава стала распространяться по всей Южной Германии. Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало. Несмотря на то, что уже немолод, Моретт— человек действия.
Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета. Художественный музей) и пишет большую картину «Семья художника» (1528-1529, Базель, Художественный музей). Хотя это и жестокая правда. Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама.
В конечном варианте, они туго перехвачены лентой. Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых. У живописцев покровителями были состоятельные семьи.
Эти качества восхищают его и в Гансе Гольбейне. Что, спросите вы, побудило достигшего творческой зрелости мастера покинуть родину и искать ненадежной удачи на чужбине. В 1523 г. Гольбейну удается написать портрет знаменитого Эразма Роттердамского, что имело для художника очень важные последствия ибо, заручившись рекомендательным письмом знаменитого гуманиста к его другу Томасу Мору, Гольбейн в 1526 г. решается покинуть родину, где религиозные смуты очень вредили успешному течению художественной жизни и ехать искать счастья в Англию (до этого мастер в 1524 г. совершил путешествие в Лион, который в то время был центром типографского дела во Франции). В 1519 Гольбейн становится членом гильдии «Zum Himmel» в Базеле: он наследует мастерскую своего умершего брата и женится на Эльзбет Шмид. Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне.
Среди первых произведений Гольбейна, появившихся в 1519-1520, нужно отметить пять сцен «Страстей Христовых» из которых только «Тайная вечеря» и «Бичевание Христа» полностью принадлежат его кисти (Базель, Художественный музей). «Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна). Над Анной нависли тучи.
Это пример типичного монументального стиля Гольбейна. В Портрете Томаса Мора (1527, Нью-Йорк, собрание Фрик) знаменитый гуманист облачен в роскошные одежды канцлера, в его прямой осанке и чертах лица отражается сила его характера. На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу. Гостиную на Челси не напрасно назвали «Приютом муз». Композиция картины подчёркнуто проста. Это жесткий человек, привыкший все решать самостоятельно, расправляясь с действительными и мнимыми оппозиционерами.
Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну. Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения. Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр.
В 1515 году Ганс делает на полях одного из экземпляров знаменитой сатиры Эразма Роттердамского «Похвальное слово Глупости» рисунки, не предназначавшиеся для печати. Ключевыми в его искусстве были две проблемы, появившиеся уже в произведениях его отца: рисунок, который передает выразительную точность и композиция, построенная на внимательном изучении перспективы, в которой постоянно варьируются пространственные структуры, достигая в поздних портретах некоего равновесия реализма и абстракции, готики и Ренессанса. 150 портретов. В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром. Напротив того, в фресках задней стены Гольбейн преодолел в себе остатки варварского вкуса и достиг той прекрасной меры, той ритмичности, той хорошей манеры древних, к которым, в большинстве случаев тщетно, стремились и Дюрер и Скорель и Флорис.
Расширение данной риторической формулы происходит за счет нанизывания новых иногда однотипных, мотивов. Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году. Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания. Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля». Портрет строится на звучных сочетаниях зеленого, черного, розового и желтоватых оттенков, составляющих между собой прекрасный аккорд. В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии.
Упомянутое завещание датируется 7 октября 1543 года уже через месяц Гольбейн скоропостижно скончался — судя по всему, от чумы, эпидемия которой в это время свирепствовала в Лондоне. Отношения с королем после этого оказались испорченными. Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель. Как посол равенства и справедливости. В 1528 – 1530 годах Гольбейн опять жил в Базеле тогда были написаны им картины «Ровоам» и «Самуил и Саул». Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения.
Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. Он создал портрет французского посла Моретта — поистине шекспировский типаж. Именно в это время Ганс Гольбейн начал раскрываться как художник-портретист.
И все же налет печали на его лице — ни во что не верит Моретт. В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме. Характер ли Джейн полюбился художнику. Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином). Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается. Картина «Мадонна бургомистра Мейера» (1526, Дармштадт.
«Все сущее бренно». 1 Hans Holbein Младший, сын Ганса Гольбейна Старшего, родился в 1497 г. Дела старика Гольбейна не преуспевали и это побудило братьев покинуть родительский дом и искать заработка в Базеле (около 1515 г. ) там они поступают к Гербстеру, но уже в 1517 г. Амброзиус зачислен мастером и в том же году Ганс, расписавший, за два года до того интересную столовую доску для Ганса Бэра и исполнивший большое Несение Креста (Kunsthalle в Карлсруэ), получает приглашение в Люцерн – расписать фресками дом шультгейса Якоба фон Гертенштейна (работа длилась до 1519 г. ) считается, что около этого же времени Ганс совершил путешествие в Ломбардию. Но даже они не были властны повернуть вспять колесо истории.
Дама закована в свой наряд, как в непроницаемую броню. Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения. Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. Отец не умел вести своих денежных дел, они так расстроились, что он и его сыновья принуждены были уехать из Аугсбурга. Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален».
В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов.
В Базеле художник был занят работами для живописцев на стекле, портретами, а также иллюстрациями для издателей. Все семейство поселилось в Базеле.
До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка итакдалее. Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены. Когда же невеста, оказавшаяся дебелой немкой, сошла с корабля, король пришёл в ужас и, не притронувшись к жене ни разу, подал на развод. Это приобщение к новому и чужому эстетическому миру не заслонило от него окружающего быта.
Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543. Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде.
Гольбейн представил в картине образ двойного зрения. Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля. Или редкостной нежности цвет лица, каким она славилась.
Народный и итальянский элементы соединяются в его произведениях. Гольбейн смотрит на существующий правопорядок с точки зрения своего народа. 1539, Вашингтон. «Томас Ховард, герцог Норфолкский», 1539- 1540, Виндзорский замок «Генрих VIII», 1540, Рим, Нац.
Иное дело — Кромвель Какого прекрасного короловского пса рисует Гольбейн. Он появляется — и вздрагивает, от тревоги и восхищения, — и женщина и бывалый удалец. Своеобразный синтез готики и маньеризма (или зарождающегося барокко) присутствует и в гравюрах Гольбейна. Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи.
Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета. Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников. В 1526 были созданы створки органа в соборе в Базеле (Базель, Художественный музей) с изображением монументальных фигур Богоматери и трех святых, написанных в технике гризайля. Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном. Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде. Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей. Явно преувеличивая, писал: «День этот рабства конец, этот день—начало свободы».
Здесь мы видим Эразма за его излюбленной работой – сочинительством. Этим временем датируются «Сцены Страстей» (1524», Базель, Художественный музей) и грациозная фигура Венеры (1526, там же). За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию. Первым влиятельным покровителем Ганса Гольбейна Младшего в Базеле был банкир Якоб Мейер. Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна. Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир.
После этого она следовала за Христом, служила ему, делясь своим достоянием, присутствовала на Голгофе при его кончине и была свидетельницей его погребения. Интересно отметить неоспоримое сходство композиции Гольбейна «Оплакивание Христа» (1519 известна по копии) с картинами Леонардо «Мадонна в скалах» (Париж, Лувр) или Мантеньи «Мадонна делла Виттория» (там же), сходство, подтверждающее гипотезу о поездке художника в Италию.
Эволюция мастерства Гольбейна. Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился. Это, безусловно, знак смерти. Но, даже предварительные рисунки и уменьшенные копии позволяют получить о них некоторое представление. Один из них — ребенок, золотыми кудрями напоминающий детей и ангелов на картинах Леонардо да Винчи и его учеников. Вскоре, король занялся поисками новой невесты.
Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта). С этого момента его творчество становится значительно более разнообразным, так как помимо росписей и нескольких миниатюр (технике миниатюры его обучил Лукас Хоренбоут), он исполнил этюды для ювелирных украшений и серию замечательных портретов («Роберт Чесмен», 1533, Гаага, Маурицхёйс «Посланники», 1533, Лондон, Нац.
В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита. Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота.
К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ. Творческий путь художника начался в Базеле, где в 1515-1526 Гольбейн создал множество портретов, в которых подчеркивал внутреннее достоинство и сдержанную духовную силу людей (портрет Эразма Роттердамского, 1523, Лувр, Париж), потрясающую смелостью композиционного решения и силой эмоционального воздействия картину Мертвый Христос (1521, Публичное художественное собрание, Базель) иллюстрации (к Похвале глупости Эразма Роттердамского, рисунок пером, 1515), серию рисунков Образы смерти (известна под названием Пляска смерти, 1524-1526, гравированы на дереве Г. Лютцельбургером и изданы в 1538), в которой в аллегорической и гротескной форме отобразил события Крестьянской войны в Германии. Поставим рядом портреты короля. Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия.
В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний. Более того, Гольбейн был знаком с произведениями школы Фонтенбло и с рисунками Клуэ. Гольбейн рисует короля, «вестника свободы», разряженным в пух н прах, массивным, самоуверенным и крайне подозрительным.
На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной. Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями. Рисунки «Пляски смерти» делал и Альбрехт Дюрер, но ряд рисунков Гольбейна на эту народную тему затмил все прежние Пляски смерти. «Джон Чеймберс», 1542, Лондон, Нац. В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города.
Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. Плаха или развод. 1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи. В течение многих лет эта картина принадлежала семейству Спенсеров, но финансовые проблемы заставили седьмого графа Спенсера с ней расстаться. Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой.
К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру. В 1532г. Картины его – это гордость города. Королеве не положено было походить на обычную женщину. Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины). С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне. Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов.
Свет Мора только мешал королю. Он получал также заказы на декоративные работы, такие, как «Триумфальная арка» по случаю коронации Анны Болейн (не сохранилась подготовительный рисунок – 1533, Берлин-Далем, музей, Кабинет эстампов) или «Триумф богатства» и «Триумф бедности» (1533, рисунок и гравюра – Париж, Лувр). Немилов. – Своим плащом она прикрывает коленопреклоненных членов семьи Майера.
Мора, Томаса Кромвеля, королевского секретаря. Гольбейн достигает больших высот своей проповеди справедливости и равенства в «Плясках смерти», которые предусмотрительно не подписывает. Величие короля передается позой. В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая». Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно. Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна.
В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови. Лицо Моретта, овеянного войнами н дипломатическнмн хитросплетениями изглодано страстями. Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея).
К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле. На лице нет намека на улыбку. В 1535 году он был обезглавлен. Как правило, на них изображали близких людей. К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии.
Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица. В 1516 Гольбейн получает первые заказы от высокопоставленной буржуазии: он пишет портреты бургомистра Якоба Мейера и его жены (1516, Базель, Художественный музей). По возвращении своем осенью 1519г.
В 1542 году в Лондоне была эпидемия, убившая множество людей от неё умер и Гольбейн Младший. Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы. Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл. Многие работы Гольбейна известны только по подготовительным рисункам (Виндзорский замок).
Портрет Генриха VIII в свадебном наряде (1539–1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона. А как при этом сказывается жизненный интерес в германце. Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены. Человек исковерканный многочисленными условностями и сохраняющий в себе остатки человека.
гал. С 1533 главным заказчиком Гольбейна был Генрих VIII, на службу к которому он поступил в 1536, вероятно, при поддержке Кромвеля, чей портрет он исполнил в 1534 (не сохранился). Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей». Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику. Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует». Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра. Смерть (чума. ) похитила великого художника в полном расцвете сил, осенью 1543 г. 2 Ракурсами sotto in su Гольбейн пользуется с огромным мастерством и в живописи органных створок Базельского мюнстера (ныне в музее).
В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей. Мастерская Гольбейна была расположена в самом Whitehalle и здесь же ряд комнат дворца были разукрашены им живописью, впоследствии, как и все прочие монументальные работы мастера, погибшей. Как хотел Мор надеяться на достоинства нового короля.
Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля. «Ричард Саутвелл», 1536, Флоренция, Уффицы «Кристина Датская», 1538, Лондон, Нац. «Анна Клеве», 1539, Париж, Лувр «Эдуард, принц Уэльский». По возвращении в Базель Гольбейн пишет почти исключительно портреты и занимается украшением фасадов. Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками.
Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам. Даже волосы скрыты причудливым и громоздким убором, больше напоминающим архитектурное сооружение, нежели дамскую шляпку. Оно органично входит в композицию картины, главной темой которой является напоминание о смерти. «Самым значительным, наряду с портретами и алтарными образами, произведением его первого, базельского, периода стала серия рисунков Пляска смерти (около 1525), – пишет М. Н.
К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни. Гольбейн не отступил от истины и каждый придворный, внезапно натолкнувшийся на портрет, «пугался, так как всем казалось, что и голова и другие части тела двигаются, как в натуре». Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Отцы города искренне сожалели о Гольбейне.
На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий. Это было 12 марта 1538 года. В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. Мастерская Ганса стала семейной. Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом». Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом.
Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533г. Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна. Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари.
«Он слишком хорош, чтобы расписывать старые дома», —говорили они. Об этом свидетельствуют его работы. Она не стала бороться за корону, как Екатерина или Анна Болейн. Кроме того, в 1520 году Ганс Гольбейн Младший стал гражданином Базеля, что дало ему возможность вступить в гильдию живописцев города. гал. ). Среди графических работ двадцатых годов выделяется серия миниатюрных гравюр, посвященных теме «Пляски смерти». Впоследствии П. Вяземский сравнит с «Плясками смерти» «Мертвые души» Гоголя.
Никаких возражений не потерпит этот человек и не посожалеет ни о чем. Около 1530 художник заканчивает росписи зала Совета (фрагменты – Базель, Художественный музей) и выполняет многочисленные гравюры на дереве, в частности, 94 гравюры из «Icones historiarum Vetens Testamenti», опубликованные в Лионе в 1538 братьями Трехстель. А с октября 1531 года ему пришлось расписывать циферблат городских часов за ничтожную плату. Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII.
«Моретта», 1534-1535, Дрезден, Картинная гал. Вскоре бывший канцлер был арестован, помещен в тюрьму Тауэр, обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казни. Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет.
Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии. лукавя, ничего не не обещая и что-то тая. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Гольбейну пришлось искать новых заказчиков.
Нередко, он дополнял портреты элементами натюрморта, подчеркивающими особенности характера модели. Художник пишет в 1523 году два портрета Эразма Роттердамского. Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна. Творчество Гольбейна синтезировало общеевропейские концепции живописи начала XVI века.
Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение. Справа изображены жены Мейера. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Этим периодом датируется также и несколько портретов («Женский портрет», 1517. собрание князя Гессе) главное произведение этого периода – исполнена для алтаря капеллы замка Мейера, около Базеля (позже, по возвращении из Англии, Гольбейн допишет посмертный портрет жены бургомистра). С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе.
Уффици во Флоренции), Том. За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились. Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей.
В Базеле Гольбейн написал и знаменитый портрет Эразма Роттердамского. Теперь это произведение трудно представить без ярких и острых рисунков Гольбейна. Он полностью погружен в свои занятия насмешливые морщинки разбегаются вокруг сжатых губ. Действительно из общения с Эразмом и Томасом Мором Гольбейн вынес гуманистические идеи, которые проявились и в его произведениях на религиозную тематику и в постоянном поиске глубинной сущности за видимостью портрета. Воцарившаяся здесь атмосфера религиозного фанатизма не только лишила Гольбейна работы в Базеле, но и вынудила к бегству Эразма., Гаага, Маурицхёйс, «Портрет Бонифациуса Амербаха», 1519, Базель, Художественный музей, «Портрет Эразма», 1523, замок Лонгфорд, собрание Раднора Париж, Лувр, Базель, Художественный музей).
Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок.