Он родился в Аугсбурге (Германия) в 1497 или, по другим данным, в 1498 году, в семье, богатой художниками: рисовал его дядя, брат и отец, Ганс Гольбейн Старший, прославившийся картинами на религиозные сюжеты, который и стал его первым учителем. В нескольких картинах антиклерикализм Гольбейна особенно заметен. Вы можете приобрести репродукции картин художника Гольбейна Ганса Младшего маслом в интернет-магазине Твой Постер. Важнейшие произведения базельского периода Гольбейна: портрет юриста Бонифация Амербаха десять картин страстей Господних изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов Мадонна со святыми для города Золотурна наконец, знаменитая Мадонна семейства Мейер.
Его слава стала распространяться по всей Южной Германии. Этот знаменитый алтарный образ был написан Гольбейном по заказу бывшего базельского бургомистра Якоба Мейера. Слева на портрете изображен Жан де Дентевиль, французский посол при дворе Генриха VIII, справа стоит его друг, Жорж де Сельв, епископ Лавуа, посетивший Лондон в апреле 1533 года.
Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания. Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом.
Плодотворное сотрудничество Гольбейна с королевским двором закончилось из-за случайности. Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства. Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII. Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном. Молодые люди, одетые в необычайно тщательно написанные роскошные одежды, стоят возле стены с двумя полками, верхняя из них накрыта турецким ковром. Отношения с королем после этого оказались испорченными.
По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена. Когда невеста прибыла, короля постигло жестокое разочарование. К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ. Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии.
Рядом с Мейером представлены его сыновья. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. Наоборот, увидев желание супруга избавиться от неё, Анна постаралась ему в этом помочь.
На лице нет намека на улыбку. Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых.
Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует». Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл. В конечном варианте, они туго перехвачены лентой. Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения. Со временем, манера художника претерпела эволюцию.
Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра. Такие кинжалы назывались «hauswehre», «домашние, для дома» и могли быть самой разной длины и применялись не только для решения боевых задач, но и для хозяйственных нужд. За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились. Она не стала бороться за корону, как Екатерина или Анна Болейн.
Он горячо сочувствовал реформации в своих рисунках на дереве он осмеивал продажу индульгенций в рисунках к немецкому переводу Библии Лютера он показал свою способность создавать сцены серьезного, возвышенного характера. Об этом свидетельствуют его работы. Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви. Это, безусловно, знак смерти. Гольбейн космополитичен в той степени, в которой это было характерно для гуманистических кругов Европы того времени. В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна. У живописцев покровителями были состоятельные семьи.
Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился. Его можно отчетливо увидеть, если отойти от картины на несколько метров вправо. Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом». Осанка и выражение лица датской принцессы говорят о достоинстве и сильном характере. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533г. В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей.
У него он проводит чуть больше года и за это время успевает написать портреты самого Томаса Мора (1527, Коллекция Фрика, Нью-Йорк), его семьи (1526-27, Коллекция Королевы, Виндзор) и его окружения — архиепископа Кентерберийского Уильяма Уорхэма (1527, Лувр), астронома Никласа Кратцера (1528, Лувр), Джона и Томаса Годсэлви (1528, Картинная галерея, Дрезден). Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат». В 1532г. Народный и итальянский элементы соединяются в его произведениях. Часто он излишне наблюдателен и даже чересчур правдив, добавляя капельку сарказма.
К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии. На нее была возложена миссия – возвестить о воскресении апостолам. В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита.
Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. Он сразу же подал на развод.
Этот эпизод ощутимо ударил по престижу Гольбейна и больше важных заказов ему не поручали. Волнения, произошедшие в Базеле, заставили и Эразма и его удалиться оттуда.
Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. Также он фигурирует под названиями баселард (Baselard, базельский) Форма этого кинжала считается характерной для Швейцарии (где художник жил и работал долгое время): ромбовидного сечения клинок, деревянная или костяная рукоять также ромбовидного сечения, с расширенной центральной частью и, самое главное: полукруглое навершие и крестовина, обращенные вогнутыми сторонами друг к другу.
Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально. В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии. В Базеле Гольбейн написал и знаменитый портрет Эразма Роттердамского. На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. религиозные смуты и победа в Швейцарии иконоборческой партии заставили Гольбейна снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где были исполнены им в эту пору многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине, Виндзоре, Гаге, Брауншвейге и Вене.
Если рассматривать картину как небольшое изображение, это пятно очень трудно идентифицировать и оно, скорее, похоже на какой-то дефект. Плаха или развод. Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет. Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари.
1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи. В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году. В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов. Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок.
Все семейство поселилось в Базеле. На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной. Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками. По возвращении своем осенью 1519г. Король, естественно, сразу же одобрил невесту, заключил брачный договор и стал дожидаться.
Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов. Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну. Больше о частной жизни художника почти ничего не известно. Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году.
Кроме угольной пыли, Гольбейн прибегал к помощи переводной бумаги, предшественницы современной копировальной бумаги. Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины). Королю причина для развода весьма понравилась. Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины.
Картины его – это гордость города. Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама.
К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета. На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной.
На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий.
Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными. Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями. Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний. Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна.
«То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости». Этот портрет находится не в Англии, а в музее Тиссен-Борнемиса в Мадриде, где король изображен по пояс развернутым лицом к зрителю в три четверти. Рисунки «Пляски смерти» делал и Альбрехт Дюрер, но ряд рисунков Гольбейна на эту народную тему затмил все прежние Пляски смерти. Это пример типичного монументального стиля Гольбейна. Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается.
Именно этим и приходилось заниматься Гольбейну в первую очередь. Гольбейну пришлось искать новых заказчиков. Гольбейн представил в картине образ двойного зрения. Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир. В Базеле художник расписал стены зала заседаний в ратуше, с помощью религиозных и аллегорических сюжетов проиллюстрировав идею правосудия.
Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников. Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица. Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна. Величие короля передается позой.
Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна. Одновременно он их объединяет через Богоматерь. Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени. Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель. Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику.
Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение. Уффици во Флоренции), Том. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама.
Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля». Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало. Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален». В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром. Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого. Мария – в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц.
Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке. Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом. Блестящим примером нового стиля стало его полотно «Мертвый Христос» (1521-1522). Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом. По возвращении своем осенью 1519 г. в Базель, много работал над декорированием внешних фасадов, превращая таким образом скромные частные дома в великолепные дворцы, украшенные колоннами и фигурами.
Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета. Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется. Справа изображены жены Мейера. Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином). Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам.
С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе. Полотна поражают формами и отделкой. Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде. Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным.
Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы. Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми. В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города.
По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру. Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду. Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века.
Однако он создает и работы другого рода: в 1524-26 году он создает цикл гравюр «Пляска смерти» (изданы они были позже, в 1538 г. ), а в 1521 году — картину «Мертвый Христос» (Базель, Публичное художественное собрание), ту самую, которая спустя годы так сильно смущала Ф. М. Достоевского. Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом». Это было 12 марта 1538 года.
В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось). В 1517-1519 годах Гольбейн работал вместе с отцом в Люцерне. В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота.
Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой. В 1528 – 1530 годах Гольбейн опять жил в Базеле тогда были написаны им картины «Ровоам» и «Самуил и Саул». Своеобразный синтез готики и маньеризма (или зарождающегося барокко) присутствует и в гравюрах Гольбейна. Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей.
Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр. В город часто приезжал император Максимилиан I. Именно он и его свита привозили сюда новые знания о художниках итальянского Ренессанса, например.
Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась. Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение.
Композиция картины подчёркнуто проста. Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота. Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля. Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены.
Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены. Над Анной нависли тучи. На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу. Она убедила весь двор, что король не имеет с ней брачных отношений.
Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения. С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне. 1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна. На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом. Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета. Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения.
В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме.
За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию. Сюжет для оформления — отголосок давней работы, цикла гравюр «Пляски смерти». Мастерская Ганса стала семейной. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.
К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей. С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника. По рекомендации Эразма осенью 1526 года Гольбейн отправляется в Англию к Томасу Мору. После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах. Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика.
Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля. Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке. В отличие от отца, мастером религиозных сюжетов Гольбейн не стал. Двор потешался, а Анна Клевская тем временем получила развод с отличными условиями: Генрих VIII отблагодарил её за покорность и оставил в Англии как «сестру», выделив богатое содержание, замки и солидный годовой доход.
Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне. В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая». «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532). Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка.
Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей». Как правило, на них изображали близких людей. В 1535 году он был обезглавлен. «Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна).
Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи. Вскоре, король занялся поисками новой невесты. Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна.
К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру. Продолжал художник и труды в жанре портрета, запечатлев самого Генриха, членов его семьи и придворных. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала.
Но при более глубоком осмыслении именно смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер иллюзии. Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно. В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви. Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне. Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле.
Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно. Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII). Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля. К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле.
К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни.