Картина Василия Тропинина Гитарист: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Вот это-то место человека в жизни мы всегда чувствуем в портретах Тропинина. Воейкова с дочерью и гувернанткой мисс Сорок» представляют собой жанровую сцену. В 1820—1840-х гг. Ранние портреты Тропинина, написанные в сдержанной красочной гамме (семейные портреты графов Морковых 1813-го и 1815-го годов, оба — в Третьяковской галерее), еще всецело принадлежат к традиции века Просвещения: модель является в них безусловным и стабильным центром образа. Роман о бедной девушке был очень популярен.
Все околичное писалось художником в мастерской: одежда — с «болвана», как тогда называли манекен, мебель — кресло, стол — и прочий реквизит имелись в мастерской и перекочевывали из портрета в портрет иногда даже одежда бралась из реквизита художника. Хоть и утверждают почитатели Кипренского, что художественные преимущества на стороне его романтического портрета, где поэт представлен погруженным в собственные мысли, наедине с музой, но народность и демократизм образа безусловно на стороне «Пушкина» тропининского. Тропинин снимал здесь небольшую квартиру на втором этаже.
Идея портрета была выражена художником в карандашном эскизе. Получил звание академика, но, отказавшись от карьеры в Петербурге, в 1824 поселился в Москве. Чувствительный к музыке, Тропинин не избежал обаяния игры Моркова и в меру таланта и мастерства донес до нас свое восхищение.
Для эмоционально-смысловой характеристики образа великого русского поэта Тропинин берет краски бескрайнего небесного простора и земли. Словесность. Блестящим мастером группового портрета был Карл Брюллов. »Портрет Д. П. Картины с образом гитариста чрезвычайно нравились не только публике, но и самому автору. Высокие художественные достоинства работы привлекли к ней внимание известного московского коллекционера живописи В. А. Кокорева, чьё собрание впоследствии приобрел император Александр III.
Такое одеяние встречается на различных картинах этого автора. В Москве он делал пьедестал для памятника Минину и Пожарскому. «Гитарист в косоворотке» — другое название картины Тропинина «Гитарист». Тропинину отстоять своё право заниматься любимым делом и стать одним из крупнейших портретистов первой половины XIX столетия. Крепостной графа Миниха.
Эта фамилия написана на подрамнике портрета. Булахов одет по-домашнему, в халате. Василий Тропинин одновременно занимался в живописном и рисовальном классах, но обучение продолжалось лишь до 1804 г. Это было граничит с тем, что в 1804 году, появившаяся на выставке картин а Тропинина, еще академического ученика, «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», дала повод говорить о способностях Тропинина очень влиятельным лицам, вхожим в высшие круги Петербурга. Автор, в отличие от романтических портретистов, старался подчеркнуть типичность героев. Чтобы не утомлять заказчика, в них иногда фиксировались лишь отдельные части лица, рук. В мягкой улыбке — душевное тепло, женственность, радушие.
Теперь это встреча равно великих по своему значению для русского искусства мастеров. Но не эту задачу поставил перед собой Тропинин, не такого Пушкина хотел видеть его друг, хотя и заказывал изобразить поэта в простом, домашнем виде. Не является неожиданностью тот факт, что гитарист облачен в халат. Портрет Н М Карамзинa. 1818г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) — поэт, писатель, переводчик историк, глава русского сентиментализма. Позднее колорит живописи Тропинина становится интенсивней, объемы обычно лепятся более четко и скульптурно, но самое главное — вкрадчиво нарастает чисто романтическое ощущение подвижной стихии жизни, лишь частью, фрагментом которой кажется герой портрета («Булахов», 1823 «К.
С этой целью в 1798 году Тропинин приехал в Петербург, но, по академическому уставу тех лет, крепостные в Академию не принимались лишь в отдельных случаях особо одаренным позволяли посещать академические классы на правах «стороннего ученика». Г. Равич», 1825 «А. Кармелюк (Кармалюк) Устим Якимович (1787-1835), предводитель народно-освободительного движения на Украине.
Таковы портреты сына (1818), А. С. Пушкина (1827), композитора П. П. Булахова (1827), художника К. П. Брюллова (1836), автопортрет (1846). Тропинин был связан с портретируемым обстоятельствами своей жизни. С. Пушкин», 1827 «К.
Особой заслугой Тропинина-портретиста явилось создание типа «домашнего» портрета или, как его еще называли, «халатного», где человек как бы наедине с собой раскрывался в полной непринужденности и свободе. Затем следовал более или менее подробный эскиз — этюд в красках или карандашный. Благородная простота осанки свидетельствует о родовитости, а подчеркнутая скромность одежды — о переживаемых трудностях, смысл которых не так уж трудно разгадать имея в виду дату портрета: «1827 год». Обращаясь к жанровому, «безымянному» образу (Гитарист, 1823, там же и многие другие), он обычно, закрепляя успех, повторяет композицию в нескольких вариантах.
Портреты женщин менее глубоки, но в них всегда ново и интересно колористическое решение. Акцент художника на бытовых деталях («Слуга со штофом, считающий деньги», 1850-е) предвосхитил развитие жанровой живописи в середине XIX в. Родился в семье крепостных. Такие работы художника, как «Кружевница», «Гитарист» и др.
Романтическая атмосфера, стихия творчества, предстает еще более наглядной в портрете «К. 1818, там же), утверждается чисто романтическое чувство подвижной стихии жизни. На академической выставке 1804 года была представлена его картина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», которая была отмечена императрицей. Тропинин был хорошо известен в Петербурге, но предпочел жить до конца своих лет в Москве. Ещё в 1823 году Тропининым был создан первый «Гитарист», находящийся ныне в Третьяковской галерее. «Хороших безыскусственных исполнителей, умевших передавать их голосом, без выкрутасов и завитков, разыскивали всюду, не гнушаясь грязных, но шумливых и веселых трактиров и нисходя до погребков, где пристраивались добровольцы из мастеров пенья и виртуозы игры на инструментах». Художник застал его в кабинете возившимся со щенками. (первая половина 1820-х), холст, масло, 86, 5 x 69, 5смГосударственная Третьяковская галерея, Москва Одним из типов портрета, особенно полюбившимся современникам художника и прошедшим сквозь все творчество Тропинина, был образ гитариста.
(Устим Кармелюк. ) 1820е г, холст, маслоГосударственная Третьяковская галерея, МоскваДля В. Тропинина обращение к народным типам было естественным. Гитара изготовлена мастером. Из деревенской ссылки был возвращен А. С. Пушкин. Лишь в 1823 был окончательно освобожден от крепостной зависимости. Вполне вероятно, это гитара, в те времена набирающая популярность.
Был крепостным сначала графа А. С. Миниха, затем И. И. Моркова. При этом романтизм художника, не возносясь в эмпиреи, обычно остается камерным и умиротворенно-«домашним» — даже там, где очевиден намек на сильное чувство, эротический мотив («Женщина в окне», чей образ был навеян поэмой М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша», 1841, там же). Крепостной графа Миниха, в числе приданого он перешел в семью Морковых. Талантливый самоучка обратил на себя внимание хозяина и был определен учиться в Академию художеств, но лишь в качестве «постороннего ученика», так как в Академию не принимали крепостных. Мало кто мог верно оценить план преобразования государственного устройства России, предложенный Сперанским и обнаружить в нем половинчатость мер и отсутствие реализма. Черной тучей нависла над страной казнь пяти лучших ее сынов, отбросив тень на все царствование НиколаяI. Приезд Пушкина взволновал всю интеллигенцию Москвы, особенно молодежь, которой он представлялся «каким-то гением, ниспосланным оживить русскую словесность».
Тропинину было тогда сорок семь лет. Существует несколько версий знакомства Тропинина с У. Кармелюком. Его детали — картина, фигурка лошади на подоконнике в портрете Воейкова (владелец конного завода) — поясняют интересы изображенных лиц.
Да и вряд ли был бы таким легким и даже беззаботным ее взгляд. Художник отказывается от зрительного пиршества во имя простой и наполненной правды. Свиньину, видимо, был обязан Василий Андреевич сюжетом своей картины «Каменщик». У Тропинина и его друзей появилась надежда, что теперь-то он несомненно получит «вольную». И с января 1827 года с участием Пушкина стал выходить «Московский Вестник». Невозможно упустить из внимания сам инструмент.
По другой — Тропинин писал портреты осужденных, среди которых был У. Кармелюк. Долгое время он оставался вне поля зрения исследователей. Под этим именем портрет воспроизводился неоднократно, пока сотрудница Третьяковской галереи Е. Н. Чижикова не обнаружила, что в паспорте артиста, в графе описания внешности значилось: «брюнет с черными глазами». Только на секунду кружевница взглянула на живописца, но руки ее продолжают свое дело.
Здесь он занимался у С. С. Щукина. Но, узнав, кто ее отец, графиню отпустили с воинскими почестями. Иначе рассматриваемая картина называется «Гитарист». Булахову ли.
Здесь имеют место все его слои от членов императорской фамилии (правда, представленные лишь случайными и полукопийными произведениями) и первых сановников государства до трудового люда — мастеровых, ремесленников, нищих. Под принятым эскизом ставились размеры будущего полотна имя изображенного и его адрес. И Пушкин здесь не народный «вития», не «гений», а прежде всего человек. Родился в Подолии в семье крепостного крестьянина.
Если бы Тропинин не был крепостным, это официальное признание его заслуг как превосходного мастера живописи пришло бы гораздо раньше. Среди живописных откровений Тропинина портрет Пушкина не поражает звучностью своей гаммы. Карамзин написал несколько романов, в том числе «Бедная Лиза» (1792). Сын Тропинина -подневольный человек, он не получил вольную, в отличие от отца. Многократно варьирует он и свои автопортреты. Неизвестна датировка представленного портрета.
Интерес к групповому портрету в то время проявляли и другие художники — О. Кипренский, Ф. Толстой. Будучи в Санкт-Петербурге, он находился в среде горожан, мелких и средних помещиков, с которых позже и стал писать портреты, что привело его к реализму. Первого взгляда достаточно, чтобы сказать, что здесь изображена интеллигентная, но не принадлежащая к привилегированному сословию женщина.
8 сентября 1826 года в сопровождении фельдъегеря «свободно, под надзором, не в виде арестанта» приехал он в древнюю столицу. А. Горький назвал Кармелюка украинским «Робин Гудом».
Это одна из лучших работ художника. Однако сравнение его с другим, который, по свидетельству наследников Тропинина, является портретом сестры художника, позволяет утверждать, что и неизвестная ранее дама в белом платье — Анна Андреевна Тропинина. Сейчас ее легко проследить по сохранившимся подготовительным материалам.
В 1798-1804 учился в петербургской Академии художеств, где сблизился с О. А. Кипренским и А. Г. Варнеком (последний тоже стал впоследствии видным мастером русского романтизма). По этой причине, в разные годы им было написано большоеколичество портретов, похожих на описанный выше. Расстегнутый ворот, свободный халат, растрёпанные волосы, завитки гитарных струн придают портрету Моркова романтическое звучание. Название «Гитарист» портрет получил неслучайно.
В них он стремится к живой, непринужденной характеристике человека. В длинном ряду портретов Тропининым запечатлено русское общество первой половины XIX века.
Ко времени создания портрета общественный подъем, связанный с деятельностью декабристов, сменился мрачной реакцией. (Содержание романа)Николай Михайлович был близок с семьей Пушкина, принимал живое участие в судьбе поэта. Пушкин в юности восторженно относился к Карамзину, но уже с начала 1820-х годов метод и поэтика сентиментализма становятся ему все более чуждыми, вызывают множество критических замечаний и отрицательных суждений. Однако Пушкин высоко ценил заслуги Карамзина в развитии русской словесности, а его «Историю государства Российского» называл «созданием великого писателя и подвигом честного человека». Памяти Карамзина Пушкин посвятил «Бориса Годунова»: «Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина сей труд, гением его вдохновенный, с благоговением и благодарностью посвящает Александр Пушкин». На нем, видимо изображен граф Морков в молодости.
Помимо всего прочего тип домашнего, неофициального портрета открывал художнику большую свободу и в постановке фигуры и в живописном решении, нежели изображение человека в мундире или фраке, в буквальном и переносном смысле «застегнутого на все пуговицы». «Гитарист в косоворотке» — другое название картины Тропинина «Гитарист». Тропинин изображал конкретного человека, а через него старался показать все типичное для данного круга людей. Сильный и волевой характер, мужественность и благородство — вот та правда, которую увидел В. Тропинин в образе У. Кармелюка. Да, в оценке художника Пушкин был «царь-поэт».
Картины с образом гитариста чрезвычайно нравились не только публике, но и самому автору. Сильный характер, терпение и безграничная любовь к искусству помогли В. А. С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей. Гитарист (Портрет Моркова). Художник любуется мастерицей.
Тропининым же изображен темно-русый и светлоглазый человек.
Но поиск должен быть продолжен. Показателен в этом отношении портрет М. М. Сперанского. Таковы, к примеру, «халатные портреты», с моделями, подчеркнуто облаченными, подобно Равичу, в непарадное платье.
В популярной Женщине в окне (по мотивам поэмы М. Ю. Лермонтова Казначейша, 1841, там же) эта непринужденная задушевность обретает эротический привкус. В это время гитара стала пользоваться необычайной популярностью. Стоит обратить внимание и на инструмент. Таков и А. С. Пушкин на знаменитом портрете 1827 года (Всероссийский музей А. С. Пушкина, г. Пушкин): поэт, положив руку на стопку бумаги, как бы «внимает музе», вслушивается в творческую мечту, окружающую образ незримым ореолом.
П. Брюллова» (1836, Третьяковская галерея) и автопортрете 1846 года (там же), где художник представил себя на эффектном историческом фоне Московского Кремля. Колорит картины соответствует ее содержанию. В беглом, незаконченном наброске Тропинина улавливается отзвук их царственного величия. Начало этим жанровым картинам положил «Гитарист. Тропинин не раз обращался к жанровому типажному портрету («Гитарист», 1823, там же «Золотошвейка», 1825, Художественный музей Республики Коми, Сыктывкар), обычно повторяя такого рода композиции в нескольких вариантах (как и свои автопортреты).
Жанр и портрет органически сочетаются в его полуфигурных «безымянных» картинах, самой известной из которых является миловидная «Кружевница» (1823, там же), подкупающая своим наивным и сентиментальным обликом тип девушки из низов становится лирическим олицетворением Женственности как таковой, не теряя тонкой натурной убедительности. «Гитарист в косоворотке» – другое название картины Тропинина «Гитарист». Портрет был освидетельствован автором, который его и признал.
Его влияние на русскую литературу и язык было значительно. Со временем в его полотнах, начиная с трепетно-задушевного Портрета сына (ок. Портрет Н А Зубовой. 1834г, холст, маслоГосударственная Третьяковская галерея, Москва Графиня Наталья Александровна Зубова (1775-1844) — дочь генералиссимуса А. В. Суворова, жена Николая Александровича Зубова (1763-1805). От брака с княжной Варварой Ивановной Прозоровской (1750-1806) Суворов имел двоих детей: дочь Наталью. Девушка «забыла» о том, что она позирует для портрета: она работает.
его портретам была характерна внимательная характеристика модели, усложнение композиции, скульптурная четкость объемов и интенсивность колорита при сохранении камерности интимной (домашней) обстановки («К. Александр Сергеевич привез в Москву написанного в деревне «Бориса Годунова», так поразившего при чтении его друзей силой национальных характеров, глубиной постижения истории, народностью. Однако ко времени его поступления в Галерею никто уже не знал, кого он изображает. Объясняют это сами качества маленького этюда: не было в нем ни блеска красок, ни красоты мазка, ни мастерски написанных «околичностей». По семейному преданию, Анна Андреевна пережила столь частую для крепостной России драму: ее не миновала «милость» старого графа.
Тропинин продолжает и линию типажного портрета, в частности в знаменитой Кружевнице (1823, там же), подкупающей своим сентиментально-поэтичным обликом. Тогда в глазах многих имя Сперанского связывалось с той порой русской жизни, которую Пушкин характеризовал как «дней Александровых прекрасное начало». Изображение конкретного человека, автора книг по истории оперы, школе игры на семиструнной гитаре, приобрело типические черты, характерные для своего времени.
Одна рука держит коклюшку, другая вкалывает булавку. Лучшим примером может служить Автопортрет с кистями и палитрой 1846 (там же), где художник представил себя на фоне окна с эффектным видом на Кремль. Среди талантливых русских самоучек, которым покровительствовал редактор «Отечественных записок», был Самсон Ксенофонтович Суханов, сын бедного пастуха и батрачки. Его взгляд прикован к чему-то, очень его заинтересовавшему. Некоторые элементы салонного романтизма проявились в картине «Женщина в окне» (1841), навеянной поэмой М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша». Таким он и изображен Тропининым.
Г. Равич», 1823 автопортрет, около 1824 все три — там же). При этом тропининской манере неизменно присущ специфически интимный, домашний колорит. Итак, портрет переходит в ряд «неизвестных». Таков и незримо-зримо погруженный в творческую стихию, как бы внимающий музе А. С. Пушкин в знаменитом портрете 1823 (Всероссийский музей Пушкина, Пушкин). Владения Писаревой занимали территорию на углу улиц Волхонки и Ленивки. Она звучала и в трактирах и в великосветских салонах.
В нем нет и следа приниженности искательства, подобострастия. Второй портрет Анны Андреевны относится, вероятно, к концу 1820-х годов. Они, как мозаика, образуют игру своеобразных, мягко звучащих тонов.
Тропинин стремился к правдивым полотнам, лишенным официальной парадности, картина «Кружевница» особенно ему удалась. Портрет Моркова» (первая половина 1820-х). На нем, видимо изображен граф Морков в молодости. Ни в одном другом произведении Тропинина ни раньше, ни позднее мы не встретимся с подобным живописным решением.
Поздние произведения Тропинина (например, «Слуга со штофом, считающий деньги», 1850-е гг. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Позднее вошло в традицию противопоставлять «домашнюю» поэтику полотен Тропинина – как особую черту московской романтической школы в целом – «чопорности» Петербурга. Пространство интерьера не включено в образную структуру произведений. В дальнейшем картина неоднократно повторялась и варьировалась автором.
По преданию, на подрамнике прежде читалась надпись «Ма (о)рков», что дало основание считать изображенного одним из членов графской семьи. Принятый в Академию в качестве «стороннего ученика», Тропинин усердно занимается под руководством известного в то время художника-портретиста С. Щукина. Наиболее вероятно, в данном случае перед зрителем изображение молодого графа Моркова. В творчестве Тропинина портрет ребенка — редкий эпизод. относятся к «портрету-типу». которую ласково называл «Суворочкой», в замужестве графиню Зубову и сына Аркадия (1784-1811) — генерал-лейтенанта, трагически погибшего при переправе через реку Рымник. Тропинин оказал значительное влияние на портретную живопись московской школы.
1833 К. П. Брюллов, 1836 оба портрета в Третьяковской галерее и др. ). И там и здесь на умном, волевом лице видна сдерживаемая горечь. Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру, однако, двоюродный брат графа Моркова убедил отдать имеющего прирождённый талант и склонность к рисованию юношу вольнослушателем в петербургскую Академию художеств. После расправы над декабристами царю, казалось, нечего было опасаться.
Украинец. В том же году Академия художеств выдвинула его за портрет Булахова в «назначенные» (то есть кандидатом на получение звания академика), а в следующем году утвердила его в звании академика за портрет Булахова и жанровую картину «Кружевница». Первый же «Гитарист» был создан художником вскоре по возвращении в Москву, в 1821–1822 годах.
Один из самых известных портретов замечательного русского живописца Василия Андреевича Тропинина (1776–1857) изображает знаменитого в своё время гитариста-виртуоза, музыковеда Владимира Ивановича Моркова (1800–1864). Графиня Наталья Александровна не успела вовремя выехать из Москвы, занятой французами. Иногда указывалась и стоимость работы. Известный к этому времени художник, он был в том же году избран в «назначенные», а в следующем — стал академиком. Трудно сказать, что более соответствовало характеру искусства Тропинина — мужские или женские портреты. — ибо только она одна еще допускала в те годы движение мысли, обмен мнениями. С годами роль духовной атмосферы, «ауры» образа – выраженной фоном, значимыми деталями, – лишь возрастает.
Портрет датирован 1825 годом и считался изображением неизвестной. Василий Андреевич Тропинин родился (30) марта 1776 год в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху.