Итальянский художник Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico) – явление в мире искусства по-своему уникальное. Кирико, ДЖОРДЖО ДЕ (Chirico, Giorgio de) (1888–1978) итальянский художник и теоретик искусства, считается одним из предвестников сюрреализма в современной живописи. Джорджо де Кирико (итал. Giorgio de Chirico, 10 июля 1888, Волос, Греция— 20 ноября 1978, Рим)— итальянский художник, близкий к сюрреализму.
Куда интереснее искусство современное, особенно символисты в целом, в основе творчества которых лежали тайны и загадки и Арнольд Бёклин в частности. Но так ли неожиданным было то, что произошло с художником на родине. Первый парижский период оказал решающее влияние на формирование мастера.
Начинается вторая мировая война и художник возвращается в Италию, обосновывается в Риме. Также интересно, что объекты в картине «Тайна и меланхолия улицы» изображены в разных проекциях: фургон в геометрической, а дома в перспективной.
Своими картинами художник поставил немало вопросов перед историками искусства. Джорджио де Кирикородился в 1888 году в Греции и прожил там до подросткового возраста. Учился в Высшей художественной школе в Афинах и в Академии художеств в Мюнхене. Он много копировал в музеях, настойчиво совершенствуя технику рисунка.
Великий кубист Пабло Пикассо величал художника «певцом вокзалов». Окружающая действительность, как считал художник, непознаваема. Потом пришла очередь братьев уезжать: их вызвали в Италию. В 1935 – 1938 годах работает в США.
Джорджо де Кирико родился в греческом городе Волос 10 июля 1888. Всё из-за того, что на его картинах слишком часто встречаются поезда и вокзалы. Такова известная серия картин художника «Площади Италии», о которой Аполлинер писал: «Странные пейзажи, полные новых идей, выразительной архитектуры и сильного чувства».
Иногда, в них присутствует избыток натурализма. Впоследствии, Де Кирико отрицал какую-либо роль античности в своем творчестве. Массивная архитектура зданий. Моранди создает движение «Метафизическая живопись» и публикует свои теоретические статьи в журнале «Валори пластичи» («Пластические ценности»).
По всей вероятности, элемент игры и буффонады был главным в его общении со зрителем. Большое влияние на него оказали работы Беклина и Клингера. Но сам он вскоре отходит от этого направления в сторону традиционного реализма. Испытал влияние искусства немецкого и австрийского символизма. Мир воспринимался Де Кирико, по его собственным словам, как «огромный музей странностей, набитый забавными разноцветными игрушками»., А. Савинио, Дж.
Очевидно одно:живопись художника никогда не стремилась отразить настоящее. Многие знакомые уехали из Парижа, многие отправились на фронт, как Аполлинер. Главное «действующее лицо» полотен — пустынные площади, окруженные архитектурой. Такова, например, «Песнь любви».
Художественная индивидуальность Джорджо Де Кирико определилась очень рано. Присущее же метафизическому искусству стремление раскрыть через мир предметных форм «тайный» смысл вещей, лежащий за пределами их физического существования, сделало его предтечей сюрреализма 1920-х годов. На ней изображено всё то же самое, отличается лишь скульптура. Сам художник заявил в 1913: «То, что я слышу, – ничего не значит существует только то, что я вижу своими глазами, – и даже более того, то, что я вижу с закрытыми глазами». Последний, кроме поэзии занимавшийся еще и художественной критикой, увлекся живописью Кирико и придумал для нее название «метафизическая», то есть выходящая за рамки привычной реальности. Новое художественное движение оказалось недолговечным: практически оно перестало существовать в 1919 году, после ссоры де Кирико с Карра. В начале 1920-х годов де Кирико совершенствует живописную технику в Риме и Флоренции, сближается с художниками движения «Валори пластичи».
Годы Второй мировой войны художник проводит в Италии. В послевоенное время де Кирико работает в насыщенной «барочной» живописной манере, одновременно создает многочисленные версии собственных метафизических работ 1910 – 1920-х годов. В 1915 году Джорджо Де Кирико вернулся в Италию, где вместе с К. Карра. Главный принцип воспитания — запреты и подавления активности детей. Кстати, эту же героиню мы видим на другом произведении – «Ариадна, молчаливая статуя». Кто-то может разглядеть в этом подражание Пикассо, с которым художник был дружен. Война нарушила все планы Кирико и заставила его распрощаться со счастливой жизнью.
Впечатления эти, отложившись в подсознании, не могли исчезнуть и лишь ждали своего часа. В 1920-е годы художник обратился к созданию романтических вариаций на классические сюжеты. Еще существует и другая картина – «Пьяцца дИталия с конной статуей». Подобные работы не ставили целью поразить зрителя, поставить его в тупик.
Тема иллюзорности реального наиболее выразительно воплощена им в образах манекенов. Любопытно, что художникникогда не ставил дат на копиях своих работ. Среди написанных им книг большую известность получил сюрреалистический роман «Гебдомерос» (1926). Вновь всё те же составляющие мозаики: арки, тени, статуя, башня, заострённые углы и схематичность изображения. Пустой фургон на переднем плане зловеще ухмыляется открытой крышкой. Сын железнодорожного инженера, первое образование де Кирико получил в Политехникуме в Афинах в 1906 – 1909 годах обучался в Мюнхенской академии художеств.
Город. Время здесь, как будто, остановилось, улицы безлюдны, все пробуждает чувство тревоги.
Особое место в его работах ранних лет занимают изображения манекенов. Де Кирико часто использовал сюжеты и героев бёклиновских картин в своих ранних работах. В своём творчестве он сильно преуспел, так как некоторые ценители живописи считают, что до сих пор этому художнику нет равных. Интересно, что изображение девочки абсолютно нетипично для живописи де Кирико. Но, образы искусства Древней Эллады нередко появлялись в картинах художника.
Психически травмированный Джорджо будет отличаться подавленным настроением, неуравновешенностью и комплексами неполноценности, которыми будет страдать десятилетиями. Еще в молодые годы он преклонялся перед искусством старых мастеров. Говорят, что де Кирико впечатлился работой «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» и перенёс маленькую девочку к себе на полотно – персонажи действительно очень похожи. Вместе с этим он изучал немецкую философию и, прежде всего, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Уже в начале 1910-х годов он создает собственный, глубоко своеобразный и островыразительный язык живописи, которая впоследствии получила название «метафизической». Мы видим пустынную площадь, статуя Ариадны, арки.
«Ничто не может сравниться с таинственностью аркады изобретенной римлянами Даже солнце кажется другим, когда из света возникает римская стена Пейзаж, замкнутый в аркаду портика как в квадрат или прямоугольник окна, приобретает метафизичность, поскольку изолируется от пространства, которое его окружает». Даже названия этих работ, такие, как Радости и загадки странного часа (1913) и Меланхолия и тайна улицы (1914), указывают на стремление автора наполнить самые обыденные ситуации ощущением опасности и ирреальности. Вообще, многие работы художника на метафизические темы очень похожи друг на друга. Между собой перекликаются «Счастье возвращения», «Меланхолия», «Загадка дня» и «Красная башня», а также вышеописанные картины итальянской площади. Вот, например, полотно «Пьяцца дИталия: меланхолия».
После популяризаторской работы Аполлинера о Кирико заговорили. Его первыми работами были городские пейзажи с четкой «безвоздушной» перспективой, пустынные и гулкие, словно увиденные в гипнотическом сне, где все как будто правдоподобно и одновременно ирреально. У них разный коэффициент искажения, за счет чего усиливается эффект странности.
В дальнейшем, она оказала серьезное влияние на его мировоззрение и творчество.