После 34 лет консервационных и реставрационных работ «Райские врата» Лоренцо Гиберти выставят с 8 сентября во флорентийском Музее Опера ди Санта-Мария-дель-Фьоре. Наиболее прославленным произведением Гиберти являются восточные двери баптистерия, обращенные к входу в храм известные как Райские врата (1425 – 1452).
Было бы неверно характеризовать Гиберти как «консерватора». Ворота содержат 28 панелей с барельефами изображающими жизнь Иоанна Крестителя и Основные Добродетели. Она, несомненно, навеяна ранними образцами творчества Брунеллески. Жил во Флоренции. Может быть, льстивым был человек. Северные и восточные врата – самые ценные объекты истории современного искусства.
Он развивался хотя и медленно, зато чрезвычайно последовательно и целеустремленно. А что он к нему внимательно приглядывался, показывает более ранняя статуя апостола Матфея (1419-1422). Либо «кошка цвета меда». Наверное, после знаменитой античной конной статуи Марка Аврелия, на которую явно ориентировался Донателло (он ее видел, конечно, в Риме), это следующая такая значительная конная фигура.
Увидев восточные двери, Микеланджело заметил: «Они так прекрасны, что годились бы для дверей рая». Вот его портрет работы Лоренцо ди Креди. Она отведена искусству средних веков. Сейчас мы поговорим о другом скульпторе, может быть, не менее значительном.
Тем не менее эта работа тоже значительна. В 1296 г. для строительства собора была учреждена специальная организация — «Опера-дель-Дуомо», которая по сей день продолжает работать над сохранением этого великолепного памятника мировой культуры, заботится о его состоянии и доступности для всех желающих. Постройки в его архитектурных кулисах очень своеобразны. И он выходит с одной пращой.
Он не знал греческого языка (знал лишь латынь) и в области математики, геометрии, оптики и механики бесконечно уступал Брунеллески. Т. е. На самом деле все было не так. Здесь он, конечно, делает довольно подробные одежды. Перелицована, если можно так выразиться, на готический лад.
отливали эту статую уже другие люди, его ученики. Петра угадывается по тому, как он идет навстречу Христу. Рядом—собеседование младенца Христа с учеными во храме. (вплоть до творчества самого Гиберти), являющаяся по сути первым крупным историческим эскизом ренессансного обновления искусства (но без употребления еще самого слова Rinascimento).
Здесь немало от пережитков позднеготического натурализма, но все стало более плотным, более объемным, более весомым, короче говоря, более реалистическим. 1420 г. ), работавшего для Людовика II Анжуйского, брата французского короля Карла V, Жана Беррийского и Филиппа Бургундского358. Отсюда его приобщение к новым, реалистическим веяниям. Врата Рая, как их позже назвал Микеланджело, получились поистине великолепными.
Так родился уникальный симбиоз из элементов поздней готики и раннего Возрождения. Думаю за n-ную сумму смогла бы. Немножко укорочены его ноги, чтобы они не свисали, специально он укоротил эти ноги. двери (1403–24) полностью повторяют композицию юж.
Ее потом доводили до совершенства уже его ученики. Т. е. Все семеро должны были сделать одну контрольную работу — «бронзовую историю», подобную тем, которые ранее исполнил Андреа Пизано для южной двери баптистерия.
Недаром он так прославляет в своих «Комментариях» кельнского мастера Гусмина (умер ок. На другой половине—бичевание Христа у колонны. Каждая грань имеет трёхлепестковое деление. Поговаривали, что он под конец жизни мало работал, может быть, много болел.
1290 – 1349) и основной их темой были Жизнь Иоанна Крестителя и аллегории Добродетелей. Гиберти как будто осознал, что «Марк» и «Иоанн» Донателло уже факты прошлого и что с ними нельзя не считаться. Гиберти идёт от нижнего левого рельефа к правому верхнему.
Все герои изображённые на рельефах, одеты в одежды флорентийцев, его современников. Тут же Мария Магдалина, которая целует с почтительным благоговением ноги Христовы. Искусствовед Б. Р. Виппер отмечает в своей книге: «Андреа Пизано в своём распределении сюжетов придерживался традиций итальянского треченто Гиберти же заимствует вертикальный принцип своего рассказа у северной готики: именно в таком порядке — слева направо и снизу вверх — совершалось чередование сцен в цветных витражах готического собора». Эти ворота создавались в 1401-1424 годах. Его ученики и друзья брали у него столько, сколько им было нужно. Для флорентийской церкви Орсанмикеле Гиберти исполнил бронзовые статуи Святого Иоанна Крестителя (1413-1414 годы), Святого Матфея (1419-1423 годы), Святого Стефана (1425-1429 годы) создал также 2 рельефа для баптистерия в Сиене (между 1416 и 1427 годами). Вот таким образом это прозвище очень по-разному объясняют.
Но не для такой цельной и уравновешенной натуры, как Гиберти. Пришли и другие мастера, которые отдали должное мастерству Гиберти. Апостолы представлены за длинным столом, половина—внутри помещения, половина—снаружи. Так сглаживались границы между картиной и «живописным рельефом».
Увидев восточные двери, Микеланджело заметил: «Они так прекрасны, что годились бы для дверей рая». Здесь можно говорить о тождестве стиля, вполне сложившегося стиля живописного рельефа. Выдающихся произведений у него гораздо меньше, чем у Донателло. работой Г. стали третьи (восточные) двери баптистерия во Флоренции (1424–52) своим назв. Все герои изображенные на рельефах, одеты в одежды флорентийцев, его современников. Но он не был выдающимся мастером. Это Андреа дель Верроккьо.
Финалистами конкурса стали Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески. Среди других произведений Гиберти – статуи Иоанна Крестителя (1412–1416), апостола Матфея (1419–1422) и св. И, непохожие друг на друга, все изображены очень живо и технически превосходно. 1425). Музей, также основанный этой организацией в 1891 г., теперь становится частью комплекса «Большой музей собора», куда входит сама базилика, купол Брунеллески, крипта Санта-Репарата, баптистерий Сан-Джованни и колокольня Джотто. Сюжеты для рельефов – эпизоды из Библии – выбраны известным гуманистом Леонардо Бруни.
И эти памятники начинают множиться.
Гиберти принадлежит один из ранних ренессансных теоретических трактатов «Комментарии» (1447 – 1448), в котором Гиберти, один из самых образованных людей своего времени, написал – первую известную нам автобиографию художника Возрождения, которая сопровождалась первым кратким очерком истории итальянского искусства, сведениями о теории пропорций, перспективах. Мы уже видим, что это вторая такая значительная работа из конных статуй. Но ученым гуманистом он никогда не стал, даже тогда, когда приступил около 1447 года к писанию трех книг своих «Commentarii», где изложил историю античного искусства итальянского искусства XIII-XIV веков и подготовил цитатный материал из Витрувия, Альхазена, Авиценны, Аверроэса, Витело, Пекама и Бекона для теоретического сочинения361. Такое расположение символизировало восхождение по ступеням искупления. Тающие дали, воздушность игра светотени напоминают эффекты живописи (живописный рельеф).
42-43)- Когда Гиберти над ним работал, ему было лишь двадцать четыре года. У Донателло, во всяком случае, очень хорошо это видно. Он берет его за основу в образе Давида. Сама дверь получила свое название благодаря всем известному Микеланджело. Следуя тречентистским традициям, Гиберти дал в каждом рельефе ряд дополнительных эпизодов (их он называет «effetti»), нарушив тем самым один из основных принципов реалистического искусства — единство места и времени.
Рядом с Райскими Вратами по граням баптистерия «прислонились» две порфировые колонны, которые в начале 12 века были подарены Флоренции Пизой в знак благодарности за помощь в защите от нападения Лукки. И это должен был хорошо понимать сам Гиберти с его наблюдательным и живым умом. Изображённые сцены уподоблены картинам (недаром по отношению к ним часто употребляется термин «живописный рельеф») действие развивается в разных, уходящих в глубину планах и мастер передаёт эту глубину не только перспективным сокращением, но и постепенным понижением самого рельефа (от высокого до почти плоского). Здесь мы имеем своеобразный манифест нового реалистического искусства.
Одновременно с работами над вторыми дверями баптистерия Гиберти отлил для Ор Сан Микеле две бронзовые статуи — Иоанна Крестителя (1412-1416) и апостола Матфея (1419-1422). Для флорентийской ц. Орсанмикеле Г. исполнил бронзовые статуи Св. Стефана (1425–29) создал также 2 рельефа для баптистерия вСиене (между 1416 и 1427).
Но если все-таки в предыдущем «Давиде», 1408 года, вся фигура традиционно закрыта одеянием, только сквозь него мы видим хорошие пропорции, свободное движение, постановку фигуры, как у античности, с опорой на одну ногу, то здесь Донателло раздевает своего героя, делает его, с одной стороны, беззащитным А он его показывает уже победителем, показывает попирающим одной ногой голову Голиафа. Наверное. Едва намеченная пространственная глубина в «Жертвоприношении Авраама» превращается в «Истории Иакова и Исава» в сложную многоплановую композицию. Но это еще не тот «Давид», который прославил Донателло, а «Давид», который показывает, что работа с камнем, работа с мрамором для Донателло очень важна, хотя, как многие и в том числе его учитель Гиберти, он начинал как ювелир. Каждый рельеф — это иное пространство, глубокое, живое, наполненное людьми. В 1401–02 Г. исполнил бронзовый рельеф «Жертвоприношение Авраама» (Нац. О значении этого труда говорит М. Ненарокомов:"Он разделил его на три части.
Но на этом Гиберти не остановился. В раке св. Последний отказался от дальнейшей работы и заказ был передан Г. Созданные им сев. Примерами этому являются рельефы в Сиене в гробнице Дати (бронзовый барельеф доминиканского генерала Леонардо Дати) и две усыпальницы во Флоренции, Cassa di S. Zenobius (бронзовый гроб с рельефными панелями изображающими истории из жизни святых) и Усыпальница святых Протуса, Гиацинта и Немезия (бронзовый контейнер для мощей трех мучеников). И он же, Донателло их реставрировал.
Основными заказчиками Гиберти были синьория и самые богатые цехи (Калимала, Сэта, Камбио).
Его работы конца 1420 годов (серия панелей) показывают, что он способен сделать пространство доступным для понимания используя неглубокий рельеф, Гиберти отобразил объем тел и глубокого архитектурного пространства. Он отказался от доспехов, так как любые доспехи ему были велики. Самое раннее из бесспорных произведений Гиберти — конкурсный рельеф от 1402 года.
Впоследствии Джорджо Вазари напишет: «Каждый принялся за работу со всяческим рвением и старанием, вкладывая в неё всю свою силу и умение, дабы превзойти друг друга в совершенстве и скрывая в тайне то, что они делали, чтобы не было совпадений». для Италии было не очень характерно обилие скульптуры на фасадах. Правда, надо сказать, что Верроккьо ее не доделал.
Это была трудная задача, способная породить конфликтную ситуацию. Опять же она рассчитана на круговой обход, очень монументальна, очень выразительна. Некоторые исследователи пишут, что Донателло «рисует резцом», что он в свои рельефы вносит много живописного. В новом ряду, над Преображением изображено Моление о чаше, где в трех различных положениях показан сон апостолов.
Делом всей жизни и главным произведением Гиберти стали бронзовые двери — северные (1403—1424) и восточные (1425—1452) — для этого баптистерия. На 20 из них показаны сцены из Нового Завета, на остальных – Евангелисты, Учителя церкви. Эти тенденции получат в них дальнейшее развитие, как и в Касса ди Сан Дзенобио во флорентийском соборе (1432-1442, главный рельеф с изображением «Чуда с мальчиком из семьи Строцци» был отлит в 1439 г. ).
И даже тормозил, чтобы больше получить за эти врата. Как правило, доверяли не основные фигуры, а какие-нибудь элементы пейзажа или какие-то детали, одежду, роскрашь делать, а потом доводили все до конца. В те годы обряд святого таинства проводился только два раза в год, вот таким образом необходимо было иметь несколько дверей, дабы толпы верующих могли попасть внутрь. Наиболее древними являются южные бронзовые двустворчатые двери (врата), созданные в 1330 — 1336 годах великим итальянским художником Андреа Пизано, который ко времени получения заказа на изготовление дверей уже прославился возведением Кафедрального собора в городе Пиза. Гаттамелата – это прозвище.
А на заднем плане скульптор тщательно вылепливает горы. Представитель Раннего Возрождения. Разнообразие композиц. И тут же ему, конечно, поручают еще одни врата делать.
Поражает ранняя зрелость мастера362. Оно довольно странно звучит по-итальянски, так как «гатта» — это по-итальянски «кошка», а «мелата» – «соты». На это время падает чрезвычайно важный перелом в развитии гибер-тиевского живописного рельефа. Рядом взятие Христа под стражу и поцелуй Иуды. также СКУЛЬПТУРА).
Выделяясь своим тонким, воистину ювелирным изяществом, эти композиции, с их витиеватыми линиями, волнистой динамикой поз и складок одежды, сложными обрамлениями в виде квадрифолиев, всецело отвечают идеалам поздней готики (или «интернационального стиля»), однако и здесь проявляется острый интерес мастера к классической античности. Еще более значительны другие, третьи (восточные) двери баптистерия (1425–1452), т. н. Эразмо де Нарни был правителем Падуи. За это время мастерская Гиберти стала школой для поколения художников и скульпторов (Паоло Уччелло (1397–1475), Донателло (1386–1466). Южные ворота создал Андреа Пизано (ок.
Он поручил нам одну комнату и мы расписали её с величайшим прилежанием. Южные ворота создал Андреа Пизано (ок. Усложнилась лишь архитектурная кулиса, в которой дальний план выполнен в низком рельефе. Архитектура Гиберти совсем особая. О нем у нас уже шла речь (с. На этот раз она вышла отлично.
Победителями были признаны Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески. Реализм понимали в это время как правду земного. Первое датированное упоминание Баптистерия — 4 марта 897 года, когда Амадео — римский князь и представитель императора «вершил суд в портике, расположенном напротив Базилики Святого Иоанна Крестителя». И все это сразу выливается и в художественную практику. Лоренцо Гиберти родился во Флоренции в 1378.
Однако она не получилась. Творческий процесс протекал очень медленно (в среднем выполняли три рельефа в год). Очень интересны два рельефа, выполненные Гиберти для купели сиенского баптистерия. Дракон или змея, как скажем мы, был среди листьев плюща моей рукой были вырезаны вокруг фигуры античные буквы, называющие имя Нерона, которые я сделал с великим прилежанием».
He меньшее значение имели убывающие по степени рельефа планы (piani), которые в наибольшем отдалении выполнялись в rilievo schiac-ciato. но прозванию Бронзовый. Что мы не увидим, скажем, у других скульпторов. И его скульптуры, мне кажется, менее интересны.
Двери эти потребовали от него двадцати семи лет огромного труда. Он был хорошим мастером, он был добросовестным мастером и многое подхватывал даже у своих учеников. По версии Вазари, Донателло и Брунеллески, ". И постепенно церковь вытеснила оттуда зернохранилище.
т. г, с. 204-210), которые являются убедительной стилистической параллелью к произведениям Гиберти конца первого десятилетия — первой половины второго. 1378 воспитывался во Флоренции, в семье отчима, златокузнеца Бартоло ди Микеле (возможно, Бартоло был настоящим отцом Гиберти, сам художник оставил об этом противоречивые сведения).
Последний рельеф—Сошествие Св. Все это привело к быстрому обогащению Гиберти. Делает это он весьма тактично, подчиняя античные детали своему замыслу. Собственно говоря, несколько работ в конце своей жизни он не доделал по разным причинам. Вот знаменитая «Мадонна Пацци», где он делает в рельефе не просто образ, а образ психологически очень наполненный.
Лоренцо пришлось уехать из Флоренции и вместе с другим художником отправиться в Романью. Отец Гиберти был сыном нотариуса, мать — крестьянкой. Его стихией был богатый художественный опыт, а не его теоретическое обобщение. Из представленных на конкурс семи работ на сюжет Жертвоприношение Авраама жюри выделило две работы исполненные Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески (1377 – 1446). Здесь трое врат, над которыми работали несколько скульпторов и двое врат принадлежат именно Гиберти (восточные и северные).
Надо сказать, что Гиберти все-таки не был человеком, хватавшим звезды с небес. Среди этих голов встречается немало навеянных античными образцами — римскими саркофагами и римскими портретами (в частности, портретами Сократа и Цезаря). На последних хочется остановиться подробнее, так как Гиберти придавал им вообще большое значение, о чем говорят и такие рельефы третьих дверей, как «История Исаака», «История Иосифа», «История Иисуса Навина» и «Встреча царицы Савской с Соломоном»366.
В общем, очень непонятно. небесной реальности.
Наиболее интересна вторая часть Записок, об итальянском искусстве 13–15 вв. Вот, например, его «Сотворение Адама и Евы» – это очень изящная, очень красиво построенная композиция, где присутствуют несколько планов. В двух нижних рядах их заполняют одиночные фигуры пророков и сивилл.
С трех сторон баптистерия располагаются ворота. Из документов известно, что он приступил к работе в апреле 1486 года. Но на этом пути он идет еще дальше. Затем я собственными руками сделал из бронзы статую святого Матфея высотою в четыре с половиной локтя. Рядом с этим рельефом—воскрешение Лазаря. Лоренцо начал ее с характеристики этого искусства.
Изображённые сцены уподоблены картинам (недаром по отношению к ним часто употребляется термин «живописный рельеф») действие развивается в разных, уходящих в глубину планах и мастер передаёт эту глубину не только перспективным сокращением, но и постепенным понижением самого рельефа (от высокого до почти плоского). Так как и в первом, более раннем «Давиде» и в этом мы видим, что он берет юное существо.
В одном музее можно будет увидеть ряд главных шедевров Флоренции. Ему оставалось жить всего два с небольшим года.
Все формы выполнены с ювелирной тщательностью, особенно это сказывается в отделке волос и виднеющейся из-под плаща власяницы. Рельефы посвящены сюжетам Ветхого завета. явно он апеллирует к античному наследию. При наводнении 1966 года пять из десяти панелей были оторваны. Здесь и листья и плоды и колосья.
Двери, над которыми молодой (но быстро завоевавший благодаря этому заказу авторитет) художник работал в 1403–1424, разделены на 28 полей, где представлены сцены из Нового Завета, а также евангелисты и отцы церкви. Работа занимает у автора 21 год. Лишь в третьих дверях живописный рельеф получит классическую форму выражения. И в статуе Матфея лицу недостает «характера», чем она намного уступает могучим образам Донателло.
Лоренцо приступил к исполнению заказа, начав с тех дверей, которые находятся против здания, занимаемого попечительством баптистерия. Эта несколько вялая статуя наглядно демонстрирует, насколько трудно было Гиберти порвать с «мягким стилем», даже после того, как он отдал дань новому направлению. Умный, живой и рассудительный, он был необычайно восприимчив к самым различным веяниям своего времени, стремясь их сплавить воедино в совсем особом «гибертиевском» стиле. Но, конечно, с художественной точки зрения это менее интересно.
Донато и Филиппе решили, что заказ должен быть поручен именно ему. фонами и пейзажными панорамами. Не в силах он уйти от действительности». Сроку исполнения работы — один год. 1378—1455) — итальянский скульптор, ювелир историк искусства. Кроме десяти сложнейших многофигурных композиций, выполненных с ювелирной тщательностью, они включают небольшие статуи пророков и портретные головы (в их числе автопортрет Гиберти), расположенные по сторонам от рельефов. Есть предание, что этот образ он делал с юного Леонардо да Винчи.
И что особенно интересно — вся эта ордерная система вытянута по вертикали. В бронзе исполнены и практически все остальные его произведения. Может быть, впервые, а может, даже редкий единственный раз искусство и религия вытеснили отсюда вот этот рыночный элемент и весь нижний этаж отдали под церковь.
Скульптор и ученый пересказал историю античного искусства по Плинию. Может быть, он какие-то доспехи такие носил пятнистые. Лоренцо перенял отцовское мастерство так хорошо, что стал работать значительно лучше его. В 1401 году он выигрывает Конкурс на создание Северных ворот Баптистерия, организованный Калимала. духа». Жил во Флоренции.
Южные врата выполнял Андреа Пизано: жизнь Иоанна Крестителя, аллегория Добродетели и т. д. За это время Лоренцо не переставал заниматься рисунками и рельефами на воске, на гипсе и на другом материале ибо знал очень хорошо, что этого рода мелкие рельефы являются рисунками скульпторов и что без такого рисунка ни один из них не будет в силах добиться совершенства в какой-либо вещи. Правда, Донателло дает ему в руки меч, которым он, видимо, отсек голову Голиафу. Когда Гиберти работал над рельефами вторых дверей баптистерия, во Флоренции процветала «интернациональная готика» и новое ренессансное искусство только делало первые шаги.
Он делает тоже такие живописно-пластические композиции. К 1415 году большая часть рельефов была отлита, зато их отделка растянулась на девять лет (I4I5-I424)- Фигуры и фон выполнялись отдельно и уже затем соединялись. Вероятно, вот таким образом они прозваны «Райскими». Увеличить масштаб самих фигур – меньше их уместится.
28 небольших рельефов заключены в обрамления готической формы. Может быть, это мое личное мнение. Десять больших квадратных рельефов, в которых иногда объединяются несколько эпизодов. Матфея (1419–23), Св.
Из представленных на конкурс семи работ на сюжет Жертвоприношение Авраама жюри выделило две работы исполненные Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески (1377–1446). Вот таким образом можно сказать, что он действительно во многом основоположник.
Это более мощный памятник, решенный даже более, может быть, грубовато. Петр покидает судно идущее ко дну и Христос его поддерживает. Резкий качественный сдвиг в сторону ренессансных художественных принципов обнаруживается в главном произведении Гиберти – в третьих дверях баптистерия (1425 – 1452), которые он сам рассматривал как деяние, обеспечившее ему бессмертие в веках. В его мастерской висел мешок, куда он складывал деньги и туда мог руку запустить любой. Здесь немножко другая история. Тут он идет по стопам сиенского живописца Бартоло ди Фреди (фрески в Сан Джиминьяно) и пизанца Пьеро ди Пуччио (фрески в Кампосанто). Но даже несмотря на то, что отливали эту статую другие, видно, как она решена. Гибертиевская статуя Иоанна Крестителя воспринимается как исторический анахронизм, особенно когда вспоминаешь, что ко времени ее создания «Филипп» Нанни и «Марк» Донателло были уже завершены.
совершенством сложных многофигурных композиций с великолепными архит. Он хотел остаться самим собой, но хотел и «не отстать от века». Дальний план оформлен в виде пейзажа и двух архитектурных комплексов. Рядом Христос на кресте, у подножия которого Богоматерь со св.
Таким методом пользовались ещё в античном искусстве. Это первые робкие шаги Гиберти по усвоению античного наследия. Рассказ начинается с «Благовещения» и завершается «Сошествием св. Стефана (1425–1428) для церкви Орсанмикеле, надгробие Леонардо Дати в церкви Санта Мария Новелла (1423–1427), украшенный рельефами реликварий св.
Здесь он начинает учиться и очень быстро выделяется среди мастеров, среди учеников. Первый раз в жизни колдует Гиберти над такими большими рельефами. Если уменьшить масштаб – создается впечатление муравейника. Начинается рассказ с «Сотворения неба, светил и человека» и завершается «Встречей царицы Савской с Соломоном»367. Те выполнили их просьбу и взамен им были подарены эти колонны, которые могли предугадывать предательство.
Этот рельеф изобилует различными телодвижениями у апостолов, спасающих лодку, а вера св. Иоанном Евангелистом. В письме он убеждал сына вернуться во Флоренцию и принять участие в конкурсе. Вдвух нижних рядах их заполняют одиночные фигуры пророков и сивилл. По мнению Гиберти, кулисы, призванные создать впечатление глубины, определяли те отношения, благодаря которым «истории» (то есть совокупность фигур и объектов) становились соразмерными человеческому глазу («colla ragione die locchio gli misura)366. Хотя ценили его больше как скульптора.
И эта диагональ как бы выводит из статики фигуру коня. вратами в рай. Есть простор и сразу же хочется усилить впечатление этого простора. А вот Ветхий Завет на восточных вратах и Новый Завет на северных вратах делал Гиберти. Разнообразие композиционных решений, тонкое чувство ритма, прирождённое дарование декоратора отличают рельефы Гиберти от работ А. Пизано.
Азы своей профессии Лоренцо начал приобретать в мастерской Бартолуччо. Сначала идет Преображение на горе Фавор. Над Молением о чаше в последнем ряду— Крестный путь Христа к месту казни. Было предложено работать в паре, однако Брунеллески отказался и с тех пор вообще прекратил заниматься скульптурой. Изначально здание было выстроено из песчаника.
Во Флоренцию съехалось много художников из других мест. Для усиления пространственного впечатления он повышает рельеф фигур переднего плана, постепенно смягчая их контуры по мере удаления в глубину. Работы по изготовлению дверей длились почти 25 лет.
У него есть несколько планов в рельефе. Вероятно, вот таким образом они прозваны «Райскими». Около 1447 мастер завершил Commentarii (Записки), где изложил историю античного искусства (по Плинию Старшему и другим древним авторам), а также собрал сведения по оптике, перспективе и художественному ремеслу из средневековых трактатов.
Это очень интересно, как одни и те же сюжеты решали разные мастера. Зиновия в соборе (1430-е годы все – во Флоренции), а также два рельефа крещальной купели баптистерия сиенского собора (1417–1429).
В музее будут представлены отреставрированные шедевры и реконструкция фасада собора. Скульптурное решение «Райских дверей» отмечено гармонич. Экспозиция продолжается на первом этаже: здесь можно увидеть «Пьету с Никодимом» Микеланджело и «Кающуюся Марию Магдалину» Донателло — работу с мощной энергетикой, которая одновременно выражает нежность и набожность персонажа через его взгляд и сложенные в молитве руки.
Это «Крещение Христа», где присутствует и ангел, написанный Леонардо да Винчи – это тоже задокументировано и все исследователи об этом говорят. райские (Они так прекрасны, что достойны стать дверями рая, – сказал о них Микеланджело).
В выполненных им северных дверях баптистерия (1403–1424) Гиберти композиционно повторяет работу Пизано. Т. е. Такое свободное обращение с перспективой хорошо вяжется с «журчащим» рассказом Гиберти изобилующим вставными эпизодами. музей Барджелло, Флоренция) для конкурса на оформление вторых (северных) дверей флорентийского баптистерия, разделив победу с Ф. Брунеллески. «Давид» лаконичнее, «Давид» интереснее и психологически и в духовном плане.
И, конечно, вот эта пластическая свобода тут тоже присутствует. Какое-то время он живет в Сиене, потом возвращается снова во Флоренцию. И большей частью они были живописцами. С большим трудом и с большим неудовольствием он был отпущен. По-видимому, последними были скомпонованы такие сцены, как «Предательство Иуды», «Шествие на Голгофу», «Бичевание Христа», «Сошествие св. дверей А. Пизано (1330–36): орнаментальные тяги разбивают поверхность дверей на 28 квадратов, в которые вписаны обрамляющие рельефы квадрифолии.
Заканчиваем разговор о скульптуре мы на человеке, который был и скульптором и живописцем. Рельефы посвящены сюжетам Ветхого завета. «Райские двери» («Porta del Paradiso») они обязаны восторженной оценке Микеланджело. Некоторые возводят это прозвище к фамилии его матери – Гаттелли. Он не в силах уйти от действительности.
Ученик своего отчима — золотых дел мастера. Первая из статуй — типичный образец интернациональной готики, захватившей в орбиту своего мощного воздействия и Флоренцию, о чем, в частности, свидетельствуют также работы Лоренцо Монако после 1404 года (ср. Миссия нового музея. Муж многоопытный, он сумел учесть те сдвиги, которые произошли не по его инициативе во флорентийском искусстве второго-третьего десятилетия XV века. Это «Уверение святого Фомы», когда Христос показывает раны своему ученику Фоме и говорит «Вложи свои персты в мои раны». Они должны быть самыми роскошными, самыми неотразимыми». После долгих обсуждений новый более экономичный в использовании бронзы метод и более лиричный стиль приносят Лоренцо победу и он начинает трудится над второй парой бронзовых дверей (первой в его карьере, но до этого в Баптистерии уже стояли двери исполненные Андреа Пизано).
Однако, в отличие от Донателло, Гиберти никогда не порывал с прошлым, с традициями «мягкого стиля». Здесь он выражает то, что только он мог выразить.
ИоаннаКрестителя (1413–14), Св. У Лоренцо и у остальных они были закопчены и отданы на суд цеха купцов. Во-первых, мы видим, что он вносит перспективу. Тоже юный, но абсолютно другая характеристика, другой образ, другое видение. В 1401-1402 годах Гиберти исполнил бронзовый рельеф «Жертвоприношение Авраама» (Национальный музей Барджелло, Флоренция) для конкурса на оформление вторых (северных) дверей флорентийского баптистерия, разделив победу с Ф. Брунеллески.
На другой половине в этом же ряду—въезд на ослята в Иерусалим. Когда они были осмотрены консулами и многими другими гражданами, мнения разделились. Делом всей жизни и главным произведением Гиберти стали бронзовые двери— северные (1403—1424) и восточные (1425—1452)— для этого баптистерия. В этой системе все было построено на учете размера и пропорциональных соотношений. Судей набралось 34 человека и все они были очень опытными в своем искусстве мастерами. 1429 г. ).
Зазор между небом и землей становится все меньше. Духа, где поза и положение тех, на кого он нисходит, сделаны с необыкновенной мягкостью. Но все равно у каждого художника есть свои вершины и есть свои проходные работы.
Тающие дали, воздушность игра светотени напоминают эффекты живописи (живописный рельеф). Умер Гиберти во Флоренции 1 декабря 1455. В двух нижних регистрах представлены восседающие евангелисты и четыре отца церкви (Августин, Иероним, Григорий Великий и Амвросий). Мы говорили о «Давиде» Донателло и вот другой Давид – Давид Верроккьо. Это очень важное замечание, так как, как я уже говорила, вместе с Брунеллески Донателло ездил на раскопки в Рим. Иногда кажется, что он уходит в нарочитую брутальность, грубоватость, но иногда он делает и очень изящные вещи, как, например, вот это знаменитое «Благовещение».
Он поручил нам одну комнату и мы расписали её с величайшим прилежанием. В нём разделили победу молодые мастера Филиппо Брунеллески и Лоренцо Гиберти: судьи никак не могли выбрать, кто из них более талантлив и достоин работы над вратами. И по сей день, по обычаю, 21 марта сюда приносят всех детей, родившихся в предыдущие 12 месяцев. В позах апостолов Лоренцо показал, как поражают взор смертных дела небесные. Затем мы наблюдаем нарастание черт «интернациональной готики», сказывающееся, как и у Лоренцо Монако, в ярко выраженном тяготении к криволинейным изогнутым линиям, нейтрализующим объем фигур («Двенадцатилетний Христос во храме», «Преображение», «Распятие» и др. ).
И опять же признать учителю высоту ученика – это дорогого стоит. В «Давиде» он явно идет даже на спор какой-то, какое-то соперничество со своим предшественником Донателло. С ним озверелая толпа солдат, которые дикими жестами заставляют его идти через силу.
Первую часть Гиберти посвятил античности. Он более всего ценил изящество тонко отделанной формы, плавный бег линий, гармонию тщательно взвешанной композиции. В следующем году вышел победителем в конкурсе на вторые (северные) двери (первые, южные, были исполнены Андреа Пизано еще в 14 в. ), представив на суд комиссии бронзовый рельеф Жертвоприношение Авраама (Национальный музей, Флоренция). Северные двери были задуманы городскими властями в эпохальный 1401 год (год, с которого ведется отсчет эпохи Возрождения).
Существовало поверье, что эти колонны могли предугадывать предательство. Но вот это нагромождение складок, эта какая-то неясность положений Мне кажется, здесь он гораздо менее интересен, чем даже в своем «Давиде». Практически история искусства как наука рождена Лоренцо Гиберти. Первый рельеф («Иоанн Креститель перед Иродом») начат был около 1420 года и завершен к 1427-му, ко второму рельефу («Крещение»), законченному к этому же сроку, мастер приступил несколько позднее — около 1424 года.
В 1400 году во Флоренцию пришла чума. Об этом конкурсе Бартолуччо сообщил Лоренцо, работавшему в Пезаро.
Вот таким образом он часто тормозил с заказами, все время прибавляя и прибавляя себе гонорар. Первый по порядку изображает Благовещение. 1290–1349) и основной их темой были Жизнь Иоанна Крестителя и аллегории Добродетелей.
Главный рельеф с множеством фигур построен по всем правилам перспективы. Гиберти, Лоренцо (ок. Вот, например, в рельефе сиенского баптистерия известна композиция «Пир Ирода». Эти фоны разработаны в очень низком, тончайшим образом нюансированном рельефе (так называемом relievo schiacciatto) в них использованы незадолго до того открытые Брунеллески приемы линейной перспективы. Большинство голов пророков было выполнено уже после 1415 года.
Он – скульптор, который пропускает все через себя. Но видно, что внутри он сопереживает ей. И решена она тоже очень интересно, оригинально.
Но в основе их лежит уже новая ордерная система, элементы которой выполнены allantica. Для нас, по-русски, это звучит нормально, а для итальянцев это звучит несколько странно. Конечно, самым знаменитым произведением Донателло является его бронзовый «Давид». Однако перспективу он понимает более свободно, более «эмпирически», учитывая меняющуюся точку зрения зрителя.
Конечно, самым знаменитым произведением Андреа Верроккьо является его «Давид». И вот это юное тело, еще не оформившееся до конца, еще у него нет каких-то таких мускулов, которые даже будут Сразу вспоминаешь «Давида» Микеланджело, тоже юного, но вполне в такой спортивной, что называется, форме. А некоторые объясняют это тактикой, умением заманивать противника, как кошка.
Эта же фаза в развитии гибертиевского живописного рельефа представлена Касса (рака) деи Санти Прото, Джачинто э Немезио из флорентийской церкви Санта Мария дельи Анджели (1426-1428 теперь хранится в Барджелло). Заключительные сцены христологического цикла помещаются в самом верхнем регистре. Так или иначе, но заказ на изготовление дверей отдали Гиберти. В 1400 отправился в Пезаро, где писал фрески при дворе правителя, но быстро вернулся во Флоренцию, узнав про объявленный конкурс на создание бронзовых дверей для баптистерия флорентийского собора (1401).
Совсем по-другому решен рельеф с изображением «Крещения». Один из величайших мастеров рельефа. Сцены следует «читать» слева направо в пределах каждого регистра и затем переходить к вышележащему регистру. Даже вот эта золотая разделка придает живописность пластике.
Вторая – наиболее интересная. Новые рельефы Лоренцо включают более сложные композиции из архитектуры и фигур. Наиболее прославленным произведением Гиберти являются вторые, восточные, двери баптистерия, обращенные к входу в храм известные как Райские врата (1425–1452). Ранняя группа рельефов («Благовещение», «Поклонение волхвов», «Крещение», «Моление о чаше»), возникшая около 1404-1407 годов, во многом примьжает к стилю конкурсного рельефа. И когда учитель пришел и увидел, он сказал: «Мне делать нечего, ты превзошел меня».
Особенно хороши фигуры евангелистов и отцов церкви, данные в более низком рельефе. Это Гиберти. И в своем завещании уже 1488 года он называет изготовление конной статуи только начатым. Лоренцо строит и строит архитектуру в своих рельефах.
Семи ведущим художникам было предложено сделать панели на одну и ту же тему – житие Христа и евангелистов. Гораздо более мощным рельефом дано обрамление портала. Для достижения эффекта глубины Гиберти придавал огромное значение изображенным в перспективе архитектурным кулисам (он называет их casa-menti). Т. е.
С необычайной изобретательностью объединяет Гиберти в одном рельефе различные эпизоды (всего он изобразил тридцать семь эпизодов). Но вряд ли можно о нем сказать, что у него под конец жизни иссякла творческая энергия. Заказчики отдали предпочтение работе Гиберти (см. Донателло, Микеланджело, Лука делла Роббиа: великие мастера флорентийской скульптуры.
это действительно только самое начало работы. В тот период Баптистерий становится Кафедральным собором Флоренции. исследования и реставрация, накопление документальных знаний и т. д. Восьмиугольник выбран неслучайно: каждая грань символизирует день творения, а восьмая – крещение, «рождение заново». Мы можем сравнить даже трех Давидов, так как, говоря о «Давиде» Донателло и «Давиде» Верроккьо, мы, конечно, не можем не забегать вперед, вспомнив – разговор этот будет впереди – о «Давиде» Микеланджело.
Родился в Пелаго близ Флоренции ок. Обрамление дверного портала украшено орнаментальным рельефом из плодов, листьев и цветов. Скульптурное решение «Райских дверей» отмечено гармоническим совершенством сложных многофигурных композиций с великолепными архитектурными фонами и пейзажными панорамами.
Как ученый Гиберти оставался дилетантом, хотя никогда бы с этим не согласился. Настал момент, когда нужно было представить работы на конкурс. Лоренцо стал отливать один за другим сюжетные рельефы и, отделав их, вставлял на места. Темой сюжета было назначено принесение в жертву Авраамом сына его Исаака. Вот эта работа, хотя ее часто цитируют как работу крупного мастера, она все-таки очень проигрывает перед «Давидом». Дело в том, что юный Леонардо был учеником Верроккьо.
Наверное, так оно и было. В богатый фигурный и растительный декор створок включен и автопортрет Гиберти. Среди них копошатся различные птицы и белочки. Но по сравнению с Донателло он более холоден, более отстранен.
Их общая вера в то, что красота является синонимом их понимания античного искусства, затрудняет понимание того, появились ли эти идеи, отраженные в трактате Альберти О живописи, раньше, чем они были воплощены в трех панелях вторых дверей (Исаак, Иосиф и Соломон), которые являются наглядным примеров этих идей. Ренессансные качества третьих дверей сказываются уже в их архитектонике: вместо того чтобы, как это велось издавна, расположить на дверных створках множество мелких рельефов в готических квадрифолиях, Гиберти укрупнил рельефы и поместил их в прямоугольных обрамлениях. Хотел сохранить лицо ювелира, более всего ценившего изящество и добротность работы и добивавшегося особой мелодичности в композиционных построениях и певучести линий, но хотел и «подражать природе, насколько это было в его силах». Может быть, это не самая лучшая работа Верроккьо.
Среди судей был Джованни ди Биччи де Медичи. Самой значительной работой Гиберти стали третьи (восточные) двери баптистерия во Флоренции (1424-1452 годы) своим названием «Райские двери» («Porta del Paradiso») они обязаны восторженной оценке Микеланджело. Им же был оказан могущественный почин к тому, что у Козимо Медичи пробудилось желание привезти во Флоренцию те древности, которые находились и до сих пор находятся в доме Медичи и которые все были реставрированы рукой Донато». Работа над ракой совпала с годами работы над рельефами третьих дверей.
Рядом, продолжая работу, Лоренцо изобразил крушение ладьи апостолов: св. Заключал он трактат автобиографией. На нее потом будут ориентироваться и другие скульпторы.
Еще более интересная работа, тоже одна из ранних, 1408 года, — это «Давид». Лоренцо пробыл вне родного города не очень долго. духа». Великолепная экспозиция позволяет показать в наилучшем виде уникальные произведения искусства, многие из которых по изначальной задумке авторов должны были составлять единый ансамбль судьба их сложилась по-разному, но теперь, после трёхлетней реставрации, они обрели окончательное предназначение и надлежащий контекст. Давид действительно по Священному Писанию, по Библии, как мы читаем, был юным.
Те же данные в высоком рельефе фигуры, тот же поставленный под углом подиум. С трех сторон баптистерия располагаются ворота. Самой значит. Последний отказался от дальнейшей работы и заказ был передан Г. Созданные им северной двери (1403-1424 годы) полностью повторяют композицию южных дверей А. Пизано (1330-1336 годы): орнаментальные тяги разбивают поверхность дверей на 28 квадратов, в которые вписаны обрамляющие рельефы квадрифолии. Но больше всего, конечно, мы это видим у Донателло.
Он, кстати, долгую жизнь прожил, когда он умер, ему было около 80 лет, что, конечно, для того времени довольно значительный срок жизни. Здесь как раз налицо разные характеристики, очень разные. Оба автора показали себя новаторами в скульптуре: большое внимание они уделили изображению обнаженного тела, передаче движения использовали мотивы античной классики. В Средневековье, конечно, реализмом называлось созерцание небесного, т. е. Мы видим в архитектуре несколько планов.
Главная особенность его дарования – лирическая красота образов – раскрылась здесь во всей своей силе. Во-первых, другой материал. Следующий ряд начинается над Крещением.
Десять больших квадратных рельефов, в которых иногда объединяются несколько эпизодов. Тяжесть тела покоится на левой ноге, правая слегка отставлена. Тонкие стройные пилястры невольно вызывают в памяти готические тяги, там, где возможно, Гиберти вводит крестовые нервюр-ные своды («Встреча царицы Савской с Соломоном»). В нем счастливо объединились основные черты флорентийского характера. И здесь, конечно, тоже Гиберти отметился.
Тысячами нитей связанный с родным городом, Гиберти редко его покидал (кратковременные поездки в Пезаро, Венецию, Сиену, Пизу, два посещения Рима в 1416 (. ) г. и ок. Усвоил у Бартоло навыки ювелирного дела обучился также и живописи (однако ни ювелирные, ни живописные его произведения до нас не дошли). Все вместе – либо «пятнистая кошка», либо «медоточивая кошка», что могло относиться к его характеру. На другой половине—Воскресение из мертвых.
Свою основную установку Гиберти четко сформулировал в «Commentarii»: «Я задумал в них соблюдать все размеры и пытался подражать природе, насколько это было в моих силах, а также всеми очертаниями, которые я мог из нее почерпнуть, а также отличной и богатой композицией многочисленных фигур»369. Это алтарь Кавальканти в церкви Санта-Кроче – Святого Креста. Рядом—Тайная вечеря, прекрасно скомпонованная и исполненная.
Их заказчиками были богатые цехи Калимала и Камбио. И он чувствует скульптуру не просто как изображение некой абстракции, а он как бы вживается в каждого своего героя, он видит человека. Документ, относящийся к этому времени, говорит о том, что он сделал только модель в глине. Он, конечно, не мог не знать памятник Донателло, но он своего героя решает абсолютно по-другому. Впоследствии Микеланджело сказал об этих дверях: «Они так прекрасны, что достойны стать вратами рая».
Интересно, что с тех пор он никогда не занимался скульптурой. Первоначальным великолепием засияют «Мария Магдалина» Донателло, «Райские Врата» и северные двери Баптистерия работы Лоренцо Гиберти, а древний средневековый фасад собора, который начали оформлять по проекту Арнольфо ди Камбио в 1296 г. и разобрали в 1586 г., будет реконструирован в натуральную величину (это колоссальный макет, специально сооружённый в главном зале музея). Он, кстати, сам неплохо писал, был таким, я бы даже сказала, теоретиком искусства. Мы рассматриваем первые из них, а дальше их будет много. Свита волхвов, следующая за ними, лошади и все остальные переданы с большим искусством.
И одна из них, тоже, конечно, значительная работа – это конная статуя Бартоломео Коллеони. Те же изящные фигуры, те же мелодичные, плавные складки. Глубина изображённого на этом «рельефе-картине» пространства никоим образом не зависит от их присутствия. Ему даже больше иногда отдают внимания исследователи.
И тоже видно свободное отношение скульптора с материалом и с формой. Ученик своего отчима— золотых дел мастера.