Сохранились сведения о том, что ювелирные гирлянды, которые он делал для украшения женских головных уборов, были в большой моде благодаря этому Томазо получил прозвище «гирляндщик» (ghirlandaio), перешедшее к его сыновьям и внукам.
На первой истории правой стены изображено, как Иоаким изгоняется из храма на лице его выражено терпение, на других же лицах – презрение и ненависть, питавшиеся иудеями к тем, кто приходил в храм, будучи бездетным. – фрески во флорентинской церкви Санта Мариа Новелла (с учениками) и "Венчание Богоматери" в Нарни 1487 г. – "Поклонение волхвов" (тондо), теперь в Уффици (с учениками) 1488 г. – "Поклонение волхвов" в Воспитательном доме во Флоренции 1491 г. – "Посещение Марией Елизаветы" – теперь в Лувре, 1492 г. – "Христос со святыми" в пинакотеке г. Вольтерры (последняя живописная работа, выполненная с учениками). Всё окружающее блаженного Иеронима представляет картину полнейшего домашнего затишья, выполненную в манере тогдашних нидерландских художников и, наконец, «Тайная Вечерь» в трапезной церкви Оньисанте, отличающаяся индивидуальностью всех персонажей.
Им не менее, в числе этих картин встречаются весьма замечательные, как, например, «Поклонение волхвов» в церкви флорентийского воспитательного дома (agli Innocenti). Стефана, совсем живых, св. Девы» находится в Лувре. Об этом свидетельствуют сохранившиеся контракты на росписи фасада капеллы в Бадия а Сеттимо (не сохранились) и на создание алтарной картины в монастыре Палько в Прато. Две Мадонны его работы находятся в флорентийской Академии.
– фрески ("Житие св. Михаилом, закованным в прекраснейшие латы, а также и другими святыми.
Зиновием, епископом Флоренции, архангелом Рафаилом и св. Приписанный таким образом к ювелирному делу, но не испытывая к нему никакой склонности, Доменико не переставал заниматься рисованием. Парализованная кормилица в центре картины и слепой мальчик, припадающий к ногам усопшей исцеляются от болезней.
Гирландайо закончил там работу в первой половине 1482 года, написав две фрески: «Воскресение Иисуса Христа» (не сохранилась) и «Призвание апостолов Петра и Андрея» (сохранилась), в которую включил портреты наиболее значительных представителей Флоренции, служивших в Риме. Помимо братьев Давида и Бенедетто, в мастерской Гирландайо трудились: Себастьян Майнарди, Бальдино Бальдинеми, Якопо дель Индако и Франческо Гранначчи. Франциска и создал алтарную картину «Рождество Христово». И действительно, Доменико заслуживает величайшей похвалы в любом отношении и главным образом за живость лиц, которые, будучи написаны с натуры, представляют для потомков живейшие образы многих знаменитых лиц (13).
Биографии Микельанджело и Граначчи см. 1457) стали художниками. Георгия, убивающего змия.
«По случаю переноса монахами хора на другое место, пишет биограф, фреска эта, так же как и фреска Сандро Боттичелли, была перевязана железными полосами и перенесена без повреждений на середину церкви в те самые дни, когда жизнеописания эти печатались во второй раз». После того, как в 1462 году умерла мать Доменико, Антония, его отец в 1466 году женился второй раз на некой Антонии ди Филиппо ди Франческо дель Пуццола, которая в том же году родила ему сына Джованни Баттиста (тоже стал художником), а в 1475 году дочь Алессандру, ставшую впоследствии в своём первом браке женой Себастьяно Майнарди, живописца из Сан-Джиминьяно, который работал в мастерской Гирландайо во втором браке Алессандра вышла замуж за ювелира Антонио Сальви. В каждый цикл входит по семь картин художника. И он действительно отлично знал способы стенной живописи и владел ими с большой легкостью, будучи тем не менее очень вылощенным в своих композициях (8). Вместе с ним в Рим приехал Сандро Боттичелли. Живописцу Себастьяно Майнарди (умер в 1513 г. ) принадлежат многочисленные "Мадонны" в Сан Джиминьяно, Неаполе, Флоренции, Пизе, Париже, Лондоне, Лилле, Кельне, Нью-Йорке, портреты в Берлине и Нью-Йорке. Он написал также во дворце Синьории, в той зале, где находятся чудесные часы Лоренцо делла Вольпайя, много фигур флорентинских святых с великолепнейшими архитектурными украшениями (14).
Доменико возвратился в родной город в зените славы и был буквально завален заказами. Последняя станковая работа Гирландайо— «Христос во славе с донатором» (1492—1493, Вольтерра, Пинакотека), предназначенная для храма Сан-Джусто в Вольтерре, была создана по рисунку Доменико его помощниками по мастерской. Когда же их измерили, после того как он их нарисовал, все оказалось абсолютно правильным, словно он предварительно их измерил». Не сохранилось документов, сообщающих, кто обучал его тонкостям живописи. Вазари в биографии мастера упоминает лишь о том, что в ней «некоторые головы женщин исключительно прекрасны и изящны».
Закончить ее он не успел. Судя по всему, Доменико Гирландайо большую часть своей жизни провёл во Флоренции в доме на Виа дель Арьенто, рядом с известной старинной остерией и винной лавкой «Челло ди Чардо», выезжая в другие города только для исполнения художественных проектов. Надпись на римском саркофаге, который будет использован в качестве люльки для новорожденного, является пророческой цитатой из Иосифа Флавия: «Саркофаг, в котором будет лежать мой прах, породит Бога». Доменико написал там на стене четыре истории: две из жития св. Помимо этого, он изобразил св. Доменико был первенцем среди пяти детей ювелира Томмазо Бигорди, все сыновья которого: Доменико (род. Когда работа была окончена и оказалось, что Торнабуони не может уплатить обещанных добавочных дукатов (хотя росписи понравились ему чрезвычайно, в чем он сам признался художнику), Гирландайо с легкостью от них отказался, сказав, что «ему дороги не деньги, а сознание того, что он удовлетворил заказчика».
Тондо (живописные произведения или рельефы имеющие круглую форму) были популярны в Италии в середине XV столетия. Гирландайо же весьма искусно выстроил задний план, что сделало тондо похожим на окно. Вазари сообщает, что после его кончины Доменико унаследовал ювелирную лавку (этот факт подтверждается записью в реестре усопших братства Святого Павла), но далее работать в ней не стал, поскольку с детства увлёкся живописью. Капелла эта почиталась произведением прекраснейшим, величественным, стройным и нарядным за живость красок, за мастерство и чистоту их наложения на стену и за то, что почти ничего не переписывалось посуху, не говоря уже о выдумке и композиции.
Родители Девы Марии стоят обнявшись на лестнице Нимбы над головой отмечают их фигуры. И вот Доменико приступил к работе и без единой передышки закончил ее в четыре года. в ч. III "Жизнеописаний". Таковы позы и жесты ее персонажей. Согласно Вазари, учителем Гирландайо был художник и мозаичист Алессо Бальдовинетти, но самые ранние работы художника, созданные им до 1470 года, больше обнаруживают влияние Андрее дель Кастаньо.
Лаврентия и св. Петра-мученика, только что не говорят. Христофором в нью-йоркском Метрополитен-музее 1473-1475 гг.
В 1473 году имя «Доменико из Флоренции» впервые упоминается в документах города Сан-Джиминьяно, куда он прибыл для работ в местной церкви Колледжата.
Художник зарисовывал их всегда «на глаз», не проводя предварительных измерений. Появление их в картине, вероятно, было граничит с пожеланием заказчиков. Все в целом он дополнил алтарным образом Рождества Христова, написанным на доске темперой и восхищающим любого знатока (5). Даров, – они должны быть довольны. В церкви Инноченти он написал темперой на дереве волхвов, весьма одобренных (7). В 1490 году вместе с братом Давидом Доменико украшал мозаикой со сценой «Благовещения» люнет храма Санта-Мария-дель-Фьоре (в 1491 году они создали мозаики в капелле Святого Зиновия во Флорентийском соборе в 1492 году Доменико реставрировал мозаику Чимабуэ в Пизанском соборе, а в 1493 году Давид украсил мозаикой апсиду собора в Пистойе). Помимо точности в рисунке, современников Гирландайо поражало его умение писать фрески. После поцелуя Иоакима у Золотых Ворот по велению Господа Анна забеременела.
Дерево, темпера, 167167 см. Но аббат, будучи невеждой, другого ответа не дал. Франциск получает стигматы, а на последней истории – как он умирает и как братия его оплакивает, причем один брат целует ему руки и это выражено так, что лучше в живописи изобразить невозможно, а кроме того, есть там отпевающий его епископ в облачении, с очками на носу и только потому, что его не слышишь, понимаешь, что он написан. Фому, обретающего пояс и фреска получилась прекрасной.
На своде капеллы мастер изобразил четырех сивилл. Картину художника отличает и удивительный пейзаж, раскинувшийся на заднем плане, призванный олицетворять «весь Божий мир». На третьей истории, что над первой изображено Рождество св. В 1480 году Доменико Гирландайо женился на Констанце, дочери Бартоломео Нуччи, родившей ему четверых детей: в 1481 году Бартоломео, который стал астрономом и философом и будучи монахом конвента Ангелов (Санта-Мария-дельи-Анджели) получил чин приора в 1522 году (умер в 1543) в 1483 году— Ридольфо, единственного из девяти детей Гирландайо, который пошёл по стопам отца и стал живописцем в 1484 году Антонию и год спустя ещё одну дочь— Франческу. Фреска написана для главного алтаря приютской церкви. Гармоничность цветовой гаммы, в которой она выполнена, достойна восхищения.
Приехав в Рим, Гирландайо провел много времени за изучением античных памятников. От 31 мая 1481 года сохранился документ о выплате денег Доменико и Давиду Гирландайо монахами конвента св. «Мадонна» в сиянии с четырьмя святыми, в Берлинском музее.
О «Святом Иерониме» Вазари сообщает: «Во-первых, любопытно, что эту фреску Гирландайо создавал, соревнуясь со «Святым Августином» Боттичелли, написанным для той же церкви. Петра-мученика, а также св. Волхвы ничем не выделяются среди других персонажей. Из учеников его остались Давид и Бенедетто Гирландайо, Бастьяно Майнарди из Сан Джиминьяно, а также Микельанджело Буонарроти, флорентинец, Франческо Граначчо, Никколо Чеко, Якопо дель Тедеско, Якопо дель Индако, Бальдино Бальдинелли и другие мастера, все флорентинцы (19).
Сперва, он познакомился с Франческа Торнабуони, «почтенным и богатым купцом», жившим в Риме, по чьему заказу он расписывал стены капеллы в церкви Санта-Мария сопра Минерва, где покоилась супруга Франческо, умершая в родах (фрески эти не сохранились). Работы там велись до конца 1485 года. Эта «лаборатория» живописи, в которой велись бесконечные споры о цвете, динамике и ритме изображения, сыграла важную роль в формировании стиля Доменико. Как правило, пространство тондо было неглубоким и не предполагало наличия заднего плана. «Все они очень выразительны и выглядят как живые» отмечал Вазари.
19) Ученики Гирландайо: братья Давид (1452-1525) и Бенедетто (1458-1497). После обучения ювелирному делу продолжил образование у Алессио Бальдовинетти. Он расписал также арку над дверями в церкви Санта Мариа Уги и небольшой табернакль для цеха льнопрядильщиков а также в той же церкви Оньисанти – весьма прекрасного св. Франциска. Картину художника дописывали младшие братья художника – Давид и Бенедетто. Поклонение пастухов, 1485. О жизни мастера известно немного.
Вазари сообщает: «Доменико заболел такой злой горячкой, что зараза эта в пять дней лишила его жизни». Иногда идентифицируется с Бальдини, работавшим в Риме в 1513 г. Доменико Гирландайо собирался также стать золотых дел мастером, но рано обнаружил в себе замечательные способности живописца. «Посещение св. бригада), куда со временем вошли подраставшие братья Доменико и его зять Себастьяно Майнарди, составлявшие ближний круг впоследствии, время от времени и в зависимости от надобности, подключались другие художники, среди которых есть имена Бартоломео ди Джованни, Никколо Чьеко, Якопо делльИндако, Якопо дель Тедеско, Бальдино Бальдинелли, Поджо Поджини среди самых знаменитых в работе «боттеги» принимали участие юный Микеланджело Буонарроти, а также Джулиано Буджардини и Франческо Граначчи. Как раз в это время случилось так, что в Санта Мариа Новелла, монастыре братьев-проповедников, главная капелла, расписанная когда-то Андреа Органьей (11) во многих местах пострадала от воды из-за плохой крыши над сводом. Все работы отличает высокое мастерство исполнения.
К концу 1470-х годов известность Доменико Гирландайо уже достигла Рима и в 1481 году он был приглашен туда для работы над росписями Сикстинской капеллы, где исполнил фреску «Призвание апостолов Андрея и Петра». Очень ему докучали домашние заботы и потому он возложил все художественные обязательства на своего брата Давида, говоря ему: Предоставь работу мне, а ты хлопочи ибо теперь, когда я начал понимать толк в этом искусстве, мне жалко, что я не получал заказа расписать историями сплошь все стены, опоясывающие город Флоренцию, – обнаруживая этим непреклоннейшую волю и решительность в каждом своем действии. После того, как супруга Гирландайо скончалась во время родов, он вновь женился (1488) на Антонии, дочери сера Паоло Паоли, вдове из Сан-Джиминьяно, подарившей ему ещё пятерых детей, трёх дочерей и двух сыновей, один из которых в 1507 году стал монахом в монастыре Санта-Мария-дельи-Анджели под именем Микеланджело. Как самостоятельный жанр, портрет сложился в именно в период Ренессанса.
Кроме этого Гирландайо занимался мозаикой. Вазари приводит такую историю его создания: «Для братьев во Христе он (Гирландайо) написал образ для главного алтаря с несколькими коленопреклоненными святыми, а именно святым Юстином, епископом Вольтерры, давшим название этой церкви, святым Зиновием, епископом Флоренции, архангелом Рафаилом и архангелом Михаилом, закованным в прекраснейшие латы Но еще прекраснее остальных фигур – Богоматерь с Младенцем на руках и четырьмя ангелочками кругом. Там Доменико работал с братьями и помощниками из своей мастерской. Технические приемы в стенописных работах Гирландайо обличают небывалое совершенство. Лаврентия и св.
Павла). Доминика и св. Он мастерски компонует многофигурные сцены, уделяя основное внимание тщательному изображению именитых флорентийских деятелей, а не персонажей библейских событий. Членов семьи Торнабуони Гирландайо изображал часто. В его творчестве просматриваются признаки развившейся впоследствии жанровой живописи. В эти годы стала складываться мастерская Гирландайо или как её именуют «боттега» (букв.
Викентия и св. Франциска.
Скончался он в 1493 году. 1451) и Бенедетто (род. На другой стене он изобразил, как св. Важность его в картине подчеркнута цветностью. Петра-мученика, только что не говорят.
В изображении пастухов в (первый из них имеет портретное сходство с Гриландайо) художник использует живописные приемы, характерные для Алтаря Портинари Гуго ван дер Гуса. На этой фреске он воспроизвел с натуры мост Санта Тринита вместе с палаццо Спини, причем на первой стене он показал, как св. Гирландайо усовершенствовал передачу воздушной перспективы. Вместе с Доменико работали также младшие братья и зять художника.
Гирландайо хорошо знал семейство Торнабуони. В числе подобных работ Гирландайо известны «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» и «Поклонение волхвов». Его отцом был ювелир Томмазо Бигорди, прозванный Гирландайо якобы за то, что «он был первым, кто придумал и начал производить украшения, называемые гирляндами, которые носили на голове флорентинские девушки». Но воспользоваться ими мастер не успел, т. к через несколько дней скончался.
Работы в капелле Веспуччи относят к 1472 году. Написал он там также, как св. Капелла, которую художнику предстояло расписать, некогда уже была украшена фресками. Из этих работ сохранилось только «Призвание к апостольству св. Две другие доски он расписал в аббатстве Сан Джусто ордена камальдульцев, что за Вольтеррой (17) доски эти, поистине прекрасные, заказал ему великолепный Лоренцо деи Медичи ибо это аббатство было тогда на попечении Джованни, кардинала деи Медичи, его сына, будущего папы Льва. Дерево, темпера, 285243 см. Работы Доменико над боковой дверью собора Санта Мариа дель Фьоре, что выходит к сервитам, – прекраснейшее мозаичное Благовещение, лучше которого не увидишь и у новых мастеров мозаики (18).
Франциск появляется в воздухе и воскрешает мальчика и как женщины, присутствующие при этом чуде испытывают смертельную скорбь при виде его похорон и радость и удивление – при виде его воскрешения. Никколо Чеко и Якопо дель Тедеско – фигуры неясные, документальных сведений о них нет. Рисуя же на глаз Колизей, он изобразил у его подножия стоящую фигуру, по размерам которой он определял размеры всего сооружения и, когда мастера после его смерти их проверили, они оказались абсолютно правильными (15). Современный Гирландайо зритель практически во всех «историях» мог увидеть своих известных современников. Иоанна Крестителя и две из жизни Богоматери, кои по заслугам получили тогда большое одобрение (10).
Будущий художник родился в 1449 году во Флоренции. Мнение Вазари подтверждает сын Алессо Бальдовинетти, Франческо, написавший некоторое время спустя в мемуарах о своём отце: «тот Гирландайо, что стал великим мастером, был его учеником». Иоанна, где подмечена следующая прекраснейшая подробность – в то время как св. Иоанна Крестителя (12). Его он писал вместе со своими учениками. Вазари пишет, что учителем Доменико был Алессо Бальдовинетти. Фины – прекраснейшее произведение. Стефана, совсем живых, св.
Викентия и св. Доменико Гирландайо был одним из первых, кто стал писать портреты окружающих людей. Юстином, епископом Вольтерры, давшим название этой церкви, св.
На этом магистрат и порешил и герб остался там, где мы его и поныне видим. Вазари в своём «Жизнеописании Доменико Гирландайо» сообщает, что его отец был золотых дел мастером, придумавшим гирлянды: «Томмазо был первым, выдумавшим и пустившим в оборот украшения, которые носят на голове флорентийские девушки и которые называют гирляндами, за что и получил имя Гирландайо». Вазари отмечал: «Говорят, что когда он (Гирландайо) рисовал древности Рима: арки, термы, колонны, цирки, обелиски амфитеатры и акведуки, он был настолько уверенным в своем рисунке, что изображал их на глаз, без линейки, циркуля или обмеров.
Ни в коленопреклонении святой Елизаветы, ни в образе Девы Марии нет ничего поспешного. В том же 1490 году Гирландайо расписал дверцы органа в Пизанском соборе. Кроме того, он считается основателем школы, создавшей Микеланджело Буонаротти. – фреска ("Мадонна со святыми" и "Крещение") в церкви Сант Андреа в Броцци близ Флоренции 1475 г. - фрески ("Житие св. Он был отдан отцом в обучение ювелирному делу, в котором тот был мастером более чем толковым, выполнившим в свое время большую часть серебряных приношений, хранившихся ранее в шкафу обители Аннунциаты, а также серебряные светильники тамошней капеллы, погибшие во время осады города в 1529 году. Его учителем был А. Бальдовинетти.
Последнюю работу отличает и необычность композиционного построения. Франциска") и алтарный образ ("Поклонение волхвов") в капелле Сассетти флорентиской церкви Санта Тринита 1486-1490 гг. флорентиской церкви Оньисанти того же времени – снятая фреска со св. Для стиля Гирландайо характерны пластичность и точные контуры. он вступил в братство св. Во Флоренции, в церкви Оньисанти, он, соревнуясь с Сандро Боттичелли, написал фреской св.
Фины") в приходской церкви г. Сан Джиминьяно (с братом Давидом и учеником Майнарди) в том же году работы в библиотеке Сикста IV в Риме (вместе с братом Давидом) 1480 г. – фрески в Оньисанти во Флоренции ("Св. Там же его же работы картина с изображением св. Томмазо был первым, выдумавшим и пустившим в оборот украшения, которые носят на голове флорентинские девушки и которые называют гирляндами, за что он и получил имя Гирландайо, причем не только за то, что был первым их изобретателем, но и за то, что сделал их бесчисленное множество и редкой красоты, так что нравились, по-видимому, только те, что выходили из его мастерской (2). Над росписями флорентийской церкви Оньиссанти Гирландайо работал в два приема. Формы всегда прекрасно переданы, особенно природа схвачена с поразительной правдой. На фреске лик святой Анны исполнен надежды. Произведение справедливо считается вершиной творчества Гирландайо.
Вазари упоминает еще двоих учеников: Никколо Чеко и Якопо дель Тедеско. На другой стене, там, где истории из жития св. Она умерла в возрасте пятнадцати лет после продолжительной болезни и в момент кончины у ее постели выросли цветы. Что касается композиции картины в целом, то ее отличают соразмерность и стройность.
5 октября 1482 года он получил первый официальный заказ от флорентийского правительства (это было особо почётно): украшение фресками Зала лилий в Палаццо Веккьо. Именно Возрождение, положившее в основу художественного творчества такое понятие, как «мимесис», заставила мастеров обратиться к натурным штудиям, наблюдению за природой и человеком изучению законов перспективы.
Искусство портрета также было «миметическим» ибо его отличала важная черта – сходство изображенного с изображаемым. Выделяется фреска изображающая смерть св. В 1470-72 годах он исполнил здесь «Мадонну и Пьету», а в 1480-м — «Святого Иеронима» и «Тайную вечерю». По своим живописным достоинствам среди них выделяется фреска «Рождество Богоматери». Томмазо был первым, выдумавшим и пустившим в оборот украшения, которые носят на голове флорентинские девушки и которые называют гирляндами, за что он и получил имя Гирландайо, причем не только за то, что был первым их изобретателем, но и за то, что сделал их бесчисленное множество и редкой красоты, так что нравились, по-видимому, только те, что выходили из его мастерской. Работа была создана Доменико Гирландайо для флорентийской церкви Честелло.
Оспедале Инноченти, Флоренция. Одна из картин, помеченная 1485 годом, «Поклонение пастырей» с языческим саркофагом, заменяющим ясли. Доменико говаривал, что живопись – это рисунок, а что настоящая живопись – это мозаика. Согласно Вазари, первыми работами Гирландайо были росписи капеллы Веспуччи в церкви Оньисанти (частично сохранились) и фрески с житием святого Павлина Ноланского (разрушены), после которых он «завоевал себе величайшую славу и приобрёл известность».
Только тогда опомнился аббат и с этого часа постарался обращаться с ними, как с достойными людьми, какими они и были (16). Но, небольшая картина художника «Портрет Джованны Торнабуони» выделяется спокойным совершенством и изяществом даже среди них.
Роха и св. Дата смерти отца Доменико Гирландайо неизвестна. В Лукке, в церкви Сан Мартино, он написал на дереве святых Петра и Павла. О личной жизни художника известно мало.
Среди наиболее известных «Поклонение волхвов» (1486, Оспедале дельи Инноченти, Флоренция картина выполнена совместно с Бартоломео ди Джованни), тондо «Рождество» (1487, Уффици, Флоренция), «Портрет Джованны Торнабуони» (1488, Собрание Тиссена-Борнемисса, Мадрид). Словом, нечто скорее достойное философа, поражающего своим глубокомыслием, чем живописца. Эта доска, лучше которой темперой написать было бы невозможно, была помещена тогда за воротами Пинти, в церкви названных братьев, но так как церковь позднее была разрушена, о чем будет сказано в другом месте, то доска ныне находится в церкви Сан Джованнино, у ворот Сан Пьер Гаттолини, там, где ныне монастырь того же ордена (6).
Он указывает, что при нем «Святой Иероним» уже находился не на том месте, на котором он был первоначально написан. Капелла Сассетти, Санта Тринита, Флоренция. К раннему творчеству Гирландайо относятся фрески, выполненные им в Риме. Поклонение волхвов, 1488. В мастерской Гирландайо учился Микеланджело. Доменико Гирландайо (1449, Флоренция – 1494, Флоренция), полное имя Доменико ди Томмазо Бигорди, наряду со своим современником Сандро Боттичелли является выдающимся мастером фрески эпохи Ренессанса во Флоренции. 1449), Давид (род. Прекраснейшие головы как у молодых, так и у старых отличаются там разнообразием лиц и выражений и в особенности в лице Богоматери проявляется та благородная красота и грация, какие только доступны искусству при изображении матери сына Божьего.
По возвращении Гирландайо во Флоренцию, Франческо написал своему родственнику, флорентийцу Джованни Торнабуони, о том, «как хорошо Доменико обслужил его своей работой и как он угодил папе своими росписями». По обе же стороны алтарного образа он написал фреской на стене обрамленные портреты: с одной стороны – коленопреклоненного Франческо Сассетти, а с другой – мадонны Неры, его жены, а также портреты их детей (поместив их, однако, в верхней истории, там, где воскресает мальчик), с несколькими молодыми красавицами из того же семейства имен которых я не мог определить, в модных одеждах того времени и все это доставляет зрителю немалое удовольствие. «Христос во славе» – последнее станковое произведение Гирландайо. Донато за роспись трапезной, однако фрески не сохранились.
В основном, это информация, представленная в «Жизнеописаниях» Джорджо Вазари. Вазари в этой фреске отметил «окно, находящееся в перспективно построенном помещении, освещающее спальню и вызывающее обман зрения у всякого, кто на него смотрит». «Достиг изрядного мастерства в подражании натуре» — была высшая похвала в устах авторов того времени, говоривших о живописцах. Поодаль от них стоят Мария Иаковлева (мать апостола Иакова) и Саломия (одна из жен — мироносиц). В том же 1472 году художник вступил в Братство Св. Иероним", "Тайная вечеря") 1481 г. – фрески в Сикстинской капелле в Риме 1482 г. – работы во дворце Синьории во Флоренции (с братьями) 1483-1485 гг.