Но Томас Гейнсборо продолжает писать портреты, особенно женские. Описание картины подводит к мысли, что пейзажистом, как он и хотел, художник стал.
Одна из самых известных – Телега с урожаем (Бирмингем, галерея Института изящных искусств Барбера). Детство будущий художник провел в месте, которое сейчас называется Домом Гейнсборо. Известно, что художник был замкнут и не очень любил общаться.
Портрет Сары Сиддонс считается портретным шедевром Гейнсборо. он пишет лошадей, пасущихся коров, пробегающих или дерущихся собак. Томас Гейнсборо родился в 1727 году в Суффолке. В ряде случаев Гейнсборо исполнял заказы тех же лиц, что и Рейнольдс. Став модным художником, Томас Гейнсборо переезжает в Бат к своим сестрам.
Он стремился передать тончайшие нюансы душевного состояния персонажей их утонченность идеальность («Портрет дамы в голубом», «Голубой мальчик», 1770-е). Начинал своё творчество как пейзажист. Картина Утренняя прогулка создана художником в 1785 году. Это позволяет иметь не очень большой, но стабильный заработок. Так написан «Голубой мальчик», где художник, с одной стороны, развивает традиции аристократического портрета, заложенные еще Ван Дейком, а с другой – вкладывает в него нечто интимное, музыкальное, оригинальное. Ранний период творчества мастера прошел в небольших городках Садбери (родине художника) и Ипсвиче, где его заказчиками были главным образом окрестные помещики.
Колорит картины «Дама в голубом» построен на голубоватых, жемчужно-серых благородных тонах. Гейнсборо был неутомимым рисовальщиком. На редкость необычным был творческий метод Гейнсборо.
В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество. Молодой художник стремится к самостоятельности. 1770 «Утренняя прогулка», 1785) и пейзажи («Телега со жнецами», ок. Словом, через два года он уже в родном Сэдбер и зарабатывает свой хлеб насущный.
На тончайших модуляциях розовых, золотистых, серебристо-зеленоватых, оливковых тонов построен прелестный «Портрет графини Мери Хау» (ок. Великолепно написан сельский пейзаж, поле спелой пшеницы и зеленая долина в точном, острохарактерном парном «Портрете Эндрью с женой» (около 1749, Лондон, Национальная галерея). Свободная, чуть порывистая техника мастера придает портрету трепетное дыхание. Его отец Джон торговал сукном и изделиями из него. Мать звали Сюзанной.
И я считаю, что Гейнсборо смог передать нам жизнь английской деревни и образы простых людей и высшего общества.
В 1759 году Гейнсборо переехал в Бат, который был тогда модным курортом. Неоднократно он портретирует своего друга – актера Гаррика. Заказы текли к нему рекой.
Картина не была закончена, но тем не менее осталась очень знаковой в творчестве Гейнсборо. Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. Чтобы поправить здоровье он переезжает жить в пригород, хотя мастерская остаётся в городе. под влиянием А. ван Дейка и А. Ватто. Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника).
Уже в ранних работах Гейнсборо видно стремление сочетать скрупулезный реализм голландского пейзажа с легкостью и декоративностью стиля рококо. Ее тонкая шея будто не в силах вынести тяжесть прически и голова чуть-чуть склоняется, как экзотический цветок на тонком стебле. Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Таковы портреты знаменитой леди Гамильтон, которую он писал неоднократно, портрет кокетливо-изящной Харриет Грир (1781, Санкт-Петербург, Эрмитаж) в широкополой шляпе с белым пером. Справа от дороги стоят два осла. В 1740 году ему разрешили поехать в Лондон для учебы.
Кристи, зачинателя известных и поныне торгов, 1778, Малибу, Калифорния, Музей П. Гетти). Мир английской усадьбы и ее обитателей предстает в произведениях этого времени. Точно положенные, при близком рассмотрении они кажутся резкими в своей заостренности, тончайшие оттенки переливаются из одного в другой. С ранних лет у него проявляются способности к рисованию и в 1740 году отец отправляет тринадцатилетнего мальчика учиться в Лондон. В других портретах, написанных художником, как, например, «Герцогиня де Бофор», «Дама в голубом», «Утренняя прогулка» используется очень характерный колорит, где гармонически сочетаются серебристые, серые, оливковые, жемчужные тона. Мягкому и ясному душевному складу людей на его портретах по настроению родственны ранние пейзажи мастера, солнечные и свежие («Сад Гейнсборо», «Корнардский лес», 1748, Национальная галерея, Лондон). Затем он некоторое время был бургомистром. Чаще всего художник изображал своих моделей на фоне пейзажа в полный рост.
Она одета как в жизни, но при этом подчеркнут ее вкус интеллект, обаяние и красота. Но художник не следовал ему – был слишком индивидуален. Больше всего он интересовался пейзажами, делал зарисовки растений.
Они заняты делом или отдыхают, являясь органичной частью мира, в котором живут. Но они продавались плохо и художник перешел к портретной живописи, соединив портрет и пейзаж в «Портрете четы Эндрюс», чьи образы близки к образам произведений английской сентиментальной литературы.
Хотя его произведения непохожи на пейзажи голландских и французских мастеров, которые оказывали большое влияние на английскую живопись. Он родился в Седбери (графство Саффолк). В том произведении Гейнсборо соединил, казалось бы, несоединяемое. Он находит большое количество желающих заказать портрет среди местных дворян и духовенства. На поприще создания их портретов, Гейнсборо быстро добился успеха и популярности. Это позволяло ему, находясь на одинаковом расстоянии от модели и от холста, сохранить и перенести на полотно целостностное восприятие образа.
Кажется, само движение руки и кисти художника подчиняется этой звучащей в нем музыке. Уже в «Портрете Мери Грэм» (1775—1777, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) ярко высвеченная фигура молодой женщины в восхитительно написанном платье дана на фоне тревожного закатного неба и романтической, увитой плющом колонны. Умирая, он заботился о том, чтобы дочерям жилось хорошо после его смерти и продал свою картину «Дровосек», хоть жена и сказала, что она много лет прятала деньги «на чёрный день». Гейнсборо умер в воскресение 2 августа 1788 года. Чтобы добиться необычных световых эффектов, смастерил «волшебный фонарь» с цветными стеклами.
Признание и успех не снизили творческую активность художника. Гейнсборо всегда знакомился с произведениями живописи других иностранных художников, он всегда в них хорошо разбирался. Но Гейнсборо любил и писать с натуры, когда он выходил на природу он оживлялся и вспоминал красоту своих родных мест и писал под этим вдохновением. Особенно интересно то, что некоторые картины он писал по памяти.
Так, он работал на известного гравера и издателя гравюр Бойделла. Но ни Рокотов Ни Левинский не были пейзажистами и я думою не были знакомы.
Особой лирической проникновенностью и изяществом отличаются женские и юношеские портреты Гейнсборо (Голубой мальчик, около 1770, галерея Хантингтон, Сан-Марино, США Портрет дамы в голубом, конец 70-х гг., ГЭ), а также парные и семейные портреты, в которых художник раскрывает тонкую духовную близость людей (Дочери художника, около 1759 и Утренняя прогулка – портрет У. Хэллета с женой, 1785, Национальная галерея, Лондон). Ок. Он пишет любимые пейзажи и начинает практиковаться в портретах в стиле Ватто. Английский художник и график, крупнейший мастер национальной школы живописи. Глядя на них, мы почти слышим их неторопливый разговор, шуршание травы под ногами.
Процесс этот совпал с осмыслением первых археологических раскопок в античных городах Геркулануме, Стабии и Помпеях, завершившимся знаменитым трудом Винкельмана и последовавшей затем новой волной классицизма (неоклассицизм). Больше всего его привлекали сельские буколики.
Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. Вместе с другим художником – Ричардом Вильсоном – Гейнсборо стал родоначальником Британской пейзажной школы.
Светлый колорит облика выделяется на темном фоне играющем тенями. Также очень реалистичны рисунки и наброски животных. Его собака уже устала ждать хозяина и уснула рядом.
Картина не была закончена, но тем не менее осталась очень знаковой в творчестве Гейнсборо. Художник увлекался произведениями Уильяма Хогарта и даже копировал его стиль. Возможно, одним из его учителей был Г. Гравело. Больше всего его привлекали сельские буколики. Там он и поселился. Гейнсборо пишет и пейзажи. Каждая деталь здесь призвана подчеркнуть прогрессивный характер хозяйства в Обри.
На картине «Голубой мальчик» юный Джонтан Баттэл позирует художнику, одетый в голубой атласный костюм, держа в руках широкополую шляпу с перьями. Он продолжал писать пейзажи, к которым всегда испытывал особое пристрастие. Вот таким образом художник вынужден был вернуться в Седбери. Бартола, ок.
В своей живописи он часто обращается к теме пейзажей и окружающей природы. «Портрет Сары Сиддонс» подчеркивает ее обаяние и мечтательность. Столь широкий спектр источников говорит о художественной восприимчивости и открытости мастера, который умел разнородные эстетические идеи и впечатления переплавить в собственный неповторимый индивидуальный стиль.
Вот таким образом данная картина не отражает какого-либо определенного места его родного города. Но художник далек от декоративного понимания цвета. 1788, Бекингемский дворец, Лондон).
В 1752-м у художника уже две дочери, он по-прежнему небогат, даже влезает в долги. Полотна художника очаровывают своей поэтичностью и наполненностью светом, герои картин пленяют непосредственностью чувств и живостью характеров («Дочери художника», 1759). Жизнь и учение его в Лондоне почти неизвестны. Его не интересует ни профессия, ни общественная роль изображаемого лица.
Колорит его работ становится все утонченнее, а исполнение виртуознее. Художественная фантазия Гейнсборо, кажется, не знает пределов, его руку направляет гениальная интуиция, которая лежит в основе таланта мастера, подчиняющегося не рациональному началу, но чувству. Уже в ранних своих работах Гейнсборо создает своеобразный тип портретной композиции. В последующие годы он продолжает создавать пейзажи, появляются даже две марины со спокойным и с бурным морем. Это был шаг кардинальный, свойственный пылкому сердцу художника.
Все основные заработки художник получал от написания портретов. Слева от дороги юноша копает гравий или песок. Картина повествует об одном из светских гуляний часто происходивших в этом парке. Рейнолдс, говоря о Гейнсборо, отмечал впечатление беспорядочного нагромождения мазков, которое производят его холсты вблизи, однако с определенного расстояния оно приобретает форму, «так что под этой видимостью случайности и неторопливой небрежности нельзя не признать сознательно рассчитанного эффекта, достигнутого упорным трудом».
Художник также практиковал в своем творчестве своеобразные жанровые сцены.
Однако у успеха была и оборотная сторона. Интересен факт, что Гейсборо был не только прекрасным пейзажистом, но и портретистом, писал картины на бытовой жанр. В своей живописи он часто обращается к теме пейзажей и окружающей природы. Этой «преданностью мечтам» и искренностью чувства его картины близки литературе английского сентиментализма последних десятилетий XVIII в. Изысканностью и виртуозной легкостью, создающей впечатление воздушности и мгновенности исполнения, отличается живописная техника в зрелых работах мастера. Отец Томаса торговал сукном и иногда ездил во Францию и Голландию.
Подходы Гейнсборо предвещают искания романтизма. Это тоже были своего рода композиции портрета и пейзажа, которые изобрел Томас Гейнсборо. Гейнсборо пишет и пейзажи. Тонкие натуры он находит и среди простых людей. Она повернулась слегка влево. Этим он и начинает заниматься.
Пожалуй, единственное яркое событие — его ссора с Академией художеств. Мистер и миссис Эндрью отдыхают после полудня, посвященного охоте. Картины раннего Гейнсборо несут отпечаток некоторой наивности и простосердечной искренности. К 32 годам у него «выстраивалась очередь» из желающих, чтобы он нарисовал их портрет.
Техника его легка и виртуозна. На плечи наброшен желтый шарф, в руках меховая муфта. Его последними словами были: «Все мы отправимся на небо и Ван Дейк с нами».
В этом месте, только выше по течению реки Стур, родился также и Констебл. Гейнсборо принадлежал к коренным жителям Содбери, род их можно проследить, чуть ли не за двести лет до рождения Тома. Так написал свой лучший пейзаж Томас Гейнсборо.
Описания этих выставок опубликовал его друг Хенри Бейт. К этому времени он — пользующийся признанием, преуспевающий художник. Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо. По-моему первые картины (те, что он написал в первые годы пребывания в Лондоне)Томаса отличаются от последующих простотой и тем, что он вставляет в пейзаж фигуры людей на близкий и средний план, это раньше встречалось только в бытовых сюжетах как, сбор зерна и другие, да и пейзаж на заднем плане был несколько смазан. В своем творчестве художник неизменно стремился показать, что человек и природа едины. И она знает это.
В большинстве своем они изображают самых разных людей на фоне восхитительного пейзажа. Вслед за Рейнольдсом и Гейнсборо выступает целая плеяда мастеров английского портрета. Его композиции — это, скорее, вариации на темы реальных природных мотивов. Все это придавало особую трепетность тончайшей живописной ткани его произведений. Даже среди выдающихся талантов, которыми был богат его век, Гейнсборо выделяется одаренностью своей натуры: гениальный художник, лиричный по своему складу и одновременно смелый в творческих поисках, музыкант-любитель, блестящий собеседник и мастер эпистолярного жанра.
Он продолжал строчить пейзажи, к которым постоянно испытывал особое пристрастие. И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе». А следующим был Рейсдал, но колорит Гейнсборо менее мрачен». Родился в семье торговца сукном. Отсюда удивительная психологическая тонкость и одухотворенность портретных образов Гейнсборо, который становится одним из самых признанных портретистов Англии, однако всеобщее восхищение вызывали и его пейзажи.
В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее. Но часто художник создавал пейзажи для собственного удовольствия. Он ошибся, прожил со своей подругой счастливую жизнь и вырастил любимых детей. Весь облик дамы утонченно-благородный. Многие из них, очевидно, задумывались как декоративные панно для деревянного резного украшения над камином (две такие картины были заказаны герцогом Бедфордом в 1755 году).
Теперь среди рисунков художника главное место занимают пейзажи и сцены деревенской жизни. Особенно это видно в произведении «Голубой мальчик», где окружающая природа, небо, вечерний пейзаж гармонируют с меланхоличным настроением молодого дворянина, его черной шляпой, непринужденной позой. С той же неподражаемой виртуозностью, почти эскизно написаны платье героини, перья на огромной шляпе и прыгающий у ее ног шпиц. Его фигура выделяется на фоне облачного неба и вечернего пейзажа.
Лучше всего у него получаются портреты. Одна из самых ранних подписных картин Гейнсборо датируется 1745 годом. Врачи говорили, что это наследственно. Основной заработок художнику приносила работа над портретами. С необычайным артистизмом написан «Портрет Анны Форд» (1760, Цинциннати, Художественный музей). Последними словами Томаса Гейнсборо были: «Все мы отправимся на небо и Ван Дейк с нами».
Тогда же умирает отец Томаса и рождается первая дочь. В девятнадцать лет Гейнсборо женится по страстной любви на Маргарет Барр (как предполагают, незаконнорожденной дочери герцога Бэдфорда), а в 1748 году возвращается в родной Сэдбери, где пишет для заработка портреты окрестных помещиков. Он выполнил портрет бультерьера Бампера на фоне пейзажа, а на обороте картины написал: «Замечательно умный пес». Они плохо покупались и художнику приходилось с этим считаться.
Пейзажи продавались плохо и Томас все больше концентрируется на портретах. Внутренняя музыкальность натуры мастера пронизывает его живописные творения, сообщая композициям ритмическую и тональную мелодичность, сложные колористические модуляции. В это же время он женился и у него родилось две дочери.
Отталкиваясь от реального мотива и разрабатывая его как музыкальную тему, Гейнсборо передает свое восприятие мира. В 1746 г. в Лондоне женился на Маргарет Бер, внебрачной дочери герцога де Бофор. Соприкасающиеся с волосами завитки страусовых перьев (более мелкие, чем волосы) пенятся, как вода прибоя, не разрывая общей формы длинного изогнутого пера.
Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. Он сам был способным музыкантом, профессионально владевшим виолой-да-гамба. В изображениях супругов Эндрюс (1748—1749, Лондон, Национальная галерея) и Ллойда Хинига с сестрой (1750-е, Кембридж, Музей Фитцуильям) несколько кукольные фигурки моделей смещены к краю композиции. В нем гармонично присутствуют лиловатые, жемчужно-серые и оливковые тона.
В то время как в современной ему живописи царил безраздельно так называемый «классический» пейзаж с его возвышенным стилем, строгим композиционным построением и неизбежными мифологическими сюжетами, молодой английский мастер смело обращается к своим непосредственным впечатлениям от окружающей природы, не заботясь об академических правилах и декоративных эффектах. Чаще всего художник писал портреты в жанре так называемой «разговорной картины» изображая обычно не более двух персонажей. Прославленную актрису кроме него писали такие известные портретисты Англии, как Рейнольдс, Хопнер и Лоуренс. Очень многое зависело от личных взаимоотношений Гейнсборо с изображаемым человеком. Он предпочитал пейзажи. Гармония цвета на его картинах прекрасно сочеталась со своеобразным ритмом произведений, который критики даже называли «музыкальным».
В Лондоне он устраивает себе новую мастерскую. Особое влияние на него произвело искусство таких художников, как Рубенс и Ван Дейк. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. Таковы созданные им обаятельные, наивно-непосредственные и поэтичные образы деревенских детей в окружении сельской природы -- «Собиратели хвороста» (1787, Нью-Йорк, Метрополитен-музей).
Ранние пейзажи и портреты Гейнсборо отмечены чуткостью и непосредственностью восприятия натуры, несколько наивным поэтическим очарованием (Портрет Р. Эндрюса с женой, около 1749, Галерея Тейт, Лондон). Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо». Там он жил до 1749 года.
Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. Глубокая человечность присуща его изображениям крестьянских детей (Деревенские дети, 1787, Метрополитен-музей). Гуляющая по лесу пара возникает перед нами как образец супружеской гармонии и верности. Он шел за своей интуицией, за собственным чувством света и цвета.
Благодаря его таланту, он редко оставался без заказов, пусть даже ничтожных (это было до получения им большой известности). Он никогда не отказывался от интересных заказов типа востонавления какой-нибудь старой картины. Его красота не является академической или античной, но созданной им самим, учившимся в великой школе природы. Живописной манере Гейнсборо свойственна виртуозная лёгкость тонкая светотеневая игра, динамичность мелких текучих разноцветных мазков придают его картинам ощущение изменчивости и воздушности. Например «Музицирование» – это картина отображает и самого художника и его приятеле капитана Кларка. Это не только изобразительный и эмоциональный фон большинства его портретов. Парный портрет, отнесенный к правому краю полотна и пейзаж, открывающий широкую панораму, выступают здесь как почти равноправные части композиции. Гейнсборо считал себя по преимуществу пейзажистом.
Лучшими из них признаны «Водопой» и «Повозка, едущая на ярмарку». В других портретах, написанных художником, как, например, «Герцогиня де Бофор», «Дама в голубом», «Утренняя прогулка» используется очень характерный колорит, где гармонически сочетаются серебристые, серые, оливковые, жемчужные тона. Там его ожидало множество новых заказов, в основном от представителей английской знати.
Там же Гейнсборо познакомился с картинами А. Ван Дейка. А расплачивался он большей частью портретами. В те времена наиболее модным художественным направлением в Европе становился академизм. Лучшими из них признаны «Водопой» и «Повозка, едущая на ярмарку». Хорошенькая девушка пришла его проведать. Ее портреты писали и Рейндолдс и Лоуренс. У Дамы в голубом мечтательный взгляд, мягкая линия плеч.
Вскоре после этого вернулся в Садбери, в 1752 г. обосновался в Ипсвиче. Например, волнистые иногда пересекающие друг друга, но в основном параллельные синие, черные и серые штрихи даже позволяют ощутить под налетом пудры живое строение волос. Тогда же умирает отец Томаса и рождается первая дочь.
Это были заказы от местных торговцев и сквайров. музей) инструменталиста К. Ф. Эйбела (до 1777, Сан-Марино, Калифорния, Художественная галерея Хантингтон). Один из лучших пейзажей, «Возвращение с жатвы», написан под влиянием Рубенса, но он более лиричен и романтичен. По колориту это живописное произведение симфонично.
Гейнсборо Томас (Gainsborough) (1727-1788), английский художник и рисовальщик. Пейзажи продавались плохо и Томас все больше концентрируется на портретах. Это были заказы от местных торговцев и сквайров. Первую картину Томас написал в 1745 году – бультерьер на фоне пейзажа. В 1774 году Гейнсборо перебирается в Лондон, где избирается в Совет Академии. Один из его братьев, Хэмфри, был механиком и изобретателем.
Кроме того, Томас Гейнсборо успевал рисовать и пейзажи. Там его ожидало уймище новых заказов, в основном от представителей английской знати. Он даже не слишком-то выезжал за пределы мест, где провел детство и юность.
Одна из лучших работ этого периода — Портрет супругов Эндрюс. Примером таких произведений можно назвать «Портрет четы Эндрю». Ближе к переднему плану усталый путник плетётся с мешком за плечами, а понурый пес шагает за хозяином. Он сам обучал девочек рисунку и пейзажной живописи. Перед нами воплощение поэтического идеала, духовности, музыкальной гармонии.
Он изображает портретируемых на фоне пейзажа, прогуливающимися или отдыхающими. Известно, что художник был замкнут и не очень любил общаться.
Со временем в портретах художника усиливаются черты тонкой одухотворенности. Мазки положены быстро и решительно, художник как бы рисует красками. Ведь публика того времени была придирчива ко всему. Гармония цвета на его картинах прекрасно сочеталась со своеобразным ритмом произведений, который критики даже называли «музыкальным». Их бракосочетание произошло в Мейферской часовне.
В Бате завязалась его дружба, ценителя и знатока музыки, с композитором Абелем и многими музыкантами («Портрет Абеля», ок. Эти произведения отличаются нарядным колоритом. Значительное влияние на становление его собственной манеры оказала живопись А. Ватто и знакомство с голландским пейзажем 17 в., особенно Я. Вейнантсом и Я. Рейсдалом. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей., М., 1963 Waterhouse Е. К., Gainsborough,, 1966.
Но портреты, которые они пишут, совершенно различны по манере, технике, колориту. Иногда портретируемые персонажи просто изображаются в костюмах XVII века.
Он держит в руке большую шляпу с белым плюмажем. В нижнем левом углу картины дровосек увязывает кипу хвороста.
Начиная с 1761 года Томас Гейнсборо выставляется в лондонском Обществе художников. Он стоит на фоне вечернего пейзажа, выполненного в оливковых и коричневых тонах. Он был одним из основателей Королевской Академии живописи. Многие портреты батского периода находятся под сильным влиянием Ван Дейка. Лит. :, Т. Гейнсборо.
В 1745 году Томас Гейнсборо открывает в Лондоне собственную мастерскую. Портреты знаменитого фламандца оказали очень сильное влияние на его творчество. Он не творил на популярные античные сюжеты как многие художники и скульпторы того времени. «В ипсуичский период творчества заметнее всего влияние на Гейнсборо голландца Яна Винантса— оно больше, чем влияние Рёйсдала и проявляется в более обобщённой трактовке почвы, песчаных берегов, срубленных деревьев, широко написанной листвы.
До 1759 года он напишет их целых восемьдесят. Ю. Г. Этот художник выиграл «битву художников» с другим талантом своего времени – Джошуа Рейнолдсом, став ведущим британским портретистом второй половины восемнадцатого столетия. Особенно Гейнсборо удавались женские образы. Стремясь угодить весьма утонченным вкусам аристократической публики, вырабатывает парадный и элегантный «большой стиль», в значительной мере основанный на изучении произведений Ван Дейка, причем в образах Ван Дейка он прежде всего воспринимает их тонкую одухотворенность и интеллектуальность.
Не все портреты равны по своим художественным достоинствам, есть подлинные шедевры и работы явно неудачные. Голубой цвет роскошного атласного костюма доминирует в картине.
Его ранние портреты представляют собой небольшие композиции изображающие в пейзаже группы мирно прогуливающихся и отдыхающих провинциальных помещиков их жен и детей («Портрет Р. Эндрюса с женой», около 1749, Галерея Тейт, Лондон «Мистер Браун с женой», 1754/55). Не проучившись и пяти лет, Гейнсборо открывает собственную мастерскую. Его стиль приобрел большую свободу, мазок стал более фактурным. Он пишет любимые пейзажи и начинает практиковаться в портретах в стиле Ватто.
К числу непревзойденных парадных портретов этого мастера относятся портреты артистки Сиддонс (1784—85), миссис Грехем (ок. Портрет герцогини де Бофор кажется голубым (отсюда его второе название), так как светлые, сияющие краски с перламутровыми отблесками переливаются, как вода, отражающая облака. В 1777 году Гейнсборо после большого перерыва принимает участие в Академической выставке, где им был представлен «Водопой» — ответ художника на «Водопой» Рубенса. Но художник видел этот пейзаж именно в такой композиции и не иначе. Особенно это видно в произведении «Голубой мальчик», где окружающая природа, небо, вечерний пейзаж гармонируют с меланхоличным настроением молодого дворянина, его черной шляпой, непринужденной позой. Жизнь Гейнсборо в Лондоне протекала на редкость ровно и спокойно, без потрясений и срывов.
В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. В последние годы жизни художник рисует много простых пейзажей. Уже упоминаемая работа «Сэр Эндрю с женой» – своеобразная проба кисти в этой области. Техника живописи тоже обретает все большую своеобразность.
Уравновешенность и спокойствие сменяются мощным движением. Сам процесс работы Гейнсборо над картиной был захватывающим зрелищем. Описания этих экспозиций опубликовал его приятель Хенри Бейт. Именно это сделало настоящим мастером такого художника, как Томас Гейнсборо. Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Во время пребывания в Бате пишет много портретов и, видимо, без удовольствия и вот таким образом он переутомляется и заболевает (как известно усталость наступает раньше, если нет интереса к работе, удовольствия и удовлетворения от неё). Но в этот период он произвёл на свет несколько превосходных и очень разных по характеру портретов, хоть в письмах он и писал, как его достало писать портреты. Но это сотрудничество прошло под знаком соперничества Гейнсборо с Рейнольдсом. Здесь же, в Бате, Гейнсборо пробовал создавать офорты.
Томас Гейнсборо стал увлекаться творчеством ещё в детстве. Художник часто изображал своих дочерей, особенно в их детские и юношеские годы. В 1745 году Томас Гейнсборо открывает в Лондоне собственную мастерскую. Палитра Гейнсборо становится все более светлой и воздушной, приближаясь порой по по своему нежному звучанию к пастели. В Бате коренным образом изменилась и живописная манера мастера.
В 1750 году семья переезжает в Ипсуич. В последние годы охотно писал «воображаемые сцены». Технически художник очень вырос и его любимые пейзажи удаются ему с блеском. В 1746 году Гейнсборо женится на Маргарет Барр.
Тогда же был написан и портрет хозяина Бампера, некоего Генри Хилла. Чаще всего он располагает фигуру посередине холста. Одно из наиболее известных произведений, которое в это время написал Томас Гейнсборо, – «Портрет мальчика в голубом». Но в 1774 г. Гейнсборо снова переезжает в Лондон.
Пришлось художнику ночью дописывать уздечку. Но часто художник создавал пейзажи для собственного удовольствия. Он старается создать слияние портрета с окружающей средой.
В 1774 году Гейнсборо переселяется в Лондон. Один из лучших пейзажей — «Возвращение с жатвы». Гейнсборо же показывал естественную жизнь природы и жизнь человека в природе. В основном это идеализированные портреты крестьянских детей и крестьян («Девочка с поросятами», 1782, собрание Хауарда «Девочка, собирающая грибы», собрание Уорда) – мягкие, нежные, даже несколько сентиментальные, они напоминают образы Мурильо, одного из любимых художников Гейнсборо. Не случайно в лучших пейзажах важную роль играет неожиданно падающий солнечный свет.
Томас Гейнсборо – английский пейзажист и портретист восемнадцатого века. У неё изящный профиль. Пожалуй, самый-самый удачный из них – портрет младой супружеской пары, получивший наименование Утренняя прогулка (1785, Лондон, Национальная галерея). Искусство Гейнсборо складывалось под воздействием широкого круга живописцев.
У них рождается две дочери. Вот таким образом художник вынужден был вернуться в Седбери. В творчестве Гейнсборо пейзаж играл не менее важную роль, нежели портрет. Баттола, около 1770, Сан-Марино, США, галерея Хантингтон), в котором Гейнсборо с особой изысканностью развивает традицию аристократического портрета в рост, сложившегося еще в творчестве Ван Дейка. Умер 2 августа 1788 года от рака.
Портретное искусство давалось ему не менее хорошо. Напротив, на последние годы жизни приходится значительная часть лучших картин Гейнсборо. Помог ему француз-гравер Гюбер Гравело. В Лондоне Гейнсборо посещает академию св. Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. Он рисовал быстро, а его зрелые работы характеризуются светлой палитрой и легкими мазками.
И лишь на расстоянии этот хаос отливается в точные, совершенные формы, в художественный образ, полный изысканного благородства и трепетного ощущения жизни. В 1774 г. окончательно переезжает в Лондон, где король Георг III оказывает ему покровительство и явное предпочтение перед его соперником Джошуа Рейнолдсом. Однако талант мастера схватывать и верно передавать живое сходство и характер модели, его тонкий поэтический дар одухотворения образа ломают застывшие каноны парадного портретирования.
В это же время начал складываться новый стиль его портретной живописи, близкий к рококо. Именно Гравело познакомил молодого Гейнсборо с Хогартом — крупнейшим художником, чья «Девушка с креветками» поныне считается одной из вершин мирового noтретного искусства. Таковы его картины «Водопой» из собрания Уайтбреда, «Возвращение с жатвы» из музея в Бирмингеме, «Отправление на рынок» из Галловей колледжа и др.
Замкнутый и малообщительный, художник не выезжал за пределы родины. Этим, конечно, он не был обязан никакой школе. Пожалуй, самый удачный из них – портрет молодой супружеской пары, получивший название Утренняя прогулка (1785, Лондон, Национальная галерея). Там он и поселился.
Созданные им образы часто проникнуты меланхолией, в них начинают проявляться романтические настроения. Но постепенно художник выдвигает собственный идеал, создает особый тип портрета. Нужда не заглядывала к нему дом ибо его супруга (по некоторым данным, незаконная дочь герцога де Бофор) принесла ему в приданое небольшое состояние. Так уверенно и твердо начинал свой путь молодой человек, которому суждено было стать гордостью английской школы живописи одним из тончайших портретистов мира. Здесь Гейнсборо становится модным художником, к нему приходит успех и широкая известность. Дядя Томаса, – мистер Хэмфи Берроуз был настоятелем церкви Святого Петра и старшим учителем в школе, где учился и Томас. Учился он не слишком прилежно. Да конечно свободнее всего он мог творить, когда писал себя или своих близких.
1771) отличаются виртуозной легкостью и воздушностью живописи. Композиции портретов не отличаются разнообразием. Его интересовала не топография местности, а сущность природы, ее образ и сумма художественных впечатлений, полученных от нее.
Ровно постриженные живые изгороди из боярышника, «пятибалочные» (нового образца) ворота. В 1774 году Гейнсборо и его семья переезжают в Лондон. Как отмечает кропотливый исследователь творчества английского художника Е. А. Вблизи живописная поверхность кажется хаосом разноцветных штрихов и пятен. Родители назвали ее Мэри.
Оригинальное здание сохранилось и теперь там находится музей, посвященный творчеству живописцем. Шапиро пишет: «Герои его картин полны внутренней взволнованности и по настоящему поэтичны. Уже в 13 лет он уехал в Лондон и стал обеспечивать себя сам. Вскоре он обзавёлся собственной мастерской. английский художник, один из лучших портретистов и пейзажистов XVIII в. Полные одухотворенности и лиризма портреты («Голубой мальчик», ок.
Заканчивая рассказ об искусстве Гейнсборо, нельзя не сказать о его пейзажах. Одна из самых известных – Телега с урожаем (Бирмингем, галерея Института изящных искусств Барбера). 1777), знаменитый портрет герцогини де Бофор (1780-е). Известно, что художник больше любил писать пейзажи, а не портреты.
Но с 1780 года его влияние усиливается. Пейзажные фоны были во многих его картинах, но чистых пейзажей относительно немного. Художник часто писал свои композиции с изображением людей на фоне английских пейзажей. Картины написанные в этот период это: «Три фигуры у дороги», Молодая пара в парке (предположительно автопортрет с женой).
Влияние Ван Дейка выразилось и в аристократической утонченности образов и в отдельных художественных приемах. Вместе с тем в ландшафтах Гейнсборо отчетливо ощущаются свободные и естественные ритмы жизни природы, которым подчинены земля и небо, фигуры людей и животных. Высокий напудренный парик завершает образ.
В основном это идеализированные портреты крестьянских детей и крестьян (Девочка с поросятами, 1782 Девочка, собирающая грибы) – мягкие, нежные, даже несколько сентиментальные, они напоминают образы Мурильо, одного из любимых художников Гейнсборо» (В. Е. В 1774 году Гейнсборо переехал в Лондон тогда же он был избран в Совет Академии, но нередко пренебрегал своими обязанностями. Художник часто писал свои композиции с изображением людей на фоне английских пейзажей. В 1750 году семья переезжает в Ипсуич. Многие композиции этого периода отмечены особой праздничной нарядностью, а порой приобретают даже налет театральности.
Таким образом Гейнсборо передает благородство своих моделей. Однако ясно одно: он преуспел в овладении мастерством. Гейнсборо участвовал в ежегодных выставках Общества художников, а в 1768 году стал членом-учредителем Королевской Академии искусств. Эта часовня была знаменита тем, что в ней сочетались против воли родителей. Начав с лепки мелких фигурок животных, в 10 лет уже писал пейзажи.
Воздушные, залитые светом, они рождают ощущение безмятежного и радостного бытия. В 1759 году Гейнсборо переехал в Бат, тот, что был тогда модным курортом. Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо. Работая над портретом старшей дочери Мери (1749-1826), Гейнсборо отказался от пейзажного фона, который эффектно гармонировал с его возвышенными образами.
Талантливая музыкантша изображена сидящей у столика, заваленного нотами, с английской гитарой на коленях. Позднее он испытал большое влияние пейзажной живописи Рубенса. не было необходимости оглядываться на пожелания клиента. А поскольку портреты лучше продавались, он изобрел новшество в этой области. А поскольку портреты лучше продавались, он изобрел новшество в этой области.
В 1960 г. она была приобретена Лондонской Национальной галереей. Охотничий костюм, кремневое ружьё, собака, расслабленная и непринужденная поза Роберта Эндрюса подчеркивают его социальный статус (нетитулованный мелкопоместный дворянин, довольно обеспеченный). Посмертно была организована выставка, в которой участвовал также племянник Томаса, Гейнсборо-Дюпон. Зрелый стиль художника сложился к 70-м гг. Большинство из них остались незаконченными. В последние годы Гейнсборо охотно писал воображаемые сцены. Он даже не слишком-то выезжал за пределы мест, где провел детство и юность. Голову венчает черная шляпа с перьями.
Но пейзажи были не столь популярны и не приносили особого дохода. Это была раковая опухоль. Если Рейнольде изображал Сару Сиддонс в виде музы трагедии, пышно одетую и восседающую на троне, то Гейнсборо представил знаменитую актрису в жизни, в элегантном костюме для прогулки, спокойно сидящую в кресле -- «Портрет актрисы Сары Сиддонс» (1784--1785, Лондон, Национальная галерея). Эта сила была его собственным достижением, результатом особой наблюдательности и вкуса. Движения кисти Гейнсборо были безошибочно точными и быстрыми. 1740 приехал в Лондон, где занимался в студиях различных художников, не получив в итоге систематического образования.
Английский художник, один из величайших мастеров XVIII века. В 1748 году художник рисует картину, получившую название «Лес Гейнсборо». Жил мальчик в столице у серебряных дел мастера. 1727, Садбери, Суффолк — 1788, Лондон.
Работая над портретами «для себя» художник в большей степени раскрывал свой талант, т. к. Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. Родители назвали ее Мэри.
В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее. И вдруг он увидел человека крайне недовольного. В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество. Выполняя требования строптивых заказчиков, художник не успевал работать для души.
Местами они углубляются или, наоборот, становятся светлее. В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. В 1740-х гг. Социальные характеристики отодвигаются на второй план. Там он жил до 1749 года. Томас был девятым ребенком в семье.
И приезжие думали, что так оно и есть и понимали правду только подойдя довольно близко. Сусленков). Хотя заказы на портреты не иссякали, он пишет и пейзажи, полные ностальгии по несуетному, тихому, наивно-трогательному и прекрасному миру («Водопой»). Особым лиризмом и изяществом отмечены женские и юношеские образы на портретах Гейнсборо («Голубой мальчик» – портрет Дж. Мастер писал жидкими красками и очень длинными (до шести футов) кистями. Реальность пейзажей Гейнсборо была своеобразной.
Эта картина похожа на по манере на Ватто, но гораздо совершенней. Примером таких произведений можно назвать «Портрет четы Эндрю». Так написан «Голубой мальчик», где художник, с одной стороны, развивает традиции аристократического портрета, заложенные еще Ван Дейком, а с другой – вкладывает в него нечто интимное, музыкальное, оригинальное. Их схожесть объясняется, по-моему, тем, что они все хотели достичь максимальной схожести оригиналов и пытались отстоять право названия их творчества национальной школой живописи, как остальные европейские.
Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. Картина насыщена персонажами, действиями и движением, но в то же время очень лаконична. Гейнсборо чувствовал себя более пейзажистом, чем портретистом. Уже в семнадцать лет он открывает собственную мастерскую. Они, будь то дочери, будь то герцогиня или куртизанка, удаются ему великолепно. Портрет четы Эндрюс может рассматриваться как своеобразный документ, фиксирующий факт заключения брака, а заодно и деловой сделки. Миссис Эндрюс сидит на изящной рокайльной скамейке. Печать оригинальности лежала на всем, что бы он ни сказал или сделал.
На лице легкий румянец, серьезно смотрят карие глаза. Творчество Гейнсборо – это путь романтика, пытающегося отыскать дверь в утерянный мир гармонии человека и природы («Утренняя прогулка», 1785). Среди лучших работ этого периода: эффектный портрет миссис Грехем возле колонны, на фоне далекого пейзажа (около 1777), «Портрет герцогини де Бофор» (между 1775 и 1780 годами), где динамичность образа подчеркивается легкой, подвижной техникой и, наконец, портрет знаменитой актрисы Сиддонс (1784).
Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо». 1770, Сан-Марино «Портрет дамы в голубом», 1770-е, Эрмитаж) двойные портреты – воплощение нежной дружбы («Утренняя прогулка» – портрет У. Хэллета с женой, 1785, Национальная галерея, Лондон «Портрет Элизы и Томаса Линли», 1768). Он известен также своей графикой. Джошуа Рейдолнз посвятил Гейнсборо речь. Он копировал их картины и пользовался их техникой в создании своих собственных полотен. Впоследствии к этим компонентам добавилось страстное увлечение пейзажами Рубенса. Многие из них, явно, задумывались как декоративные панно для деревянного резного украшения над камином (две такие картины были заказаны герцогом Бедфордом в 1755 году).
Рано проявившийся талант сформировался очень быстро. Сатиновый сюртук небрежно застёгнут на одну пуговицу, на ногах чёрные, до колена, бриджи. Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. Картины «Утренняя прогулка» или «Собиратели хвороста» отличаются мастерской композицией, близостью и любовью к природе, теплотой и простотой отношений между собой. 1777 «Портрет музыканта Фишера», ок. На одной из них изображены аристократы, на другой – обычные деревенские дети, но, несмотря на социальное положение, все они испытывают счастье от простых человеческих радостей, любят животных и готовы обнять целый мир.
По свету – контраст светлой фигуры портретируемой и темного фона. Поверх чепца надет популярный в то время соломенный бержер с подвёрнутыми полями. Своенравный и незавимый темперамент будущего живописца влек к деятельности «на свой страх и риск». Позже накопленные таким образом мотивы подсказывали композиционные решения полотен.
Уже упоминаемая работа «Сэр Эндрю с женой» – своеобразная проба кисти в этой области. В 1752-м у художника уже две дочери, он по-прежнему небогат, даже влезает в долги. Маэстрия, с которой написаны картины, поражала современников. Судьба Рокотова несколько схожи с судьбой Гейнсборо. Глубокие чувства объединяют сквайра Халлета и его жену в портрете, получившем название «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Ее портреты писали и Рейндольдс и Лоуренс. Художник работал жидкой краской и был мастером тончайших лессировок.
Большей частью они имели заграничных учителей или сами ехали за границу учиться. Хотя по профессии Гейнсборо был портретистом истинным его призванием было изображение английской природы. В излюбленной серебристо-голубоватой красочной гамме написан «Голубой мальчик» (портрет Дж. ПЕЙЗАЖ занимает особое место в творчестве мастера. В изображении же крестьянских детей ощущается знакомство мастера с творчеством Мурильо.
Изысканный подросток в голубом атласе, на котором играют блики, подчеркивающие блеск ткани изображен в полный рост. Приблизительно в это время начал писать портреты. В отличие от многих современников Гейнсборо не принадлежал к академическому направлению.
Но его пейзажи не очень хорошо продавались. В 1748 году художник рисует картину, получившую название «Лес Гейнсборо». Направо простирается далеко в глубину их обширное поместье.
Томас Гейнсборо родился в 1727 году в прелестном уголке Восточной Англии – Содбери. В значительной степени в пейзажах реализовался и дар Гейнсборо-анималиста. Смерть от тяжелой болезни 2 августа 1788 года прервала жизнь мастера в расцвете таланта.
Надо было зарабатывать на жизнь и Томасу приходилось всячески изощряться. Колорит: Колорит построен на сочетании голубых, серых, розовых и белых тонах, незаметно переходящих один в другой, не создает для зрителя резких контрастов.
Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника). И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе». Среди них выделяется виртуозный, но несколько холодный Джордж Ромни (1734--1802), который тяготел к классицизму, уделяя особое внимание пластике форм, чистоте и плавности линий, ясности контуров. Осанка подчеркивает величие актрисы.
Таким образом Гейнсборо передает благородство своих моделей. Серебряных дел мастер и торговец картинами Пантэн Бэтью рассказывал: «До переезда Гейнсборо в Бат в моей витрине перебывало множество его рисунков и он часто бывал радешенек получить семь восемь шиллингов от меня за те из них, что я продал». Великий английский художник писал картины до конца своей жизни. Но его пейзажи не очень хорошо продавались.