Боровиковский В. Особой проникновенностью отличаются портреты близких ему людей, прежде всего жены и дочерей, Марии и Маргариты, которых Гейнсборо писал на протяжении всей своей творческой жизни. Завоевав репутацию портретиста в Ипсвиче, Гейнсборо решает переехать в модный курорт Бат, где в то время жили две его сестры. Не смотря на то, что Гейнсборо прекрасный портретист, его истинное призвание – изображать английскую природу.
Одной из первых подписанных картин Гейнсборо является портрет бультерьера Бампена на фоне пейзажа. Гейнсборо написал два портрета Иоганна Кристиана Баха, сына Иоганна Себастьяна Баха. Создавая «Портрет герцогини де Бофор», Т Гейнсборо окрасил ее облик нежной романтической дымкой и светлой мечтательностью. «многие ученые, писавшие о Гейнсборо, превозносили этот портрет за его изысканность и аристократизм, по существу же, художник совершенно сознательно противопоставил обыкновенного мальчика аристократам Ван Дейка и Рубенса, придав ему значительность и силу характера», – отмечает Е. Некрасова. В декабре 1758 года Гейнсборо получил заказ на портреты графа Джерси и его сына лорда Вильерса.
Гейнсборобыл реалистом, остро чувствующим сложные, утонченные характеры портретируемых, которым соответствуют изысканно смягченные гармонии красок. Постоянное обращение художника к мотивам национального пейзажа, написанного с натуры, привело к обогащению портретных композиций пейзажным фоном. Гейнсборо часто обращался к парным портретам. Крупнейший представитель английской школы портретной живописи XVIII в. Дата крещения Томаса Гейнсборо — 14 мая 1727 года. Многие учёные, писавшие о Гейнсборо, превозносили этот портрет за его изысканность и аристократизм, по существу же, художник совершенно сознательно противопоставил обыкновенного мальчика аристократам Ван Дейка и Рубенса.
Около 1758 года Гейнсборо выполняет два портрета своего приятеля Уильяма Уоллестона. Достаточно назвать двух крупнейших портретистов — учредителей и членов Академии,, которые были в известном смысле антиподами: Джошуа Рейнольдса и Томаса Гейнсборо. Около 1749 года Гейнсборо создаёт произведение, в котором он впервые соединяет портрет и пейзаж — «портрет четы Эндрюс». В своих портретах Гейнсборо почти никогда не дает типических характеристик, свойственных портретам Рейнолдса.
В портрете миссис Робинсон и портрете миссис Шеридан 1783 года Гейнсборо возобновляет попытки объединить портрет с пейзажем. В 1785 году Гейнсборо по собственной инициативе пишет портрет драматической актрисы Сарры Сиддонс — своеобразный ответ Рейнольдсу, который написал Сиддонс в виде музы Трагедии.
Голову венчает черная шляпа с перьями. Колорит его работ становится все утонченнее, а исполнение виртуознее. Он старается создать слияние портрета с окружающей средой. Иногда даже художники писали руки с запасных моделей. Ландшафты достоверны в каждой своей детали, хотя мастер никогда не писал с натуры портрета определенной местности. он пишет лошадей, пасущихся коров, пробегающих или дерущихся собак.
В изображениях супругов Эндрюс (1748—1749, Лондон, Национальная галерея) и Ллойда Хинига с сестрой (1750-е, Кембридж, Музей Фитцуильям) несколько кукольные фигурки моделей смещены к краю композиции. Искусствоведы считают, что он создал особенный тип портрета: «Не утрачивая репрезентативности и парадности, его портреты кажутся более легкими изящными и утонченными». Направо простирается далеко в глубину их обширное поместье.
Не закончено великолепно написанное атласное платье миссис Эндрью – на коленях ее виден лишь едва намеченный абрис птицы. Мартина Гюбер Франсуа Гравело. Его отец Джон торговал сукном и изделиями из него. Весь облик дамы утонченно-благородный.
Один из его биографов писал: «Гейнсборо был прирожденным живописцем. ПЕЙЗАЖ занимает особое место в творчестве мастера. 1783, Кенвудхаус, Лондон). В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество. Подходы Гейнсборо предвещают искания романтизма. Гейнсборо женился за несколько лет до написания этой картины (в 1746 году) на некой Маргарет Барр, которая по слухам была внебрачной дочерью можетгерцога Бофора, а можетгерцога Бедфорда.
Как отмечает кропотливый исследователь творчества английского художника Е. А. Начав с лепки мелких фигурок животных, в 10 лет уже писал пейзажи. В его взгляде читается упорство, самоуважение и самодостаточность.
Однако ему ответили, что «его просьба расстроит всю экспозицию». Примером таких произведений можно назвать «Портрет четы Эндрю». В них легко узнаются окрестности родного художнику Суффолка. Парковый пейзаж так же лиричен, нежен и утончён, как и сама модель. Чаще всего художник писал портреты в жанре так называемой «разговорной картины» изображая обычно не более двух персонажей. Хорошенькая девушка пришла его проведать. Мать звали Сюзанной.
Портрет Сары Сиддонс считается портретным шедевром Гейнсборо. По колориту это живописное произведение симфонично.
Особым лиризмом и изяществом отмечены женские и юношеские образы на картинах Гейнсборо этого периода. Но портреты, которые они пишут, совершенно различны по манере, технике, колориту. Так написал свой лучший пейзаж Томас Гейнсборо. Светлый колорит облика выделяется на темном фоне играющем тенями.
Кое-кто считает, что лица семейства Эндрюс несут на себе отблеск личной жизни художника. Затем он изображал установленные таким образом пейзажи как настоящие картины природы. Реализм Рубенса, перед которым он преклонялся и французскую живописную легкость, стилистику рококо с его извилистыми прихотливыми линиями. Работая над портретами «для себя» художник в большей степени раскрывал свой талант, т. к. Описание картины подводит к мысли, что пейзажистом, как он и хотел, художник стал. В газете «Морнинг пост» была опубликована заметка, в которой рассказывалось о причинах разрыва: «Гейнсборо послал шесть портретов в рост в распоряжение джентльменов, назначенных для проведения развески, с одновременным извещением о том, что продолжает работать над другим холстом изображающим фигуры в рост трех старших принцесс и заканчивает этот холст в стиле, для которого невыгодна развеска выше пяти с половиной футов».
В 1796г. Все основные заработки художник получал от написания портретов. Приблизительно в это время начал писать портреты.
Его фигура выделяется на фоне облачного неба и вечернего пейзажа. музей) инструменталиста К. Ф. Эйбела (до 1777, Сан-Марино, Калифорния, Художественная галерея Хантингтон). Его не интересует ни профессия, ни общественная роль изображаемого лица. Искусствоведы считают, что он создал особенный тип портрета: «Не утрачивая репрезентативности и парадности, его портреты кажутся более легкими изящными и утонченными». Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. 1727, Садбери, Суффолк — 1788, Лондон.
Эти слова сказаны современником о Томасе Гейнсборо, английском живописце XVIII века. Портрет дочерей, 1759Томас Гейнсборо. Там он и поселился. Соединив различные направления, смешав работы старых мастеров с современными, живопись и скульптуру с фотографиями и видиофильмами, организаторы разделили собрание на четыре больших раздела: «Натюрморт, предмет, реальная жизнь», «Пейзаж и окружающая среда», «Историческая живопись», «Обнаженная натура, действие, тело».
Родители назвали ее Мэри. Больше всего его привлекали сельские буколики. Однако некоторыми исследователями эта гипотеза подвергается сомнению. Мартина (художественной школе). Ее портреты писали и Рейндольдс и Лоуренс.
В своей живописи он часто обращается к теме пейзажей и окружающей природы. Картина Утренняя прогулка создана художником в 1785 году. Мистер и миссис Эндрью отдыхают после полудня, посвященного охоте. Но с 1780 года его влияние усиливается.
К числу непревзойденных парадных портретов этого мастера относятся портреты артистки Сиддонс (1784—85), миссис Грехем (ок. Томас Гейнсборо. Вот рассказ некоего учителя рисования по фамилии Тейлор: «Гейнсборо иногда чудил.
Это имело простое объяснение: в коллекциях гостей курорта часто встречались работы Ван Дейка, выполненные в подобной манере. Таковы созданные им обаятельные, наивно-непосредственные и поэтичные образы деревенских детей в окружении сельской природы – «Собиратели хвороста» (1787, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Вот таким образом художник вынужден был вернуться в Седбери. Она повернулась слегка влево. Гейнсборо же показывал естественную жизнь природы и жизнь человека в природе. Со временем в портретах художника усиливаются черты тонкой одухотворенности. Помню, как мастер Хэймен, вернувшись с выставки, сказал: «Какую необыкновенную картину написал Гейнсборо – Голубого мальчика, не хуже самого Ван Дейка». В 1759 году, следуя настояниям друзей, художник переехал на модный курорт Бат, куда на воды собиралась лондонская знать. Костюм определяет роль человека в обществе.
Лучшими из них признаны «Водопой» и «Повозка, едущая на ярмарку». Однако некоторыми исследователями эта гипотеза подвергается сомнению. Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо. Великий английский художник писал картины до конца своей жизни. В отличие от многих современников Гейнсборо не принадлежал к академическому направлению.
Мазок художника приобрел уникальность, напоминая порывистые штрихи-росчерки. Особенности живописной манеры Гейнсборо ясно выступают в «Портрете герцогини де Бофор» (. ) или «Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Художник часто изображал своих дочерей, особенно в их детские и юношеские годы. Здесь, в школе именуемой Академией свято Мартина, шлифовал свое дарование юный Томас. Но недолго удержали его стены школы.
В последние годы жизни художник рисует много простых пейзажей. Первую картину Томас написал в 1745 году – бультерьер на фоне пейзажа. Ранний период творчества мастера прошел в небольших городках Садбери (родине художника) и Ипсвиче, где его заказчиками были главным образом окрестные помещики.
Лишь время от времени юноша посещал различные художественные мастерские. В газетах появилось множество отзывов о его работах. Н. Ионина считает, что такого эффекта художник достигает «посредством чисто живописного решения – красотой колорита и свободными легкими мазками, создающими впечатление живой и трепетной жизни». Но в 1774 г. Гейнсборо снова переезжает в Лондон.
Это были заказы от местных торговцев и сквайров. Первый шедевр – это «Портрет Мэри, дочери художника» (1777) кисти талантливого живописца Томаса Гейнсборо (1727-1788), одного из основателей британской школы портретной живописи.
«Покажи мне, как ты одет и я скажу, кто ты» – это летучее выражение как нельзя более применимо к костюму XVIII века. Слишком горячо.
Сеанс начинался в затененной комнате, когда холст был едва различим для взгляда. Уже упоминаемая работа «Сэр Эндрю с женой» – своеобразная проба кисти в этой области. Это позволяет иметь не очень большой, но стабильный заработок. Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. Причиной послужила все та же развеска картин.
Рейнолдс, говоря о Гейнсборо, отмечал впечатление беспорядочного нагромождения мазков, которое производят его холсты вблизи, однако с определенного расстояния оно приобретает форму, «так что под этой видимостью случайности и неторопливой небрежности нельзя не признать сознательно рассчитанного эффекта, достигнутого упорным трудом». Лучше всего у него получаются портреты. В 1960 г. она была приобретена Лондонской Национальной галереей. Охотничий костюм, кремневое ружьё, собака, расслабленная и непринужденная поза Роберта Эндрюса подчеркивают его социальный статус (нетитулованный мелкопоместный дворянин, довольно обеспеченный). Лучшей работой этого периода называют «Возвращение крестьян с рынка лесной дорогой» (ок.
Около 1770 года Гейнсборо пишет знаменитый портрет Джонатана Баттла известный как «Голубой мальчик». В портрете, как и в жизни, костюм – главный семантически нагруженный признак. Известно, что художник больше любил писать пейзажи, а не портреты. Основной заработок Томасу Гейнсборо приносила работа над портретами. Чаще всего он располагает фигуру посередине холста. Жил мальчик в столице у серебряных дел мастера.
Заслуживший у исследователей титул «самого английского художника XVIII века», Гейнсборо сумел отразить в портретах как красоту человека, так и представление о его духовной жизни. Томас Гейнсборо родился в 1727 году в Суффолке. И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе». Тонкие натуры он находит и среди простых людей.
Однако ясно одно: он преуспел в овладении мастерством. Под их влиянием изменился стиль художника. Это тоже были своего рода композиции портрета и пейзажа, которые изобрел Томас Гейнсборо. Кроме того, Томас Гейнсборо успевал рисовать и пейзажи. Все это придавало особую трепетность тончайшей живописной ткани его произведений.
Одухотворенность образов особенно ощутима благодаря внешней сдержанности в выражении чувств и сознательной «недосказанности» не только в мимике, но и в характере пейзажного фона. Позднее он испытал большое влияние пейзажной живописи Рубенса. Он сам обучал девочек рисунку и пейзажной живописи. В 1748 году художник рисует картину, получившую название «Лес Гейнсборо». Эндрюс держит ружье, около него стоит охотничья собака.
Изображая родных и близких, художник позволял себе наибольшую свободу письма. И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе». Но они продавались плохо и художник перешел к портретной живописи, соединив портрет и пейзаж в «Портрете четы Эндрюс», чьи образы близки к образам произведений английской сентиментальной литературы. Постепенно, сложился индивидуальный стиль его письма. Уже в ранних своих работах Гейнсборо создает своеобразный тип портретной композиции. На плечи наброшен желтый шарф, в руках меховая муфта.
На первых порах это были голландские мастера, в особенности Я. Рейсдал, затем пейзажи Буше и галантные сцены Ватто, французские пастели, Лоррен и Пуссен. Сначала, Гейнсборо работал в Суффолке (местечке Седбери где он родился) и в соседнем Ипсвиче, откуда поступали первые заказы на портреты. У Дамы в голубом мечтательный взгляд, мягкая линия плеч. Эта борьба чувствовалась повсюду, в том числе и в Академии Св. Но Томас Гейнсборо продолжает писать портреты, особенно женские.
Справа – Утренняя прогулка, ок. Она выполнена в ярких, сочных цветах и вся как бы пронизана желто-розовыми лучами солнца. В 1740 году ему разрешили поехать в Лондон для учебы.
Работая над портретом старшей дочери Мери (1749-1826), Гейнсборо отказался от пейзажного фона, который эффектно гармонировал с его возвышенными образами. Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника).
Этот художник выиграл «битву художников» с другим талантом своего времени – Джошуа Рейнолдсом, став ведущим британским портретистом второй половины восемнадцатого столетия. Если Рейнольде изображал Сару Сиддонс в виде музы трагедии, пышно одетую и восседающую на троне, то Гейнсборо представил знаменитую актрису в жизни, в элегантном костюме для прогулки, спокойно сидящую в кресле – «Портрет актрисы Сары Сиддонс» (1784 – 1785, Лондон, Национальная галерея). На картине «Голубой мальчик» юный Джонтан Баттэл позирует художнику, одетый в голубой атласный костюм, держа в руках широкополую шляпу с перьями. В излюбленной серебристо-голубоватой красочной гамме написан «Голубой мальчик» (портрет Дж.
Картины «Утренняя прогулка» или «Собиратели хвороста» отличаются мастерской композицией, близостью и любовью к природе, теплотой и простотой отношений между собой. Местами они углубляются или, наоборот, становятся светлее.
Он был одним из основателей Королевской Академии живописи. Голубые тона платья приобретают особую звучность в соседстве с контрастными золотистыми оттенками шарфа и рыжим мехом муфты. В полотне соединились оба таланта художника – портретиста и пейзажиста. Замкнутый и малообщительный, художник не выезжал за пределы родины. Английский художник и график, крупнейший мастер национальной школы живописи.
Каждая деталь здесь призвана подчеркнуть прогрессивный характер хозяйства в Обри. Глядя на них, мы почти слышим их неторопливый разговор, шуршание травы под ногами. На лице легкий румянец, серьезно смотрят карие глаза. Возможно именно вот таким образом он пришел к мысли объединить два жанра в одном. Техника его легка и виртуозна.
О внутренней потребности ее продолжения говорит одно из его последних выражений: «Жаль покидать жизнь, когда только начинаешь что-то делать со своим искусством». Особое влияние на него произвело искусство таких художников, как Рубенс и Ван Дейк. Но пейзажи были не столь популярны и не приносили особого дохода. Костюм виден издали. Он стоит на фоне вечернего пейзажа, выполненного в оливковых и коричневых тонах.
Своеобразие его манеры становится еще более очевидным, когда выясняется, что художник не получил академического художественного образования: «Я хорошо начитан в книге природы и мне этого достаточно» говорил он. Его композиции — это, скорее, вариации на темы реальных природных мотивов.
Поза женщины соответствует нормам этикета: прямая осанка, скрещённые ноги, свободно опущенные на колени руки. В позе супруга также виден канон, утверждённый в Англии ван Дейком: он стоит, облокотившись на левую руку, в которой держит перчатку, правая, придерживая ружье, упирается в бок ноги скрещены. Она сидит на фоне пышных бордовых драпировок в голубом платье, которое ими оттеняется и в черной шляпе с перьями. Одно из наиболее известных произведений, которое в это время написал Томас Гейнсборо, – «Портрет мальчика в голубом». Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. Но часто художник создавал пейзажи для собственного удовольствия.
Через год он обвенчался с внебрачной дочерью герцога Бофора Маргарет Бур. А поскольку портреты лучше продавались, он изобрел новшество в этой области. Но его пейзажи не очень хорошо продавались. Больше всего он интересовался пейзажами, делал зарисовки растений. Именно это сделало настоящим мастером такого художника, как Томас Гейнсборо.
Рано проявившийся талант сформировался очень быстро. Его слегка меланхоличному настроению созвучна взволнованная природа.
На самом деле о женщине, позировавшей для этого портрета, ничего не известно. Изысканный подросток в голубом атласе, на котором играют блики, подчеркивающие блеск ткани изображен в полный рост. 1767, Художественный музей, Толедо, штат Огайо). Он копировал их картины и пользовался их техникой в создании своих собственных полотен.
Особенно это видно в произведении «Голубой мальчик», где окружающая природа, небо, вечерний пейзаж гармонируют с меланхоличным настроением молодого дворянина, его черной шляпой, непринужденной позой. Искусствоведы считают, что он создал особенный тип портрета: «Не утрачивая репрезентативности и парадности, его портреты кажутся более легкими изящными и утонченными». Контрастируя с бегло написанным красным занавесом на заднем плане, одежды героини придают картине приподнятое, с оттенком бравурности звучание. «Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Гуляющая по лесу пара возникает перед нами как образец супружеской гармонии и верности.
Довольно часто он писал пейзаж не в солнечном, а в лунном свете, полагая, что от этого все элементы «кажутся красивее, так как свет и тень ложатся более широко». В Бате коренным образом изменилась и живописная манера мастера. В 1752-м у художника уже две дочери, он по-прежнему небогат, даже влезает в долги. Его стиль приобрел большую свободу, мазок стал более фактурным.
Им стал «Портрет в рост на пейзажном фоне». Один из лучших пейзажей, «Возвращение с жатвы», написан под влиянием Рубенса, но он более лиричен и романтичен. Уже в 13 лет он уехал в Лондон и стал обеспечивать себя сам. Гейнсборо не стремился к героизации природы, его композиции населены крестьянами, фигуры которых естественно вписываются в ландшафт.
Ю. Шапиро пишет: «Герои его картин полны внутренней взволнованности и по-настоящему поэтичны. В том произведении Гейнсборо соединил, казалось бы, несоединяемое. В 1770-е годах в Англии распространилась мода на «вандейковские», в стиле XVII века, костюмы.
С прогулок он приносил с собой ветки деревьев, пучки травы, куски мха, камни. Он часто рисовал тех же людей, что и его соперник Рейнолдс и, таким образом, мы можем видеть разницу между этими живописцами. Став модным художником, Томас Гейнсборо переезжает в Бат к своим сестрам. Мы ничего не знаем о женщине, послужившей моделью Томасу Гейнсборо. Он находит большое количество желающих заказать портрет среди местных дворян и духовенства. Слева – Портрет миссис Грэхем, 1777.
В 1745 году Томас Гейнсборо открывает в Лондоне собственную мастерскую. Художник часто вводил в портреты музыкальные инструменты: скрипки, виолончели и т. д. Самой распространенной является версия о том, что это была дочь адмирала Боскауэна, которая вышла замуж за герцога де Бофора, вот таким образом второе, неофициальное название картины – «Портрет герцогини де Бофор». Гармония цвета на его картинах прекрасно сочеталась со своеобразным ритмом произведений, который критики даже называли «музыкальным». Костюмы моделей и манера держаться характерны для многих будущих портретов Гейнсборо (1727-1788) и являются определенной чертой популярного в XVIII веке жанра портретной живописи, так называемого conversation piece (с английского – «беседа») – картины изображающей группу людей, как правило, членов семьи, за каким-нибудь обыденным занятием. Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея).
Один из его братьев, Хэмфри, был механиком и изобретателем. Часто художники обходятся совсем без рук или используют сделанный, балетный жест. Он родился в Седбери (графство Саффолк). Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника).
Он стремился к разнообразию неожиданных эффектов, считая, что портрету нужны блеск и отделка, чтобы выявить внутреннюю жизнь личности. Мир английской усадьбы и ее обитателей предстает в произведениях этого времени. Колорит картины «Дама в голубом» построен на голубоватых, жемчужно-серых благородных тонах. Поверх чепца надет популярный в то время соломенный бержер с подвёрнутыми полями. Однако Гейнсборо не интересовали оба эти направления.
Нужда не заглядывала к нему дом ибо его супруга (по некоторым данным, незаконная дочь герцога де Бофор) принесла ему в приданое небольшое состояние. Так уверенно и твердо начинал свой путь молодой человек, которому суждено было стать гордостью английской школы живописи одним из тончайших портретистов мира. Лучшей была признана работа «Два мальчика-пастуха с дерущимися собаками» (ок. Особенно это заметно в работе «Пейзаж» (Музей Уорчестера), которую Гейнсборо показал на выставке 1763 года в Обществе британских художников.
Он держит в руке большую шляпу с белым плюмажем. Картина не была закончена, но тем не менее осталась очень знаковой в творчестве Гейнсборо. Так, он рассказывал мне, что в детстве, когда еще и не помышлял стать художником, на несколько миль в округе не было такой живописной группы деревьев или даже одинокого прекрасного дерева или зеленой изгороди, оврага, скалы, придорожного столба на повороте тропинки, которые не запечатлелись бы в его воображении настолько, чтобы он не мог зарисовать их со всей точностью наизусть». Лицо в портрете XVIII века наименее информативно. Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая.
Он написан обычно легкими, «тающими» мазками и является своеобразным аккомпанементом, подчеркивающим лирическое звучание произведения». Это был шаг кардинальный, свойственный пылкому сердцу художника. В изображении же крестьянских детей ощущается знакомство мастера с творчеством Мурильо. Уже в семнадцать лет он открывает собственную мастерскую. На момент написания картины ей должно было исполниться 33 года.
И она знает это. Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. Живопись его построена на тончайших цветовых соотношениях, а свободная, чуть порывистая техника мастера придает портрету трепетное дыхание. Таковы его картины «Водопой» из собрания Уайтбреда, «Возвращение с жатвы» из музея в Бирмингеме, «Отправление на рынок» из Галловей колледжа и др.
В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. Этим он и начинает заниматься. Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. Там он жил до 1749 года. Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо. Самой информативной частью портрета XVIII века можно считать костюм.
В портрете аристократа Хэллета с женой (больше известном как «Утренняя прогулка») обособленность фигур и окружения сменяется их неразрывной слитностью. Один из лучших пейзажей — «Возвращение с жатвы». Самой распространенной является версия о том, что это была дочь адмирала Боскауэна, которая вышла замуж за герцога де Бофора, вот таким образом второе, неофициальное название картины – «Портрет герцогини де Бофор». Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. Вскоре он написал первую из работ такого рода: портрет «Супруги Эндрюс» (1748–1749, Национальная галерея, Лондон). Гейнсборо изучал лица с сердечной теплотой и вниманием.
В нем гармонично присутствуют лиловатые, жемчужно-серые и оливковые тона. В нижнем левом углу картины дровосек увязывает кипу хвороста. картины природы, которые окружали его в детстве.
В 1774 году Гейнсборо и его семья переезжают в Лондон. В те времена наиболее модным художественным направлением в Европе становился академизм. В ряде случаев Гейнсборо исполнял заказы тех же лиц, что и Рейнольдс. Даже на человека XX столетия, пережившего опыт импрессионизма, живопись Гейнсборо действует завораживающе. Он написан обычно легкими, «тающими» мазками и является своеобразным аккомпанементом, подчеркивающим лирическое звучание произведения».
Он рисовал быстро, а его зрелые работы характеризуются светлой палитрой и легкими мазками. Однако некоторыми исследователями эта гипотеза подвергается сомнению. Он написан обычно легкими, «тающими» мазками и является своеобразным аккомпанементом, подчеркивающим лирическое звучание произведения». Он не стремится скрыть мазки кисти, легкой и динамичной. Гейнсборо считал себя по преимуществу пейзажистом. Искусствоведы считают, что он создал особенный тип портрета: «Не утрачивая репрезентативности и парадности, его портреты кажутся более лёгкими изящными и утонченными». Пейзажи продавались плохо и Томас все больше концентрируется на портретах.
Мастер писал жидкими красками и очень длинными (до шести футов) кистями. Он известен также своей графикой. В значительной степени в пейзажах реализовался и дар Гейнсборо-анималиста. Впоследствии к этим компонентам добавилось страстное увлечение пейзажами Рубенса.
Но, несмотря на усталость, он весь в работе. В своем творчестве художник неизменно стремился показать, что человек и природа едины. В Национальной галерее хранится ряд картин Гейнсборо в этом жанре. Он изображает портретируемых на фоне пейзажа, прогуливающимися или отдыхающими. И в этом занятии он преуспел – уже в 18 лет Гейнсборо поселился в собственной мастерской.
На этот раз его желание было выполнено и картины развешены так, как этого хотел мастер. Технически художник очень вырос и его любимые пейзажи удаются ему с блеском. Позже накопленные таким образом мотивы подсказывали композиционные решения полотен. не было необходимости оглядываться на пожелания клиента. Гейнсборо стремился найти нечто среднее между работами голландских и французских мастеров.
На момент написания картины ей должно было исполниться 33 года. Импульсивность и непредсказуемость его натуры находила отражение в отношении к моделям, а также — в степени законченности портретов, на первый взгляд казавшихся подмалевками. «Я абсолютно теряю всякое представление о человеке, если сразу же не достигаю сходства» говорил он часто. Помог ему француз-гравер Гюбер Гравело. Если лицо нужно разглядывать вблизи изучать, то костюм можно охватить глазом сразу. После возвращения он написал «Долину в горах», в которой постарался передать впечатления от поездки. Томас Гейнсборо. Ее портреты писали и Рейндолдс и Лоуренс.
Слева от дороги юноша копает гравий или песок. Нарочитое позирование персонажей (часто членов одной семьи) на фоне пейзажа, символизировало естественноесуществованиесреди природы. Во время «распродажи Европы», последовавшей за окончанием Первой мировой войны, портрет у герцога купил американский «железнодорожный король» Генри Хантингтон.
В большинстве своем они изображают самых разных людей на фоне восхитительного пейзажа. С 1928 года картина служит «гвоздём» собрания Хантингтонского музея в Калифорнии. Внимание привлекает нервное бледное лицо подростка с отпечатком сложной душевной жизни. 1777), знаменитый портрет герцогини де Бофор (1780-е).
Баттл разорился и его портрет ушёл с молотка. Внимание привлекает нервное бледное лицо подростка с отпечатком сложной душевной жизни его меланхоличному настроению созвучна взволнованная природа. Томас Гейнсборо. Ровно постриженные живые изгороди из боярышника, «пятибалочные» (нового образца) ворота. Именно это и произошло с картинами Гейнсборо. С необычайным артистизмом написан «Портрет Анны Форд» (1760, Цинциннати, Художественный музей).
Он предпочитал пейзажи. Это не только изобразительный и эмоциональный фон большинства его портретов. Они заняты делом или отдыхают, являясь органичной частью мира, в котором живут. Но, все же, наибольшим спросом пользовались портретыего кисти. Вот таким образом данная картина не отражает какого-либо определенного места его родного города. Присущее ему интуитивное чувство стиля и цвета, великолепное владение кистью делают художника одним из величайших европейских мастеров XVIII века.
Родился в семье торговца сукном. Кристи, зачинателя известных и поныне торгов, 1778, Малибу, Калифорния, Музей П. Гетти). Гейнсборо был неутомимым рисовальщиком. Томас Гейнсборо стал увлекаться творчеством ещё в детстве. Художник увлекался произведениями Уильяма Хогарта и даже копировал его стиль.
Он пишет любимые пейзажи и начинает практиковаться в портретах в стиле Ватто. Тогда же умирает отец Томаса и рождается первая дочь. Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. Чтобы схватить будущее изображение в целом, не рассеивая внимания на частности, художник начинал писать в затемненном помещении. Движения кисти Гейнсборо были безошибочно точными и быстрыми.
Глубокие чувства объединяют сквайра Халлета и его жену в портрете, получившем название «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Сменив нескольких владельцев, к 1809 году «Мальчик в голубом» стал собственностью семейства Гросвенор, глава которого носил титул герцога Вестминстера. Своенравный и незавимый темперамент будущего живописца влек к деятельности «на свой страх и риск». Сатиновый сюртук небрежно застёгнут на одну пуговицу, на ногах чёрные, до колена, бриджи.
Искусство Гейнсборо складывалось под воздействием широкого круга живописцев. Маэстрия, с которой написаны картины, поражала современников. Основной заработок художнику приносила работа над портретами, он говорил: «Пишу портреты, поскольку нужно на что-то жить, пейзажи – так как люблю их писать, музыкой же занимаюсь по велению сердца». Получивший — по его собственным словам — хорошее «подъюбочное образование» художник уже вскоре после свадьбы жаловался в письмах, что его «жена добра, но слаба и никак не может составить моё счастье». Уравновешенность и спокойствие сменяются мощным движением.
Но художник не следовал ему – был слишком индивидуален. Тейт Модерн отказалась от традиционного размещения произведений в хронологическом порядке. В то время как в современной ему живописи царил безраздельно так называемый «классический» пейзаж с его возвышенным стилем, строгим композиционным построением и неизбежными мифологическими сюжетами, молодой английский мастер смело обращается к своим непосредственным впечатлениям от окружающей природы, не заботясь об академических правилах и декоративных эффектах. В некоторых статьях о них писали восторженно, в других же отношение к творчеству Гейнсборо было критическим.
В тот момент, когда Гейнсборо появился в Лондоне, там происходила борьба между последователями привычного барочного искусства и сторонниками нового направления — реалистической живописи.
Ему следовало бы заимствовать скромную расцветку у сэра Джошуа Рейнолдса». Соприкасающиеся с волосами завитки страусовых перьев (более мелкие, чем волосы) пенятся, как вода прибоя, не разрывая общей формы длинного изогнутого пера. Его фигура выделяется на фоне облачного неба и вечернего пейзажа.
Его собака уже устала ждать хозяина и уснула рядом. С той же неподражаемой виртуозностью, почти эскизно написаны платье героини, перья на огромной шляпе и прыгающий у ее ног шпиц. Реальность пейзажей Гейнсборо была своеобразной. Печать оригинальности лежала на всем, что бы он ни сказал или сделал. Кажется, само движение руки и кисти художника подчиняется этой звучащей в нем музыке. У неё изящный профиль. Техника живописи тоже обретает все большую своеобразность. Одним из самых известных стал предполагаемый портрет герцогини де Бофор – дамы в голубом.
Уже в «Портрете Мери Грэм» (1775—1777, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) ярко высвеченная фигура молодой женщины в восхитительно написанном платье дана на фоне тревожного закатного неба и романтической, увитой плющом колонны. «Портрет Сары Сиддонс» подчеркивает ее обаяние и мечтательность. Однако каждая картина говорит о большой наблюдательности и мастерстве художника. Портретное искусство давалось ему не менее хорошо. Мужской костюм должен был представлять человека, подобно визитной карточке. Особенно Гейнсборо удавались женские образы.
Одухотворенность образов особенно ощутима благодаря внешней сдержанности в выражении чувств и сознательной «недосказанности» не только в мимике, но и в характере пейзажного фона. В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. На тончайших модуляциях розовых, золотистых, серебристо-зеленоватых, оливковых тонов построен прелестный «Портрет графини Мери Хау» (ок.
Точно положенные, при близком рассмотрении они кажутся резкими в своей заостренности, тончайшие оттенки переливаются из одного в другой. Умер 2 августа 1788 года от рака. Таким образом Гейнсборо передает благородство своих моделей. Одухотворенность образов особенно ощутима благодаря внешней сдержанности в выражении чувств и сознательной «недосказанности» не только в мимике, но и в характере пейзажного фона. В других портретах, написанных художником, как, например, «Герцогиня де Бофор», «Дама в голубом», «Утренняя прогулка» используется очень характерный колорит, где гармонически сочетаются серебристые, серые, оливковые, жемчужные тона. Он написан обычно легкими, «тающими» мазками и является своеобразным аккомпанементом, подчеркивающим лирическое звучание произведения».
Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. Именно Гравело познакомил молодого Гейнсборо с Хогартом — крупнейшим художником, чья «Девушка с креветками» поныне считается одной из вершин мирового noтретного искусства. Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Вскоре он обзавёлся собственной мастерской. Гейнсборо представил знаменитую актрису в жизни, в элегантном костюме для прогулки, спокойно сидящую в креслеХудожник подчеркивает интеллект молодой женщины, ее обаяние изящество, вкус, не прибегая к аллегориям. Таков портрет его племянника, Дюпона.
В творчестве Гейнсборо пейзаж играл не менее важную роль, нежели портрет. Мир чувств, настроений, тонкий лиризм и поэтичность характерны для творчества младшего современника Рейнольдса, крупнейшего английского живописца Томаса Гейнсборо (Thomas Gainsborough) (1727 – 1788). Перспектива картин художника размывается, пейзаж вбирает в себя человеческие фигуры. Он шел за своей интуицией, за собственным чувством света и цвета.
На момент написания картины ей должно было исполниться 33 года. На редкость необычным был творческий метод Гейнсборо. Ок. Последними словами Томаса Гейнсборо были: «Все мы отправимся на небо и Ван Дейк с нами». Он сам был способным музыкантом, профессионально владевшим виолой-да-гамба.
Художник часто писал свои композиции с изображением людей на фоне английских пейзажей. Высокий напудренный парик завершает образ.
Художник работал жидкой краской и был мастером тончайших лессировок. Он даже не слишком-то выезжал за пределы мест, где провел детство и юность. В 1750 году семья переезжает в Ипсуич. «Из всех людей, которых я когда-либо знал, он обладал наименьшим запасомжитейскогознания, но это и дало ему возможность проложить свойсобственныйпуть в наблюдении Великого Мира». Там он продолжает писать портреты известных людей, а также экспериментирует с техникой гравюры и созданием офортов. Жизнь и учение его в Лондоне почти неизвестны.
Это прозрачная, чистая, свежая живопись. Социальные характеристики отодвигаются на второй план.
На полотне преобладают серые тона, контуры слегка размыты, как бы расплылись в тумане. Воздушные, залитые светом, они рождают ощущение безмятежного и радостного бытия. «Я самоенепостоянноеи изменчивое существо», говорил о себе мастер. Великолепно написан сельский пейзаж, поле спелой пшеницы и зеленая долина в точном, острохарактерном парном «Портрете Эндрью с женой» (около 1749, Лондон, Национальная галерея). Некрасова: «В жанре портрета он старался следовать Хогарту, усвоив его непосредственность восприятия модели, заботясь больше о сходстве, нежели о передаче общественного положения позирующего, стремясь запечатлеть обычный, каждодневный облик человека. Одухотворенность образов особенно ощутима благодаря внешней сдержанности в выражении чувств и сознательной «недосказанности» не только в мимике, но и в характере пейзажного фона.
Так написан «Голубой мальчик», где художник, с одной стороны, развивает традиции аристократического портрета, заложенные еще Ван Дейком, а с другой – вкладывает в него нечто интимное, музыкальное, оригинальное. К 32 годам у него «выстраивалась очередь» из желающих, чтобы он нарисовал их портрет. Словом, через два года он уже в родном Сэдбер и зарабатывает свой хлеб насущный. Голубые тона платья приобретают особую звучность в соседстве с контрастными золотистыми оттенками шарфа и рыжим мехом муфты. Большинство из них остались незаконченными. Детство будущий художник провел в месте, которое сейчас называется Домом Гейнсборо.
Только некоторые художественные навыки Т. Гейнсборо получил во время недолгого обучения у французского гравера Гравелло (проживавшего в Англии) и процветающего портретиста и декоратора Ф. Хаймена. Она одета как в жизни, но при этом подчеркнут ее вкус интеллект, обаяние и красота. В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество. Художник также практиковал в своем творчестве своеобразные жанровые сцены. До 1759 года он напишет их целых восемьдесят. Они заставляют вспомнить, такназываемые, «сцены собеседования» — специфическую разновидность английского группового портрета XVIII века, типичную для раннего творчества Гейнсборо. Сам процесс работы Гейнсборо над картиной был захватывающим зрелищем.
Ее тонкая шея будто не в силах вынести тяжесть прически и голова чуть-чуть склоняется, как экзотический цветок на тонком стебле. Он ошибся, прожил со своей подругой счастливую жизнь и вырастил любимых детей. Галерея Тейт позволила нам полюбоваться двумя своими шедеврами. В это же время он женился и у него родилось две дочери. Они, будь то дочери, будь то герцогиня или куртизанка, удаются ему великолепно. Такой вид жанрового группового портрета получил широкое распространение в английском искусстве этого времени.
Он стоит, слегка наклонив голову, прямо глядя в глаза зрителю. Эта и другие критические статьи сильно задевали Гейнсборо. Справа от дороги стоят два осла. Баттола, около 1770, Сан-Марино, США, галерея Хантингтон), в котором Гейнсборо с особой изысканностью развивает традицию аристократического портрета в рост, сложившегося еще в творчестве Ван Дейка.
Он был широко признан при жизни как портретист. Осанка подчеркивает величие актрисы. В 1777 году Гейнсборо после большого перерыва принимает участие в Академической выставке, где им был представлен «Водопой» — ответ художника на «Водопой» Рубенса. Известно, что художник был замкнут и не очень любил общаться.
Именно в таком костюме изображён знаменитый «Голубой мальчик». Возможно, одним из его учителей был Г. Гравело. На самом деле о женщине, позировавшей для этого портрета, ничего не известно. Томас Гейнсборо – английский пейзажист и портретист восемнадцатого века.
Построенный на изысканной гармонии холодных тонов, портрет кажется сотканным из легких мазков, разнообразных по форме и плотности. Не информативны и руки. Мальчишка рос, бродил берегами реки Стур, ловил рыбу со сверстниками, учился в школе как все. Томас был девятым ребенком в семье.
Этот портрет Гейнсборо писал не на заказ, а для собственного удовольствия. Через год произошел окончательный разрыв Гейнсборо с Королевской академией. Самой распространенной является версия о том, что это была дочь адмирала Боскауэна, которая вышла замуж за герцога де Бофора, вот таким образом второе, неофициальное название картины – «Портрет герцогини де Бофор». Но художник видел этот пейзаж именно в такой композиции и не иначе.
Портрет Луизы, леди Кладж, ок. Богатые влюбленные изображены на фоне естественного пейзажа.