В 1787 году Гейнсборо простудился, у него начала болеть шея. С 1761 Гейнсборо посылает свои работы в Лондон на выставки Общества художников. Был младшим, девятым ребёнком в семье торговца сукном Джона Гейнсборо и его жены Сюзанны.
Спасибо за богатую иллюстрациями работу о творчестве Томаса Гейнсборо. Томас Гейнсборо – великий английский художник 18 века. Гейнсборо написал два портрета Иоганна Кристиана Баха, сына Иоганна Себастьяна Баха. Работы Гейнсборо в области крестьянского жанра явились в высшей степени интересным и многообещающим начинанием, но быстро развивавшаяся болезнь-—рак горла — оборвала его жизнь в момент, когда художник чувствовал себя полным творческих сил и новых замыслов.
Поэтичность в полотнах Томаса Гейнсборо является одной из отличительных черт, роднящих живописца с писателями и поэтами. Это время прошло под знаком соперничества Гейнсборо с Рейнольдсом, президентом Королевской Академии. В 1748 году он написал «Лес Гейнсборо». Сельские пейзажи, пышная зелень рощ, желтеющая и переливающаяся на ветру нива – все это так и осталось в сердце Томаса Гейнсборо и на его полотнах.
Т. гейнсборо. У Гейнсборо был огромный дар передавать настроение модели и почти фотографическое сходство с оригиналом, не теряя при этом свежести и живости своей художественной манеры. 15 июля 1746 года Гейнсборо обвенчался с Маргарэт Барр, побочной дочерью герцога Бофора. Около 1758 года Гейнсборо выполняет два портрета своего приятеля Уильяма Уоллестона. Гейнсборо умер от рака 2 августа 1788 года.
В первую очередь Гейнсборо интересовали пейзажи. Приблизительно в 1750 г. Гейнсборо переезжает в расположенный недалеко город-порт Ипсуич, где и родилась в 1752 г. его вторая дочь Маргарет. В 1785 году Гейнсборо по собственной инициативе пишет портрет драматической актрисы Сарры Сиддонс — своеобразный ответ Рейнольдсу, который написал Сиддонс в виде музы Трагедии. Гейнсборо умело передаёт характерный для Англии рассеянный свет, несколько туманную атмосферу, смягчающую очертания предметов.
В 1786 году Гейнсборо написал лучший из своих больших пейзажей Рыночный воз. Гейнсборо часто обращался к парным портретам. Большое значение для Гейнсборо оказало знакомство с полотнами Ван Дейка и Рубенса, принадлежащими местным аристократам, некоторые из этих полотен он копировал.
В первую очередь Гейнсборо интересовали пейзажи. Дата крещения Томаса Гейнсборо — 14 мая 1727 года. В декабре 1758 года Гейнсборо получил заказ на портреты графа Джерси и его сына лорда Вильерса. Однако новых заказов это не принесло и Гейнсборо решает вернуться в Садбери.
С 1761 г. Гейнсборо начал регулярно выставляться в Лондоне. Начиная с 1761 года Томас Гейнсборо выставляется в лондонском Обществе художников. 15 июля 1746 года Гейнсборо обвенчался с Маргарэт Барр, побочной дочерью герцога Бофора. Вклад Англии в мировую сокровищницу искусства определяется прежде всего творчеством Хогарта, Гейнсборо и Констебла, представлявших три поколения художников XVIII столетия. Около 1749 года Гейнсборо создаёт произведение, в котором он впервые соединяет портрет и пейзаж — «портрет четы Эндрюс».
Томас был младшим, девятым ребенком в семье торговца сукном Джона Гейнсборо и его жены Сюзанны. Писал Гейнсборо чуть ли не двухметровыми по длине кистями, стараясь находиться на одинаковом расстоянии от модели и от холста клал тени привязанным к палочке кусочком губки, а пробелы прорабатывал обломком белил, зажатым сахарными щипчиками краски разводил очень жидко. Творчество Гейнсборо занимает важное место в развитии европейской живописи на пути к романтическому и реалистическому пейзажу.
Дата крещения Томаса Гейнсборо — 14 мая 1727 года. Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough) — известный английский портретист и пейзажист. В своих портретах Гейнсборо почти никогда не дает типических характеристик, свойственных портретам Рейнолдса. Художник забрал свои работы к огромному огорчению поклонников, которых у Гейнсборо было немало.
Гейнсборо старался разнообразить свои пейзажи используя для этого элементы, характерные для стиля рококо. В Ипсуиче Гейнсборо стал членом Музыкального клуба, он познакомился с другими любителями музыки и самими музыкантами. В первую очередь Гейнсборо интересовали пейзажи. Насладившись светской жизнью, в 1784 году Гейнсборо прекращает отношения с Академией и после устраивает выставки своих работ только в своей галерее на Пэлл Мэлл.
В Ипсвиче Гейнсборо стал членом Музыкального клуба, он познакомился с другими любителями музыки и самими музыкантами. Достаточно назвать двух крупнейших портретистов — учредителей и членов Академии,, которые были в известном смысле антиподами: Джошуа Рейнольдса и Томаса Гейнсборо. Примерно в это же время Гейнсборо вместе со своим другом С. Килдерби совершил путешествие в Озерный край. Завоевав репутацию портретиста в Ипсвиче, Гейнсборо решает переехать в модный курорт Бат, где в то время жили две его сестры. На картине Гейнсборо передал меланхолическое настроение юноши на фоне волнующейся природы.
Гейнсборо всегда считал себя пейзажистом, но пейзажи не приносили дохода, так как не были популярны. В ноябре 1768 года Рейнольдс прислал Гейнсборо приглашение стать одним из тридцати шести членов-основателей Королевской Академии. Гейнсборо (Gainsborough) Томас (1727-1788) — английский живописец.
Написанный в 1748 году «Чартерхаус» приносит Гейнсборо уважение в художественной среде, его картину сочли лучшей. В портрете миссис Робинсон и портрете миссис Шеридан 1783 года Гейнсборо возобновляет попытки объединить портрет с пейзажем. Т. гейнсборо. Гейнсборо считается самым блестящим рисовальщиком английской школы 18 в. Его рисунки легкие, свободные, полные тонкой выразительности.
Узнав об этом, Гейнсборо выполнил свой вариант эйдофузикона и сам написал для него пейзажи на стеклянных пластинках. Особой проникновенностью отличаются портреты близких ему людей, прежде всего жены и дочерей, Марии и Маргариты, которых Гейнсборо писал на протяжении всей своей творческой жизни. Гейнсборо жил в то время, когда Англия переживала период бурного экономического и политического подъёма. Гейнсборо пробовал создавать офорты, сохранилось 11 досок, некоторые из них не завершены, видимо, качество не удовлетворило художника. Гейнсборо часто обращался к парным портретам.
Одной из первых подписанных картин Гейнсборо является портрет бультерьера Бампена на фоне пейзажа. Ранние пейзажи Гейнсборо ещё носят влияние реалистических голландских пейзажей XVII в., отличаются тщательной проработкой деталей, что постепенно изменится в более поздних работах: романтичные пейзажи художника станут отличаться свободой живописи изменчивой игрой света и тени.
Пейзаж создан в стиле классической натуралистической голландской школы живописи, а Энтони ван Дейк на раннем этапе творчества Гейнсборо был главным его вдохновителем. На картине всё приведено в движение: солнце освещает поля и крыши деревни вдали картины и скоро дойдет до разбитой лесной дороги вдали по дороге скачет рыцарь. Зрелый стиль художника сложился к 70-м гг. Гейнсборо изучал лица с сердечной теплотой и вниманием. На тончайших модуляциях розовых, золотистых, серебристо-зеленоватых, оливковых тонов построен прелестный «Портрет графини Мери Хау» (ок. под влиянием А. ван Дейка и А. Ватто.
В последние годы жизни художник рисует много простых пейзажей. Ранние пейзажи наполнены солнцем и словно омыты свежестью («Сад Гейнсборо», «Корнардский лес», 1748). В нижнем левом углу картины дровосек увязывает кипу хвороста. Для этого он использует светлую колористическую гамму светлоголубых и зеленоватых оттенков.
Начинал своё творчество как пейзажист. Живя в Лондоне, он пишет портреты. Констебла и др. ). По колориту это живописное произведение симфонично. Очень хороши были и детские портреты изображавшие дочерей художника (к тому времени у Гейнсборо родилась вторая дочь – Маргарэт). Тогда же умирает отец Томаса и рождается первая дочь.
Его композиции — это, скорее, вариации на темы реальных природных мотивов. Один из лучших пейзажей, «Возвращение с жатвы», написан под влиянием Рубенса, но он более лиричен и романтичен. Подходы Гейнсборо предвещают искания романтизма. Constables Correspondence.
В излюбленной серебристо-голубоватой красочной гамме написан «Голубой мальчик» (портрет Дж. Примером таких произведений можно назвать «Портрет четы Эндрю». Технически художник очень вырос и его любимые пейзажи удаются ему с блеском. В изображении же крестьянских детей ощущается знакомство мастера с творчеством Мурильо. Крестьянский жанр в творчестве Гейнсборо // 50 лет ГМИИ им. В своем творчестве художник неизменно стремился показать, что человек и природа едины. Но скромного приданого жены (пожизненной ежегодной ренты в 200 фунтов) и нестабильного заработка начинающего живописца было явно недостаточно для жизни в столице.
Но его пейзажи не очень хорошо продавались. музей) инструменталиста К. Ф. Эйбела (до 1777, Сан-Марино, Калифорния, Художественная галерея Хантингтон). Однако ясно одно: он преуспел в овладении мастерством. Но пейзажи были не столь популярны и не приносили особого дохода. картины природы, которые окружали его в детстве. Уже упоминаемая работа «Сэр Эндрю с женой» – своеобразная проба кисти в этой области.
Этого, конечно, недостаточно. Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. Подлинными шедеврами живописца стали портреты неизвестного юноши (кон. Перспектива картин художника размывается, пейзаж вбирает в себя человеческие фигуры. Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо.
Весь облик дамы утонченно-благородный. Известно, что художник был замкнут и не очень любил общаться. Со временем в портретах художника усиливаются черты тонкой одухотворенности. Отец Томаса был человеком предприимчивым и находчивым. Но и в регистрационных записях сохранилась лишь дата крещения Томаса Гейнсборо – 14 мая 1727 года.
1904. М., 1962. Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Гейнсборо был неутомимым рисовальщиком. Так написал свой лучший пейзаж Томас Гейнсборо.
Ровно постриженные живые изгороди из боярышника, «пятибалочные» (нового образца) ворота. Они, будь то дочери, будь то герцогиня или куртизанка, удаются ему великолепно. Колорит его работ становится все утонченнее, а исполнение виртуознее. Именно это и произошло с картинами Гейнсборо.
С. 142). 1727, Садбери, Суффолк — 1788, Лондон.
Искусство Гейнсборо складывалось под воздействием широкого круга живописцев. Заслуживший у исследователей титул «самого английского художника XVIII века», Гейнсборо сумел отразить в портретах как красоту человека, так и представление о его духовной жизни. Испытал влияние А. Ватто и голландских пейзажистов 17в., особенно Я. ван Рейсдала.
Кристи, зачинателя известных и поныне торгов, 1778, Малибу, Калифорния, Музей П. Гетти). Он родился в Седбери (графство Саффолк). Он изображает портретируемых на фоне пейзажа, прогуливающимися или отдыхающими.
Под их влиянием изменился стиль художника. Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Таковы созданные им обаятельные, наивно-непосредственные и поэтичные образы деревенских детей в окружении сельской природы — «Собиратели хвороста» (1787, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Помог ему француз-гравер Гюбер Гравело. Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. Для работ его позднего периода, воссоздающих тончайшие душевные движения, характерна виртуозная лёгкость живописной техники: портреты Мэри Грэм (1775-77, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Дама в голубом» (конец 1770-х годов, Эрмитаж, Санкт-Петербург), миссис Э. Шеридан (около 1785-87, Национальная галерея, Вашингтон) автопортрет (1787, Королевская Академия Художеств, Лондон), а также двойные семейные портреты.
Томас был девятым ребенком в семье. Мальчик в голубом, ок. 1783, Кенвудхаус, Лондон). Его отец Джон торговал сукном и изделиями из него.
Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника). Она выполнена в ярких, сочных цветах и вся как бы пронизана желто-розовыми лучами солнца. Мартина (художественной школе). Сам процесс работы Гейнсборо над картиной был захватывающим зрелищем. В конце жизни писал идиллические сельские пейзажи, напоминающие образы испанца Б. Э. Мурильо («Девочка с поросятами», 1782 «Девочка, собирающая грибы»). Замкнутый и малообщительный, художник не выезжал за пределы родины.
В дальнейшем, при всех кардинальных изменениях стиля, главные живописные открытия будут сделаны художником именно в тех произведениях, где портретный жанр сочетается с пейзажем. Были среди них и групповые портреты, лучшим из которых является «Автопортрет с женой и ребенком» (1751 г. ), выполненный с большой теплотой и выразительностью, в свободной манере.
На картине «Голубой мальчик» юный Джонтан Баттэл позирует художнику, одетый в голубой атласный костюм, держа в руках широкополую шляпу с перьями. Направо простирается далеко в глубину их обширное поместье. В 80-е годы художник один за другим создает свои шедевры — Утреннюю прогулку и Портрет Сары Сиддонс. На плечи наброшен желтый шарф, в руках меховая муфта.
По словам его главного соперника, первого президента Академии художеств, сэра Джошуа Рейнольдса, вблизи живопись Гейнсборо выглядела настоящим хаосом, а на расстоянии все как по волшебству вставало на свои места и обретало форму. Последними словами Томаса Гейнсборо были: «Все мы отправимся на небо и Ван Дейк с нами». Эта трагедия омрачила последнее десятилетие его жизни. И она знает это. Мазок художника приобрел уникальность, напоминая порывистые штрихи-росчерки.
Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо». Верно схватывая характер модели, Гейнсборо воплощает образ с большой живописной свободой и одухотворённостью, парадность преображается у него в рафинированную декоративность и придаёт некоторым из портретов налёт изящной театральности (Анна Форд, 1760, Художественный музей, Цинциннати графиня Мэри Хау, 1763-64, Кенвуд-хаус, Лондон). Сначала, Гейнсборо работал в Суффолке (местечке Седбери где он родился) и в соседнем Ипсвиче, откуда поступали первые заказы на портреты. Глядя на них, мы почти слышим их неторопливый разговор, шуршание травы под ногами.
Портреты этого времени очень живые, непринужденные: Автопортрет (1754, Хогтон, частное собрание). Каждая деталь здесь призвана подчеркнуть прогрессивный характер хозяйства в Обри.
Сеанс начинался в затененной комнате, когда холст был едва различим для взгляда. Однако ему ответили, что «его просьба расстроит всю экспозицию». Слабонервный таможенник поспешил удалиться. Начав с лепки мелких фигурок животных, в 10 лет уже писал пейзажи. Чистыми и незамутненными остаются краски окружающего мира, придавая особую светоносную силу полотнам мастера.
В это же время он женился и у него родилось две дочери. На полотне преобладают серые тона, контуры слегка размыты, как бы расплылись в тумане. С. 318-356) и очень серьезные и убедительные работы И. А. Кузнецовой (статьи и альбом) (И. 1770г. ) отличает тонкая одухотворенность пейзаж в них становится «аккомпанементом» к настроению изображенного. С необычайным артистизмом написан «Портрет Анны Форд» (1760, Цинциннати, Художественный музей).
Там он и поселился. Позднее он испытал большое влияние пейзажной живописи Рубенса. В 1752-м у художника уже две дочери, он по-прежнему небогат, даже влезает в долги. Движения кисти Гейнсборо были безошибочно точными и быстрыми.
Они предвосхитили искания романтизма и «пейзаж настроения» («Закат. я ведь самое непоследовательное изменчивое существо, полное разных выдумок и затей». Таким он был не только в работе, но и в жизни. М., 1981. Великий английский художник писал картины до конца своей жизни.
Он не стремится скрыть мазки кисти, легкой и динамичной. «Мы любим талантливого человека за то, что он нам оставляет, – говорил он, – и оплакиваем то, что он отнимает». Единственным его помощником и учеником был племянник Эдвард Гейнсборо-Дюпон. А поскольку портреты лучше продавались, он изобрел новшество в этой области. Но даже среди этих замечательных полотен остаются непревзойденными «Дама в голубом» (портрет герцогини де Бофор, кон.
1767, Художественный музей, Толедо, штат Огайо). И «взрыв» действительно произошел: в 1763 г. художник настолько серьезно заболел от переутомления, что местная газета поспешила объявить о его смерти. В 1740 году ему разрешили поехать в Лондон для учебы. У Дамы в голубом мечтательный взгляд, мягкая линия плеч. Больше всего его привлекали сельские буколики.
только седина ударила в голову – жена моя говорит, что я стал. Он держит в руке большую шляпу с белым плюмажем. О его творческих исканиях этого периода можно говорить по новым темам в его творчестве. Однако каждая картина говорит о большой наблюдательности и мастерстве художника. Ее портреты писали и Рейндолдс и Лоуренс.
А. Некрасова. Вслед за Рейнольдсом и Гейнсборо выступает целая плеяда мастеров английского портрета. Лучшие портреты художника написаны трепетными динамичными мазками, как бы размывающими границы формы, что создает ощущение живого дыхания, вибрации света и воздуха. Он даже не слишком-то выезжал за пределы мест, где провел детство и юность. Именно свет, самое яркое новшество мастера и создает конструктивное единство его пейзажей. «Из всех людей, которых я когда-либо знал, он обладал наименьшим запасомжитейскогознания, но это и дало ему возможность проложить свойсобственныйпуть в наблюдении Великого Мира».
Первую картину Томас написал в 1745 году – бультерьер на фоне пейзажа. Высокий напудренный парик завершает образ. Он был широко признан при жизни как портретист.
Художник также практиковал в своем творчестве своеобразные жанровые сцены. Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника). жанровая сценка., М., 1963 Waterhouse Е. К., Gainsborough,, 1966. В газетах появилось множество отзывов о его работах. Но часто художник создавал пейзажи для собственного удовольствия. 1750-х).
Разногласия возникли и в 1783 году, когда Гейнсборо послал двадцать семь картин и подробную инструкцию, как их развесить. В то время как в современной ему живописи царил безраздельно так называемый «классический» пейзаж с его возвышенным стилем, строгим композиционным построением и неизбежными мифологическими сюжетами, молодой английский мастер смело обращается к своим непосредственным впечатлениям от окружающей природы, не заботясь об академических правилах и декоративных эффектах. Великолепно написан сельский пейзаж, поле спелой пшеницы и зеленая долина в точном, острохарактерном парном «Портрете Эндрью с женой» (около 1749, Лондон, Национальная галерея). Картина не была закончена, но тем не менее осталась очень знаковой в творчестве Гейнсборо.
Портреты леди Молине (1769), Б. Трумена (ок. Портрет превозносили за аристократизм и изысканность. Т. 3. «Я самоенепостоянноеи изменчивое существо», говорил о себе мастер.
Картины раннего Гейнсборо несут отпечаток некоторой наивности и простосердечной искренности. Вскоре он обзавёлся собственной мастерской. Его фигура выделяется на фоне облачного неба и вечернего пейзажа. Гуляя по старинному парку, красивые молодые люди наслаждаются природой, благородство их чувств тонко передано в движениях рук, во взглядах, в выражениях лиц. Чаще всего художник писал портреты в жанре так называемой «разговорной картины» изображая обычно не более двух персонажей. В этом жанре живописной манере Гейнсборо свойственна виртуозная легкость тонкая светотеневая игра, динамичность мелких текучих разноцветных мазков придают его полотнам ощущение изменчивости и воздушности. Так, по воспоминаниям современника, однажды он начал рисовать «кусочком губки, привязанной к палочке он клал тени, а маленький обломок белил, зажатый сахарными щипчиками, стал инструментом для пробелов».
Впоследствии к тому же стремился и великий английский пейзажист Констебл. Крупнейший (наряду с Дж. Картина Утренняя прогулка создана художником в 1785 году. Его стиль приобрел большую свободу, мазок стал более фактурным.
Картина Голубой мальчик (ок. Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. Сатиновый сюртук небрежно застёгнут на одну пуговицу, на ногах чёрные, до колена, бриджи.
В 1746 он возвращается в Садбери, где пишет портреты и пейзажи. Картины Гейнсборо принципиально отличаются от творчества его английских собратьев. К тому же в 1748 г. в молодой семье появилась первая дочь – Мэри. Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. Эта борьба чувствовалась повсюду, в том числе и в Академии Св. Маэстрия, с которой написаны картины, поражала современников.
«. Там Гейнсборо написал около 80 портретов и быстро прославился как мастер, передающий неповторимое своеобразие каждой модели. Заказной портрет нельзя было не закончить, а здесь, создав образ и вдохнув в него душу, Гейнсборо остывал к работе.
Впоследствии к этим компонентам добавилось страстное увлечение пейзажами Рубенса. Возможно именно вот таким образом он пришел к мысли объединить два жанра в одном. Возможно, одним из его учителей был Г. Гравело. Социальные характеристики отодвигаются на второй план. Мир английской усадьбы и ее обитателей предстает в произведениях этого времени. Светлый колорит облика выделяется на темном фоне играющем тенями.
Рейнолдс, говоря о Гейнсборо, отмечал впечатление беспорядочного нагромождения мазков, которое производят его холсты вблизи, однако с определенного расстояния оно приобретает форму, «так что под этой видимостью случайности и неторопливой небрежности нельзя не признать сознательно рассчитанного эффекта, достигнутого упорным трудом». В ранних пейзажах Гейнсборо видно влияние реалистических голландских пейзажей 17 в., тщательная проработка деталей: Корнардский лес (1748), Вид Дедэма (нач. Это не только изобразительный и эмоциональный фон большинства его портретов.
Они исполнены в Садбери (1748-51) и Ипсуиче (1752 – около 1759), где заказчиками Гейнсборо были окрестные помещики (портреты Р. Эндрюса с женой, 1748-49, Национальная галерея, Лондон Л. Хинига с сестрой, 1750-е годы, Музей Фицуильяма, Кембридж) с особой непосредственностью и теплотой написаны образы детей («Дочери художника, бегущие за бабочкой», около 1758, Национальная галерея, Лондон и др. ). Приблизительно в это время начал писать портреты. В 1774 году художник переехал в Лондон. Среди них известный Портрет актрисы Сары Сиддонс (1784–1785, Лондон, Национальная галерея), на котором актриса в элегантном городском платье предстает человеком большой интеллектуальной глубины, страстного темперамента, волевого характера.
Он сам был способным музыкантом, профессионально владевшим виолой-да-гамба. А. С. Пушкина. Сначала Гейнсборо пишет поясные или поколенные изображения, потом появляются портреты в рост. Затем учится у портретиста и декоратора Фрэнсиса Хаймена (1708–1776) в художественной школе известной под названием академия св. О внутренней потребности ее продолжения говорит одно из его последних выражений: «Жаль покидать жизнь, когда только начинаешь что-то делать со своим искусством».
Особой лирической проникновенностью и изяществом отличаются женские и юношеские портреты Гейнсборо (Голубой мальчик, около 1770, галерея Хантингтон, Сан-Марино, США Портрет дамы в голубом, конец 70-х гг., ГЭ), а также парные и семейные портреты, в которых художник раскрывает тонкую духовную близость людей (Дочери художника, около 1759 и Утренняя прогулка – портрет У. Хэллета с женой, 1785, Национальная галерея, Лондон). В последние годы жизни Гейнсборо был увлечён созданием пейзажей на стеклянных пластинках для проецирования в «волшебном фонаре» (10 работ, около 1783, в Музее Виктории и Альберта, Лондон). Особенно это заметно в работе «Пейзаж» (Музей Уорчестера), которую Гейнсборо показал на выставке 1763 года в Обществе британских художников. Если Рейнольде изображал Сару Сиддонс в виде музы трагедии, пышно одетую и восседающую на троне, то Гейнсборо представил знаменитую актрису в жизни, в элегантном костюме для прогулки, спокойно сидящую в кресле — «Портрет актрисы Сары Сиддонс» (1784—1785, Лондон, Национальная галерея).
Художник не признавал обязательности так называемых «исторических» картин, почитавшихся Рейнолдсом вершиной живописи. А. Кузнецова. Гейнсборо пишет и пейзажи.
Гуляющая по лесу пара возникает перед нами как образец супружеской гармонии и верности. Все это придавало особую трепетность тончайшей живописной ткани его произведений. 1770 г. ), виконта и виконтессы Лигонье (1771 г. ), Элизабет и Мэри Линли (1772 г. ). Но особенно замечателен портрет Джонатана Баттла (так называемый «Голубой мальчик»), написанный около 1770 г. В нем художник прибегнул к смелому колористическому решению изобразив фигуру персонажа в голубом «вандейковском» костюме на фоне пейзажа, написанного в теплых коричневых тонах.
Томас (1727–1788) — английский художник, пейзажист и портретист. Баттола или «Мальчик в голубом», около 1770, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния). Он стоит на фоне вечернего пейзажа, выполненного в оливковых и коричневых тонах. М., 1967. Он рисовал быстро, а его зрелые работы характеризуются светлой палитрой и легкими мазками. Лучшей работой этого периода называют «Возвращение крестьян с рынка лесной дорогой» (ок.
Один из лучших пейзажей — «Возвращение с жатвы». Справа от дороги стоят два осла. В изображениях супругов Эндрюс (1748—1749, Лондон, Национальная галерея) и Ллойда Хинига с сестрой (1750-е, Кембридж, Музей Фитцуильям) несколько кукольные фигурки моделей смещены к краю композиции. Кристи, зачинателя известных и поныне торгов, 1778, Малибу, Калифорния, Музей П. Гетти). Мистер и миссис Эндрью отдыхают после полудня, посвященного охоте.
Работа над этим сюжетом являлась большой честью для молодого живописца. Мастер писал жидкими красками и очень длинными (до шести футов) кистями. Детство будущий художник провел в месте, которое сейчас называется Домом Гейнсборо.
Тонкие натуры он находит и среди простых людей. В значительной степени в пейзажах реализовался и дар Гейнсборо-анималиста.
На полотне Портрет госпожи Шеридан (ок. В те времена наиболее модным художественным направлением в Европе становился академизм. Таков портрет его племянника, Дюпона. Работая над портретами «для себя» художник в большей степени раскрывал свой талант, т. к. Он пишет любимые пейзажи и начинает практиковаться в портретах в стиле Ватто.
Описание картины подводит к мысли, что пейзажистом, как он и хотел, художник стал. В изображении же крестьянских детей ощущается знакомство мастера с творчеством Мурильо.
Особенно излюбленны художником холодные голубые тона, оттенённые мягкими перламутровыми переливами красок. Он создает их в последний, лондонский период творчества. Родился в семье торговца сукном.
Осанка подчеркивает величие актрисы. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей.
В 1748 году художник рисует картину, получившую название «Лес Гейнсборо». В творчестве Гейнсборо пейзаж играл не менее важную роль, нежели портрет. Около 1759Дата рождения: 1727Дата смерти: 1788Родился в семье торговца сукном. В своей живописи он часто обращается к теме пейзажей и окружающей природы. не было необходимости оглядываться на пожелания клиента.
За девять лет он написал их около 80-ти.
В ряде случаев Гейнсборо исполнял заказы тех же лиц, что и Рейнольдс. Столь широкий спектр источников говорит о художественной восприимчивости и открытости мастера, который умел разнородные эстетические идеи и впечатления переплавить в собственный неповторимый индивидуальный стиль. 1777), знаменитый портрет герцогини де Бофор (1780-е). Став модным художником, Томас Гейнсборо переезжает в Бат к своим сестрам. Он предпочитал пейзажи.
Томас Гейнсборо. Но в 1774 г. Гейнсборо снова переезжает в Лондон. Он сам обучал девочек рисунку и пейзажной живописи. Среди них выделяется виртуозный, но несколько холодный Джордж Ромни (1734—1802), который тяготел к классицизму, уделяя особое внимание пластике форм, чистоте и плавности линий, ясности контуров.
В лучших портретах 1770–80-х гг. Приблизительно в это время начал писать портреты. Особое влияние на него произвело искусство таких художников, как Рубенс и Ван Дейк. Ее изящный, чуть хищный профиль венчает черная шляпа с перьями, смотрящаяся на ней как корона. P. 11, 16).
Они заняты делом или отдыхают, являясь органичной частью мира, в котором живут. Не менее удачным был и вид «Чатерхау- са», написанный Гейнсборо в 1748 г. для украшения актового зала Госпиталя Найденышей. Гейнсборо подчеркивает в своих моделях не род их занятий и положение в обществе, а духовный аристократизм, утонченную интеллектуальность («Сара Сиддонс», 1783–85). Местами они углубляются или, наоборот, становятся светлее.
Баттола, около 1770, Сан-Марино, США, галерея Хантингтон), в котором Гейнсборо с особой изысканностью развивает традицию аристократического портрета в рост, сложившегося еще в творчестве Ван Дейка. Затем, при воплощении на холсте общего замысла, его фантазия превращала все это в картины природы, полные, по словам Констебла, тишины, нежности и любви. Мне кажется, что в Ипсуиче не представляли себе его значения, пока они его не потеряли.
Палитра Гейнсборо становится все более светлой и воздушной, приближаясь порой по по своему нежному звучанию к пастели. Один из учредителей Королевской академии (1768г. ). Лишь по мере продвижения к цели художник впускал в помещение больше света. В 1774 Гейнсборо переезжает в Лондон, в 1777 среди его работ, высланных на выставку академии, фигурируют портреты членов королевской семьи. Именно вот таким образом образы природы Гейнсборо так близки произведениям Констебля, особенно любившего его творчество и писавшего, что пейзажи Гейнсборо, столь правдивые и полные чувства, всегда вызывают у него слезы. В портрете аристократа Хэллета с женой (больше известном как «Утренняя прогулка») обособленность фигур и окружения сменяется их неразрывной слитностью. В первую очередь для нас важны его письма, удивительно живые, непосредственные искренние.
Уровень водоема в правой части картины выше уровня дороги в левой части, в таком случае вода должна затопить дорогу. В тот момент, когда Гейнсборо появился в Лондоне, там происходила борьба между последователями привычного барочного искусства и сторонниками нового направления — реалистической живописи. К числу непревзойденных парадных портретов этого мастера относятся портреты артистки Сиддонс (1784—85), миссис Грехем (ок. Портрет Сары Сиддонс считается портретным шедевром Гейнсборо.
Стали отличительными чертами живописи художника. Голову венчает черная шляпа с перьями.
В 1774 г. Гейнсборо вернулся в столицу, после того как стал одним из учредителей Королевской академии (1768 г. ) и его картины, представляемые на академических выставках, завоевали огромный успех. Эта и другие критические статьи сильно задевали Гейнсборо. Гармония цвета на его картинах прекрасно сочеталась со своеобразным ритмом произведений, который критики даже называли «музыкальным». Художник увлекался произведениями Уильяма Хогарта и даже копировал его стиль. Слева от дороги юноша копает гравий или песок. хуже, хотя я очень стараюсь.
1759 г. ), – держат на руках котенка. Большое влияние на молодого художника оказала живопись Ж. А. Ватто и знакомство с голландским пейзажем XVII в., особенно с работами Я. Вейнантса и Я. ван Рёйсдала. Ранние пейзажи и портреты Гейнсборо отмечены чуткостью и непосредственностью восприятия натуры, несколько наивным поэтическим очарованием (Портрет Р. Эндрюса с женой, около 1749, Галерея Тейт, Лондон). На редкость необычным был творческий метод Гейнсборо.
Рейнолдсом) английский портретист 18 века, Гейнсборо начинал как пейзажист. 1770г. ).
Мир чувств, настроений, тонкий лиризм и поэтичность характерны для творчества младшего современника Рейнольдса, крупнейшего английского живописца Томаса Гейнсборо (Thomas Gainsborough) (1727—1788). Рано проявившийся талант сформировался очень быстро.
Этот художник выиграл «битву художников» с другим талантом своего времени – Джошуа Рейнолдсом, став ведущим британским портретистом второй половины восемнадцатого столетия. Она одета как в жизни, но при этом подчеркнут ее вкус интеллект, обаяние и красота. 1787 – 1788 гг. ).
Автопортрет. В других портретах, написанных художником, как, например, «Герцогиня де Бофор», «Дама в голубом», «Утренняя прогулка» используется очень характерный колорит, где гармонически сочетаются серебристые, серые, оливковые, жемчужные тона. Колорит картины «Дама в голубом» построен на голубоватых, жемчужно-серых благородных тонах.
Гейнсборо же показывал естественную жизнь природы и жизнь человека в природе. Ее портреты писали и Рейндольдс и Лоуренс.
Лучше всего у него получаются портреты. Томас Гейнсборо – английский пейзажист и портретист восемнадцатого века. Родители назвали ее Мэри.
С прогулок он приносил с собой ветки деревьев, пучки травы, куски мха, камни. Своеобразие его манеры становится еще более очевидным, когда выясняется, что художник не получил академического художественного образования: «Я хорошо начитан в книге природы и мне этого достаточно» говорил он. Мартина, которой руководил Хогарт (1697–1764). Одним из шедевров такого жанра была картина Супруги Эндрюс (ок. Уже в 13 лет он уехал в Лондон и стал обеспечивать себя сам. Гейнсборо стремился найти нечто среднее между работами голландских и французских мастеров.
Особенно это видно в произведении «Голубой мальчик», где окружающая природа, небо, вечерний пейзаж гармонируют с меланхоличным настроением молодого дворянина, его черной шляпой, непринужденной позой. Отмечая этот парадокс известная исследовательница творчества Гейнсборо Е. А. Некрасова писала: «В некрологах его восхваляли главным образом как певца природы, почти не упоминая портретов, так что к концу жизни он наконец заслужил репутацию, о которой всегда мечтал». Томас Гейнсборо родился в 1727 г. (точная дата его рождения неизвестна, сохранилась лишь запись о крещении 14 мая) в городке Садбери графства Саффолк (Восточная Англия). Хорошенькая девушка пришла его проведать. Вот таким образом художник вынужден был вернуться в Седбери.
Главное в его портретах – поэтическое раскрытие настроения портретируемого. В нем гармонично присутствуют лиловатые, жемчужно-серые и оливковые тона. М., 1963 И. А. Кузнецова. Но, все же, наибольшим спросом пользовались портретыего кисти. Меняется стиль его работ: раньше он писал небольшие портретные группы на пейзажном фоне, теперь пейзаж становится второстепенным.
Выдающийся английский художник и рисовальщик, большой мастер портретной живописи и крупнейший пейзажист. Родился в семье торговца сукном. Причиной послужила все та же развеска картин. Техника живописи Гейнсборо эволюционирует в сторону все большей свободы, все явственнее становится фактура его мазка. Вскоре он написал первую из работ такого рода: портрет «Супруги Эндрюс» (1748–1749, Национальная галерея, Лондон).
«Портрет музыканта Фишера», ок. В том произведении Гейнсборо соединил, казалось бы, несоединяемое. Известно, что художник больше любил писать пейзажи, а не портреты.
Рассказывали, что однажды ночью, возвращаясь с партией товара, Джон был остановлен таможенником, заподозрившим его в провозе контрабанды. Это тоже были своего рода композиции портрета и пейзажа, которые изобрел Томас Гейнсборо. 1788г. ). Один из его братьев, Хэмфри, был механиком и изобретателем. Но в какой бы области ни творил Гейнсборо-в рисунках, гравюрах, картинах, будь то портреты, пейзажи или неприхотливые сельские сцены, - во всем проявлялся его пленительный дар. Гейнсборо – один из членов-основателей Королевской Академии Художеств в Лондоне (1768).
Умер 2 августа 1788 года от рака. Гейнсборо жил в годы бурного развития Англии, подъема ее экономического и политического могущества, что дало мощный всплеск расцвета искусства. Техника живописи тоже обретает все большую своеобразность. С той же неподражаемой виртуозностью, почти эскизно написаны платье героини, перья на огромной шляпе и прыгающий у ее ног шпиц.
Поверх чепца надет популярный в то время соломенный бержер с подвёрнутыми полями. Словом, через два года он уже в родном Сэдбер и зарабатывает свой хлеб насущный. Уравновешенность и спокойствие сменяются мощным движением.
Рано проявившийся талант сформировался очень быстро. Она повернулась слегка влево. В газете «Морнинг пост» была опубликована заметка, в которой рассказывалось о причинах разрыва: «Гейнсборо послал шесть портретов в рост в распоряжение джентльменов, назначенных для проведения развески, с одновременным извещением о том, что продолжает работать над другим холстом изображающим фигуры в рост трех старших принцесс и заканчивает этот холст в стиле, для которого невыгодна развеска выше пяти с половиной футов». С. 246-264). Глубокая человечность присуща его изображениям крестьянских детей (Деревенские дети, 1787, Метрополитен-музей).
Работы поражают своими размерами, фигуры даны в натуральную величину, что было не принято тогда для «низких» жанров. Она показана среди пейзажа, погруженная в свои мысли. Это желание сбылось лишь отчасти. Первым его учителем был известный французский рисовальщик Юбер Гравело (1699–1773), работавший в Лондоне. И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе».
ГЕЙНСБОРО (Gainsborough) Томас (крещён 14. 5. 1727, Садбери, графство Суффолк – 2. 8. 1788, Лондон), английский художник и рисовальщик. он пишет лошадей, пасущихся коров, пробегающих или дерущихся собак. Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. Живописная манера Гейнсборо отличается «акварельной» легкостью, воздушностью («Портрет Р. Эндрюса с женой», ок.
Около 1740 года приехал в Лондон, где обучался в студиях различных художников (Ю. Уже в семнадцать лет он открывает собственную мастерскую. Вообще у Гейнсборо отсутствует «читабельная» структура замкнутых и «законченных» холстов других английских мастеров XVIII века, будь то Райт из Дерби, Стаббс или кто-то другой. Им стал «Портрет в рост на пейзажном фоне». Большой ценитель музыки, художник познакомился в Бате с композитором К. Ф. Абелем, со многими знаменитыми музыкантами и актерами, которые стали героями его портретной живописи («Портрет Абеля», ок.
У неё изящный профиль. Но, несмотря на усталость, он весь в работе. Художник подчеркивает интеллект молодой женщины, ее обаяние изящество, вкус, не прибегая к аллегориям. То, что было оставлено Гейнсборо людям, навсегда сохранит любовь к нему. Даже став портретистом, он продолжал использовать пейзаж в композиции своих картин.
Постепенно, сложился индивидуальный стиль его письма. Именно Гравело познакомил молодого Гейнсборо с Хогартом — крупнейшим художником, чья «Девушка с креветками» поныне считается одной из вершин мирового noтретного искусства. Но они продавались плохо и художник перешел к портретной живописи, соединив портрет и пейзаж в «Портрете четы Эндрюс», чьи образы близки к образам произведений английской сентиментальной литературы. Возможно, одним из его учителей был Г. Гравело.
Он известен также своей графикой. Многие композиции этого периода отмечены особой праздничной нарядностью, а порой приобретают даже налет театральности. Тогда же он пишет животных, собак, показав себя прекрасным анималистом. Композиционное решение у Гейнсборо простое – он располагает фигуру посередине холста. Он старается создать слияние портрета с окружающей средой.
Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо. Томас Гейнсборо стал увлекаться творчеством ещё в детстве. Кажется, само движение руки и кисти художника подчиняется этой звучащей в нем музыке. Но с 1780 года его влияние усиливается.
В них легко узнаются окрестности родного художнику Суффолка. В 1960 г. она была приобретена Лондонской Национальной галереей. Охотничий костюм, кремневое ружьё, собака, расслабленная и непринужденная поза Роберта Эндрюса подчеркивают его социальный статус (нетитулованный мелкопоместный дворянин, довольно обеспеченный). В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее. Болезнь, к счастью, прошла, но осталась усталость, которая продолжала накапливаться. Художник часто изображал своих дочерей, особенно в их детские и юношеские годы.
Реальность пейзажей Гейнсборо была своеобразной. 1770-х гг. ) и портрет трагической актрисы Сарры Сиддонс (1785 г. ), так же, как и пейзажи «Водопой» (1777 г. ), «У дверей хижины» (1780 г. ), «Рыночная повозка» (1786 – 1787 гг. ) и самая последняя, не сохранившаяся картина «Дровосек» (ок. В 1750 году семья переезжает в Ипсуич.
Гейнсборо считал себя по преимуществу пейзажистом. Нередко, в его портретах можно встретить чуть ироничную перекличку крепко стоящей на ногах фигуры – с могучим стволом раскидистого дерева лица человека, сидящего за столом и узкой морды дремлющей собаки силуэта сидящей в кресле женщины и, например, виолончели.
Портретное искусство давалось ему не менее хорошо. В 1746 г. они обвенчались. Недаром Рейнолдс говорил, что «вблизи живопись Гейнсборо производила впечатление хаоса, а на расстоянии магическим образом приобретала форму и все вставало на свои места». В отличие от других известных мастеров, Гейнсборо никогда не пользовался услугами подручных. «Портрет Сары Сиддонс» подчеркивает ее обаяние и мечтательность.
Изображая родных и близких, художник позволял себе наибольшую свободу письма. Любимая цветовая гамма Гейнсборо в работах позднего периода слагалась из серебристых тонов и ее изысканная гармоничность стала одной из стилевых примет Гейнсборо-портретиста. Затем он изображал установленные таким образом пейзажи как настоящие картины природы. На этот раз его желание было выполнено и картины развешены так, как этого хотел мастер. В начале 50-х Гейнсборо пишет своеобразные «портреты в пейзаже», дающие новое решение взаимоотношения фигуры и окружающей природы. Он ошибся, прожил со своей подругой счастливую жизнь и вырастил любимых детей.
Воздушные, залитые светом, они рождают ощущение безмятежного и радостного бытия. Таковы его картины «Водопой» из собрания Уайтбреда, «Возвращение с жатвы» из музея в Бирмингеме, «Отправление на рынок» из Галловей колледжа и др.
С начала 80-х создает серию больших картин, на которых обращается к крестьянской теме: Девочка с кувшином (1785, Англия, собрание Бейта), Деревенские дети (1787, Нью-Йорк, Метрополитен музей). Но портреты, которые они пишут, совершенно различны по манере, технике, колориту. В большинстве своем они изображают самых разных людей на фоне восхитительного пейзажа. Это были заказы от местных торговцев и сквайров. Т. Смиту в мае 1797 года: «В своем последнем письме я обещал написать и рассказать, что мне удастся узнать о Гейнсборо.
Его собака уже устала ждать хозяина и уснула рядом. Все это объединено, пронизано чисто английским ощущением света. Жил мальчик в столице у серебряных дел мастера. Больше всего он интересовался пейзажами, делал зарисовки растений. Глубокие чувства объединяют сквайра Халлета и его жену в портрете, получившем название «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Но это был четко рассчитанный эффект.
Техника его легка и виртуозна. Тогда художник соединяет портрет и пейзаж – это впервые случилось в 1749 г. Более 200 лет картина находилась в собственности семейства Эндрюс и была скрыта от глаз широкого зрителя. Единственная его работа, находящаяся в России, Портрет герцогини де Бофор (1770-е, С. -Петербург, Эрмитаж), поражает не только внешней эффектностью, но и поэтичностью и одухотворенностью. В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. Жизнь и учение его в Лондоне почти неизвестны.
Начав с лепки мелких фигурок животных, в 10 лет уже писал пейзажи. Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. Кроме того, Томас Гейнсборо успевал рисовать и пейзажи. В пору расцвета своего таланта он откровенно признавался другу Джонсону: «Меня тошнит от портретов и мне ужасно хочется уйти в какую-нибудь милую деревню, где я мог бы писать пейзажи и наслаждаться последними годами моей жизни в покое и тишине». Печать оригинальности лежала на всем, что бы он ни сказал или сделал. 1777г. Пейзажи этого периода, в отличие от ранних работ художника, непрозрачные имеют более теплую цветовую гамму.
Лучшими из них признаны «Водопой» и «Повозка, едущая на ярмарку». 1768 г. ), Эдварда Гейнсборо-Дюпона (ок. Они заставляют вспомнить, такназываемые, «сцены собеседования» — специфическую разновидность английского группового портрета XVIII века, типичную для раннего творчества Гейнсборо.
Выбор оказался весьма удачным. И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе». Ему следовало бы заимствовать скромную расцветку у сэра Джошуа Рейнолдса». Этим он и начинает заниматься. Не ставя себе целью достичь буквальной правды в передаче видимого, Гейнсборо ищет своего рода эмоциональную правду – правду чувств. Колорит построен на гармонии нежных оливково-серых, зеленовато-палевых и серебристо-голубых тонов («Портрет герцогини де Бофор, 1770-е гг.
В Лондоне он пишет в смелой живописной манере превосходные парадные портреты королевских особ (Георга 111 и его жены Шарлотты, принца Уэльского), признанных красавиц того времени Мэри Грэм (1775 – 1777 гг. ), Элизабет Шеридан и герцогини Девонширской (оба в 1783 г. ), многих видных политических деятелей и людей искусства. Между тем многие лучшие произведения художника к тому времени еще не были написаны. Он обращается к изображению обнаженного тела: Купание Дианы (ок. Бесчисленные голубые, жемчужно-серые, лиловатые и оливковые тона составляют красочную симфонию этого замечательного портрета.
В Ипсуиче Гейнсборо действительно получил немало заказов на портреты от местной знати. Ок. Гейнсборо Томас (Gainsborough) (1727-1788), английский художник и рисовальщик. В 1777 году Гейнсборо после большого перерыва принимает участие в Академической выставке, где им был представлен «Водопой» — ответ художника на «Водопой» Рубенса.
1750г. ). Четвёрка лошадей, пьющих воду из ручья», 1760-65, галерея Тейт «Водопой», 1777, Национальная галерея, Лондон «Повозка, едущая на ярмарку», 1786-87, галерея Тейт и др. ) во многих работах реализовался также дар художника-анималиста. Таковы портреты знаменитой леди Гамильтон, которую он писал неоднократно, портрет кокетливо-изящной Харриет Грир (1781, Санкт-Петербург, Эрмитаж) в широкополой шляпе с белым пером. Лит. :, Т. Гейнсборо. Особенно Гейнсборо удавались женские образы.
Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. Позже накопленные таким образом мотивы подсказывали композиционные решения полотен. Пердитта (Портрет Мэри Робинзон) (1781–1782, Лондон, Коллекция Уоллес) – пример этой новой манеры художника. Так написан «Голубой мальчик», где художник, с одной стороны, развивает традиции аристократического портрета, заложенные еще Ван Дейком, а с другой – вкладывает в него нечто интимное, музыкальное, оригинальное. К 32 годам у него «выстраивалась очередь» из желающих, чтобы он нарисовал их портрет.
Он родился в семье суконщика в местечке Садбери в Суффолке (восточная Англия), с детства проявил способности к рисованию и в 13 лет был отправлен на учебу в Лондон. Столь же существенно и значение ритма.
Уже в ранних своих работах Гейнсборо создает своеобразный тип портретной композиции. 1783, Вашингтон, Национальная галерея) художник изображает жену драматурга Шеридана. Эндрюс держит ружье, около него стоит охотничья собака. Чтобы быстрее добиться успеха и поправить материальное положение, художник решает перебраться в провинцию.
Пейзажи продавались плохо и Томас все больше концентрируется на портретах. Работая над портретом старшей дочери Мери (1749-1826), Гейнсборо отказался от пейзажного фона, который эффектно гармонировал с его возвышенными образами. Уже в «Портрете Мери Грэм» (1775—1777, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) ярко высвеченная фигура молодой женщины в восхитительно написанном платье дана на фоне тревожного закатного неба и романтической, увитой плющом колонны. Лишь время от времени юноша посещал различные художественные мастерские.
Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. V. 6. В 1745 году Томас Гейнсборо открывает в Лондоне собственную мастерскую. Но художник не следовал ему – был слишком индивидуален.
Художник работал жидкой краской и был мастером тончайших лессировок. Все основные заработки художник получал от написания портретов. 1784–1785, Англия, Букингэмский дворец).
Художник часто вводил в портреты музыкальные инструменты: скрипки, виолончели и т. д. Мартина Гюбер Франсуа Гравело. В 1774 году Гейнсборо и его семья переезжают в Лондон.
1748–1749, Лондон, Национальная галерея). Лучшей была признана работа «Два мальчика-пастуха с дерущимися собаками» (ок. Но Томас Гейнсборо продолжает писать портреты, особенно женские.
Картины «Утренняя прогулка» или «Собиратели хвороста» отличаются мастерской композицией, близостью и любовью к природе, теплотой и простотой отношений между собой. На лице легкий румянец, серьезно смотрят карие глаза. Преобладающими тонами, особенно на переднем плане, становятся оранжевый, красноватый, розовый. Ф. Гравло и др. ) изучал европейскую живопись 17-18 века в английских коллекциях (голландских пейзажистов, творчество А. Ватто и мастеров французского рококо, также У. Хогарта и А. Рэмзи).
Однако Гейнсборо не интересовали оба эти направления. Слишком горячо. Мать звали Сюзанной. Вместе с Фрэнсисом Хейманом Томас помогал декорировать лондонский развлекательный сад Воксхолл-гарденз. Особенности живописной манеры Гейнсборо ясно выступают в «Портрете герцогини де Бофор» (. ) или «Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж).
1760 г. ), графини Мэри Хоу (1763 – 1764 гг. ), миссис Кристофер Хортон (1766 г. ), герцогини Монтегю (ок. Сам Гейнсборо признавался в письме Джексону: «. Здесь же он познакомился с очаровательной Маргарэт Барр, побочной дочерью герцога Бофора. Эти холодные цвета и виртуозная живописная техника. Он был одним из основателей Королевской Академии живописи. Среди работ Гейнсборо — портреты Сары Сиддонс (1783–1785), миссис Грэхем (1777), герцогини де Бофорт (1770-е), «Дочери художника» (1759), «Голубой мальчик» (1770) и др.
Таким образом Гейнсборо передает благородство своих моделей.
Одно из наиболее известных произведений, которое в это время написал Томас Гейнсборо, – «Портрет мальчика в голубом». Меняется стиль его работ.
Это был шаг кардинальный, свойственный пылкому сердцу художника. ПЕЙЗАЖ занимает особое место в творчестве мастера. Произведения Гейнсборо не только составили славу английской школы портрета, но и позволили ему войти в ряд крупнейших живописцев Европы.
3) с моей публикацией нескольких писем художника (E. Своенравный и незавимый темперамент будущего живописца влек к деятельности «на свой страх и риск». На одном из них (1756 г. ) они бегут за бабочкой, на другом, незаконченном (ок.
С особой любовью художник изображал людей искусства – музыкантов, композиторов, актеров (портреты Анны Форд, 1760 г. Дэвида Гаррика, 1769 г. и др. ). Он шел за своей интуицией, за собственным чувством света и цвета. После возвращения он написал «Долину в горах», в которой постарался передать впечатления от поездки. Большинство из них остались незаконченными. В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество.
Он копировал их картины и пользовался их техникой в создании своих собственных полотен. Там он жил до 1749 года.
Именно это сделало настоящим мастером такого художника, как Томас Гейнсборо. Художник часто писал свои композиции с изображением людей на фоне английских пейзажей. Английский художник и график, крупнейший мастер национальной школы живописи.
Импульсивность и непредсказуемость его натуры находила отражение в отношении к моделям, а также — в степени законченности портретов, на первый взгляд казавшихся подмалевками. «Я абсолютно теряю всякое представление о человеке, если сразу же не достигаю сходства» говорил он часто. Восторженно отзывавшийся о нем известный актер Д. Гаррик писал: «. Нарочитое позирование персонажей (часто членов одной семьи) на фоне пейзажа, символизировало естественноесуществованиесреди природы. В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество.
Эти слова сказаны современником о Томасе Гейнсборо, английском живописце XVIII века. Свидетельством дружеских связей Гейнсборо с артистической средой стали портреты композиторов И. К. Баха (1776, Музыкальный лицей, Болонья), К. Ф. Абеля (около 1777, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния) и И. К. Фишера (около 1780, Букингемский дворец, Лондон), актрисы Сары Сиддонс (около 1783-85, Национальная галерея, Лондон). В отличие от многих современников Гейнсборо не принадлежал к академическому направлению. В портретных работах пейзажный фон играет значительную роль. Его пейзажи естественны, довольно часто обобщены и сильно напоминают картины природы, окружавшие его в детстве в родном городе, несмотря на то что при взгляде на них нельзя было узнать какое-то определенное место.
Его не интересует ни профессия, ни общественная роль изображаемого лица. В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. Таким же рисуется и он сам в воспоминаниях своих современников: щедрым и бескорыстным, общительным и располагавшим к себе, умевшим облекать в шутливую форму свои тонкие и умные наблюдения, не навязывая их никому. Довольно часто он писал пейзаж не в солнечном, а в лунном свете, полагая, что от этого все элементы «кажутся красивее, так как свет и тень ложатся более широко». В Бате коренным образом изменилась и живописная манера мастера. Чаще всего он располагает фигуру посередине холста.
Зрелый стиль Гейнсборо сложился под влиянием ван Дейка и Ватто. Ранний период творчества мастера прошел в небольших городках Садбери (родине художника) и Ипсвиче, где его заказчиками были главным образом окрестные помещики. В десять лет он уже писал пейзажи, лепил фигурки животных и даже создал миниатюрный автопортрет. Эти качества особенно проявлялись в его частых деловых поездках во Францию и Голландию. Нужда не заглядывала к нему дом ибо его супруга (по некоторым данным, незаконная дочь герцога де Бофор) принесла ему в приданое небольшое состояние. Так уверенно и твердо начинал свой путь молодой человек, которому суждено было стать гордостью английской школы живописи одним из тончайших портретистов мира. Искусство Гейнсборо складывалось под воздействием широкого круга живописцев.
Один из его биографов писал: «Гейнсборо был прирожденным живописцем. В парных портретах английской аристократии он передает состояние нежной дружбы, согласия душ, звучащих в унисон друг с другом и с природой («Утренняя прогулка», 1785). Вот таким образом данная картина не отражает какого-либо определенного места его родного города. Через год произошел окончательный разрыв Гейнсборо с Королевской академией.
В советской искусствоведческой литературе Гейнсборо посвящен небольшой раздел в «Мастерах искусства об искусстве» (т. Но художник видел этот пейзаж именно в такой композиции и не иначе.