Хотя это имя (Герхард Рихтер) и ассоциируется с самыми популярными и дорогими картинами на рынке современного искусства, как человека его мало кто знает по-настоящему. На торгах аукциона Сотбис, которые прошли в Лондоне в эти выходные, картина немецкого художника Герхарда Рихтера «Абстрактная картина» была куплена неизвестным коллекционером за 34 миллиона, тем самым поставив новый рекорд по цене картины, проданной еще при жизни художника. В октябре 2012 года картина Герхарда Рихтера, написанная в 1984 году, была продана за рекордную цену для сделки, совершенной еще при жизни художника. Первые картины, написанные на основе найденных фотографий, Герхард Рихтер создал в 1962 году.
Слова художник делил так, чтобы зритель не сразу понимал смысл. Сегодня он говорит: Вот так. Серия из четырех больших (260х200 см) абстрактных полотен создана Рихтером под впечатлением от фотографий, сделанных в главной части концлагеря Освенцим в 1944 году. В 1971 году Рихтер снова начал работать с темой атласа цветов. С конца 1950-х Эд Рушей начал рисовать слова.
Так оно и вышло: 17 мая 2001 года на Christies работа Наумана 1967 года «Беспомощный Генри Мур (вид сзади)» (Henry Moore Bound to Fail (Backview) поставила новый рекорд в сегменте послевоенного искусства. С одной стороны, это шкаф-витрина с муляжами таблеток (6136 пилюль), по сути, классическая инсталляция. Это самое близкое изтого, что можно сделать, чтобы помнить обэтом». Хотя в случае с Рихтером похоже, что включение в пантеон «великих» произошло уже при жизни художника. В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом.
Именно он и имеет решающее значение». В начале 60-х там преподает монументальную скульптуру Йозеф Бойс. Этот постоянный поиск составляет суть его творческого метода. Однако мы ведем ранжирование в пересчете на доллары, вот таким образом (да простит нас «Золотой телец») лучшей продажей Херста мы будем считать все же «Сонную весну».
Рекорд «Фальстарта» сначала затмили работы молодых и амбициозных Дэмиена Херста и Джеффа Кунса. Издесь мыснова сталкиваемся смногослойной реальностью ипредставлениями оней. Позднее наброски были подвергнуты техническому процессу воспроизведения и масштабированию, ставшему ключевой рабочей процедурой для преимущественно крупномасштабных жестовых «Абстрактных картин», которые Рихтер создавал начиная с 1976 года.
А вот Рихтер до российской столицы не добрался. Рихтер же настаивал на том, что далек от политики. Как все у Каттелана. Пусть работа выполнена и не из золота (материалом послужила нержавеющая сталь) и размером она явно побольше обычного кулона (скульптура высотой 2, 7 м весит 1600 кг), но зато имеет сходное назначение. Эксперименты в духе лучизма и минимализма с линейной перспективой, многочисленными точками схода и разноцветными абстрактными треугольными формами в итоге принесли Гротьяну мировую славу. А полгода спустя, 8 мая 2012 года на торгах послевоенного и современного искусства Christies в Нью-Йорке «Абстрактная картина (798-3)» 1993 года ушла за рекордные 21, 8 млн (с учетом комиссии). Практика синекдохи (в традиции реализма) сулила некое сопротивление и противостояние тотальности мифа в масскультурных формах репрезентации, руководящих повседневной жизнью: спектаклю потребления и потреблению спектакля.
Денег на масляную краску для художников ему тогда не хватало. Сэтого диалога начинается совершенно всё». «Тайная вечеря»— самое крупное (2, 2 4 метра) полотно Фаньчжи в серии «Маски», охватывающей период с 1994 по 2001 год.
Вещь странная. Анедавно онпоступил абсолютно наоборот— предоставил краске полную свободу. У него и сейчас там сохраняются две мастерских. Тем не менее желание «ничего не изображать» на деле представляет собой радикальное отрицание исторически определенной изобразительной ценности цвета и становится изображением материальности анонимного цвета. С 2004-го по 2008 год цены на его живопись выросли втрое. Одной из самых знаковых картин, конечно, остается «Бетти» – портрет девушки, сидящей вполоборота к зрителю.
Однако в отличие от рекламного языка поп-арта, работы Рихтера полны более глубинных тем — он не заигрывает с реальностью, а исследует ее образы в абстрактной и фигуративной живописи. Получившиеся фотографии были организованы двумя разными способами: в последовательном порядке, представленном здесь под обложкой книги и живописным образом в форме решетки». Онзадал себе один вопрос: можноли нарисовать картину помотивам этих событий.
Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии». Давайте лучше поговорим о кино. Ниодна картина неможет показать реальность Биркенау. Именно эти представления о живописной практике саморефлексии и самореферентности были открыто отвергнуты Рихтером, когда он заявил: «нет такой краски на холсте, которая не означала бы ничего кроме и ничего более себя самой иначе Черный квадрат Малевича был бы лишь дурацким слоем краски». —Тоесть документальные образы реальных событий живут внутри картин, словно привидения». В двух случаях весь спектр «смысла» этой техники приобретал в его творчестве показательную значимость, что побуждает взглянуть на «Абстрактные картины» как на категорию произведения вообще. Одна из таких «меандровых» работ — «The Attended» — на торгах Sothebys в ноябре 2013 года была продана за 10, 917 млн с учетом комиссии. «Я не следую никакой особой цели, системе и направлению, — говорил он на том этапе, — у меня нет программы, стиля, курса следования».
Цены на работы немца продолжают расти. В 1970-х годах Рихтер написал серию картин в духе минимализма, озаглавленных «Серое», которые представляли собой плоские и монохромные поверхности. Эти «буквенные» работы воспринимаются как часть городского ландшафта, как нелегальное граффити, нарушившее чистоту поверхности какого-то уличного объекта. Рихтер же настаивал на том, что далек от политики. установлении элементарных форм как наиболее важных для пластических искусств – форм, зачастую взятых из контекста повседневной жизни (см. Онвзял эти фотографии исоздал черно-белые фигуративные рисунки.
Официальное советское искусство, соцреализм, непривычная еще тогда для Китая масляная живопись (в противовес традиционной китайской росписи тушью) в 1950-е годы были на пике популярности и в Пекинский художественный университет на три года (с 1954 по 1957) приехал преподавать советский художник Константин Мефодьевич Максимов. Одного отрицать нельзя: инсталляции Джеффа Кунса стоят сумасшедших денег. Так называемые «Абстрактные картины» Рихтера – серия, начало которой было положено где-то в 1976 году и которая с тех пор претерпела множество едва уловимых трансформаций – вызвали (по множеству поводов и, в частности, среди американской публики) вопросы относительно их исторического места и эстетического подхода художника. – Что с камерой. И хотя сложно классифицировать неисчислимые различия этой полярности, можно определить некоторые из ее специфических характеристик – например, морфологическую полярность представленных сюжетов, как в решительных пастозных мазках «Городских пейзажей», которым противостоит легкая прозрачность «Облаков».
Среди авторов, повлиявших на становление Мардена, — Джексон Поллок (в начале 1960-х Марден работал охранником в Еврейском музее, где воочию наблюдал «дриппинги» Поллока), Альберто Джакометти (познакомился с его работами в Париже) и Роберт Раушенберг (какое-то время Марден работал его ассистентом). Для Каттелана этот образ — приглашение к размышлению о природе совершенного зла и способ избавления от страхов. Напротив, он «хотел сделать что-то, что не имело ничего общего с искусством, композицией, цветом, творчеством и т. д». И понял, что ему всегда были интересны линия и цвет.
На ней он представил так называемые «Черные картины» — полотна, закрашенные параллельными черными линиями с тонкими промежутками незакрашенного холста между ними. Кстати, западному зрителю скульптура «Him» хорошо известна. Это было академическое признание. Этот процесс опосредования изначальной, прямой, органической живописной деятельности (органической в смысле традиционного определения художественного знака, предположительно передающего непосредственное и содержательное присутствие трансцендентного опыта) при помощи различных стадий и практик механического конструирования живописного знака (фотографического фиксирования предположительно подлинного и непосредственного следа выражения, его перенесения и увеличения изменения масштаба и живописной реализации) является явным сюжетом рихтеровских «Абстрактных картин» (уже в 1919 году Любовь Попова заявила, что «фактура – это сюжет живописи»).
В 1970-е Стеллу пленили огромные лекала, с помощью которых красят корабли. Эд Рушей наслаждается этой неопределенностью. Работа, к слову имеет довольно необычный формат.
На торгах Sothebys 12 мая 2015 работа «Без названия (RIOT)» была продана за 29, 93 млн с учетом Buyers Premium. В 1961 году Герхард Рихтер становится политическим беженцем и оказывается в ФРГ. В начале девяностых Ларри Гагосян произнес пророческие слова: «Настоящую ценность работ Наумана нам еще только предстоит осознать». Фотореалистичные изображения размыты, как будто они промелькнули в старой черно-белой кинохронике.
Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание. «Полихромное и сложное» – эти слова Рихтер использовал для обозначения качеств картин, созданием которых он хотел заняться. И в своей оценке он не ошибся. Точно копируя фотогафии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти — они были «жертвы идеологизированного поведения как такового». При этом «Пальцы» (1970), «Зеленые картины без названия» (1971) и «Размытые картины» (1973) теряют видимость объективной плотности – в отличие от написанных фотографий, полной противоположностью которых они являются, – но приобретают в плане автономии живописного дискурса.
Рассматривание поверхности его «Абстрактных картин» подобно раскопкам: на них следы разнообразных «фигур» проглядывают сквозь разрывы многочисленных красочных слоев. Что значит Him.
Словом, я пока не вижу синтеза между идеологией и поэзией (понимая поэзию в весьма обобщенном смысле, как поиски неотчуждаемого смысла вещей)». Исследованиям Герхарда Рихтера в области абстракции посвящена экспозиция в Еврейском музее и центре толерантности, в которую вошли ключевые работы, созданные в период с 1973 по 2016 годы. Художник вернулся в Париж, откуда началась его мировая слава.
Рихтер же настаивал на том, что далек от политики. Долгие годы ничто не предвещало того успеха, который обрушился на Рихтера сейчас. Но как тогда фиксировать весь процесс: от выбора краски, до ее появления на холсте, включая моменты раздумий художника, его переходы от одного холста к другому, его взгляд, движение кисти. Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание.
Сделанный из гипса и воска слепок связанных за спиной рук Наумана ушел с молотка за 9, 9 млн в коллекцию французского магната Франсуа Пино (по другим данным, американки Филлис Уоттис). Американец Брюс Науман (1941), обладатель главного приза 48 Венецианской биеннале (1999), долго шел к своему рекорду. Всвоих работах ондвигался отфотографии ирепрезентации кабстракции, шаг зашагом. Разницу в цене кто-то «объяснял» тем, что у зимы таблетки более блеклые.
Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание. В ближайшем будущем Каттелан обещает установить золотой унитаз в Музее Гуггенхайма. В отличие от многих других минималистов, добивавшихся идеального качества произведений, как будто отпечатанных машиной, а не нарисованных человеком, Марден сохранял следы работы художника, сочетал разные материалы (восковые и масляные краски). Таким образом, чужое присутствие было бы сведено до минимума.
Я не могу сказать, что не доверяю реальности. И хотя у нас нет оснований полагать, будто Рихтер изменил свое отношение к живописи лишь из исторического оппортунизма (между прочим, довольно рано, поскольку в 1976 году последующую перемену живописной эстетики было еще трудно предугадать), по крайней мере два больших проекта, «Зеркала» 1981 года и огромные, размером с мураль, желтые «Мазки» 1980 года, уже бросали вызов (а то и вовсе противоречили) его претензии на традиционалистскую позицию относительно придания смысла живописным структурам. Тему параллельных линий с тонкими разделительными полосками Стелла продолжил в работах на алюминии и меди. Так же, как для Уорхола произведением искусства стала банка супа, для Эда Рушея таковыми стали обычные слова и фразы, взятые им то ли с рекламного щита или упаковки в супермаркете, то ли из титров кинофильма (Голливуд всегда был у Рушея «под боком» и в отличие от многих коллег-художников Рушей уважал «фабрику грез»).
Относительно этих четырех картин идущих под общим названием «1024 цвета в 4 перестановках», сам художник в 1973 году писал: «Меня завораживает своего рода искусственный натурализм например, если бы я изобразил все возможные комбинации, свету бы понадобилось больше четырехсот миллиардов лет, чтобы пройти от первой картины до последней. Художники осваивали поп-арт с помощью подручных материалов: рекламных объявлений, фото из «глянца» и других предметов развитого консюмеризма. Доволен он -она продолжает жить. С 1975 года особым элементом его произведений становятся крепления, дизайн которых Райман разрабатывает сам и нарочно оставляет их видимыми, подчеркивая его работы «настолько же реальны, насколько реальны стены, на которых они висят». И если первое утверждение предполагает, что тропами рихтеровской живописной риторики являются парафраз и цитирование, пародия и повторение, то второе (очевидное, но показательное заблуждение) предполагает, что его дилемма – это дилемма запоздалого виртуоза: он овладел ремеслом и мастерством в тот самый момент, когда практики производства визуального смысла стали использовать другие возможности, требующие других техник и когда смысл, произведенный поздно приобретенной виртуозностью, порождает пустой дискурс. В 1958 году Рихтер побывал в городе Касселе (территория Западной Германии) на выставке современного искусства, называемой Документа. Еще один реверанс месту, где все происходит, Еврейскому музею.
Цикл посвящен эволюции китайского общества под влиянием экономических реформ. Одна из наиболее известных серий — работы 1989 года, в которых он показывает узников «Фракции Красной Армии», левой террористической группировки. Тема политики занимает его не раз — абстрактная серия «Биркенау» (2014), представленная на выставке в Еврейском музее, посвящена узникам концлагерей. Онзанимается образом— тем, что напоминает реальность, ноейнесоответствует. Вам кажется, что высмотрите нанастоящие картины, новысмотрите насамом деле нарепродукцию.
Все это художник трансформировал в живописные портреты, пейзажи и городские панорамы. На дворе был 1987 год и дальнейшие поиски художником слов и фраз для своих «буквенных» работ отражают противоречивый дух этого времени. Картину «Без названия (S III Released to France Face 43. 14)» выставил парижский коллекционер Патрик Сегин с оценкой в 13–16 млн и поскольку продажа лота была гарантирована третьей стороной, то установлению нового персонального аукционного рекорда 49-летнего художника никто особо не удивился. Мыживем вмире, где доминирует медиа: только подумайте, какими мыпомним исторические события, например, 9/11.
Текущий рекорд составляет аж 58, 4 млн. Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии». Говоря о предельном упрощении и стилизации форм, о композиционном решении картин, когда разрозненные контуры глаз, ртов словно смотрят на нас из лесной чащи исследователи отмечают связь «Лиц» Гротьяна с искусством первобытных племен Африки и Океании, тогда как самому художнику попросту «нравится образ глаз, смотрящих из джунглей. Потом была рекордная продажа за 33, 6 млн картины «Спящий инспектор по пособиям» кисти Лусиена Фрейда (ныне уже покойного, а значит, не участвующего в этом рейтинге). Мне кажется удивительным, что всамом начале своей карьеры онуже пытался понять то, чем занимался всю дальнейшую жизнь. Таким образом, подчеркнутое утверждение смысла живописи у Рихтера не позволяет воспринимать его картины в категориях антиживописи (как он однажды определил свой предыдущий подход). Это произошло 18 мая 2017 года.
Науман начинал свою карьеру в шестидесятых. Вместе с Уорхолом, Лихтенштейном, Уэйном Тибо и другими певцами массовой культуры Эдвард Рушей в 1962 году принял участие в выставке «Новое изображение обычных вещей» в Музее Пасадены, ставшей первой музейной экспозицией американского поп-арта.
«У содержания нет формы, — говорил Рихтер. — Оно само— форма». Ничего, кроме материала и техники, не имеет значения. Потом тебя озаряет, что ты не можешь осознать реальность. Роберт Райман (1930) не сразу понял, что хочет стать художником. Произведение «Золотой телец» — огромное чучело быка в формальдегиде, увенчанное золотым диском, — принесло аж 10, 3 млн (18, 6 млн).
В 2004 году состоялась ретроспектива Джона Каррена в Музее Уитни. Однако он забыл сказать, что они будут опосредованы изменением масштаба и фотографической технологией или что их «фактура» сдвинется от непосредственного к сконструированному или что каталог живописных приемов – память живописи – вдруг предстанет проявлением спектакля внутри практик самой живописи или что все это покажет, насколько занятие высоким модернистским искусством живописи уже смирилось с исторической участью существования в самой культуре спектакля в качестве практики, продолжающей существовать вне этой тотальности, живопись стала ее самой излюбленной областью. Напротив, он «хотел сделать что-то, что не имело ничего общего с искусством, композицией, цветом, творчеством ит. д».
Но в 2007 году все изменилось. Но в середине 60-х Рихтер полностью перешел к абстрактной живописи. Он «играл» с элементами рекламы своего времени, включая в полотна стилизованные под рекламные плакаты шрифты и символы. Что ж, эта «поверхность с краской на ней» в случае, если это работы Фрэнка Стеллы, сегодня может стоить миллионы долларов.
Именно они, как правило, устанавливают рекорды на аукционах. «Это самая ранняя работа изтех, что представлены здесь, — 1957 года. Я хотел написать четыре великие многоцветные картины». Пропускаем визит на вторую Documenta и знакомство с абстракциями Джексона Поллока и Лучо Фонтаны, а также начало 1960-х, когда появилась группа «Капиталистический реализм», в которую вместе с Рихтером входили Зигмар Польке и Конрад Лойг. Апотом вдруг что-то щелкает вголове иобраз принимает форму.
За исключением «Эмы», датируемой тем же периодом, «Цветовые шкалы» Рихтера были первыми картинами, в которых художник использовал цвет. По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть». Пауза, после которой следует ответ: Да, синий цвет испортил бы картину.
Первый этап творчества Мардена отдан классическим минималистским полотнам, состоящим из цветных прямоугольных блоков (горизонтальных или вертикальных). Картины Дойга красочны, сложны, декоративны и не провокационны. Одно из самых известных его произведений американского периода — картина «Всплеск» — представляет собой изображение снопа брызг, поднявшегося из бассейна вслед за прыгнувшим в воду человеком. Картины творят, что хотят. 1932).
Серия «Абстрактные картины» появилась, по свидетельству Рихтера, как ответ на серию крупноформатных монохромных картин, созданных в 1975 году с использованием полумеханических живописных процедур (валики, губки). Понятно, что речь точно не идет о воспевании образа фюрера. Они также были первыми картинами, в которых Рихтер перестал обращаться к проблеме фотографической репрезентации и ее отношения к референту. Следующие пятнадцать лет Рихтер работал на стыке живописи и фотографии. «Серое» – подтверждение для Рихтера того, что реальность всегда останется ускользающей, а любые попытки передать ее будут обречены на неудачу.
Будучи характерной для традиции модернизма, она является одновременно техникой и процессом производства, преобразующим конвенции интерпретации и видения и именно в этом преобразовании демонстрирует свою действенность «смысл» работы. Но вместе с тем именно в этом автономном живописном дискурсе его язык становится пустым языком (полным объективной иронии). Дальше начались рекорды Герхарда Рихтера. В буквальном смысле.
Ивыпонимаете, что это, например, человек— или стул. Подобно тому как перестановка серийных цветовых полей создает на картинах, для которых характерна чистая автономия материальности цвета, нейтральный и объективный формальный гештальт (одинаковые серии равных прямоугольников), «Серые картины» определяют себя как работы чистой живописной практики в цветовом гештальте, который нейтрально и объективно окрашен в монохромный серый. Следуя взглядам поизгибам линий «Агады», действительно ощущаешь ееневероятную энергетику, тайну, собственную внутреннюю жизнь, которая обнаруживает себя нетолько инестолько вдинамике изображения, сколько вчем-то невыразимом, что неподдается объяснению. Ниодна картина, ниодна фотография непокажет, что случилось. 9 ноября 2011 года на аукционе современного и послевоенного искусства Sothebys масштабная «Абстрактная картина (849-3)» 1997 года ушла с молотка за 20, 8 млн (13, 2 млн).
И хотя он отличается от двух вышеприведенных примеров, процесс структурного преобразования в «Абстрактных картинах» в сущности не меняется, даже если результатом исследования становится другая картина (а не фотографическая решетка или архитектурная декорация размером с мураль). Я знаю о ней очень мало. Творчество Дойга часто называют магическим реализмом.
Первый работал в музее ночным секретарем, а второй охранником и лифтером. Долгие годы список самых дорогих работ, составленный по вышеприведенным правилам, возглавлял его абстрактный «Фальстарт». Из Дрездена Рихтер переезжает в Дюссельдорф, где учится в Академии художеств. Раймана часто причисляют к минималистам, однако он предпочитает называться «реалистом», поскольку его не интересует создание иллюзий, он лишь демонстрирует качества используемых им материалов. Можно сказать, что слава настигла его сама.
К. М. Максимов воспитал целую плеяду китайских реалистов, ныне классиков. После возвращения в Китай стал преподавать в Национальной Академии искусств. с другой стороны, в серии «Детали» (1970 – 1971) попытка предложить средства репрезентации в качестве самого реального ведет к перцептивной (и концептуальной) тавтологии. Это название стало отсылкой к одноименному перфомансу Рихтера, созданному в 1963 году. Нопотом понял, что они абсолютно непередают смысла того кошмара, который случился. Все, что ты видишь, – это лишь то, что ты видишь, но это и есть реальность». «Работы Рихтера – это не картина мира, это мир образов, – заключил Пол Мурхаус.
Мураками позаимствовал название для своей скульптуры у фильма Энди Уорхола «Одинокие ковбои» (1968), который японец, как он сам признался, никогда не смотрел, но уж больно ему понравилось сочетание слов. Этого можно было убедительно достичь лишь при условии, что цвет обретет автономию по отношению к своей традиционной символической или выразительной функции, станет независимым ото всех композиционных или пропорциональных иерархий и будет функционировать как материальный элемент живописи, являя себя в чистой тавтологической материальности цвета, написанного (на холсте) художником. Иные картины, начатые в ярких красках, превращаются в серое полотно.
Там же состоялась его первая выставка в 1963 году. Вместе с единомышленниками Зигмаром Польке и Конрадом Фишером Рихтер придумывает термин «капиталистический реализм». То же ярко-желтое слово «Smash» на глубоком синем фоне может восприниматься как агрессивный призыв разбить вдребезги что-то или кого-то как одинокое прилагательное, вырванное из контекста (часть какого-то газетного заголовка, например) или же просто как отдельное слово, пойманное в урбанистическом потоке визуальных образов. Полотно проникнуто нежностью и непонятной печалью. Следующие пятнадцать лет Рихтер работал на стыке живописи и фотографии. Английскому художнику Дэмиену Херсту (1965) суждено было первым замахнуться на первое место этого рейтинга в споре с живым классиком Джаспером Джонсом. Семизначных же результатов (продаж дороже 1 млн, но не более 10 млн) в аукционной копилке Марка Гротьяна уже около тридцати. На сегодняшний день самая дорогая работа Питера Дойга — снежный пейзаж «Роуздейл» (Rosedale) 1991 года.
Да, параллель натянута и подлежит проверке временем, но мы же не можем ждать, пока сменится три поколения. Анасоседней стене сложносочиненная мозаика изфотофрагментов все техже полотен. «УРихтера есть две любимые темы: картины, основанные нафотографиях иабстрактные работы. Отправной точкой многие считают покупку нью-йоркским музеем МоМА в 1995 году серии работ Рихтера «18 октября 1977». Центром экспозиции является инсталляция «Биркенау» (2014) – серия из четырех широкоформатных абстрактных полотен, написанных под впечатлением от фотографий, снятых узником концентрационного лагеря в августе 1944 года. Первый случай был связан с проектом 1978 года, для которого Рихтер решил сфотографировать в разном положении и с разных углов один из этих «цветных набросков», снятый с подрамника и помещенный на стул.
Так родились психоделический Mr DOB, узоры из улыбающихся цветочков и яркие, блестящие скульптуры из стеклопластика, словно бы только что сошедшие со страниц японских комиксов. Первая выставка Герхарда Рихтера состоялась в 1963 году в пустом павильоне в Дюссельдорфе, но уже в 1967 году его творчество было отмечено премией «Молодое дарование Запада». На московской выставке будут представлены картины этой серии 1973 года. Однако в той мере, в которой «Цветовые поля» «подвешивали» экспрессивные и локальные качества феномена цвета, подчеркивая их чисто материальное качество, «Серым картинам» удалось устранить исторически обусловленные качества живописной практики как жестовой деятельности – будь этот жест экспрессивно-субъективистским или же саморефлексивным и аналитически объективным. «Его» или «His infernal majesty».
Эмоциональным и смысловым центром выставки станет инсталляция «Биркенау». Годом позже Рихтер начал абстрактную серию Gray, которой занимался более 20 лет. Работу купила представляющая Кунса галерея Ларри Гагосяна (в прессе писали, что в интересах украинского миллиардера Виктора Пинчука). Работы серии называются в честь событий Гражданской войны в США или, как в случае с «Переходом Делавэра», навеяны событиями Войны за независимость.
Обе отражают один и тот же основополагающий подход. Художник использует шпатели шириной до 2 м, чтобы распределить масло по холсту. По поводу этой серии Рихтер заметил: «Эти работы не должны нравиться. Работа относится к серии «Benjamin Moore».
Это лучший результат Херста, если считать в фунтах (в той валюте, в которой проводилась сделка). Пикассо является наиболее очевидным примером». Результат своих творческих поисков художники издевательски назвали «капиталистический реализм». Чжан Сяоган, увлекающийся мистицизмом и восточной философией, написал историю «Вечной любви» в трех частях — жизнь, смерть и возрождение. «Эти картины связаны ссамым страшным эпизодом истории XXвека.
Марк Гротьян (1968), в чьем творчестве специалисты усматривают влияние модернизма, абстрактного минимализма, поп- и оп-арта, пришел к своему фирменному стилю в середине 1990-х, после переезда вместе с другом Брентом Петерсоном в Лос-Анджелес и открытия там галереи «Комната 702». За исключением диссидента Ай Вэйвэя, не столь даже дорогого, сколь резонансного художника, китайские авторы казались нам слишком многочисленными и далекими от нас, чтобы вникать в то, что у них там на рынке происходит. До 2007 года этот очень яркий и декоративный холст, написанный Джонсом в 1959 году, считался обладателем практически недоступной для ныне живущего художника (пусть и прижизненного классика) цены — 17 млн. Никаких развернутых интервью и вопросов в лоб. Семь лет спустя его «Smash» при эстимейте 15–20 млн достиг цены молотка 30, 4 млн. Рихтеру тогда было 15лет.
Однако перед уничтожением Рихтер чаще всего фотографирует обреченные полотна: «Иногда я вижу какую-то из фотографий и думаю: плохо, надо было позволить ей выжить». С одной стороны, в группе иллюзионистских работ «Занавески» (1965), «Рифленое железо» (1967), «Трубы» (1967) и «Тени» (1968) мы видим иллюзию всей фигуративной живописи с ее претензией на воссоединение репрезентации через иллюзионистские манипуляции с репрезентированным. С этой продажей Джефф Кунс с большим отрывом взлетел на первую строчку рейтинга ныне живущих художников. Такой живописью владеть приятно. Выставка «капиталистического реализма» состоялась в мебельном магазине Бергеса в Дюссельдорфе и продолжалась две недели.
В конечном итоге выходки Маурицио Каттелана получили широкое признание в арт-мире: его приглашают на Венецианскую биеннале (инсталляция «Другие» в 2011 году — стая из двух тысяч голубей, которые грозно взирают со всех труб и балок на проходящие внизу толпы посетителей), устраивают ему ретроспективу в нью-йоркском Музее Гуггенхайма (ноябрь 2011) и, наконец, платят за его скульптуры большие деньги. Почти все свои портреты художник пишет с фотографий, которые хранятся в его личном альбоме. Используя ту же технику, Рихтер с иронией обыгрывает и классические сюжеты: «Благовещение по Тициану» представляет собой переработку одной из самых узнаваемых картин мастера итальянского Возрождения.
На первой масштабной персональной выставке художника в России представлены знаковые произведения иллюстрирующие важные этапы творчества мастера и разнообразие техник: Gray (1973), Aladin (1999), Haggadah (2006) и коллекция «Абстрактной живописи» (2016). На торгах Sothebys 4 ноября 2015 года его работа 1961 года «Переход Делавэра» была куплена за рекордные 13, 69 млн с учетом комиссии. Женский голос за кадром тихо уточняет, что произошло: Синий цвет.
Ты хочешь понять то, что видишь и пытаешься зафиксировать это в картине. Это художественное высказывание вполне в духе классического западного поп-арта (вспомним мебельный гарнитур Аллена Джонса или «Розовую пантеру» Кунса), но с национальной изюминкой. Все своими руками, ассистенты только размешивают краски.
Вцелом вся выставка— обэтом моменте». Ачтобы писать картины, нужно потерять для себя искусство». Иным вообще не суждено увидеть света выставочных залов. Коллекционерское же признание работ художника началось в 1995 году, когда стало известно, что нью-йоркский Музей современного искусства (MoMA) купил серию Рихтера «18 октября 1977 года» из 15 картин, посвященную немецким левым террористам из «Фракции Красной армии». Столько заплатили за скульптуру из нержавеющей стали «Собака из воздушных шаров (Оранжевая)» на торгах Christies 12 ноября 2013 года. В итоге за эффектное «украшение» заплатили гигантские деньги.
Апотом сделал это снова иснова. Это и призыв «продай дом, продай машину, продай детей», взятый Вулом из фильма «Апокалипсис сегодня» и слово «FOOL» («дурак») заглавными буквами и слово «RIOT» («восстание»), часто встречавшееся в газетных заголовках того времени. Поначалу ты видишь только скопление букв, т. е. Вэтом смысле ячерпаю свое вдохновениеу (Сержа) Дягилева, русского импресарио изобретателя русского балета как марки ибренда.
При этом границы между этими жанрами довольно размыты. «Я не следую никакой особой цели, системе и направлению, — говорил он на том этапе, — у меня нет программы, стиля, курса следования». В возрасте 23 лет он переехал в Нью-Йорк из Нэшвилла (штат Теннеси), желая стать джазовым саксофонистом. Рихтер описывал этот переход как фазу, в ходе которой он создал так называемые «цветные наброски» и объяснил, почему назвал эти небольшие полотна (которые теперь считаются полностью автономными, полноценными картинами) набросками: «Я назвал их набросками, пытаясь представить их чем-то безобидным, чтобы иметь возможность продолжать работать в этой манере».
При этом получаются замысловатые цветовые переходы, пятна и полосы. Так вот — это был свиток именно Цуй Жучжо. Фаньчжи изображает жителей современных китайских мегаполисов, которым приходится бороться за место под солнцем.
К нему в класс и попал Цзинь Шани, который на тот момент был самым молодым в группе. Даже таким патриархам послевоенного искусства, как Герхард Рихтер и Джаспер Джонс, до результата Кунса не хватает «каких-то» 20–30 млн. Работы молодого Рихтера тяготели то к фотореализму, то к поп-арту. Ивот онговорит мне, что нужно потерять Бога, чтобы обрести веру.
Серия работ с флагами принесла Джасперу Джонсу мировую известность. В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом. В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом. Именно эта диалектика определяет интерпретацию «Абстрактных картин». Вопрос, правда из разряда «смотря как считать». Главная особенность этих картин – формат (800 200 см) и деление цветов по шкале из 180 тонов. Менялись краски, живописная основа и даже форма картин (среди прочих выделяются работы в форме букв U, T, L).
Однако бурный рост рынка работ Кристофера Вула к тому моменту был уже налицо: в послужном списке художника было 48 аукционных сделок на суммы свыше 1 млн, причем 22 из них (почти половина) состоялись в 2013 году. «Христос» и «апостолы» превратились в пионеров с алыми галстуками и только «Иуда» носит золотой галстук — это метафора западного капитализма, проникающего и разрушающего привычный уклад жизни в социалистической стране. Джефф Кунс начал свой путь к славе самого успешного в мире ныне живущего художника в далеком 2007 году, когда его гигантская металлическая инсталляция «Подвесное сердечко» была куплена за 23, 6 млн на торгах Sothebys.
Инарисовал сверху абстрактную композицию. Хотя в некоторых залах собраны работы разных периодов, но выполненные в похожей технике. «Цветовую шкалу» (1963) Джима Дайна и «Коробки Brillo» (1964) Энди Уорхола). И вот таким образом запоминаются, становятся обобщенным образом. (Их совершенство заключается именно в рассчитанной близости к идиотизму, в то время как совершенство написанных фотографий – в рассчитанной близости к идеологии. ) В «Эстетике безобразного» (1853) Карл Розенкранц привлек внимание к этому «пустому дискурсу» как эстетической возможности: «Если опустошенность некоторого созерцания становится настолько объемлющей, что время привлекает к себе внимание как время, тогда мы воспринимаем отсутствие содержания чистого времени и это составляет чувство скуки. Впервые Рихтер начал работать со стеклом в 1967-м, когда создал «4 панели из стекла», а спустя почти 40 лет создал 11 таких панелей. Центральную часть экспозиции занимает созданная в2014 году серия изчетырех крупноформатных полотен «Биркенау», вкоторой особенно ярко проявляется его идея оневозможности изображения реальности.
Родился и вырос Дэвид Хокни в Англии, в графстве Йоркшир. Но не менее популярны и его абстрактные работы. — Оно само — форма». Там же представлено и одно из его наиболее известных зеркальных произведений – Spiegel Grau (1991). В этот период его работы и были отнесены к «капиталистическому реализму». По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть».
– Она за мной наблюдает. Однако у Джонса флаги не были настоящими, они были написаны маслом на холсте. На Западе о нем известно крайне мало, хотя, должно быть, многие помнятисторию со свитком за 3, 7 млн, который по ошибке выкинули, приняв за мусор, уборщики гонконгского отеля. Рихтер открыто ссылался на герметичную природу живописи как стратегии сопротивления господству потребления: он заявлял, что «живопись – это создание аналогии для невидимого и немыслимого, которое должно стать фигурой и должно стать доступным Хорошие картины, следовательно, непостижимы Они непостижимы затем, чтобы их нельзя было потреблять и чтобы они оставались существенными».
Лучше эту нумерологию не знать совсем. Цена молотка 14, 75 млн (а с учетом Buyers Premium 16, 8 млн) превзошла прежний аукционный рекорд Гротьяна больше, чем на 10 млн. Другая важная работа последних лет— «Агада» 2006года, которую Пол Мурхаус называет «самой абсолютной картиной современности».
Тогда же, в 1972-73 годах Рихтер написал серию картин в духе минимализма, озаглавленных «Серое», которые представляли собой плоские и монохромные поверхности. Начнем с китайского художникаЦуй Жучжо (Cui Ruzhuo). Она разрушает сложный диапазон эстетических функций, полностью приспосабливаясь к функции самовыражения.
Зачем было делатьэто. «Имя» — это то, что помогает отличать одну работу от другой и Райман часто дает имена своим произведениям по маркам краски, компаниям и т. д., а «название» претендует на какие-то аллюзии и глубоко сокрытые смыслы, наличие которых в своих работах художник регулярно отрицает. Райман предпочитает давать работам «имена», но не «названия». Все это вещи конца 1980-х— начала 1990-х. Большинство его работ написаны красками всех возможных оттенков белого цвета (от сероватого или желтоватого — до ослепительно белого) на основе лаконичной квадратной формы. В том же 2007 году его сместил с первого места Кунс со своим «Подвесным сердечком».
Итогда онпришел встудию инанес поверх реалистичных изображений абстрактный красочный слой, который онпотом еще долгое время дорабатывал. Здесь же можно ухватить и отсылки к поп-арту, вставлявшему ширпотреб в рамку. Такой синтез играет важную роль иврамках моих экспозиций. За всю свою полувековую жизнь в изобразительном искусстве Герхард Рихтер лишь однажды допустил съемочную группу в свое ателье: в 1992 году вышел (еще на видеокассете) фильм Виктории фон Флеминг (Viktoria von Flemming) Gerhard Richter: Meine Bilder sind klger als ich (Герхард Рихтер: Мои картины мудрее, чем я), в котором художник при включенной кинокамере наносит краску на полотно. Всю его долгую и успешную творческую жизнь Рихтера главным образом интересовала идея репрезентации в эпоху доминирования новостной фотографии и то, как ввести фотографию в границы живописной традиции, все более подчиняющейся требованиям собственных ресурсов.
Уже непосредственный последователь Малевича Александр Родченко программно отделил любой духовный или метафизический смысл от своего первого подлинно монохромного триптиха, который он написал в 1921 году. Ионсказал: это беззвучная эмоция. Принято считать, что Рихтер аполитичен, поскольку его работы плохо встраиваются в установленные рамки идеологий и доминирующих эстетических концепций. Ответы же варьируются от утверждений, что подход Рихтера – это, в сущности, подход постмодернистского живописца (после 1962 года), до утверждений, что его картины напоминают абстрактный экспрессионизм второго поколения. На основе реальных пейзажей он создает фантазийные, загадочные и зачастую мрачные образы.
Нет, не могу. Не то, что надо. Следовательно, «Абстрактные картины» дают нам непосредственное понимание современного положения живописи, существующей между непримиримыми требованиями зрелища и синекдохи. Чтобы изобразить этот сноп, «живущий» не более двух секунд, Хокни работал две недели. Чаще всего Рихтер сжигал картины или уничтожал резаком. Его уникальный стиль называют «текстовой живописью».
Галерея приобрела не просто инсталляцию, а, по сути, произведение ювелирного искусства. Арт-критик Бенджамин Бухло рассматривал стратегии раннего Рихтера как ироническую попытку разобраться с политической историей в лучших традициях авангарда, переведя существенное содержание в нюансы живописной техники. Этот триптих участвовал в культовой выставке 1989 года «Китай/Авангард» в Национальном художественном музее. Каково творить под пристальным наблюдением.
«Китайцы хотят поднять рейтинги своих художников, взвинчивая цены на их работы на крупных международных аукционах вроде того, что организовал Poly в Гонконге, однако не стоит сомневаться в том, что эти рейтинги полностью сфабрикованы», — комментирует Джонсон Чан последний рекорд Цуй Жучжо. на холсте, стали, плексигласе, алюминии, бумаге, гофрокартоне, виниле, обоях и пр.
АРихтер знаменит тем, что ему удается совместить все исразу. Выбор персонажа — рискованный. На одной изображен офицер, на другой – 12-летняя девочка с маленьким Герхардом. Это его убеждение фильм понимает буквально и пытается читать между красок на холсте.
Серия картин «флагов», начатая Джонсом в середине 1950-х годов, сразу после возвращения художника из армии, стала одной из центральных в его творчестве. Но я не доверяю тому изображению реальности, которое мы создаем при помощи своего восприятия». Но продержался Херст на первом месте не так уж и долго. Уже упомянутая работа «Фальстарт» могла бы еще долго оставаться непотопляемым лидером, если бы 21 июня 2007 года инсталляция на тот момент 42-летнего Херста «Сонная весна» (2002) не была продана на Sothebys за 9, 76 млн, то есть за 19, 2 млн. Итальянец Маурицио Каттелан (1960) пришел в искусство после того, как поработал охранником, поваром, садовником и дизайнером мебели. Его высказывания о собственной работе полны всяческих опровержений.
Объединяя количественный и качественный последовательный элемент (в данном случае – деление и умножение каждого цвета на четыре) с количественным пространственным элементом перестановки (число возможных комбинаций цветов составляет 1024 из чего потенциально следует практически бесконечное число, появляющееся из деления на три – или, в случае Рихтера, на четыре, – основополагающих цвета) в пластический принцип, Рихтер при помощи живописи демонстрирует элементарные материальные принципы совершенной равноценности всех цветовых качеств. Ночем дальше оннад ними работает, тем более абстрактными они становятся. По словам художника, «резать картины, всегда было актом освобождения».
В 1957 женился на Марианне Ауфингер, а в 1961 году эмигрировал в Западную Германию, где продолжил учебу в академии художеств в Дюссельдорфе (1961 – 1963). Этот рекорд сразу поставил его в один ряд с Джаспером Джонсом и Герхардом Рихтером. Так появились две большие серии, посвященные систематическому исследованию случайных подборок цветов («4 цветовых шкалы из 180 цветов» и «20 цветовых шкал поменьше из 9 цветов»). Если Рихтер назвал свои последние «Абстрактные картины» программным уходом от дилеммы серых монохромных полотен 1975 года, значит их нужно воспринимать как диалектическое отрицание импликаций последних.
Напротив, «Серые картины», создававшиеся Рихтером начиная с 1972 года, можно воспринимать как группу работ, дополняющую «Цветовые шкалы» и «Цветовые поля», которые планировались и создавались одновременно начиная с 1966 года. Онмне ответил: чтобы доказать самому себе, что это невозможно. Следующая большая серия работ получила название «Лица» в абстрактных линиях этой серии угадываются черты человеческого лица, упрощенного до состояния маски в духе Матисса, Явленского или Бранкузи.
—рассказывает Пол Мурхаус. Его высказывания о собственной работе полны всяческих опровержений. Науман часто экспериментирует с языком, открывая неожиданные смыслы привычных фраз.
А пока он не стал знаменитым музыкантом, пришлось подрабатывать охранником в МоМА, где состоялось его знакомство с Солом Ле Виттом и Дэном Флавином. Точно копируя фотогафии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти— они были «жертвы идеологизированного поведения как такового». Однако язык Рихтера – ни то ни другое: он не всеведущий автор, легко управляющий старыми практиками живописи и самовольно подчиняющий их нуждам настоящего (как это цинично делают, например, некоторые так называемые постмодернистские архитекторы), – и не убежденный приверженец ремесла, время повторного открытия которого еще не настало (как в случае переоткрытия, вопреки нормативной эстетической логике, устаревших экспрессионистских и фигуративных видов живописи в конце 1970-х). Название странное.
Рекорд продержался до 8 мая 2016 года, когда еще более провокационная работа Каттелана «Him» изображающая коленопреклоненного Гитлера, ушла с молотка за 17, 189 млн. Всю его долгую и успешную творческую жизнь Рихтера главным образом интересовала идея репрезентации в эпоху доминирования новостной фотографии и то, как ввести фотографию в границы живописной традиции, все более подчиняющейся требованиям собственных ресурсов.
Название работы становится каламбуром, так как соединяет два значения английского слова bound — связанный (в буквальном смысле) и обреченный на некую участь. В 1965 году Рихтер пишет две картины: «Дядя Руди» и «Тетя Марианна». Изначально эти картины спреобладанием серого были гораздо более яркими». Через пять месяцев — снова рекорд: «Абстрактная картина (809-4)» из коллекции рок-музыканта Эрика Клэптона 12 октября 2012 года на торгах Sothebys в Лондоне ушла с молотка за 21, 3 млн (34, 2 млн). Он искал тот мотив, с которым можно бы было экспериментировать.
Работа Наумана — ответ на эту критику и одновременно размышление на тему творчества. Но, еще раз, речь всегда тут идет одиалоге схудожником. Тогда яего спросил, чтоже означает тот результат, который получился. Точно копируя фотографии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти— они были «жертвы идеологизированного поведения как такового». «У содержания нет формы, — говорил Рихтер. — Оно само— форма».
Эта автономия граничит с гротеском (в первоначальном смысле этого слова, означавшего особый тип орнамента). Американский художник Кристофер Вул (1955) впервые ворвался в рейтинг ныне живущих художников в 2013 году — после продажи работы «Апокалипсис сегодня» за 26, 5 млн. Герхард Рихтер– то, что называется «абсолютный художник», его ретроспекция в МОМА вызывает, говоря языком традиционного искусствоведения, «неподдельное восхищение». Эта традиция сводит живопись к одной лишь выразительной функции.
«Я всегда глубоко уважал странные, необъяснимые вещи Объяснения в каком-то смысле убивают вещь», — сказал он в одном из интервью. На заднем плане по телевизору передавали новости. Затем, в 2009 году её сменила работа «Домохозяйка из Беверли-Хиллз», проданная на торгах Christies за 7, 9 млн. «Это, как мне кажется, самая прекрасная картина навыставке. Вы это почувствуете, когда остановитесь перед «Черепом со свечой». По собственному признанию, Рихтер пишет свои полотна до тех пор, пока не почувствует, что больше ему нечего добавить. Иформа, которую теперь приняла картина, — это память оБиркенау.
«Беспомощный Генри Мур» — одно из серии полемических произведений Наумана о фигуре Генри Мура (1898–1986), британского художника, которого в шестидесятые годы относили к величайшим скульпторам ХХ века. Переход от количества, сформированного серийной группировкой цветных поверхностей, к качеству элементарной пространственности – конкретно реализованной числом и размером основ – систематически репрезентирован в группе из пяти картин под названием «Цветовые поля» (1973 – 1974). Подогревает интерес коллекционеров еще и невысокая продуктивность автора: проживающий в Тринидаде художник создает не более десятка картин в год. Это камера. С 1948 по 1951 год обучался в художественной щколе в Циттау, затем в 1952 – 19 годах в высшей школе изобразительного искусства в Дрездене. Онатеист, номного думает овещах, которые невозможно познать, — ачто это такое насамом деле, как невера. С 2010 года самой дорогой работой Маурицио Каттелана была восковая скульптура выглядывающего из дырки в полу человека, внешне похожего на самого художника («Без названия», 2001). Художник родился в 1944 году в Пекине, с 1981 по 1996 год жил в США.
Тем самым он хочет лишить искусство ореола святости, который ему придают музейные стены. Я вспоминал Герхарда Рихтера, когда, посетив три года назад семейство своей немецкой подруги в городе Вайдене (Бавария), настоял на том, чтобы сфотографироваться с ее 88-летней бабушкой, служившей во время войны офицером СС. Внезапный успех картины «Smash» кисти американского художника Эдварда Рушея (р. Чем дольше наблюдаешь за аукционной карьерой Джеффа Кунса (1955), тем больше убеждаешься в том, что для поп-арта нет ничего невозможного. Далее началось победное шествие «Абстрактных картин» Рихтера. Первые беспредметные работы проложили дорогу к большой серии «серых» полотен, одно из которых, созданное в 1973 году, представлено на выставке в Москве.
А если нет, то картина исчезает навсегда, уничтожается. «Незнаю, получитсяли увас понять сразу, ноэто насамом деле фотографии. «Бетти» – одна из самых личных картин Рихтера: полустертый образ близкого человека, чьи черты уже не вспомнить, все же несет в себе чувства печали и любви.
Художник стоял у истоков нового течения в искусстве, получившего название поп-арт. В этой работе Гитлер предстает скорее в беспомощном, жалком виде. Столько за него заплатили в золотом для арт-рынка 1988 году. По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть».
– Художник верит в поверхностный образ, за которым всегда будет скрыта реальность». «У содержания нет формы, — говорил Рихтер. С той лишь разницей, что Мане и Дега бежали от фотографии, а он ею вдохновлялся. Легкая дымка, о которой уже написаны сотни статей и десятки книг самыми авторитетными исследователями искусства, – одна из самых узнаваемых техник молодого и зрелого Рихтера. Родился 9 декабря 1932 в Дрездене в Германии. Как будтобы онродился сэтим размышлением огранице фигуративной живописи иабстракции.
Помимо «Биркенау» на выставке также можно увидеть его абстрактные полотна Halifax (1978), War Cut (2004) и Museum Visits – коллекцию из 24 зарисованных фотографиий, которые исследуют проблему соотношения абстракции и реального образа. «Монохром был везде, тем не менее я их рисовал», – заметил художник в одном интервью. Рихтер крайне внимательно относится к тому, в каком порядке располагаются картины в музее, вот таким образом можно говорить о том, что он заранее продумывает, с какими визуальными впечатлениями посетитель будет переходить из одного зала в другой. Рихтер Герхард Картины и биография Герхарда Рихтера Герхард Рихтер (Gerhard Richter) — немецкий художник, один из самых известных мастеров современной живописи. Однако любая попытка проницательного наблюдателя взглянуть подобным образом на «Абстрактные картины» безусловно покажет, что ирония свойственна мышлению и живописи Рихтера не в большей мере, чем, скажем, творчеству Раймана.
По мнению художника, любая попытка реалистично показать крупнейшую трагедию в истории человечества будет выглядеть жалко картины из серии «Биркенау» далеки от фотооригинала, тем не менее, сильное эмоциональное воздействие от снимков в них передано языком беспредметной живописи. Язадал ему вопрос: почему тысначала попытался нарисовать реалистическую картину. Мы не видим ее лица, не знаем, о чем она думает, что чувствует. Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии». По поводу серого, который, начиная с первых картин, созданных в 1962 году, доминировал практически во всем его творчестве, Рихтер сказал: «Из всех цветов лишь серый имеет свойство ничего не изображать». Рихтер описал серые картины как «самые законченные картины, какие я только мог представить». Япомню, как Рихтер однажды сказал мне удивительную вещь.
«Образ – одна из важнейших тем моей жизни. Творчество – интимный процесс, по крайней мере, для Герхарда Рихтера. В той мере, в какой ему удается заставить свои картины действовать против овеществляющей функции копирования и воспроизведения – при этом, однако, не лишая живопись ее претензии на знание реальности, – его написанные фотографии могут рассматриваться как дискурсы, наполненные реальностью (лишенной всякого субъективного выражения). Именно в этом заключается его фундаментальное расхождение с (немецкой) традицией экспрессионистской живописи, которую сегодня вновь стали высоко ценить, что является признаком общего регресса.
Именно через это двойное отрицание «Цветовые поля» и «Серые картины» обретают свою идентичность, которая выводит их из диалектики пустоты и полноты дискурса (из присутствующих в живописи отношений между идеологией и идиотизмом), придавая им языковую объективность живописной формы. Хотя Набоков и утверждал, что немцы нечувствительны к проявлениям пошлости, что даже в «Фаусте» полно безвкусицы, с моей точки зрения именно немец Рихтер обладает абсолютным вкусом, что проявляется и в том, как деликатно он обращается с таким противоречивым предметом, как «память немецкого народа», как умело он возвращает (живописными средствами) фотографии, утраченную ею ауру. В 2002 году сестра этой инсталляции, «Сонная зима», ушла за 7, 4 млн, более чем в два раза дешевле. Он лично приехал в Москву из Лондона. Как сказал однажды художник, «у меня никогда не возникает вопроса, что писать, главное— как писать». Это опасное форсирование Дэлавера среди только начавших сходить льдов, прошедшее ночью втайне от противника, принесло армии Вашингтона серьезную победу.
Такаси Мураками работает как художник, скульптор, дизайнер одежды и аниматор. Я иногда представлял себе лица бабуинов или мартышек. Эти работы под названием «Два желтых мазка» имеют размер 190 2000 см и на сегодняшний день являются самыми большими картинами Рихтера.
Это примерно на 3 миллиона выше предыдущего рекорда (25, 9 млн за работу «Поглощенные трясиной»). Так как первая большая персональная выставка художника в России, в московском Еврейском музее (куратор – Пол Мурхаус, Национальная портретная галерея, Лондон), включающая работы, созданные с 1973 по 2016 год, совсем не о том, как выпускник Дрезденской высшей школы изобразительного искусства, начинающий монументалист, вовремя перебрался на Запад, за несколько месяцев до возведения Берлинской стены, а через три десятка лет стал звездой современного искусства первой величины, супервостребованным ведущими музеями и частными коллекционерами. Gerhard Richter Painting. А с другой — витрина эта сделана плоской (10 см в глубину), забрана в раму и вешается на стену, как плазменная панель, вполне обеспечивая тем самым комфорт владения, свойственный картинам. «У меня нет причин не доверять реальности, о ней я почти ничего не знаю.