Первые картины, написанные на основе найденных фотографий, Герхард Рихтер создал в 1962 году. В октябре 2012 года картина Герхарда Рихтера, написанная в 1984 году, была продана за рекордную цену для сделки, совершенной еще при жизни художника. На акционе Сотбис была продана картина знаменитого художника Рихтера Герхарда за рекордную сумму 34 миллиона. Хотя это имя (Герхард Рихтер) и ассоциируется с самыми популярными и дорогими картинами на рынке современного искусства, как человека его мало кто знает по-настоящему.
На торгах аукциона Сотбис, которые прошли в Лондоне в эти выходные, картина немецкого художника Герхарда Рихтера «Абстрактная картина» была куплена неизвестным коллекционером за 34 миллиона, тем самым поставив новый рекорд по цене картины, проданной еще при жизни художника.
Менялись краски, живописная основа и даже форма картин (среди прочих выделяются работы в форме букв U, T, L). Впервые Рихтер начал работать со стеклом в 1967-м, когда создал «4 панели из стекла», а спустя почти 40 лет создал 11 таких панелей. Пауза, после которой следует ответ: Да, синий цвет испортил бы картину. Другая половина – это «зеркально» расположенная первая (случайная) половина.
Такаси Мураками работает как художник, скульптор, дизайнер одежды и аниматор. Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание. Именно он и имеет решающее значение».
Серия «Абстрактные картины» появилась, по свидетельству Рихтера, как ответ на серию крупноформатных монохромных картин, созданных в 1975 году с использованием полумеханических живописных процедур (валики, губки). Я иногда представлял себе лица бабуинов или мартышек. Эти «буквенные» работы воспринимаются как часть городского ландшафта, как нелегальное граффити, нарушившее чистоту поверхности какого-то уличного объекта.
Вещь странная. С 2010 года самой дорогой работой Маурицио Каттелана была восковая скульптура выглядывающего из дырки в полу человека, внешне похожего на самого художника («Без названия», 2001). В конце концов, получились 11. 000 квадратных сегментов дутого стекла, каждый размером 94 х 94 мм, которые были в 2007 году «размещены» проёме южного окна трансепта – на половину с помощью компьютерной программы, то есть: случайным образом. В отличие от многих других минималистов, добивавшихся идеального качества произведений, как будто отпечатанных машиной, а не нарисованных человеком, Марден сохранял следы работы художника, сочетал разные материалы (восковые и масляные краски). Давайте лучше поговорим о кино.
После нескольких неудачных попыток приблизиться к «предмету» и на момент принятия решения окончательно отказаться от этой работы у меня на столе оказался крупный снимок моей работы «4096 цветов». Рихтер с гиперреалистической точностью сумел передать на холсте многие образы, ускользавшие от художников. Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии». Все творчество Рихтера выражает структурную оппозицию, связанную с практикой изобразительных средств, полярность, которую можно найти не только в каждой отдельной работе, но и во взаимодополнительности серий.
На Западе о нем известно крайне мало, хотя, должно быть, многие помнятисторию со свитком за 3, 7 млн, который по ошибке выкинули, приняв за мусор, уборщики гонконгского отеля. Там же состоялась его первая выставка в 1963 году. Вместе с единомышленниками Зигмаром Польке и Конрадом Фишером Рихтер придумывает термин «капиталистический реализм». Напротив, «Серые картины», создававшиеся Рихтером начиная с 1972 года, можно воспринимать как группу работ, дополняющую «Цветовые шкалы» и «Цветовые поля», которые планировались и создавались одновременно начиная с 1966 года.
Чем дольше наблюдаешь за аукционной карьерой Джеффа Кунса (1955), тем больше убеждаешься в том, что для поп-арта нет ничего невозможного. Он описал это так: «Летом 1978 года я сфотографировал поверхность наброска, написанного маслом на холсте Фотографии были сделаны с различных ракурсов, под различным углом, с разного расстояния и при разном освещении. 9 ноября 2011 года на аукционе современного и послевоенного искусства Sothebys масштабная «Абстрактная картина (849-3)» 1997 года ушла с молотка за 20, 8 млн (13, 2 млн). Творчество Дойга часто называют магическим реализмом. Другая важная работа последних лет— «Агада» 2006года, которую Пол Мурхаус называет «самой абсолютной картиной современности».
Каково творить под пристальным наблюдением. Это произведение немецкий художник Герхард Рихтер написал в 1986 году. Среди авторов, повлиявших на становление Мардена, — Джексон Поллок (в начале 1960-х Марден работал охранником в Еврейском музее, где воочию наблюдал «дриппинги» Поллока), Альберто Джакометти (познакомился с его работами в Париже) и Роберт Раушенберг (какое-то время Марден работал его ассистентом).
Тем не менее желание «ничего не изображать» на деле представляет собой радикальное отрицание исторически определенной изобразительной ценности цвета и становится изображением материальности анонимного цвета. Первый этап творчества Мардена отдан классическим минималистским полотнам, состоящим из цветных прямоугольных блоков (горизонтальных или вертикальных). Точно копируя фотогафии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти — они были «жертвы идеологизированного поведения как такового». Вы это почувствуете, когда остановитесь перед «Черепом со свечой». По собственному признанию, Рихтер пишет свои полотна до тех пор, пока не почувствует, что больше ему нечего добавить. Скорость роста цен на работы немецкого автора стала захватывать дух: предыдущий рекорд был установлен лишь месяцем ранее, когда фотореалистическое полотно из серии «Свеча» принесло несколько меньше — 10 457 250 фунтов (16, 4 миллиона долларов).
Как будтобы онродился сэтим размышлением огранице фигуративной живописи иабстракции. Ачтобы писать картины, нужно потерять для себя искусство». Картины творят, что хотят.
Внезапный успех картины «Smash» кисти американского художника Эдварда Рушея (р. По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть».
«Тайная вечеря»— самое крупное (2, 2 4 метра) полотно Фаньчжи в серии «Маски», охватывающей период с 1994 по 2001 год. Джефф Кунс начал свой путь к славе самого успешного в мире ныне живущего художника в далеком 2007 году, когда его гигантская металлическая инсталляция «Подвесное сердечко» была куплена за 23, 6 млн на торгах Sothebys. Работы серии называются в честь событий Гражданской войны в США или, как в случае с «Переходом Делавэра», навеяны событиями Войны за независимость.
И хотя сложно классифицировать неисчислимые различия этой полярности, можно определить некоторые из ее специфических характеристик – например, морфологическую полярность представленных сюжетов, как в решительных пастозных мазках «Городских пейзажей», которым противостоит легкая прозрачность «Облаков». Цена молотка 14, 75 млн (а с учетом Buyers Premium 16, 8 млн) превзошла прежний аукционный рекорд Гротьяна больше, чем на 10 млн. Что значит Him.
В этот период его работы и были отнесены к «капиталистическому реализму». «Китайцы хотят поднять рейтинги своих художников, взвинчивая цены на их работы на крупных международных аукционах вроде того, что организовал Poly в Гонконге, однако не стоит сомневаться в том, что эти рейтинги полностью сфабрикованы», — комментирует Джонсон Чан последний рекорд Цуй Жучжо. Рынок и арт-сообщество признают немецкого художника Герхарда Рихтера (р. «Цветовую шкалу» (1963) Джима Дайна и «Коробки Brillo» (1964) Энди Уорхола). Работу купила представляющая Кунса галерея Ларри Гагосяна (в прессе писали, что в интересах украинского миллиардера Виктора Пинчука).
Продавцы работы, лондонские коллекционеры Марк и Виктория Сурсок (Marc and Victoria Sursock), приобрели ее в 1998 году в галерее Энтони ДОффея (Anthony dOffay), когда крупные абстракции немецкого художника не продавались дороже 500 тысяч долларов. Нет, не могу. Переход от количества, сформированного серийной группировкой цветных поверхностей, к качеству элементарной пространственности – конкретно реализованной числом и размером основ – систематически репрезентирован в группе из пяти картин под названием «Цветовые поля» (1973 – 1974). Из Дрездена Рихтер переезжает в Дюссельдорф, где учится в Академии художеств. Марк Гротьян (1968), в чьем творчестве специалисты усматривают влияние модернизма, абстрактного минимализма, поп- и оп-арта, пришел к своему фирменному стилю в середине 1990-х, после переезда вместе с другом Брентом Петерсоном в Лос-Анджелес и открытия там галереи «Комната 702».
Вместе с Уорхолом, Лихтенштейном, Уэйном Тибо и другими певцами массовой культуры Эдвард Рушей в 1962 году принял участие в выставке «Новое изображение обычных вещей» в Музее Пасадены, ставшей первой музейной экспозицией американского поп-арта. Ивыпонимаете, что это, например, человек— или стул. В конечном итоге выходки Маурицио Каттелана получили широкое признание в арт-мире: его приглашают на Венецианскую биеннале (инсталляция «Другие» в 2011 году — стая из двух тысяч голубей, которые грозно взирают со всех труб и балок на проходящие внизу толпы посетителей), устраивают ему ретроспективу в нью-йоркском Музее Гуггенхайма (ноябрь 2011) и, наконец, платят за его скульптуры большие деньги. Уже упомянутая работа «Фальстарт» могла бы еще долго оставаться непотопляемым лидером, если бы 21 июня 2007 года инсталляция на тот момент 42-летнего Херста «Сонная весна» (2002) не была продана на Sothebys за 9, 76 млн, то есть за 19, 2 млн. Следующие пятнадцать лет Рихтер работал на стыке живописи и фотографии. Скачок цен на творчество Рихтера совпал с его крупной ретроспективой, которая в начале октября была показана в Тейт Модерн, в феврале посетила Берлинскую Новую Национальную галерею, а на этой неделе откроется в парижском Центре Помпиду.
В том же 2007 году его сместил с первого места Кунс со своим «Подвесным сердечком». Потом тебя озаряет, что ты не можешь осознать реальность. На торгах Sothebys 12 мая 2015 работа «Без названия (RIOT)» была продана за 29, 93 млн с учетом Buyers Premium. Онзадал себе один вопрос: можноли нарисовать картину помотивам этих событий. Так вот — это был свиток именно Цуй Жучжо. Цены на работы немца продолжают расти.
Тогда только ему, Герхарду Рихтеру, был выделен целый павильон. Художник-модернист должен был обеспечивать репрезентацию истины под видом этих редукций и ограничений. Там же представлено и одно из его наиболее известных зеркальных произведений – Spiegel Grau (1991). В той мере, в какой ему удается заставить свои картины действовать против овеществляющей функции копирования и воспроизведения – при этом, однако, не лишая живопись ее претензии на знание реальности, – его написанные фотографии могут рассматриваться как дискурсы, наполненные реальностью (лишенной всякого субъективного выражения). Сэтого диалога начинается совершенно всё».
Уже непосредственный последователь Малевича Александр Родченко программно отделил любой духовный или метафизический смысл от своего первого подлинно монохромного триптиха, который он написал в 1921 году. Хотя в некоторых залах собраны работы разных периодов, но выполненные в похожей технике. Инарисовал сверху абстрактную композицию. По сути, стилистические поиски художника — это попытка определить место картины в новейшем искусстве. По умолчанию это должно было быть изображение 6 современных мучеников. Как сказал однажды художник, «у меня никогда не возникает вопроса, что писать, главное— как писать».
А полгода спустя, 8 мая 2012 года на торгах послевоенного и современного искусства Christies в Нью-Йорке «Абстрактная картина (798-3)» 1993 года ушла за рекордные 21, 8 млн (с учетом комиссии). Эта автономия граничит с гротеском (в первоначальном смысле этого слова, означавшего особый тип орнамента). Работа, к слову имеет довольно необычный формат. По Рихтеру, путь живописи пролегает по едва уловимой тропе между «документальным» (фотографическим, реалистическим, фигуративным) свидетельством и отказом быть свидетелем реальности (претензия на эту рольравна лжи и манипуляции).
В 1970-е Стеллу пленили огромные лекала, с помощью которых красят корабли. Точно копируя фотографии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти— они были «жертвы идеологизированного поведения как такового». Апотом сделал это снова иснова. Однако перед уничтожением Рихтер чаще всего фотографирует обреченные полотна: «Иногда я вижу какую-то из фотографий и думаю: плохо, надо было позволить ей выжить». Однако в той мере, в которой «Цветовые поля» «подвешивали» экспрессивные и локальные качества феномена цвета, подчеркивая их чисто материальное качество, «Серым картинам» удалось устранить исторически обусловленные качества живописной практики как жестовой деятельности – будь этот жест экспрессивно-субъективистским или же саморефлексивным и аналитически объективным.
Американец Брюс Науман (1941), обладатель главного приза 48 Венецианской биеннале (1999), долго шел к своему рекорду. По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть».
Рихтер же настаивал на том, что далек от политики. Он искал тот мотив, с которым можно бы было экспериментировать. Чтобы изобразить этот сноп, «живущий» не более двух секунд, Хокни работал две недели.
После возвращения в Китай стал преподавать в Национальной Академии искусств. Именно эта диалектика определяет интерпретацию «Абстрактных картин». Пикассо является наиболее очевидным примером». Выставка «капиталистического реализма» состоялась в мебельном магазине Бергеса в Дюссельдорфе и продолжалась две недели. Галерея приобрела не просто инсталляцию, а, по сути, произведение ювелирного искусства.
Однако у Джонса флаги не были настоящими, они были написаны маслом на холсте. Помимо «Биркенау» на выставке также можно увидеть его абстрактные полотна Halifax (1978), War Cut (2004) и Museum Visits – коллекцию из 24 зарисованных фотографиий, которые исследуют проблему соотношения абстракции и реального образа. Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии».
– Что с камерой. Никаких развернутых интервью и вопросов в лоб. В течение полувека он пишет либо первое, либо второе, либо скрещивает фото и абстракцию. Здесь он учился в престижной Дюссельдорфской академии искусства, где подружился и выставлялся совместно с Блинки Палермо (Blinky Palermo), Зигмаром Польке (Sigmar Polke) и Конрадом Люэгом (Konrad Lueg), более известным поздее как дилер Конрад Фишер (Konrad Fischer). Затем, в 2009 году её сменила работа «Домохозяйка из Беверли-Хиллз», проданная на торгах Christies за 7, 9 млн.
Реальность для Рихтера – это ускользающая материя. Его высказывания о собственной работе полны всяческих опровержений. Чжан Сяоган, увлекающийся мистицизмом и восточной философией, написал историю «Вечной любви» в трех частях — жизнь, смерть и возрождение. «У содержания нет формы, — говорил Рихтер. — Оно само— форма». В этой работе Гитлер предстает скорее в беспомощном, жалком виде. При этом получаются замысловатые цветовые переходы, пятна и полосы.
Чаще всего Рихтер сжигал картины или уничтожал резаком. Рихтер открыто ссылался на герметичную природу живописи как стратегии сопротивления господству потребления: он заявлял, что «живопись – это создание аналогии для невидимого и немыслимого, которое должно стать фигурой и должно стать доступным Хорошие картины, следовательно, непостижимы Они непостижимы затем, чтобы их нельзя было потреблять и чтобы они оставались существенными». Но даже если считать по номиналу, без учета 20-летней инфляции, то в долларах дороже была работа Херста, а в фунтах — Джонса. Этот рекорд сразу поставил его в один ряд с Джаспером Джонсом и Герхардом Рихтером.
Все это вещи конца 1980-х— начала 1990-х. В начале девяностых Ларри Гагосян произнес пророческие слова: «Настоящую ценность работ Наумана нам еще только предстоит осознать». Метод Рихтера — оппозиция и взаимодействие фотореалистического и абстрактного изображения. Все, что ты видишь, – это лишь то, что ты видишь, но это и есть реальность». А с другой — витрина эта сделана плоской (10 см в глубину), забрана в раму и вешается на стену, как плазменная панель, вполне обеспечивая тем самым комфорт владения, свойственный картинам. Главная особенность этих картин – формат (800 200 см) и деление цветов по шкале из 180 тонов. Точно копируя фотографии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти— они были «жертвы идеологизированного поведения как такового».
Герхард Рихтер нерелигиозен икритически относится клюбым верованиям— тогда почему онберется заэту тему. Эта традиция сводит живопись к одной лишь выразительной функции. Итальянец Маурицио Каттелан (1960) пришел в искусство после того, как поработал охранником, поваром, садовником и дизайнером мебели.
Следуя взглядам поизгибам линий «Агады», действительно ощущаешь ееневероятную энергетику, тайну, собственную внутреннюю жизнь, которая обнаруживает себя нетолько инестолько вдинамике изображения, сколько вчем-то невыразимом, что неподдается объяснению. Рихтеру тогда было 15лет. «Имя» — это то, что помогает отличать одну работу от другой и Райман часто дает имена своим произведениям по маркам краски, компаниям и т. д., а «название» претендует на какие-то аллюзии и глубоко сокрытые смыслы, наличие которых в своих работах художник регулярно отрицает.
Название работы становится каламбуром, так как соединяет два значения английского слова bound — связанный (в буквальном смысле) и обреченный на некую участь. Семизначных же результатов (продаж дороже 1 млн, но не более 10 млн) в аукционной копилке Марка Гротьяна уже около тридцати. Кстати, западному зрителю скульптура «Him» хорошо известна. Это его убеждение фильм понимает буквально и пытается читать между красок на холсте. По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть». Одной из самых знаковых картин, конечно, остается «Бетти» – портрет девушки, сидящей вполоборота к зрителю.
Свою первую награду художник получил в 1967-м году. Первый случай был связан с проектом 1978 года, для которого Рихтер решил сфотографировать в разном положении и с разных углов один из этих «цветных набросков», снятый с подрамника и помещенный на стул. Однако в отличие от рекламного языка поп-арта, работы Рихтера полны более глубинных тем — он не заигрывает с реальностью, а исследует ее образы в абстрактной и фигуративной живописи. Серия картин «флагов», начатая Джонсом в середине 1950-х годов, сразу после возвращения художника из армии, стала одной из центральных в его творчестве.
Рихтер описал серые картины как «самые законченные картины, какие я только мог представить». Следующая большая серия работ получила название «Лица» в абстрактных линиях этой серии угадываются черты человеческого лица, упрощенного до состояния маски в духе Матисса, Явленского или Бранкузи. Так появились две большие серии, посвященные систематическому исследованию случайных подборок цветов («4 цветовых шкалы из 180 цветов» и «20 цветовых шкал поменьше из 9 цветов»). Так же, как для Уорхола произведением искусства стала банка супа, для Эда Рушея таковыми стали обычные слова и фразы, взятые им то ли с рекламного щита или упаковки в супермаркете, то ли из титров кинофильма (Голливуд всегда был у Рушея «под боком» и в отличие от многих коллег-художников Рушей уважал «фабрику грез»). Для большинства художников эти направления противоречат друг другу, тыкак будтобы неможешь быть всем: либо тыфигуративный художник, либо абстрактный. – Она за мной наблюдает.
Gerhard Richter Painting. Сегодня он говорит: Вот так. Этот каталог необходим, так как предыдущий каталог в трех томах описывал творчество Рихтера лишь с 1962 по 1993 год.
Тогда же, в 1972-73 годах Рихтер написал серию картин в духе минимализма, озаглавленных «Серое», которые представляли собой плоские и монохромные поверхности. Кажется, что изображаемый предмет или человек окутаны полупрозрачным туманом, сквозь который все же можно разглядеть детали. Денег на масляную краску для художников ему тогда не хватало. Полотно проникнуто нежностью и непонятной печалью. Язадал ему вопрос: почему тысначала попытался нарисовать реалистическую картину. Коллекционерское же признание работ художника началось в 1995 году, когда стало известно, что нью-йоркский Музей современного искусства (MoMA) купил серию Рихтера «18 октября 1977 года» из 15 картин, посвященную немецким левым террористам из «Фракции Красной армии».
Столько заплатили за скульптуру из нержавеющей стали «Собака из воздушных шаров (Оранжевая)» на торгах Christies 12 ноября 2013 года. Этот витраж – удивительная работа, столь же материально-реальная, как и абстрактная. Относительно этих четырех картин идущих под общим названием «1024 цвета в 4 перестановках», сам художник в 1973 году писал: «Меня завораживает своего рода искусственный натурализм например, если бы я изобразил все возможные комбинации, свету бы понадобилось больше четырехсот миллиардов лет, чтобы пройти от первой картины до последней.
Однако бурный рост рынка работ Кристофера Вула к тому моменту был уже налицо: в послужном списке художника было 48 аукционных сделок на суммы свыше 1 млн, причем 22 из них (почти половина) состоялись в 2013 году. Еще один реверанс месту, где все происходит, Еврейскому музею. Американский художник Кристофер Вул (1955) впервые ворвался в рейтинг ныне живущих художников в 2013 году — после продажи работы «Апокалипсис сегодня» за 26, 5 млн. Художника еще в молодости заинтересовала идея реди-мейда, превращения повседневного объекта в произведение искусства.
«У меня нет причин не доверять реальности, о ней я почти ничего не знаю. На довольно объемной московской выставке помимо «Биркенау» покажут картины 1973-2016 гг. : от минималистической серии «Серый» до свежей коллекции «Абстрактной живописи». Напротив, он «хотел сделать что-то, что не имело ничего общего с искусством, композицией, цветом, творчеством ит. д». Это художественное высказывание вполне в духе классического западного поп-арта (вспомним мебельный гарнитур Аллена Джонса или «Розовую пантеру» Кунса), но с национальной изюминкой. Я хотел написать четыре великие многоцветные картины».
Семь лет спустя его «Smash» при эстимейте 15–20 млн достиг цены молотка 30, 4 млн. Именно это очернили эксперты еще до начала торгов, которые прошли в Лондоне. Но вместе с тем именно в этом автономном живописном дискурсе его язык становится пустым языком (полным объективной иронии).
Потом была рекордная продажа за 33, 6 млн картины «Спящий инспектор по пособиям» кисти Лусиена Фрейда (ныне уже покойного, а значит, не участвующего в этом рейтинге). Можно сказать, что слава настигла его сама. При этом границы между этими жанрами довольно размыты.
Онмне ответил: чтобы доказать самому себе, что это невозможно. На сегодняшний день самая дорогая работа Питера Дойга — снежный пейзаж «Роуздейл» (Rosedale) 1991 года. Долгие годы список самых дорогих работ, составленный по вышеприведенным правилам, возглавлял его абстрактный «Фальстарт».
Меня интересует только то, чего я не понимаю – говорит художник. С конца 1950-х Эд Рушей начал рисовать слова. Работа Наумана — ответ на эту критику и одновременно размышление на тему творчества.
Но, еще раз, речь всегда тут идет одиалоге схудожником. Ивот онговорит мне, что нужно потерять Бога, чтобы обрести веру. Нопотом понял, что они абсолютно непередают смысла того кошмара, который случился. Это камера. Этот триптих участвовал в культовой выставке 1989 года «Китай/Авангард» в Национальном художественном музее. Ниодна картина неможет показать реальность Биркенау.
—рассказывает Пол Мурхаус. Пропускаем визит на вторую Documenta и знакомство с абстракциями Джексона Поллока и Лучо Фонтаны, а также начало 1960-х, когда появилась группа «Капиталистический реализм», в которую вместе с Рихтером входили Зигмар Польке и Конрад Лойг. Абстрактные полотна в те годы Рихтер создавал при помощи больших шпателей и скребков, размазывая относительно простые цвета так, чтобы получились непредсказуемого цвета пятна и полосы. Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание.
Сделанный из гипса и воска слепок связанных за спиной рук Наумана ушел с молотка за 9, 9 млн в коллекцию французского магната Франсуа Пино (по другим данным, американки Филлис Уоттис). Начнем с китайского художникаЦуй Жучжо (Cui Ruzhuo). «Это, как мне кажется, самая прекрасная картина навыставке.
«Беспомощный Генри Мур» — одно из серии полемических произведений Наумана о фигуре Генри Мура (1898–1986), британского художника, которого в шестидесятые годы относили к величайшим скульпторам ХХ века. Помимо проведения юбилейных торжеств и бешеной популярности на торгах, этот год запомнится любителям творчества Рихтера публикацией нового каталога-резоне его работ в пяти томах под редакцией Дитмара Эльгера (Dietmar Elger), директора Архива Герхарда Рихтера в Дрездене. «Я всегда глубоко уважал странные, необъяснимые вещи Объяснения в каком-то смысле убивают вещь», — сказал он в одном из интервью. В 2002 году сестра этой инсталляции, «Сонная зима», ушла за 7, 4 млн, более чем в два раза дешевле.
Ночем дальше оннад ними работает, тем более абстрактными они становятся. Так оно и вышло: 17 мая 2001 года на Christies работа Наумана 1967 года «Беспомощный Генри Мур (вид сзади)» (Henry Moore Bound to Fail (Backview) поставила новый рекорд в сегменте послевоенного искусства. На заднем плане по телевизору передавали новости. «В начале 2002 года мне предложили разработать мотив витража южного окна собора. Конечно, я был очень впечатлён этим почетным заданием, но очень скоро понял, что я не справлюсь с этой задачей.
Вцелом вся выставка— обэтом моменте». За исключением «Эмы», датируемой тем же периодом, «Цветовые шкалы» Рихтера были первыми картинами, в которых художник использовал цвет. Напротив, он «хотел сделать что-то, что не имело ничего общего с искусством, композицией, цветом, творчеством и т. д». Слова художник делил так, чтобы зритель не сразу понимал смысл. В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом. На дворе был 1987 год и дальнейшие поиски художником слов и фраз для своих «буквенных» работ отражают противоречивый дух этого времени. Отправной точкой многие считают покупку нью-йоркским музеем МоМА в 1995 году серии работ Рихтера «18 октября 1977».
И вот теперь в противовес серому – калейдоскоп ярких красок. Издесь мыснова сталкиваемся смногослойной реальностью ипредставлениями оней. В двух случаях весь спектр «смысла» этой техники приобретал в его творчестве показательную значимость, что побуждает взглянуть на «Абстрактные картины» как на категорию произведения вообще. «Его» или «His infernal majesty».
А если нет, то картина исчезает навсегда, уничтожается. Не то, что надо. И вот таким образом запоминаются, становятся обобщенным образом.
Ты хочешь понять то, что видишь и пытаешься зафиксировать это в картине.
На основе реальных пейзажей он создает фантазийные, загадочные и зачастую мрачные образы. Таким образом, чужое присутствие было бы сведено до минимума. Хотя в случае с Рихтером похоже, что включение в пантеон «великих» произошло уже при жизни художника. Одного отрицать нельзя: инсталляции Джеффа Кунса стоят сумасшедших денег. Этого можно было убедительно достичь лишь при условии, что цвет обретет автономию по отношению к своей традиционной символической или выразительной функции, станет независимым ото всех композиционных или пропорциональных иерархий и будет функционировать как материальный элемент живописи, являя себя в чистой тавтологической материальности цвета, написанного (на холсте) художником. Он «играл» с элементами рекламы своего времени, включая в полотна стилизованные под рекламные плакаты шрифты и символы.
Работы молодого Рихтера тяготели то к фотореализму, то к поп-арту. С 1975 года особым элементом его произведений становятся крепления, дизайн которых Райман разрабатывает сам и нарочно оставляет их видимыми, подчеркивая его работы «настолько же реальны, насколько реальны стены, на которых они висят». Анедавно онпоступил абсолютно наоборот— предоставил краске полную свободу.
«Это самая ранняя работа изтех, что представлены здесь, — 1957 года. Если Рихтер назвал свои последние «Абстрактные картины» программным уходом от дилеммы серых монохромных полотен 1975 года, значит их нужно воспринимать как диалектическое отрицание импликаций последних. Линии складываются в геометрические формы, чем-то напоминающие оптические иллюзии, те самые картинки, которые мерцают, движутся, закручиваются, создают ощущение глубокого пространства, если долго на них смотреть. В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом. Даже таким патриархам послевоенного искусства, как Герхард Рихтер и Джаспер Джонс, до результата Кунса не хватает «каких-то» 20–30 млн. С одной стороны, это шкаф-витрина с муляжами таблеток (6136 пилюль), по сути, классическая инсталляция. Название странное.
Рихтер же настаивал на том, что далек от политики. Но продержался Херст на первом месте не так уж и долго. Центральную часть экспозиции занимает созданная в2014 году серия изчетырех крупноформатных полотен «Биркенау», вкоторой особенно ярко проявляется его идея оневозможности изображения реальности. В ближайшем будущем Каттелан обещает установить золотой унитаз в Музее Гуггенхайма. Поначалу ты видишь только скопление букв, т. е.
Позднее наброски были подвергнуты техническому процессу воспроизведения и масштабированию, ставшему ключевой рабочей процедурой для преимущественно крупномасштабных жестовых «Абстрактных картин», которые Рихтер создавал начиная с 1976 года. По поводу серого, который, начиная с первых картин, созданных в 1962 году, доминировал практически во всем его творчестве, Рихтер сказал: «Из всех цветов лишь серый имеет свойство ничего не изображать». По словам художника, «резать картины, всегда было актом освобождения». с другой стороны, в серии «Детали» (1970 – 1971) попытка предложить средства репрезентации в качестве самого реального ведет к перцептивной (и концептуальной) тавтологии.
Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание. Онвзял эти фотографии исоздал черно-белые фигуративные рисунки. Рихтер же настаивал на том, что далек от политики. По мнению художника, любая попытка реалистично показать крупнейшую трагедию в истории человечества будет выглядеть жалко картины из серии «Биркенау» далеки от фотооригинала, тем не менее, сильное эмоциональное воздействие от снимков в них передано языком беспредметной живописи. Раймана часто причисляют к минималистам, однако он предпочитает называться «реалистом», поскольку его не интересует создание иллюзий, он лишь демонстрирует качества используемых им материалов.
Зигмар Польке и Рихтер основали недолго просуществовавшее направление «капиталистический реализм» исследовавшее парадоксы консюмеризма и в 1963 году показали свои работы на выставке вместе с Люэгом и Вольфом Фостеллом (Wolf Vostell). То же ярко-желтое слово «Smash» на глубоком синем фоне может восприниматься как агрессивный призыв разбить вдребезги что-то или кого-то как одинокое прилагательное, вырванное из контекста (часть какого-то газетного заголовка, например) или же просто как отдельное слово, пойманное в урбанистическом потоке визуальных образов. Расфокусированное изображение придает полотнам одновременно динамику и медитативность, что сближает Рихтера с импрессионистами. До 2007 года этот очень яркий и декоративный холст, написанный Джонсом в 1959 году, считался обладателем практически недоступной для ныне живущего художника (пусть и прижизненного классика) цены — 17 млн. «У содержания нет формы, — говорил Рихтер.
Такой живописью владеть приятно. На торгах Sothebys 4 ноября 2015 года его работа 1961 года «Переход Делавэра» была куплена за рекордные 13, 69 млн с учетом комиссии. Это и призыв «продай дом, продай машину, продай детей», взятый Вулом из фильма «Апокалипсис сегодня» и слово «FOOL» («дурак») заглавными буквами и слово «RIOT» («восстание»), часто встречавшееся в газетных заголовках того времени. Будучи характерной для традиции модернизма, она является одновременно техникой и процессом производства, преобразующим конвенции интерпретации и видения и именно в этом преобразовании демонстрирует свою действенность «смысл» работы. Почему.
Творчество – интимный процесс, по крайней мере, для Герхарда Рихтера. Одна из наиболее известных серий — работы 1989 года, в которых он показывает узников «Фракции Красной Армии», левой террористической группировки. Тема политики занимает его не раз — абстрактная серия «Биркенау» (2014), представленная на выставке в Еврейском музее, посвящена узникам концлагерей. За всю свою полувековую жизнь в изобразительном искусстве Герхард Рихтер лишь однажды допустил съемочную группу в свое ателье: в 1992 году вышел (еще на видеокассете) фильм Виктории фон Флеминг (Viktoria von Flemming) Gerhard Richter: Meine Bilder sind klger als ich (Герхард Рихтер: Мои картины мудрее, чем я), в котором художник при включенной кинокамере наносит краску на полотно. Именно через это двойное отрицание «Цветовые поля» и «Серые картины» обретают свою идентичность, которая выводит их из диалектики пустоты и полноты дискурса (из присутствующих в живописи отношений между идеологией и идиотизмом), придавая им языковую объективность живописной формы. «Незнаю, получитсяли увас понять сразу, ноэто насамом деле фотографии. И в своей оценке он не ошибся.
Дальше начались рекорды Герхарда Рихтера. Вэтом смысле ячерпаю свое вдохновениеу (Сержа) Дягилева, русского импресарио изобретателя русского балета как марки ибренда. На то, что Рихтер неожиданно из любимца знатоков превратился в нового главу и лидера рынка контемпорари, повлиял ряд обстоятельств, среди которых кончины Лусиена Фрейда (Lucian Freud) и Сая Туомбли (Cy Twombly): рынок нуждался в новом лидере, тем более что работы Рихтера еще и весьма декоративны — а, как подчеркивает глава отдела современного искусства в компании Sothebys Тобиас Майер (Tobias Mayer), сегодня покупатели хотят красивого современного искусства. Его высказывания о собственной работе полны всяческих опровержений. Под впечатлением от увиденных им в МоМА работ абстрактных экспрессионистов — Ротко, Де Кунинга, Поллока и Ньюмана — Роберт Райман в 1955 году сам занялся живописью. Точно копируя фотогафии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти— они были «жертвы идеологизированного поведения как такового».
Обе отражают один и тот же основополагающий подход. Иным вообще не суждено увидеть света выставочных залов. Как вспоминает сам художник, в то время он начал думать о том, что для него в искусстве на первом месте. Ионсказал: это беззвучная эмоция. Лучше эту нумерологию не знать совсем. «Я не следую никакой особой цели, системе и направлению, — говорил он на том этапе, — у меня нет программы, стиля, курса следования».
Рихтер же настаивал на том, что далек от политики. Следовательно, отрицание чистоты средств и саморефлексия процедуры будут предполагать принятие спектакля и обновленной мифизации живописи – будут предполагать, что начиная с 1975 года жест перестал обозначать производство и начал обозначать эмоциональный опыт, выставленный на обозрение окружающих что цвет перестал обозначать хроматические отношения их взаимодействие и научную познаваемость, а начал обозначать симулякр духовного пространства.
Мураками позаимствовал название для своей скульптуры у фильма Энди Уорхола «Одинокие ковбои» (1968), который японец, как он сам признался, никогда не смотрел, но уж больно ему понравилось сочетание слов. Этот постоянный поиск составляет суть его творческого метода. Гудман и Рихтер вместе устанавливают цены, сильно отличающиеся от аукционных, однако дилеру приходится тщательно выбирать клиентов, которые хотя бы отдаленно способны оценить творчество Рихтера как, по выражению Гудман, «нравственный акт», а не видеть в его результате прямоугольный предмет, стоящий больших денег.
Науман часто экспериментирует с языком, открывая неожиданные смыслы привычных фраз. Сегодня картину отнесли к самым дорогим среди произведений современного искусства. Однако эта тотальность видения – центральное положение человеческого субъекта – давно утратила историческую убедительность и стало все больше вытесняться необходимостью фрагментированного видения, ограничения деталью, критического отрицания роли эстетики как гаранта трансцендентной компенсации за секуляризованное общество.
Всвоих работах ондвигался отфотографии ирепрезентации кабстракции, шаг зашагом. При этом «Пальцы» (1970), «Зеленые картины без названия» (1971) и «Размытые картины» (1973) теряют видимость объективной плотности – в отличие от написанных фотографий, полной противоположностью которых они являются, – но приобретают в плане автономии живописного дискурса.
Это произошло 18 мая 2017 года. Художник родился в 1944 году в Пекине, с 1981 по 1996 год жил в США. «Я не следую никакой особой цели, системе и направлению, — говорил он на том этапе, — у меня нет программы, стиля, курса следования». 1932). Например, размывает в беспредметности снимки узников концлагеря в серии«Биркенау» 2014 года. Да, параллель натянута и подлежит проверке временем, но мы же не можем ждать, пока сменится три поколения.
Науман начинал свою карьеру в шестидесятых. И хотя он отличается от двух вышеприведенных примеров, процесс структурного преобразования в «Абстрактных картинах» в сущности не меняется, даже если результатом исследования становится другая картина (а не фотографическая решетка или архитектурная декорация размером с мураль). Здесь же можно ухватить и отсылки к поп-арту, вставлявшему ширпотреб в рамку. Текущий рекорд составляет аж 58, 4 млн.
Так называемые «Абстрактные картины» Рихтера – серия, начало которой было положено где-то в 1976 году и которая с тех пор претерпела множество едва уловимых трансформаций – вызвали (по множеству поводов и, в частности, среди американской публики) вопросы относительно их исторического места и эстетического подхода художника. Особое положение в конструктивизме занимал «Баухауз» (Bauhaus – дословно «строй дом») – организованная архитектором Гропиусом в 1919 году в Германии художественно-промышленная школа, в качестве профессоров которой работали крупнейшие художники (среди них «интуитивисты» Клее и Кандинский), архитекторы, теоретики искусства и художники-прикладники. «Полихромное и сложное» – эти слова Рихтер использовал для обозначения качеств картин, созданием которых он хотел заняться. Художник стоял у истоков нового течения в искусстве, получившего название поп-арт. Польке и Рихтер дружили вплоть до смерти первого в 2010 году. Меньше всего режиссер и ее миниатюрная съемочная группа в составе двух операторов и звукорежиссера хотели помешать работе художника.
Мы не видим ее лица, не знаем, о чем она думает, что чувствует. Этот процесс опосредования изначальной, прямой, органической живописной деятельности (органической в смысле традиционного определения художественного знака, предположительно передающего непосредственное и содержательное присутствие трансцендентного опыта) при помощи различных стадий и практик механического конструирования живописного знака (фотографического фиксирования предположительно подлинного и непосредственного следа выражения, его перенесения и увеличения изменения масштаба и живописной реализации) является явным сюжетом рихтеровских «Абстрактных картин» (уже в 1919 году Любовь Попова заявила, что «фактура – это сюжет живописи»). Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии».
Это самое близкое изтого, что можно сделать, чтобы помнить обэтом». В буквальном смысле. Одна из таких «меандровых» работ — «The Attended» — на торгах Sothebys в ноябре 2013 года была продана за 10, 917 млн с учетом комиссии. Ее некоторые искусствоведы называют вершиной творчества художника.
Однако он забыл сказать, что они будут опосредованы изменением масштаба и фотографической технологией или что их «фактура» сдвинется от непосредственного к сконструированному или что каталог живописных приемов – память живописи – вдруг предстанет проявлением спектакля внутри практик самой живописи или что все это покажет, насколько занятие высоким модернистским искусством живописи уже смирилось с исторической участью существования в самой культуре спектакля в качестве практики, продолжающей существовать вне этой тотальности, живопись стала ее самой излюбленной областью. Этот не-цвет, таким образом, составляет еще один элемент стратегии по упразднению всех конкретных и исторически обусловленных ожиданий относительно элементов живописной продукции. Его уникальный стиль называют «текстовой живописью».
В 1958 году Рихтер побывал в городе Касселе (территория Западной Германии) на выставке современного искусства, называемой Документа. Так как первая большая персональная выставка художника в России, в московском Еврейском музее (куратор – Пол Мурхаус, Национальная портретная галерея, Лондон), включающая работы, созданные с 1973 по 2016 год, совсем не о том, как выпускник Дрезденской высшей школы изобразительного искусства, начинающий монументалист, вовремя перебрался на Запад, за несколько месяцев до возведения Берлинской стены, а через три десятка лет стал звездой современного искусства первой величины, супервостребованным ведущими музеями и частными коллекционерами. Картина была продана почти за 44 миллиона долларов. Далее началось победное шествие «Абстрактных картин» Рихтера. Анасоседней стене сложносочиненная мозаика изфотофрагментов все техже полотен.
Ранее славу и признание Рихтеру принесли картины в жанре фотореализма, такие как «Эскадрон Мустангов» 1964 года и «Эма (Обнаженная на лестнице)» 1966 года. Картина написана маслом на холсте. Япомню, как Рихтер однажды сказал мне удивительную вещь. Произведение «Золотой телец» — огромное чучело быка в формальдегиде, увенчанное золотым диском, — принесло аж 10, 3 млн (18, 6 млн).
Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии». В начале 60-х там преподает монументальную скульптуру Йозеф Бойс. В 1971 году Рихтер снова начал работать с темой атласа цветов.
Онзанимается образом— тем, что напоминает реальность, ноейнесоответствует. Выбор персонажа — рискованный. Художник вернулся в Париж, откуда началась его мировая слава. Большинство его работ написаны красками всех возможных оттенков белого цвета (от сероватого или желтоватого — до ослепительно белого) на основе лаконичной квадратной формы. Майер полагает, что потенциал Рихтера сравним с потенциалом лидеров рынка и рекордсменов Бэкона (Bacon) и Ротко (Rothko) и даже говорил об этой параллели посетителям предаукционного показа осенью 2011 года буквально следующее: «Представьте, что вы в зале, полном картин Марка Ротко в 1982 году, ведь их потенциал именно таков».
Иные картины, начатые в ярких красках, превращаются в серое полотно. Это примерно на 3 миллиона выше предыдущего рекорда (25, 9 млн за работу «Поглощенные трясиной»). Центром экспозиции является инсталляция «Биркенау» (2014) – серия из четырех широкоформатных абстрактных полотен, написанных под впечатлением от фотографий, снятых узником концентрационного лагеря в августе 1944 года. Безусловно, ведь он невероятно плодовит. Недавно вышел юбилейный документальный фильм «Герхард Рихтер за работой», так что торги Christies 8 мая, когда был установлен очередной рекорд, прошли на вполне благоприятном фоне.
Годом позже Рихтер начал абстрактную серию Gray, которой занимался более 20 лет. Все своими руками, ассистенты только размешивают краски. Картину «Без названия (S III Released to France Face 43. 14)» выставил парижский коллекционер Патрик Сегин с оценкой в 13–16 млн и поскольку продажа лота была гарантирована третьей стороной, то установлению нового персонального аукционного рекорда 49-летнего художника никто особо не удивился. Однако язык Рихтера – ни то ни другое: он не всеведущий автор, легко управляющий старыми практиками живописи и самовольно подчиняющий их нуждам настоящего (как это цинично делают, например, некоторые так называемые постмодернистские архитекторы), – и не убежденный приверженец ремесла, время повторного открытия которого еще не настало (как в случае переоткрытия, вопреки нормативной эстетической логике, устаревших экспрессионистских и фигуративных видов живописи в конце 1970-х). Всю его долгую и успешную творческую жизнь Рихтера главным образом интересовала идея репрезентации в эпоху доминирования новостной фотографии и то, как ввести фотографию в границы живописной традиции, все более подчиняющейся требованиям собственных ресурсов. И если первое утверждение предполагает, что тропами рихтеровской живописной риторики являются парафраз и цитирование, пародия и повторение, то второе (очевидное, но показательное заблуждение) предполагает, что его дилемма – это дилемма запоздалого виртуоза: он овладел ремеслом и мастерством в тот самый момент, когда практики производства визуального смысла стали использовать другие возможности, требующие других техник и когда смысл, произведенный поздно приобретенной виртуозностью, порождает пустой дискурс.
Хотя сам мастер знаменитого абстрактного экспрессиониста русского происхождения не слишком любит: ему ближе Барнетт Ньюман (Barnett Newman) и Роберт Райман (Robert Ryman). В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом. Первый работал в музее ночным секретарем, а второй охранником и лифтером. Понятно, что речь точно не идет о воспевании образа фюрера.
Говоря о предельном упрощении и стилизации форм, о композиционном решении картин, когда разрозненные контуры глаз, ртов словно смотрят на нас из лесной чащи исследователи отмечают связь «Лиц» Гротьяна с искусством первобытных племен Африки и Океании, тогда как самому художнику попросту «нравится образ глаз, смотрящих из джунглей. На московской выставке будут представлены картины этой серии 1973 года. Пусть работа выполнена и не из золота (материалом послужила нержавеющая сталь) и размером она явно побольше обычного кулона (скульптура высотой 2, 7 м весит 1600 кг), но зато имеет сходное назначение. По поводу этой серии Рихтер заметил: «Эти работы не должны нравиться. Ничего, кроме материала и техники, не имеет значения.
Почти все свои портреты художник пишет с фотографий, которые хранятся в его личном альбоме. Используя ту же технику, Рихтер с иронией обыгрывает и классические сюжеты: «Благовещение по Тициану» представляет собой переработку одной из самых узнаваемых картин мастера итальянского Возрождения. Убедитесь сами, заглянув в Кёльнский собор. Это было академическое признание. «Эти картины связаны ссамым страшным эпизодом истории XXвека. Когда холст с краской отпускает художника, больше не зовет его к себе, тот переносит его в другое помещение, в испытательный зал, где картина висит и ждет приговора своего создателя. Хорошо известна любителям живописи его серия картин под названием Серое.
И понял, что ему всегда были интересны линия и цвет. (Их совершенство заключается именно в рассчитанной близости к идиотизму, в то время как совершенство написанных фотографий – в рассчитанной близости к идеологии. ) В «Эстетике безобразного» (1853) Карл Розенкранц привлек внимание к этому «пустому дискурсу» как эстетической возможности: «Если опустошенность некоторого созерцания становится настолько объемлющей, что время привлекает к себе внимание как время, тогда мы воспринимаем отсутствие содержания чистого времени и это составляет чувство скуки. Эмоциональным и смысловым центром выставки станет инсталляция «Биркенау». АРихтер знаменит тем, что ему удается совместить все исразу.
Что ж, эта «поверхность с краской на ней» в случае, если это работы Фрэнка Стеллы, сегодня может стоить миллионы долларов. Долгие годы ничто не предвещало того успеха, который обрушился на Рихтера сейчас. Присмотритесь к его произведениям. Эд Рушей наслаждается этой неопределенностью. Онучился вхудожественной школе вДрездене, чтобы получить традиционное образование вобласти живописи. С одной стороны, в группе иллюзионистских работ «Занавески» (1965), «Рифленое железо» (1967), «Трубы» (1967) и «Тени» (1968) мы видим иллюзию всей фигуративной живописи с ее претензией на воссоединение репрезентации через иллюзионистские манипуляции с репрезентированным.
В возрасте 23 лет он переехал в Нью-Йорк из Нэшвилла (штат Теннеси), желая стать джазовым саксофонистом. На одной изображен офицер, на другой – 12-летняя девочка с маленьким Герхардом. «Монохром был везде, тем не менее я их рисовал», – заметил художник в одном интервью. Мастер долгое время жил и учился в Дрездене, на Саксонской земле Германии. Вам кажется, что высмотрите нанастоящие картины, новысмотрите насамом деле нарепродукцию.
Именно они, как правило, устанавливают рекорды на аукционах. Но не менее популярны и его абстрактные работы. Тему параллельных линий с тонкими разделительными полосками Стелла продолжил в работах на алюминии и меди.
По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть». Одно из самых известных его произведений американского периода — картина «Всплеск» — представляет собой изображение снопа брызг, поднявшегося из бассейна вслед за прыгнувшим в воду человеком. Но в 2007 году все изменилось. Родился и вырос Дэвид Хокни в Англии, в графстве Йоркшир. Художники осваивали поп-арт с помощью подручных материалов: рекламных объявлений, фото из «глянца» и других предметов развитого консюмеризма. На ней он представил так называемые «Черные картины» — полотна, закрашенные параллельными черными линиями с тонкими промежутками незакрашенного холста между ними. Женский голос за кадром тихо уточняет, что произошло: Синий цвет. Доволен он -она продолжает жить.
Художник использует шпатели шириной до 2 м, чтобы распределить масло по холсту. Отношения реальности и изображения – главная тема в его творчестве. —Тоесть документальные образы реальных событий живут внутри картин, словно привидения».
«Затем онсоздал четыре черно-белых фигуративных фотокартины соснимков 1944года, — продолжает куратор, — нотри месяца спустя Рихтер понял, что созданные имобразы даже приблизительно непередают всего ужаса той трагедии. И хотя у нас нет оснований полагать, будто Рихтер изменил свое отношение к живописи лишь из исторического оппортунизма (между прочим, довольно рано, поскольку в 1976 году последующую перемену живописной эстетики было еще трудно предугадать), по крайней мере два больших проекта, «Зеркала» 1981 года и огромные, размером с мураль, желтые «Мазки» 1980 года, уже бросали вызов (а то и вовсе противоречили) его претензии на традиционалистскую позицию относительно придания смысла живописным структурам. «Христос» и «апостолы» превратились в пионеров с алыми галстуками и только «Иуда» носит золотой галстук — это метафора западного капитализма, проникающего и разрушающего привычный уклад жизни в социалистической стране. Называется полотно Абстрактный образ. Ответы же варьируются от утверждений, что подход Рихтера – это, в сущности, подход постмодернистского живописца (после 1962 года), до утверждений, что его картины напоминают абстрактный экспрессионизм второго поколения.
на холсте, стали, плексигласе, алюминии, бумаге, гофрокартоне, виниле, обоях и пр. «У содержания нет формы, — говорил Рихтер. — Оно само— форма». Цикл посвящен эволюции китайского общества под влиянием экономических реформ. В 2004 году состоялась ретроспектива Джона Каррена в Музее Уитни. Через пять месяцев — снова рекорд: «Абстрактная картина (809-4)» из коллекции рок-музыканта Эрика Клэптона 12 октября 2012 года на торгах Sothebys в Лондоне ушла с молотка за 21, 3 млн (34, 2 млн).
Художник использовал их для огромных картин с элементами ассамбляжа — включал в работы куски стальных труб или проволочной сетки. Рассматривание поверхности его «Абстрактных картин» подобно раскопкам: на них следы разнообразных «фигур» проглядывают сквозь разрывы многочисленных красочных слоев. В 1965 году Рихтер пишет две картины: «Дядя Руди» и «Тетя Марианна».
«Бетти» – одна из самых личных картин Рихтера: полустертый образ близкого человека, чьи черты уже не вспомнить, все же несет в себе чувства печали и любви. В этой серии художник писал и портреты и пейзажи. Эти работы под названием «Два желтых мазка» имеют размер 190 2000 см и на сегодняшний день являются самыми большими картинами Рихтера.
Иформа, которую теперь приняла картина, — это память оБиркенау. Следует ли нам ждать от Рихтера новых рекордов. Ниодна картина, ниодна фотография непокажет, что случилось.
Роберт Райман (1930) не сразу понял, что хочет стать художником. Картины Дойга красочны, сложны, декоративны и не провокационны. Такой синтез играет важную роль иврамках моих экспозиций. — Оно само — форма».
А после этого были и выставки в Америке и в других странах мира. С 2004-го по 2008 год цены на его живопись выросли втрое.
Как все у Каттелана. Словом, я пока не вижу синтеза между идеологией и поэзией (понимая поэзию в весьма обобщенном смысле, как поиски неотчуждаемого смысла вещей)». Однако любая попытка проницательного наблюдателя взглянуть подобным образом на «Абстрактные картины» безусловно покажет, что ирония свойственна мышлению и живописи Рихтера не в большей мере, чем, скажем, творчеству Раймана. В итоге за эффектное «украшение» заплатили гигантские деньги.
Рекорд «Фальстарта» сначала затмили работы молодых и амбициозных Дэмиена Херста и Джеффа Кунса. Тем самым он хочет лишить искусство ореола святости, который ему придают музейные стены. Английскому художнику Дэмиену Херсту (1965) суждено было первым замахнуться на первое место этого рейтинга в споре с живым классиком Джаспером Джонсом. Следовательно, «Абстрактные картины» дают нам непосредственное понимание современного положения живописи, существующей между непримиримыми требованиями зрелища и синекдохи.
Разницу в цене кто-то «объяснял» тем, что у зимы таблетки более блеклые. К. М. Максимов воспитал целую плеяду китайских реалистов, ныне классиков. Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание.
В статье А. С. Официальное советское искусство, соцреализм, непривычная еще тогда для Китая масляная живопись (в противовес традиционной китайской росписи тушью) в 1950-е годы были на пике популярности и в Пекинский художественный университет на три года (с 1954 по 1957) приехал преподавать советский художник Константин Мефодьевич Максимов. У него и сейчас там сохраняются две мастерских.
Серия работ с флагами принесла Джасперу Джонсу мировую известность. Работа относится к серии «Benjamin Moore». К нему в класс и попал Цзинь Шани, который на тот момент был самым молодым в группе.
Результат своих творческих поисков художники издевательски назвали «капиталистический реализм». Практика синекдохи (в традиции реализма) сулила некое сопротивление и противостояние тотальности мифа в масскультурных формах репрезентации, руководящих повседневной жизнью: спектаклю потребления и потреблению спектакля. Апотом вдруг что-то щелкает вголове иобраз принимает форму. Изначально эти картины спреобладанием серого были гораздо более яркими». Райман предпочитает давать работам «имена», но не «названия». Объединяя количественный и качественный последовательный элемент (в данном случае – деление и умножение каждого цвета на четыре) с количественным пространственным элементом перестановки (число возможных комбинаций цветов составляет 1024 из чего потенциально следует практически бесконечное число, появляющееся из деления на три – или, в случае Рихтера, на четыре, – основополагающих цвета) в пластический принцип, Рихтер при помощи живописи демонстрирует элементарные материальные принципы совершенной равноценности всех цветовых качеств.
Автором нового рекорда стала вдова миллиардера ливанского происхождения Эдмонда Сафры (Edmond Safra) Лили (Lily Safra), которая в память о муже подарила купленную картину израильскому музею. В 1961 году Герхард Рихтер становится политическим беженцем и оказывается в ФРГ. Рекорд продержался до 8 мая 2016 года, когда еще более провокационная работа Каттелана «Him» изображающая коленопреклоненного Гитлера, ушла с молотка за 17, 189 млн. Столько за него заплатили в золотом для арт-рынка 1988 году.
«УРихтера есть две любимые темы: картины, основанные нафотографиях иабстрактные работы. Однако мы ведем ранжирование в пересчете на доллары, вот таким образом (да простит нас «Золотой телец») лучшей продажей Херста мы будем считать все же «Сонную весну». Я положил его под шаблон соборного масверка и увидел, что если что-то и могло бы просто подойти, так только это». Подобно тому как перестановка серийных цветовых полей создает на картинах, для которых характерна чистая автономия материальности цвета, нейтральный и объективный формальный гештальт (одинаковые серии равных прямоугольников), «Серые картины» определяют себя как работы чистой живописной практики в цветовом гештальте, который нейтрально и объективно окрашен в монохромный серый. «У содержания нет формы, — говорил Рихтер. — Оно само— форма». Именно эти представления о живописной практике саморефлексии и самореферентности были открыто отвергнуты Рихтером, когда он заявил: «нет такой краски на холсте, которая не означала бы ничего кроме и ничего более себя самой иначе Черный квадрат Малевича был бы лишь дурацким слоем краски».
И вот в прошлом ноябре на нью-йоркских торгах Sothebys, стринг из 8 работ Рихтера разного размера из частного собрания неожиданно принес 74 280 000 долларов (при эстимейте 27–36, 7 миллиона), а пурпурная работа «Абстрактная картина» 1997 года принесла рекордные 20 802 500 долларов (эстимейт 9–12 миллионов). Рихтер описывал этот переход как фазу, в ходе которой он создал так называемые «цветные наброски» и объяснил, почему назвал эти небольшие полотна (которые теперь считаются полностью автономными, полноценными картинами) набросками: «Я назвал их набросками, пытаясь представить их чем-то безобидным, чтобы иметь возможность продолжать работать в этой манере». Таким образом, подчеркнутое утверждение смысла живописи у Рихтера не позволяет воспринимать его картины в категориях антиживописи (как он однажды определил свой предыдущий подход). Зачем было делатьэто.
Тогда яего спросил, чтоже означает тот результат, который получился. На первой масштабной персональной выставке художника в России представлены знаковые произведения иллюстрирующие важные этапы творчества мастера и разнообразие техник: Gray (1973), Aladin (1999), Haggadah (2006) и коллекция «Абстрактной живописи» (2016). Это лучший результат Херста, если считать в фунтах (в той валюте, в которой проводилась сделка). От изучения художественно-эстетических законов действия цвета, формы, объёма и их взаимоотношений отдельных свойств различных технических материалов и способов их обработки здесь шли к формированию художественно-конструктивного мышления современных архитекторов, художников-прикладников и конструкторов (или дизайнеров). Панорама» последовательно открылась в Тейт Модерн в Лондоне, в Новой национальной галерее в Берлине и в том же Центре Помпиду.
Это название стало отсылкой к одноименному перфомансу Рихтера, созданному в 1963 году. Вопрос, правда из разряда «смотря как считать». В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом. Именно в этом заключается его фундаментальное расхождение с (немецкой) традицией экспрессионистской живописи, которую сегодня вновь стали высоко ценить, что является признаком общего регресса.
Серия из четырех больших (260х200 см) абстрактных полотен создана Рихтером под впечатлением от фотографий, сделанных в главной части концлагеря Освенцим в 1944 году.