Это слова Герхарда Рихтера – одного из самых дорогих художников современности, за полотна которого на аукционе Sothebys отдают миллионы долларов. Проще, наверное, найти квадратуру круга, чем получить удовлетворительный ответ на вопрос, кто этот человек, который в психоделическом документальном фильме Gerhard Richter Painting пытается быть Герхардом Рихтером. Исследованиям Герхарда Рихтера в области абстракции посвящена экспозиция в Еврейском музее и центре толерантности, в которую вошли ключевые работы, созданные в период с 1973 по 2016 годы. Отец – Хорст Рихтер – был школьным учителем, но большее влияние на духовное развитие Герхарда оказала мать – Хильдегард. Первые картины, написанные на основе найденных фотографий, Герхард Рихтер создал в 1962 году.
Полотном Герхарда Рихтера обладает один изгероев фильма «Список контактов» («Deception», 2008г. ). Вмосковском Еврейском музее открылась первая вРоссии выставка одного изсамых значимых идорогих современных художников— немецкого абстракциониста Герхарда Рихтера, которого многие искусствоведы считают непросто авторитетом, нолучшим изныне живущих живописцев. Сегодня Герхард Рихтер – это.
С произведений, в которых изображаемое размыто искажено, начинается исследования Герхарда Рихтера сложных, многогранных взаимоотношений реальности и воспринимаемого образа. Большинство своих работ того времени Герхард Рихтер считал малоценными и уничтожил. В начале 1980-х немецкий художник Герхард Рихтер (Gerhard Richter) написал 24 натюрморта с мерцающими белыми свечами, но не сумел продать ни одного. Лента Gerhard Richter Painting, рассказывающая о творчестве Герхарда Рихтера, удостоена Немецкой кинопремии за 2012 год в категории полнометражный документальный фильм.
Герхард Рихтер начал эксперименты с воздействием цвета на зрителя, обратившись к традициям абстракционистов. Герхард Рихтер, находясь в почтенном возрасте, любит уединение и активно продолжает работать в своем ателье близ Кельна. Герхард Рихтер (нем. Gerhard Richter род. В октябре 2012 года картина Герхарда Рихтера, написанная в 1984 году, была продана за рекордную цену для сделки, совершенной еще при жизни художника. Хотя это имя (Герхард Рихтер) и ассоциируется с самыми популярными и дорогими картинами на рынке современного искусства, как человека его мало кто знает по-настоящему.
Ты хочешь понять то, что видишь и пытаешься зафиксировать это в картине. Этот витраж – удивительная работа, столь же материально-реальная, как и абстрактная. Другая половина – это «зеркально» расположенная первая (случайная) половина. «Я не следую никакой особой цели, системе и направлению, — говорил он на том этапе, — у меня нет программы, стиля, курса следования». Там же представлено и одно из его наиболее известных зеркальных произведений – Spiegel Grau (1991). По мнению художника, любая попытка реалистично показать крупнейшую трагедию в истории человечества будет выглядеть жалко картины из серии «Биркенау» далеки от фотооригинала, тем не менее, сильное эмоциональное воздействие от снимков в них передано языком беспредметной живописи.
Можно вспомнить короткое эссе «Роскошно меблированная десятикомнатная квартира»Вальтера Беньямина, в котором он, хотя и обращаясь к XIX столетию, описывает, как средоточием детективных романов (Э. А. В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом. В списке самых дорогих мастеров современной живописи 2005 года, опубликованном журналом «Кэпитал», он был первым. Онзанимается образом— тем, что напоминает реальность, ноейнесоответствует.
Кроме уже упомянутого, есть и известный сюжет, связанный с фигурой тети Марианны в одноименной работе (1965) — ей поставили диагноз «шизофрения», стерилизовали ее и впоследствии убили в рамках нацистской программы эвтаназии. Онзадал себе один вопрос: можноли нарисовать картину помотивам этих событий. «Ядумаю, что кураторство как таковое всегда следует заискусством итут ничего кардинально непоменялось. По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть».
Родился 9 декабря 1932 в Дрездене в Германии. Особое положение в конструктивизме занимал «Баухауз» (Bauhaus – дословно «строй дом») – организованная архитектором Гропиусом в 1919 году в Германии художественно-промышленная школа, в качестве профессоров которой работали крупнейшие художники (среди них «интуитивисты» Клее и Кандинский), архитекторы, теоретики искусства и художники-прикладники. Еще один реверанс месту, где все происходит, Еврейскому музею.
Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии». Сегодня частный музей Ольбрихта «Me Collectors Room» возвышается над узкой берлинской улочкой в районе Митте. Центральную часть экспозиции занимает созданная в2014 году серия изчетырех крупноформатных полотен «Биркенау», вкоторой особенно ярко проявляется его идея оневозможности изображения реальности. Так, для художника самым жутким чудовищем (воплощением банальности зла) стал образ «Фламандская люстра» (1965): «Люстра — это чудовище.
Так как первая большая персональная выставка художника в России, в московском Еврейском музее (куратор – Пол Мурхаус, Национальная портретная галерея, Лондон), включающая работы, созданные с 1973 по 2016 год, совсем не о том, как выпускник Дрезденской высшей школы изобразительного искусства, начинающий монументалист, вовремя перебрался на Запад, за несколько месяцев до возведения Берлинской стены, а через три десятка лет стал звездой современного искусства первой величины, супервостребованным ведущими музеями и частными коллекционерами. Художники осваивали поп-арт с помощью подручных материалов: рекламных объявлений, фото из «глянца» и других предметов развитого консюмеризма. Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание.
Рихтер говорит немного, лаконично и часто загадочно, в словах его звучит нежелание и, возможно, неспособность интерпретировать свое творчество, что лишний раз наводит на мысль о том, как эфемерно оно и интуитивно, как мало поддается рациональным объяснениям. Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание. Этот постоянный поиск составляет суть его творческого метода. Тогда цены на произведения Рихтера редко превышали одну тысячу долларов.
Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии». Никаких развернутых интервью и вопросов в лоб. Меня интересует только то, чего я не понимаю – говорит художник. По умолчанию это должно было быть изображение 6 современных мучеников. Анедавно онпоступил абсолютно наоборот— предоставил краске полную свободу.
Язадал ему вопрос: почему тысначала попытался нарисовать реалистическую картину. Художник уничтожил за последние десятилетия более 60 своих картин, которые оцениваются в 655 млн. Этот перфоманс произвел огромное впечатление на публику, хотя сам автор не понимал причину такого успеха, он просто получал удовольствие. Ночем дальше оннад ними работает, тем более абстрактными они становятся.
А если нет, то картина исчезает навсегда, уничтожается. 1932). Работы молодого Рихтера тяготели то к фотореализму, то к поп-арту. Кураторы тщательно позаботились о том, чтобы встреча с прекрасным проходила максимально легко и приятно. Но Герхард Рихтер, похоже, не слишком рад свалившейся на него славе. Сегодня он говорит: Вот так.
Здесь же можно ухватить и отсылки к поп-арту, вставлявшему ширпотреб в рамку. Творчество – интимный процесс, по крайней мере, для Герхарда Рихтера. Издесь мыснова сталкиваемся смногослойной реальностью ипредставлениями оней. Рихтер, по сути искусственно воспроизводит эту дистанцию.
Убедитесь сами, заглянув в Кёльнский собор. Это его убеждение фильм понимает буквально и пытается читать между красок на холсте. Онвзял эти фотографии исоздал черно-белые фигуративные рисунки. На первой масштабной персональной выставке художника в России представлены знаковые произведения иллюстрирующие важные этапы творчества мастера и разнообразие техник: Gray (1973), Aladin (1999), Haggadah (2006) и коллекция «Абстрактной живописи» (2016). То, что Рихтер с легкостью перепрыгивает с одного живописного стиля на другой, а не придерживается единожды выбранного фирменного образа, всегда кого-то смущало, однако это умение переключаться и стало в конце концов визитной карточкой этого художника-эрудита. От изучения художественно-эстетических законов действия цвета, формы, объёма и их взаимоотношений отдельных свойств различных технических материалов и способов их обработки здесь шли к формированию художественно-конструктивного мышления современных архитекторов, художников-прикладников и конструкторов (или дизайнеров).
Почти все свои портреты художник пишет с фотографий, которые хранятся в его личном альбоме. Используя ту же технику, Рихтер с иронией обыгрывает и классические сюжеты: «Благовещение по Тициану» представляет собой переработку одной из самых узнаваемых картин мастера итальянского Возрождения. Иным вообще не суждено увидеть света выставочных залов. Рихтер же настаивал на том, что далек от политики.
Всю его долгую и успешную творческую жизнь Рихтера главным образом интересовала идея репрезентации в эпоху доминирования новостной фотографии и то, как ввести фотографию в границы живописной традиции, все более подчиняющейся требованиям собственных ресурсов. Нопотом понял, что они абсолютно непередают смысла того кошмара, который случился. «В начале 2002 года мне предложили разработать мотив витража южного окна собора.
«Это самая ранняя работа изтех, что представлены здесь, — 1957 года. В этих поисках находят отражение сомнения Рихтера относительно существования семантических и стилистических связей в искусстве. Для большинства художников эти направления противоречат друг другу, тыкак будтобы неможешь быть всем: либо тыфигуративный художник, либо абстрактный. Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание. Там же состоялась его первая выставка в 1963 году. Вместе с единомышленниками Зигмаром Польке и Конрадом Фишером Рихтер придумывает термин «капиталистический реализм». Полотно проникнуто нежностью и непонятной печалью.
Серых абстрактных полотен, которые Коринна Бельц увидела в ателье Рихтера в свои первые визиты, с которых начинается фильм, больше нет. При этом границы между этими жанрами довольно размыты. Тогда он продал свою голубо-оранжевую абстракцию Рихтера: в 1996 он покупал ее за 278 тысяч долларов, а в 2008-м продал на Christies за 14, 8 миллиона долларов. Лондонские коллекционеры Марк и Виктория Сарсок (Marc and Victoria Sursock) выставили на нью-йоркские торги Sothebys восемь абстракций каждая из них сыграла значительно лучше оценочной стоимости, включая «Абстрактную картину», купленную Лили Сафра за 20, 8 миллиона долларов.
Это камера. Нет, не могу. Эта парочка отказывалась от прибыльных лицензионных сделок и частных заказов.
Ионсказал: это беззвучная эмоция. Центром экспозиции является инсталляция «Биркенау» (2014) – серия из четырех широкоформатных абстрактных полотен, написанных под впечатлением от фотографий, снятых узником концентрационного лагеря в августе 1944 года. Точно копируя фотогафии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти— они были «жертвы идеологизированного поведения как такового». Мэриан Гудман, дававшая интервью от лица художника, назвала рынок его работ «честным». Напротив, он «хотел сделать что-то, что не имело ничего общего с искусством, композицией, цветом, творчеством и т. д».
Это название стало отсылкой к одноименному перфомансу Рихтера, созданному в 1963 году. На московской выставке будут представлены картины этой серии 1973 года. И наконец, одна из последних ключевых продаж работ Рихтера произошла в ноябре 2011 года. Мы не видим ее лица, не знаем, о чем она думает, что чувствует.
Не то, что надо. Следуя взглядам поизгибам линий «Агады», действительно ощущаешь ееневероятную энергетику, тайну, собственную внутреннюю жизнь, которая обнаруживает себя нетолько инестолько вдинамике изображения, сколько вчем-то невыразимом, что неподдается объяснению.
Изначально эти картины спреобладанием серого были гораздо более яркими». Для меня всегда было важной задачей попытаться непросто представить изобразительное искусство, ноивскрыть его пересечения ипереплетения слитературой имузыкой. «У меня нет причин не доверять реальности, о ней я почти ничего не знаю.
Тривиальная вульгарность вопроса, озвученного в начале текста (к слову, она перекочевала из шуток о Еврейском музее, которые здесь же, увы, долго не приходится искать), примечательно резонирует с тем, что можно назвать проблемой искусства Рихтера, внимательно исследующего взаимосвязи между непристойным и заурядным (наиболее явно это отразилось в его неосуществленном, но хорошо известном проекте, в котором он планировал объединить картины, сделанные по фотоснимкам из концлагерей и из порнографической продукции). «У содержания нет формы, — говорил Рихтер. — Оно само— форма». В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом. Его высказывания о собственной работе полны всяческих опровержений. По словам художника, «резать картины, всегда было актом освобождения». Одной из самых знаковых картин, конечно, остается «Бетти» – портрет девушки, сидящей вполоборота к зрителю.
«У содержания нет формы, — говорил Рихтер. Одна из наиболее известных серий — работы 1989 года, в которых он показывает узников «Фракции Красной Армии», левой террористической группировки. Тема политики занимает его не раз — абстрактная серия «Биркенау» (2014), представленная на выставке в Еврейском музее, посвящена узникам концлагерей. Картины творят, что хотят. А его Ли Харви Освальд («Освальд», 1964) явно интерпретирует визуальный код плакатного языка социалистического блока. В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом.
Ачтобы писать картины, нужно потерять для себя искусство». Но эта воплощенная в полустертых фигурах и лицах анонимность — закулисная история которой нам может быть и незнакома — сама по себе вызывает тревогу, подозрение, саспенс, напряжение перед самым банальным, перед тем, что в этом банальном скрыто (трудно избежать сравнения с известным фильмомМихаэля Ханеке, который совсем иными методами анализирует аналогичные проблемы и близкие сюжеты при помощи инструментов киноязыка).
И в своей оценке он не ошибся. Рихтер и в ГДР (тут стоит вспомнить его сохранившуюся только в репродукциях фреску в Музее гигиены в Дрездене вне официального заказа он рисует натюрморты с черепами в духе Пикассо) и в ФРГ обращается к образам счастья, одинаково искусственным и с той и с другой стороны Берлинской стены. Первая персональная выставка его работ в Соединенных Штатах прошла в 1973 году.
Только одному художнику биеннале – Герхарду Рихтеру – был отдан целый павильон. «У содержания нет формы, — говорил Рихтер. — Оно само— форма». АРихтер знаменит тем, что ему удается совместить все исразу. Коллекционерское же признание работ художника началось в 1995 году, когда стало известно, что нью-йоркский Музей современного искусства (MoMA) купил серию Рихтера «18 октября 1977 года» из 15 картин, посвященную немецким левым террористам из «Фракции Красной армии». А в феврале 2012 ненасытные коллекционеры попросили добавки: Christies пустил с молотка зеленую абстракцию Рихтера за 15, 5 миллиона долларов, а Sothebys продал абстракцию Рихтера в кремовых тонах бывшему владельцу ночного клуба Карлу Хиршманну (Carl Hirschmann) за 4, 8 миллиона долларов. Семья в творчестве Рихтера занимает ключевое место (и в более позднее время, как известно, сюжеты его работ тесно связаны именно с ней).
Серия из четырех больших (260х200 см) абстрактных полотен создана Рихтером под впечатлением от фотографий, сделанных в главной части концлагеря Освенцим в 1944 году. Но главная коллизия — заложенная собственно в методах производства — разрешается в объекте и, наверное, можно сказать, адресате: если Уорхол заинтересован в медиа как таковом, в том, что происходит на экране телевизора, то внимание Рихтера сфокусировано скорее на семье, которая его смотрит (нетрудно здесь вспомнить «формализм и историзм»Бенджамина Бухло). За всю свою полувековую жизнь в изобразительном искусстве Герхард Рихтер лишь однажды допустил съемочную группу в свое ателье: в 1992 году вышел (еще на видеокассете) фильм Виктории фон Флеминг (Viktoria von Flemming) Gerhard Richter: Meine Bilder sind klger als ich (Герхард Рихтер: Мои картины мудрее, чем я), в котором художник при включенной кинокамере наносит краску на полотно. Тогда же, в 1972-73 годах Рихтер написал серию картин в духе минимализма, озаглавленных «Серое», которые представляли собой плоские и монохромные поверхности.
Ивыпонимаете, что это, например, человек— или стул. Если выприсмотритесь повнимательнее, тоувидите, как вэтих работах под абстрактными пятнами краски скрывается фотография.
Его имя, с другой стороны, прочно вошло в массовую культуру. Знаком особого признания стала ретроспектива «Творчество за сорок лет», прошедшая в 2002 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Пауза, после которой следует ответ: Да, синий цвет испортил бы картину.
– Она за мной наблюдает. Чаще всего Рихтер сжигал картины или уничтожал резаком. Но ведь сама аура фотографии, которую, как принято считать, Рихтеру удалось воссоздать, предполагает присутствие ауры смерти (трудно избежать в отношении «Атласа» (1962—2013) знакомства с известным текстом Жака Деррида об «архивной лихорадке» и ее интерпретации через концепцию Фрейда о влечении к смерти). Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии». – Что с камерой.
Рихтер понимает живопись как активное действие, поиск реальности сегодняшнего дня. Его произведения полны меланхолии, часто они связаны с трагическими мировыми или личными событиями. Зато хронику создания полотен в желтых тонах можно проследить в фильме шаг за шагом от первого прикосновения кисти до последнего прохода ракели. Он не принадлежит к числу художников-консерваторов, которые, один раз остановившись на какой-то творческой манере, остаются верными ей до конца своего пути. Возможно, дистанция и невмешательство — это предпосылки, необходимые для отождествления исторической объективности с лицом музея (недаром тот редкий случай, когда Рихтер проявил гражданское возмущение, был связан со скандалом вокруг возможного закрытия музея Морсбройх в Леверкузене). Его высказывания о собственной работе полны всяческих опровержений.
Рихтер родился в 1932 году в семье школьного учителя в Дрездене. По поводу этой серии Рихтер заметил: «Эти работы не должны нравиться. Рихтер многократно повторял, что не верит в Бога, но при этом считает, что искусство – бесконечная попытка его найти.
Право на откровение и подлинность свидетельства остается только у картин. Таким образом, чужое присутствие было бы сведено до минимума. В 1965 году Рихтер пишет две картины: «Дядя Руди» и «Тетя Марианна».
Каково творить под пристальным наблюдением. Эти картины — логическое продолжение и завершение поисков 1960-х годов. «У содержания нет формы, — говорил Рихтер. — Оно само— форма». Точно копируя фотографии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти— они были «жертвы идеологизированного поведения как такового». После нескольких неудачных попыток приблизиться к «предмету» и на момент принятия решения окончательно отказаться от этой работы у меня на столе оказался крупный снимок моей работы «4096 цветов». «Эти картины связаны ссамым страшным эпизодом истории XXвека.
Другая важная работа последних лет— «Агада» 2006года, которую Пол Мурхаус называет «самой абсолютной картиной современности». Хотя в некоторых залах собраны работы разных периодов, но выполненные в похожей технике. В статье А. С. Рихтеру тогда было 15лет. В буквальном смысле.
Сьюзен Зонтаг писала в своем тексте «О фотографии» в 1977-м, что одна из основных характеристик фотографирующего заключается в том, что он не способен вмешаться в происходящее, пока он занят фотографированием. Точно копируя фотографии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти— они были «жертвы идеологизированного поведения как такового». Рихтер же настаивал на том, что далек от политики. О его влиянии на Рихтера говорить, по меньшей мере, трудно — его следов просто нет (за исключением разве что того момента, когда Рихтер впервые познакомился с концепцией реди-мейда именно через работы своего старшего коллеги).
Ниодна картина неможет показать реальность Биркенау. Как будтобы онродился сэтим размышлением огранице фигуративной живописи иабстракции. Вы это почувствуете, когда остановитесь перед «Черепом со свечой». По собственному признанию, Рихтер пишет свои полотна до тех пор, пока не почувствует, что больше ему нечего добавить. И вот таким образом запоминаются, становятся обобщенным образом. «Я не следую никакой особой цели, системе и направлению, — говорил он на том этапе, — у меня нет программы, стиля, курса следования».
Художник вернулся в Париж, откуда началась его мировая слава. «Это, как мне кажется, самая прекрасная картина навыставке. Сэтого диалога начинается совершенно всё». Рихтер же настаивал на том, что далек от политики.
Все, что ты видишь, – это лишь то, что ты видишь, но это и есть реальность». Обычно звезды первой величины для продажи своих работ держат по арт-дилеру на каждом из континентов у Рихтера же в штате числится только один продавец — нью-йоркский дилер Мэриан Гудман (Marian Goodman). Иногда оно ощутимо, хотя и едва уловимо, в отдельных тезисах: так, «I think everybody should like everybody» («По-моему, все должны нравиться всем») не так далеко от «Ich verwische, um alles gleich zu machen, alles gleich wichtig und gleich unwichtig» («Я стираю/размываю, чтобы сделать все одинаково важным и неважным»). Женский голос за кадром тихо уточняет, что произошло: Синий цвет. Zeige deine Wunde — во многом благодаря деятельной практике Бойса в художественный дискурс вошли темы и вопросы, проблематизирующие «преодоление прошлого» в Германии, — «Покажи свои раны». Тогда же в Мюнхене с большим шумом откроется реконструкция печально знаменитой выставки «Дегенеративное искусство» она покажет уцелевшие работы, не уничтоженные в огне после выставки 1937 года.
Давайте лучше поговорим о кино. Проблема с «поиском образа» заложена в самом отношении к нему художника — в глубоком, непримиримом недоверии к нему как к носителю, агенту идеологии (трудно подобрать более ненавистное Рихтеру слово его же любимое, с другой стороны, — это «случай»), что не раз прочитывалось исследователями через личную историю художника, успевшего ребенком застать Третий рейх, выросшего в ГДР и в возрасте 29 лет эмигрировавшего на Запад. Спустя полгода Эйхмана казнят. Превыше всего Рихтер, кажется, ценит порядок, а вместе с ним Баха, Палладио и Кейджа. Но, еще раз, речь всегда тут идет одиалоге схудожником. Апотом вдруг что-то щелкает вголове иобраз принимает форму.
Лучше эту нумерологию не знать совсем. Точно копируя фотогафии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти — они были «жертвы идеологизированного поведения как такового». Стремление обрести свободу творчества привело его к решению эмигрировать, хотя он всегда относил себя к аполитичным художникам. Отношения реальности и изображения – главная тема в его творчестве. Вцелом вся выставка— обэтом моменте».
Пропускаем визит на вторую Documenta и знакомство с абстракциями Джексона Поллока и Лучо Фонтаны, а также начало 1960-х, когда появилась группа «Капиталистический реализм», в которую вместе с Рихтером входили Зигмар Польке и Конрад Лойг. Результат выглядел издевкой над теорией распределения цвета и принципами художественной композиции. Помимо «Биркенау» на выставке также можно увидеть его абстрактные полотна Halifax (1978), War Cut (2004) и Museum Visits – коллекцию из 24 зарисованных фотографиий, которые исследуют проблему соотношения абстракции и реального образа. В произведениях Рихтера все размыто и искажено, что сам художник объясняет следующим образом: «Я размываю изображения, чтобы сделать их равноценно важными и неважными. На заднем плане по телевизору передавали новости. Онмне ответил: чтобы доказать самому себе, что это невозможно. Годом позже Рихтер начал абстрактную серию Gray, которой занимался более 20 лет. Если ограничиться только более или менее очевидными связями и не брать во внимание, например, «Оленя» (1963) или «Рулон туалетной бумаги» (1965), семантика которых может показаться угрожающе скользкой, то можно вспомнить хотя бы работы «Несущие гроб» (1962) или «Мертвый» (1963) (здесь воспроизведена иллюстрация к новости о смерти человека, случайно раздавленного ледяной глыбой), а также многочисленные картины изображающие бомбардировщики или схематичные, написанные с высоты птичьего полета городские пейзажи. По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть».
«Смерть» образа (как и дематериализация искусства) в картинах Рихтера устойчиво трансформировалась в мотив смерти, который, по сути, оформился в центральный и принципиальный объект его художественной практики. Арт-консультант Николай Фрам (Nicolai Frahm) говорит, что пока советует своим клиентам воздержаться от погони за работами Рихтера — до тех пор, пока цены не выровняются. Впервые Рихтер начал работать со стеклом в 1967-м, когда создал «4 панели из стекла», а спустя почти 40 лет создал 11 таких панелей. Авот вэтой работе ониспользует свои собственные фотографии, анадо сказать, что онпостоянно фотографирует.
Пока что имя 80-летнего немецкого художника Герхарда Рихтера не известно каждой американской семье, однако в Европе оно пользуется большим почетом. События в его работах разворачиваются в серой зоне между выразимым и невозможным, очевидным и незримым историей и смертью, банальным и таинственным (таковым он, например, считает абстрактное искусство) — то есть в том единственном пространстве, которое уцелело после сумерек богов. В портрете же дочери художника «Бетти» (1988) исследователи нередко распознают «ангела истории» (особенная привлекательность интерпретации заключается в том, что девушка, обернувшись, отвернулась от зрителя). Акогда высмотрите накартины Рихтера, которые онразобрал начасти или сфотографировал иразмышляете оних, тозаново переосмысливаете его работы— точно также, как мысегодня заново осмысливаем события, которые лежат вихоснове». Иформа, которую теперь приняла картина, — это память оБиркенау. В конце концов, получились 11. 000 квадратных сегментов дутого стекла, каждый размером 94 х 94 мм, которые были в 2007 году «размещены» проёме южного окна трансепта – на половину с помощью компьютерной программы, то есть: случайным образом.
В 1959 Рихтер впервые познакомился с современным западным искусством на выставке Documenta в немецком городе Касселе: после того как он воочию увидел «дриппинги» Джексона Поллока и прорезанные холсты Лучио Фонтаны, он сказал друзьям, что теперь ему придется переосмыслить то, что он знал об искусстве. В 1958 году Рихтер побывал в городе Касселе (территория Западной Германии) на выставке современного искусства, называемой Документа. Он «играл» с элементами рекламы своего времени, включая в полотна стилизованные под рекламные плакаты шрифты и символы. Япомню, как Рихтер однажды сказал мне удивительную вещь.
Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии». Вам кажется, что высмотрите нанастоящие картины, новысмотрите насамом деле нарепродукцию. Один из первых дилеров Рихтера Рудольф Цвирнер (Rudolf Zwirner) был потрясен, увидев его работы в 1962 мало кто из немецких художников тогда решался затрагивать такие щекотливые темы.
По, А. Конан Дойля и Г. Леру) стал «ужас, внушаемый квартирой». В тот момент, когда Фуко в «Археологии знания» удаляет разрыв между документом и памятником, Рихтер проделывает ту же операцию внутри художественной практики. По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть».
В этом контексте действительно трудно избежать сравнения Рихтера с Энди Уорхолом — сюжеты многих их работ имеют очевидное сходство вплоть до буквальных совпадений (так, например, почти синхронно у обоих появляются образы Джеки Кеннеди или Мао Цзэдуна). В 1961 году Герхард Рихтер становится политическим беженцем и оказывается в ФРГ. Рихтер же настаивал на том, что далек от политики. В 1970-х годах Рихтер написал серию картин в духе минимализма, озаглавленных «Серое», которые представляли собой плоские и монохромные поверхности. Из Дрездена Рихтер переезжает в Дюссельдорф, где учится в Академии художеств. Потом тебя озаряет, что ты не можешь осознать реальность.
Апотом сделал это снова иснова. Они оба — тихони и не ходоки по шумным аукционным площадкам. Следующие пятнадцать лет Рихтер работал на стыке живописи и фотографии. Его произведения включены в собрания крупнейших музеев Европы. Вэтом смысле ячерпаю свое вдохновениеу (Сержа) Дягилева, русского импресарио изобретателя русского балета как марки ибренда. «Бетти» – одна из самых личных картин Рихтера: полустертый образ близкого человека, чьи черты уже не вспомнить, все же несет в себе чувства печали и любви. Анасоседней стене сложносочиненная мозаика изфотофрагментов все техже полотен. В начале 60-х там преподает монументальную скульптуру Йозеф Бойс.
На одной изображен офицер, на другой – 12-летняя девочка с маленьким Герхардом. Однако перед уничтожением Рихтер чаще всего фотографирует обреченные полотна: «Иногда я вижу какую-то из фотографий и думаю: плохо, надо было позволить ей выжить». Несколько лет назад берлинский эндокринолог Томас Ольбрихт (Thomas Olbricht), строившийся пятиэтажный музей для своей коллекции произведений искусства, понял, что у него заканчиваются наличные средства. В этот период его работы и были отнесены к «капиталистическому реализму».
В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом. —рассказывает Пол Мурхаус. Ему посвящают песни — не самые известные исполнители, но найти таких можно (сам художник в это время сотрудничает с Арво Пяртом). Такой синтез играет важную роль иврамках моих экспозиций.
Однако, кажется, никто пока не решился различить его в приветливом образе «Дяди Руди» (1965). Конечно, сам его метод сконструирован на основе иллюзии дистанции — она начинается уже с того, что фотоснимок навсегда выносится за скобки при появлении картины если он появляется позже, то только в качестве документа. Художник использует шпатели шириной до 2 м, чтобы распределить масло по холсту. Всвоих работах ондвигался отфотографии ирепрезентации кабстракции, шаг зашагом.
В качестве памятника едва ли не с самого момента появления стали рассматривать его цикл «18 октября 1977 года», посвященный смерти нескольких главных членов группировки RAF. В 1972 году Рихтер представлял искусство Германии на Венецианской биеннале.
Эмоциональным и смысловым центром выставки станет инсталляция «Биркенау». В 1957 женился на Марианне Ауфингер, а в 1961 году эмигрировал в Западную Германию, где продолжил учебу в академии художеств в Дюссельдорфе (1961 – 1963). «Я продавал его работы своему доктору, своим соседям, своему брату— любому, кого мог уговорить», — вспоминает Цвирнер.
Выставка «капиталистического реализма» состоялась в мебельном магазине Бергеса в Дюссельдорфе и продолжалась две недели. Ивот онговорит мне, что нужно потерять Бога, чтобы обрести веру. Инарисовал сверху абстрактную композицию.
Ниодна картина, ниодна фотография непокажет, что случилось. Gerhard Richter Painting. «Незнаю, получитсяли увас понять сразу, ноэто насамом деле фотографии. — Оно само — форма». Работы Рихтера определенно соответствуют вкусам современного арт-рынка. Сегодня она бы стоила все 20 миллионов».
Рихтер, как правило, воспроизводит простейшую иконографию любительской фотографии. Это было академическое признание. Тогда же Рихтер сожжет все свои ранние работы и начнет писать серые картины по фотографиям, которые, вероятно, более пристально, чем какие-либо другие исследуют и анализируют «банальность зла», впоследствии описанную Ханной Арендт. «Монохром был везде, тем не менее я их рисовал», – заметил художник в одном интервью.
Реальность для Рихтера – это ускользающая материя. Зачем было делатьэто.
Все своими руками, ассистенты только размешивают краски. Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание. Следующие пятнадцать лет Рихтер работал на стыке живописи и фотографии. Первая выставка Герхарда Рихтера состоялась в 1963 году в пустом павильоне в Дюссельдорфе, но уже в 1967 году его творчество было отмечено премией «Молодое дарование Запада».
Это самое близкое изтого, что можно сделать, чтобы помнить обэтом». —Тоесть документальные образы реальных событий живут внутри картин, словно привидения». Иные картины, начатые в ярких красках, превращаются в серое полотно. Доволен он -она продолжает жить.
Тогда яего спросил, чтоже означает тот результат, который получился. «Мне нечего сказать и я говорю об этом», — повторял за Кейджем Рихтер. Напротив, он «хотел сделать что-то, что не имело ничего общего с искусством, композицией, цветом, творчеством ит. д». Результат своих творческих поисков художники издевательски назвали «капиталистический реализм». Мало кто способен точно определить то мгновение, когда художник становится классиком одного ряда с Пабло Пикассо или Энди Уорхолом, однако сейчас, похоже, арт-сообщество уже готово наделить этим титулом Герхарда Рихтера. «УРихтера есть две любимые темы: картины, основанные нафотографиях иабстрактные работы.
Но не так широко известно, что тот улыбающийся с картины «Семья на море» мужчина, глава семейства и тесть художника, — член НСДАП и директор женской гинекологической клиники, хотя и не имевший непосредственного отношения к смерти тети Марианны, но все-таки поддерживающий текущую расовую политику. Когда в 1977 году в Париже открывался Центр Помпиду, куратор Беньямин Бухло и директор новой институции Понтюс Хюльтен показали на ней первую ретроспективу Рихтера. По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть».