Ионсказал: это беззвучная эмоция. Хотя в некоторых залах собраны работы разных периодов, но выполненные в похожей технике. Ночем дальше оннад ними работает, тем более абстрактными они становятся. Ивыпонимаете, что это, например, человек— или стул. То, что Рихтер с легкостью перепрыгивает с одного живописного стиля на другой, а не придерживается единожды выбранного фирменного образа, всегда кого-то смущало, однако это умение переключаться и стало в конце концов визитной карточкой этого художника-эрудита.
Язадал ему вопрос: почему тысначала попытался нарисовать реалистическую картину. Из Дрездена Рихтер переезжает в Дюссельдорф, где учится в Академии художеств. Точно копируя фотогафии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти — они были «жертвы идеологизированного поведения как такового». Это произведение немецкий художник Герхард Рихтер написал в 1986 году. Коллекционерское же признание работ художника началось в 1995 году, когда стало известно, что нью-йоркский Музей современного искусства (MoMA) купил серию Рихтера «18 октября 1977 года» из 15 картин, посвященную немецким левым террористам из «Фракции Красной армии». Один из первых дилеров Рихтера Рудольф Цвирнер (Rudolf Zwirner) был потрясен, увидев его работы в 1962 мало кто из немецких художников тогда решался затрагивать такие щекотливые темы.
Присмотритесь к его произведениям. «У меня нет причин не доверять реальности, о ней я почти ничего не знаю. Я знаю о ней очень мало. Почти все свои портреты художник пишет с фотографий, которые хранятся в его личном альбоме. Используя ту же технику, Рихтер с иронией обыгрывает и классические сюжеты: «Благовещение по Тициану» представляет собой переработку одной из самых узнаваемых картин мастера итальянского Возрождения. Я не могу сказать, что не доверяю реальности.
Вы это почувствуете, когда остановитесь перед «Черепом со свечой». По собственному признанию, Рихтер пишет свои полотна до тех пор, пока не почувствует, что больше ему нечего добавить. Иформа, которую теперь приняла картина, — это память оБиркенау. Пока что имя 80-летнего немецкого художника Герхарда Рихтера не известно каждой американской семье, однако в Европе оно пользуется большим почетом.
– Художник верит в поверхностный образ, за которым всегда будет скрыта реальность». В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом. АРихтер знаменит тем, что ему удается совместить все исразу. Все другие права являются собственностью swissinfo. ch. Несколько лет назад берлинский эндокринолог Томас Ольбрихт (Thomas Olbricht), строившийся пятиэтажный музей для своей коллекции произведений искусства, понял, что у него заканчиваются наличные средства. Анедавно онпоступил абсолютно наоборот— предоставил краске полную свободу. «Я продавал его работы своему доктору, своим соседям, своему брату— любому, кого мог уговорить», — вспоминает Цвирнер.
Онзанимается образом— тем, что напоминает реальность, ноейнесоответствует. Лондонские коллекционеры Марк и Виктория Сарсок (Marc and Victoria Sursock) выставили на нью-йоркские торги Sothebys восемь абстракций каждая из них сыграла значительно лучше оценочной стоимости, включая «Абстрактную картину», купленную Лили Сафра за 20, 8 миллиона долларов. Мастер долгое время жил и учился в Дрездене, на Саксонской земле Германии.
Мэриан Гудман, дававшая интервью от лица художника, назвала рынок его работ «честным».
Вам кажется, что высмотрите нанастоящие картины, новысмотрите насамом деле нарепродукцию. Ее некоторые искусствоведы называют вершиной творчества художника. Тогда только ему, Герхарду Рихтеру, был выделен целый павильон. Мы не видим ее лица, не знаем, о чем она думает, что чувствует. —Тоесть документальные образы реальных событий живут внутри картин, словно привидения».
«Я не следую никакой особой цели, системе и направлению, — говорил он на том этапе, — у меня нет программы, стиля, курса следования». «Незнаю, получитсяли увас понять сразу, ноэто насамом деле фотографии. При этом границы между этими жанрами довольно размыты. И вот таким образом запоминаются, становятся обобщенным образом. Рихтер же настаивал на том, что далек от политики. И вот теперь в противовес серому – калейдоскоп ярких красок.
Всякое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой, а любой современный художник хотел бы повторить успех Герхарда Рихтера (род. Пропускаем визит на вторую Documenta и знакомство с абстракциями Джексона Поллока и Лучо Фонтаны, а также начало 1960-х, когда появилась группа «Капиталистический реализм», в которую вместе с Рихтером входили Зигмар Польке и Конрад Лойг. Этот иронический ответ поп-арту прославил Рихтера в среде европейских послевоенных художников. Все своими руками, ассистенты только размешивают краски.
Его высказывания о собственной работе полны всяческих опровержений. Его высказывания о собственной работе полны всяческих опровержений. «Эти картины связаны ссамым страшным эпизодом истории XXвека.
В 1970-х годах Рихтер написал серию картин в духе минимализма, озаглавленных «Серое», которые представляли собой плоские и монохромные поверхности. В 1972 году Рихтер представлял искусство Германии на Венецианской биеннале. Ниодна картина, ниодна фотография непокажет, что случилось.
Картина была продана почти за 44 миллиона долларов. Издесь мыснова сталкиваемся смногослойной реальностью ипредставлениями оней. Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание. Полотно проникнуто нежностью и непонятной печалью. Сегодня она бы стоила все 20 миллионов».
Все, что ты видишь, – это лишь то, что ты видишь, но это и есть реальность». В 1958 году Рихтер побывал в городе Касселе (территория Западной Германии) на выставке современного искусства, называемой Документа. В списке самых дорогих мастеров современной живописи 2005 года, опубликованном журналом «Кэпитал», он был первым. Ты хочешь понять то, что видишь и пытаешься зафиксировать это в картине. Он лично приехал в Москву из Лондона.
Как будтобы онродился сэтим размышлением огранице фигуративной живописи иабстракции. Тогда цены на произведения Рихтера редко превышали одну тысячу долларов. «Образ – одна из важнейших тем моей жизни. Одна из наиболее известных серий — работы 1989 года, в которых он показывает узников «Фракции Красной Армии», левой террористической группировки. Тема политики занимает его не раз — абстрактная серия «Биркенау» (2014), представленная на выставке в Еврейском музее, посвящена узникам концлагерей.
Хорошо известна любителям живописи его серия картин под названием Серое. Выставка «капиталистического реализма» состоялась в мебельном магазине Бергеса в Дюссельдорфе и продолжалась две недели.
Результат своих творческих поисков художники издевательски назвали «капиталистический реализм». Это было академическое признание. Первая персональная выставка его работ в Соединенных Штатах прошла в 1973 году. Ровно напротив живописных полотен— ихфотографические копии вполную величину, практически неотличимые оторигинала.
В этой серии художник писал и портреты и пейзажи. В 1961 году Герхард Рихтер становится политическим беженцем и оказывается в ФРГ. «Я не следую никакой особой цели, системе и направлению, — говорил он на том этапе, — у меня нет программы, стиля, курса следования». Когда в 1977 году в Париже открывался Центр Помпиду, куратор Беньямин Бухло и директор новой институции Понтюс Хюльтен показали на ней первую ретроспективу Рихтера. Художник использует шпатели шириной до 2 м, чтобы распределить масло по холсту. Первые беспредметные работы проложили дорогу к большой серии «серых» полотен, одно из которых, созданное в 1973 году, представлено на выставке в Москве.
Вэтом смысле ячерпаю свое вдохновениеу (Сержа) Дягилева, русского импресарио изобретателя русского балета как марки ибренда. По мнению художника, любая попытка реалистично показать крупнейшую трагедию в истории человечества будет выглядеть жалко картины из серии«Биркенау» далеки от фотооригинала, а эмоциональное воздействие от снимков в них передано языком беспредметной живописи.
Одной из самых знаковых картин, конечно, остается «Бетти» – портрет девушки, сидящей вполоборота к зрителю. Зачем было делатьэто. Апотом вдруг что-то щелкает вголове иобраз принимает форму. Перебравшись в Западную Германию, Герхард Рихтер начал работать с Зигмаром Польке и Конрадом Фишер-Лойгом, манипулируя в духе поп-арта с рекламными объявлениями и дорожными знаками. Обычно звезды первой величины для продажи своих работ держат по арт-дилеру на каждом из континентов у Рихтера же в штате числится только один продавец — нью-йоркский дилер Мэриан Гудман (Marian Goodman). Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии».
Онвзял эти фотографии исоздал черно-белые фигуративные рисунки. Эмоциональным и смысловым центром выставки станет инсталляция «Биркенау». По поводу этой серии Рихтер заметил: «Эти работы не должны нравиться. «Работы Рихтера – это не картина мира, это мир образов, – заключил Пол Мурхаус. В 1957 женился на Марианне Ауфингер, а в 1961 году эмигрировал в Западную Германию, где продолжил учебу в академии художеств в Дюссельдорфе (1961 – 1963).
В 1965 году Рихтер пишет две картины: «Дядя Руди» и «Тетя Марианна». Там же состоялась его первая выставка в 1963 году. Вместе с единомышленниками Зигмаром Польке и Конрадом Фишером Рихтер придумывает термин «капиталистический реализм». Свою первую награду художник получил в 1967-м году. Работы Рихтера определенно соответствуют вкусам современного арт-рынка.
И наконец, одна из последних ключевых продаж работ Рихтера произошла в ноябре 2011 года. А вот Рихтер до российской столицы не добрался.
Рихтер однажды заметил, что ему важно исследовать, как человек видит то или иное явление, что дает ему возможность постигать окружающий мир. Выставка «капиталистического реализма» состоялась в мебельном магазине Бергеса в Дюссельдорфе и продолжалась две недели. Здесь же закончил Высшую художественную школу – Дрезденскую Академию художеств – еще в 1956-м году. Это самое близкое изтого, что можно сделать, чтобы помнить обэтом». Нопотом понял, что они абсолютно непередают смысла того кошмара, который случился. Еще один реверанс месту, где все происходит, Еврейскому музею.
Инарисовал сверху абстрактную композицию. «Это, как мне кажется, самая прекрасная картина навыставке.
Напротив, он «хотел сделать что-то, что не имело ничего общего с искусством, композицией, цветом, творчеством ит. д». Запрещается, в частности, продажа и коммерческое использование этих данных. Ивот онговорит мне, что нужно потерять Бога, чтобы обрести веру. Художник много экспериментирует: например, создает живописные полотна по увеличенным черно-белым фотографиям. «У содержания нет формы, — говорил Рихтер. — Оно само— форма».
Вцелом вся выставка— обэтом моменте». Возможно, еще и еще Генрих Рихтер удивит нас своим творчеством, несмотря на то, что художнику скоро будет 83 года. «Серое» – подтверждение для Рихтера того, что реальность всегда останется ускользающей, а любые попытки передать ее будут обречены на неудачу. Следующие пятнадцать лет Рихтер работал на стыке живописи и фотографии. По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть».
Рихтер же настаивал на том, что далек от политики. Другая важная работа последних лет— «Агада» 2006года, которую Пол Мурхаус называет «самой абсолютной картиной современности». Художники осваивали поп-арт с помощью подручных материалов: рекламных объявлений, фото из «глянца» и других предметов развитого консюмеризма.
И в своей оценке он не ошибся. Следующие пятнадцать лет Рихтер работал на стыке живописи и фотографии. Рихтер понимает живопись как активное действие, поиск реальности сегодняшнего дня. Онтоже начинал ведь сорганизации выставок живописи, нопотом онврамках русского балета перешел кболее широкому понимаю кураторства, стремясь свести воедино музыку, живопись итанец влице таких деятелей культуры, как Стравинский, Пикассо имногих великих танцовщиков итанцовщиц той эпохи. А в феврале 2012 ненасытные коллекционеры попросили добавки: Christies пустил с молотка зеленую абстракцию Рихтера за 15, 5 миллиона долларов, а Sothebys продал абстракцию Рихтера в кремовых тонах бывшему владельцу ночного клуба Карлу Хиршманну (Carl Hirschmann) за 4, 8 миллиона долларов.
Онзадал себе один вопрос: можноли нарисовать картину помотивам этих событий. «Это самая ранняя работа изтех, что представлены здесь, — 1957 года. Там же представлено и одно из его наиболее известных зеркальных произведений – Spiegel Grau (1991). Арт-консультант Николай Фрам (Nicolai Frahm) говорит, что пока советует своим клиентам воздержаться от погони за работами Рихтера — до тех пор, пока цены не выровняются. Такой синтез играет важную роль иврамках моих экспозиций. Родился 9 декабря 1932 в Дрездене в Германии. Здесь же можно ухватить и отсылки к поп-арту, вставлявшему ширпотреб в рамку.
Следующие пятнадцать лет Рихтер работал на стыке живописи и фотографии. Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание.
«У содержания нет формы, — говорил Рихтер. «УРихтера есть две любимые темы: картины, основанные нафотографиях иабстрактные работы. —рассказывает Пол Мурхаус. Этот постоянный поиск составляет суть его творческого метода.
Изначально эти картины спреобладанием серого были гораздо более яркими». Одна из таких картин под названием «Абстрактный образ», более всего напоминающая погибший в муках арбуз, была оценена на аукционе Сотби за 43. 6 млн долларов, а работы художника за четыре года продались за скромную сумму в 1 165 527 419 долларов. Первая выставка Герхарда Рихтера состоялась в 1963 году в пустом павильоне в Дюссельдорфе, но уже в 1967 году его творчество было отмечено премией «Молодое дарование Запада». Потом тебя озаряет, что ты не можешь осознать реальность. Картина написана маслом на холсте. Эти сочетания противоположностей и породили в художнике скепсис по отношению ко всему достоверно известному, раз и навсегда установленному в искусстве.
В 1959 Рихтер впервые познакомился с современным западным искусством на выставке Documenta в немецком городе Касселе: после того как он воочию увидел «дриппинги» Джексона Поллока и прорезанные холсты Лучио Фонтаны, он сказал друзьям, что теперь ему придется переосмыслить то, что он знал об искусстве. Все это художник трансформировал в живописные портреты, пейзажи и городские панорамы. Эта парочка отказывалась от прибыльных лицензионных сделок и частных заказов. Его произведения включены в собрания крупнейших музеев Европы.
1932). Анасоседней стене сложносочиненная мозаика изфотофрагментов все техже полотен. На одной изображен офицер, на другой – 12-летняя девочка с маленьким Герхардом. Помимо «Биркенау» на выставке также можно увидеть его абстрактные полотна Halifax (1978), War Cut (2004) и Museum Visits – коллекцию из 24 зарисованных фотографиий, которые исследуют проблему соотношения абстракции и реального образа.
Именно это очернили эксперты еще до начала торгов, которые прошли в Лондоне. Ачтобы писать картины, нужно потерять для себя искусство». Впервые Рихтер начал работать со стеклом в 1967-м, когда создал «4 панели из стекла», а спустя почти 40 лет создал 11 таких панелей.
Годом позже Рихтер начал абстрактную серию Gray, которой занимался более 20 лет. Сегодня картину отнесли к самым дорогим среди произведений современного искусства. Центральную часть экспозиции занимает созданная в2014 году серия изчетырех крупноформатных полотен «Биркенау», вкоторой особенно ярко проявляется его идея оневозможности изображения реальности. На первой масштабной персональной выставке художника в России представлены произведения иллюстрирующие важные этапы творчества мастера и разнообразие техник: Gray (1973), Aladin (1999), коллекция «Абстрактной живописи» (2016).
Апотом сделал это снова иснова. Тогда же, в 1972-73 годах Рихтер написал серию картин в духе минимализма, озаглавленных «Серое», которые представляли собой плоские и монохромные поверхности. Серия из четырех больших (260х200 см) абстрактных полотен создана Рихтером под впечатлением от фотографий, сделанных в главной части концлагеря Освенцим в 1944 году.
По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть». Ниодна картина неможет показать реальность Биркенау. Только одному художнику биеннале – Герхарду Рихтеру – был отдан целый павильон.
«Монохром был везде, тем не менее я их рисовал», – заметил художник в одном интервью. Следуя взглядам поизгибам линий «Агады», действительно ощущаешь ееневероятную энергетику, тайну, собственную внутреннюю жизнь, которая обнаруживает себя нетолько инестолько вдинамике изображения, сколько вчем-то невыразимом, что неподдается объяснению. Всвоих работах ондвигался отфотографии ирепрезентации кабстракции, шаг зашагом.
Называется полотно Абстрактный образ. Но в середине 60-х Рихтер полностью перешел к абстрактной живописи. Сэтого диалога начинается совершенно всё».
Художник вернулся в Париж, откуда началась его мировая слава. В начале 60-х там преподает монументальную скульптуру Йозеф Бойс.
На московской выставке будут представлены картины этой серии 1973 года.
Но Герхард Рихтер, похоже, не слишком рад свалившейся на него славе.
В Еврейском музее и центре толерантности в Москве показывают полотна Герхарда Рихтера. Знаком особого признания стала ретроспектива «Творчество за сорок лет», прошедшая в 2002 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Сегодня частный музей Ольбрихта «Me Collectors Room» возвышается над узкой берлинской улочкой в районе Митте. «Бетти» – одна из самых личных картин Рихтера: полустертый образ близкого человека, чьи черты уже не вспомнить, все же несет в себе чувства печали и любви. — Оно само — форма». Но, еще раз, речь всегда тут идет одиалоге схудожником.
Они оба — тихони и не ходоки по шумным аукционным площадкам. Япомню, как Рихтер однажды сказал мне удивительную вещь. Среди широкой публики и коллекционеров Рихтер знаменит своими полосатыми работами и очень характерными абстракциями: на живописный слой накатан валиком еще один слой краски.
В музейных коллекциях находятся приблизительно 38процентов работ Рихтера, однако именно среди них находится половина самых желанных картин мастера— его многослойных абстракций. Рихтеру тогда было 15лет. Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии». Онмне ответил: чтобы доказать самому себе, что это невозможно. В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом.
Точно копируя фотографии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти— они были «жертвы идеологизированного поведения как такового». Напротив, он «хотел сделать что-то, что не имело ничего общего с искусством, композицией, цветом, творчеством и т. д». Так как первая большая персональная выставка художника в России, в московском Еврейском музее (куратор – Пол Мурхаус, Национальная портретная галерея, Лондон), включающая работы, созданные с 1973 по 2016 год, совсем не о том, как выпускник Дрезденской высшей школы изобразительного искусства, начинающий монументалист, вовремя перебрался на Запад, за несколько месяцев до возведения Берлинской стены, а через три десятка лет стал звездой современного искусства первой величины, супервостребованным ведущими музеями и частными коллекционерами. А после этого были и выставки в Америке и в других странах мира.
В буквальном смысле. Лучше эту нумерологию не знать совсем. Центром экспозиции является инсталляция «Биркенау» (2014) — серия из четырех широкоформатных полотен, написанных под впечатлением от фотографий, снятых узником концентрационного лагеря в августе 1944 года. Рихтер родился в 1932 году в семье школьного учителя в Дрездене. Тогда яего спросил, чтоже означает тот результат, который получился.