При подготовке статьи использованы фрагменты книги «Георгий Якулов», написанной заслуженным деятелем искусств Армянской ССР Семёном Аладжаловым, знавшим Георгия Якулова лично и находившегося рядом с ним в последние годы творчества художника. Георгий Богдановия Якулов (1884—1928)— русский художник, представитель русского авангарда первой половины XX века. С этих пор началась профессиональная жизнь художника Георгия Якулова.
Удивительно, но Георгий Якулов, чью живопись обоснованно считали новаторской, в союзы вступать не стал, хотя и сблизился с художниками из «Голубой розы».
1917 – 1918 гг. Якулов украсил их своими футуристическими композициями (частично сохранились эскизы и даже, что уникально, сами панно, в том числе Нападение льва на лошадь, 1919, Третьяковская галерея), к тому же именно в этой среде окончательно сложилась его теория «разноцветных солнц», призванная максимально активизировать не только чисто декоративную, но и самоценную драматическую роль цвета, действующего как бы изнутри образа. Его привлекал иПариж, неоднократно им посещаемый истимулировавший рождение новых идей.
Театр им. (ГКГ). В 1905 году Георгий приступил к самостоятельному художественному творчеству. Возглавил группу художников (Лентулов, Родченко, Татлин и др. ), оформлявших кафе «Питтореск» (1916-17 гг. ), в 1919 г. расписал стены литературного кафе «Стойло Пегаса».
Беда не приходит одна: заказов тоже не было. Кумир московской богемы, Жорж Великолепный, художник Георгий Якулов. воздух хороший. Вего произведениях эти наблюдения сопряжены сновым симультанным принципом изображения, связанным спредставлением онепрерывном движении материи, состремлением кодновременному охвату всего жизненного потока, выраженного пластически вкруговом движении, ассоциируемом свращательным движением солнечного диска («Монте Карло».
Модели костюмов — 202«Жирофле-Жирофля». Круг «Голубой розы» содействовал молодому художнику. Если солнце Москвы белое, солнце Грузии розовое, солнце Дальнего Востока голубое, аИндии жёлтое, то, очевидно, солнце иесть тасила, которая движет культуры, как планеты вокруг себя, сообщая каждой изних её собственный ритм, – характер движения, темп– скорость этого движения иобщий путь посвоей орбите– одной (основной) темы вмногообразии духовных иматериальных форм» (Е.
По предложению Дягилева Якулов готовил декорации и костюмы и выступил соавтором либретто к новому балету, премьера которого прошла в 1927 году под названием «Стальной скок». Москва 1919 г. Эскизы костюмов.
И Якулов это прекрасно понимал. Успех был завоеван быстро и оказался прочным. В марте 1913 года был приглашен обществом «» (Дрезден) на выставку акварелистов, в которой участвовал вместе с Д. И. Митрохиным. РРСР»РР РСР» РРРРСРСРР»СРСР СРРССРР»СРСР ССРРРРРёРРР. Естественным шагом из картины в трехмерную реальность явились оформительские работы художника в московских артистических кафе – таких, как «Питтореск» (или, после революции, «Красный петух» 1916–1917) и «Стойло Пегаса» (1919).
Его работы для театра (Принцесса Брамбилла по Э. Т. А. Гофману, 1920, Жирофле-Жирофля Ш. Лекока, 1922 и другие спектакли Камерного театра Риенци Р. Вагнера в Театре Совета рабочих депутатов, 1923 Стальной скок С. С. Прокофьева в парижской антрепризе С. П. Дягилева, 1927) органично соединили традицию «живописного театра», экстравагантного картинного зрелища, с новым ощущением универсально-конструктивных, как бы «миростроительных» возможностей сцены. В 1920-е годы в жизнь Якулова врывается театр. Вскоре он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Служил на Кавказе, Участвовал в русско-японской войне. Круг «Голубой розы» содействовал молодому художнику. Якулов в своих творческих поисках прибегал к авангардизму, ритмика его творений становилась более беспокойной, а формы и краски приобретали всё больше динамики. Художник работал над оформлением некоторых московских кафе («Питтореск», открывшееся в Пассаже Сан-Галли, в 1916—1917 называлось «Красный петух», в 1919— «Стойло Пегаса»). Живи, так как это поддерживает меня.
Проверяя свои догадки, он пришел к идее разноцветного солнца, которая стала его идеей-фикс, основой его творчества идеей — путеводителем по дорогам искусства. 114 Мариэтта Шагинян метко определила, что «Жорж Якулов с фанатизмом сохраняет один и тот же интерес, одно и то же теоретическое умонастроение»93. Эскиз костюмов. Принципы пространственной организации движения повертикали получили своё развитие вграндиозном памятнике, посвящённом 26бакинским комиссарам (1923). Многие свои произведения он представлял на московских выставках «Союза русских художников» и «Мира искусства».
В 1919 г. вместе с С. Есениным, А. Мариенгофом и др. Другие постановки втомже театре («Принцесса Брамбилла» Эрнста Теодора Гофмана, 1920 «Жирофле-Жирофля» Шарля Лекока, 1922) относятся кшедеврам, вкоторых реализовались неуёмная фантазия иредкий колористический дар мастера.
Другим руслом превращения живописи в дизайн была якуловская сценография. «Во дворе». К этому времени относятся наиболее удачные работы Якулова для театра: «Принцесса Брамбилла» (1920) и «Жирофле-Жирофля» (1922), поставленные на сцене Камерного театра. Рано овдовев, мать переехала с детьми в Москву (1893), где Георгий (Жорж) учился в Лазаревском институте восточных языков и жил в интернате. Московский камерный театр.
Открытие его состоялось уже после революции, в январе 1918 года. Соединив это впечатление с впечатлением от стеклянной ясности зеленого поля, карьера лошадей — я построил композицию скачек в вихревом (барочном) движении с китайской линеарной графичностью и акварельной прозрачностью влажного спектра Китая» (Автобиография Г. Якулова цит. Наиболее ярко художник проявил себя в работах для театра.
Якулов. «Кооператив» должен был выполнять все виды художественных работ, организовывать лекции, диспуты, выставки и школу для подготовки «подмастерьев», а также собственные цеха по изготовлению красок, лаков и других художественных материалов. На записке, поданной в Наркомпрос, хотя и была наложена резолюция художника Давида Штеренберга «Приветствую это начинание и всячески поддерживаю», но дальнейшая судьба «Кооператива» осталась неизвестной. Якулов имел свою отдельную методологию, которую он развивал индивидуально в станковой живописи до революции, а с Октября перенес в область театрально-декоративного искусства, разрабатывая ее с коллективом молодых художников-декораторов и деятелями сцены. Георгий Богданович воспитал многих учеников, впоследствии получивших признание за заслуги перед советским искусством. «В 1906 году выступил на выставке Московское Товарищество Художников с произведением Скачки, обратившем на меня внимание критики», — писал в своем личном деле Якулов. Артюнян. Москва 1923 г. Эскиз декорации. Георгий Якулов родился в многонациональном Тбилиси в 1884 году.
В 1905 году Георгий приступил к самостоятельному художественному творчеству. Важный этап творчества Якулова связан с работой в театре. хр.
М., 1987). Москва. В 1925 году С. П. Дягилев решил поставить «большевицкий» (по определению С. С. Прокофьева) балет и обязательно пригласить художника из Советской России. Глашатаи — 144«Колла ди Риенци».
Вспоминая свою постановку «Зеленого попугая» на эстраде того же «Питтореска», Якулов напомнил, что ему помогали в этой работе Голощапов и Балиев, а костюмы строили Комарденков и Галаджев. А. Ширванзаде и Г. Якулов. Московский камерный театр 1918 г. Эскиз декорации — 64«Царь Эдип» Софокл.
2-е изд. Круг «Голубой розы» содействовал молодому художнику. Макет декорации — 200«Жирофле-Жирофля». Эскиз костюмов.
Я много раз потом проверял этот эффект и результат был тот же. НГА). Эскизы костюмов. Пряная острота и декоративность колорита, подчеркнутая фрагментарность и вместе с тем сознательная «принужденность», орнаментальность в расположении групп обнаруживают в этом цикле произведений черты стиля модерн, но именно это и позволяет художнику с такой остротой передать терпкий дух жизни современного города искусственный, причудливый, почти призрачный. Эскиз костюма Арлекина — 80«Принцесса Брамбилла».
Жорж Якулов (2 (14) января 1884, Тифлис—28 декабря 1928, Ереван)— художник, авангардист, график, театральный художник, создатель «Теории света и происхождения стилей в искусстве», получившей название «Теории разноцветных солнц». Родился будущий художник в армянской семье в Тбилиси. Старшие братья Георгия и (1875—1933) избрали карьеру адвоката. Служил на Кавказе, Участвовал в русско-японской войне. РРРё РСРРРР РРССС С СРРРР РССРРРёР РРёРРРё, СРРРРССС РСРёСРРС, СРРРССС.
После революции преподавал в Первых Государственных свободных художественных мастерских. С тех пор люди и события сделали это 16 здание историческим. Якулов воплощал в жизнь свои футуристические композиции, постепенно складывая положения своей теории «разноцветных солнц». 1924. И Якулов это прекрасно понимал. «Ключ её композиции, – писал А. М.
В те же годы подружился с С. А. Есениным и А. Б. Мариенгофом. Макет декорации — 143«Колла ди Риенци». Сундукяна.
Непоседливый характер Жоржа стал причиной отчисления «за неумение подчиняться условиям гимназийской жизни». Государственный экспериментальный театр. В 1927 г. в Париже участвовал в постановке балета С. Прокофьева «Стальной скок» для антрепризы С. Дягилева. В спектакле «Жирофле-Жирофля», который можно назвать его «программной» работой, чтобы выразить это движение, он прибегнул к системе «кинетических машин, которые выдвигали одни части, убирали другие, спускали лестницы, раскрывали люки, строили проходы». В 1905 году Георгий приступил к самостоятельному художественному творчеству.
Более того: Мясин вливал в них кровь, делал наглядными и убедительными. Ереван 1923 г. — 251Программа спектакля «Обмен». Эскиз костюмов священников — 230«Синьор Формика» Э. Т. А. зПДЩ ЦЙЪОЙ: 1884, фЙЖМЙУ – 1928, еТЕЧБО. рТПЙЪЧЕДЕОЙС ОБИПДСФУС Ч зфз, нПУЛЧБ зтн, у. -рЕФЕТВХТЗ зПУХДБТУФЧЕООПК ЛБТФЙООПК ЗБМЕТЕЕ бТНЕОЙЙ Ч еТЕЧБОЕ Й ДТ. Б. Якулов. Вскоре он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Вскоре он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Якулов измучился изверился, страдал. С. 31). Новаторским было и пластическое решение—наряду с живописными панно, витражом использовались объемные элементы.
рПВЩЧБМ Ч рБТЙЦЕ Ч 1913. Учился в Лазаревском институте восточных языков в Москве (1893-99 гг. ), в МУЖВЗ (1901-03 гг. ). Зачем. В 1905 г. начал разрабатывать собственную теорию света. В то время в Париже проходила Международная выставка декоративного искусства и художественной промышленности, в советском отделе которой были выставлены работы Якулова, весьма впечатлившие Дягилева и Прокофьева. Эскиз костюма. Она займет место двух этих ветхих кварталов. За пропуски экзаменов в 1903 году был отчислен3 и вскоре взят в армию.
Живу в гостинице, кормлюсь в санатории – так что все обстоит благополучно. Эскиз костюма итальянки — 82Эскиз монумента «26». Якулов, которому принадлежал основной замысел, работал вместе с другими художниками (В. «Преодолеть односторонности Европейской иВосточной Академии всинтезе новой культуры– всовременном свете– проблема эта лежала воснове моей работы иявилась для меня органической необходимостью», – резюмирует Якулов свои эстетические задачи (Г.
Твой сын Жорж». Армянин родом из Тбилиси, Георгий Якулов был чрезвычайно артистичен, увлекался поэзией, театром, умел производить впечатление и нравиться, за что в среде московской богемы получил прозвище «Жорж Великолепный». М., 1933. Захваченный романтикой революционной эпохи, ее пафосом, Якулов задумал «Питтореск» как «Мировой вокзал искусства», барабан которого будет возвещать «приказы по армии мастерам новой эпохи». В 1903 году он был призван в армию, служил на Кавказе, продолжая занятия живописью. Работал над оформлением балета «Стальной скок» для антрепризы С. П. Дягилева, поставленного в 1927.
по: Аладжалов С. И. Вскоре он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Вскоре он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1901 году Якулов поступил в Училище живописи ваяния и зодчества. Художник, график, художник театра. За пропуски экзаменов в 1903 году был отчислен и вскоре взят в армию. В марте 1913 года был приглашен обществом «Kunstverein» (Дрезден) на выставку акварелистов3, в которой участвовал вместе с Д. И. Митрохиным. В 1920-е работал преимущественно как театральный декоратор и модельер.
Здоровье мое не хуже. ». Сундукяна. Более того: Мясин вливал в них кровь, делал наглядными и убедительными. В марте 1913 года был приглашен обществом «Kunstverein» (Дрезден) на выставку акварелистов, в которой участвовал вместе с Д. И. Митрохиным. При этом Г. Ф. Коваленко писал: «Конструктивизм Якулова был противопоказан конструктивизму Мейерхольда, точек соприкосновения не было и не могло быть.
Проект был удостоен Почетного диплома наМеждународной выставке декоративных искусств ихудожественной промышленности в1925вПариже. Были, конечно и восторги и ругань. — 193«Стальной скок». Он не только не присваивал себе «продуктов труда» своих помощников, но каждый раз указывал на них, как на художников, внесших свой вклад в совместную работу. 1922 г. Шарж Дани — 190«Стальной скок».
«Зал имеет входы и выходы на все четыре стороны памятника. РРР РРСРРРё СРРРёР Р»СРРё. За пропуски экзаменов в 1903 году был отчислен и вскоре взят в армию. Люблю и целую Тебя. чПЪЗМБЧЙМ ЗТХРРХ ИХДПЦОЙЛПЧ (мЕОФХМПЧ, тПДЮЕОЛП, фБФМЙО Й ДТ. ), ПЖПТНМСЧЫЙИ ЛБЖЕ рЙФФПТЕУЛ (1916-17), Ч 1919 ТБУРЙУБМ УФЕОЩ МЙФЕТБФХТОПЗП ЛБЖЕ уФПКМП рЕЗБУБ.
Филиппов открыл кафе «Питтореск» (с октября 1919 кафе стало называться «Красный петух»), потолок которого был расписан Якуловым. Первые опыты в этом жанре—оформление благотворительных вечеров и базаров. Московский камерный театр. Ибо для меня, как для сына Востока по темпераменту и происхождению, являлась чуждой реалистическая и натуралистическая европейская академия и близкой символическая восточная», – писал художник в своей статье «Человек толпы».
Воевал на русско-японском фронте. В 1927 году для дягилевской антрепризы Георгий Якулов оформил знаменитую постановку балета Сергея Прокофьева «Стальной скок» в парижском Театре Сары Бернар. (Коонен А. Страницы жизни.
НГА «Кафешантан». Руставели. ГМИ РУ). Отсюда83. Мы посмотрим, Пока есть туман, Как живетАзербайджан. 1913. Он отправился в родную Армению, в город Дилижан, чтобы подправить здоровье. Гитаны — 184«Карменсита».
Б. Якулов в своей мастерской — 248А. Московский камерный театр. Многое роднило Якулова с художниками «Голубой розы», особенно с Н. Сапуновым и С. Судейкиным. Дневник художника.
Родился будущий художник в армянской семье в Тбилиси. Костина.
Эскиз костюмов. «Улица» и «Декоративный мотив»На суперобложке: «Принцесса Брамбилла» эскиз костюма капитана. На форзаце, титуле и концовке: Эскизы костюмов Якулова к различным постановкам. Живописи с 1901 по 1903гг. 3. Свою теорию он опубликовал под названием «Голубое солнце» в1914 вжурнале «Альциона».
Якулов был борцом-одиночкой. ч 1905 ОБЮБМ ТБЪТБВБФЩЧБФШ УПВУФЧЕООХА ФЕПТЙА УЧЕФБ. В начале 1920-х Георгий женился на Наталье Шиф – экстравагантной даме с вольным нравом. В бою под Харбином получил ранение и вскоре вернулся в Москву.
По предложению Дягилева Якулов готовил декорации и костюмы и выступил соавтором либретто к новому балету, премьера которого прошла в 1927 году под названием «Стальной скок». НГА «Цирк». «Духан» имел большой успех и Якулова стали приглашать декорировать самые разные благотворительные вечера и базары. В этом же этаже расположен небольшой музей со входом по наружной лестнице. Одна изярких иллюстраций новаторских поисков художника– композиция «Метрополь» (1912. Большую роль вформировании личности Якулова сыграло пребывание вовремя военной службы наКавказе иДальнем Востоке (онучаствовал врусско-японской войне ибыл ранен под Харбином), послужившее импульсом ксложению теоретических взглядов мастера.
И Якулов это прекрасно понимал. Старшие братья Георгия, А. Б. Якулов и Я. Б. Якулов (1875 – 1933) избрали карьеру адвоката. Сам Якулов поразительно беспечно относился к будущему своих работ, он ничего не собирал, ничего не сохранял. Мне хочется только в общих чертах познакомить читателя с литературной деятельностью Якулова. Запомнились огромные разноцветные куда-то мчащиеся кони да, кажется, еще петухи.
Эфрос опостановке «Принцессы Брамбиллы», – вспирали. Создал росписи интерьера и части экстерьера кафе «Стойло Пегаса» на Тверском бульваре, являвшимся одним из наиболее популярных мест московской богемы, в особенности имажинистов. Контрабандист и Гарсия кривой — 186Г. На этот путь толкнул меня институт самосохранения. хЮБУФОЙЛ ЧЩУФБЧПЛ У 1907, ЮМЕО ЦАТЙ нЕЦДХОБТПДОПК ЧЩУФБЧЛЙ ДЕЛПТБФЙЧОПЗП ЙУЛХУУФЧБ Ч рБТЙЦЕ (1925).
Якулов считал спираль формулой нарушенного равновесия воимя устремления. На вечере в охотничьем клубе Якулов оформил помещение на тему «Китай», в московском купеческом клубе совместно с П. Кончаловским — «Ночь в Испании», в галерее Лемерсье — декоративную выставку Н. Давыдовой и А. А. С. 227). Естественным шагом из картины в трехмерную реальность явились оформительские работы художника в московских артистических кафе— таких, как «Питтореск» (или, после революции, «Красный петух» 1916—1917) и «Стойло Пегаса» (1919). Москва 1923 г. Эскиз декорации — 141«Колла ди Риенци». Конструктивизм же Мясина оказался близким якуловским конструктивистским установкам.
РРР РСР СССРРРСС Р»СРили: РРёРРРСРРРССРСР, РСРРРР РРРССРСССР, РССССР, РР РР РР»РР РР СРСР. Неурядицы в творческой и семейной жизни (в 1927 году Наталья Шиф была арестована) плюс тлетворная богемная жизнь подорвали здоровье Георгия Богдановича – открылся старый воспалительный процесс в легких, силы его ослабевали. Конструктивизм же Мясина оказался близким якуловским конструктивистским установкам. Помещения освещаются круглыми окнами. «В 4-й этаж можно попасть двумя путями, либо по лифту изнутри памятника, либо по пандусу с площади Свободы. В 1920-е годы Якулов все чаще связывал свои планы и замыслы с родным Кавказом исполнив, в частности, проект памятника 26 бакинским комиссарам для Баку (1923, совместно с В. А. Щуко), где причудливо развил идеи Башни III Интернационала В. Е. Татлина.
По предложению Дягилева Якулов готовил декорации и костюмы и выступил соавтором либретто к новому балету6, премьера которого прошла в 1927 году под названием «Стальной скок». Эскиз головных уборов Академики — 237«Севильский обольститель». Как и его картины, декорации к «Гамлету», клоделевскому «Обмену», гофмановской «Принцессе Брамбилла», лекоковской «Жирофле-Жирофля» вызывали жаркие споры, но даже противники конструктивизма вынуждены были признать несомненный талант Якулова как театрального художника. Якулов постоянно изучал влияние солнца на художественное мышление человека, «пытаясь объяснить явления природы через призму разных темпераментов»94. Впервые он изложил в печати свою теорию света в 1914 году в альманахе «Альциона» в статье с характерным названием «Голубое Солнце».
Якулов работал с театрами Евгения Вахтангова, Александра Таирова, Рубена Симонова. Однако трепетный сын доставлял немало хлопот. В общем, училище тоже пришлось покинуть, не окончив. Это привлекало к нему интересных, талантливых людей. Примечательно, что для «Стального скока» Якулов не только организовал сценическое пространство, но и написал либретто. Таким изобразил своего друга в 1910 году Петр Кончаловский. В 1914 вновь призван на военную службу.
Слово «строили» не описка Георгия Богдановича, а точное определение работы над полуобъемными куклами — макетами костюмов. Премию за макет «Царя Эдипа» получил Якулов за руководство мастерской, но ее руководитель поименно, много лет спустя, назвал всех своих учеников, помогавших ему. Плакат — 120Витражи интерьера кафе «Питтореск» — 124Эскиз настенной росписи кафе «Стойло Пегаса» — 127«Венецианский купец» В. Шекспир. 1911–1912. Многие свои произведения он представлял на московских выставках «Союза русских художников» и «Мира искусства». Солнце для жителя болот и для жителя пустынь светит не одинаково и не одинаково, следовательно, возникают перед глазами художника контуры и формы предметов, так как контур и форма зависят от освещения»95. Само название статей Якулова говорит об этом — после «Голубого Солнца», появились спорады свето-ритмов «Ars solis» (солнечное искусство), а затем в разгар успехов в театре «Ex oriente lux» (Свет с Востока). Якулов своеобразно пояснял свою центральную тему:«Сравнение солнечного света в различных частях земного мира говорит глазу человека, что цвета солнца различны. Старшие братья Георгия, А. Б. Якулов и Я. Б. Якулов (1875—1933) избрали карьеру адвоката.
кроме специальных знаний—восточных языков— основательное и широкое общее образование. Нет ночи, утра и дня, чтоб не вспомнил Тебя, будь то на войне, среди друзей или работы. Знай, моя единственная и бесконечно милая моему сердцу, что я всегда с Тобой и за Тебя. Стража — 148«Колла ди Риенци». Известнейший портрет Якулова, работы П. Кончаловского, можно считать своеобразным живописным манифестом «Бубнового валета». Тема света постоянно находилась вполе внимания многих художников (достаточно вспомнить лучизм Ларионова), но«орфические» опыты Робера Делоне были наиболее близки творческим интересам Якулова (см. : орфизм).
Гофману. И вдруг издалека, послышались убаюкивающие, ритмичные звуки колокольчиков. Монотонный звон приближался, становился все звучнее и через мгновение нас перенесло в восточную древность. Родился будущий художник в армянской семье в Тбилиси. Эскиз костюмов. Режиссер Александр Таиров однажды предложил художнику оставаться работать в театре во время подготовки к спектаклю «Жирофле-Жирофля»: «Якулов был очень увлечен замыслом спектакля, но когда узнал, что оформление надо делать в срочном порядке, так как Таиров хотел начинать репетиции уже на готовой сценической площадке, он запротестовал. Театр им.
гал. Но занятий почти не посещал, рисовал дома, считая обучение навязыванием «чужого мировоззрения», тогда как главное в живописи – умение выразить эмоции, которые у темпераментного Жоржа били через край. Георгий Якулов. За пропуски экзаменов в 1903 году был отчислен и вскоре взят в армию. Сергей Дягилев специально пригласил его для работы над оформлением балета Сергея Прокофьева «Стальной скок». В мастерской Якулова была абсолютно нерабочая обстановка. Очерки.
Художники В. Комарденков и Н. Пеленкин много работали с Якуловым и всегда с сердечной теплотой говорили о нем. Якулов умел сплотить вокруг себя соратников и многих из них привлекал в соавторство, давал им дорогу и помогал всем чем мог. Если солнце Москвы белое, солнце Грузии розовое, солнце Дальнего Востока голубое, а Индии 115 желтое, то, очевидно, солнце и есть та сила, которая движет культуры как планеты вокруг себя, сообщая каждой из них ее собственный ритм — характер движения, темп — скорость этого движения и общий путь по своей орбите — развитие одной (основной) темы во многообразии духовных и материальных форм»96. Иначе все: иначе солнце блещет97. Эскиз костюма Олоферна — 229«Иудейская вдова». Лившиц. Вместе с Мейерхольдом придумал оформление мюзик-холла «Питтореск», украсил кафе поэтов «Стойло Пегаса», делал обложки для сборников завсегдатаев этих кафе, где не столько отдыхали, сколько дискутировали Есенин и Блок, Брюсов и Маяковский, Хлебников и Каменский, Малевич и Мариенгоф.
Мы тут же, в сквере, зашли в павильон-ротонду выпить по чашечке ароматного черного кофе. Макет третьего акта — 166«Вечный жид». Ереван, ф. 164, ед. Он пишет много пейзажей, готовится к юбилею – 25 лет творческой деятельности.
Ереван, 1926 г. Набросок декорации — 134«Венецианский купец». Круг «Голубой розы» содействовал молодому художнику.
Как говорилось в обширной записке за подписью четырех основателей «Кооператива», он создавался с целью разрешить проблему «производственного искусства» методом «прямого 109 действия» непосредственного приложения художественной потенции к творчеству форм новой жизни, в чем бы они ни проявлялись — будь то театр иллюстрации, массовые действа или оформление интерьеров. Эскиз костюма Мурзука — 206318 «Мера за меру». Многие свои произведения он представлял на московских выставках «Союза русских художников» и «Мира искусства». Родился в Тифлисе 2 (14) января 1884 в семье адвоката. Так живопись Якулова перекликалась с поэзией Блока, В этой гамме социального умонастроения написаны Монте-Карло, Бал Булье, Город, Ночной кошмар, Декоративный эскиз и много других картин». 8 С. Аладжалов дает нам не только описание изобразительной стороны полотна, но и то настроение, которое владело художником в часы создания картины. Якулов вместе с Аладжаловым, которого в своей автобиографии он называет, в числе других, своим учеником, оформляют первый спектакль в театре-студии под моим руководством «Красавица с острова Люлю» С. Заяицкого. В дни пребывания Георгия Богдановича в Армении С. Аладжалов помогает ему в работах над «Венецианским купцом» Шекспира и «Кумом Моргана» Ширванзаде. Ж. Оффенбах. А чтобы ты не сбежал, не посетуй, буду тебя запирать на ключ».
Его квартира на Большой Садовой была пристанищем столичной богемы. Москва 1923 г. Эскиз декорации — 171«Вечный жид». В бою под Харбином получил ранение и вскоре вернулся в Москву. Художник Н. Ф. Денисовский — 211«Иудейская вдова» Г. Кайзер. В бою под Харбином получил ранение и вскоре вернулся в Москву. Круг «Голубой розы» содействовал молодому художнику.
Конструктивизм же Мясина оказался близким якуловским конструктивистским установкам. По предложению Дягилева Якулов готовил декорации и костюмы и выступил соавтором либретто к новому балету, премьера которого прошла в 1927 году под названием «Стальной скок». «Весь второй этаж окружен площадками и террасами с живописно расположенными лоджиями. Его сценография вобрала в себя традицию «живописного театра», экстравагантного картинного зрелища, с новым ощущением универсально-конструктивных возможностей сцены. В 1925 году С. П. Дягилев решил поставить «большевицкий» (по определению С. С. Прокофьева) балет и обязательно пригласить художника из Советской России. Постановка не осуществлена — 240«Прекрасная Елена».
Б. Якулов — 290На цветных вкладышах: «Кафе-шантан», эскиз, «Гамлет» эскиз декорации, «Весенняя прогулка». 1921 г. — 107Портрет М. Ф. Ленина в роли Анжело — 111Портрет А. Т. Коонен — 113317 С. А. Есенин, А. М. Мариенгоф и Г. Б. Якулов — 117Кафе «Питтореск». Злые языки утверждали, что именно якуловская супруга послужила прототипом героини пьесы Михаила Булгакова «Зойкина квартира», хозяйки притона, что вряд ли обрадовало художника. Многие свои произведения он представлял на московских выставках «Союза русских художников» и «Мира искусства». Театр им. Его отец, адвокат Богдан Галустович Якулян, довольно рано умер и в 1893 году мать, взяв с собой детей, переехала в Москву.
За пропуски экзаменов в 1903 году был отчислен и вскоре взят в армию. Завистников, которые замалчивали его успехи, постоянно задевали самолюбие Жоржа, стремились всеми силами пригасить свет «якуловского солнца», хватало. «Зал перекрыт железобетонным сводом причудливой формы, опирающимся своей поднимающейся частью на колоннаду, освещается зал тремя громадными окнами Над Памятным залом располагаются хоры», к ним ведет лестница с улицы, с главного фасада. Уже начались первые работы. Театр «Габима».
И тут снова Великолепному Жоржу нет равных. картин. Татлиным, А. Осмеркиным). Да и в семейной жизни не все шло гладко.
В училище он пробыл недолго, не умея согласовать непрерывную «запойную» работу, диктующуюся внутренней потребностью, с методикой учебных заданий, системой школьных требований. В 1910-е годы художник обратился к прикладному искусству. Помимо этого, в декабре намечалась неделя памяти Акопа Пароняна (35-летие со дня смерти) и театр готовился отметить эту дату новой постановкой его комедии «Багдасар-ахпар». Москва 1918 г. Эскиз костюма Дона Диего Тинорьо. Якулов Георгий (Якулян Григор) 1884, Тифлис — 1928, Ереван.
Не поддаться обаянию этой артистической во всех отношениях личности было невозможно. Тогда выступали блестящие ораторы — Луначарский, Маяковский, Мейерхольд, Якулов. «Ядвигался свостока назапад, европейцыже идут сзапада навосток, отковра– орнамента отиллюстративной формы кпредметному выражению темы, европейцыже отиллюстративной формы кбеспредметной иорнаментальной», « Прокладывая свой путь вискусстве, Якулов использовал, вчастности, традиции китайского искусства, прослеживаемые встилистическом языке его ранних произведений, вкоторых отчётливо видны реминисценции модерна («Улица». Пойдемте, посмотрим на первенца застройки площади, там уже началась кладка фундамента здания Наркомзема, — предложил Таманян и, поднявшись, мы вышли к улице Абовяна. Оставив справа кинотеатр «Пролетар», мы прошли мимо двухэтажного домика под громким названием гостиница «Франция» и повернули направо по бывшей Назаровской, прошли около дома Пионера и вышли к улице Налбандяна. Рассчитываю сделать работ около 15. обучался в Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества из которого был отчислен за систематические пропуски занятий, так как предпочитал обучаться по большей части самостоятельно и на дому.
Родился будущий художник в армянской семье в Тбилиси. Камерный театр иего художники. Якулов украсил их своими футуристическими композициями (частично сохранились эскизы и даже, что уникально, сами панно, в том числе Нападение льва на лошадь, 1919, Третьяковская галерея), к тому же именно в этой среде окончательно сложилась его теория «разноцветных солнц», призванная максимально активизировать не только чисто декоративную, но и самоценную драматическую роль цвета, действующего как бы изнутри образа. В сентябре он писал матери: «Уже неделю, как я в Дилижане – отдыхаю и работаю. Б. Якулов — студент — 25Г. Дворяне — 145«Колла ди Риенци».
Макет декорации — 173«Розита» А. Глоба. Многие говорили, что, очевидно, Филиппов сошел с ума» (Ходасевич В. Портрет словами. Это было очень красиво, волновало и не позволяло оставаться равнодушным. После смерти отца забота о семье легла на плечи матери, которую Якулов боготворил. Якулов рассматривал театр как массовый, цирковой эксперимент, вот таким образом пытался подчеркнуть его простейшую основную часть — «принцип постоянного движения, калейдоскоп форм и красок».
Театр б. Зимина. Кавалеры — 149«Колла ди Риенци». Мать не чаяла в сыне души, а братья и сестры с детства звали его Жоржем, уж больно мальчишка был шустрым и озорным. Дворянин и Рыцарь — 211Портрет Г. Б. Якулова. «Человек толпы» // Жизнь искусства.
чПЕЧБМ ОБ ТХУУЛП-СРПОУЛПН ЖТПОФЕ. ч 1919 ЧНЕУФЕ У у. еУЕОЙОЩН, б. нБТЙЕОЗПЖПН Й ДТ. Старшие братья Георгия, А. Б. Якулов и Я. Б. Якулов (1875—1933) избрали карьеру адвоката. Гос.
Балет С. Прокофьева. Москва 1924 г. Эскиз костюма Агамемнона — 242Г. Ереван, 1971).
Богемная хозяйка, как и ее муж, любила гостей и застолья, но создать семейный очаг и комфортные условия для творчества мужа не сумела. Это может быть полезным и будущим исследователям творчества художника, а что они появятся, в этом нет сомнения. Якулов не получал систематического научного образования, он и не «грыз гранит» науки. Монах и горожанин — 209«Мера за меру». С тех пор и всю жизнь Якулов был верен своему «Солнцу» — и, что бы он ни делал — писал ли картины, строил ли композиции в театрах или разрабатывал новые декоративные формы — всюду в основе его мышления лежала теория свето-ритмов. Как нет жизни без солнца, так нет искусства Якулова без его «разноцветного солнца». В своей квартире-мастерской в доме 10 на Большой Садовой, в том самом доме, где жил и Булгаков, устраивал вечеринки, на которых собиралась творческая интеллигенция того времени – Анатолий Мариенгоф, Сергей Есенин (познакомившийся с Айседорой Дункан в мастерской Якулова), Алиса Коонен и Александр Таиров, Владимир Маяковский, Анатолий Луначарский, многие другие, в том числе и прославленные маршалы: Семен Будённый, Климент Ворошилов, Георгий Жуков. В 1925 году С. П. Дягилев решил поставить «большевицкий» (по определению С. С. Прокофьева) балет и обязательно пригласить художника из Советской России. Я стал строить теорию соотношения движения линий и цветов, – пишет Якулов в автобиографии. Показывал свои произведения на выставках «Союза русских художников» и «Мира искусства», был близок к кругу «Голубой розы».
По дороге заехал в Баку и родной Тифлис, где, конечно же, по привычке кутил с друзьями. Георгий Богданович Якулов, (арм. Эскиз костюма Эдипа — 74«Принцесса Брамбилла» по Э. Т. А. «Все это переливалось светом, все вертелось, вибрировало, казалось, что вся эта декорация находится в движении», —вспоминает один из современников. Нина ди Розалли.
Служил на Кавказе, Участвовал в русско-японской войне. В бою под Харбином получил ранение и вскоре вернулся в Москву. В марте 1913 года был приглашен обществом «Kunstverein» (Дрезден) на выставку акварелистов, в которой участвовал вместе с Д. И. Митрохиным.
Гофман. Многие свои произведения он представлял на московских выставках «Союза русских художников» и «Мира искусства». 1909.
Здесь был создан макет к трагедии «Царь Эдип», который получил премию театрального отдела Наркомпроса и по заданию Н. Подвойского, готовился проект «Красного Стадиона». В марте 1922 года Якулов совместно с художниками Н. Филипповым и Б. Лопатинским и скульптором С. Меркуловым решили организовать художественное предприятие, назвав его «Кооперативная производственная мастерская художников», нечто вроде нынешнего художественного фонда. Б. Якулов — офицер русской армии — 27«Скачки» 1905 г. — 32«Катание в Петровском парке. В Маньчжурии он был ранен и вернулся в Москву. Это были Н. Денисовский, братья Стенберг, Медунецкий и Светлов. В бою под Харбином получил ранение и вскоре вернулся в Москву.
Тирсо те Мотина. Несмотря на свой огромный авторитет, Якулов не подавлял инициативу своих помощников, не считал их «подручными» и всегда относился к ним как к своим единомышленникам и друзьям. Авангардные поиски Якулова были естественным продолжением его модерна, ритмика которого становилась все беспокойней, а формы и краски— все динамичней и ярче, выражая не отдельные сцены и символы, а общую пеструю круговерть современного города (Скачки, два варианта 1905— в Третьяковской галерее и Картинной галерее Армении в Ереване Бар, 1910, Третьяковская галерея Кафе, 1911, Художественный музей, Калуга все эти темы возникали в его картинах вновь и вновь).
Портрет Г. Б. Якулова. Первой премьерой намечалась пьеса М. Паньола и П. Нивуа «Торговцы славой». Тбилиси 1927 г. Эскиз костюмов. Эскиз костюмов дожа и сенаторов — 136«Колла ди Риенци» Р. Вагнер.
1928 г. — 272Посмертная маска Якулова — 283Похороны Якулова в Москве — 287Г. Театр б. Корша. 1918 г. — 271Программа спектакля «Красавица с острова Люлю». Балет Е. Эспозито. В 1903–1905 годах Георгий Богданович служил на Кавказе и в Маньчжурии.
«Прививка» восточного искусства к древу европейской живописи, во многом определившая ход развития и западного и русского искусства на рубеже веков, была для Якулова органичным, как бы само собой разумеющимся, хотя и осознанным процессом—искусство Востока, в частности персидскую миниатюру, он воспринимал как свое наследие. Как пропагандиста новых идей в искусстве. 112 Он много писал, выступал, декламировал. Крипта и склепы освещаются искусственным светом. С. 81). Пляска вестников мира — 151«Колла ди Риенци».
Девятый ребенок в большой армянской семье, Георгий родился 2 февраля 1884 года в Тифлисе. Был отправлен на Кавказ, а затем на поля сражений русско-японской войны. В 1918 году в помещении бывшего магазина «Сен-Галли» владелец известной сети булочных Н. Д. Художник работал над оформлением некоторых московских кафе («Питтореск», открывшееся в Пассаже Сан-Галли, в 1916—1917 называлось «Красный петух», в 1919— «Стойло Пегаса»).
Первоначальный вариант. Побывал в Париже в 1913 г. Участник выставок с 1907 г., член жюри Международной выставки декоративного искусства в Париже (1925). Эскиз карнавальных костюмов — 78«Принцесса Брамбилла». Дилижан вроде Манглиса, но более устроенный, благодаря санаторию и гостинице.
Не случайно он выступал вместе с ними в 1908 году на выставке «Венок» и на ретроспективе 1925 года «Мастера «Голубой розы», хотя официально не входил ни в одно из многочисленных художественных объединений тех лет. Служил на Кавказе, Участвовал в русско-японской войне. Он был роскошным художником» (А. Эфрос. Более того: Мясин вливал в них кровь, делал наглядными и убедительными. хЮЙМУС Ч мБЪБТЕЧУЛПН ЙОУФЙФХФЕ ЧПУФПЮОЩИ СЪЩЛПЧ Ч нПУЛЧЕ (1893-99), Ч нхцчъ (1901-03).
Постановка не осуществлена — 181«Карменсита» по П. Мериме. В 1905 году Георгий приступил к самостоятельному художественному творчеству. Эскиз боя чертей и сбиров — 235«Синьор Формика». Он оформлял балы и творческие вечера интерьеры кабаре и художественных выставок.
И Якулов это прекрасно понимал. Московский камерный театр 1926 г. Эскиз костюма продавщицы цветов — 178«Кармен». Почему.
В 1919 подписал в числе других художников манифест имажинистов. В 1905 году Георгий приступил к самостоятельному художественному творчеству. В 1916–1917 вместе с А. В. Лентуловым, А. М. Родченко, В. Е. Татлиным и другими оформил интерьеры кафе «Питтореск» в Москве. Художник и мемуарист Валентина Ходасевич вспоминала: «Здорово и быстро он расписал стекла бешено яркими прозрачными красками (получилось — как витражи). Неважно. В юбилейный комитет вошли не только представители русской, но и европейской культуры: Константин Станиславский, Пабло Пикассо, Фернан Леже, Робер Делоне, Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев, Сергей Дягилев Список далеко не полный. На митинге в результате бурных прений были выбраны представители в «совет художественных организаций», в президиум которого вошли художники Коровин, Лентулов, Машков, Якулов. 106 Вслед за этим, через несколько дней, Якулов и Лентулов были избраны в художественно-просветительную комиссию при Московском Совете рабочих депутатов. Позднее, когда «совет художественных организаций» преобразовался в профессиональный союз, Малевич, Татлин и Якулов были избраны от молодых художников в бюро союза по делам живописцев.
Полутораглазый стрелец. Это — его теория происхождения стилей, основанная на «разноцветном солнце» и проблема «Восток — Запад». В марте 1913 года был приглашен обществом «Kunstverein» (Дрезден) на выставку акварелистов, в которой участвовал вместе с Д. И. Митрохиным.
М., 1985). Новатор подуху, он пришёл комногим открытиям самостоятельно, вчастности, развил собственную теорию «разноцветных солнц», осуществляя её принципы вхудожественной практике.
1924 г. — 101Обложка книги А. Мариенгофа «Тучелет». 1923 г. — 94Обложка журнала «Огонек» — 97Макет монумента «26». Именно в гостях у Якулова Сергей Есенин познакомился с Айседорой Дункан. Якулов начал потихоньку распродавать обстановку. В 1923 он создал проект памятника 26 бакинским комиссарам. Судьба забросила Георгия Якулова в Маньчжурию, где шли сражения Русско-японской войны.
РРРСРРёР РРРРРРРРРёС Р»СРРёР» СРРРёСС Р РР»РССРСРР РРёРРРРР, РРлиСР Рё Р СРРРРРРили СРРСР»Р-РРР»СРР РРёР»РСРР. Хорошо известна его дружба с замечательным русским поэтом Сергеем Есениным. В. Шекспир, Государственный показательный театр. Экстер и ряд других аналогичных работ, завершив их в 1918 году оформлением кафе «Питтореск». Фантазия» — 41«Жил на свете рыцарь бедный» — 43«Перед заездом» — 50«Кафе Савой» — 55«Обмен» П. Клодель.
С началом русско-японской войны его отправляют на Дальний Восток. Служил на Кавказе, Участвовал в русско-японской войне3. Там шустрые смуглые мальчуганы, олицетворяя первобытный «сервис», кричали «сари-джур, сари-джур» и угощали вкусной свежей родниковой водой. В сквере я встретил одного из строителей новой Родины, высокого, сухопарого человека с характерным четким профилем, в темных очках. В 1903 его отчислили за пропуски занятий и экзаменов – и сразу же призвали в армию. Отсюда, напротив бывших егиазаровских бань, начиналось строительство площади. Эскизы костюмов.
Молодого человека призвали в армию. С. 7). «Якулов был окружен вражеским кольцом. С 1906 года его произведения начинают появляться на выставках.
НГА «Скачки». РПДРЙУБМ НБОЙЖЕУФ ЙНБЦЙОЙУФПЧ. Своё оформление «Обмена» Поля Клоделя вКамерном театре (1918) он считал одним изистоков театрального конструктивизма. 1920 г. Эскиз декорации — 76«Принцесса Брамбилла». Эскизы костюмов: Юдиф, Ревеки, танцовщицы в зеленом и танцовщицы — 227«Иудейская в вдова».
М., 1979. Георгий Якулов родился в 1884 году в Тифлисе в армянской семье. Париж 1927 г. макет декорации. подписал манифест имажинистов. Конструктивизм же Мясина оказался близким якуловским конструктивистским установкам.
Москва. Главный Памятный зал должен быть пышно декорирован изображениями революционной борьбы и крушения старого мира»82. В третьем этаже помещаются, аналогичные хорам, две памятные комнаты и специальный кабинет «для проводника по памятнику». Якулов воплощал в жизнь свои футуристические композиции, постепенно складывая положения своей теории «разноцветных солнц». Был ранен под Харбином.
Его новаторские театральные эксперименты основаны на «принципе постоянного движения, калейдоскопа форм и красок». 1905. Ш. Лекок. Эскиз костюмов. Автобиография. Якулов.
Э. Сю. Ереван 1927 г. Эскиз второго акта — 163«Кум Моргана». цЙЧПРЙУЕГ, ЗТБЖЙЛ, ИХДПЦОЙЛ ФЕБФТБ. Первой художественно-дизайнерской работой стало оформление кабаре «Уголок Кавказа» в 1909 году. Готовятся к этому событию и его друзья в Москве. Его экспертизы были столь авторитетны и желанны, что В. Брюсов, специальным письмом, просил 108 Наркомпрос привлечь Георгия Богдановича в закупочную комиссию92)Якулов входил в советы по управлению Показательного театра, театра-минитюр «Эксцентриона» и кабаре «Странствующего энтузиаста».
Ныне нет ротонды-павильона, нет «Франции», нет двух глинобитных кварталов, — ничего этого нет, как нет и старого названия города — Эривань. Триумф — 153«Кум Моргана» А. Ширванзаде. Теория, созданная, пословам художника, в1905, впервые была прочитана в1906–1907 вОбществе свободной эстетики (Б. 360, с. 1 – 8, далее – «Автобиография Якулова»). Москва. Более того: Мясин вливал в них кровь, делал наглядными и убедительными.
В 1916 году он начал работать над интерьером артистического кафе «Питтореск» на Кузнецком мосту (ныне Дом художника). Тогда у меня возникла мысль, что разница культур заключается в разнице цветов. В 1925 году С. П. Дягилев решил поставить «большевицкий» (по определению С. С. Прокофьева) балет и обязательно пригласить художника из Советской России5.
Наталья Шиф собирала многочисленные компании и устраивала вечеринки. Такое же письмо я получил из Парижа от организатора «Общества друзей Георгия Якулова» художника Р. Херумяна. Пусть книга С. Аладжалова положит начало дальнейшему изучению творчества Георгия Якулова, выдающегося художника, работавшего в первые сложные и бурные годы становления советского искусства и посвятившего свой труд народу. Хорошую, нужную книгу написал С. Аладжалов. Георгий Якулов. М., 1934. «Таким образом, в верхнем барабане памятника размещаются 20 комнат.