Жорж Брак (фр. Georges Braque, 13 мая 1882, Аржантёй— 31 августа 1963, Париж)— французский художник, график, сценограф, скульптор и декоратор. Georges Braque, 13 мая 1882, Аржантей – 31 августа 1963, Париж) —французский художник, график, сценограф, скульптор и декоратор.
В середине 1920-х годов, Брак создал декорации для двух балетов Сергея Дягилева. Наставником будущего великого художника был Шарль Луйе. Все больше времени он проводит в уединении на атлантическом побережье в Нормандии. Познакомился здесь с Мари Лорансен и Франсисом Пикабиа.
Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. Был связан дружбой с Отоном Фриезом и Раулем Дюфи, образовал с ними в 1906 – 1907 годах в рамках фовизма так называемую гаврскую группу. Познакомившись, летом этого же года, в Антверпене с Отон Фриц, он показал его работы в стиле фовизма на следующий год в Салоне Независимых художников (Societe des Artistes Independants). Однако именно фовизм положил начало упрощённым формам в творчестве художника.
После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949–1956). Первая персональная выставка Жоржа Брака прошла в галерее Даниэль-Анри Канвейлера (Daniel Henry Kahnweiler) в 1908 году. Он пишет ряд морских видов, пишет интерьеры, в которых размещаются столы с натюрмортами или задумчивые женщины с совмещенным фасом и профилем, очерченные извилистым контуром. по 1899г., в Гавре, обучался в Школе Изящных Искусств (Havre Ecole des Beaux-Arts). Впоследствии он будет встречаться во многих работах художника.
Общественное признание пришло к нему в 1922 после выставки, на которой художник представил серии картин, написанных в богатой живописной манере: Камины, Столы и Канефоры (девушки, несущие корзины с жертвенной утварью). Сквозной мотив позднего творчества Брака— летящая птица. К позднему творчеству Брака относится серия из нескольких работ, носящих название «Мастерские» (Studios). Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». Учился в художественной школе Гавра и академии Эмбера в Париже.
С конца 1910-х годов Брак создает собственный вариант эстетики «возвращения к порядку» (то есть к более организованному, отчетливому фигуративному изображению). Жорж Брак (Georges Braque, 1882 – 1963г. г. ) появился на свет 13 мая 1882 года, во Франции. В начале 30-х годов Брак испытал непродолжительное влияние сюрреализма (серия натюрмортов с обобщенными линейно-плоскостными изображениями предметов и моллюскообразными иррациональными формами). В 1952–1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре.
В 1934 г. вышла первая монография о художнике— книга Карла Эйнштейна. С 1897г. Картины, принадлежащие периоду до 1908 года, были достаточно просты и понятны зрителю, но им явно не хватало дерзости и новаторства. Фовисты, являлись группой, которая включала Анри Матисса и Андре Дерена в частности.
В 1897 – 1899 годах посещал занятия в Академии изящных искусств в Гавре. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. В 1931 году Брак создал свои первые гравюры и стал работать с мифологическими сюжетами.
Именно в этой серии впервые появляется образ птицы, символизирующий творческий полёт. С 1910 года развивает изобретенную им технику коллажа. С 1920 года успешно работает как сценограф, скульптор и гравер (серия офортов к изданию 1931 года «Теогонии» Гесиода), обретает признание, много выставляется. После Второй мировой войны Брак создал цикл из восьми крупных панно «Мастерские» (1949 – 1956), ставших итоговыми для его творчества.
А «Дом за деревьями» (The house behind the trees, 1906) не вызывал никаких других ассоциаций, кроме как с прямым значением дома за деревьями. Брак тяжело пережил Вторую мировую войну, в 1945 г. долго болел. Большая композиция Музыкантша (1917–1918, Базель, Публичное художественное собрание) стала итогом фазы синтетического кубизма в творчестве Брака и обозначила отправную точку в его новых творческих поисках. После ранения Брака (во время Первой мировой войны он служил во французской армии), в 1917 году он начал близкую дружбу с Хуан Грис (Juan Gris).
Начинал как художник-декоратор. В 1909 -1912 гг. В 1903 – 1904 годах обучался живописи в Академии Юмбера в Париже. Грани эти имеют свою окраску и направленность, кажутся то выступающими, то углубленными, светящимися или затемненными мягкие живописные мазки сочетаются с острыми контурами.
Творческое сотрудничество известных художников продлилось до 1914 года. В 1950-х гг. Из семьи ремесленников. После выставки в Осеннем салоне в Париже, в 1922 году, серьезно выросла его известность. Жорж Брак вошёл в историю французской и мировой живописи как один из создателей кубизма.
Создал несколько серий («Купальщицы» и др. ), активно работал в жанре натюрморта. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Брак оказал влияние на многих современников, среди которых были Хосе Давид Альфаро Сикейрос и Вильгельм Лундстром. Для окончания обучения и получения сертификата мастера (дававшего право на самостаятельную работу), в 1901 году, он уехал в Париж. Его первый ретроспективный показ состоялся в 1933 году в Кунстхолле Базель.
Если было заявлено название «Гавань» (Harbor, 1906), то никто не мог усомниться, что видит перед собой изображение гавани. С 1910 года Брак начинает тесно сотрудничать с Пикассо. Он показал губительность изгнания из живописи изобразительного начала. Брак работал наиболее тесно с художниками Раулем Дюфи и Оттоном Фриесз. Брак, подобно Пикассо, окончательно порывает с традиционной "натурой". После первой мировой войны кубизм постепенно изживает себя.
Но, подобно Пикассо и большинству других современных мастеров, он опирается на обретенную в предшествующих исканиях свободу изображать не только "видимое", но и "мыслимое". Перед зрителем были заключенные в прямоугольные или овальные рамы абстрактные поверхности. В 1949-1956 гг. создал цикл из восьми больших полотен «Мастерские», ставший вершиной его творчества.
В это время он пишет в основном натюрморты, в которых "кубы" "Домов в Эстаке" начинают дробиться на мелкие грани, заполняющие всю поверхность холста.