Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом. По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена. Для этого требовалось папское разрешение. Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно. 28 января 1547 года пятидесятишестилетний Генрих скончался. Она была дочерью датского короля Христиана II и племянницей Карла V императора Священной Римской империи. Кровь королей считалась священной.
Рэли соединил в себе талант учёного и поэта с отвагой мореплавателя. Рождение дочери Марии в 1516 году сильно разочаровало короля. Генрих понимал, что жена, которая старше его на шесть лет, не принесет ему наследника. На нем в беспорядке расставлены небесные сферы, приборы для астрономических наблюдений, лежат книги, музыкальные инструменты. Именно он предложил Генриху VIII стать главой англиканской церкви. Едва получив развод, Генрих снова женился.
Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор. Однако нижняя губа чуть толще верхней. Однако этот «благовидный» предлог дал весьма неожиданные результаты. Но в феврале 1543 года он действительно женился на вдове лорда Летимера, Екатерине Парр. На его картинах с точностью изображено одеяние человека и различные мелочи вокруг него.
Екатерине, женщине умной и благопристойной, удалось навести порядок в беспутной жизни короля. Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл. Величие короля передается позой. Екатерина и Генрих вместе оплакивали эту утрату, но продолжали надеяться на лучшее.
Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля. На нее была возложена миссия – возвестить о воскресении апостолам. В Портрете Томаса Мора (1527, Нью-Йорк, собрание Фрик) знаменитый гуманист облачен в роскошные одежды канцлера, в его прямой осанке и чертах лица отражается сила его характера. Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица. Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну.
Чувствуя, что дело добром не кончится, она решила «форсировать» события. Этот своевременный «маневр» спас ее от смерти. Марию, «обычно называемую королевой шотландской» (так писали в судебных документах), отдали в руки английского правосудия. Екатерина, несмотря на свою молодость, к этому времени успела овдоветь уже дважды. Король решился на развод с Екатериной Арагонской.
К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии. Как правило, на них изображали близких людей. Справа изображены жены Мейера. Осанка и выражение лица датской принцессы говорят о достоинстве и сильном характере. Этот брак поразил верноподданных английского монарха. 150 портретов. В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе.
Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. В мировой живописи Гольбейн прославился художником, писавшим портреты. Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна.
Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр. Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат». Они до такой степени несут отпечаток влияния отца художника Ганса Гольбейна Старшего, что по поводу авторства ряда работ исследователи до сих пор не пришли к единому мнению.
Так поступали с простолюдинами, дворянами, герцогами, в конце концов, но не с королями. Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным. Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином). Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви. Однако дети Генриха и Екатерины либо рождались мертвыми, либо умирали во младенчестве. В совершенстве владел несколькими музыкальными инструментами и обладал хорошим голосом.
За годы, проведенные в Англии, он создал ок. Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом. Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет. В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая». «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532).
Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея). Это было 12 марта 1538 года. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Для Анны наступили опасные времена.
Портрет Генриха VIII в свадебном наряде (1539–1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона. «Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна). Ещё при живой жене Генрих появлялся на людях с леди Джейн и делал ей подарки.
Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке. В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов. Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение.
Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение. На пальцах обеих рук – перстни. Его радость ничто не могло омрачить. При этом мудрая Анна сторговала себе право остаться в Англии в статусе «сестры короля», получила пожизненное содержание и в итоге благополучно пережила и самого Генриха и всех его жен. Затем Екатерину обвинили в супружеской неверности, но доказательства оказались уж очень неубедительными.
Она убедила весь двор, что король не имеет с ней брачных отношений. Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра. Телосложение позирующего можно назвать крупным.
Его слава стала распространяться по всей Южной Германии. Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета. Этому обстоятельству также способствовала женитьба художника на вдове дубильщика кожи Елизавете Шмит. Маргарита Вайт – Леди Ли была сестрой известного придворного поэта сэра Томаса Вайта.
Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. Но за все свое недолгое замужество Джейн не произнесла ни одного слова «поперек» воле мужа. Гольбейн представил в картине образ двойного зрения. Брак был все же заключен в январе 1540 года, но аннулирован уже через несколько месяцев.
В поздние годы страдал от лишнего веса и других проблем со здоровьем. Главным из них был испанский король Филипп II. Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей. Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало. Губы короля словно две крепко сжатые нити. Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир.
Неутомимый искатель приключений, Рэли совершил экспедицию в Гвиану в поисках легендарной «Золотой страны Эльдорадо». По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру. Как правило именно такие люди предпочитают словам действия. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Вскоре, король занялся поисками новой невесты. В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось).
Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля. В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии. Но в душе она была протестанткой. Это, безусловно, знак смерти. Как генеральный викарий (представитель епископа в области общего управления) он предпринял роспуск монастырей, которые не поддержали религиозную реформу короля. За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию.
Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века. Больше о частной жизни художника почти ничего не известно. Несмотря на простое происхождение, он сделал блестящую карьеру при дворе короля. Яростный противник католицизма, сэр Фрэнсис Уолсингем считался злейшим врагом Испании и его смерть в 1590 г. немало порадовала Филиппа II. «Я лягу в постель только со своим мужем», – твердо заявила Анна настойчивому Генриху, будучи совершенно уверенной, что это заставит его отказаться от своих похотливых желаний.
Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом. В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота. И столь блистательная карьера закончилась падением неожиданно для всех. В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита.
Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору. Вторая беременность королевы закончилась благополучно.
Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками. Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует». Изображение молодого дельца, представленного в обстановке своей лондонской конторы, выполнено с подлинным блеском. С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне. Однако младенец появился на свет мертвым. Рядом с Мейером представлены его сыновья. В Аугсбурге восстановили разрушенный в годы войны дом Гольбейнов, а в Галерее старинных мастеров и кафедральном соборе есть работы, которые выполнил Ганс Гольбейн. Генриху VIII так понравился этот портрет, что он приказал создать его копии, предназначенные в качестве подарков для послов и вельмож.
Это был, несомненно, политический союз. Зато отец был счастлив безмерно. Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается. Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543. Эта мысль не давала ей покоя на протяжении девяти месяцев беременности. Генрих изображен на полотне в костюме, который украшен золотыми пуговицами и аксессуарами.
Начались преследования оппозиции. Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями. Он не скупился на образы исходящие из его воображения. Но, увы, Бог опять послал ему девочку. В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города. В Англии мастер занимался оформлением придворных праздников, работал по заказам церкви. В могилу его свела болезнь, спровоцированная необычайной тучностью монарха.
Им повезло: король обратил внимание на миловидную и тихую блондиночку Джейн. Фоном послужил очень дорогой ультрамарин. Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения. В 1935 году причислен к лику святых Католической церкви.
Самолично возглавив англиканскую церковь, он без труда добился столь желанного развода. На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной. Это выдают одеяние, поза короля, драгоценности.
Два года длился бракоразводный процесс. Но, внезапно, в самый разгар празднеств, маленький принц заболел и через два месяца после рождения умер. В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась.
Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде. Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота. Сначала королеву уговаривали уйти в монастырь, но она отвечала упорным отказом.
На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий. Король лично следил за тем, чтобы доктринальные различия не были сильными. Екатерина, беременевшая несколько раз, не подарила мужу сына.
Она повиновалась ему беспрекословно и молча страдала. Сопротивляться было бесполезно и она стала шестой женой престарелого монарха. Главным вдохновителем интриги против королевы был Томас Кромвель.
В 1540 г. он был арестован, обвинен в государственной измене и казнен. Его намерения серьезны. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Она и ее сестра Мэри были фрейлинами королевы Анны Болейн – второй жены Генриха VIII.
Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля. Она не стала бороться за корону, как Екатерина или Анна Болейн. Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году. 1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна.
Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду. Анну признали виновной и приговорили к смертной казни. Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII. Его возили на специально сконструированном кресле с колесиками. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины.
Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний. Правда, не дремали и верные слуги короны.
Но, может быть, самой яркой фигурой среди приближённых королевы был Уолтер Рэли. К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру. Значит, он сосредоточенно подходит к вопросам и убеждает оппонентов. Над Анной нависли тучи. Джейн Сеймур (около 1508/1509-1537) – третья жена короля Англии Генриха VIII Тюдора. Все предметы выписаны чрезвычайно реалистично и играют роль символов союза искусства и науки, гармонии земли и неба.
Помимо личных амбиций короля (впрочем, желание произвести на свет наследника престола многие англичане считали вопросом государственной важности) в стране существовали и другие предпосылки для реформ. Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены. К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле.
В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. Она беззастенчиво вмешивалась в государственные дела и, благодаря ей, немало людей отправилось на эшафот. Стремясь к осуществлению своих планов, король Испании вместе с Папой римским попытался организовать всеобщую войну католических государей Европы с королевой-еретичкой. Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика. Приговор был приведен в исполнение 19 мая 1536 года. Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи.
Анну обвинили в неверности, а пытки принесли необходимые доказательства. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии.
Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми. Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. В этой стране Гольбейн был придворным живописцем. Король правил 38 лет и за это время случилось множество незабываемых событий.
В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей. Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику. Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы. С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника.
Вся Англия ликовала, узнав об этом. К тому же он оставил Анну в семье, присвоив ей титул «сестры короля». Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета. Первый ее муж скончался, когда ей было всего шестнадцать лет.
Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых. Король болезненно ощутил это в 1536 году, когда был ранен во время рыцарского турнира. На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом. Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены.
Двор потешался, а Анна Клевская тем временем получила развод с отличными условиями: Генрих VIII отблагодарил её за покорность и оставил в Англии как «сестру», выделив богатое содержание, замки и солидный годовой доход. Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. Сама же Елизавета не участвовала в общем торжестве и облачилась в траур по Марии Стюарт. Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения.
Он ненавидел Испанию и большую часть жизни провёл в борьбе с этим злейшим врагом своей родины. В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году. Эта «почти случайно» оброненная фраза позволила Генриху начать бракоразводный процесс. Педантичная Екатерина решила навести порядок и в вопросах вероисповедания. Желая посеять беспорядки внутри самой Англии, они поддержали претендовавшую на английский престол шотландскую королеву Марию Стюарт — послушную католичку.
У Анны не было выбора и она решила извлечь из этой ситуации максимальную выгоду. Однако Елизавета умела использовать не только деньги, но и таланты своих подданных. В своё время он был женат на Марии Кровавой — ярой католичке, сестре и предшественнице Елизаветы — и являлся принцем-консортом Англии (муж королевы, но не король). Она произвела на свет живого мальчика. К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни.
Чтобы выполнить этот заказ, в Клеве был направлен Ганс Гольбейн-младший. Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины). Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой. В 1516 году написал книгу «Утопия», в которой изобразил своё представление об идеальной системе общественного устройства на примере вымышленного островного государства. «То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости».
Умная женщина на следующий же день пришла к королю и, опять затеяв богословский спор, постепенно уступила мужу, полностью согласившись с его мнением. Королю причина для развода весьма понравилась. Призраки двух предшественниц преследовали ее повсеместно.
Это был умный, осторожный и преданный Англии человек. Композиция картины подчёркнуто проста. Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей». Но она, в отличие от двух предыдущих королев, полностью отстранилась от политики и занималась только хозяйством после того, как король на ее просьбу «помиловать монастыри» напомнил ей о судьбе последней королевы, «которая тоже вмешивалась в дела государства». Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников. Друзья предупредили королеву о грозящей опасности.
Она, как и Екатерина, не смогла родить ему наследника. Однако постепенно важнейшим вопросом королевской политики стала проблема наследования. Для этого ей надо было обратить короля в лютеранскую веру. Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам. В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром. Более других его запомнили по количеству жен, которых было 6.
Мария – в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц. Лорд-канцлер Англии (1529-1532). Он сопровождал Генриха VIII в походе известном как Златотканый Лагерь (The Field of Cloth of Gold), был посвещен в рыцари и получил место при дворе. С этим браком связан эпизод из истории изобразительного искусства известный, как «казус Гольбейна». Две из них были обезглавлены. 1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи. Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей.
В конечном варианте, они туго перехвачены лентой. Фаворитов она осыпала милостями. Его семилетняя страсть к Анне поутихла и раскаянье ворвалось в его сердце.
Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом». В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна. По вероисповеданию Джейн Сеймур принадлежала «старой вере» (католичеству) и ее сторонники надеялись, что она сможет повлиять на короля. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого.
Первое, что сделала королева, вступив на престол, — провозгласила государственной англиканскую церковь (английская протестантская церковь — независимая от Рима глава церкви — король Англии). Его место на посту канцлера занял знаменитый гуманист, автор «Утопии» Томас Мор, затем советниками короля стали Томас Крамнер и Томас Кромвель. Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени. Гольбейну пришлось искать новых заказчиков. Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари. В европейском искусстве ХIII – ХVI веков художники часто обращались к этому сюжету, но работа Гольбейна выделяется на общем фоне.
«Придется королю искать вдовушку», - добродушно посмеивались над ним подданные. Генриха VIII подталкивало к действиям не только желание иметь наследника, но и любовь к Анне Болейн (согласно многим источникам, не отличавшейся при дворе выдающейся красотой). После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах. Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания. Они выдают его тщеславие. Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна.
Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне. На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. Он знает, чего хочет и как этого достичь. Об этом свидетельствуют его работы. Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции.
Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле. В Портрете Георга Гисце (1532, Берлин – Далем) художник прекрасно передал фактуру каждого из предметов, призванных дать дополнительные сведения о личности заказчика. Уолсингем для своего времени был гением шпионажа.
Еще до решения Папы, Генрих тайно обвенчался с Анной и на момент коронации новая королева уже была в положении. Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля». Это пример типичного монументального стиля Гольбейна. Эразм Роттердамский неоднократно выражал восхищение талантом Гольбейна. Первая жена Екатерина Арагонская – католичка испанская принцесса, была старше Генриха на шесть лет и досталась ему «по наследству» от Артура, за которого она первоначально вышла замуж, а после смерти первого супруга осталась в Англии в статусе вдовствующей королевы, чтобы, выйдя замуж за Генриха, снова стать полноправной королевой.
Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна. В самый разгар религиозных волнений художник отправился жить в Англию. Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины. Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно.
Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии. Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном. Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII). В полусогнутой руке видна перчатка. Он отличался музыкальным талантом и пристрастием к науке.
Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. Вскоре после свадьбы Генрих вторично стал отцом. В знак признания заслуг своего помощника и друга королева даровала ему титул лорда Берли. Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом». Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне.
Предлогом стал предыдущий союз Екатерины с его братом. С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе. С этого момента и до самой смерти он играл главную роль в английской политике.
Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна. Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными. В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме.
Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля. На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу. Когда юный Генрих, принц Уэльский, в возрасте 18 лет взошел на престол и стал королем, вместе с короной он получил и жену.
В это время материальное положение Гольбейна было, по-видимому, плохим: написанная им вывеска школьного учителя в Базеле доказывает, что он не отказывался и от ремесленных работ. Она была единственной женщиной, которую он по-настоящему любил. Наоборот, увидев желание супруга избавиться от неё, Анна постаралась ему в этом помочь. За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились. Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился. Мастерская Ганса стала семейной.
Уже за пять лет до смерти он был настолько жирен, что не мог самостоятельно передвигаться. До нас «дожила» лишь одна его картина этой серии – «Портрет Генриха VIII». Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта). Их брак был вполне благополучным, молодожены страстно лелеяли мечту о рождении наследника.
Мор видел в Реформации угрозу для церкви и общества, критиковал религиозные взгляды Мартина Лютера и Уильяма Тиндейла и, находясь на посту лорд-канцлера, препятствовал распространению протестантизма на территории Англии. Понятно, что королева приложила все старания к тому, чтобы обезвредить соперницу. Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально.
Король пережил очередное разочарование, когда в сентябре новая жена родила ему девочку — будущую королеву Елизавету I. Он утратил интерес к супруге, так и не подарившей ему вожделенного сына (последующие беременности заканчивались выкидышами). Взойдя на престол, Елизавета сразу назначила Сесиля членом Королевского Совете.
В 1535 году он был обезглавлен. Всё раскрылось. Об этом было известно далеко за пределами королевского замка. Вскоре Гольбейн приобрел покровителей среди видных горожан, в числе которых был и гуманист Эразм Роттердамский. Плаха или развод. А между тем в монастыре Эмфтилль в тоске и печали умирала Екатерина. Выжила только дочь Мария, но Генрих требовал родить ему наследника.
Когда королева забеременела, будущий отец не находил себе места от радости. Со временем, манера художника претерпела эволюцию. В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови.
На лице нет намека на улыбку. Только в 1516 году, через семь лет после женитьбы, Екатерине удалось родить здорового и крепкого ребенка, который, однако, оказался девочкой. Отношения с королем после этого оказались испорченными. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII.
Творческий путь художника начался в Базеле, где в 1515-1526 Гольбейн создал множество портретов, в которых подчеркивал внутреннее достоинство и сдержанную духовную силу людей (портрет Эразма Роттердамского, 1523, Лувр, Париж), потрясающую смелостью композиционного решения и силой эмоционального воздействия картину Мертвый Христос (1521, Публичное художественное собрание, Базель) иллюстрации (к Похвале глупости Эразма Роттердамского, рисунок пером, 1515), серию рисунков Образы смерти (известна под названием Пляска смерти, 1524-1526, гравированы на дереве Г. Лютцельбургером и изданы в 1538), в которой в аллегорической и гротескной форме отобразил события Крестьянской войны в Германии. Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален». Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка. На самом же деле эта война шла давно. В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви.
К тому же невеста явно не отличалась особым целомудрием. Казнь Марии Стюарт показала, что короли отвечают за свои деяния и избавила протестантскую страну от 30-летней угрозы насильственного возвращения католицизма. Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала. Им повезло вдвойне ибо Генрих VIII, так и не решивший вопрос с престолонаследником во втором браке, задумал жениться в третий раз. Среди её приближённых были умные политики Сесиль и Уолсингем, раскрывший позднее заговор Марии Стюарт философ Фрэнсис Бэкон «король купцов», финансовый советник королевы Томас Грешем моряк, поэт историк Уолтер Рэли. Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета. У живописцев покровителями были состоятельные семьи. Человек из низов (он был сыном кузнеца), Кромвель начал свою карьеру в качестве наёмного солдата в Италии, затем попал на службу к кардиналу Уолси, был его торговым агентом, а позднее стал доверенным лицом короля Генриха VIII.
После смерти второго супруга она узнала о намерениях короля и пришла в ужас. А Генрих, несмотря на отделение от Рима, оставался верным католиком.
Генрих, читая это прощальное послание, плакал. К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ. Время подгоняло. Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства.
Картины его – это гордость города. Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения. Томас Мор – английский юрист, философ, писатель-гуманист. Глаза выдают ум, опыт и жесткий характер.
Английский король Генрих 8 был крайне противоречивой личностью. Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок. В 1535 году был казнён в соответствии с Актом об измене. В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. Что будет с ней, если она не сможет произвести на свет сына. Попытки аннуляции брака оказались безуспешными.
Лицо не отягощено лишними эмоциями, что свидетельствует о скрытности. Именно ему принадлежит честь основания в Северной Америке первой английской колонии Вирджинии, названной так в честь Елизаветы — «королевы-девственницы» (virgin — дева). Одновременно он их объединяет через Богоматерь. Мария вскоре стала пленницей Елизаветы, но и в плену оставалась центром заговоров, чинимых врагами королевы Англии.
Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель.