В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке.
В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне.
Но об этом уже сказано в других разделах. «Гармония в красном» или «Красная комната» (1908 г. ), «Одалиска в шароварах» – примеры воздействия мусульманской темы на живописца. Анри Матисс картины пишет, подчиняясь цветам и ритмам арабесок. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов.
И рано или поздно занимает свою нишу в искусстве. В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай.
По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир.
Желтый прямоугольник ковра выступает из глубины. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета.
Как и многим другим художникам, за искусство ему приходилось бороться. Эпитет «дикие», прозвучавший в их адрес, дал имя целому направлению. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Неожиданно все эти «нарушения» убедительно приводят к иллюзии материальности-изображенного стола, ощутимости блестящей выпуклости стеклянного аквариума, плотности и весомости воды.
Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. Красные рыбки заключены в зеленое кольцо разнообразных оттенков.
Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Это произвело настоящий фурор во всей среде живописцев, ценителей и критиков и послужило налом становления нового жанра.
Флоральные, ботанизированные образы невольно возникают в сознании современного зрителя перед марокканскими полотнами Матисса. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. Тема панно — танец.
Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Больше ничего нет.
Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Во всяком случае, он внезапно изменил свое первоначальное намерение провести зиму в Италии и отправился в Марокко, где свет, по рассказам его друзей художников, был более ярким, поглощающим предметы и фигуры, а природные краски чистыми и нежными. Они словно проблески человеческого сознания, в котором живет страстный гений. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца).
В 1894 году модель Матисса Каролина Жоблоу (фр. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
Это занятие так увлекло молодого человека, что после выписки из больницы он заявил родителям о своем твердом намерении стать художником.
В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине.
Несмотря на сопротивление отца, Анри записался в школу рисунка в городе Тур, где готовили чертежников для работы в сфере текстильной промышленности. В эти года, французская публика уже смирилась с импрессионизмом. Такова его «Мастерская», картина светлая и красочная.
Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм". В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. И мать принесла сыну коробку с красками.
Напевая ее, Матисс рисовал пять розовых женских фигур в вакхическом хороводе. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Весь этот прекрасный мир искусства не изолирован от природы.
Фона в привычном понимании в этой работе нет. Это наиболее известный вариант среди других картин Матисса на сюжет аквариума. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Две зимы, проведённые художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Все это заметно улучшило материальное положение живописца.
Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве.
После Первой мировой войны преимущественно живет в Ницце, увлекается изображением натурщиц (цикл «Одалисок») интересуется мастерами рококо. «По морю, неспокойному, но беспримерно синему, корабль скользит, не раскачиваясь, не взлетая на волнах.
Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения.
Тема панно — танец. С 1882–1887 гг Анри учился в средней школе и, после неё, обучался в лицее Henri-Martin. И чувства и краски у Матисса гармоничны.
Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Художник, график, скульптор иллюстратор, декоратор.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. Он поступил в Академию Жюлиана, где учился у Бурго — мастера салонного искусства. Творить он не переставал до конца.
Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Он был старшим сыном в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар.
Визит Матисса был недолгим – всего две недели. Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Творчество Матисса на всем протяжении может быть определено, как лозунгом, названием его картины 1906 года «Радость жизни». В 1889 году у Матисса случается приступ аппендицита.
Живопись стала для него обретением потерянного рая и смысла жизни. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе».
Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе, близ Ниццы (1948 – 1951). Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером. Керамика, графика, рисунок, декупаж.
Исчезают стул и обои. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика.
В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Он является продолжением ковра на стене.
Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись.
Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954). Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе.
Ему это так понравилось, что он решает стать художником, очень огорчая своего отца. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными.
Сегодня этот период называют «картины ножницами». Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Выйдя из больницы, Анри стремительно наверстывал упущенное. Анри записался в школу рисунка Кантин де ля Тур (фр.
Марокканские пейзажи Матисса, дышащие напоенным солнцем ароматом, быть может, высшие достижения художника, да и всей живописи XX века в трактовке живой природы. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи».
1901 год можно назвать годом становления художника. Зачем. Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве.
О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Эпоха фовизма и скандальная известность Матисса начались с полотна «Женщина в шляпе». Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощённого рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года. Написанная в Исси-ле-Мулино за пределами Парижа, "Красная студия" представляет собой мини-ретроспективу работ художника с картинами, скульптурой и даже произведением из керамики, повешанными или разбросанными по его мастерской. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Мастер призывает взглянуть зрителя на нелегкую жизнь, как на красочную и радостную игру. Какие произведения Матисса находятся в РоссииМногие картины Матисса (37 произведений) находится в коллекциях Эрмитажа и ГМИИ на Волхонке.
В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Ж. Помпиду, Париж).
Знаменитый художник Анри Матисс (1869-1954) увлекался различными течениями в живописи, возникшими в конце XIX и начале XX столетий. В начале 1930-х работает над декоративными панно для фонда Барнса в Мерионе (Филадельфия) изобретает технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»). Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. И это также достигнуто «сопоставлением» одного цвета с другим. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго).
Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910 – 1911). Матисс не подражал образцам восточного искусства. Ни одной лишней детали. Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера.
Очень интересно наблюдать эволюцию художественного взгляда Матисса по его работам. Цены на его работы и интерес к ним стали расти. Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. Ища свой стиль, свое выражение видения мира, он обращался к различным техническим приемам.
Сразу после поездки художник написал «Голубую обнаженную». Группа скоро распалась: слишком индивидуальны были интересы ее членов. Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. Аналогично были восприняты и работы других участников Салона — Дерена, Вламинка, Марке.
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Именно к нему относится знаменитая «Обнаженная голубая». Определял он и значение самих элементов: «Один тон всего лишь краска, два тона уже аккорд, уже жизнь».
Он отобразил их фигурную красоту, яркие отблески света на них. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. В 1912 и 1913 годах Матисс дважды побывал в Марокко, написав там одну из своих лучших живописных серий. Ж. Помпиду). В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). Писал картины на прикрепленных к стене холстах с помощью длинной палки, создавал композиции в технике «декупажа» из кусочков цветной бумаги. Огромным авторитетом для Матисса и многих художников его поколения был Сезанн, которого называют отцом современного искусства.
"Я не революционер по принципу", – сказал он однажды. Вот он мир Анри Матисса. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Мы дадим краткую характеристику последнему произведению. «Натюрморт»В это время картины Матисса отличаются ярким колоритом, контрастностью, чистотой и резкостью цветов, плоскостностью и отсутствием теней.
Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Картина «Красные рыбы» была написана в 1911 году в Исси-де-Мулино и куплена С. И. Щукиным непосредственно у самого художника. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
Вместе с ними он создает стиль именуемый фовизм («дикий»). В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью». Испытал влияние импрессионизма, неоимпрессионизма, П. Гогена. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Мать увлекалась росписью керамики.
Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе.
Динамичны узоры синей драпировки. Местами мазок настолько легкий, что кажется, будто на кисти художника не хватило краски и вот таким образом он оставил просветы холста. Разумеется, это иллюзия. Зато с предельной выразительностью передан экстаз, захвативший танцующих. Или помчаться, кружась, в танце, забывая обо всём на свете.
Именно в этот момент юный Генри впервые берет в руки кисть и начинает рисовать. В период обучения и становления Матисс копировал работы голландских и французских классиков, висящих в Лувре, увлекался японским традиционным искусством, свёл знакомство с другом Огюста Родена, художником Джоном Питером Расселом – горячим поклонником Винсента Ван Гога и Эмиля Бернара. Преподавание велось на некоммерческой основе. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Всмотримся в еще одно его произведение, написанное для столовой С. Щукина. «Красная комната», ЭрмитажПлоское пространство комнаты заливает алый цвет.
Щукина. У Анри и Амели один за другим родились два сына. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.
В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Художника привлекала звучность и динамичность оранжево-красного цвета. Этим же годом датирована работа Читающая (Государственный музей современного искусства, Париж). (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. Это путешествие Матисс совершил не случайно. В натюрморте дают себя знать уроки еще одного великого мастера французской живописи начала XX века Поля Сезанна, бывшего кумиром и Матисса и Пикассо.
В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь». За время двухмесячного пребывания на больничной койке Матисс копировал цветные открытки.
Жил Матисс в это время трудно. У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии). В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
Прозрачная зеленая тень легла на белые каны. Иметь дома репродукции картин Анри Матисса – признак высокого художественного вкуса. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц.
Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в Ле Като-Камбрези на севере Франции. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Основа картин Матисса — это цветовая композиция, то есть «искусство размещать декоративным образом элементы, которыми художник располагает для выражения своих ощущений». Одна из самых известных работ этого периода — «Роскошь, покой и наслаждение».
При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Работает по заказам московского коллекционера С. И. Он возвращается в маленький городок Сен-Кантен и начинает работать помощником адвоката. А ступни ее ног в длинных желтых арабских сандалях, развернутые под углом к фронтально изображенной фигуре, кажутся заимствованными с древнеегипетских рельефов и росписей.
Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Но не таков Анри Матисс. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления.
Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Створки ширмы, ножки табуреток и подставок линейно строят пространство. Синяя скатерть, нарушая форму стола, как бы поднимается вверх, с ее лиловато-голубыми узорами перекликаются такого же цвета обои с цветочками. Продолжая это сравнение художника, можно сказать, что «Голубая ваза» — многоцветная симфония.
Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Он знакомится с работами Ван Гога, А. Дерена, М. Вламинка.
Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. fauves). Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства.
В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности».
Здесь же он знакомится с австралийцем Джоном Питером Расселом. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Стайны подружились с художником. Позднее эта тема повторится в «Танце с настурциями». Алжир и творчество художникаЗнакомство в 1906 году с искусством исламского Востока навсегда запало в душу мастера.
Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками.
В 1889 году у него случился приступ аппендицита. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». В 1887 он уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу.
В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Натюрморт «Голубая ваза с цветами на синей скатерти» написан в 1913 году в Марокко. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Участие Матисса в выставке «Осеннего салона» 1906 года с художниками, прозванными «дикими» за необычность их рисунка и особенную яркость цвета, утвердило за ним репутацию их вождя.
Другое название этой работы – «Десерт». С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех».
Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину. Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла". Под конец жизни врачи запретили Матиссу рисовать – он мог полностью потерять зрение. В настоящее время существует в двух версиях.
Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
Но реалистический подход к живописи его быстро перестал вдохновлять. В 1901 году, после недолгого лечения в Швейцарии, где он продолжал много работать, некоторое время Анри провел вместе с семьей у родителей в Боэн-ан-Вермандуа8. Такой, какой был у Матисса в его доме. Углы комнаты даёт другим цветом.
Речь идет о фовизме. В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. «Мне стало неинтересно копировать предмет. Формулирует собственную творческую концепцию «эмоций за счет простых средств» в книге «Заметки живописца» (1908).
«Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году. Начинающие художники стремились подражать недавним «бунтарям» Моне, Сислею, Писарро, Эдуару Мане, Берте Моризо, Ренуару. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.
В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме.
Анри копировал произведения старых французских и голландских мастеров. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Чередование круглых листьев с цветами динамично.
В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Пейзажи Анри Матисса – эту лучшие традиции импрессионизма. В последние годы состояние здоровья художника ухудшилось. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи.
Ковёр на этой картине – реальный. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Для этой выставки Матисс написал несколько работ, включая знаменитое полотно Женщина в зеленой шляпе. Покупка картины и скандал вокруг нее сыграли на руку талантливому экспериментатору.
Краски, принесенные ею в больницу, остались в его руках навсегда. Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити. Даже самые консервативные критики приняли это течение, как данность.
Таковы натюрморты «Бутылка шидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1898), «Посуда и фрукты» (1901) В 1898 году 28-летний Анри женился на Амели Пареир (фр. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской.
Картина «Читающая» была приобретена государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе. А его принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы. Взгляды на живописные проблемы тоже лучше всего определяются словами самого художника: «Цвет — первичный элемент живописи».
Помогает определиться в пространстве также окно. Картины с названиями «Синий горшок и лимон», «Посуда на столе», «Вид Коллиура», «Игра в шары», «Семейный портрет», «Музыка» находятся в экспозиции Эрмитажа. Другие, такие как «Синий кувшин», «Красные рыбы», «Танец с настурциями», можно увидеть в Москве. «Танец»: картина МатиссаЭтот знаменитый огромный холст размером 2, 6 х 3, 9 м Сергей Щукин заказал художнику для своей парадной лестницы в 1906 году. В 1891 году Анри снова приехал в Париж. Матисс также копировал их манеру письма. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму.
Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Присесть у окна и увидеть потрясающие пейзажи, городские панорамы, странных прохожих.
Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. В Париже молодой художник окунается в бурлящий новыми веяниями мир искусства. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Когда молодой помощник юриста валялся дома после несложной операции, скучал он невероятно.
С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. Творчество Анри в это время также находилось под влиянием современных ему художников и японского традиционного искусства. В 1894 году в личной жизни художника произошло знаменательное событие. Это его так увлекло, что он, к огорчению своего отца, решил стать художником.
И он началвырезать. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. Amlie Noellie Parayre). Пушистые золотистые хризантемы и золотые серединки синих ирисов кажутся плотными.
С 1890 по 1902 он ежегодно создавал несколько картин, близких по духу импрессионистам. Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Но потом устыдился своей слабости и послал Матиссу телеграмму, что его работу он приобретает. Вдохновили художника на это панно картина «Золотой век» Лукаса Кранаха, греческая вазовая живопись, Русские сезоны Дягилева и, конечно, фарандола.
Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Он взял их в рукии мир потерял юриста Матисса, зато приобрел Матисса художника. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск.
«Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Caroline Joblau) родила ему дочь Маргариту (1982). Фоном им служат синее небо и зеленая трава. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. «Я просто кладу краску, которая выражает мои чувства». В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана.
Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26.
В девяти картинах художника появляются эти существа, но эта является, вероятно, самой известной. Доминика и Девы Марии. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент.
Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Его яркие работы оставили глубокий след во французской и мировой живописи. Гармония интенсивных и чистых цветов вызвала отторжение. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Живого, кипучего искрящегося чистыми цветами, подвижным мазком.
Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». Там начался его отход от техники дивизио-низма. Эта дружба в его судьбе значила многое. – "Танец" написан мной всего тремя красками.
У них родилось два сына: Жан в 1899 и Пьер в 1900. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Очертания стола с трудом угадываются. Ecole Quentin de la Tour), предназначенную для чертежников текстильной промышленности.