Гений в искусстве – это высшая способность личности раскрывать в художественных образах тенденции общественного развития, создавать непреходящие художественные ценности, которые становятся достоянием человеческой культуры. И в этом смысле прав И. Кант, говоривший о том, что гений дает правила искусству. Шедевр живописного искусства, знаменитая работа Карла Брюллова «Гений искусства» была первой его серьёзной работой. Искусство специфично, основано на врожденной неповторимой особенности художественного гения. Наивысшую ступень развития способностей, проявившихся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы искусства, называют гениальностью.
Специфическое выражение гениальности в искусстве заключается в создании новых образов и форм художественного мышления, в определении новых направлений и творческих методов в искусстве. В конце XIX в. основные идеи А. Шопенгауэра, касающиеся сущности творческого процесса, природы гения и искусства послужили отправной точкой концепций – А. Бергсона, З. Фрейда, экзистенциалистов.
И между ними есть единственный, соединяющий их мостик – искусство. У Александра Баумгартена гений понимается как «сгармонированное действие» естественных склонностей в интеллектуальной и аффективной сферах. XVIII—ХIХ века — период возникновения и бурного развития государственных высших художественных учебных заведений в Европе (Италия, Франция, Россия и др. ).
Философия занялась выяснением отношений гения и природы, гения и Бога, гения и мира. Дионис – темное начало, он бог вина и опьянения, бог плодородия, любви. Тем не менее ученому не приходится быть героем «внутри самой науки», а лишь в борьбе с трудностями, властями, предрассудками. Они не служили и не могли служить фундаментом для диагностики и развития гениальности.
Ворийон определил даже место пребывания этого правительства – Женева – и приготовил текст вывески на здании: «Место пребывания мирового правительства гениократии: мозг мира»19. Проявляются таланты в основном в науке и второсортном искусстве. Некоторые исследователи доказывают, что «герои науки» – гении стояли на плечах своих предшественников (перефразировка известных слов Ньютона), объединяли их открытия – и только, все остальное – легенды. Но «мнение, – пишет Дуглас, – будто гений – это не просто высокоразвитый талант, а чрезвычайный дар, которым обладают лишь избранные, представляет собой историческую аномалию»9.
Этому вопросу и посвящена моя работа. Во все времена цивилизации перед ними преклонялись, увенчивали лавровыми венками.
У меня от природы мечтательный склад ума аизбыточный досуг (по роду занятий я адвокат), в сочетании с привычкой прислушиваться в одиночестве к воробьиному чириканью и шелесту дождя, усилил во мне эту наклонность. Им импонировали также смелость идей и бесстрашие дел великих умов, ниспровержение ими догм и казавшихся незыблемыми традиций, общественных табу и непререкаемых авторитетов. Как тот человечек из детской песенки2Как тот человечек из детской песенки — Далее приводится несколько измененный текст песенки «Когда я был холост» из популярнейшего детского стихотворного сборника «Матушка Гусыня».
Гений — талант создавать то, для чего не может быть никаких определенных правил. Культуры Востока уважали великих людей, не причисляя их к особой породе. Жизнь понятий – дело человеческой практики. Что такое искусство. Время таких трактатов, как бердяевский «Смысл творчества», еще не пришло.
Было это ровно три года тому назад. Примером историко-метрических исследований гения является книга Д. -К.
Агасси (Англия) пытался найти компромисс между ней и элитарной концепцией. Всего обыкновеннее люди гениальные. Великие умельцы искусные знатоки своего дела всегда пользовались большой любовью народа.
«Ученый, – писал Шопенгауэр, – это тот, кто много учился, гений – тот, от кого человечество научается, чему он ни у кого не учился». Талант можно развить, усовершенствовать или потерять, но гением можно только родиться. Как многократно повторяет Кант: «высшее благо в мире, возможное через свободу и есть эта конечная цель». – роли гения в жизни общества.
Итак, эпоха «Бури и натиска» (имеется в виду вторая половина XVIII века) получила в наследство уже вполне сформировавшийся «интериоризованый» образ «гения», хотя «гений» как представление-мифологема еще встречается и в этот период. Список подобран компьютерной установкой библиотеки американского конгресса в Вашингтоне. Правда, могут сказать, что этот довод напоминает четвертое (из пяти) доказательство бога, которое выдвигал еще Аристотель и которое позже развивал «князь схоластики» Фома Аквинский. Соч.
Именно Василию Соколовскому, как наиболее подготовленному к штабной работе, И. В. Дать само понятие гения чрезвычайно сложно. Онскрестил руки, покорясь непогоде иуменя возникло неистовое желание обратиться кнему как к«Зрителю» истрого спросить, что онсделал ссэром Роджером деКоверли. Гениальность есть свойство не природы, а свободы.
Обычные границы и пределы бытия уничтожаются, а сознание погружается в вечный поток явлений. Больше всего пишут о гении в США. Именно ему принадлежат слова: «Гений -- это художник, который своим творчеством закрывает одну поэтическую эпоху и открывает другую».
Если в науке,, то в искусстве мы говорим о гении. Обладали этим качеством только истинные художники. Сюжет произведения захватывающий, стилистически яркий интригующий с первых же страниц. Но быть просто человеком очень трудно. Обращает на себя внимание то, насколько текст легко рифмуется с современностью и не имеет оттенков прошлого или будущего, ведь он актуален во все времена.
"Не важно, чтобы все были Гете, но важно, чтобы мог родиться один Гете, один Шопенгауэр". Напротив, произведения «гения» должны стать примером для подражания другим. В этом смысле гений является великим человеком и героической личностью. Вот таким образом, чтобы дать ему реалистическое истолкование, недостаточно снять с него покров загадочности и непостижимости как с феномена, стоящего «выше естественных законов»3, как характеризовал его С. Джевонс: необходимо также использовать как все то рациональное, что было у авторов романтического направления, пытавшихся объяснить это явление, так и современные исследования, стремящиеся поверить алгеброй экспериментов и тестов гармонию высших человеческих способностей избежав экзальтации первых и влечения перевести все на язык цифр – вторых.
Собранные автором данные могут быть дополнительным материалом для тех или других выводов. О гениях говорят больше, чем обо всех других людях, по этой причине им очень многое приписывают не меньше они говорят друг о друге и о себе, участвуя также в такого рода «приписках».
Делались попытки математически опровергнуть «теорию гения» используя распределение Пуассона. Этот процесс понимается как неосознаваемый и по сравнению с процессом научного открытия не формализуемый: "Автор произведения, которым он обязан гению, сам не знает, каким образом у него осуществляются идеи для этого и не в его власти произвольно или по плану придумать их и сообщить их другим в таких предписаниях, которые делали бы и других способными создавать подобные же произведения" (хрестоматия 13. 2). У меня от природы мечтательный склад ума а избыточный досуг (по роду занятий я адвокат), в сочетании с привычкой прислушиваться в одиночестве к воробьиному чириканью и шелесту дождя, усилил во мне эту наклонность. Немецкий музыкальный теоретик и гуманист Глареан (1488- 1563) один из разделов в главном своем сочинении назвал «О гении композитора».
Вот таким образом оригинальность — первое его свойство. В своей «философии чувства и веры» он, вслед за Юнгом, обосновал решающую роль религиозной интуиции в формировании «оригинального гения», противопоставив ее холодной рассудочности. «В Достоевском открывается тайна России», – писал Н. Бердяев. Ф. М. Гравитация не была открытием одного Ньютона. Гений – это природа, действующая свободно. Наше время – время деятельности творческих групп, члены которых взаимовоспламеняют друг друга.
Собственно это и есть признаки гения. Он загляделся на дождь и вдруг — боже правый. Движение «Бури и натиска» стало отражением бунтарских антифеодальных настроений в немецком обществе и их выразителями стали в первую очередь сами «бурные гении» и их герои (Гец фон Берлихинген, Прометей Гете, Карл Моор Шиллера, Вильд Клингера, Ардингелло Гейнзе и другие).
Живу я на самом верху, среди черепицы и воробьев. Творчество – упорядочение хаоса, оно поддается стимулированию различными способами, например «мозговой атакой». Тем самым получал дальнейшее развитие тезис Фрейда, согласно которому художник – это невротик, борющийся со своим безумием посредством создания художественных образов. Все это должно пройти через собственный мир художника, через его ум, его собственную грудь, "он должен многое испытать и переживать, прежде чем он будет в состоянии воплотить в конкретных образах подлинные глубины жизни" (Гегель Г. Ф.
Он говорит, что способность сочинять мелодию и способность к ее многоголосной обработке не могут соединиться в одном человеке, «если ему это не дано от матери, что абсолютно правильно в отношении и живописца и ваятеля и проповедника слова Божия (в отношении поэтов это бесспорно), одним словом – в отношении всех посвященных Минерве занятий»6.
Но быть просто человеком очень трудно. нга легко привились в Германии благодаря. Избранное правительство пребывает у власти от 3 до 7 лет.
Он скрестил руки, покорясь непогоде и у меня возникло неистовое желание обратиться к нему как к «Зрителю» и строго спросить, что он сделал с сэром Роджером де Коверли. -М., 1991. ) (Г. Юнг Э. Нойман. Поскольку «эгалитарная» концепция гения объективно защищает посредственность в науке, то проф.
Гердер связывал с «бурными гениями» надежды на будущее Германии, утверждая, что степенью силы гениев определяется здоровье нации. И если определить гения как редкого человека, обладающего необыкновенно высокой вероятностью добиться успеха в своих начинаниях, тогда становится ясно, что любое открытие требует слишком много везения или удачи и потому Термин «гений» окажется вообще неопределенным. Даже в тех случаях, когда гений вроде бы отделяется от личности (например, гений Пушкина), он оказывается тождественным гениальности — то есть качеству все того же гения, творца, за которым закрепляется этот эпитет.
Он открывает новые страны света, покоряет государства, управляет народами. Потому гениальность -- явление не психологическое, а социологическое. В работе Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» он писал, что всякое искусство есть органическое соединение двух начал: дионисийского и аполлонического.
И. Кант утверждает, что гений — редкое исключение среди человеческого множества.
Он писал: «Говорят, правда и о научных талантах. И не только это. Все они, пользуясь метафорой И. Мерка, как «Дон-Кихоты времен кулачного права», преисполнены чувства воинствующей справедливости. Эти знания и боевой опыт помогли ему стать заметным, а потом и великим штабистом. Начало ему заложили 3-месячные офицерские курсы в 1918 году.
В 2-х т. Т. 1, – М., 1990. ). Причём эти соединения обязательно становились образцовыми.
Сразу затем загремел гром, заполыхали молнии и хлынул ливень. В. Шестопалов замечает, что хотя у эстетиков Возрождения гений – врожденное качество, но оно лишено, как у романтиков иррационального и мистического смысла. Но для этого их надо отобрать посредством научных тестов, а потом избрать из их числа демократическим путем мировое правительство. И само творчество и личность А. С. Пушкина убедительно подтверждают это, так же как и творчество Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, которые своими великими творениями опровергали ницшеанские идеи «сверхчеловека» – сильной личности, которой дозволено все, даже убийство другого человека.
Онзагляделся надождь ивдруг— боже правый. Они могут спасти 4 миллиарда людей Земли. Для более точной классификации необходимо использовать некоторые понятия кибернетики. В свете неогуманизма «Бури и натиска» гений – это оригинальный творец, обладающий формосозидающим дарованием, дерзновенная личность, возвышающаяся над толпой, сверхчеловек (Ьbermensch), как называл своего ете.
Но положение все же не столь безвыходное. И эта неповторимость конкретно выражается в индивидуальном методе и стиле творчества.
Цель автора была – рассмотреть общесоциологические проблемы великих талантов. Миф о гениальности, по мнению Дугласа изжил себя. В. Плеханов). В период романтизма этот культ достиг своего апогея. Представители романтического подхода, к гению его всесторонность объясняли «универсальной апперцепцией», сверхчувствительностью, «бесконечностью в его собственной груди», способной объять безграничность мира, его хаос и его единство, заключая отсюда, что такая способность может быть лишь врожденной.
1966. ). Художника, как и всякого человека, только в большей степени, "обуревают очень сильные порывы влечений, он хотел бы иметь почести, могущество, богатство, славу и женскую любовь, но у него не хватает средств достигнуть этих удовольствий, вот таким образом он уходит, как и всякий неудовлетворенный, от действительности и переносит все свое либидо (энергию полового влечения) и весь свой интерес на желанные образы своей фантазии" (Фрейд З. Введение в психоанализ. Затем он обогащал себя военными знаниями в Академии РККА. Ее выдающимся представителям принадлежат серьезные, глубокие работы о гениальности. Притом гений отличается не просто оригинальностью, но непременно «образцовой оригинальностью».
Особенно ценно замечание И. Канта о том, что оригинальной может быть и нелепость. Одним из первых исследователей гениальности был И. Кант, немецкий философ. Ему довелось командовать тремя дивизиями (2-й стрелковой дивизией Туркестанского фронта, 14-й стрелковой дивизией Московского военного округа, 43-й стрелковой дивизией Белорусского военного округа). Всестороннему анализу подвергаются условия их существования – семья, школа, окружение, социально-политический и культурный контекст, климат и географическое положение места рождения, астрономические исчисления (часто уже носящие характер астрологических гаданий).
И еще обыкновеннее, захватывающе обыкновенна – природа. Созданное гениями рано или поздно признается «шедеврами» – это всегда уникальные, неповторимые в своем роде творения. В зарубежной литературе четко просматриваются два ведущих подхода, два стиля исследования гения и гениальности, которые условно можно назвать романтическим и эмпирическим (экспериментально-психологическим историко-метрическим и т. п. ).
«Великий человек велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени Великий человек является именно начинателем, так как он видит дальше других и хочет сильнее других» (Г. Лекции. Мистическое поклонение гению возникло у европейцев.
В гениальном художественном творчестве открылись метафизические креативные бездны. Нет такого человека, который знает и умеет все на свете. Действительно, что касается понятия гений, то под ним в современном русском языке в совершенном большинстве случаев понимается человек, обладающий выдающимися творческими способностями. Был ли он самим священником, Мозесом, мистером Берчиллом, сквайром или конгломератом из всех четырех, я не знал но меня подмывало схватить его за горло и бросить ему обвинение, что в его жилах, каким-то непристойным образом, течет Примрозова кровь.
Об удивительных по мастерству свершения куполах некоторых мечетей на Востоке говорят: «они были бы единственными, если бы небо не было их повторением». Хвостов Записки о словесности, 1829). Творчество гениев – вехи в развитии мировой культуры, вершины ее достижений на каждом этапе исторического прогресса. По мнению И. Канта, гениальность обязательно связана с «созданием качественно новых уникальных творений, открытием ранее неизвестных путей творчества». Феномен гения с древности привлекает к себе внимание.
Не случайно надгробная надпись на могиле Рафаэля содержит идею о богоравном художнике: «Пока он жил, праматерь всего сущего боялась быть побежденной, когда он умер, она также боялась умереть». Источник фантазии находится в бессознательном. Эстетика: В 4-х т. – М., 1968. ). Культ гения, по мнению Дугласа, возник в эпоху Возрождения.
На их работы автор неоднократно ссылается. Такие повороты под силу только гениальной одаренности.
Кант считал, что в мир разделен на две части: мир природы и мир свободы. Интересно, что слово «гений» встречается еще в мифологии древних римлян, где им обозначалось божество-прародитель рода. Но пытливые умы эпохи Возрождения не могли удовлетвориться ореолом таинственности. Теургия (богоделание) – это изменение мира, преобразование бытия и как, следствие этого, – изменение культуры, внесение в нее высших божественных смыслов, спасение ее от распада и загнивания в современном механизированном и бюрократизированном мире.
И ещё один штрих к полководческому портрету Соколовского, по-моему, весьма важный. О ней писали Белинский, Герцен.
Один из представителей подобных взглядов высказал такую крайнюю мысль: «Не существует творческого мышления, есть лишь эффективное мышление». Английский поэт Джон Ките считал, что «произведение гения самое важное в этом мире». Художественное творчество не сводится к популяризации философских, нравственных, политических или религиозных идей, даже когда философ и художник объединены в одном лице (Ницше, Сартр, Толстой) ибо идейное содержание их художественных произведений не укладывается в строгие рамки собственно теоретических построений (Толстой Л. Н.
Возьмем литературу о гении только за последние десять лет. Интерес к гению – не обычное проявление любопытства к необычному явлению. Именно вот таким образом гениальный художник бывает не сразу признан современниками (талант же, как правило, всегда признается и поощряется), оказывается в драматической или трагической ситуации, которую он способен преодолеть. Эта его особенность глубоко и точно была раскрыта А. С. Пушкиным: «Гений и злодейство – две вещи несовместные». Гений — не ловкость в создании того, что можно изучить по какому-нибудь правилу.
Это «аристократ», «избранник духа», способный возвыситься «над плоским уровнем обычной логики». Гениальный дар, по их мнению, – одна из таких загадок. Саймонтона «Гений, творчество и лидерство» (США, 1984). Насколько это удачно или неудачно, мы будем говорить в соответствующем месте. Этим было сказано все.
— стал святым Иоанном. Он из числа тех, кто ставил победную точку в Великой Отечественной войне. Высот гения за всю историю цивилизации достигло не так уж много людей.
Красота спасет мир – этот призыв Достоевского разделялся всеми указанными выше философами (и «чистыми» философами, как Бердяев и философами-поэтами, как А. Белый и В. Иванов и философами – священниками, как Флоренский и Булгаков). Необыкновенна только посредственность, то есть та категория людей, которую составляет так называемый «интересный человек». Приведем лишь несколько примеров. В общественной мысли США все шире распространяется мнение, что легенды о «гениях» начинают тускнеть, а ореол, окружавший их имена, все чаще подвергается развенчанию.
Созданное ими дает сконцентрированный образ эпохи, цельно выраженный в творчестве одной личности, живое представление об историческом времени во всем богатстве его разнообразных черт. Он хочет и делает что хочет. У Василия Даниловича штабной опыт сочетался с командирским.
Психоанализ и искусство. Гениальность открывает новую эпоху в развитии искусства (В. В музыкальной литературе Возрождения понятие гения становится привычным. Диккенс слова из текста песенки «все мясо» подменил строкой «свой хлеб и сыр», намекая на нищету судейского чиновника., я живу «сам по себе» и свой хлеб и сыр, сколько у меня его бывает — а бывает его не много, — я держу на полке. Еще Кант считал, что гений, как явление мистическое, не поддающееся ни объяснению, ни овладению (учебе), возможен только в сфере искусства, поскольку только здесь свободная игра художественного духа, сверхчувственного и непостижимого, порождает гениев.
Так, в XVI веке появляются первые биографии композиторов. Биография каждого художника неотделима от социальной среды, в которой он живёт. Понятие «гений» слишком прочно вошло в языки мира, чтобы кому-то удалось его изгнать. Интересно вспомнить, что сами гении говорили о том, что такое есть гений.
Сегодня, когда в широком научном кругу (начиная с генетиков и заканчивая педагогами) размышляют о модели человека и пытаются ее сконструировать, создать, воплотив в ней высшие качества, гений, как одно из воплощений таких моделей, становится объектом пристального внимания (ведь именно гении выводят культуру и цивилизацию на новый виток развития). Кант полагает, что при известных условиях, усилиях и науке может преуспеть любой. И еще обыкновеннее, захватывающе обыкновенна — природа.
Он считает, что на современные представления о гениальном ученом повлияли психологические стереотипы о «романтическом герое-бунтаре». Вот таким образом, утверждает философ, создатель оригинального и гениального сам «не знает, как ему приходят эти идеи, а творит по наитию», по наставлению этого доброго духа. «genius» – «дух»: в древнеримской мифологии – добрый или злой) – его доверенный носитель и передатчик этой силы.
Какими признаками можно охарактеризовать гениальное творчество. "С точным знанием жизни он должен соединять такое же близкое знание и понимание внутренней жизни человека, душевных страстей и целей". Ф. Шеллинг рассматривает деятельность художника как постижение «бесконечной бессознательности», которая неподвластна конечному рассудку. Шекспир, И. Гете, А. Пушкин, Л. Толстой, Л. Бетховен, П. Чайковский).
Первая тенденция тянется еще от немецких романтиков, философов Шеллинга и Шопенгауэра. Для гения свойственно исключительное новаторство и революционность. – М., 1985. ). В этом заключается различие между Ньютоном и Моцартом. Именно оригинальность как «талант создавать то, для чего не может быть дано определенное правило, а не умение создавать то, чему можно научиться, следуя определенному правилу» Кант считает главным качеством гения.
То, что великий гений может быть дурным человеком, опровергалось в опубликованном в Московском телеграфе (1827) — и известном Пушкину — сочинении американца Франклина. На моей «верхотурке» слышно, как зимней ночью завывает ветер, когда в нижнем этаже человек уверен, что погода самая тихая. Конечная цель подобна горизонту, уходящему все дальше по мере приближения к нему, она не может прекратить своего движения, не может остановиться, не может остаться позади и гений – он всегда на линии горизонта. Но вопрос даже не в этом: гении – реально существовавшие люди во все времена цивилизации и попытки уравнять их со всеми другими, чем-то их напоминавшими, неубедительны, каким бы способом это ни делалось – то ли путем низведения гениев до уровня остальных интеллектуалов, то ли путем «массового» поднятия последних до уровня гениев. Тысячи страниц «Илиады» и «Одиссеи» Гомера заключают в себе целый мир ранней античности.
Понятие гениальности и ее носителя – гения претерпело значительную эволюцию, вследствие чего его значение существенно изменилось. В эпоху Возрождения пробуждается повышенный интерес к художнику как человеку. Но это всего лишь психофизиологические предпосылки художественного таланта. Ярким примером тому служит повсеместное использование термина «гений».
Прочитав книгу Д. Израэли «История гения» и, найдя там строки о самом себе, Байрон записал: «Я, поистине не знаю, гений ли я, как вам угодно меня называть или нет – но скажу только одно, что решение этого вопроса меня мало занимает. Не могу поверить, что преступление и гений могут быть совместимы (Лемьер Живопись, 1769) дурной человек не может быть хорошим автором (Карамзин Что нужно автору.
А он немыслим без индивидуальной манеры и стиля. В интересной книге советского ученого Е. И. Регирера «Развитие способностей исследователя» высказаны предостережения против чрезмерного увлечения необъятностью понятия «гений» как при объяснении некоторых особенностей научных исследований, так и самой личности ученого. Последнему моменту автор и пытается уделить преимущественное внимание. Не каждому дано стать гением. Кроме этого, гений всегда возвышается над толпой и над талантом в искусстве.
Там ведется много дискуссий. Эта книга написана философом. Согласно Глареану, гений, в отличие от таланта, - прирожденный дар. На моей «верхотурке» слышно, как зимней ночью завывает ветер, когда в нижнем этаже человек уверен, что погода самая тихая. Теоретические модели гения в искусстве, предложенные А. Баумгартеном и И. Кантом, в значительной степени сохраняли в себе черты умозрительного подхода, отстраненного от социально-педагогической практики. Наконец, среди трудов, сыгравших решающую роль в определении сущности «гения» необходимо назвать прозаический трактат Э. Юнга «Размышления об оригинальном творчестве» (1759), в котором он отстаивает право гения на индивидуальный вымысел и противопоставляет художников, подражающих природе, тем, кто следует уже готовым художественным образцам. Гений не может быть злодеем.
Его искусство, то ли поэтическое (Софокл), то ли военное (Александр Македонский), то ли пластическое (Фидий), делает его богоравным.
Положительная загадочность висит над сюжетом, но слово за словом она выводится в потрясающе интересную картину, понятную для всех. Кроме того, неразумно полагать, что все сказанное о гениях другими и ими самими не заслуживает доверия. Это особая чувствительность: гений живо реагирует на происходящее с ним и вокруг него высокая самооценка (при этом самоуверенность, самолюбие могут быть развиты в разной мере) склонность к одиночеству. В более позднее время – С. Гру-зенберг, Н. Теплов, А. Евлахов. Он загляделся на дождь и вдруг — боже правый.
«Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека», – писал Белинский. И подобная деятельность возможна, по мнению русских мыслителей, только в сфере искусства. Приведя высказывание В. Оствальда: «Великие люди не отделяются от обыкновенных смертных непроходимой пропастью, а лишь обнаруживают особенно сильное развитие отдельных свойств, в меньшей степени присущих и другим», а также Поля де Крюи: «Титул гения раздают с легкостью биографы, слишком ленивые для того, чтобы выяснить обычные свойства ума и характера, которые в соединении с удачей или случайностью сделали необычными этих людей. » – он делает вывод о нецелесообразности употреблять термин «гений»: «Вероятно, лучше вот таким образом избегать термина «гений». Гегель также частично отрицал такое понятие, как научный талант (кстати, он сам – реальное опровержение своего заблуждения), но не столько в смысле его существования или несуществования, сколько в смысле врожденного дара. — стал святым Иоанном. Всего обыкновеннее люди гениальные.
Ряд их последователей (Б. По сути дела, художественное творчество было лишь подходящей моделью. Когда я безрассудно взошел на борт, небо было черно. Социальная среда может оказывать большее или меньшее влияние на творчество художника, в зависимости от того, как складывалась его жизнь – счастливо или несчастливо.
Многие философско-эстетические идеи Шопенгауэра были восприняты и развиты Ф. Ницше. Гений вот таким образом выступает как неразрывное единство личностного и творческого начал. Талант же – это оригинальное и неповторимое отношение личности к миру.
Гению свойственна убежденность в правоте того дела, которому он служит. Он скрестил руки, покорясь непогоде и у меня возникло неистовое желание обратиться к нему как к «Зрителю» и строго спросить, что он сделал с сэром Роджером де Коверли. Белинский. Насколько это оправдано – об этом судить читателю.
нгу, отношение между гением и безумием — это ложная проблема. (Д. Если слово Человек звучит гордо, то гениальный человек – это гордость человечества. Демон — темная, но неизбежная ипостась гения. Мы являемся современниками гениальных ученых, поэтов, композиторов, политических деятелей. —стал святым Иоанном.
Доминирует старый спор о природе гениальности и ее происхождении. В свою очередь автобиографические факторы представлены в сплаве биологических, социальных и психологических факторов. ) что такое гений без доброго сердца. Кант резко разграничивал искусство и науку, которую можно определить известными правилами. Сталин доверил в 1952 году руководить Генеральным штабом.
Отсюда возможные, если они есть, преимущества такого исследования, но в этом, вероятно, коренятся и его недостатки (они наверняка есть). Шеллинг пытался определить художественное творчество через решение полярностей: импульсивность и продуманность, бессознательное и сознательное, принуждение и свобода. Он совершает деяния Александра, Магомета, Кромвеля, Наполеона. Книга по-своему интересна и мы будем на нее ссылаться.
Произведение искусства – это природа, но созданная по законам свободы. Впоследствии идеи интуитивности, бессознательности иррациональности художественного творчества были доведены до крайности «немецкими романтиками» (Новалис, Ф. Шлегель и др. ), которые подготовили почву для абсолютизации субъективизма и биологизма. Искусство специфично, основано на врожденной неповторимой особенности художественного гения. Читатель.
.