Специфическое выражение гениальности в искусстве заключается в создании новых образов и форм художественного мышления, в определении новых направлений и творческих методов в искусстве. Некоторые выдающиеся деятели искусств будут упомянуты в разделе «Универсальные гении». Искусство специфично, основано на врожденной неповторимой особенности художественного гения. Гений в искусстве – это высшая способность личности раскрывать в художественных образах тенденции общественного развития, создавать непреходящие художественные ценности, которые становятся достоянием человеческой культуры.
Серия Гении искусства размещена на странице в виде ряда изданий в зависимости от рейтинга, начиная с изданий, обладающих самыми высокими оценками. Шедевр живописного искусства, знаменитая работа Карла Брюллова «Гений искусства» была первой его серьёзной работой. В конце XIX в. основные идеи А. Шопенгауэра, касающиеся сущности творческого процесса, природы гения и искусства послужили отправной точкой концепций – А. Бергсона, З. Фрейда, экзистенциалистов. Наивысшую ступень развития способностей, проявившихся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы искусства, называют гениальностью.
Список представляет издания из серии Гении искусства издаваемые в пределах единого направления. И в этом смысле прав И. Кант, говоривший о том, что гений дает правила искусству. Некоторые выдающиеся деятели искусств будут упомянуты в разделе «Универсальные гении».
Гений — талант создавать то, для чего не может быть никаких определенных правил. Именно оригинальность как «талант создавать то, для чего не может быть дано определенное правило, а не умение создавать то, чему можно научиться, следуя определенному правилу» Кант считает главным качеством гения. Гений – филофско-эстетическое понятие, сформировавшееся в Новое время (16-18 вв. ) на основе древних представлении о гении – духе (греч., букв, наделяющий лат. Потом были работы Луи Лелю, Пауля Юлиуса Мебиуса Именно он ввёл в психиатрии понятие «патография» — исследование жизни и творчества личности с точки зрения её психики, взаимосвязи творчества и психических отклонений., Чезаре Ломброзо и других.
В свою очередь трагизм судьбы зависит от генетических и психологических особенностей личности. Так, в XVI веке появляются первые биографии композиторов. Одним из первых исследователей гениальности был И. Кант, немецкий философ.
Гениальный дар, по их мнению, – одна из таких загадок. И. Кант утверждает, что гений — редкое исключение среди человеческого множества. Тем не менее ученому не приходится быть героем «внутри самой науки», а лишь в борьбе с трудностями, властями, предрассудками. Итак, эпоха «Бури и натиска» (имеется в виду вторая половина XVIII века) получила в наследство уже вполне сформировавшийся «интериоризованый» образ «гения», хотя «гений» как представление-мифологема еще встречается и в этот период. Художник напротяжении всей книги пытается подробно растолковать впервую очередь себе самому итолько вовторую— читателям, музыкальную метафору творчества, где «цвет— это клавиши глаз— молоточек душа— многострунный рояль», ахудожник— «рука, которая приводит ввибрацию человеческую душу». Первая тенденция тянется еще от немецких романтиков, философов Шеллинга и Шопенгауэра.
Первым в этом ряду следует назвать Антонио Вивальди (1678 – 1741) – итальянского композитора и скрипача-виртуоза, сына профессионального скрипача Джованни Баггисты. Теургия (богоделание) – это изменение мира, преобразование бытия и как, следствие этого, – изменение культуры, внесение в нее высших божественных смыслов, спасение ее от распада и загнивания в современном механизированном и бюрократизированном мире. Культуры Востока уважали великих людей, не причисляя их к особой породе. Это «аристократ», «избранник духа», способный возвыситься «над плоским уровнем обычной логики».
Поскольку «эгалитарная» концепция гения объективно защищает посредственность в науке, то проф. Он оказал большое влияние на развитие классического искусства Греции. (Д. Вот таким образом оригинальность — первое его свойство.
Проповедуя вечные ценности, Репин попутно осмысляет исобственные «пробы кисти», рассказывая освоем понимании ключевых вопросов творчества иокропотливом процессе создания картин (например, знаменитой «Бурлаки наВолге»). В общественной мысли США все шире распространяется мнение, что легенды о «гениях» начинают тускнеть, а ореол, окружавший их имена, все чаще подвергается развенчанию. Отсюда возможные, если они есть, преимущества такого исследования, но в этом, вероятно, коренятся и его недостатки (они наверняка есть).
Примером историко-метрических исследований гения является книга Д. -К. Приведем лишь несколько примеров. Посвященный бессменной музе Дали— Гале (Елене Дьяконовой), дневник представляет собой сборник разрозненных мыслей, анекдотов иисторий изжизни художника инепреднамеренно, новполне закономерно становится бумажным отражением сюрреалистического творчества испанского живописца. О гениях говорят больше, чем обо всех других людях, по этой причине им очень многое приписывают не меньше они говорят друг о друге и о себе, участвуя также в такого рода «приписках». Впоследствии идеи интуитивности, бессознательности иррациональности художественного творчества были доведены до крайности «немецкими романтиками» (Новалис, Ф. Шлегель и др. ), которые подготовили почву для абсолютизации субъективизма и биологизма.
Женившись напоэтессе Элизабет Сиддал, Россетти сконцентрировал все свои творческие поиски навоспевании ее красоты иихлюбви (ей посвящена одна изглавных картин художника «Блаженная Беатриса» иосновная часть его поэтических текстов). Ф. Шиллер раскрывает природу гениальности через понятие «наивности» как инстинктивного следования безыскусственной природе и как способности к непредвзятому постижению мира. А когда появился труд Мишеля Фуко «История безумия в эпоху классицизма», диалектичная связь безумия и творчества стала восприниматься, как нечто само собой разумеющееся. Культ гения, по мнению Дугласа, возник в эпоху Возрождения. Гегель пришел к мысли, что "великие мужи" побуждению к своей цели обязаны не миру, окружающему их, а внутреннему духу, "который еще находится под землей и стучится во внешний мир, как в скорлупу".
Еще позже стала проявляться и цениться индивидуальность у музыкантов. Первым в этом ряду следует назвать Антонио Вивальди (1678–1741)— итальянского композитора и скрипача-виртуоза, сына профессионального скрипача Джованни Баггисты.
Книга, призванная доказать, что «повседневная жизнь гения, его сон ипищеварение, его экстазы, ногти, простуды, его жизнь иего смерть вкорне отличаются отвсего, что происходит состальной частью рода человеческого», — так Сальвадор Дали характеризует «Дневник гения», ставший логическим продолжением его первой книги «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Дионисийское начало в человеке – это та основа из которой он черпает свои прозрения, свою жизненную силу, эта пропасть, заглядывая в которую, он может наполнить свои интуиции содержанием. Философия занялась выяснением отношений гения и природы, гения и Бога, гения и мира. Вот это и было реальной жизнью художника, а не родился, написал, прославился и так далее.
Шекспир, И. Гете, А. Пушкин, Л. Толстой, Л. Бетховен, П. Чайковский). Революционные перевороты в науке – полная или частичная смена парадигм, создание новых направлений в искусстве, безусловно, были осуществлены гениальными личностями.
Избранное правительство пребывает у власти от 3 до 7 лет. genius) как приданном человеку в качестве выражающего его личность и судьбу божества, божеств, двойника, хранителя, а также однокоренного с genius слова ingenio (вошедшего в европейскую риторическую теорию), означающего врожденные способности, дарования изобретательность, остроту ума. Мы являемся современниками гениальных ученых, поэтов, композиторов, политических деятелей. Проблема гения и его творчества живо интересовала представителей, русской общественной мысли. Если бы намоих картинах был кармашек, ябы положил ихтуда», — автобиография Марка Шагала, витебского художника еврейского происхождения, «Моя жизнь» рассказывает овзрослении Шагала иоего становлении какхудожника. Красота спасет мир – этот призыв Достоевского разделялся всеми указанными выше философами (и «чистыми» философами, как Бердяев и философами-поэтами, как А. Белый и В. Иванов и философами – священниками, как Флоренский и Булгаков).
Книга исловесное творчество для Ван Гога— это «совесть, разум иискусство», которые помогают ему вступать вдиалог свнешним миром ификсировать процесс своей работы надсобой икартинами.
«В Достоевском открывается тайна России», – писал Н. Бердяев. В этом заключается различие между Ньютоном и Моцартом. Из многочисленных созданий Фидия до нас дошли только мраморные статуи Парфенона (Акрополь). «Великий человек велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени Великий человек является именно начинателем, так как он видит дальше других и хочет сильнее других» (Г. По сути дела, художественное творчество было лишь подходящей моделью.
Решив попробовать себя нетолько вроли художника идекоратора, Пикассо в1940-х годах пишет две абсурдистские пьесы— «Желание, пойманное захвост» и«Четыре маленькие девочки». Гердер связывал с «бурными гениями» надежды на будущее Германии, утверждая, что степенью силы гениев определяется здоровье нации. Такие повороты под силу только гениальной одаренности. Даже если говорить о пресловутом Маркизе де Саде, большинство его садистских произведений были написаны в то время, когда он был заключён в тюрьму, а не тогда, когда его признали сумасшедшим. В то же время, художник, прежде чем создать произведение, должен, по выражению Гегеля, многое видеть, многое слышать и многое сохранять в своей памяти. «Писал эти страницы, каккрасками похолсту. «Никто желанной воли ненайдет / Дотой поры, пока неподойдет / Кпределам жизни иискусства», — Микеланджело Буонаротти, один изсамых выдающихся художников эпохи Ренесанса, создатель сотен скульптур, картин ифресок, подошел нетолько кпределам изобразительного искусства, ноикпределам искусства словесного.
Один из представителей подобных взглядов высказал такую крайнюю мысль: «Не существует творческого мышления, есть лишь эффективное мышление». Впечатление усиливается, благодаря точному монтажу и яркому музыкальному сопровождению. Об этой особенности психики безумных гениев и гениальных безумцев впервые заговорила доктор Шелли Карсон (Shelley Carson), психолог Гарвардского университета и автор книги «Твой креативный мозг».
Мир свободы, согласно Канту, заключен в сознательно-разумной человеческой деятельности, составляет sui generis человечности и своеобразие гениальности, хотя оно обязано природному своеобразию индивида, проявляется в исключительности, необычности свойств свободы в деяниях гения. Когнитивная расторможенность не менее полезна для искусства. В эпоху Возрождения пробуждается повышенный интерес к художнику как человеку. Источник фантазии находится в бессознательном. Для гения свойственно исключительное новаторство и революционность.
Дать само понятие гения чрезвычайно сложно. Вазари, Скалигер) получает распространение культ гения как творческой индивидуальности, достигающий своего апогея в период романтизма (предромантическое течение «Бури и натиска» в Германии, романтизм и вышедшие из него учения Т. Карлейля, Ф. Ницше с характерным для них противопоставлением гения и массы). Вот таким образом оригинальность — первое его свойство.
Согласно Глареану, гений, в отличие от таланта, - прирожденный дар. Он руководил реконструкцией афинского Акрополя. И само творчество и личность А. С. Пушкина убедительно подтверждают это, так же как и творчество Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, которые своими великими творениями опровергали ницшеанские идеи «сверхчеловека» – сильной личности, которой дозволено все, даже убийство другого человека. Сериал снят в стиле документальной реконструкции.
Гениальность – это редкое явление. Биография каждого художника неотделима от социальной среды, в которой он живёт. По мнению И. Канта, гениальность обязательно связана с «созданием качественно новых уникальных творений, открытием ранее неизвестных путей творчества». Обратим внимание на начало трактата Филострата Старшего «Картины»: «Кто не любит всем сердцем, всей душой живописи, тот грешит перед чувством правдивой наглядности, грешит и перед научным знанием, поскольку оно тоже не чуждо поэтам Говоря возвышенным слогом, ведь искусство — богов откровение Если кто хочет точнее узнать, откуда возникло искусство, пусть он знает, что подражание служат ему началом» Здесь описания картин — это поэтические эссе на ту или иную тему, без указания авторов.
«genius» – «дух»: в древнеримской мифологии – добрый или злой) – его доверенный носитель и передатчик этой силы. Если говорить о науке, примеров может быть бессчётное количество. В зависимости от специальности исследователя в гении подчеркивались те или иные грани и бегло характеризовались все остальные.
Во все времена цивилизации перед ними преклонялись, увенчивали лавровыми венками. Он совершает деяния Александра, Магомета, Кромвеля, Наполеона. Говоря возвышенным слогом, ведь искусство – богов откровение. В этом плане произведение искусства выше природы и выше свободы, оно есть высочайший синтез, доступный человеческой деятельности. Для более точной классификации необходимо использовать некоторые понятия кибернетики. – М., 1985. ).
Например, точные науки. Так, от античности идёт взгляд на гениальность как род иррационального вдохновения, «божественного наития» (Платон, неоплатонизм). Из многочисленных созданий Фидия до нас дошли только мраморные статуи Парфенона (Акрополь). В 2-х т. Т. 1, – М., 1990. ). Онзагляделся надождь ивдруг— боже правый. Основоположник абстракционизма Василий Кандинский, ощущая наступление вискусстве новой эпохи «великой духовности», пишет книгу-манифест абстрактной живописи «Одуховном вискусстве».
Гениальность открывает новую эпоху в развитии искусства (В.
Гений должен еще и обладать талантом – техникой исполнения, техникой живописи, – иначе он не сможет выразить свои гениальные прозрения. XVIII—ХIХ века — период возникновения и бурного развития государственных высших художественных учебных заведений в Европе (Италия, Франция, Россия и др. ). В XX веке даже издавался целый советский журнал «Клинический архив гениальности и одаренности», который был посвящён разбору психических проблем представителей русского искусства.
Гениальность есть свойство не природы, а свободы. Скульптора якобы изгнали из города и он умер в Олимпии. Он хочет и делает что хочет. На их работы автор неоднократно ссылается.
Психоанализ и искусство. Свободная ипростая жизнь среди местных жителей дарит художнику новый взгляд надействительность, накоторую он теперь взирает спозиции жителя райского острова. Некоторые исследователи доказывают, что «герои науки» – гении стояли на плечах своих предшественников (перефразировка известных слов Ньютона), объединяли их открытия – и только, все остальное – легенды.
Хвостов Записки о словесности, 1829). Однако существует колоссальный разрыв между гениями потенциальными, генетическими и гениями признанными, реализовавшими свой потенциал. Правда, могут сказать, что этот довод напоминает четвертое (из пяти) доказательство бога, которое выдвигал еще Аристотель и которое позже развивал «князь схоластики» Фома Аквинский. Все стремятся к исключительности, к тому, чтобы быть лучше других, больше знать, больше уметь, все чувствуют себя такими сложными и многогранными, чего быть просто человеком, вероятно, может только гений.
Кант полагает, что при известных условиях, усилиях и науке может преуспеть любой. А он немыслим без индивидуальной манеры и стиля. Уменя отприроды мечтательный склад ума аизбыточный досуг (породу занятий яадвокат), всочетании спривычкой прислушиваться водиночестве кворобьиному чириканью ишелесту дождя, усилил вомне эту наклонность.
Ворийон определил даже место пребывания этого правительства – Женева – и приготовил текст вывески на здании: «Место пребывания мирового правительства гениократии: мозг мира»19. Жизнь понятий – дело человеческой практики. И. Кант также подчёркивает оригинальность и естественность творчества гения: гений — это «прирожденные задатки души, через которые природа дает искусству правило».
Гений не может быть злодеем. Впоследние годы своей жизни Микеланджело стал сочинять стихи, преимущественно сонеты имадригалы (музыкально-поэтические произведения). Верный инстинктивно сознаваемой им сущности искусства, гений обнаруживается, согласно Канту, в зарождении и раскрытии эстетических идей, предполагающих соединение воображения с рассудком. Талант можно развить, усовершенствовать или потерять, но гением можно только родиться. Соч. Гений — не ловкость в создании того, что можно изучить по какому-нибудь правилу.
Всего обыкновеннее люди гениальные. Вивальди учился у композитора Дегренци. Вот таким образом композитор или любой другой маэстро, по мнению теоретиков того времени, должен одинаково хорошо знать естественные науки, чтобы правильно судить об инструментальной музыке свои суждения о вокальной музыке он должен подкреплять совершенным знанием грамматики, риторики изучением древних языков. "Не важно, чтобы все были Гете, но важно, чтобы мог родиться один Гете, один Шопенгауэр".
Необыкновенна только посредственность, то есть та категория людей, которую составляет так называемый «интересный человек». Ряд их последователей (Б. Впрочем, нельзя сказать, что все перечисленные работы имели строго научный характер. Вкниге суммируется ифилософски осмысляется опыт жизни иработы наВостоке иподробно рассказывается озагадочной мифической стране— Шамбале, «самом священном слове» и«краеугольном понятии Азии».
Феномен гения с древности привлекает к себе внимание. Кроме этого, гений всегда возвышается над толпой и над талантом в искусстве. Он загляделся на дождь и вдруг — боже правый. В музыкальной литературе Возрождения понятие гения становится привычным. Список подобран компьютерной установкой библиотеки американского конгресса в Вашингтоне.
Но положение все же не столь безвыходное. Что такое искусство. Еще позже стала проявляться и цениться индивидуальность у музыкантов. В отношении творчества для гения характерны: чрезвычайная продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и, вместе с тем, решительное преодоление устаревших норм и традиций.
Они не служили и не могли служить фундаментом для диагностики и развития гениальности. В большой мере его появлению способствовала деятельность таких титанов, как Леонардо да Винчи. Проявляются таланты в основном в науке и второсортном искусстве.
Прочитав книгу Д. Израэли «История гения» и, найдя там строки о самом себе, Байрон записал: «Я, поистине не знаю, гений ли я, как вам угодно меня называть или нет – но скажу только одно, что решение этого вопроса меня мало занимает. Ярким примером тому служит повсеместное использование термина «гений». Ф. М. Художественное творчество не сводится к популяризации философских, нравственных, политических или религиозных идей, даже когда философ и художник объединены в одном лице (Ницше, Сартр, Толстой) ибо идейное содержание их художественных произведений не укладывается в строгие рамки собственно теоретических построений (Толстой Л. Н. Он писал: «Говорят, правда и о научных талантах.
Гравитация не была открытием одного Ньютона. В 19—20 в. получают развитие психологические (в т. ч. Как многократно повторяет Кант: «высшее благо в мире, возможное через свободу и есть эта конечная цель». Если слово Человек звучит гордо, то гениальный человек – это гордость человечества.
Интересно вспомнить, что сами гении говорили о том, что такое есть гений. Но это всего лишь психофизиологические предпосылки художественного таланта. Искусство специфично, основано на врожденной неповторимой особенности художественного гения. Даже в тех случаях, когда гений вроде бы отделяется от личности (например, гений Пушкина), он оказывается тождественным гениальности — то есть качеству все того же гения, творца, за которым закрепляется этот эпитет. Кант считал, что в мир разделен на две части: мир природы и мир свободы.
Поль Гоген, считающий современную ему цивилизацию болезнью, находит долгожданный приют иуединение наостровах Океании, где, помимо сотни полотен, пишет илитературные произведения— идиллическую поэму впрозе «Ноа Ноа» (что натаитянском означает «благоухать») имемуары идневниковые записи «Прежде ипотом». Например, Генри Джеймс сообщил в предисловии к книге «Трофеи Пойнтона», как его посетила идея написать роман после намёка, который сделала сидящая рядом с ним на Рождественском ужине женщина.
Согласно последним данным, наиболее важной особенностью психики, встречающейся как у гениев, так и у безумцев, является так называемая «когнитивная расторможенность» (cognitive disinhibition) — неспособность отфильтровывать и выкидывать бесполезные вещи, картинки или идеи из сознания. Представители романтического подхода, к гению его всесторонность объясняли «универсальной апперцепцией», сверхчувствительностью, «бесконечностью в его собственной груди», способной объять безграничность мира, его хаос и его единство, заключая отсюда, что такая способность может быть лишь врожденной. Янераз просил миссис Паркинс, мою служанку, жену привратника Паркинса, который незадолго дотого умер отводянки, — ставить свечу измоей спальни икоробок соспичками под фонарем налестничной площадке удверей вмою квартиру, чтобы ямог зажечь там свою свечу, какбы поздно нипришел домой. Необыкновенна только посредственность, т. е. та категория людей, которую составляет так называемый интересный человек.
Все это должно пройти через собственный мир художника, через его ум, его собственную грудь, "он должен многое испытать и переживать, прежде чем он будет в состоянии воплотить в конкретных образах подлинные глубины жизни" (Гегель Г. Ф. Гений – сам человек, обладающий выдающимися художественными способностями.
Главная мысль, к которой пришли учёные, во многом совпадала с идеями Карсон: люди с повышенной склонностью к шизофрении и люди с нестандартным, креативным мышлением имеют одинаковую неспособность отфильтровывать «мусорную» информацию. Романтики считали гения великим одиночкой, который способен подняться над массами и достичь такой силы и яркости духа, которая озаряла путь человечеству к совершенству и истинному величию. Одним из наиболее прославленных греческих скульпторов был Фидий (Увек до н. э. ). Намоей «верхотурке» слышно, как зимней ночью завывает ветер, когда внижнем этаже человек уверен, что погода самая тихая. В зарубежной литературе четко просматриваются два ведущих подхода, два стиля исследования гения и гениальности, которые условно можно назвать романтическим и эмпирическим (экспериментально-психологическим историко-метрическим и т. п. ). Но быть просто человеком очень трудно. Творчество – упорядочение хаоса, оно поддается стимулированию различными способами, например «мозговой атакой».
Они могут спасти 4 миллиарда людей Земли. Больше всего пишут о гении в США. Он оказал большое влияние на развитие классического искусства Греции. Ремесло артиста конечно же заслуживает уважения. Этот процесс понимается как неосознаваемый и по сравнению с процессом научного открытия не формализуемый: "Автор произведения, которым он обязан гению, сам не знает, каким образом у него осуществляются идеи для этого и не в его власти произвольно или по плану придумать их и сообщить их другим в таких предписаниях, которые делали бы и других способными создавать подобные же произведения" (хрестоматия 13. 2).
Белинский. Понятие «гений» слишком прочно вошло в языки мира, чтобы кому-то удалось его изгнать. И еще обыкновеннее, захватывающе обыкновенна — природа. Художника, как и всякого человека, только в большей степени, "обуревают очень сильные порывы влечений, он хотел бы иметь почести, могущество, богатство, славу и женскую любовь, но у него не хватает средств достигнуть этих удовольствий, вот таким образом он уходит, как и всякий неудовлетворенный, от действительности и переносит все свое либидо (энергию полового влечения) и весь свой интерес на желанные образы своей фантазии" (Фрейд З. Введение в психоанализ. Его превосходные «Времена года» — ранний образец программной музыки.
Тогда же австрийские психологи под руководством Андреаса Финка (Andreas Fink) из Университета Граца обнаружили, что креативность и шизотипия одинаково проявляют себя на уровне мозговой деятельности (результаты МРТ показали, что при решении креативной задачи у подопытных с высокими показателями оригинальности и тех, у кого была диагностирована шизотипия, снижается деактивация в правой теменной области и предклинье — части мозга, которая помогает собирать информацию), а это, в свою очередь, косвенно подтверждает, что одни и те же когнитивные процессы могут быть причастны к творчеству так же, как и к психологическим расстройствам. Ее выдающимся представителям принадлежат серьезные, глубокие работы о гениальности. Лекции. Историческое значение эстетики Канта чрезвычайно велико. Говорили, будто соперники и завистники обвинили его в присвоении золота, отпущенного на статую в Афинах. Собранные автором данные могут быть дополнительным материалом для тех или других выводов.
Немецкий музыкальный теоретик и гуманист Глареан (1488- 1563) один из разделов в главном своем сочинении назвал «О гении композитора». Саймонтона «Гений, творчество и лидерство» (США, 1984). Не могу поверить, что преступление и гений могут быть совместимы (Лемьер Живопись, 1769) дурной человек не может быть хорошим автором (Карамзин Что нужно автору. Если в науке,, то в искусстве мы говорим о гении. Однако взгляды исследователей того времени в значительной степени зависели от прежних представлений.
Творческих личностей, которые поддались алкоголизму и другим зависимостям, также легион. Николай Рерих оставил массу записок освоих путешествиях встраны Центральной Азии. В гениальном художественном творчестве открылись метафизические креативные бездны.
Эстетика: В 4-х т. – М., 1968. ). Его стихотворения олюбви кмаркизе Пескара неуступают всвоем изяществе знаменитому «Давиду», выточенному измрамора или росписи сводов Сикстинской капеллы. Движение «Бури и натиска» стало отражением бунтарских антифеодальных настроений в немецком обществе и их выразителями стали в первую очередь сами «бурные гении» и их герои (Гец фон Берлихинген, Прометей Гете, Карл Моор Шиллера, Вильд Клингера, Ардингелло Гейнзе и другие). Его творения украшали ряд городов Греции. 1966. ).
Наиболее известны проявления гениальности в научном и художественном творчестве. В становлении и развитии современных научных представлений о гениальности и одаренности роль немецкой классической философии переоценить трудно.
В 18 в. складывается понятие гения в современном смысле этого слова, которое у А. Шефтсбери становится одним из основных эстетических понятий (гений творит подобно силе природы его создания оригинальны в отличие от подражающего художника). Он говорит, что способность сочинять мелодию и способность к ее многоголосной обработке не могут соединиться в одном человеке, «если ему это не дано от матери, что абсолютно правильно в отношении и живописца и ваятеля и проповедника слова Божия (в отношении поэтов это бесспорно), одним словом – в отношении всех посвященных Минерве занятий»6. От Канта ведет начало то обособление гения и противопоставление его обыденности, на котором впоследствии романтики утвердили свой эстетический индивидуализм. Лафатер подсчитал, что отношение количества гениев (в целом) к обычным людям примерно один к миллиону но то же в отношении гения без тиранства, без претензий, который судит слабого беспристрастно, начальствующего человечно и обоих по справедливости, таких найдется один на десять миллионов. Тысячи страниц «Илиады» и «Одиссеи» Гомера заключают в себе целый мир ранней античности. Выводы Финка были опубликованыв сентябрьском номере журнала «Когнитивная, аффективная и поведенческая неврология». Талант же – это оригинальное и неповторимое отношение личности к миру. Вивальди учился у композитора Дегренци.
Нэш едва ли единственный человек в истории, о котором заходит речь при обсуждении темы «безумный гений». Нет такого человека, который знает и умеет все на свете. Современные эмпирические исследования говорят, что однозначно связан. И не только это. Жанр книги, какего определил сам художник: «роман моей жизни», вкотором передается «вся щемящая любовь», которую Марк Шагал питает ковсем людям насвете.
Науку иискусство Леонардо даВинчи воспринимает какдва вечно пересекающихся способа познания мира, который незамкнут врамках «естественного» и«гуманитарного». Многие философско-эстетические идеи Шопенгауэра были восприняты и развиты Ф. Ницше. Гениальность — культурное явление человеческой природы. Интересно, что слово «гений» встречается еще в мифологии древних римлян, где им обозначалось божество-прародитель рода. В период романтизма этот культ достиг своего апогея.
Какими признаками можно охарактеризовать гениальное творчество. «Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении» — И. Ньютон. Он считает, что на современные представления о гениальном ученом повлияли психологические стереотипы о «романтическом герое-бунтаре». Жизнь его овеяна легендами. Приведя высказывание В. Оствальда: «Великие люди не отделяются от обыкновенных смертных непроходимой пропастью, а лишь обнаруживают особенно сильное развитие отдельных свойств, в меньшей степени присущих и другим», а также Поля де Крюи: «Титул гения раздают с легкостью биографы, слишком ленивые для того, чтобы выяснить обычные свойства ума и характера, которые в соединении с удачей или случайностью сделали необычными этих людей. » – он делает вывод о нецелесообразности употреблять термин «гений»: «Вероятно, лучше вот таким образом избегать термина «гений». У Александра Баумгартена гений понимается как «сгармонированное действие» естественных склонностей в интеллектуальной и аффективной сферах. Книга «Шамбала. Непризнанный прижизни, нодостигший колоссальной известности после смерти голландский художник Винсент Ван Гог втечение всей своей жизни вел переписку ссамыми близкими ему людьми— братом Тео идрузьями иколлегами (Полем Гогеном, Антоном Раппардом, Эмилием Бернаром).
Демон — темная, но неизбежная ипостась гения. В работе Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» он писал, что всякое искусство есть органическое соединение двух начал: дионисийского и аполлонического. Караваджо был гением, его картины – шедеврами, но умер он больным и одиноким. Насколько это оправдано – об этом судить читателю.
Произведение искусства – это природа, но созданная по законам свободы. Его творения украшали ряд городов Греции. Доминирует старый спор о природе гениальности и ее происхождении. В сериале «Сила искусства» показана его реальная жизнь, где часто случались скандалы, драки и даже убийство, за которое он попал в тюрьму, но сбежал оттуда. В свете неогуманизма «Бури и натиска» гений – это оригинальный творец, обладающий формосозидающим дарованием, дерзновенная личность, возвышающаяся над толпой, сверхчеловек (Ьbermensch), как называл своего ете.
Сверхзадачей Репина, какивлитературных, так ивхудожественных произведениях, становится провозглашение «трех великих идей»: истины, добра икрасоты. Автор не проводил никаких тестов лично, хотя и опирался на исследования человеческих способностей, существующие в огромном количестве, не забывая об определенной условности экспериментов. Кант резко разграничивал искусство и науку, которую можно определить известными правилами. И еще обыкновеннее, захватывающе обыкновенна – природа.
Специальных монографических исследований о гении автор не обнаружил, если не считать множества работ о конкретных гениальных личностях. Всего Вивальди написал 40 опер, множество инструментальных концертов и церковных сочинений. Скульптора якобы изгнали из города и он умер в Олимпии.
Но пытливые умы эпохи Возрождения не могли удовлетвориться ореолом таинственности. Цель автора была – рассмотреть общесоциологические проблемы великих талантов. Он скрестил руки, покорясь непогоде и у меня возникло неистовое желание обратиться к нему как к «Зрителю» и строго спросить, что он сделал с сэром Роджером де Коверли. Начиная с эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Дж.
Не случайно надгробная надпись на могиле Рафаэля содержит идею о богоравном художнике: «Пока он жил, праматерь всего сущего боялась быть побежденной, когда он умер, она также боялась умереть». Последнему моменту автор и пытается уделить преимущественное внимание. — стал святым Иоанном. Гений в искусстве и талант в науке, утверждает Кант, отличаются друг от друга по существу. «Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека», – писал Белинский. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Достоевский гениально показал, что убийство Раскольниковым старухи-процентщицы было убийством им самим в себе человека, нравственным самоубийством.
Притом гений отличается не просто оригинальностью, но непременно «образцовой оригинальностью». Этому вопросу и посвящена моя работа. Это «аристократ», «избранник духа», способный возвыситься «над плоским уровнем обычной логики». Созданное гениями рано или поздно признается «шедеврами» – это всегда уникальные, неповторимые в своем роде творения. В своей «философии чувства и веры» он, вслед за Юнгом, обосновал решающую роль религиозной интуиции в формировании «оригинального гения», противопоставив ее холодной рассудочности.
Дионис – темное начало, он бог вина и опьянения, бог плодородия, любви. нга легко привились в Германии благодаря. Интерес к гению – не обычное проявление любопытства к необычному явлению. Этим было сказано все. Именно вот таким образом гениальный художник бывает не сразу признан современниками (талант же, как правило, всегда признается и поощряется), оказывается в драматической или трагической ситуации, которую он способен преодолеть.
Частота же гениев, реализовавшихся до уровня признания их творений и деяний гениальными, даже в век высшего образования исчисляется величиной 1:10 000 000, что предполагает наличие в середине XX века приблизительно сотни гениев на миллиард жителей цивилизованных стран. В XX веке феномен гениальности становится предметом множества социологических и физиологических исследований. «Рисовать искренне значит нелгать самому себе», — видимо, писать искренне для Гогена означает тоже самое. В "Рождение трагедии из духа музыки" Ницше формулирует стадии художественного творчества: начальная стадия – священное опьянение, охмеление, когда художник словно одержим дионисийским безумием. Гению свойственна убежденность в правоте того дела, которому он служит. -М., 1991. ) (Г. Юнг Э. Нойман.
Именно ему принадлежат слова: «Гений -- это художник, который своим творчеством закрывает одну поэтическую эпоху и открывает другую». Кант абсолютизирует природную одаренность художника и недооценивает роль общественной среды в формировании творческих способностей и субъективных волевых усилий в творческом процессе, особенно при возникновении замысла художественного произведения. Эта идея восходит ещё к Платону и Аристотелю Платон говорил, что драматурги отличаются экспрессивностью, а Аристотель отмечал, что творческие люди более склонны к депрессии.
В интересной книге советского ученого Е. И. Регирера «Развитие способностей исследователя» высказаны предостережения против чрезмерного увлечения необъятностью понятия «гений» как при объяснении некоторых особенностей научных исследований, так и самой личности ученого. Напротив, произведения «гения» должны стать примером для подражания другим.
И эта неповторимость конкретно выражается в индивидуальном методе и стиле творчества. В. Плеханов). Высот гения за всю историю цивилизации достигло не так уж много людей.
Несмотря на имеющийся прогресс в педагогике и генетике современная наука не владеет методами воспроизводства гениальности как трудового навыка или воспроизводимой характеристики субъекта. У меня от природы мечтательный склад ума а избыточный досуг (по роду занятий я адвокат), в сочетании с привычкой прислушиваться в одиночестве к воробьиному чириканью и шелесту дождя, усилил во мне эту наклонность. О ней писали Белинский, Герцен.
Так связан творческий гений с безумием или нет. В более позднее время – С. Гру-зенберг, Н. Теплов, А. Евлахов. Собственно это и есть признаки гения. Человек, нарисовавший «Мону Лизу» иизобретший еще вXV веке парашют ивертолет, оставил после себя илитературное наследие— множество рукописей, настраницах которых сосуществуют наука иискусство.
Одним из наиболее прославленных греческих скульпторов был Фидий (V век до н. э. ). Английский поэт Джон Ките считал, что «произведение гения самое важное в этом мире». Все стремятся к исключительности, к тому, чтобы быть лучше многих, больше знать, больше уметь, все чувствуют себя такими сложными и многогранными, что быть просто человеком, вероятно, может только гений. На моей «верхотурке» слышно, как зимней ночью завывает ветер, когда в нижнем этаже человек уверен, что погода самая тихая.
нгу, отношение между гением и безумием — это ложная проблема. В Федре Сократ рассказывает о своем даймонионе, подающем ему знамения.
Эта книга написана философом. Один из великих художников тех времен — испанец Веласкес (1599–1660), придворный художник, автор замечательных по выразительности портретов и картин на религиозные, мифологические исторические темы. Каллистрат рассказывает о «святынях искусства» (по его выражению), принадлежащих работе преимущественно Праксителя, Лисиппа судя по всему, в античности скульпторов чтили больше, чем художников. Эта его особенность глубоко и точно была раскрыта А. С. Пушкиным: «Гений и злодейство – две вещи несовместные». В этом смысле гений является великим человеком и героической личностью.
И между ними есть единственный, соединяющий их мостик – искусство. Гений — не ловкость в создании того, что можно изучить по какому-нибудь правилу. Гений – кульминация человека, это просто совершенный человек, выражающий в чистом виде человеческую природу. Гегель также частично отрицал такое понятие, как научный талант (кстати, он сам – реальное опровержение своего заблуждения), но не столько в смысле его существования или несуществования, сколько в смысле врожденного дара.
Но и они зависят от качества «первичной продукции» данного произведения. Сегодня, когда в широком научном кругу (начиная с генетиков и заканчивая педагогами) размышляют о модели человека и пытаются ее сконструировать, создать, воплотив в ней высшие качества, гений, как одно из воплощений таких моделей, становится объектом пристального внимания (ведь именно гении выводят культуру и цивилизацию на новый виток развития). Гений – это природа, действующая свободно. "Все человечество должно трудиться, чтобы дать миру гениальных индивидуумов, это его задача и другой оно не должно иметь". Гений — талант создавать то, для чего не может быть никаких определенных правил. Само существование гения устремлено к этой конечной цели, гений творит в надежде ее достичь. Ф. Шеллинг рассматривает деятельность художника как постижение «бесконечной бессознательности», которая неподвластна конечному рассудку. Еще Кант считал, что гений, как явление мистическое, не поддающееся ни объяснению, ни овладению (учебе), возможен только в сфере искусства, поскольку только здесь свободная игра художественного духа, сверхчувственного и непостижимого, порождает гениев.
Об удивительных по мастерству свершения куполах некоторых мечетей на Востоке говорят: «они были бы единственными, если бы небо не было их повторением». Смысл (впривычном его понимании) врепликах весьма своеобразных персонажей абсолютно отсутствует, ровно так же какиотсутствует однозначный сюжет. В рекламной аннотации этой книги говорится, что ее автор избирает единый принцип исследования, будут ли это личности философов исторические сражения или классические мелодии: использует совершенный статистический анализ, пытаясь измерить и выразить в количественных величинах творческие достижения гениев искусства и науки, деятельность, успехи и поражения выдающихся политических лидеров, выразить в числовых показателях характеристики личности. Обратим внимание на начало трактата Филострата Старшего «Картины» : «Кто не любит всем сердцем, всей душой живописи, тот грешит перед чувством правдивой наглядности, грешит и перед научным знанием, поскольку оно тоже не чуждо поэтам. В науке, развивает он свою мысль, невозможен гений и возможен только талант. И если они ловкими приемами угождают зрителям, такое умение оборачивается бедой.
Всестороннему анализу подвергаются условия их существования – семья, школа, окружение, социально-политический и культурный контекст, климат и географическое положение места рождения, астрономические исчисления (часто уже носящие характер астрологических гаданий). Жизнь его овеяна легендами. Делались попытки математически опровергнуть «теорию гения» используя распределение Пуассона.
В большинстве случаев гениальность музыкантов (прежде всего исполнителей) основана на врождённых и приобретённых свойствах организма, недоступных другим представителям данной сферы деятельности. Потому гениальность -- явление не психологическое, а социологическое. Каждая серия – полнометражный фильм-биография. —стал святым Иоанном. Художник-прерафаэлит Данте Габриэль Россетти применил свой художественный талант иналитературном поприще, написав несколько сотен стихотворений исонетов инайдя вдохновение сначала втворчестве Эдгара Алана По, азатем всобственных возлюбленных. Возьмем литературу о гении только за последние десять лет.
Гений вот таким образом выступает как неразрывное единство личностного и творческого начал. Великие умельцы искусные знатоки своего дела всегда пользовались большой любовью народа. Агасси (Англия) пытался найти компромисс между ней и элитарной концепцией.
– роли гения в жизни общества. Посути его произведения— это дань кубизму, словесный кубизм. Но быть просто человеком очень трудно. Время таких трактатов, как бердяевский «Смысл творчества», еще не пришло. И если определить гения как редкого человека, обладающего необыкновенно высокой вероятностью добиться успеха в своих начинаниях, тогда становится ясно, что любое открытие требует слишком много везения или удачи и потому Термин «гений» окажется вообще неопределенным.
Его превосходные «Времена года» – ранний образец программной музыки. Особенно ценно замечание И. Канта о том, что оригинальной может быть и нелепость. Это особая чувствительность: гений живо реагирует на происходящее с ним и вокруг него высокая самооценка (при этом самоуверенность, самолюбие могут быть развиты в разной мере) склонность к одиночеству. Даже гениальность – эта единственная державная власть, принадлежащая человеку, пред которой не краснея можно преклонить колена, – даже ее многие психиатры поставили на одном уровне с наклонностью к преступлениям, даже в ней они видят только одну из тератологических (уродливых) форм человеческого ума, одну из разновидностей сумасшествия. И. Кант утверждает, что гений — редкое исключение среди человеческого множества.
Но вопрос даже не в этом: гении – реально существовавшие люди во все времена цивилизации и попытки уравнять их со всеми другими, чем-то их напоминавшими, неубедительны, каким бы способом это ни делалось – то ли путем низведения гениев до уровня остальных интеллектуалов, то ли путем «массового» поднятия последних до уровня гениев. ) что такое гений без доброго сердца.
Не каждому дано стать гением. И подобная деятельность возможна, по мнению русских мыслителей, только в сфере искусства. Всего обыкновеннее люди гениальные. Напротив, везде его лицо с неестественным жёлто-зелёным цветом кожи искажено мукой. Там ведется много дискуссий. Конечно, некоторые области творческой деятельности больше уделяют внимания полезности, чем креативности.
Вспомним хотя бы Эйнштейна, за которым прочно закрепилось определение безумного гения. Наконец, среди трудов, сыгравших решающую роль в определении сущности «гения» необходимо назвать прозаический трактат Э. Юнга «Размышления об оригинальном творчестве» (1759), в котором он отстаивает право гения на индивидуальный вымысел и противопоставляет художников, подражающих природе, тем, кто следует уже готовым художественным образцам. Миф о гениальности, по мнению Дугласа изжил себя. Он открывает новые страны света, покоряет государства, управляет народами.
Гениальность — это предельно допустимая демонстрация творческого потенциала личности. Суть человеческого самоосуществления – быть самобытным, ощущать себя человеком, а не просто и не только философом или скульптором или пожарным.
Вмемуарах Ильи Репина под редакцией Корнея Чуковского собраны его воспоминания ожизни, обобучении вАкадемии художеств, его эстетические воззрения наискусство икритические оценки творчества современных ему художников (Ге, Крамской, Куинджи). Насколько это удачно или неудачно, мы будем говорить в соответствующем месте. Настоящее произведение искусства, по мнению Канта, может появиться лишь как продукт гения, которому присущи особые черты.
Вот таким образом, чтобы дать ему реалистическое истолкование, недостаточно снять с него покров загадочности и непостижимости как с феномена, стоящего «выше естественных законов»3, как характеризовал его С. Джевонс: необходимо также использовать как все то рациональное, что было у авторов романтического направления, пытавшихся объяснить это явление, так и современные исследования, стремящиеся поверить алгеброй экспериментов и тестов гармонию высших человеческих способностей избежав экзальтации первых и влечения перевести все на язык цифр – вторых. Вот таким образом, утверждает философ, создатель оригинального и гениального сам «не знает, как ему приходят эти идеи, а творит по наитию», по наставлению этого доброго духа. Его искусство, то ли поэтическое (Софокл), то ли военное (Александр Македонский), то ли пластическое (Фидий), делает его богоравным. «Ученый, – писал Шопенгауэр, – это тот, кто много учился, гений – тот, от кого человечество научается, чему он ни у кого не учился». Онскрестил руки, покорясь непогоде иуменя возникло неистовое желание обратиться кнему как к«Зрителю» истрого спросить, что онсделал ссэром Роджером деКоверли.
Все они, пользуясь метафорой И. Мерка, как «Дон-Кихоты времен кулачного права», преисполнены чувства воинствующей справедливости. Но «мнение, – пишет Дуглас, – будто гений – это не просто высокоразвитый талант, а чрезвычайный дар, которым обладают лишь избранные, представляет собой историческую аномалию»9. Книга по-своему интересна и мы будем на нее ссылаться. То, что великий гений может быть дурным человеком, опровергалось в опубликованном в Московском телеграфе (1827) — и известном Пушкину — сочинении американца Франклина. Он руководил реконструкцией афинского Акрополя.
Один из великих художников тех времен – испанец Веласкес (1599 – 1660), придворный художник, автор замечательных по выразительности портретов и картин на религиозные, мифологические исторические темы. Исключение всякого практического интереса из эстетического суждения, естественно, вело к мысли, будто все своеобразное значение и вся ценность эстетического предмета исчерпываются одной лишь его формой, к полному обособлению искусства от познания, формализму и субъективизму в теории искусства. Обладали этим качеством только истинные художники. Мистическое поклонение гению возникло у европейцев. Каллистрат рассказывает о «святынях искусства» (по его выражению), принадлежащих работе преимущественно Праксителя, Лисиппа судя по всему, в античности скульпторов чтили больше, чем художников.
Среди них, например, был композитор Роберт Шуман, поэт Эмили Дикинсон и сам Нэш.