Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием. С тех пор ее образ стал часто появляться в творчестве художника: «Вокруг нее» (1945), «Свадебные свечи» (1945), «Ноктюрн» (1947). Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». И я понял: это моя жена. Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Шагал или в русской транскрипции Мовшa Хацкелевич Шагалов) родился 24 июня (6 июля) 1887 г. в еврейской семье в местечке Лиозново (Лиозно) близ Витебска или (по другим данным) в самом Витебске, в черте еврейской оседлости Российской империи.
Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Немного странно, но фигуры расположены почти горизонтально. Как жадно они рисовали. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж.
Американский журналист Вариан Фрай, руководящий сетью спасения евреев, помог отыскать Шагала, а Гарри Бингхэм способствовал скорейшему бегству. -1944), в 1916 году родилась их дочь Ида (1916-1994). Можешь не рассчитывать». Она смотрит — о, её глаза. Учение у Бакста «не пошло»: Лев Самойлович выразился, что «талантлив, но небрежен и идёт не той дорогой».
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. В 1920году Шагал уехал в Москву, поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Внизу горит дом, огромный язык пламени тянется ввысь.
Летом 1945 Ида наняла для отца сиделку. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Это всё, что я могу наскрести. В 1908 году Шагал перешел в художественную школу Елизаветы Званцевой, где учился у Льва Бакста и Мстислава Добужинского. 1-ый парижский период.
Значительную часть детства Марк Шагал провёл также в доме своего деда по материнской линии Менделя Чернина и его жены Башевы (1844—. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). И я понял: это моя жена. Практически ничего другого не писал Марк Шагал. Сам знаешь.
Однако это не значит, что кроме роженицы и повитухи, художник никого не изобразил. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Впрочем и я терпением не отличался, что правда, то правда. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве.
Он предложил Шагалу создать картины специально для очередного Осеннего Салона в Германии. Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно. Она молчит, я тоже. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. В то время он был в Европе.
Марка Шагала не стало 28 марта 1985 года. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Париж Шагал полюбил сразу. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». Это мои глаза, моя душа.
Жил очень бедно, работал ретушёром. На картине есть толпа с красными флагами и флаг Литвы того времени. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Творчество последнего преломилось у Шагала в своеобразной интерпретации кубизма. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары».
В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. В 1919 году в Петрограде и в 1921 году в Москве состоялись персональные выставки Шагала. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Можешь не рассчитывать». Свою картину Марк Шагал написал в 1938 году, практически сразу после «Хрустальной ночи».
У него был один брат и пять сестёр. Год спустя, в 1921-ом году он работал преподавателем в Подмосковье, в еврейской трудовой школе-колонии для беспризорников «Третий Интернационал». В августе 1944года Шагалы с радостью узнают об освобождении Парижа. В 1917 году он вернулся в Витебск, где после революции стал комиссаром искусств губернского отдела Наробраза. В 1906 г. учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Ю. М. Пэна, затем переехал в Петербург (его отец «швырнул под стол 27 рублей») и в течение двух сезонов занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих. С 1950-х гг. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня.
В центральной части полотна показано распятие Иисуса, одетого в талес, специальное молитвенное облачение в иудаизме. Это всё, что я могу наскрести. В 1931 году посетил Египет и Палестину. Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз.
Париж Шагал полюбил сразу и безотвратно, называя его «второй Витебск». Художник дарит Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. То, что рисует художник, похоже на фрагмент из русской жизни. Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. Одна из первых работ мастера в стиле кубизма.
В 1921году художник работает преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Решено. С 1966 года жил в доме-мастерской в городе Сен-Поль-де-Ванс на юге Франции. С 1900 по 1905 год Шагал учился в Витебском четырёхклассном училище. Наоборот, вокруг буквально кипит жизнь.
В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание. С 1920 года, по протекции А. М. В 1937 году Шагал получил французское гражданство.
Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)17.
Она смотрит— о, её глаза. С 1900 по 1905 г. Шагал учился в Витебском четырехклассном училище. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». С началом войны художник переехал в Луару, а с приближением немцев к Франции перемещался все дальше на юг страны. В начале 1919 года организовал и возглавил Витебскую народную художественную школу, куда пригласил в качестве преподавателей И. Пэна, М. Добужинского, И. Пуни, Э. Лисицкого, К. Малевича и других художников. Очень скоро художник освоился и стал чувствовать себя в Париже как дома.
В том же году некоторые его работы были продемонстрированы на организованной нацистами выставке «Дегенеративное искусство» – он оказался в компании таких выдающихся живописцев, как Отто Дикс, Василий Кандинский, Макс Эрнст, Оскар Кокошка. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились.
Вверху видны герои Ветхого Завета, они в большом недоумении и плачут. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле.
Это всё, что я могу наскрести. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. У него был один брат и пять сестёр. Она молчит, я тоже.
Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые. И я не щадил ни себя, ни других. И все же знатоки и ценители поражались. Поселился в «общежитии» нищей богемы Монпарнаса — знаменитом двенадцатиугольном «Улье».
«Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Мужчина в полёте придерживает женщину за грудь. Именно к нему направляется повитуха, несущая малыша в тазу.
Ещё один важный цикл военной поры – «Деревня и война». Шагал Марк Захарович (наст. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)67 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)189. У него был один брат и пять сестёр10. Это единение с большой Вселенной.
Осенью 1909г. За четыре года в Париже Шагал написал «Я и деревня» (1911), «Автопортрет с семью пальцами» (1912), «Скрипач» (1912), «Париж из окна» (1913) и др. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой.
Центральными работами первого парижского периода М. З. Им хорошо вдвоем, они наслаждаются обществом друг друга. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол.
В Париже Шагал заново для себя открывает живопись. 25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой. В левом верхнем углу изображение Эйфелевой башни, в правом — в куче белых облаков виднеется небольшая церковь в окружении небольших одноэтажных домиков. — я тоже.
Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало, это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. В 1922году вместе с семьей уезжает сначала в Литву (в Каунасе проходит его выставка), а затем в Германию. После этого на него как из рога изобилия посыпались заказы на оформление храмов различных конфессий не только в Израиле, но и в Европе и Америке. Как пишет А. Шапиро в книге «100 великих евреев», до Шагала не было великих еврейских художников по причине строжайших религиозных запретов: «Библейский запрет изобразительного искусства подавлял какие бы то ни было творческие порывы изобразить образы живыми красками.
И я понял: это моя жена. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк.
Его работы начинают выставляться в Париже. Его картины находятся в коллекция крупнейших музеев мира. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Это мои глаза, моя душа.
Занимался живописью, поддерживал отношения с жившими в Петрограде художниками и поэтами, участвовал в выставках («Бубновый валет», 1916, Москва «Весенняя выставка современной русской живописи», 1916, Петербург «Выставка Еврейского общества поощрения художеств», 1916, Москва и другие). Он оказался в ловушке. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.
В 1923 году он с семьей переехал в Париж. Счастье написано на лицах этих двоих. На бледном лице сияют глаза.
Набрасывались на краски, как звери на мясо. Позже художник вспоминал: «Я жил и работал в Америке в то время, как человечество переживало всеобщую трагедию». Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Так появились полотна «Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Жёлтый Христос». Но рисовал очень много, дни и ночи напролёт. Правда, судьба сложилась таким образом, что художник намного пережил свою музу: Белла скончалась от сепсиса в американском госпитале 2 сентября 1944 года. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн).
Осенью 1923года по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уезжает в Париж. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. Всего к 1931 году для «Басен» были сделаны около 100 эскизов.
Шагал работал преимущественно как монументалист и график. В 1920 году Шагал уехал в Москву, поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. В 1914 году при содействии Аполлинера в галерее «Дер штурм» прошла первая персональная выставка Шагала. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной. Париж Шагал полюбил сразу.
Она молчит, я тоже. Звягинцевой. Список насчитывал порядка двух тысяч выдающихся деятелей.
С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». С этого момента Вера стала частой героиней его картин, таких как «Двойной портрет со стаканом вина» (1917), «Прогулка» (1917), «День рождения» (1915-1923). Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Витебский художник Ю. М. Пэн руководил первыми шагами будущего живописца М. Шагала.
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной.
Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. В конце концов, отложив дрязги друг с другом, они дружно ополчились на меня. Но запомни: денег у меня больше нет. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»).
Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. Художник подрабатывал ретушёром в студии Жаффа, но денег катастрофически не хватало. И наконец, в 1914 году, в Берлине, прошла его первая персональная выставка в галерее «Штарм», поразившая художественную общественность Германии. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок.
Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Вслед за ним отплыл пароход, транспортирующий его работы общим весом 600 килограммов. Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно.
Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух. Все издания содержали красочные иллюстрации Шагала. Там представлены «Пеллеас и Мелисента» Дебюсси, «Борис Годунов» Мусоргского «Волшебная флейта» Моцарта, «Лебединое озеро» Чайковского «Жизель» Адана, «Жар-птица» Стравинского «Дафнис и Хлоя» Равеля, «Ромео и Джульетта» Берлиоза и «Тристан и Изольда» Вагнера.
Это знакомство дало начало новому периоду в творчестве Шагала. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Вокруг люстры Шагал изобразил героев оперы Бизе «Кармен», а также персонажей опер Бетховена, Верди и Глюка. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24 июня (6 июля) 1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915).
(«Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». По мере достижения пика славы его манера – в целом сюрреально – экспрессионистская – становится все легче и раскованней.
«С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Сначала большая хрустальная люстра, висящая в центре потолка, была выключена. Как и многие другие художники, он с воодушевлением принял Октябрьскую революцию и активно включился в организацию новой культурной жизни России.
Биография и картины его популярны сегодня не только в России. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция».
В 1972-м он изготовил мозаику «4 времени года» для Национального банка в Чикаго. Шагал приобрёл известность в Российской империи. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Лишь спустя девять месяцев после похорон, Марк отважился вновь взять в руки кисть, дабы живописать две картины в память о своей любимой: «Рядом с ней» и «Свадебные огни».
И отец будущего художника, Хацкл-Мордхэ (по-русски Хацкель-Мордух) и его мать, Фейгэ-Итэ, происходили из местечка Лиозно и значительную часть детства Марк Шагал провёл в доме своего деда в этом местечке. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. Она молчит, я тоже. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Беллой Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве.
Белла происходила из семьи состоятельных витебских ювелиров, посещала в Москве «Высшие женские курсы» профессора Герье (тема её диплома — Достоевский, Фёдор Михайлович). вот таким образом эскизы были выполнены в черно-белом цвете. В 1958 году художник был приглашен для оформления постановки балета М. Равеля «Дафнис и Хлоя». Такое окружение стало плодотворной почвой для развития любого направления в искусстве. По рекомендации А. М. Эфроса устроился работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им.
И я понял: это моя жена. Она смотрит — о, её глаза. На этой картине изображены просторы родного художнику города Витебска. А потом зубоскалили издеваясь над этими ночными бдениями, над порядками в школе, над моими привычками и убеждениями. Тем не менее, все ирреальные образы – скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди – не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение».
Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. На бледном лице сияют глаза. Общая площадь росписи составила 220 квадратных метров. Умер Марк Шагал 28 марта 1985 года в Сен-Поль-де-Вансе. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен». Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). Стиль Шагала этого времени можно определить скорее как кубофутуристический, который был одним из важных направлений искусства авангарда в России.
В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Из книги Марка Шагала «Моя жизнь»: Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Люди в панике. По заказу Шарля де Голля Марк расписал плафон парижской Гранд Опера (1964), а в 1966-ом году создал для Метрополитен Опера в городе Нью – Йорке 2 панно. — я тоже.
Высылать ничего не буду. Ее описывают как любого еврейского путешественника или даже как пророка Илью. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни30. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья».
— я тоже. Иисус показан как символ страданий всего человечества. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника.
Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Возможно, этим влиянием объясняется появление в искусстве Шагала угловатых и линейных форм (Я и деревня, 1911, Нью-Йорк, Музей современного искусства), а также мерцающего, причудливого колорита. На бледном лице сияют глаза.
По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ).
Свою работу Шагал назвал «цветное зеркало шелков и блеска драгоценностей». Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Шагал или в русской транскрипции Мовша Хацкелевич Шагалов) родился 24 июня (6 июля) 1887 года в еврейской семье в местечке Лиозново (Лиозно) близ Витебска или (по другим данным) в самом Витебске, в черте еврейской осёдлости Российской империи. В 1933-м произведения Шагала, висящие в немецких музеях, были изъяты и публично сожжены по приказу Геббельса. Между ней и Шагалом завязался роман.
Решено. После этого даже ярые противники среди комиссии замолчали. ». Одним из аспектов творчества Шагала была графика, которой он обучался в Берлине. Осенью 1909г.
Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена. «Отец мой с детских лет был приказчиком в складе сельдей», — писал сам художник в официальных документах. У него был один брат и пять сестёр. 25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой. В 1939 году началась Вторая мировая и немцы оккупировали Париж. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Она смотрит— о, её глаза.
Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Это мои глаза, моя душа. Художник абсолютно оглушён настигшим горем и только спустя девять месяцев берёт в руки кисти, чтобы написать две картины в память о любимой: «Свадебные огни» и «Рядом с ней». И я понял: это моя жена. Большие, выпуклые, чёрные.
Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Картина «Над городом» написана в 1914-1918 годах, находится в Третьяковской Государственной галерее. Прежде всего он отправляется в Лувр. В Париж Шагал влюбился сразу. К этому моменту были готовы 66 эскизов.
Мне хотелось совместить воедино академию, музей и общественные студии. Осенью 1909г. В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Это мои глаза, моя душа.
Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1112. В 1906 году поступил в частную художественную школу Юделя Пэна. Ему организовывают выставку в Третьяковской галерее. На следующий год у них родилась дочь Ида.
В 1909—1911 г. Шагал продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. Можешь не рассчитывать». Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет.
во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 21 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Он делал зарисовки в реалистичном стиле, например «Раввин из Витебска» (1914). Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Он очень естественно изображал фантастические вещи. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году).
25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой. Он приобрёл у Шагала две картины и дал ему небольшую стипендию для обучения в Париже. Резкие соотношения желтого, красного, синего, зеленого и фиолетового цветов составляют основу цветовой гаммы Шагала они часто сочетаются с черным иногда составляющим фон. У них выросла дочь Ида, впоследствии биограф и исследователь творчества Шагала.
Война близится к концу и им не терпится поскорее вернуться во Францию. Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала.
В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. В тридцатые годы в Европе нарастал антисемитизм. В 1921 году театр Грановского открывается спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Париж Шагал полюбил сразу. На бледном лице сияют глаза.
Его мозаика «Четыре времени года», созданная в 1972 году украшает в Чикаго здание Национального банка. В 1906 г. учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Ю. М. Пэна, затем переехал в Петербург (его отец «швырнул под стол 27 рублей») и в течение двух сезонов занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Также он участвовал в российских выставках: «Мир искусства», 1912, Санкт-Петербург «Ослиный хвост», 1912, Москва «Мишень», 1913, Москва.
Ползал и подбирал. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее «выпуклые чёрные глаза». Им больше никто не нужен. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной.
Но его радость была недолгой. В 1911году Шагал на полученную стипендию едет в Париж, где продолжает учиться и знакомится с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее «выпуклые чёрные глаза»., бабушки художника со стороны отца), которые к тому времени жили в местечке Лиозно в 40км от Витебска. Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве.
По заказу израильского правительства он оформил здание парламента в Иерусалиме. В начале 1919 года организовал и возглавил Витебскую народную художественную школу. Вместе со своей семьей он уехал в Латвию, а оттуда – в Германию.
С 1907 по 1908, Шагал занимался в школе Общественного поощрения художеств, одновременно с этим на протяжении всего 1908 года он также посещал уроки в школе Е. Н. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». Большие, выпуклые, чёрные. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня.
25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой22. Над городом в небе летят мужчина и женщина. В 1911 – 1913 годах работы Шагала выставлялись в Осеннем салоне и Салоне Независимых в Париже, в галерее «Дер штурм» в Берлине. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк)— принцип, которому он остался верен до конца жизни. В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет.
Шагал потом всю жизнь называл Винавера своим вторым отцом. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Это мои глаза, моя душа. Последовавший затем «русский период» (1914 – 22) был временем обобщения накопленного опыта. С 1950-х гг. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. В июле 1941 года, когда над ним нависла угроза концлагеря, Шагал с семьей перебрался в США, проведя несколько лет в Нью-Йорке или его окрестностях.
Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала. Но создать настоящую семью с ней не получилось, они расстались через три года. — я тоже.
С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. Большие, выпуклые, чёрные. На одной из знаковых работ того периода он изобразил комнату в Витебске, за окном которой виден Париж или, как его назвал художник, «второй Витебск». Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу.
Но запомни: денег у меня больше нет. Высылать ничего не буду. Эти полотна были написаны в манере неопримитивизма.
Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». Давал кому-нибудь слово, но, заранее зная, что скажет оратор, бесцеремонно перебивал его.
Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. )1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). С 1953 по 1956 год Шагал много рисовал виды Парижа, не забывая при этом родной Витебск.
Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1314, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1516. В 1920 году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. И я понял: это моя жена. У художника появились последователи. Она молчит, я тоже. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Он стал работать в знаменитом доме La ruche («Улей»), где было 140 ателье-студий, которые за символическую плату сдавались начинающим художникам и литераторам.
Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Художника постигло оглушительное горе – от сепсиса в Нью-Йоркской больнице скончалась его жена Белла. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк.
Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги— отец швырнул их под стол. Большие, выпуклые, чёрные.
В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. С собой он взял картины «России, ослам и другим», «Посвящение невесте» и «Посвящение Христу (Голгофа)». Решено. Светлую мастерскую Шагала на последнем этаже «Улья» посещали в разное время Бакст, Винавер, Блез Сандрар, Гийом Апполинер и на то время никому не известный журналист Анатолий Луначарский.
Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию.
Как-то раз вернувшись из командировки Шагал с удивлением обнаружил на родной школе вывеску «Супрематическая академия». «Всё покрылось тьмой». Ползал и подбирал. Эту картину очень ценит папа Римский Франциск.
Во Францию Шагал вернулся в 1948 году. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. На его левой руке, указывающей на полотно, семь пальцев.
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Так художник изобразил свой союз с Беллой Резенфельд. В 1964году Шагал расписывает плафон парижской Гранд Опера по заказу самого президента Франции Шарля де Голля, в 1966году создает для Метрополитен Опера в Нью Йорке два панно, а в Чикаго украшает здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года» (1972). Летом 1914года художник приехал в Витебск1, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.
Картина похожа на сказку с её цветными пятнами домов, выполненная в тёплом колорите. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. В 1914 г. Шагал возвращается в Витебск. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916 и др. ), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и другие). Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли». Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887.
На формирование художника большое влияние оказали А. Модильяни, П. Пикассо. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). В 1967 году участвовал как художник в постановке «Волшебной флейты» Моцарта в том же Метрополитен-опера. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие.
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Далее следуют «Семья» или «Святое семейство», «Портрет моей невесты в черных перчатках» (1909 год). Октябрьскую революцию 1917 года Шагал воспринял с энтузиазмом.
Столица империи представлялась ему землей обетованной. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Это мои глаза, моя душа.
Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Там было человек пятьдесят сирот.
Она молчит, я тоже. В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск. Он написал сотни полотен. Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности. В городе же я стал знаменитостью и успел выпустить не один десяток художников». С какой радостью художник воспринял новость об освобождении Парижа в 1944-ом.
Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. В 20-е – 30-е годы выставки картин Марка Шагала прошли в Берлине, Брюсселе, Париже, Нью-Йорке, Кельне, Амстердаме, Праге, Базеле и других городах. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.
Это мои глаза, моя душа. В 1920 году переехал в Москву, где художником работал в Еврейском камерном театре.
Она молчит, я тоже. Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже – Х. Сутин и другие. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости.
На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам. И отец будущего художника, Хацкл-Мордхэ (по-русски Хацкель-Мордух) и его мать, Фейгэ-Итэ, происходили из местечка Лиозно и значительную часть детства Марк Шагал провёл в доме своего деда в этом местечке. Шагал уехал с семьёй в Москву. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Им созданы фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне, керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси, витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе, витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме, плафон в парижской опере, мозаичные панно для здания ООН и «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, мозаика «Четыре времени года» для здания банка в Чикаго.
Летящая пара, пожалуй, любовники, бегущие из спящего утреннего города. Летом 1915 года состоялось бракосочетание Марка Шагала и Беллы Розенфельд (1892. В столице, на которую Марк возлагал большие надежды, его ждало разочарование. В Литве в 1922 году проходит выставка русского художника, откуда он переезжает в Германию. Художественные приёмы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора.
Ползал и подбирал. В те годы Шагал написал такие картины, как «Мертвец» (1908) и «Невеста в черных перчатках» (1909). Белла происходила из семьи состоятельных витебских ювелиров. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1.
Согласно другой версии, они познакомились, когда Ида искала для него переводчика с английского (художник в самом деле плохо говорил по-английски). Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. В Петербурге написал свои знаменитые «Похороны» (с покойником, лежащим на тёмной улочке города) и «Рождение». продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. На бледном лице сияют глаза.
— я тоже. И я понял: это моя жена. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Их переполняют эмоции.
В 1909—1911г. Часто он писал автопортреты, несколько раз участвовал в парижских художественных салонах.
Марк Захарович Шагал (1887 – 1985) родился в Витебске в семье приказчика, был старшим из девяти детей.
Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. В картине преобладает цветовая гамма, со взятым за основу цветом слоновой кости. В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». Но настоящим достижением стало открытие Школы искусств.
С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. В 1907 году Шагал приехал в Петербург и поступил в школу при Обществе поощрения художеств, а затем в частную студию Е. Званцевой, где преподавали Л. Бакст, М. Добужинский. Большие, выпуклые, чёрные. Одновременно работал ретушером в фотоателье.
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Сандрар придумал название для знаменитой картины «России, ослам и другим». Летом 1914 года Марк Шагал приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными. В них – неудержимое желание летать. Пара изображена на возвышении, дома остались внизу.
В Париже художник знакомится с издателем Амбруазом Волларом. На бледном лице сияют глаза. Все это время художник продолжал работать над картинами, задуманными еще в Европе., бабушки художника со стороны отца), которые к тому времени жили в местечке Лиозно в 40 км от Витебска. Большие, выпуклые, чёрные. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол.
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. После этого они приступили к новому проекту – изданию «Басен» Жана де Лафонтена с иллюстрациями Шагала в стиле XVIII века. Характерным произведением этого периода стала картина «Перья и цветы» (1943). Именно тогда Шагал начал демонстрировать и развивать свою уникальную художественную технику, зачатки которой проявлялись еще в Петербурге.
Наряду с другими авангардистами – кубистами, экспрессионистами, примитивистами и многими другими – он был отнесён к так называемым «дегенеративным» художникам. Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Картины Шагала наполнены радостной безмятежностью (Над городом, 1914 – 1918, Третьяковская галерея) или трагическим предчувствием беды, катастрофы (У времени нет берегов, 1930 – 1939, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей— единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно. Художник с радостью принял предложение и в сентябре 1913 года выехал в Берлин. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни.
Летом 1914года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Она смотрит— о, её глаза. — я тоже. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Вишистское правительство постановило, что «Моисей Шагал, художник, российский еврей, получивший французское гражданство в 1937 году интереса для французской нации не представляет». Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С 1900 по 1905г Марк учился в Первом городском четырехклассном училище.
Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». Сам знаешь. Затем следует Вторая мировая война. В 1964 году Шагал расписал плафон парижской Гранд Опера.
Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок. Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира. В результате в 1948 году были изданы «Мертвые души», в 1952-м – «Басни», а в 1956-м – Библия. По словам самого Шагала, едва взглянув на Беллу, он сразу понял, что это его жена. Высылать ничего не буду. В семье мелкого торговца Захара (Хацкеля) он был старшим из десяти детей.
В 1920году Шагал уезжает в Москву и по рекомендации А. М. Эфроса устраивается работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. Он принимает участие в художественном оформлении театра: сначала рисует настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. В 1909—1911г. Его выставки прошли в ряде городов США. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. Город стал для него воплощением радости и света.
Не терпелось, чтобы все заработало. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался». А. С. Пушкина свои работы. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Художник продолжал иллюстрировать книги, писал фрески и делал витражи для соборов и синагог. Летом 1914года художник приезжает в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу.
Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. В 1920году Шагал уехал в Москву, поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределённый срок. Издатель предложил живописцу сделать иллюстрации к французскому изданию произведения Гоголя «Мертвые души». Тея вмиг стала мне чужой и безразличной.
Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Марка Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм. Однако продержался он не слишком долго. Он скончался на 98-ом году жизни в Сен-Поль-де-Вансе, где и был похоронен. В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.
Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок. Рассматривая картины Шардена, Фуке, Рембрандта, он намечает для себя новый путь. На бледном лице сияют глаза. И вот их-то я учил рисованию. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда).
Но запомни: денег у меня больше нет. В центре картины произошло настоящее таинство — только что родился человек. Она смотрит— о, её глаза. Спустя несколько лет Белла умирает от заражения крови. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. У ног Иисуса стоит зажженный семисвечный светильник.
Леон Бакст тогда был самым модным театральным оформителем и Шагал стал частым посетителем его художественной студии. Большие, выпуклые, чёрные. Летом 1914года художник приезжает в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже.
В 1944 году умерла жена Шагала. В 1909—1911г. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Шагала стали: «Я и моя деревня», 1911 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 годы (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 год (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и другие. — я тоже.
Затем Шагал с Волларом приступили к созданию иллюстрированной Библии. Первой, написанной Шагалом, картиной стало полотно «Покойник» («Смерть») (1908), которая ныне хранится в Париже в Национальном музее современного искусства. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Сам знаешь. Она смотрит— о, её глаза.
В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). В 1918 году разработал проект праздничного оформления улиц и площадей города к годовщине революции. Там он проучился 2 месяца. Работу он получил по рекомендации А. М. Эфроса. Единственный положительный момент он видел в том, что ему удалось избежать воинской повинности. отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России.
Картину можно рассматривать очень долго и каждый раз добавлять к увиденному новые детали. Картина передаёт мечтательный образ живописца, в ней и реальность и воображение. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге.
Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Примечательной работой раннего периода его творчества является картина Смерть, которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок. В конце концов, в 1909 году Шагал решил вернуться в родной Витебск. Искусствоведы связывают развитие немецкого экспрессионизма в те годы в том числе с живописью Шагала. Так как стипендии хватало в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников.
В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. Его освещает яркий луч света. В 1915 году художник женился на Берте (Белле) Розенфельд, с которой познакомился еще в Петербурге. К первой годовщине Великой Октябрьской Революции ему поручили украсить город. Кроме того, необходимо было искать средства.
Годы в Санкт-Петербурге он впоследствии назовёт потерянными. Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года.
В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой.