Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». Все было сказкой для него. Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». Беспокойство пронизывает всю картину. Скептицизм персонажей Ватто поистине универсален. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Антуан Ватто.
Немилова. Расцвет творчества Ватто был непродолжителен. Весной Ватто стало хуже. Здоровье Ватто ухудшалось.
С большим трудом ему удалось выбиться в подрядчики и своим, таким трудом давшимся, достатком он очень дорожил. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. Но незадолго до его появления на свет эта провинция была завоевана французами. В 18-летнем возрасте, вопреки воле отца, Антуан покинул отчий дом и отправился пешком в Париж, где устроился подмастерьем в мастерской живописи, расположенной на мосту Нотр-Дам.
1709, Нант, Музей изящных искусств «Военный роздых», ок. Что же мы видим на картине. Одна из самых знаменитых картин Ватто, выдающийся пример взаимопроникновения и перевоплощения театра и реальности, – Паломничество на остров Киферу (1717), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург. Кроме портретных набросков, мастер часто делал пейзажные зарисовки. Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869).
Весной Ватто стало хуже. Персонажи словно подчиняются «видимой» музыке — волнами подымающиеся и падающие линии, объединяющие все шествие, почти танцевальные движения пар, паузы, чередования цветовых пятен создают ощущение слышимой мелодии. Друзья подыскали ему в предместье пустовавший дом на краю городка Ножан-сюр-Марн, где ничто не напоминало о духоте и сутолоке столицы.
Первый художник рококо, первый изобразитель элегантного парижского света. 7. При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника. (1684–1721)Жан Антуан Ватто (Watteau, Jean-Antoine) (рис. 1) (1684 — 1721 гг. ), французский художник (рис. 1), один из крупнейших художников рококо. Герой смотрит на зрителя с щемящей грустью и какой-то странной серьезностью.
На театральной сцене извечный мученик итальянской комедии Пьеро. В Люксембургском дворце Ватто изучал картины П. П. Рубенса. 11.
Последнее обстоятельство дало молодому Ватто возможность познакомиться с шедеврами мирового искусства – в частности, с рубенсовской "галереей Медичи" ("Жизнь Марии Медичи"). Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. Они рождают радость, ощущаемую и самим художником и зрителем, которому она передается.
Антуан был вторым из четырёх сыновей в семье. «Посмертная судьба» Ватто была переменчива. С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640 – 1702), мастеру незначительного дарования. Ватто был, по большому счету, самоучкой.
По словам Жана де Жюльена, одного из друзей и первых биографов художника, «Ватто, которому в то время было лет десять-одиннадцать, учился с таким увлечением, что через несколько лет наставник уже перестал ему быть полезен ибо не мог должным образом руководить им». В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания»22. Здесь же началась и его трепетная любовь к природе. Тот самый, кому достаются извечные пощечины и подзатыльники. Одно из самых больших своих произведений.
Ватто не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 года и позже) к просветлённому золотистому колориту «Паломничества на остров Киферу» (рис. 4) (1717), а в последние годы — к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм («Вывеска Жерсена», 1720). В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа.
Почти все картины Ватто небольшого размера. Наш герой закончил свою работу только через пять лет. И декоративные работы и крупные полотна — «Паломничество на остров Киферу» (1717) и прославленную «Вывеску Жерсена» (1720) отличают типичные для Ватто черты: изумительная живопись, трепетная и нежная тончайшая гамма мимолетных настроений виртуозное композиционное мастерство — мастерство режиссёра, внезапно остановившего превосходно продуманное театральное действие в самый важный момент драматического развития взаимоотношений и характеров персонажей. В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины Венецианский праздник (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), Праздник любви и Общество в парке (Картинная галерея, Дрезден), Радости жизни (собрание Уоллес, Лондон), Жиль (Лувр, Париж), Мецетен (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена (Картинная галерея, Берлин-Далем). «придворное» направление эпохи Людовика XIV практически изжило себя.
Временное улучшение самочувствия живописца продлилось до лета следующего года. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда»4. Между его искусством и жизнью явное противоречие, он не был ни французом, ни любителем граций. Перед ним – зрители, позади-актеры, но он абсолютно одинок. При посредничестве Сируакомм.
Как правило, он пользовался сангиной и сочетал её со свинцовым или итальянским карандашом (черным мелом), что позволяло и в рисунке добиться живописных эффектов (сангина дает теплый тон, а карандаш – холодный) и особо трепетной фактуры в сочетаниях тонкой силуэтной линии и подчеркнуто рельефной растушевки. Обыкновенно на написание такой картины отпускалось два года. Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». Иконография «галантных празднеств» («fetes galantes») восходит к «садам любви» известным еще с эпохи средневековья.
К этому времени Ватто уже обрел известность и даже славу – заказы сыпались на него один за другим (возможно, вот таким образом он так долго писал "академическую работу"). В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа.
Четвертый ребенок в небогатой семье, Жан Антуан мог и не проявить своих талантов. Ватто словно вновь возрождает красоту. Как отмечает Н. Л.
Немилова.
Учение у живописцев Клода Жилло (1703–1707/08) и Клода Одрана (1708–1709) способствовало пробуждению интереса Ватто к театру и декоративному искусству. Историческая живопись, занимавшая высшее положение в иерархии жанров, не увлекала Ватто. Жанр галантных празднеств представляет собой сценки с модно одетыми дамами и изящными кавалерами на фоне природы. Отец его был потомственным работягой — кровельщиком, скупым, черствым и грубым. Однако в отличие от парковых идиллий рококо «сады любви» Ватто олицетворяют не просто праздник прекрасной природы, в красочно утонченных полотнах зыбкая поэзия чувств и размышлений о человеческом бытии на земле окрашена в проникновенно печальные лирические интонации.
Друзья называли его "холодным" и "бесстрастным". Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену»комм. Люксембургский – сад место свиданий светского бомонда.
Однако сюжеты, наиболее полно отвечающие вкусу самого Ватто, – это образы персонажей итальянской комедии (Жиль, Лувр Мецетен, Нью-Йорк, музей Метрополитен) и галантные празднества. Лишь Пьеро стоит во весь рост, как кроткий воин перед вражеской амбразурой. Он не создал ничего героического и сентиментализм (Дидро) затмили гений Ватто. Ватто принимал участие в выполнении декоративных заказов Одранакомм. Одна из самых знаменитых картин Ватто, выдающийся образец взаимопроникновения и перевоплощения театра и действительности, – Паломничество на остров Киферу (1717), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург.
В мире грез художника нет места пошлости реальной жизни. Он любит создавать костюмированные портреты, как в картине В костюме «Меццетена» (Лондон, Коллекция Уоллес), на которой изображен Сируа в окружении супруги и хорошеньких дочерей, головки которых часто встречаются рисунках Ватто, особенно Марии Луизы, ставшей супругой Жерсена — автора первого каталога произведений Ватто (1736).
Друзья называли его «холодным» и «бесстрастным». Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах. Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными. Последнее обстоятельство дало молодому Ватто возможность познакомиться с шедеврами мирового искусства — в частности, с рубенсовской «галереей Медичи» («Жизнь Марии Медичи»). Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой.
Это было сделано его друзьями или заказчиками и то уже после смерти мастера. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин. Ватто увлекает написание сцен из театральной жизни.
Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха» – недавно умершего Людовика XIV. Поэтическое очарование отличает и рисунки Ватто выполненные обычно сангиной либо в три цвета (мел, сангина итальянский карандаш) и запечатлевшие разнообразные типы французского общества начала XVIII века легкие штрихи и волнистые линии воссоздают в них нюансы пластической формы, движение света, эффекты воздушной среды. Колорит и свободный стиль Рубенса оказали большое влияние на живописца, хотя, конечно же, по духу Рубенс не был его художником. Именно с этого момента пейзаж начинает занимать все более важное место в картинах Ватто. Вероятно, в 1714 году Ватто принял предложение Кроза поселиться в его парижском особняке. Именно с этого момента пейзаж начинает занимать все более важное место в картинах Ватто.
Родился в Валансьенне в 1684. Не видно, что он от этого страдает. Ватто стал его учеником. – "Тягости войны" и "Военный роздых" относятся к числу лучших картин этой серии.
В частности, он всегда делал прекрасные, очень точные наброски. Ватто был, по большому счету, самоучкой. Наряду с этим Ватто очень привлекал театр. Его имя в основном ассоциируется с типом картины, который он сам изобрёл, — «галантное празднество», где изысканно одетые молодые люди предаются веселью в восхитительной, романтической пасторальной обстановке.
Кроза). Эта серия, как и подавляющее большинство произведений Ватто, не имеет авторских датировок и определяется специалистами периодом 1710 – 1715 годов.
Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками. В его рисунках исполненных сангиной или в технике «трех карандашей» (сангина, уголь и мел) или бистром с размывкой кистью, чувствуется утонченная культура рисовальщика XVIII столетия. Классицизм сдавал свои позиции, с ним уходили в прошлое тенденции и мода.
Расцвет творчества Ватто был непродолжителен. Сын кровельщика.
Друзья называли его холодным и бесстрастным. Немилова. Его глаза не выразительны, руки красные и костлявые.
У творческой молодежи появились новые ориентиры (например, героические полотна Давида) и почтения к старым мастерам она не испытывала. 1710, Музей изобразительных искусств им. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда». Жерен, автор алтарных образов в местных церквях. И декоративные работы и крупные полотна— «Паломничество на остров Киферу» (1718) и прославленную «Вывеску Жерсена» (1720) отличают типичные для Ватто черты: изумительная живопись, трепетная и нежная тончайшая гамма мимолетных настроений виртуозное композиционное мастерство— мастерство режиссёра, внезапно остановившего превосходно продуманное театральное действие в самый важный момент драматического развития взаимоотношений и характеров персонажей.
Сравнительно редко Ватто обращался к изображению современной ему жизни («Бивуак», около 1710, ГМИИ «Савояр с сурком», 1716, Эрмитаж, Санкт-Петербург), внося в него особую интимность и лирическую взволнованность. В статье «Философия Ватто», позднее включенной в первый том сборника «Искусство XVIII века» Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто – великий поэт восемнадцатого века. Весьма любопытны обстоятельства приема Ватто в "полные члены" Королевской академии. Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869).
Рядом с городом угольные копи, мутная дымка постоянно висит в валансьенском небе, а ветер приносит не дыхание моря, как прежде, но горьковатый запах шахт. Живопись картины, говоря словами влюбленного в искусство Ватто Александра Бенуа, «искристая, нежная по оттенкам, прозрачная по колерам, ласковая и гибкая по письму». 3, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей6. В 1719-20 тяжело больной художник посетил Англию (возможно, надеясь на советы английских врачей), где пользовался большим успехом впоследствии искусство Ватто оказало значительное влияние на английскую живопись середины — второй половины 18 века.
Человек он был не красивый и озлобленный. С 1707-08 работает у Клода Одрана, резчика по дереву. Немилова. Около 1702 года приехал в Париж, в юности работал как копиист. Во многом Ватто остался художником одной картины, принесшей ему славу и известность – «Паломничество на остров Киферу».
Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства. Кроме портретных набросков, мастер часто делал пейзажные зарисовки. В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных». Его ранние работы – сцены в тавернах изображения бивуаков и военных лагерей, написанные во фламандской традиции, – обладают качествами, предвосхищающими зрелый манера мастера.
Это типичные образцы стиля рококо. Нелепая поза делает его фигуру мешковатой и скованной.
Ватто не стоял на месте, он пробовал себя в разных жанрах. Вместе с учителем Антуан много работает над орнаментальными росписями, приобретая свойственную ему в дальнейшем легкость и точность рисунка. Здесь же началась и его трепетная любовь к природе. В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694 – 1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. Но, глядя на небольшие полотна Ватто, со всей полнотой чувствуешь магию искусства XVIII века с присущей ему тонкостью ощущений «шарма жизни» (именно так назвал один из «галантных праздников» художник) и, одновременно, каких-то печальных ее нюансов.
2. Подлинная душевная тоска отделяет его от людей, ожидающих легкого, незамысловатого веселья. Особенно много таких зарисовок относится к тому периоду, когда он жил в поместье Кроза неподалеку от Монморанси. Он просто один и все.
В 1719-20-е годы посетил Англию. Все свои наброски (выполненные, как правило, мелом – черным, красным и белым) Ватто аккуратно сохранял, подшивая в альбомы. Жизнь художника, однако, оказалась короткой, он скончался от чахотки на 37 году жизни. 14, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»комм.
Здесь же происходит знакомство с местным сорокалетним скульптором Антуаном Патером, для которого 25-летний Ватто уже был парижской знаменитостью и которого Патер просит стать покровителем для своего 15-летнего сына Жана-Баттиста, начинающего живописца. Мальцева: «Галантные празднества Ватто проникнуты скрытым, едва ощутимым душевным движением, противоречивыми настроениями, в них звучат то нежные, то лукаво-иронические, то печальные интонации, то поэтическая мечта о недосягаемом прекрасном, то неверие в искренность героев. Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого «галантными празднествами».
Одран был не только преуспевающим художником, но и хранителем Люксембургского дворца. Мягкое освещение летнего дня подчеркивает спокойствие обстановки". При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулез. Одран был не только преуспевающим художником, но и хранителем Люксембургского дворца.
Его первым учителем был, возможно, Ж. А. На полотнах «Перспектива» (1715, Бостон, Музей изящных искусств), «Елисейские поля» (Лондон, Коллекция Уоллес), «Общество в парке» (Берлин, Государственные музеи) вряд ли изображены статисты, как утверждал один из биографов художника. Они суховаты и по живописному исполнению. Искусство Ватто получило широкое распространение и в других странах: в Англии благодаря Мерсье (приблизительно до 1740) в Испании благодаря Кийару, не считая многочисленных подделок создававшихся в середине XVIII в Париже для прусского двора. Это гармоничное сочетание элементов бытового, театрального и декоративного и обусловило неподражаемую манеру Ватто.
Расцвет творчества Ватто был непродолжителен. Мальчик оказался на редкость способным и учился с огромным удовольствием.
Согласно этой версии, Метейе выдавал себя за способного театрального декоратора и в первое время своего пребывания в Париже Ватто работал под его руководством для театра. Ватто был, по большому счету, самоучкой. И почти все дома в нём выстроены заново. В 1721-м, 18 июля, выдающийся мастер живописи скончался в возрасте неполных 36-ти лет. Перед нами обратный процесс.
1715, Лондон, Галерея Уоллес), «Итальянские комедианты» (1716-19, Вашингтон, Национальная галерея) он использовал зарисовки понравившихся поз, жестов, мимики актеров, которые делал в театре, ставшем для него пристанищем живых чувств. Но эта же стремительность придавала его работам и неповторимое очарование. Декоративная изысканность произведений Ватто послужила основой сложения рококо как стилевого направления (хотя в целом творчество художника далеко выходит за его рамки), а его поэтические открытия были подхвачены уже после смерти Ватто французскими живописцами середины – второй половины XVIII века.
Для художника важно акцентировать в данной сцене какое-то одно чувство, подчинить его выражению «игру» всех персонажей. В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». Антуан Ватто родился во фламандском городе Валансьенне, вскоре отошедшем к Франции, в восемнадцать лет пешком пришел в Париж, без денег, без работы, без покровителей.
Дрожат верхушки деревьев, в солнечном закате все покрыто серебристой дымкой. Во времена Ватто, когда формировалась утонченная культура рококо, художники были более свободны в поисках идеалов прекрасного, чем в середине и второй половине столетия, когда в ранг моды, а затем и постулата была возведена рационалистическая теория подражания античности. На рубеже 1720-х годов Антуан Ватто посетил Великобританию. 1710. А вот самая знаменитая из картин Ватто «Жиль».
Умер Ватто в Ножан-сюр-Марн 18 июля 1721. Слишком прельстителен сотворенный им мир, где задумчиво улыбающиеся, покорные воле судьбы дамы и кавалеры совершают, будто под церемонные мелодии ныне забытых менуэтов, меланхолические прогулки мимо тусклого мрамора статуй и балюстрад, между рядами стройных деревьев, вдоль ручьев с искусственными водопадами где нежные переливы шелка так хороши на фоне бледной листвы или по-театральному живописного в золотистых облаках вечернего неба.
В период 1712-19 гг. Ватто не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних работ к просветлённому золотистому колориту пленэрных «галантных» сцен, а в последние годы – к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм («Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена», 1720, Государственный музей, Берлин). Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена. Около 1702 приехал в Париж, работал как копиист.
Жанр галантных празднеств представляет собой сценки с модно одетыми дамами и изящными кавалерами на фоне природы. Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630 – 1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде.
Писал пейзажи, маскарады в духе К. Жилло, портреты итальянских актёров, праздники в парках, заботясь больше о настроении, эмоциональном и живописном богатстве сцены, чем о скрупулёзном портретном сходстве или торжественном величии. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин. Последнее обстоятельство дало молодому Ватто возможность познакомиться с шедеврами мирового искусства – в частности, с рубенсовской галереей Медичи (Жизнь Марии Медичи).
Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. Элемент театральности привносят в «галантные праздники» парковые скульптуры нимф и Венер, трактованные, порой, гротескно и напоминающие фигуры живых людей, наблюдающих за происходящим. В полотнах «Актеры французского театра» (ок. Знаменитые братья Гонкуры писали о художнике в 1856 году: «Ватто – великий поэт восемнадцатого века.
Ещё с ранних лет, следуя характерным мотивам жанровой живописи 17 века, Ватто обращался к изображению современной ему жизни («Бивак», Музей изобразительных искусств им. Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. Считается, что именно Жилло познакомил своего "протеже" с Клодом Одраном, ставшим вторым наставником Ватто. Рисунки.
В 1702 году Ватто отправился в Париж, открывший перед молодым провинциалом большие возможности самосовершенствования. Поэтическое очарование отличает и рисунки Ватто, выполненные обычно сангиной либо в три цвета (итальянский карандаш, сангина, мел) и свидетельствующие о его острой наблюдательности и глубоком изучении натуры. 18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. Само слово «галантный» в русском языке не имеет внятного и односложного эквивалента. К этому времени Ватто уже обрел известность и даже славу — заказы сыпались на него один за другим (возможно, вот таким образом он так долго писал «академическую работу»).
Дух театрального перевоплощения присущ и портретам Ватто. Он смотрел на нее восторженными глазами деревенского парня, пришедшего в большой город. 15.
Возвращаясь к Ватто-живописцу, отметим его особенное умение передавать фактуру ткани, а также удивительную способность писать лица своих персонажей живыми, на глазах меняющими выражение. О происхождении матери художника – Мишель Ларденуа (1653 – 1727), сведений не сохранилось. У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями»14. 1710. Три самых крупных собрания рисунков Ватто (Стокгольм Британский музей Лувр) свидетельствуют о виртуозном владении сангиной и углем, которые в большинстве случаев накладывались на тонированную бумагу.
Беспокойство пронизывает всю картину. Учение закончилось довольно скоро и было абсолютно бесполезным. Между персонажами Капризницы – кавалером и дамой, по-видимому, произошла размолвка.
Весьма любопытны обстоятельства приема Ватто в полные члены Королевской академии. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой.
Однако сюжеты, наиболее полно отвечающие вкусу самого Ватто, – это образы персонажей итальянской комедии (Жиль, Лувр Мецетен, Нью-Йорк, музей Метрополитен) и галантные празднества. Учился Ватто у таких мастеров, как К. Жилло и К. Одран. В 1717 году художник представил в Академию большое полотно «Паломничество на остров Киферу» (Лувр, Париж) картина отличается виртуозным владением живописной техникой, передающей богатую гамму мимолётных настроений.
Удри заимствовал его театральные сюжеты (декорации для Фагона 1725: Итальянские комедианты в парке частное собрание). В 1720 году он вкладывает значительную сумму в акции Лондонской компании южных морей, которые молниеносно вознеслись до небес и также молниеносно лопнули. В некоторых из них сказалось увлечение фламандской живописью, знание работ французских мастеров «большого стиля».
20 Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века. Известно, что эта картина должна была служить вывеской в кафе. Его коллекция голландской живописи поразила Ватто. Колорит и свободный стиль Рубенса оказали большое влияние на живописца, хотя, конечно же, по духу Рубенс не был «его» художником.
В этой работе была показана жизнь Антуана Ватто, как одного из крупнейших художников рококо и создателя своего типа картин «галантное празднество». Ему принадлежит ряд полотен на религиозные (Святое Семейство, 1716—1717, Париж, Лувр) и мифологические сюжеты (Юпитер и Антиопа, ок. Наверняка, ему были хорошо знакомы приступы ипохондрии и неуверенности в себе. Но при этом он не испытывал обычных для дилетантов (даже и для очень талантливых дилетантов) затруднений. Ватто писал взахлеб.
Неизлечимый недуг сделал его необщительным мизантропом. Но вовсе не это мешает встрече с Ватто. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого галантными празднествами.
Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена. Ватто быстро превзошел в мастерстве своего учителя и ок. Здоровье Ватто ухудшалось. Стоящий актер – это Жиль, как называли во Франции грустного Пьеро из комедии масок. К. Жилло предпочитал писать сельские сюжеты, театральные сцены, деревенские праздники.
Это типичные образцы стиля рококо. Кто был покровителем Ватто, неизвестно, не сохранились ни его эскиз, ни окончательная картина.
Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное»41. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. Шекспировское «какая-то в державе датской гниль» ощущается в оранжерейном мире героев Ватто, но не с гамлетовским трагизмом, а с оттенком насмешливого фатализма. Одновременно он продолжает копировать и изучать произведения старых мастеров. В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. Отец Антуана – Жан Филипп Ватто (1660 – 1720), потомственный кровельщик, выбившийся в подрядчики, отличался грубым нравом, за что не раз бывал под судом.
Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное». Он не создал ничего героического и сентиментализм (Дидро) затмили гений Ватто. И почти все дома в нём выстроены заново. Знаменитые братья Гонкуры писали о художнике в 1856 году: "Ватто – великий поэт восемнадцатого века.
«То была прекрасная эпоха», — хочется сказать, глядя на них, словами Шарля Бодлера, наряду с братьями Гонкур по достоинству оценившего искусство забытого художника, предвосхитившего эстетические искания XIX столетия. И декоративные работы и крупные полотна— «Паломничество на остров Киферу» (1717) и прославленную «Вывеску Жерсена» (1720) отличают типичные для Ватто черты: изумительная живопись, трепетная и нежная тончайшая гамма мимолетных настроений виртуозное композиционное мастерство— мастерство режиссёра, внезапно остановившего превосходно продуманное театральное действие в самый важный момент драматического развития взаимоотношений и характеров персонажей.
В созданном Ватто жанре «галантных празднеств» он впервые представил мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, которые порождены ощущением несоответствия мечты и реальности («Венецианский праздник», Национальная галерея Шотландии, Эдинбург «Общество в парке», Картинная галерея, Дрезден «Радости жизни», собрание Уоллес, Лондон «Жиль», Лувр «Мецетен», Метрополитен-музей, Нью-Йорк и др. ). Ватто Антуан (Watteau Antoine, 1684–1721), французский художник и рисовальщик. Действия как такового нет, персонажи статичны их позы нарочиты.
Глубокие размышления Ватто о сущности подлинно высокого искусства, которое он противопоставляет искусству ложно-значительному, парадно-официальному, отразились в картине Вывеска лавки Э. Ф.
Пробыв в Валансьене менее года, Ватто возвращается с ученикомкомм. Окружающий мир был утопией, он смотрел на него глазами мечтателя. (1684 – 1721) Жан Антуан Ватто (Watteau, Jean-Antoine) (рис. 1) (1684 – 1721 гг. ), французский художник (рис. 1), один из крупнейших художников рококо.
1718, Эрмитаж «Меццетен», 1717-19, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать.
На этом предприятии Ватто потерял остатки своих сбережений и ему пришлось с удвоенной энергией приняться за работу. Известно, что художники в дальнейшем старались даже не упоминать имен друг друга. Он не любил работать на заказ, предпочитая свободу замысла и игру воображения. И утонченную роскошь и красивейших женщин он увидит потом у богатого финансиста Кроза. Затем переехал в его же, Кроза, загородное поместье.
– Тягости войны и Военный роздых относятся к числу лучших картин этой серии. В 1708 году Ватто уходит от Жилло и поступает помощником к художнику-декоратору Клоду Одрану. «Надо посмотреть ещё нескольких Ватто, чтобы изучить его приёмы маленький Ватто, которого я повесил, окончательно убедил меня в превосходстве светлых тонов», – запишет в своём Дневнике Эжен Делакруа. Ватто писал "взахлеб". От этого периода сохранилась картина «Сатира на врачей» («Что я вам сделал, проклятые убийцы. », около 1708, ГМИИ), созданная, видимо, по мотивам комедий Мольера в ней уже очевидны свойственные Ватто ирония и театральность, но в целом картину отличают тёмный колорит и некоторая скованность персонажей.
Одна из самых знаменитых картин Ватто, выдающийся пример взаимопроникновения и перевоплощения театра и реальности, – Паломничество на остров Киферу (1717), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург. ВАТТО (Watteau) Жан Антуан (крещён 10. 10. 1684, Валансьен, французская Фландрия – 18. 7. 1721, Ножан-сюр-Марн, близ Парижа), французский художник и рисовальщик, член Королевской Академии Художеств (1717). 1712, Эрмитаж), «Любовь на итальянской сцене» (Берлин, Художественные музеи), «Арлекин и Коломбина» (ок.
Созданный Ватто жанр «галантных праздников» с изображением легких и пластичных, напоминающих изящные танагрские статуэтки фигурок дам и кавалеров на фоне зелени парижских парков, действительно, мало отвечал официальным вкусам уже в середине века. Живописные полотна Ватто создавал без этюдов, пользуясь лишь рисунками. Вероятно, в 1714 году Ватто принял предложение Кроза поселиться в его парижском особняке. Чуть позже художника соблазнил неслыханными барышами некий мошенник, предлагавший вкладывать деньги в безвестную «судоходную компанию» на Миссисипи. Они воплощают в осязательной форме грезы целого поколения.
Ватто писал «взахлеб». Щемящий меланхолический мотив звучит в картине Жиль. Весьма любопытны обстоятельства приема Ватто в «полные члены» Королевской академии. Праздник любви (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. Ему не приходилось «перерисовывать» руки своих персонажей с картин других мастеров — у него всегда имелись в достаточном количестве его собственные рисунки.
Эта живописная элегия Ватто строится не на коллизии, действии (неясно даже, отплытие или возвращение изображено на полотне), но лишь на едва уловимых оттенках настроения, общей поэтической и эмоциональной атмосфере. Но при этом он не испытывал обычных для дилетантов (даже и для очень талантливых дилетантов) затруднений. Однако Ватто наполняет их чувством тоски по недостижимому миру мечты. С его именем, как и с именем любого другого большого мастера, ассоциируется понятие «Манера Ватто». В кротком сиянии покоится земля. В стиле Ватто чувствуются все эти источники, однако, в очень оригинальном сплаве.
Три самых крупных собрания рисунков Ватто (Стокгольм Британский музей Лувр) свидетельствуют о виртуозном владении сангиной и углем, которые в большинстве случаев накладывались на тонированную бумагу. Возвращаясь к Ватто-живописцу, отметим его особенное умение передавать фактуру ткани, а также удивительную способность писать лица своих персонажей живыми, на глазах меняющими выражение. Но эта же стремительность придавала его работам и неповторимое очарование. Между 1700 и 1702 годами Антуан Ватто против воли отца, тайно покидает Валансьен и, не имея никаких средств, пешком добирается до Парижа.
Там же, в гостях у Мариэтта, Жан Антуан встретил своего наставника Клода Жилло. У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета – никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями». Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Как ни странно, первым тягу отпрыска к прекрасному обнаружил его отец, Жан Филипп.
Между персонажами «Капризницы» — кавалером и дамой, по-видимому, произошла размолвка. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. 1712, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658 – 1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца.
В частности, он всегда делал прекрасные, очень точные наброски. Героями многих его картин являются персонажи итальянской комедии дель арте – Пьеро, Арлекин, Скарамуш, Коломбина и др. Любопытно, что он не повесил в Музее Наполеона (так переименовали Лувр) даже Паломничество на остров Киферу — картину, которая была конфискована в числе прочих почетных произведений упраздненной Королевской Академии. Как отмечает Н. Л. – «Тягости войны» и «Военный роздых» относятся к числу лучших картин этой серии.
И он безропотно ждет очередного удара и смотрит перед собой кротко и мудро. И все-таки вершиной его творчества стали работы галантного характера. Затем переехал в его же, Кроза, загородное поместье. А. С. Пушкина «Рекруты, догоняющие полк», ок. В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника.
Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. В зрелый период творчества Антуан Ватто разрабатывает новый тип сюжетов – театральные сцены и галантные празднества (картины Праздник любви, Общество в парке, около 1720, – обе в дрезденской картинной галерее Затруднительное предложение, около 1716, Капризница, около 1718 – обе в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург Меццетен, 1719, в музее Метрополитен, Нью-Йорк Паломничество на остров Киферу, 1717-1718, Жиль в костюме Пьеро – обе в Лувре, Париж), в которых за галантной игрой постоянно повторяющихся персонажей, под маской актера кроется бесконечное разнообразие оттенков поэтического чувства, целый мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденной столкновением мира мечты с реальностью. Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками.
1708, Москва, Музей изобразительных искусств им. Всем академикам было ясно, что работы художника нельзя вписать в рамки какого-либо из уже существующих жанров, что самый его стиль отвергает возможность такого «вписыванья». Легкие и изысканные фигурки персонажей Ватто кажутся без малого бестелесными.
На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины "Венецианский праздник" (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), "Праздник любви" и "Общество в парке" (Картинная галерея, Дрезден), "Радости жизни" (собрание Уоллес, Лондон), "Жиль" (Лувр, Париж), "Мецетен" (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), "Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена" (Картинная галерея, Берлин-Далем). Как отмечает Н. Л. Более традиционен образ скульптора А. Патера (1709, Валансьенн, Музей изящных искусств), отца ученика Ватто Ж. -Б.
Слова о «хрупкости мира Ватто», давно ставшие трюизмом, не утеряли справедливости: это своеобразный искусством созданный мир, соединивший два исторических периода, соединивший связью, которую так легко принять за нарядную рокайльную гирлянду, но за которой ощутимо напряжение туго натянутой, готовой порваться струны. Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполовкомм. Картины Ватто крайне искусственны (любовные театральные сцены), но под их фривольностью подчас скрывается чувство меланхолии, отражающее убеждение художника в том, что все радости плоти преходящи.
Однако сюжеты, наиболее полно отвечающие вкусу самого Ватто, – это образы персонажей итальянской комедии (Жиль, Лувр Мецетен, Нью-Йорк, музей Метрополитен) и галантные празднества. За «Паломничество на остров Киферу» Ватто был принят в члены Французской Академии (1717-18, Лувр, Париж поздняя версия — Шарлоттенбург, Берлин). Полон высокой поэзии печальный и добрый образ наивного простака, героя ярмарочного театра Жиля в костюме Пьеро в полотне «Жиль» (Париж, Лувр). Достоверно известно лишь то, что вскоре после прибытия в Париж Ватто, не имея денег на существование, нанимается в живописную мастерскую на мосту Нотр-Дам, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей.
Само его искусство опровергает эту мысль. Он покинул дом Жерсена. Жиль стоит на переднем плане в забавном костюме. А где-то у ног его деловито копошатся все удачливые герои: арлекины, коломбины, бригеллы.
Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу7), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии. 9. Он начал творить в то время, когда т. н.
Бедный сын кровельщика наблюдает за сутолкой элегантной толпы из высоких окон дворца. Однако успехов Метейе не снискал и спустя несколько месяцев был вынужден вернуться на родину. Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства. Для этого проанализирована его биография, выявлена сущность картин, особенно его личного направления.
Вглядитесь в лицо. «Праздник любви» (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. В зрелую пору сложились особые, связанные общим содержанием типы сюжетов — театральные сцены и «галантные празднества». При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника.
В стиле Ватто чувствуются все эти источники, однако в очень оригинальном сплаве. Позднее Патер говорил, что всем лучшим, чему он в жизни научился, он обязан именно этим немногим драгоценным урокам, продолжавшимся около месяца35. По возвращении в Париж для лавки «Великий монарх», принадлежащей Жерсену, у которого измученный болезнью Ватто попросил приюта, он написал одно из самых знаменитых своих произведений и единственное, которым он был доволен, «Вывеску лавки Жерсена» (1720, Берлин, Художественные музеи).
Мысль стать другим в тягость мучает его. По словам самого Жерсена, «написана она была за неделю, да и то художник работал только по утрам хрупкое здоровье не позволяло ему работать дольше». 1708 поступил в мастерскую декоратора Клода Одрана. Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Он родился во фламандской провинции.
Он не слишком интересовался материальным успехом и брался только за те заказы, которые были ему интересны. Известно, например, что в полотне Перспектива Ватто воспроизвел аллею парка около дома П. Кроза в Монмаранси. Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV.
Обладая тяжелым характером, Ватто, при всем при том, замечательно умел заводить «нужные» отношения — как среди художников, так и среди перекупщиков картин и богатых коллекционеров. Все свои наброски (выполненные, как правило, мелом — черным, красным и белым) Ватто аккуратно сохранял, подшивая в альбомы. «Посмертная судьба» Ватто была переменчива. Мальцева: ««Галантные празднества» Ватто проникнуты скрытым, едва ощутимым душевным движением, противоречивыми настроениями, в них звучат то нежные, то лукаво-иронические, то печальные интонации, то поэтическая мечта о недосягаемом прекрасном, то неверие в искренность героев.
Беспокойство пронизывает всю картину. Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными. – "Тягости войны" и "Военный роздых" относятся к числу лучших картин этой серии. В этой работе была показана жизнь Антуана Ватто, как одного из крупнейших художников рококо и создателя своего типа картин «галантное празднество». Одна из самых знаменитых картин Ватто, выдающийся пример взаимопроникновения и перевоплощения театра и реальности, – Паломничество на остров Киферу (1717), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург. Наш герой закончил свою работу только через пять лет.
Одновременно он продолжает копировать и изучать произведения старых мастеров. 1712 Купание Дианы, 1716 Суд Париса, 1720 все — Париж, Лувр).
Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену». В частности, он всегда делал прекрасные, очень точные наброски. но вскоре вновь попросил о помощи – в Париже ему было трудно дышать. Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». 1715, Лондон, Галерея Уоллес), «Венецианский праздник» (Эдинбург, Национальная Галерея Шотландии) изображают мир мечты с оттенком грусти.
Ватто считается основоположником рококо в живописи. Все свои наброски (выполненные, как правило, мелом – черным, красным и белым) Ватто аккуратно сохранял, подшивая в альбомы. Между персонажами "Капризницы" – кавалером и дамой, по-видимому, произошла размолвка. Так называемые галантные сцены Ватто — «Радость жизни» (ок. Ватто овладел этой тематикой в совершенстве и впоследствии часто придерживался ее. Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполов, а доктору Миду достались «Итальянские актеры».
Обыкновенно на написание такой картины отпускалось два года.
Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму. Вяло опущен рот. Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. Ватто располагает их, как на подиуме сцены в полотнах Любовь в итальянском театре, (после 1716, Берлин, Государственные музеи), Актеры французского театра (ок. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи".
ГМИИ им. Ватто не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 года и позже) к просветлённому золотистому колориту "Паломничества на остров Киферу" (рис. 4) (1717), а в последние годы – к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм ("Вывеска Жерсена", 1720). Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии. Однако Ватто наполняет их чувством тоски по недостижимому миру мечты. Но вовсе не это мешает встрече с Ватто.
13. На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины «Венецианский праздник» (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Праздник любви» и «Общество в парке» (Картинная галерея, Дрезден), «Радости жизни» (собрание Уоллес, Лондон), «Жиль» (Лувр, Париж), «Мецетен» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена» (Картинная галерея, Берлин-Далем). Обыкновенно на написание такой картины отпускалось два года.
Картины Ватто густо «населены», хотя об их сюжетности говорить сложно. Почти все картины Ватто небольшого размера. Ироничная отчужденность, которая всегда сквозит в картинах Ватто придает им оттенок ирреального, фантастического и ускользающего миража. 18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. Тончайшие нюансы человеческих переживаний — иронии, печали, тревоги, меланхолии — раскрываются в его маленьких картинках с изображением одной или нескольких фигур в пейзаже («Лукавница», 1715, Лувр «Капризница», ок.
В 1708 году Ватто уходит от Жилло и поступает помощником к художнику-декоратору Клоду Одрану. В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных»комм. Чувственная край сюжета приглушена и смягчена. В 1710 году, после короткой поездки в Валансьен, Ватто снова живёт в Париже.
Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. Композиция «Паломничества» лишена устойчивости — герои то группами устремляются вглубь картины, то расходятся парами, то вдруг обращаются к зрителю жестами или взглядом.
Богатство эмоциональных оттенков воплотилось в изысканной нежности цветовых сочетаний, трепетной игре красочных нюансов, вибрирующих изменчивых мазков. Друг художника Н. Флейгельс изображен в полотнах «Шарм жизни» (Лондон, Коллекция Уоллес) в образе гитариста и «Венецианский праздник» (1717, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) — танцора. В другой своей картине Уильям Тернер представил мастерскую Ватто вместе с художником, работающим (как гласит название) по правилам Шарля Дюфренуа.
Однако Ватто наполняет их чувством тоски по недостижимому миру мечты. В 1717 г. он был удостоен звания члена Парижской академии. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Одран был не только преуспевающим художником, но и хранителем Люксембургского дворца.
В зрелую пору сложились особые, связанные общим содержанием типы сюжетов – театральные сцены и галантные празднества. Но вскоре выяснилось, что склонности и вкусы Жилло и Ватто во многом не совпадали. Сам жанр «галантных праздников» мог быть навеян работами фламандцев XVII столетия, но они переданы кистью французского художника, тонко чувствующего «шарм» реальной французской жизни начала XVIII столетия. Очевидно, что этот жанр не отвечал дарованию Ватто, в них не заключено то очарование, которое рождают его сценки биваков и «галантных праздников» изображения актеров французской и итальянской комедий, жанровые портреты. Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия»15 вскоре становится одним из близких друзей художника.
Особенным спросом пользовались изображения Николая Чудотворца. В статье «Философия Ватто», позднее включенной в первый том сборника «Искусство XVIII века»42комм. Он не слишком интересовался материальным успехом и брался только за те заказы, которые были ему интересны. "Посмертная судьба" Ватто сложилась довольно удачно.
А. С. Пушкина). При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулезкомм. Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. Английское искусство очень многим обязано Ватто. ВАТТО, ЖАН АНТУАН (Watteau, Jean Antoine) (1684–1721), французский художник и рисовальщик. Впоследствии художник переехал в Париж и жил там до конца своих дней.
Его ранние работы – сцены в тавернах изображения бивуаков и военных лагерей, написанные во фламандской традиции, – обладают качествами, предвосхищающими зрелый стиль мастера. Ватто не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 года и позже) к просветлённому золотистому колориту Паломничества на остров Киферу (рис. 4) (1717), а в последние годы – к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм (Вывеска Жерсена, 1720). Работы Ватто, созданные в Париже, были отражением эпохи.
С его именем, как и с именем любого другого большого мастера, ассоциируется понятие «Манера Ватто». Тогда же Жан Антуан познакомился с редкими полотнами Рубенса и был абсолютно потрясен и обескуражен открывшимися ему образами. А. С. Пушкина), бродячего шарманщика с сурком («Савояр», 1716, Санкт-Петербург, Эрмитаж), эпизодов из солдатской жизни («Бивуак», ок. Она была близка ему по духу. Но француз Ватто воспринимался как нечто недостойное славы Франции. Он покинул дом Жерсена. Патера, тоже уроженца Валансьенна.
Наш герой закончил свою работу только через пять лет. Но эта же стремительность придавала его работам и неповторимое очарование. 12, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров»20. Ранние небольшие жанровые картины — с изображением забавной уличной сценки («Сатира на врачей», ок. Это было последнее временное улучшение.
И это привело к разрыву их отношений. Де Ларок (1672 – 1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия» вскоре становится одним из близких друзей художника. А. С. Пушкина, Москва: «Савояр с сурком», 1716, Эрмитаж, Ленинград), в которое вносил особую интимность и лирическую взволнованность. Кроме портретных набросков, мастер часто делал пейзажные зарисовки.
Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. Круг известных Ватто людей, возможно, запечатлен им и в «галантных праздниках». Искусство Ватто получило широкое распространение и в других странах: в Англии благодаря Мерсье (приблизительно до 1740) в Испании благодаря Кийару, не считая многочисленных подделок создававшихся в середине XVIII в Париже для прусского двора. Одновременно он продолжает копировать и изучать произведения старых мастеров.
Но это не помешало Антуану сохранить уважение и признательность к учителю в течение всей жизни. Но при этом он не испытывал обычных для дилетантов (даже и для очень талантливых дилетантов) затруднений. В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания». В 1717 Ватто присвоено звание академика. В Париж Жан Антуан прибыл в 1700 году и в первые месяцы балансировал на грани нищеты. (Шарден, Ланкре, Патер, Буше, Фрагонар и др. ).
16. Рисунки. Жерсена (1720, Картинная галерея, Берлин-Далем). ГМИИ им. Он постоянно становится жертвой проделок ловкого Арлекино. К этому времени Ватто уже обрел известность и даже славу – заказы сыпались на него один за другим (возможно, вот таким образом он так долго писал академическую работу).
Расцвет творчества Ватто был непродолжителен. Наиболее эффектен образ золотоволосой Цереры, олицетворяющей Лето (1717—1718, Вашингтон, Национальная галерея искусства) из серии полотен на сюжеты Времен года исполненных по заказу П. Кроза. Виды Люксембургского парка не могли не послужить визуальным материалом для последующей живописи Ватто. Этого художника можно назвать основоположником данного стиля.
Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт. Это было последнее временное улучшение. Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах. Как отмечает Н. Л. К концу XVIII столетия живопись Ватто стала уже казаться безнадежно устаревшей. Вместе с учителем Антуан много работает над орнаментальными росписями, приобретая свойственную ему в дальнейшем легкость и точность рисунка. Беспокойство пронизывает всю картину.
Как правило, он пользовался сангиной и сочетал её со свинцовым или итальянским карандашом (черным мелом), что позволяло и в рисунке добиться живописных эффектов (сангина дает теплый тон, а карандаш— холодный) и особо трепетной фактуры в сочетаниях тонкой силуэтной линии и подчеркнуто рельефной растушевки. Обращаясь к мотивам, почерпнутым из современной ему жизни (Бивак, 1710, Музей изобразительных искусств, Москва Савояр с сурком, 1716, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), Ватто вносил в них особую интимность и лирическую взволнованность. Ватто написаны такие известные картины, как «Савояр с сурком», «Затруднительное предложение», «Капризница», «Жиль», «Отдых на пути в Египет», «Квартет» и др. Картины Ватто крайне искусственны (любовные театральные сцены), но под их фривольностью подчас скрывается чувство меланхолии, отражающее убеждение художника в том, что все радости плоти преходящи. Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму.
Работы парижских учителей Ватто, Жилло и Одрана, стали для него образцами утонченного вкуса, проявившегося в создании изысканных арабесок из фигур и растений, отразивших художественные пристрастия – начала 18 в. В изображении театральных сценок он был последователем Жилло. Считается, что именно Жилло познакомил своего «протеже» с Клодом Одраном, ставшим вторым наставником Ватто. Ватто предпочитал маленькие картины, но он был и мастером декоративного искусства, сам делал орнаментальное панно для интерьеров особняков, расписывал дверцы карет, клавесины и веера, что оказало влияние на архитектурный декор рококо. Удри заимствовал его театральные сюжеты (декорации для Фагона 1725: Итальянские комедианты в парке частное собрание).
В 1714 году, приняв предложение Кроз поселиться в его только что отстроенном парижском особняке, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров». Они под надежной защитой кулис. Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства. Отец мальчика отличался крутым и скандальным нравом, за что не раз оказывался под судом, а вот о матери Антуана и трех его братьев, к сожалению, не известно ничего. А. С. Пушкина)13.
Для Виван-Денона Ватто был художником, к которому он питал сугубо личное отношение.