В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее. Для современных посетителей важно знать, где именно в галерее находится Сикстинская Мадонна Рафаэля.
Здесь все решено по-иному. Их можно видеть во многих домах Западной Европы и России. Легкий и доброжелательный характер Рафаэля можно объяснить именно трудной жизнью. Такая трактовка картины отнюдь не метафорична. Предполагается, что «Сикстинская Мадонна» писалась на полотне как хоругвь для надгробия на будущую могилу Папы Римского Юлия II и ангелы внизу картины опираются на крышку гроба.
Так «Сикстинская мадонна» Рафаэля вернулась в Дрезденскую галерею и по сей день привлекает к себе многочисленных зрителей. Годы войны стали трагическими для культурной жизни Дрездена. О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе— Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А. А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский.
Не сразу понимаешь, что «шестой палец» на самом деле – часть ладони святого мученика. «Сикстинская Мадонна» отнюдь не случайно изображена в полный рост. Глядя на нее, у зрителя может сложиться впечатление, что она прошла через все в мире. В. А.
Через узкую расселину они проникли в шахту, где обнаружили замурованный проем, замаскированный аккуратно уложенными слоями песчаника. Давший картине имя святой Сикст имеет портретное сходство с папой Юлием II, по заказу которого Рафаэль написал это произведение. Рафаэль и современность.
Печальная, почти застывшая в своем горе. Казалось, в нем не было ничего. Ответа на вопрос о том, был ли у Рафаэля прототип при создании образа Мадонны, нет. Почему все они находятся за занавесом. Величайшее творение мира Сикстинскую мадонну.
По латыни слово «сикст» означает шесть. Тело папы было выставлено для прощания в правом боковом приделе (часть храма для размещения дополнительного алтаря для богослужения) собора Св. Была написана в Риме, между 1515 и 1519 гг., для церкви бенедиктинского монастыря св. А спустя три года умер его отец. Рафаэль изобразил на своем полотне чудесное видение и совершил, казалось бы, невозможное.
Свидригайлов («Преступление и наказание») вспоминает лицо Мадонны, которую он именует «скорбной юродивой» и это высказывание позволяет читателю увидеть всю глубину его нравственного падения. Богородица выходит из-за кулис и движется по облакам. Они заставляют думать, задавать себе вопросы: «Что изображено. В основе всех его картин, в основе всех его композиций, как живописных, так и монументальных, лежит совершенно архитектурно-конструктивная основа.
Взгляд Марии порожден гениальным талантом Рафаэля. откроют действительно исторические черты обоих этих лиц (то есть Иисуса Христа и Марии). Но в дни войны ящик не мог служить надежной защитой. Здесь у Рафаэля не было предшественников. Культовая картина Рафаэля отмечает свое 500-летие». Что это. Первые упоминания о Дрездене в исторических хрониках относятся к 1206 году.
Даже на уровне малочисленных документов есть разные версии, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. Жуковский говорит о «Сикстинской мадонне» как овоплощенном чуде, как поэтическом откровении и признает, что создана она не для глаз, а для души: «Это не картина, а видение чем дольше глядишь, тем живее уверяешься, что перед тобой что-то неестественное происходит И это не обман воображения: оно не обольщено здесь ни живостью красок, ни блеском наружным. В начале XVI века Рим вел тяжелую войну с Францией за обладание северными землями Италии. Там она пребывает до сих пор.
Сначала «Сикстинская мадонна» находилась в полукруглом хоре монастырской церкви (ныне не существующем) и возвышающаяся фигура Богоматери издалека казалась парящей в воздухе. Этими сложнейшими работами руководил знаменитый советский художник Павел Корин. «Сикстинская Мадонна» и другие шедевральные картины были перевезены в Дрезденскую галерею, которая теперь стала общедоступной для посещения. И этот памятник живописи делает его имя поистине нетленным. Многие знатоки искусства центральным произведением галереи продолжали считать «Святую ночь» Корреджо10.
дукатов. Картина предназначалась для украшения могилы Юлия II, так как римский папа св. Сикст III (432-440), был из семейства Делла Ровера (как и Юлий II). Св. Сикст III и Св. Варвара были покровителями Делла Роверов. После Второй Мировой войны картина попала в Москву, а затем – возвращена Дрездену. Двор саксонских курфюрстов заплатил за нее 20 000 цехинов – немалую по тем временам сумму. 1520 – Умер в Риме. Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой». Многие герои романов писателя характеризуются через их отношение к Мадонне Рафаэля.
Составители: Андреас Хеннинг и Сандра Шмидт. Ее посетители могут судить о высокой оценке, данной полотну сразу после его создания. Зачитавшие до дыр «Код Да Винчи» люди доказывают, что желуди, которыми украшена риза Сикста, прямее некуда намекают на папу Юлия (делла Ровере – фамилия церковника и означает «дуб»). И, однако, зрителя преследует ощущение надвигающейся тревоги. Крупного и тяжёлого младенца держит легко. Создал первых мадонн – «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком».
На самом деле то, что мы воспринимаем как мизинец, – это часть ладони. Мадонне заранее известна судьба ее сына, розовощекого младенца, не по-детски серьезно и прозорливо взирающего на мир с рук матери. Свет этот то еле брезжит, то сияет, то почти сверкает. И это предгрозовое состояние отражается на лице младенца Христа, его лик полон тревоги.
Но для Фёдора Михайловича это была максима и эта максима, несомненно, была связана с произведением Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Мысли о подражании греческим произведениям искусства в живописи и скульптуре. Монахи монастыря святого Сикста ссылались на сложность выплаты долгов обители.
Сикста. Этот вопрос останется без ответа. Настоящая, реальная жизнь в небесах.
Но в 1955 году отреставрированные произведения искусства официально возвратили в ГДР. Пушкина и возвращены Германии, в собрание Дрезденской галереи. История перемещения и продажи картины католическими иерархами, чего они априори (по закону) не имели права делать, также довольно неоднозначна и полна лукавства, впрочем, как и легенды о причине написания шедевра. Мир «Сикстинской мадонны» необычайно сложен, хотя, на первый взгляд, в картине ничто не предвещает беды. Например, в духовном развитии Аркадия («Подросток») глубокий след оставляет увиденная им гравюра с изображением Мадонны.
Недаром Леонардо называл музыку сестрой живописи. Именно наличие внутренних переживаний и тревог у героини является ключевым отличием «Сикстинской мадонны» от других произведений художника. Но бегут-бегут тревожные тени по складкам одежд и драпировок.
и тогда картина не потеряет своей цены, а только изменится ее роль. Так что, по замыслу автора, взгляды Мадонны и младенца устремлены на умирающего Иисуса.
Из раскрытого занавеса сияют лазурно-голубые небеса. К этому времени им было написано уже много картин с изображением Богоматери. Чем же так популярна и так загадочна эта картина.
Ее гравюру и сегодня можно видеть в столовой дома художника В. М.
Изменятся смысл всей картины и сам образ Марии. По сюжету, Мария идет по облаку, неся младенца на руках. К 30 годам Рафаэль достиг неслыханного успеха. Самым восторженным почитателем «Сикстинской мадонны» среди русских писателей был Ф. М. В своем творчестве, в частности в «Сикстинской Мадонне», Рафаэль провозглашает собственное понимание философии истории искусства.
Мария — заступница человеческая — несет навстречу людям своего сына. А. С. За спиной Мадонны, на заднем плане картины я вижу еле заметные лица людей (считается, что это изображенные в виде облаков ангелы).
В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее. Подписал первый контракт – на создание алтарного образа «Коронование св. И. Н. Он приник к материнской груди, но беспокойно всматривается в мир. Русский поэт Н. Огарев говорил о Рафаэле: «Как он понял этого ребенка, грустного и задумчивого, который предчувствует свою великую будущность».
Картина Рафаэля необычайно современна. «Сикстинскую мадонну» внимательно изучали и русские художники. Клубятся облака под ногами Мадонны, само сияние, окружающее ее и богомладенца, сулит бурю. 1512 – 1514 – Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо».
Дверь им открыла седая женщина в скромном черном платье. Находят, что Сикстинская мадонна схожа ДОННОЙ ВЕЛАТОЙ (Дамой с покрывалом). К 1512 году художник уже завершил свое не менее известное произведение— «Афинская школа»— роспись в Станце делла Сеньятура4 в Ватикане и приступил к стенописи Станцы дЭлиодоро, где в 1511–1514 годах создал композиции «Изгнание Элиодора из храма» и «Месса в Больсене». «Фосфорный дождь» выжигал все дотла. Николы из Толентино».
Лишь две мордашки АНГЕЛОЧКОВ лукаво взирают на сотни людей, толпящихся в зале у картины. Один из них, сидя на руках матери, уже предчувствует ее раннюю смерть. Земной владыка, как волхвы перед рождественскими яслями, обнажил свой лоб и перед зрителем предстает почти дрожащий от волнения старичок. Картина была помещена над гробом папы Юлия.
По облакам, как по снегу, легко ступает, приближаясь к нам, прекрасная Дева. Существует два образа Богородицы, которые создал Рафаэль, – «Сикстинская Мадонна» и «Мадонна Седия» (или «Мадонна в кресле»), где она смотрит не на Младенца. Ощущение движения передается складками платья, которые колышутся от ветра. Изображение вписывается в строгий треугольник, что подчёркивается раздвинутыми портьерами «на небесах». 1515 – Был назначен главным хранителем древностей Ватикана. Папа Сикст снял перед ней тиару и бережно поставил ее в углу. Некоторые искусствоведы, кстати, считают, что опираются ангелы на крышку гроба.
Германский национальный музей, Нюрнберг. 10 Антонио да Корреджо (Антонио Аллегри итал. Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин6. Он является идеальным сценографом всех своих творений. Сколько раз, ослепленный любовью, он изображал эту очаровательную головку.
Если для Микеланджело история подобна развивающейся трагедии, то для урбинского мастера история— это exemplum— «пример» (лат. ): концепция повтора, преемственности, взаимосвязи эпох и событий, что соответствует утверждению основных законов диалектической философии. Создается впечатление, что она парит в воздухе на фоне клубящихся вдали облаков. Однако истинным новатором он стал именно в живописи. А в годы Второй мировой войны человечество навсегда могло бы потерять шедевр Рафаэля. «Madonna della sedia») sedia (итал. )— стул. 14 Рейхсштатгальтер (нем. В Галерее Питти находится его «Мадонна в кресле», в Музее Прадо — «Мадонна с рыбой», в Ватиканской пинакотеке — «Мадонна дель Фолиньо», другие мадонны стали сокровищами других музеев. Рафаэль был счастливым художником. Теперь она жила в развалинах здания Картинной галереи.
Мир Сикстинской мадонны необычайно сложен, хотя, на первый взгляд, в картине ничто не предвещает беды. И, однако, зрителя преследует ощущение надвигающейся тревоги. Джованнини приобрел ее для саксонского курфюрста Фридриха-Августа II (польского короля Августа III) за 20 тыс.
По результатам последних исследований, «Мадонна в кресле» была написана в 1515-1516 гг., а «Сикстинская Мадонна» – в 1517 году. Например, в духовном развитии Аркадия (Подросток) глубокий след оставляет увиденная им гравюра с изображением Мадонны. Состав галереи отражал вкусы европейской аристократии эпохи Просвещения. В 1754 г. картину за 20 тыс. До написания этих картин Мадонны Рафаэля были отчуждены от людей.
Печальное выражение лица персонажей имеет несколько объяснений. Достоевский. В творениях Рафаэля нет не важных или незначительных деталей. Расписывая Ватикан, он поставил себе амбициозную цель – превзойти титана Возрождения Микеланджело, создать такие стенные росписи, увидев которые, зритель хотя бы на мгновение забыл бы о существовании Буонарроти.
И вместе с тем во взгляде Христа читается решимость следовать воле Бога Отца, решимость принести себя в жертву ради спасения человечества. А на месте Дрезденской картинной галереи высились только обугленные остовы стен. В. А. А. С. И советские солдаты и офицеры, несколько лет шагавшие тяжелыми дорогами войны, сняли перед ней фуражки и пилотки.
Одни исследователи считают, что ее безответно любил художник. Известно, что репродукция «Сикстинской мадонны» висела над рабочим столом в комнате писателя. Рафаэль оставляет завещание людям.
Во-первых, алтарные образы писались тогда исключительно на доске, но для «Сикстинской мадонны» Рафаэль выбрал эластичный холст с его шероховатой текстурой, а во-вторых, Рафаэля – именитого римского художника – ко времени приезда черных монахов окружали многочисленные ученики. «Сикстинской мадонной» давно восхищаются и о ней сказано много прекрасных слов.
Их 6, не правда ли. И хотя, как и на Джоконду, на нее пролиты ушаты помоев и грязи досужими формотворцами, от этого две немеркнущие жемчужины нисколько не потускнели. Иные искусствоведы часто задают вопрос: кто послужил прообразом Марии. Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области. Можно удивляться, как Рафаэль сумел сбросить с себя некоторую театральность монументальных росписей исполнявшихся ранее и пришел к этой суровой, почти скупой, но вот таким образом столь разящей простоте. И свершается чудо. Рафаэль впервые в жизни натягивает на подрамник огромный холст. Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин.
откроют действительно исторические черты обоих этих лиц (т. е. В той же комнате дома художника, в красном углу, находится привезенная им из Италии икона. Здесь же стоял шкаф-секретер, в ящиках которого находились карточки— каталог картин Дрезденской галереи и сложенный листок бумаги с надписью «Geheim» (нем. Однако известный археолог и историк искусства Иоганн Иоахим Винкельман сразу же дал «Сикстинской мадонне» заслуженно высокую оценку. Картиной настолько дорожили, что отступили от привычной практики (в те времена обычно добирались из Италии в Саксонию через Венецию и Вену) и отправили «Сикстинскую Мадонну» через Тироль и Аутсбург избежав таможенных придирок в Венеции. С другой стороны склонилась святая Варвара и обе фигуры словно поддерживают Марию, образуя вокруг нее замкнутый круг. В отличие от многих других художников, Рафаэля публика признала очень быстро.
Это не даёт возможность поставить точку в споре историков о заказчике картины. Эта сумма была огромной (почти 70 кг золота) и она в 25 раз превышала ту, которую обычно курфюрст Саксонии платил за произведение искусства. Бумага, гуашь, пастель. Догадки фрау Эльвиры оказались верны. на продажу знаменитой картины Рафаэля из Урбино. »8.
Но такою, по крайней мере, создали ее религиозные чувства и верования человечества. Ему нужно было ее обожествить и сделать бессмертной, чтобы любить и как мать тоже. Она была заточена в обозначенную за ее плечом башню, а позднее за ее веру обезглавлена. Характер картины одновременно величествен и человечен, её внутреннее величие определяет каждую отдельную форму: композиция пирамидальна, наполнена глубоким покоем, оживлена лишь немногими жестами и взглядами.
Крамской в письме жене признавался, что лишь в оригинале заметил многое такое, что не заметно ни в одной из копий. Одним из первых Микеланджело запечатлел в камне искаженное изящество умершего. Она выходит к людям, как на сцену. Считается, что свое прозвище – Форнарина – возлюбленная Рафаэля получила из-за того, что ее отец работал хлебопеком (forno – это печь), переехавшим из Сиены в Рим, а настоящее имя красавицы было Маргарита Лути. Написал «Мадонну в кресле». Десятки раз выслушивал Рафаэль от знатных и богатых людей предложения переехать в их дворцы, замки, чтобы поселиться там и стать «карманным» художником.
Особенно занимал его общечеловеческий смысл создания Рафаэля: Это что-то действительно почти невозможное. Они и стали прототипами ангелов. Он словно видит зарницы надвигающейся грозы, в его недетски суровых глазах виден отблеск далеких бед ибо не мир принес Я вам, но меч. Отсюда иные, по сравнению с Микеланджело, построение композиций и линейные ритмы. ВАРВАРА опустила глаза, задумавшись о суете земной.
Искусствоведы считают: художник сделал это дважды. Здесь душа живописца, без всяких хитростей искусства, но с удивительной легкостью и простотою передала холстине то чудо, которое во внутренности ее совершилось. Именно в этот момент к нему обратились черные монахи из монастыря Святого Сикста. Он был избалован женщинами, но его сердце принадлежало Форнарине. Мы все для неё – человечество, которое нуждается в прощении.
Ватикан обладал беспрецедентной властью. Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля4. Документ об этом был подписан 9 марта 1753 года7. Сравните эти две работы. А она с удовольствием кружила всем головы.
Примерно тогда же Рафаэль начинал работу над «Сикстинской Мадонной» и для этого отправился в Пьяченцу, расположенную примерно в 70 километрах к юго-востоку от Милана. Свет этот то еле брезжит, то сияет, то почти сверкает. Одним из самых ранних примеров репродуцирования знаменитой картины стала гравюра 1819 года исполненная Анри Шарлем Мюллером для «Справочника приятных забав на 1819 год» изданного в Лейпциге и Вене.
Эталоном для художника были Микеланджело и Леонардо Да Винчи. При посредничестве болонского художника Джиованнини Август III два года вёл непростые переговоры о покупке «Сикстинской Мадонны». «Сикстинскую мадонну» Рафаэль создал около 1516 года. Именно работы этих художников служили образцами для юного художника.
Во всём её облике – решимость.
«Сикстинская Мадонна» стала вершиной удачных приобретений Августа III того периода.
Упомянутые книги, как документы эпохи и истории полотна, также можно увидеть на выставке. Живя в Дрездене, Ф. М. После прихода советских войск солдаты Первого Украинского фронта два месяца вели поиск величайших шедевров галереи, в одном из ящиков, в рамке, обитой войлоком, находилась Мадонна. Reichstatthalter)— наместник Рейха. 15 По-немецки туннель— tunnel, что объясняет обозначение на карте этого места буквой «Т».
Ее звали Маргаритой Лути и была она дочерью пекаря. Это божество, облеченное в человеческую форму. Он не жалел средств на их приобретение в Венеции, Болонье, Праге. Потом много учился и работал.
Существует несколько версий о прототипе рафаэлевской святой. Семь лет провел Рафаэль под крылом учителя, а в 1508 г. отправился в Ватикан. Рафаэль изобразил на своем полотне чудесное видение и совершил, казалось бы, невозможное. Работая над алтарной композицией в киевском соборе святого Владимира и предшествующей ей станковой картиной, Виктор Михайлович основой избрал для себя «Сикстинскую мадонну». Он приник к материнской груди, но беспокойно всматривается в мир.
Об этом можно говорить бесконечно много. В конце 1939 года «Сикстинская Мадонна» была направлена нацистами из Дрездена в крепость города Мейсен Альбрехтсбург, что не спасло её от ужаса разрушительных бомбёжек. Почти полностью были разрушены церковь Фрауэн Кирхе, купол которой от взрыва раскололся надвое и Цвингер. На картине ровно шесть фигур: Пресвятая Дева, Иисус, папа Сикст II, святая Варвара (покровительница города Пьяченце) и два ангела.
Ему предлагали сладкую жизнь в обмен на личную свободу. 1 марта 1754 года «Сикстинская Мадонна» была впервые выставлена в зале для аудиенций замка – резиденции курфюрста в Дрездене. Например, «Мадонна Седия». И это предгрозовое состояние отражается на лице младенца Христа, его лик полон тревоги. Простодушно и чуть ошеломленно взирает на Марию СИКСТ.
«секретно»)— подобие «немой карты» испещренной линиями и значками. Рафаэль надеялся обрести потерянную мать в своей возлюбленной и одновременно был уверен, что он потеряет ее, так же как свою мать. О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе— Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А. А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский. Апофеоз всего своего гигантского творчества.
Эту девушку поразительной красоты Рафаэль встретил во время прогулки по берегу Тибра. Поет сладкоголосый хор ангелов, заполнивших небо (фон холста) и славящих Марию. К этому времени им было написано уже много картин с изображением Богоматери. Война отняла у далекой от нацизма женщины все: семью, дом, Альбертинум. Его содержание приобретает вневременной философский смысл, что подтверждает и выставка «Сикстинская мадонна», посвященная 500-летию великой картины, открытая ныне в Дрезденской картинной галерее известной также как Галерея старых мастеров. Но на этом магия не заканчивается.
Рафаэль Санти— всемирно известный и безумно талантливый художник. Эти фигуры некоторые называют вспомогательными, второстепенными, но если убрать их (хотя бы только мысленно) или даже чуть изменить их положение в пространстве, — сразу разрушится гармония целого. Получил должность писца папских указов. У Форнарины был жених – пастух и каждый встречный мужчина оглядывался на нее.
Какие ещё тайны хранит «Сикстинская Мадонна». Посмотрите любую его работу – плавные линии, тондо, арки. Карл Брюллов восхищался: «Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем».
Тот, что справа, полон меланхолических чувств и печали. Он знал тепло родительского дома и осиротел в том возрасте, когда мать и отец остаются в памяти навсегда очень светлыми образами. Они необыкновенно усилены еще и судьбой самой картины. На дне ящика был укреплен толстый картон, а внутри ящика — рамка, обитая войлоком, на которой и покоилась картина. Он словно видит зарницы надвигающейся грозы, в его недетски суровых глазах виден отблеск далеких бед ибо «не мир принес Я вам, но меч. ».
Поисками шедевров Дрезденской галереи занялась так называемая «команда спасения» советской армии. Колорит, напоминающий фрески, светел. Возможно, что основой для фигур святого и Девы Марии с Младенцем послужили эскизы Рафаэля. На радостях Юлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) и заказал у Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера) заалтарный образ, на котором Дева Мария является святому Сиксту. Врубель. Но сам Рафаэль говорил, что это собирательный образ.
Сикстинскую мадонну внимательно изучали и русские художники. В своей книге Леонид Волынский рассказывает, как вдруг увидел у стены угол золоченой рамы, темный холст под слоями пыли, стерев которую, сразу узнал черты изображенного— «Автопортрет Рембрандта с Саскией». Территория была отвоевана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли.
Рафаэль завещал своей пассии немалые средства. 1483 – Родился в Урбино в семье художника. В истории картины началась новая глава. Но этого показалось Рафаэлю мало: он изобразил шесть пальцев на правой руке папы. Туда, в район заброшенной каменоломни под Дрезденом, направились солдаты. Немцы твердили: дрезденские шедевры никогда больше не увидят родные края. В сентябре 2011 года в Дрезденскую галерею на выставку, приуроченную визиту Папы Бенедикта XVI в Германию, привезли прообраз знаменитой «Сикстинской Мадонны» – «Мадонну ди Фолиньо», которая для этой выставки впервые за всю историю покинула Пинакотеку Ватикана.
За свою жизнь Рафаэль создал несколько десятков Мадонн, написав первую, Мадонну с младенцем, в 15 лет. Жена губернатора Юлия Михайловна (Бесы) два часа провела перед картиной, но, как дама светская, ничего в ней не поняла. Благоговейно и нежно Мадонна прижимает к груди сына, сидящего у нее на руках.
«Дорогу великому Рафаэлю. ». На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: «крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага», — писал об этой выставке «Коммерсантъ». Двор саксонских курфюрстов заплатил за нее 20 000 цехинов — немалую по тем временам сумму. Клубятся облака под ногами Мадонны, само сияние, окружающее ее и богомладенца, сулит бурю. Поражает и некий оттенок «сверхъестественного»: дева Мария с такой лёгкостью ступает по облаку, держа при этом на руках тяжёлого младенца Христа.
И потому он не мог относиться к ней как к развратной женщине. Но бегут-бегут тревожные тени по складкам одежд и драпировок. Желудь на вершине тиары изображен и в гербе семейства делла Ровере из которого происходили Юлий II, святая Варвара же особенно почиталась в этой семье.
Образ небольшого средневекового города на выставке помогает представить гравюра— план «La nobilissima citta di Piacenza» («Благороднейший город Пьяченца»). Очень многие исследователи полагают, что «Мадонна Седия» – это нарастающая тревога, внутреннее напряжение – слишком сильное объятие, слишком сильное оберегание Младенца. Она смотрит на каждого зрителя и неважно, где вы стоите – в углу зала или перед самой картиной – Мадонна смотрит именно на вас.
Сикстинская мадонна, пожалуй, самая знаменитая картина мира. Достойное творение, принадлежащее кисти Рафаэля.
Я тоже, погружаясь в картину, чувствую тревогу и даже страх, но только по другому поводу. Таким увидели Дрезден советские солдаты весной 1945 года. Кажется, ничто не угрожает покою Марии и ее сына. Ведь именно её, а не «Сикстинскую Мадонну» Август III хотел приобрести для своего дрезденского собрания, но по разным причинам не смог это сделать.
Петра. Многих исследователей, как и тех, кто хоть раз увидел «Сикстинскую мадонну» начинает беспокоить вопрос о том, с кого же Санти писал ее. Об этом, например, свидетельствует композиция «Святой Лука, рисующий Мадонну» исполненная в мастерской Рафаэля.
Основное отличие «Сикстинской мадонны» от остальных творений Рафаэля в том, что она наделена душевными переживаниями. Она ему часто изменяла, отчего он страдал и сильно ее ревновал. по: Каталог выставки «Сикстинская мадонна». Лицо ее еще напоминает знакомые черты Форнарины, но черты преобразованные.
Только через 10 лет «Сикстинская Мадонна» и ещё 1240 картин возвратились в собрание Дрезденской галереи. Сикстинская мадонна поистине симфонична. Тайников оказалось много – 53 (позже выяснилось, что подавляющее большинство из них были заминированы). Кажется, ничто не угрожает покою Марии и ее сына. А в прошлом веке русские писатели и художники, как на паломничество, отправлялись в Дрезден — к «Сикстинской мадонне». Некоторые искусствоведы считают, что его Мария почти лишилась ореола святости.
Некоторое время молодой художник провел во Флоренции, где совершенствовал свой талант. Так, Иоганном Фридрихом Бури12 был написан портрет «Курпринцесса Августа, копирующая Сикстинскую мадонну» (1808–1809).
Папа Сикст II в 258 г. принял мученическую смерть, за это его причислили к лику святых. А в годы Второй мировой войны человечество навсегда могло бы потерять шедевр Рафаэля. Возникновение Картинной галереи в Дрездене граничит с другой эпохой (начало XVIII века) и именем другого известного правителя— Августа II Сильного— курфюрста Саксонии, короля Польши, князя Литовского. По технологическим причинам процесс реставрации оказался продолжительным. Однако Рафаэль не ограничился только пересказом средневековой легенды.
В петербургском Эрмитаже хранится «Мадонна Конестабиле», которую создал семнадцатилетний художник. Наконец, удалось открыть вход в темный туннель15. Эту фразу кто только не повторяет, где её только не пишут.
Рафаэль почерпнул множество полезных знаний изучая картины этих знаменитых живописцев. Многие герои романов писателя характеризуются через их отношение к Мадонне Рафаэля. XIX столетие стало временем триумфа «Сикстинской мадонны».
Например, в духовном развитии Аркадия («Подросток») глубокий след оставляет увиденная им гравюра с изображением Мадонны. Жена губернатора Юлия Михайловна («Бесы») два часа провела перед картиной, но, как дама светская, ничего в ней не поняла. «Непосредственному восприятию картины мешает навязанный веками образ – он побуждает нас видеть в «Мадонне» Рафаэля восторг религиозного триумфа, преображение человеческого в божественное, земного в вечное, гармонию, которая облагораживает душу Я хорошо понимаю сомнения Льва Толстого, который заметил однажды: «Сикстинская Мадонна» не вызывает никакого чувства, а только мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, которое требуется». В эту комиссию входили не только военные, но и реставраторы, ученые, художники. С тех пор тема любви и самоотречения Богоматери стала одной из главных в творчестве мастера: первые, простые и лирические картины, создавались им не без влияния учителя – Перуджино, следующие – флорентийские – несли отпечаток живописи Леонардо и, наконец, Сикстинская Мадонна – самая величественная и известная из всех, появилась в 1513-1514 годах, всего за несколько лет до смерти художника. Фрау Эльвира рассказала солдатам, что с 24 января 1945 года все музеи Дрездена были закрыты для посещений, вспомнила, как гауляйтер Саксонии Мучман, которого она не раз видела на улицах города, говорил: «Русские получат здесь смерть, голод и крыс».
Справа у края картины, коленопреклонена святая Варвара, тоже мученица, жившая в 3 веке. Карл Брюллов восхищался: «Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем». Не мы требуем жертву. Свет этот то еле брезжит, то сияет, то почти сверкает.
Они заказывают ему Сикстинскую мадонну. Зачем он это нарисовал. Культовая картина Рафаэля отмечает свое 500-летие». Известный критикКоббе Густав утверждал: «Ни одно изображение херувимов не известно так, как это».
Оппонентом гипотезы М. Путчера о создании «Сикстинской Мадонны» для церкви Св. Мюнхен, Лондон, Нью-Йорк, «PRESTEL», с. 37. 9 Адольф фон Менцель (1815–1905). Современные Рафаэлю гуманисты считали, что для того, чтобы быть понятными народу, поэт должен изъясняться на языке «vulgare». И тут вступают в действие оптика, рентген, фотография.
Толстого, в которой приводится уникальная фотография Л. Н. Непререкаемым авторитетом в то время считался Рафаэль, а его лучшей станковой работой – «Сикстинская Мадонна». Ситуация часто ставилась на паузу: камнем преткновения была стоимость картины. Многие герои романов писателя характеризуются через их отношение к Мадонне Рафаэля.
Конечно, для писателя-философа картина «Сикстинская Мадонна» и была тем самым образом красоты, который может спасти мир, так как именно в «Сикстинской Мадонне» было уникальное сочетание бесподобной женственной прелести, кротости, чистоты, чувственного обаяния, абсолютной святости и жертвенности, которые в 19-м веке, может быть, понимались в раздвоенности человеческого сознания, в расколотости мира, гораздо больше, чем в конце 16-го века. Ему был 31 год, ей – 17. Такое ощущение, будто само небо снизошло на человечество, подарив ему столько уникально одарённых людей, гениев, а картина «Сикстинская Мадонна» написана, безусловно, гением. Она не всматривается в каждого из нас отдельно, как «Мадонна Седия». Однако Рафаэль не ограничился только пересказом средневековой легенды.
На полотне присутствуют также Святой Сикст (возможно в этом образе изображен сам Папа Юлий II) и Святая Варвара, которые простирают руки к Пречистой Деве и младенцу. Рафаэль прославляет, преклоняется перед Богородицей и смеётся над Папой Римским святым Сикстом IV. Весна 1945 года.
Гений чистой красоты был с нею. Ее образ переработал в своем художественном решении через традиции русской православной живописи, а также через события и впечатления своей жизни. На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: «крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага», — писал об этой выставке «Коммерсантъ»3. И собственноручно, без единого прикосновения учеников, пишет свой шедевр.
Мать с младенцем. Она идет и чудится, что вот сейчас Богоматерь перешагнет парапет и ступит на землю, но мгновение это длится вечно.
Во второй половине XIX века гравюры с «Сикстинской мадонны» получают все большее распространение. Так творение Рафаэля попало в СССР.
Даже в его взгляде читается какая-то тревога. Стал символом эпохи Возрождения, произведя революцию в мире искусства. Но в дни войны ящик не мог служить надежной защитой. Но главная из них заключена во взгляде юной Марии. Сначала она была организована, а уже потом осмыслена как образ.
Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля. По всей видимости, художник обвинял именно их. В храме Сан-Систо осталась копия «Сикстинской мадонны», выполненная Джузеппе Ногари. «Мадонна Седия» – это первый звонок, предчувствие трагедии. Рафаэль изобразил на своем полотне чудесное видение и совершил, казалось бы, невозможное. И это предгрозовое состояние отражается на лице младенца Христа, его лик полон тревоги. Но разруха послевоенной Германии не позволяла даже создать надлежащие условия для хранения картин, не говоря уже об их реставрации.
Он писал пейзаж— разрушенный Цвингер. В своей статье, вышедшей в 1755 году историк искусствовед Винкельман назвал «Сикстинскую Мадонну» самой лучшей и драгоценной из всего собрания галереи. Поет сладкоголосый хор ангелов, заполнивших небо (фон холста) и славящих Марию.
По версии Гримме, ангелы внизу картины опираются на деревянную крышку гроба папы Юлия. У него всё продумано до мелочей. С. 23.
Но предельно контрастно им звучит «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти, утверждая общечеловеческие духовные начала. Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II. Еще в 1506 году в Ватикане, по его распоряжению, была создана Швейцарская гвардия, о чем напоминает представленный на выставке освященный парадный меч (Доменико де Сутри, около 1510 года). Но не за тем приехал в Рим художник из Урбино. Через несколько десятилетий, после публикации восторженных отзывов Гёте и Винкельмана, новое приобретение затмило в качестве главного шедевра дрезденской коллекции «Святую ночь» Корреджо.
Сикста в честь победы над французами, выступил немецкий искусствовед Хуберт Гримме. До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена. Они кажутся отвратительными и опасными, как будто преследуют Мадонну, пытаются к ней прорваться, ее «поглотить». Он потрясен. И все же в этой картине, прежде всего, чаруют могущество души, ее человеколюбие.
Цит. «Сикстинская Мадонна» реставрировалась несколько раз: в 1826 году, в 1856 году и в 1931 году. Через несколько десятилетий, после публикации восторженных отзывов Гёте и Винкельмана, новое приобретение затмило в качестве главного шедевра дрезденской коллекции «Святую ночь» Корреджо.
У него ничто не случайно. Как это происходило, подробно рассказывает участник тех событий, писатель и художник Леонид Волынский в своей книге «Семь дней». Свидригайлов («Преступление и наказание») вспоминает лицо Мадонны, которую он именует «скорбной юродивой» и это высказывание позволяет читателю увидеть всю глубину его нравственного падения. Однако бесспорную известность «Сикстинская мадонна» получила только в середине XVIII века, когда была приобретена правителем Саксонии Августом III6 для Дрездена.
А в прошлом веке русские писатели и художники, как на паломничество, отправлялись в Дрезден — к «Сикстинской мадонне». Как и всякий шедевр, «Сикстинская мадонна» таит в себе множество маленьких и больших тайн. Составители: Андреас Хеннинг и Сандра Шмидт. Он приехал достичь вершин искусства и никто не мог столкнуть Рафаэля с намеченного пути. Помимо печального состояния персонажей, «Сикстинская Мадонна» имеет ещё множество загадок. «Сикстинская Мадонна», одна из самых известных картин в мире, получила признание только в середине XVIII века, когда была приобретена правителем Саксонии Августом III.
Ключевое слово тут «беспокойство». Но по приказу советского командования солдаты Первого Украинского фронта два месяца вели поиск величайших шедевров Галереи. Их взгляды жадно устремлены на Мадонну. Вот таким образом полотно вновь перевезли, а его местонахождение засекретили. Можно обратиться к некоторым фактам.
Но не только восторженные отзывы звучали в адрес шедевра Рафаэля Санти. Папа Сикст снял перед ней тиару и бережно поставил ее в углу. И вскоре, 27 марта 1753 года, такое разрешение было дано. Фрау Эльвира была главным хранителем Альбертинума, где работала 35 лет. Учиться живописи художник начал в родном городе, у знаменитого маэстро Перуджино.
Сначала Сикстинская мадонна находилась в полукруглом хоре монастырской церкви (ныне не существующем) и возвышающаяся фигура Богоматери издалека казалась парящей в воздухе. Всего 4 года спустя те же художественные приемы в собственной интерпретации будет использовать не менее прославленный художник Ренессанса в одном из своих главных произведений: Тициан Вечеллио в «Ассунте»5 или «Вознесении Марии»— алтарной картине, написанной для венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. Возможно, в трех детских фигурах (ангелочки и младенец Христос похожи между собой, как будто в них отражены три детских «Я» самого Рафаэля) художник хотел передать свою боль и грусть, связанную с утратой матери и отца. Крамской назвал ее «портретом того, о чем думали народы». В книге «Мысли о подражании греческим произведениям искусства в живописи и скульптуре» он писал о ней: «.
Этические задачи, поставленные мастером, живы и поныне. 4662. Иисуса Христа и Марии) и тогда картина не потеряет своей цены, а только изменится ее роль». Под конец хочется сказать только одно – существует очень широко распространённая максима Ф. М. Достоевского: «Красота спасёт мир». Взгляд мадонны открыт, ее глаза распахнуты.
Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин4. «Сикстинскую мадонну» внимательно изучали и русские художники. Война – тёмная тень цивилизации, едва не лишила мир шедевра Рафаэля. Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника. Самым восторженным почитателем Сикстинской мадонны среди русских писателей был Ф. М. Васнецова, считавшего одним из самых выдающихся мастеров живописи именно Рафаэля.
Рафаэль решил обыграть это совпадение. «Сикстинская Мадонна» великого Рафаэля находилась в ящике, который был сделан из тонких, но прочных и хорошо обработанных планок. Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота). Он приник к материнской груди, но беспокойно всматривается в мир. Русский поэт Н. Огарев говорил о Рафаэле: «Как он понял этого ребенка, грустного и задумчивого, который предчувствует свою великую будущность». Ею восхищался М. А. Получилась спираль в три с половиной оборота. Мюнхен, Лондон, Нью-Йорк, «PRESTEL», с. 42. 12 Иоганн Фридрих Бури— ученик Антона Вильгельма Тишбейна, после завершения обучения в Риме давал уроки живописи сестрам прусского короля Фридриха Вильгельма III. 13 «Мадонна в кресле» или «Мадонна делла Седиа» (итал.
и тогда картина не потеряет своей цены, а только изменится ее роль». Но к моменту бомбардировки художественных сокровищ там уже не было. Слева от богоматери мы видим святого Сикста, мученика и папу, жившего в 3 столетии. Сутки его были расписаны по минутам.
Любила ли девушка Рафаэля. Дрезденские шедевры были найдены в сырой известняковой шахте. Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – скульптор, художник, архитектор и мыслитель. Но эту босоногую женщину встречают, как царицу – владычицу небесную. Вся картина полна внутреннего движения, озарена трепетным светом, как будто таинственное свечение излучает сам холст.
Образ, собранный им из несметных озарений, постигавших душу художника за много лет. Алтарные образы писались тогда на доске, но эту свою мадонну Рафаэль написал на холсте. На голове ее не мерцает корона, за ней не держат парчовых тканей. 1508 – 1514 – Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др. ), написал портрет папы Юлия II.
Самым восторженным почитателем «Сикстинской мадонны» среди русских писателей был Ф. М. Красавица бесконечно изменяла художнику, в историю ее жизни вплетены многие мужские имена. Богородица наслаждалась общением со своим ребёнком, любовалась им, нежила его. Для «Сикстинской мадонны» характерны сценичность пространства, внутренняя динамика фигур при их внешней статике и симметрии композиции, повторяющиеся линейные ритмы, контрасты нисходящего и восходящего движения.
В России «Сикстинская мадонна» получает не меньшее признание. Это необъяснимое чудо, его невозможно разложить на составляющие, чтобы потом повторить. Достоевский. Потребовался год переговоров в назначении цены в 25 тысяч римских скуди. А свою ветреную возлюбленную пытался очистить от греховных земных страстей, обожествить.
«Сикстинская мадонна» стала одним из центральных произведений Рафаэля Санти, свидетельством расцвета его мастерства. Такой композиционный прием называется алтарным и Рафаэль использовал его неспроста. Интересный факт: сейчас никто не усомнился бы в превосходстве «Сикстинской Мадонны», но в XVIII веке «Мадонна ди Фолиньо» ценилась выше. Толстого за работой в своем рабочем кабинете в Ясной Поляне.
И Рафаэль – наипервейший конструктор всех своих вещей. Пока картина находилась в батальоне, около нее постоянно сменялись часовые. Облака так же подчеркивают святость женщины, поскольку она по ним парит. Рафаэль никогда не был нелюбим, никогда не был в забвении.
На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: «крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага», — писал об этой выставке «Коммерсантъ»5. Это далеко не риторическая фраза. Но эту босоногую женщину встречают, как царицу — владычицу небесную.
Ее образ и смысл каждый может открыть для себя по-своему. Свидригайлов (Преступление и наказание) вспоминает лицо Мадонны, которую он именует скорбной юродивой и это высказывание позволяет читателю увидеть всю глубину его нравственного падения.
Рафаэль очень рано, в восемь лет потерял мать. Но в Риме попытке агентов Августа III приобрести работы Рафаэля не увенчались успехом. Работа изображаетМадонну, держащую на руках младенца Христа в окружении святого Сикста и святой Варвары, а также опирающихся на локти двух херувимов. Сикстинскую мадонну Рафаэль создал около 1516 года. Вот так была организована композиция этой картины. Он словно видит зарницы надвигающейся грозы, в его недетски суровых глазах виден отблеск далеких бед ибо «не мир принес Я вам, но меч». «Сикстинской мадонной» давно восхищаются и о ней сказано много прекрасных слов. «Сикстинская мадонна» относится к числу тех картин история восприятия которых их жизнь в веках, многообразна, неординарна и наполнена смыслом, что также отражает выставка.
Юлий заказал ему эту работу и сам же позировал для картины. С 1831 года в Германии все музеи стали национальным достоянием, посетить их мог каждый. Она уже поняла, что должна отдать Его, что Он не принадлежит ей всецело. Они-то обычно усердно и «докрашивали» то, что набрасывал по заказам влиятельных римлян на холстах учитель.
Стоит отметить виртуозновыполненную драпировку и выбор цветов. Одна из точек карты обозначалась буквой «Т». Этой девушке суждено было стать первой и единственной любовью великого Рафаэля. А «облака» на заднем фоне при ближайшем рассмотрении оказываются головами ангелов.
Мария сама смотрит нам в глаза, разговаривает с нами, она не где-то, она здесь. «Сикстинскую мадонну» Рафаэля Санти следует причислить к тем картинам, которые не только характеризуют конкретного автора, страну или эпоху, но занимают центральное место в мировой истории искусства на протяжении столетий. Художник словно чувствовал, что «Сикстинская Мадонна» призвана стать апогеем его творческого таланта. А. С.
И, наверное, вот таким образом залы Картинной галереи сегодня так многолюдны. Но если всмотреться из дымки, словно живые, начинают проступать очертания лиц. 1504 – 1508 – Жил во Флоренции, где познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Рафаэль задумал на своей картине зашифровать имя мученика-папы.
Как настоящий гений он доверял только одному критику – самому себе. Почему он изобразил это так, а не иначе. » В этом смысле эпоха, безусловно, неповторима. О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе— Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А. А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский. Достоевский.
«Хранилищами» шедевров Дрезденской галереи оказались туннель в Гросс-Котта и известковый карьер в Покуу – Ленгефельд. Гением таинственным и не расшифрованным.
От необыкновенной, цветущей женственности прежних образов, через предчувствие в полотне «Мадонна Седия» – к тому, что потом взорвётся трагедией в «Сикстинской Мадонне». Таким образом, у зрителя складывается впечатление, будто она впускает его в свою душу. В 1512 году так поступила и Пьяченца — городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана.
И так продолжалось до середины XVIII века, когда картину заново «открыл» саксонский курфюрст Август. По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть). Имя «Сильный» он получил за необыкновенную физическую силу, также его называли Геркулесом Саксонским и Аполлоном Саксонским.
Сохранилось очень немного подготовительных рисунков художника к его картинам. Она создана по другому произведению Рафаэля— «Мадонна в кресле» или «Мадонна делла Седиа»13. Итак, вопреки заведенному распорядку, Рафаэль сам написал «Сикстинскую Мадонну» – от первого наброска до завершающего мазка кисти. stanza)— комната. 4 Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura, в переводе с итальянского «комната печати»)— зала, служившая папским рабочим кабинетом, здесь же подписывались указы папы. 5 Ассунта— Assunta с итальянского Вознесение. 6 Август III (1696–1763)— курфюрст Саксонский (1733–1763), король Польский, сын и наследник Августа II (Августа Сильного). 7 Документ подписали настоятель монастыря святого Сикста в Пьяченце Караччиоло и профессор греческой филологии в Болонье, доверенное лицо Августа III, Бьянкони. 8 Каталог выставки «Сикстинская мадонна».
Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский имели репродукции «Сикстинской Мадонны» в своих рабочих кабинетах. Искусствоведы говорят, что у Мадонны Рафаэля нет святости. Художники Возрождения имели мало провалов, мало промахов. Но такою, по крайней мере, создали ее религиозные чувства и верования человечества. Мадонна остается неподвижной, всегда готовой спуститься и всегда недоступной.
Два ангелочка внизу картины опираются на крышку гроба. После реставрации, в 1955-м году, картина вернулась в Дрезден. Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля2. В монастыре Святого Сикста рафаэлевская мадонна располагалась над алтарем прямо напротив большого распятия изображавшего муки Христа.
Дело в том, что они, прежде чем что-то делать, сначала структурировали свои произведения. Возможно, это граничит с ранней смертью его собственной матери. Однако история путешествия «Сикстинской Мадонны» не столь однозначна.
С этой рафаэлевской Мадонной связано множество слухов и домыслов. Рафаэль – великий гуманист эпохи Возрождения. Никогда творчество не было для него горькой мукой. Таким образом, пальцев всё-таки 5. Богоматерь уже не парит в воздухе, а как бы идет навстречу вам. Фотография до сих пор висит в доме-музее Достоевского.
Создание образов Мадонны занимает очень большой пласт его жизни. Жена губернатора Юлия Михайловна («Бесы») два часа провела перед картиной, но, как дама светская, ничего в ней не поняла. Так и случилось: весь Дрезден был заминирован фашистами, картины исчезли. И всё произошло обычным порядком: с молчаливого согласия курии (главного административного органа Святого Престола и Ватикана) «Сикстинская Мадонна» была продана бенедиктинскому монастырю в далёкой Пьяченце. Все предельно просто. В. А. Алтарные образы писались тогда на доске, но эту свою мадонну Рафаэль написал на холсте.
История «Сикстинской мадонны» в период Второй мировой войны— история ее поиска и спасения напоминает детективный сюжет и в то же время наполнена горькой правдой военных дней. Два беззаботных ангелочка на нижнем ярусе полотна, словно противоречат общему настроению картины, однако вплетены в сюжет настолько мастерски, что до сих пор пользуются популярностью у художников и дизайнеров всего мира. «Сикстинская Мадонна» находилась в церкви в Пьяченце до 1754 года, курфюрст Саксонии выкупил ее для музея в Дрездене, где она находится по сей день.
Сикстинской мадонной давно восхищаются и о ней сказано много прекрасных слов. Полотно Рафаэля и найденные шедевры были отправлены на реставрацию в Киев и Москву. В творчестве братьев Франца и Иоханнеса Рипенхаузенов истории «Сикстинской мадонны» посвящена композиция «Сон Рафаэля» (1821). К сюжету «Мадонна с Младенцем», одному из самых распространенных в итальянской живописи, Рафаэль обращался многократно. В храме Сан-Систо осталась копия «Сикстинской мадонны», выполненная Джузеппе Ногари. Благодаря профессии отца, Маргарита получила оставшееся в веках прозвище – Форнарина (Булочница).
Шлейф плаща Рафаэля огромен. Иностранным посетителям осмотр галереи разрешался за большую плату. Картину этой гармоничной сцены на небесах обрамляет изображение тяжелых занавесей. Его гению принадлежит всемирно известная статуя Давида, ставшая идеалом воплощения человеческого тела и собор Святого Петра в Риме. 1855–1859. Иисуса Христа и Марии). «Сикстинская Мадонна» представляет собой множество загадок, метафор, каждая составляющая картины имеет определённый смысл.
Дрезден, 1755. Жуковский говорит о «Сикстинской мадонне» как овоплощенном чуде, как поэтическом откровении и признает, что создана она не для глаз, а для души: «Это не картина, а видение чем дольше глядишь, тем живее уверяешься, что перед тобой что-то неестественное происходит. А может быть, он шутит над Юлием II, племянником Сикста. Мадонна смотрит прямо на зрителя и мы встречается с ней взглядом. И тому тоже есть причина.
Среди руин Цвингера увидели одинокую фигуру человека. Правда о создании шедевра Рафаэля «Сикстинская Мадонна» затерялась в истории. Одна из самых известных работ всех времен стоит на одном уровне с такими шедеврами, как «Мона Лиза» и «Рождение Венеры». 1500 – Начал обучение в художественной мастерской Пьетро Перуджино.
Таким художником был, безусловно и Рафаэль Санти. Считается, что вдохновение Рафаэль почерпнул, столкнувшись на улице с двумя детьми. В фигуре Святого Сикста (слева) можно узнать папу Юлия II, а в Святой Варваре (справа) – его племянницу Джулию Орсини.
Помещенная внизу тиара указывает на Сикста как на папу.