Например, на картине «Двое, созерцающие Луну» (1819 г. ) каменистая дорожка служит границей между двумя различными представлениями о смерти. Напротив, они привлекательны своею верностью, каждая возбуждает в душе воспоминания. Они вместе поселились в Дрездене. В холодноватом свете туманного утра растворены фигурки юноши и девушки, сидящих на носу парусника, в полотне На парусном корабле (1817—1818, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Еще немного работ первого романтика и символиста, художника Каспара Давида Фридриха.
История— и древнеязыческая и средневековая— проступает в виде меланхолических мотивов (гробницы сказочных исполинов, руины храмов и монастырей), подчёркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Этот барьер мог принимать форму стены, как в случае с «Зимним пейзажем» (1811 г. ) или ворот примером тому Памяти Иоганна Бремера. Здесь, в столице Дании, он смог регулярно посещать Королевскую картинную галерею, которая славилась своей прекрасной коллекцией работ голландских художников-пейзажистов и, кроме того, познакомился с одним из лучших датских живописцев своего времени Йенсом Юэлем (17451802 гг. ). Трагедия коснулась и братьев Тургеневых, с юных лет бывших ближайшими друзьями Жуковского. Каспар Фридрих родился в Грайфсвальде и был сыном мыловара.
Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Работы 1820—1830-х годов, в которых повторяются старые пейзажные мотивы, звучат как воспоминание о романтическом периоде его творчества (Руины в Ризенгебирге, 1830—1834, Грейфсвальд, Городской музей). Но при этом он не был автором фантастических и сочиненных пейзажей. Сблизился с кружком романтиков, включавшим Л. Тика, Новалиса, Г. фон Клейста, а также Ф. О. Рунге в 1810 познакомился с И. В. Гёте, а в 1821 — с В. А. Жуковским был дружен и с натурфилософом и художником К. Г. Карусом. До 1807 работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи.
Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Он выражает в них обычно одну простую мысль или чувство, но неопределенное. В 1810г.
Художник представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре (эти конкурсы проводились по инициативе Иоганна Вольфганга Гете (1749 — 1832 гг. ) и победил. Это мечтания, — сон, видения во сне и в ночи.
Любимым местом художника стал живописный остров Рюген. Постоянно покрытое темными тучами небо вызвало сильное похолодание в 1816 году, который остался в человеческой памяти как «год без лета». В другом — о его работах: «В его картинах нет ничего мечтательного. Каспар Давид Фридрих говорил своими работами, что в мире всегда будет место красоте и сказке, загадке и желанию раскрыть самые секретные тайны природы.
Уже в ранних картинах (Могила великана в снегу (1807) Теченский алтарь или Крест в горах, 1808 обе работы— Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден Монах у моря, 1808—1810, Национальная галерея Аббатство в дубовом лесу, 1809—1810, Шарлоттенбург Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 1810—1811, Национальная галерея все три картины— Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Особенностью этой работы является то, что драма уже произошла. «Это сухощавый среднего роста человек, с белыми бровями, нависшими на глаза. Таковы и фигуры на первом плане картины «Меловые скалы на острове Рюген» (около 1818 г. ).
Интерес к национальной культуре прошлого, ее самобытности проявился в изображении старых заброшенных аббатств, величественных готических соборов, напоминающих о произведениях старых немецких мастеров (Аббатство в дубовом лесу, 1808—1810, Берлин, Государственные музеи Заброшенное аббатство зимой, 1834 Собор, ок. Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера («Отдых в день нового урожая», 1823, не сохранилась). Первую картину маслом «Крест в горах» художник, вероятно, писал на заказ.
Трагедия коснулась и братьев Тургеневых, с юных лет бывших ближайшими друзьями Жуковского. История— и древнеязыческая и средневековая— проступает в виде меланхолических мотивов (гробницы сказочных исполинов, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Но работа была встречена публикой с непониманием и неприятием. Фигуры изображенные на картинах, также решены в рамках философии романтизма. Пейзажист. «Землей души», по словам художника, стал для него остров Рюген в Балтийском море, где он подолгу жил и работал.
Напротив, они привлекательны своею верностью, каждая возбуждает в душе воспоминания. Художник скончался в 7 мая 1840 года в Дрездене. Уже в ранних картинах («Могила великана в снегу» (1807) «Теченский алтарь» или «Крест в горах», 1808 обе работы — Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден «Монах у моря», 1808—1810, Национальная галерея «Аббатство в дубовом лесу», 1809—1810, Шарлоттенбург «Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге)», 1810—1811, Национальная галерея все три картины — Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Иногда, подобные контрасты Фридрих иллюстрировал, создавая парные картины, такие, как «Монах у моря» (1810 г) и «Аббатство в дубовом лесу» (1809 — 10 гг. ). Рисовать он начал в юношеском возрасте.
Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. Они посещают мастерскую Фридриха. В 1810 г. к живописцу пришёл публичный успех. Фазы луны, время суток, архитектурные формы и, конечно, деревья приобретали символическое значение в его работах.
Фридрих неставил задачей реалистично изображать природу всвоих пейзажах. Художник писал в наставлении одному из своих учеников: Постарайся закрыть свое телесное зрение, чтобы, прежде всего, увидеть будущую картину духовным взором, а затем освети ее внутренним светом, который поможет тебе видеть в темноте и отделить суть предмета от его внешних проявлений. С 1798 работал в Дрездене, где с 1816 преподавал в АХ.
Они вместе поселились в Дрездене. Изображая поросшие лесом горы Баварии или пустынное побережье Померании с затерянными в дюнах одной-двумя человеческими фигурами, подчиняя пейзажные мотивы эффектам рассеянного, таинственно ровно мерцающего или феерически вспыхивающего освещения – реже солнечного, чаще лунного, Фридрих выражал восхищение стихийной мощью, грозной беспредельностью природы, созвучие её сил движениям человеческой души, захватывающее чувство прорыва в неведомое. В 1818 году он женился, что стало полной неожиданностью для тех, кто его близко знал. В моей памяти навсегда запомнились первые романтические сюжеты, увиденные в детстве. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. Саксонская столица была центром зарождавшегося немецкого романтизма.
Среди других известных картин мастера — Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Ленинград), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна (обе работы — 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург). Он выражает в них обычно одну простую мысль или чувство, но неопределенное. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). История— и древнеязыческая и средневековая— проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Жуковский, познакомившийся с Фридрихом в 1821 году во время путешествия по Германии. А. И. Тургенев пишет об этом: «Вчера были у Фридриха в atelier. Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера (Отдых в день нового урожая, 1823, не сохранилась).
И все же, годы обучения в Копенгагене принесли Фридриху немалую пользу. В1810 был принят вБерлинскую, ав1816— вДрезденскую академии художеств. Первым его большим произведением явилось полотно «Крест в горах» (Тетченский алтарь 1807—1808, Дрезден, Галерея новых мастеров). к живописцу пришёл публичный успех. С этого момента между Фридрихом и Гете установились дружественные отношения. Самой серьезной критике картина «Крест в горах» подверглась со стороны приверженцев неоклассицизма, назвавших Фридриха пейзажистом, который стремится протащить свое искусство в алтарь.
В 1825 в Германию приезжают братья Александр Иванович и Сергей Иванович Тургеневы. Брак, тем не менее, оказался удачным. Картину Фридриха следует рассматривать и в связи с этим трагическим опытом. Такова картина «Кладбище», 1821 г., в которой потусторонний, кладбищенский мир представлен прекрасным пейзажем, залитым мягким неземным светом, обещающим вечный покой.
Они не просто красивые и восхитительные, они вызывают особые эмоции. Поклонником таланта художника был и В. А. Жуковский деятельно помогает братьям Тургеневым преодолеть обрушившиеся на них несчастья.
Спустя несколько лет поэт посетил дрезденскую мастерскую художника. Прославился своими картинами в стилистике романтического пейзажа. В Древнем погребении под снегом, ок. И кто все эти люди из далекого прошлого, которых уже нет. Когда Каспару исполнилось семь лет, умерла его мать, а через шесть лет погиб один из его братьев (спасая самого Каспара, провалившегося под лед во время катания на коньках). Среди других известных картин мастера— Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна (обе работы— 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург).
Смутное беспокойство человека перед простором мира порой перерастает в них в настроение щемящей тоски, в горькое осознание неизбежной бренности всего земного (Месса в готической руине, 1819, Национальная галерея, Берлин Гибель Надежды во льдах, 1822, Кунстхалле, Гамбург). Как бы неприязненно ни относился Жуковский к самому факту декабрьского восстания 1825, суровость приговора и непосредственным его участникам и даже тем, кто не был на Сенатской площади, но «имел умысел», потрясла поэта. В 1825 в Германию приезжают братья Александр Иванович и Сергей Иванович Тургеневы. Вид побережья Балтийского моря написан в серебристо-серой колористической гамме.
А. И. Тургенев пишет об этом: «Вчера были у Фридриха в atelier.
Такой реализм, в сочетании с романтизмом композиции и мистическим настроением его работ, вызывает особые ощущения у зрителя. Поэт во многом способствовал известности немецкого живописца в России. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. Среди других известных картин мастера— «Могила Гуттена» (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), «На паруснике» (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Странник над облаками» (1818, Кунстхалле, Гамбург), «Двое созерцающих луну» (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), «Восход луны над морем», «Женщина у окна» (обе работы— 1822, Национальная галерея, Берлин), «Замерзшее море» (1823, Кунстхалле, Гамбург).
Он создает в них менее романтизированные, более приближенные к реальности виды. Фридрих Каспар Давид (Friedrich) (1774-1840), немецкий художник. У него какая-то bonhomie8, которая нравится, а в картинах его воображение романтическое.
Уже в ранних картинах (Гуннская гробница в снегу, 1807 Теченский алтарь или Крест в горах, 1808 обе работы — Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден Монах у моря, 1808—1810, Национальная галерея Аббатство в дубовом лесу, 1809—1810, Шарлоттенбург Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 1810—1811, Национальная галерея все три картины — Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Первая картина завораживает зри теля необъятностью морской дали. Один из путников простёрся у края обрыва, в позе молящегося – он заглядывает в пропасть.
Художник всегда отличался замкнутым характером и уединенным образом жизни. Переплетенные ветви деревьев символизируют сближение человеческих душ. Зрителю, созерцающему словно вместе с фигурками изображенными со спины на первом плане, открываются почти мистическое величие освещенных загадочным лунным или ровным дневным солнечным светом меловых скал на острове Рюген около селения Аркона (Меловые скалы на острове Рюген, 1818, Винтертур, Фонд О. Рейнхардта). И он не изменил себе.
Все это делает не беспроблемное восприятие для зрителя, но очень притягательное. Эту потерю он воспринял очень болезненно, считая себя повинным в смерти брата. Но писать маслом Фридрих начал поздно, лишь в 1807 году. Следующие картины художника «Аббатство в дубовом лесу» и «Монах у моря» показали, сколь востребованной была подобная живопись: обе работы приобрел Фридрих Вильгельм III, король Пруссии, а сам Фридрих был избран членом берлинской Академии. Это мечтания, – сон, видения во сне и в ночи.
Следует отметить, что крест на полотнах художника всегда окружен вечнозелеными растениями (Крест в горах или Зимний пейзаж). Краски моря постепенно бледнеют и оно сливается с небом. Программным в творчестве художника явилось его позднее полотно «Возрасты человека» (1834—1835, Лейпциг, Музей изобразительных искусств). В 1810 г. к живописцу пришёл публичный успех. Рисовать, в особенности местные пейзажи, Фридрих начал еще в детстве.
В 1794—1798 учился в копенгагенской Академии художеств. Все пейзажи очень точные, а линии, формы и перспектива просчитаны и выверены.
Его слушали, а картины его смотрели с необыкновенным удовольствием. Искусство Каспара Давида Фридриха высоко оценивалось современниками. До 1807 работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи.
Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера (Отдых в день нового урожая, 1823, не сохранилась). До 1807 работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи. Каспар Давид Фридрих (1774, Грейфсвальд— 1840, Дрезден) учился с1794 по1798в Академии художеств вКопенгагене, одним изего учителей был Йенс Юль. Но, гораздо чаще, противоположные символы художник помещал в рамках одного полотна. Клейстом —оказавшим значительное влияние на художника.
Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Представитель романтизма. В отдельных случаях, Фридрих изображал места или события предельно натуралистично. В предметах природы часто избирает он самое простое положение, льдину, волнуемую в море несколько деревьев, в долине растущих окно его комнаты (из коего, впрочем, виды на Эльбу прелестные) задумавшийся над развалинами или над памятником рыцарь монах, вдаль или в землю устранивший взор свой, — но все трогает душу, погружает в мечтательность, все говорит, хотя и неясно, но сильно воображению. Пейзажи Фридриха отличаются строгой выверенностью рисунка, чёткостью планов, богатой игрой светотени (Пейзаж с радугой, 1809, Государственное художественное собрание, Веймар Двое, созерцающие луну, 1819-20, Картинная галерея, Дрезден).
Кроме атмосферы картин, его работы также известны и своим профессионализмом. Смелая попытка человека покорить природу – заканчивается смертью. Фридрих по-прежнему часто пишет морские виды, пейзажи острова Рюген и открытые им впервые в 1810 году горы Ризенгебирге, но теперь его чаще привлекают равнинные ландшафты Померании (Одинокое дерево, 1822, Берлин, Национальная галерея Вид Грейфсвальда, 1820—1830, Гамбург, Кунстхалле). Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера (Отдых в день нового урожая, 1823, не сохранилась).
Будете в Петербурге, зайдите в Эрмитаж – там есть его замечательные работы. Когда Фридриху было 13 лет произошла трагедия, что, возможно, подсознательно формирует тематику его многих работ. Необычна и таинственна серебрящаяся зеленоватая поверхность морской глади при свете луны, расстилающаяся перед смотрящими на нее путниками (Двое, созерцающие луну, 1830—1835, Берлин, Национальная галерея). Подчеркивал страстное стремление человека слиться сБожественным абсолютом.
В предметах природы часто избирает он самое простое положение, льдину, волнуемую в море несколько деревьев, в долине растущих окно его комнаты (из коего, впрочем, виды на Эльбу прелестные) задумавшийся над развалинами или над памятником рыцарь монах, вдаль или в землю устранивший взор свой, – но все трогает душу, погружает в мечтательность, все говорит, хотя и неясно, но сильно воображению. К середине 1820-х годов живопись Фридриха стала выходить из моды. Жуковский деятельно помогает братьям Тургеневым преодолеть обрушившиеся на них несчастья. В том же году художник познакомился с Филиппом Отто Рунге (1777 — 1810 гг. ), одним из лидеров немецкого романтизма. Иногда, художник выполнял подобные на заказ.
Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. К работам такого рода относится драматичная картина «Кораблекрушение в Арктике», 1824 г., сюжетом для которой послужила, по всей вероятности, полярная экспедиция сэра Уильяма Парри. Постоянно покрытое темными тучами небо вызвало сильное похолодание в 1816 году, который остался в человеческой памяти как «год без лета». Его слушали, а картины его смотрели с необыкновенным удовольствием. Узнав об этом, он пришел в такой восторг, что подарил обе работы учредителю.
Экспертов заинтересовало, насколько изменение климата в эти годы повлияло на искусство. Он был открыт заново только в двадцатом веке, но по-настоящему не увиден и не понят и поныне. История — и древнеязыческая и средневековая — проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Лишь в1807 вплотную занялся живописью. Каспар Давид Фридрих родился в городе Грайфсвальд 5 сентября 1774 года.
1826 для многих русских людей был временем излома судеб. Уже в ранних картинах («Могила великана в снегу» (1807) «Теченский алтарь» или «Крест в горах», 1808 обе работы— Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден «Монах у моря», 1808—1810, Национальная галерея «Аббатство в дубовом лесу», 1809—1810, Шарлоттенбург «Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге)», 1810—1811, Национальная галерея все три картины— Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства: загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия история – и древнеязыческая и средневековая – проступает в виде меланхолических мотивов, подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. 1817, оба — Нюрнберг, Германский национальный музей). Уже в ранних картинах (Гуннская гробница в снегу, 1807 Теченский алтарь или Крест в горах, 1808 обе работы— Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден Монах у моря, 1808—1810, Национальная галерея Аббатство в дубовом лесу, 1809—1810, Шарлоттенбург Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 1810—1811, Национальная галерея все три картины— Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства.
Пашня близ Дрездена — один из последних пейзажей художника. В поздних работах, посвященных этой теме, появляется сова символ ночной темноты и смерти. Среди других известных картин мастера — Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Ленинград), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна" (обе работы — 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург).
Противопоставление маленькой человеческой фигурки и лишённой ориентиров панорамы моря и неба создаёт образ бесконечного пространства. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. 1798 г, в котором силуэт погибшего дерева перекликается с руинами на заднем плане. А туманный силуэт Дрездена на фоне золотых облаков выглядит почти Градом Вечным.
Экспертов заинтересовало, насколько изменение климата в эти годы повлияло на искусство. Помимо этого работал вДрездене, где писал городские пейзажи ивстречался скрупными представителями немецкого романтизма, вчастности споэтами Новалисом (1772–1802) иГенрихом Клейстом (1777–1811), атакже схудожниками Георгом Фридрихом Керстингом иКарлом Густавом Карусом. Среди других известных картин мастера — «Могила Гуттена» (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), «На паруснике» (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Странник над облаками» (1818, Кунстхалле, Гамбург), «Двое созерцающих луну» (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), «Восход луны над морем», «Женщина у окна» (обе работы — 1822, Национальная галерея, Берлин), «Замерзшее море» (1823, Кунстхалле, Гамбург). Оказалось, что, вне зависимости от стиля художника на полотнах, написанных непосредственно после вулканических извержений, небо изображалось в более красных тонах, нежели в периоды низкой вулканической активности. Сейчас я ощущаю его присутствие вот в этих камышах.
У него какая-то bonhomie8, которая нравится, а в картинах его воображение романтическое. Как бы неприязненно ни относился Жуковский к самому факту декабрьского восстания 1825, суровость приговора и непосредственным его участникам и даже тем, кто не был на Сенатской площади, но «имел умысел», потрясла поэта.
«Это сухощавый среднего роста человек, с белыми бровями, нависшими на глаза. 1826 для многих русских людей был временем излома судеб. В 1794-98 учился в АХ в Копенгагене.
1807 г. засохшие деревья окружают древнюю могилу. Они посещают мастерскую Фридриха. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой.
Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. История— и древнеязыческая и средневековая— проступает в виде меланхолических мотивов (гробницы сказочных исполинов, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. В другом – о его работах: «В его картинах нет ничего мечтательного. Художник проникся темой с непревзойденной драматической интенсивностью. История — и древнеязыческая и средневековая — проступает в виде меланхолических мотивов (гробницы сказочных исполинов, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен.