Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца – Ганса Гольбейна Старшего. Ганс Гольбейн (Младший) (1497, Аугсбург— 1543, Лондон)— живописец, один из величайших немецких художников. Особенную, выдающуюся роль в искусстве Северного Возрождения сыграл его младший сын, полный тезка своего отца – Ганс Гольбейн (1497-1543). Ганс Гольбейн-старший (1465-1524) возглавил художественную мастерскую.
Ганс Гольбейн, видимо, первый раз обращается к данной теме в эскизе ножен кинжала, который был создан около 1523 г. Композиция ножен представляет хоровод жертв смерти. Ганс Гольбейн (Младший) (нем. Hans Holbein der Jngere 1497, Аугсбург— 1543, Лондон)— живописец, один из величайших немецких художников. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца – Ганса Гольбейна-старшего. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца— Ганса Гольбейна-старшего.
Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца— Ганса Гольбейна Старшего. В 1536 году Гольбейн становится «слугой Его Величества по имени Ганс». Автопортрет изображает Ганса Гольбейна в возрасте 45 лет. Ганс Гольбейн-младший написал портреты французских послов в тот год, когда родилась принцесса Елизавета.
Ганс Гольбейн Младший – живописец и рисовальщик, один из величайших немецких художников и является самым знаменитым представителем этой фамилии. В 1930 году семья Ганса Гольбейна поселилась в Англии, где он неоднократно бывал до этого. Ганс Гольбейн (Младший) (нем. Ганс Гольбейн (Младший) (1497, Аугсбург – 1543, Лондон) – живописец, один из величайших немецких художников. Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего.
Второй раз Ганс Гольбейн Младший прибыл в Лондон в 1530 году, чтобы оставаться там в течение 13 лет — до 1543 года, в который в Лондоне грянет эпидемия чумы и отдаст Смерти и его жизнь.
На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом. Гольбейн рисует короля, «вестника свободы», разряженным в пух н прах, массивным, самоуверенным и крайне подозрительным. Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века. Лицо Моретта, овеянного войнами н дипломатическнмн хитросплетениями изглодано страстями. Лишь одна деталь композиции подтверждает ее германское (северное) происхождение – размещение фигур заказчиков полотна.
Как посол равенства и справедливости. К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ. Посмотрите на его руку в красивой перчатке, охватившей позолоченный кинжал.
Явно преувеличивая, писал: «День этот рабства конец, этот день—начало свободы». Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл. Однако, более вероятно, что с работами ренессансных мастеров Гольбейн мог познакомиться по многочисленным доступным гравюрам, в которых в то время в Германии и Швейцарии не было недостатка. Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица. Моретт будет приятнейшим собеседником, покажет себя знатоком в искусстве, но потребуется— убьет этим кинжалом.
Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями. Конечно, у Гольбейна не было глубины духа Дюрера. Амвросий Гольбейн получил работу впервые от базельских книготорговцев как рисовальщик для гравюр на дереве. Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином). Возвратившись в Базель, мастер развернул в полноте свою юношескую силу (1519–1526) сначала в портретах.
В 1535 году он был обезглавлен. Гольбейн смотрит на существующий правопорядок с точки зрения своего народа. Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение. Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета. Настоящим великим мастером швабской школы XVI столетия, а также одним из величайших художников всех времен и народов был Ганс Гольбейн младший (с 1497 до 1543 г. ), старые биографии которого, написанные Вельтманом, Ворнумом и Мантцем, еще не превзойдены. Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом». Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна.
«Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532). В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови.
Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля. Словом, король и что с него взять. Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской.
закономерному, как сама Природа, принявшая обличье Смерти». В Англии мастер занимался оформлением придворных праздников, работал по заказам церкви. Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке. Еще более зрелыми являются большие мадонны Гольбейна: проникнутая спокойным истинно человеческим чувством картина (1522) Золотурнского музея представляет Богоматерь между святыми Урсом и Георгием и известная Мадонна бургомистра Мейере (1525) в Дормштадте, оригиналом которой до исследований Цана, Вольтмана, Байерсдорфера и автора этой книги считалась прекрасная, слегка измененная копия Дрезденской галереи.
«Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532). Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний. К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. Его волчьи глаза прекрасно видели в темноте. Все семейство поселилось в Базеле.
Среди других работ Гольбейна, созданных в этот период, наиболее интересны Портрет французских посланников (1533), Портрет королевского сокольничего Роберта Чизмена (1533), Портрет Шарля Моретта (1534-1535). А. Н. Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала. Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины).
Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии. Композиция картины подчёркнуто проста.
Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом. В Портрете Георга Гисце (1532, Берлин – Далем) художник прекрасно передал фактуру каждого из предметов, призванных дать дополнительные сведения о личности заказчика. Среди графических работ двадцатых годов выделяется серия миниатюрных гравюр, посвященных теме «Пляски смерти». Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля. 1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна.
Гольбейн не отступил от истины и каждый придворный, внезапно натолкнувшийся на портрет, «пугался, так как всем казалось, что и голова и другие части тела двигаются, как в натуре». С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне. В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме. Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства.
На лице нет намека на улыбку. Величие короля передается позой. Вернее, двух платьев: под верхнее, тяжелого бархата, надето более легкое, серебристое. Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII.
Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения. После обучения в мастерской своего отца в 1514 он уехал в Базель, бывший в то время крупнейшим центром искусства и гуманистической учености. На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной.
Немилов. – Своим плащом она прикрывает коленопреклоненных членов семьи Майера. Искусство Гольбейна такое же немецкое, как и Дюрера. Художник пишет в 1523 году два портрета Эразма Роттердамского.
Однако вскоре одна из молодых фрейлин показалась Генриху привлекательней нежной, но честолюбивой супруги. В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. Большая часть картин, послуживших для украшения стен (1521–1522), принадлежит времени до отъезда Гольбейна в Англию.
Наоборот, увидев желание супруга избавиться от неё, Анна постаралась ему в этом помочь. Ульриха и Усекновение главы св. Ату его. Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде.
Мужчины одеты в различные одежды, справа Жан де Дентевиль – в светской, слева епископ Жорж де Сельв – в официальной. Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору.
За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви. Скепсис, трезвость, жизнеутверждающее начало.
Отношения с королем после этого оказались испорченными. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Выполненная живописью декорация в стиле ренессанса отличается чистотой и ясностью, фигура нагого Себастьана, хотя и не безупречна в смысле анатомии, но моделирована широко и мягко.
Это доказал трагический опыт всех предшественниц Джейн Сеймур. Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился. Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается.
Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне. В Англии к этому времени уже существовала традиция подобных изображений, заложенная фламандцем Лукасом Хорнеболтом, который также служил при дворе Генриха VIII и, возможно, посвятил Гольбейна в технические особенности жанра.
Шмид, однако, сумел все наглядно восстановить. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама.
В Портрете Томаса Мора (1527, Нью-Йорк, собрание Фрик) знаменитый гуманист облачен в роскошные одежды канцлера, в его прямой осанке и чертах лица отражается сила его характера. Около 1501 и 1502 гг. Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета. Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. Как правило, на них изображали близких людей. Старые стильные ковровые фоны оконных стекол постепенно превратились в пейзажи.
Гостиную на Челси не напрасно назвали «Приютом муз». Она убедила весь двор, что король не имеет с ней брачных отношений.
Он создал портрет французского посла Моретта — поистине шекспировский типаж. Или редкостной нежности цвет лица, каким она славилась. Если вам выпадет возможность пообщаться с ценителем искусства из швейцарского Базеля, он непременно вам расскажет, что этот город неразрывно связан с жизнью Ганса Гольбейна Младшего (Hans Holbein der Jngere).
Что могло связывать короля с чистым, преданным своим убеждениям, умницей Мором. А что же сущее. Его слава стала распространяться по всей Южной Германии. В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии.
Со временем, манера художника претерпела эволюцию. В композиции Мертвый Христос образ главного героя несколько переосмысливается автором. В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна. Мора, Томаса Кромвеля, королевского секретаря.
Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным. Несмотря на то, что уже немолод, Моретт— человек действия. Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей. Она не стала бороться за корону, как Екатерина или Анна Болейн. А. Н.
Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого. Можно сказать, что он композиционно связывает двух изображенных мужчин, одновременно подчеркивая индивидуальность каждого из них. Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари. В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита. Леонарда во Франкфурте. Не зря один из автопортретов, нарисованных незадолго до своей смерти, Ганс Гольбейн Младший назвал «Базелец», что означает гражданин Базеля.
Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет. Уффици во Флоренции), Тома Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также Колесо Фортуны. Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками. В конечном варианте, они туго перехвачены лентой.
Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле. В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром. Годом раньше, окончательно перебравшись в Англию, он не обнаружил прежних друзей и покровителей. С точки зрения человека, погруженного в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины.
К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Томаса Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и других, а также «Колесо Фортуны». Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения. Но наиболее важные стенные росписи Гольбейна украшали новую большую залу совета в Базеле. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама.
Поставим рядом портреты короля. Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены.
На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу. Но даже они не были властны повернуть вспять колесо истории. Все предметы выписаны чрезвычайно реалистично и играют роль символов союза искусства и науки, гармонии земли и неба. 1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи. Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат». Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни.
В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота.
Его грубоватые, но полные выражения франкфуртские картины на дереве находятся в городском музее и в церкви св. За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились. Иное дело — Кромвель Какого прекрасного короловского пса рисует Гольбейн. Совсем не просто стать английской королевой, но удержаться в ее положении еще труднее. После смерти своего супруга, миланского герцога Франческо Мария Сфорца, Кристина жила у своей тётки, Марии Венгерской, которая управляла тогда Испанскими Нидерландами.
Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну. В четырех картинах на дереве Аугсбургской галереи, представляющих св.
Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми. Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году. У живописцев покровителями были состоятельные семьи. Непонятно, почему Гольбейн предлагает вспомнить о смерти, но возможно, что художник составляет трехуровневую картину. Смерть (чума. ) похитила великого художника в полном расцвете сил, осенью 1543 г. 2 Ракурсами sotto in su Гольбейн пользуется с огромным мастерством и в живописи органных створок Базельского мюнстера (ныне в музее).
Формы ренессанса были распространены в Германии в столь многочисленных образцах, что едва ли еще была нужда в путешествии в Италию, чтобы познакомиться с ними, по крайней мере в немецкой переработке, в которой их тонко применял и Гольбейн. Себастьяна с возобновлением нидерландского влияния. Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля. Хотя это и жестокая правда. Как хотел Мор надеяться на достоинства нового короля. В 1528–1532 гг.
Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля». Одновременно он их объединяет через Богоматерь.
Характер ли Джейн полюбился художнику. Кроме угольной пыли, Гольбейн прибегал к помощи переводной бумаги, предшественницы современной копировальной бумаги. Он использует смелые сочетания ярких, насыщенных красок: черной, зеленой, красной, желтой. Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота.
«Все сущее бренно». К ним всей душой и потянулся молодой Ганс Гольбейн. В 1523 г. Гольбейну удается написать портрет знаменитого Эразма Роттердамского, что имело для художника очень важные последствия ибо, заручившись рекомендательным письмом знаменитого гуманиста к его другу Томасу Мору, Гольбейн в 1526 г. решается покинуть родину, где религиозные смуты очень вредили успешному течению художественной жизни и ехать искать счастья в Англию (до этого мастер в 1524 г. совершил путешествие в Лион, который в то время был центром типографского дела во Франции). Таковы выразительный погрудный портрет в профиль Бонифация Амербаха (1519) Базельского музея, три подобным же образом написанных портрета Эразма (1523) в Лонгфорд-Кастл, в Лувре и в Базельском музее и двух живописных, тепло лессированных портрета куртизанки, носившей прозвище «Коринфской Лаисы» (1526) того же собрания. А как при этом сказывается жизненный интерес в германце.
Волнения, произошедшие в Базеле, заставили и Эразма и его удалиться оттуда. 1 Hans Holbein Младший, сын Ганса Гольбейна Старшего, родился в 1497 г. Дела старика Гольбейна не преуспевали и это побудило братьев покинуть родительский дом и искать заработка в Базеле (около 1515 г. ) там они поступают к Гербстеру, но уже в 1517 г. Амброзиус зачислен мастером и в том же году Ганс, расписавший, за два года до того интересную столовую доску для Ганса Бэра и исполнивший большое Несение Креста (Kunsthalle в Карлсруэ), получает приглашение в Люцерн – расписать фресками дом шультгейса Якоба фон Гертенштейна (работа длилась до 1519 г. ) считается, что около этого же времени Ганс совершил путешествие в Ломбардию. Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке. 150 портретов. Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены.
Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель. Эти качества восхищают его и в Гансе Гольбейне.
Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии. Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом. Но на этот период приходится и много светлых событий в жизни Ганса Гольбейна Младшего: женитьба, рождение детей, знакомство с выдающимся просветителем тех времен Эразмом Роттердамским, портреты которого он не единожды писал в то время (самый известный из них находится в Лувре).
Это, безусловно, знак смерти. Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей. Больше о частной жизни художника почти ничего не известно. На то были свои причины. Выполненные пером в миниатюрных размерах, они представляют собой жанровые сценки. Королю причина для развода весьма понравилась.
Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален». За годы, проведенные в Англии, он создал ок. В июне 1521 г. Ганс начинает роспись зала в ратуше и к 1522 г. две стены ее покрыты фресками: в эти же годы им написан большой алтарь для Ганса Оберрида (части которого ныне хранятся в соборе Фрейбурга Бризгауского) и прекрасные Мадонны Золотурнского собора и Дармштадтского музея (Мадонна бюргермейстера Якоба Мейера). Отцы города искренне сожалели о Гольбейне.
Об этом свидетельствует написанная им вывеска школьного учителя в Базеле, что выступает доказательством данного предположения и гласит о том, что он не отказывался и от ремесленных работ. Народный и итальянский элементы соединяются в его произведениях. Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне. В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась. Гольбейну пришлось искать новых заказчиков. Неприглядные перед появлением смерти власть имущие. В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города. Маленькие глазки с мясистого отечного лица смотрят презрительно.
Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду. Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени. Несмотря на то, что в пору создания этого портрета Христине исполнилось всего 16 лет, она уже была вдовой.
Демон XVI века. Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов. Это приобщение к новому и чужому эстетическому миру не заслонило от него окружающего быта.
Это пример типичного монументального стиля Гольбейна. Над Анной нависли тучи. Оставив семью в Базеле (Ганс женился в начале двадцатых годов на вдове Ульриха Шмидта, Елизабете) и посетив по дороге, в Антверпене, Квентина Массейса, Гольбейн прибывает зимой 1526 г. в Лондон, где он находит радушный прием в доме лорда-канцлера, семью которого он изобразил в большом групповом портрете, к сожалению, в оригинале до нас не дошедшем.
Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея). В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов. Дальнейшие успехи в этом отношении показывает знаменитый алтарь св. Великий немецкий художник эпохи Ренессанса, который остался невостребованным у себя на родине, позже стал придворным художником английского короля, хотя значительную часть своей жизни прожил в Базеле. Сами герои древней истории были представлены в костюмах, современных Гольбейну. Осанка и выражение лица датской принцессы говорят о достоинстве и сильном характере.
Среди графических работ двадцатых годов выделяется серия миниатюрных гравюр, посвященных теме «Пляски смерти». Рядом с Мейером представлены его сыновья. Герои знаменитых легенд соседствуют здесь с образами реально существовавших людей.
На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий. По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальной целью. Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика.
К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. Человек исковерканный многочисленными условностями и сохраняющий в себе остатки человека. В 1528 – 1530 годах Гольбейн опять жил в Базеле тогда были написаны им картины «Ровоам» и «Самуил и Саул».
В Базеле Гольбейн написал и знаменитый портрет Эразма Роттердамского. С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника. Если формально Гольбейн еще стоял одной ногой в эпохе Дюрера – целых тринадцать лет их творчество питала, по сути, одна и та же действительность, – то по историческим часам он принадлежал уже другому времени и с прозорливостью великого художника интуитивно высказывал в своем искусстве предчувствие перемен задолго до того, как они стали очевидны всем и обрели конкретную форму в трагических итогах Крестьянской войны, расколе реформаторского движения, протестантском иконоборчестве. Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр.
Картины его – это гордость города.
Рисунки «Пляски смерти» делал и Альбрехт Дюрер, но ряд рисунков Гольбейна на эту народную тему затмил все прежние Пляски смерти. Он полностью погружен в свои занятия насмешливые морщинки разбегаются вокруг сжатых губ. Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой. Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется. ПортретГенриха VIII в свадебном наряде (1539–1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона. лукавя, ничего не не обещая и что-то тая.
В 1532 г. из-за религиозных смут и победы в Швейцарии иконоборческой партии, Гольбейн был вынужден снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где он продолжал свою работу и выполнил многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине, Виндзоре, Гаге, Брауншвейге и Вене. Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует». В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая». Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка.
Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета. Петра, Чудо св. Надеялся, вопреки всему. Он появляется — и вздрагивает, от тревоги и восхищения, — и женщина и бывалый удалец.
Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир. Одновременные «пробы» Гольбейна исполнять картины на стекле для домов горожан описал Ганц. «Самым значительным, наряду с портретами и алтарными образами, произведением его первого, базельского, периода стала серия рисунков Пляска смерти (около 1525), – пишет М. Н.
Елизаветы на правой боковой картине. По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру. Гольбейн достигает больших высот своей проповеди справедливости и равенства в «Плясках смерти», которые предусмотрительно не подписывает. Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей».
Здесь мы видим Эразма за его излюбленной работой – сочинительством. Анну с Богоматерью и Младенцем, Распятие ап. Патетической передачей обычных композиций и величавой широтой форм превосходят все прежние работы Гольбейна восемь картин Страстей Христовых в Базеле, нижней доской для которых, вероятно, служило знаменитое, поразительное по верной передаче смерти и потрясающе написанное Тело Христово, лежащее навзничь (1524). В полную силу развернулось здесь огромное живописное дарование художника Гольбейн показал себя одним из блестящих колористов своей эпохи. По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генрих VIII интересовался с матримониальной целью.
Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными. Первым влиятельным покровителем Ганса Гольбейна Младшего в Базеле был банкир Якоб Мейер. Листовое золото придавало околичностям настоящий блеск золота. «Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна).
В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. Двор потешался, а Анна Клевская тем временем получила развод с отличными условиями: Генрих VIII отблагодарил её за покорность и оставил в Англии как «сестру», выделив богатое содержание, замки и солидный годовой доход. Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно.
Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра. Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна. В 1515 году Ганс делает на полях одного из экземпляров знаменитой сатиры Эразма Роттердамского «Похвальное слово Глупости» рисунки, не предназначавшиеся для печати. Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. Свет Мора только мешал королю.
Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом. Дама закована в свой наряд, как в непроницаемую броню. Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом». Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок. Но иллюзий не питал.
На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения. Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику. Творческий путь художника начался в Базеле, где в 1515-1526 Гольбейн создал множество портретов, в которых подчеркивал внутреннее достоинство и сдержанную духовную силу людей (портрет Эразма Роттердамского, 1523, Лувр, Париж), потрясающую смелостью композиционного решения и силой эмоционального воздействия картину Мертвый Христос (1521, Публичное художественное собрание, Базель) иллюстрации (к Похвале глупости Эразма Роттердамского, рисунок пером, 1515), серию рисунков Образы смерти (известна под названием Пляска смерти, 1524-1526, гравированы на дереве Г. Лютцельбургером и изданы в 1538), в которой в аллегорической и гротескной форме отобразил события Крестьянской войны в Германии.
В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году. Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543. Гольбейн является замечательным мастером цветового решения. Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение.
Мария – в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц. Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде. Об этом свидетельствуют его работы.
Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало. В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось).
Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам. Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля. Теперь это произведение трудно представить без ярких и острых рисунков Гольбейна.
Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна. На наружных стенах, расчлененных живописно (а не рельефно) был изображен триумф Цезаря, а внутри находились христианские изображения и народные картины, в роде «Источника юности». Это было 12 марта 1538 года. «То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости». Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи.
Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта).
Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII). Это двойной портрет, на котором изображены молодые посланцы Франции Жан де Дантевиль и Жорж де Сельва.
В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. Плаха или развод. Справа изображены жены Мейера. Эволюция мастерства Гольбейна.
Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. из Люцерна, Он, несомненно, не проник дальше верхней Италии.
Особенной остротой отличаются антиклерикальные рисунки. С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе. Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально.
И все же налет печали на его лице — ни во что не верит Моретт. Очень жизненно и правдиво написаны нищие у ног благородной фигуры св. Своеобразный синтез готики и маньеризма (или зарождающегося барокко) присутствует и в гравюрах Гольбейна. Мастерская Ганса стала семейной. На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной. Никаких возражений не потерпит этот человек и не посожалеет ни о чем. Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном.
Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. От одновременной деятельности Гольбейна, в качестве базельского живописца фасадов сохранились только проекты, например музейная копия с оригинального проекта «Дома танцев», на котором к живописным галереям и ложам добавлен фриз с лихим крестьянским танцем. К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле.
Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины. По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена. Гольбейн представил в картине образ двойного зрения. К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру.
Себастьана 1516 г. в Мюнхене. Творчество мастера оказывается полностью освобожденным от христианских догм. Впоследствии П. Вяземский сравнит с «Плясками смерти» «Мертвые души» Гоголя. Вскоре, король занялся поисками новой невесты. Коварен, жесток, тупо властен.
Королеве не положено было походить на обычную женщину. Мадонна является первым изображением нежной белокурой немецкой матери. В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей. Три года спустя после пребывания мастера в Эльзасе, в 1517 г., возник «Источник жизни» Лиссабонского дворца.
После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах. На нее была возложена миссия – возвестить о воскресении апостолам. Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно. «Самым значительным, наряду с портретами и алтарными образами, произведением его первого, базельского, периода стала серия рисунков Пляска смерти (около 1525), – пишет М. Н. До того как в 1540 году он женился на Анне Клевской, были рассмотрены еще восемь кандидатур, одной из которых оказалась Христина Датская.
Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII. Христос Гольбейна – не небесное существо. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама.
Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания. Именно в это время Ганс Гольбейн начал раскрываться как художник-портретист. Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор.
Он появляется на портрете, остерегаясь. На верхней полке находятся астролябия, квадрант, многогранные солнечные часы и другие предметы мира небесного, на нижней – земной мир, о чем свидетельствуют книги и лютня и, наконец, на полу напоминание о смерти в виде косого среза. Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых.
«Он слишком хорош, чтобы расписывать старые дома», —говорили они.