Зал, который надо миновать по пути к лоджии Амура и Психеи, зовется залом Галатеи – по полной языческой жизнерадостности фреске Рафаэля «Триумф Галатеи» изображающей, как считают некоторые ученые, знаменитую куртизанку Империи. «триумф Галатеи» — фреска, созданная в 1512 году итальянским художником Рафаэлем для виллы Фарнезина в Риме. Рафаэль пишет не только Галатею с Форнарины, но и свои лучшие картины: Сикстиснкая Мадонна, Мадонна да Фолиньо, Дама с вуалью, Фригийская Сивилла, Психея, Мадонна делла Седья, Мадаленна в экстазе. Фреска «Триумф Галатеи» – одна из малочисленных росписей великого Рафаэля Санти на мифологическую тему, выполненная целиком лично самим живописцем.
«триумф Галатеи» (итал. Trionfo di Galatea)— фреска, созданная в 1512 году итальянским художником Рафаэлем для виллы Фарнезина в Риме. На первом этаже виллы Фарнезина, в просторном зале, расположенном слева от Лоджии Психеи, можно увидеть одну из самых знаменитых работ Рафаэля Санти в Риме. Фреска «Триумф Галатеи», написанная Рафаэлем в 1512 году, привлекает внимание ценителей искусства на протяжении уже многих десятилетий. Триумф Галатеи – фреска, законченная приблизительно в 1514 итальянским живописцем Рафаэлем для виллы Farnesina в Риме.
Они позже других заметили совершившееся чудо и отнеслись к нему довольно равнодушно. Что-то оперное есть уже в «Изгнании Гелиодора». Среди римских покровителей Рафаэля был богатейший банкир и купец Агостино Киджи (1466 – 1520), прозванный современниками Великолепным.
Это спокойные четкие профили вполне мирских людей, которые далеки от происходящего. Farnesina был построен для банкира Sienese Агостино Киджи, одного из самых богатых мужчин того возраста. Исключительные способности Рафаэля помогли ему быстрее пройти обычно весьма длительный (часто до пятнадцати лет) курс ученичества, но его учитель Перуджино сам не мог дать больше того, что он знал. Мечтательно-одухотворенные лица его мадонн до сих пор составляют славу умбрийской школы. Джулио Романо, например, написал большую часть изображения «Истории Психеи». Бог свободно парит в безвоздушном пространстве и без усилий творит все, что ему полагается: хлябь и твердь, небо и луну.
Так, на одной из фресок он изобразил художников за работой. Галатея превращает кровь возлюбленного в быстротекущую реку. В 1504 г. Рафаэль возвращается на родину, в Урбино, как самостоятельный мастер.
Те же морские пенящиеся волны и обнаженная богиня, легко ступающая по водной глади. Во время своего пребывания во Флоренции художник написал несколько портретов. Обнаженные тела идеально подчеркнуты златистыми тонами, нежно голубым небом и синим морем. Если на Синьорелли влияла больше Флоренция, обращавшая его внимание на обнаженное человеческое тело, формируя его и без того суровый и прямой характер в сторону предельной логичности и откровенности, то Перуджино ближе к сиенцам с их патриархальностью и художественной консервативностью. В семье своей Рафаэль прожил до 1500 г. Этот период жизни Рафаэля менее всего известен. Рафаэль с детства участвовал в работе мастерской отца. Многие умбрийские художники развились под влиянием сиенцев.
Фрески ватиканских лож далеко не равноценны по своим художественным достоинствам. Известна Мадонна Конестабиле делла Стоффа, написанная Рафаэлем в то же время. В «Создании Евы» есть что-то жанровое Бог на ней глубокий, но крепкий старик, а юная, с полудетскими формами Ева очень трогательна в своей невинности.
Да и не только тайные, но и открытые убийства не особенно порицались. Тогда Полифем оторвал от горы целую скалу и бросил ее в Акида, раздавив несчастного. В «Метаморфозах» древнеримского поэта Овидия рассказывается, что Галатея, для возвращения к жизни своего любимого, превратила его кровь, струящуюся из-под скалы, в источник с чистейшей водой. Все эти фрески так же как и фрески «Пожар Борго», «Освобождение Святого Петра из темницы», должны были прославлять иерархию, величие церкви и власть пап.
В эти же годы богатый римский банкир, любящий искусство, поручил Рафаэлю Санцио написать в своей вилле «Фарнезина» фрески «Триумф Галатеи» и миф о Психее и Амуре. Аристотель, олицетворяющий эмпирический взгляд на вещи, указывает на землю как на основу всякого познания и мысли. Редкая растительность покрывает его лицо и голову.
На этой фреске, созданной в 1511 году, Рафаэль изобразил Галатею уплывающей от чудовища Полифема на гигантской ракушке, которую уносят дельфины. Эти произведения Рафаэля – «Мадонна со щегленком», «Мадонна на лугу», «Мадонна с ягненком» и т. д. – уже утратили схематический характер умбрийской школы, в них вполне реалистически выражен высокий и нежный, вполне земной идеал материнства. Образцовая правильность композиции придает всей картине риторический характер. Руки папы выразительны, – не старчески слабые и безвольные, а полные жизни и энергии.
Вот таким образом из всей серии предполагаемых мифологических сцен было выполнено только несколько. Немногие ковры избегли печати холодной классической композиции: к таковым нужно в первую очередь отнести «Чудесный улов». С другой стороны, они же являлись организаторами инквизиции, разжигали религиозный фанатизм. Овидий.
Сюжетом для этих фресок Рафаэль взял сцены из мифа об Амуре и Психее в том виде, как этот миф разработан в «Метаморфозах» Овидия, а частично у Апулея и Феокрита. В 1580 году виллу приобрёл кардинал Фарнезе давший ей в отличие от стоявшей на другом берегу виллы Фарнезы название «Фарнезина», которая так и осталась за виллой, хотя она ещё не раз меняла своих владельцев. Понимая объединяющую и цивилизаторскую силу литературы и искусства, он сделал их инструментом идеологии и культуры. На картине Галатея изображена колеснице в виде раковины, запряженной дельфинами. Предполагалось выткать десять ковров, с изображением на них различных деяний апостолов. Здесь он сталкивается с интереснейшим и ученейшими людьми своего времени.
Ватиканские фрески Рафаэля расположены в четырех залах: «Сигнатура», Гелиодора «Пожар в Борго», Константина. Рафаэль до сентября 1508 г. уже приступил к работе в Риме. Художники создавали здесь композиции, кое в чем близкие старому искусству. Так называемые «мадонны Римского периода» отличаются большой зрелостью таланта и ясностью выраженного в них идеала. Однажды он увидел Галатею, лежащую в объятиях Акида и, разъяренный, решил убить юношу. Имеет ли она в себе какое-либо совершенство, я не знаю, но очень стараюсь его достигнуть».
Приглашённым были поданы в качестве презента серебряные приборы с выгравированными на них гербами гостей. Все преисполнено жизнью и правдой. Сюжет картины одновременно прост и понятен: Полифем, потеряв рассудок от ревности и любви к Галатее, которая не разделяет его чувств, убивает ее возлюбленного, похоронив его тело под скалами. В картине «Исцеление хромого святым Петром и святым Иоанном», помимо интересной декоративной композиции, абсолютно исключительный интерес представляет фигура нищего калеки, расположившегося у правой колонны храма. Основная особенность их лиц – спокойное благородство, напоминающее лица лучших фигур флорентийских мастеров.
С правой стороны расположились солдаты стражи папы или его носильщики. Семья Санцио состояла в то время из Бернардины – второй жены Джиованни (мать Рафаэля, умерла, когда ему было восемь лет), двух сестер Джиованни, маленького Рафаэля, дяди – монаха Бартоломео, который был назначен опекуном будущего художника. Микельанджело находил искусство Перуджино скучным и устарелым. Обезумевшая от горя девушка превратила кровь своего любимого в быструю и прозрачную реку. Большой интерес представляет картон «Паси овцы моя» по необыкновенной глубине и четкости психологических характеристик. Нарочито правильное расположение фигур отвлекает от внутреннего смысла.
Рафаэлю предстояло, прежде всего расписать фресками «Сигнатуру» – залу, где Папа подписывал свои бумаги. Он покрывал в это время фресками залы «Камбио». Металкффозы. ПУТТИ: Этих маленьких крылатых мальчиков также называют аморетто. Рафаэль приготовил картоны, которые его ученики перенесли на стены. В планировке – резкое противопоставление неба и земли. Наиболее интересны по теме и ее разрешению ковры «Чудесный улов» и «Паси овцы моя».
Это самое грандиозное изображение битвы во всей истории живописи. Усевшись на землю у входа, он принялся зазывать покупателей. Реалистическая трактовка религиозной темы свободна, не скована никакими традициями. Все это показывает, что Рафаэль не ищет эффектов внешней красивости.
В этой вещи Рафаэль достиг уже вершины своего таланта, в ней чувствуется все то новое, что Рафаэль приобрел в Риме, – в Риме Льва Х (преемника Юлия II с 1513 г. ) с его светски-гуманистическим двором, в том Риме, в котором человек понимался без мистико-религиозной оболочки, во всей полноте его подлинных жизненных сил и возможностей. Рим снова жил на широкую ногу. Слева, Тритон (частично человек, частично ловите рыбу), похищает морскую нимфу позади них другой Тритон использует раковину в качестве трубы.
Урбино в этом отношении не был исключительным городом. И по водам спасается от Полифема. И Христос и его ученики не имеют в себе ничего религиозного, что особенно ясно в ковре «Чудесный улов», где по существу изображена обыкновенная рыбная ловля итальянских крестьян. Очевидно, художник не очень стремился включить их в общее настроение картины.
Образование их обычно ограничивалось знанием библейских сюжетов. В своей фреске Рафаэль отошёл от точного изложения сюжета и написал сцену известную как «похищение Галатеи». Картон «Смерть Анания» передает тот момент библейской легенды, когда Петр сказал Ананию, утаившему деньги от проданной земли: «Ты солгал не человеку, а Богу.
Так, красиво изогнутой линией эллипса расположились фигуры вокруг композиционного центра извивающегося в судорогах Анания. Он подстерег его и придавил куском скалы, после чего Акид превратился в реку. Абсолютно неожиданно для себя Рафаэль был приглашен Юлием II в этот мировой город, чтобы принять участие в росписи ватиканских зал – станц. Именно так Рафаэль увидел морскую богиню.
Все приведено в согласие, звучит одним мощным художественным аккордом. Это не мощные титаны Микельанджело, не величественные олимпийцы Гомера, а манерно облагороженные персонажи «Метаморфоз» Овидия: все чересчур чувственное, резкое, бурное – смягчено и успокоено. Художники, архитекторы и скульпторы были очень востребованы. Так возникли «Преображение», «Поклонение волхвов» и другие произведения Перуджино, над которыми он работал более семи лет. В 1494 г., когда Рафаэлю было всего одиннадцать лет, умер его отец. Галатея ездит на колеснице раковины, запряженной двумя дельфинами.
К несчастью, в это же время был одержим любовью к Галатее и циклоп Полифем. Италия всегда давала миру идеал прекрасного и Рафаэль в своей «Галатее» возвысил человека до красоты божества. Такая оценка была вызвана тем, что наиболее консервативные традиции кваттроченто были еще живы в Перуджии (в истории итальянской культуры существует периодизация по векам вот таким образом Возрождение условно разделяют на следующие периоды: троченто – XIV в., кваттроченто – XV в. и чинквеченто – XVI в. ).
Известный писатель- гуманист Бальдассар Кастильоне в восторженном письме отдал должное красоте созданного Рафаэлем образа Галатеи. Сейчас же по окончании фресок «Фарнезины» Рафаэль, по поручению Папы, должен был расписать фресками второй ярус лож, примыкающих к ватиканскому двору. В залах «Сигнатура» и Гелиодора Рафаэль писал сам все фрески, прибегая только к незначительной помощи учеников, в зале «Пожар Борго» Рафаэль писал только фреску, по имени которой называется вся зала, – в остальных фресках большое участие принимали его ученики: Джиованни да Удино, Джулио Романо и Франческо Пенни. Во фреске «Афинская школа», несмотря на стремление Рафаэля придать лицам слишком торжественный пафос мысли, несмотря на сковывающую симметрическую композицию, типы философов их лица и позы сохраняют еще силу правдивости.
Картина много раз реставрировалась и море как раз подвергалось самой безжалостной «обработке». Рафаэль создал тип женщины-матери исполненный необыкновенной прелести. В том, как выполнено «Рассуждение святых отцов церкви о таинствах причастия» («Диспут»), можно увидеть еще кое-что от кваттрочентистской живописи.
Справа расположены три фигуры, в которых сочетаются черты людей, лошадей и рыб. Расположенный на скалистом плато, город был живым памятником многих эпох. Не остался равнодушным к работам Рафаэля и страстный поклонник живописи, некий Агостино Чиги, который и заказал одну из самых знаменательных работ – «Триумф Галатеи».
Обычно эти картины близко придерживались текстов священного писания. Примитивность была их отличительной чертой.
Напомним, что согласно мифу Древней Греции, Галатея – морская богиня, отдала свое сердце простому пастуху Акиду. Переехав в Рим, он по-прежнему работал и на заказ. Правда говорят, внизу предусмотрительно была натянута сеть, чтобы эти приборы вылавливать. Рафаэль сразу же распознал автора: «Это рука Микеланджело. » – воскликнул он. Вот таким образом его композиции иногда страдают отвлеченностью.
Рафаэль Санцио происходит из семьи мелкого торговца, ремесленника Джиованни Санцио. Рафаэль написал свои фрески по библейским (сотворение мира изгнание из рая, явление Бога Исааку и т. д. ) и по мифологическим (боги, гении, необыкновенные звери) мотивам, не отказываясь и от тем современной жизни. Картоны к этим фрескам были написаны в 1518 г., то есть в то время, когда Рафаэль занимался уже архитектурой, руководил работами по постройке собора Святого Петра, археологическими исследованиями, охраной античных памятников и восстановлением древнего Рима. Папа своим примером уже не сдерживал стремление кардиналов к роскоши. Фреска «Больсенская обедня» возрождает старый миф, для того чтобы прославить твердость веры папы Юлия II и устрашить, укорить не только мирян в эту трудную для религии эпоху, но призвать к порядку и дерзких священников, смеющих усомниться в «чудесных таинствах» церкви. Перуджино. Начиная с 1509 и по 1520 гг. Используя сложные ракурсы и светотень (приёмы, которыми славилась живописная школа Рафаэля), художник прекрасно передал пластику тела.
Члены семьи не очень ладили друг с другом. Такова Мадонна собрания Соли (Мадонна и ребенок с книгой): она – вполне перуджиновское творение, выполненное несмелой рукой ученика (ее относят к 1501 г. ). В композициях даже ковры подчинены той «классической» гармонии, которая отнимает у них часто теплоту и жизненность.
Но они являлись еще ученическими работами, носили на себе следы многих влияний. Их ставят наравне с «Тайной вечерей» Леонардо и «Сикстинской капеллой» Микельанджело. Когда в 1701 году Ричардсон пришёл в «Фарнезину» взглянуть на фреску Рафаэля, он был неприятно удивлён долгим поиском ключа от зала, где находилась фреска.
Остаток наивной веры художника, уже вступившего в блестящий век чинквеченто, но еще связанного непосредственно с традициями кватроченто, мог родить образы, подобные изображенным в «Диспуте». Везут нимфу два дельфина. Птицы производят немного странное впечатление в такой непосредственной близости к людям. Рафаэль не рисовал ни одного из главных событий истории.
Мы видим обыкновенную сельскую местность: вдали расстилается пейзаж, создающий фон для всей картины и изображающий возвышенность, на которой расположены селения, рощи, церкви. На картине Тициана «Поклонение Венере» (1518-1519) бесчисленные путти собирают в саду яблоки – эти священные плоды являются символом богини, – подбирают их с земли, срывают с деревьев и играют, бросая ими друг в друга. То же можно сказать о фресках «Больсенская обедня», «Атилла, остановленный у врат Рима». Бордюры ковров, вытканные под бронзу, рисовали эпизоды из жизни папы. Сюжет был навеян поэтической фантазией в обработке флорентийского поэта Анжело Полициано.
Святые и Бог расположились на небе, механически отделенном от земли. художников Перуцци, Себастьяно дель Пьомбо и Рафаэля. Большинство художников выходило из народной среды. Понятия ремесленника и художника тогда не разделялись, – все предметы ремесла были в большей или меньшей степени художественными произведениями, все создавалось на основе высокой требовательности к красоте вещи.
Он выбрал сцену идеала нимфы (Stanze, я, 118-119). Далее, Рафаэль покрыл фресками сводчатый потолок одной из комнат виллы «Фарнезина» и целую галерею лоджий.
На стенах Виллы художник создает одно из самых известных произведений «Триумф Галатеи». В деяниях римских пап особенно ярко отразилась двойственная природа эпохи Возрождения. На переднем плане картины изображены три журавля. Исторические или библейские темы приобретали злободневную трактовку.
Молодой художник был очень высоко оценен при дворе герцог считал, что Рафаэль вполне способен стать в ряды лучших художников и создать произведения, стоящие не ниже всего, что было до него создано в живописи. Вероятно, в это время Рафаэль был уже знаком с «Трактатом о живописи» Леонардо да Винчи, который был написан в 1498 г. Он уже преодолевает традиции кваттрочентистов: исчезает жесткость манеры и неумение отбросить детали, появляется более обобщенное реалистическое облагораживание образа, строгая композиция. Первая Ватиканская фреска Рафаэля известная под названием «Диспут», посвящена прославлению религии вторая, расположенная напротив «Диспута» изображает восхваление философии как свободной «божественной» науки.
Известно, что Рафаэль был ярым поклонником античной эпохи. Фрески «Фарнезины» славятся своим исключительно интересным изображением греко-римских богов. Сейчас же вслед за «Диспутом» Рафаэль написал «Афинскую школу», фреску, блестящую по мастерству композиции. Много спорили о том, нарисовал ли этих птиц сам Рафаэль или потом их пририсовал какой-нибудь ученик. Здесь и молодые нежные лица, еще покрытые пушком и некрасивые головы старцев.
Все предостережения заглушались шумными торжествами, чувственными комедиями, авторами которых зачастую были (. ) кардиналы. Из произошедшего был извлечён полезный урок: не было смысла расписывать все стены, ведь влага обязательно разрушила бы краски фресок.
Непередаваемое выражение имеет лицо калеки, наблюдающего из-за колонн «чудо» исцеления хромого. При общей строгой классичной композиции значение каждой фигуры в отдельности не умаляется и каждая фигура в художественном отношении самостоятельна индивидуальна. Фигура и поза Галатеи взяты из античных памятников. Лица апостолов – простые, грубые. Плутоватое лицо нищего выражает высшую степень удивления, верхняя губа прикушена.
Платили художникам и архитекторам помесячно или за фут фрески. Галатея Рафаэля стоит на большой раковине, которую влекут впряженные в нее дельфины. Правда, во Флоренции уже намечались более определенные грани между искусством и ремеслом.
В такой идеализации мощи и силы человека апогей гуманистической философии. Умбрийская школа развилась под влиянием сиенцев. Рафаэль был в зените своей карьеры. Масса разнообразия в движениях, выражениях лиц и позах. Прогрессом в его искусстве является то, что в качестве типичного представителя итальянского Высокого Возрождения XVI в. в частности (с его особой ясностью классического вкуса) – он культивирует строгое начало.
Политика – это искусство возможностей. Он опирается своими все еще сильными руками на посох, – поза некрасивая, но очень живая. Его сын Гвидобальдо да Урбино сделал свой двор средоточием выдающихся умов Италии. В Перуджии Рафаэль уже сам имел учеников и слыл мастером, а здесь на него смотрели как на начинающего художника и не давали ему общественных заказов. Бытует мнение, что вдохновение для картины художник позаимствовал в поэме «Триумф Галатеи» греческого поэта и философа Феокрита.
У совершенства долгая предыстория, но всё имеет своё завершение. Один из амуров, на которого смотрит Галатея, указывает ей путь. Некоторые детали картины явно имеют схожесть с работой Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». Художник, не вникая глубоко в содержание библейских легенд, создал эти фрески, носящие название «Библии Рафаэля». Декоративность картины усиливается еще странно написанным морем. Решив украсить свою римскую виллу, Агостино Киджи пригласил в 1511г. Во всяком случае портреты эти очень реалистически изображают бледного, болезненного вида старика в красной шапочке и в короткой красной накидке старец сидит в кресле, положив покрытые кольцами руки на ручки кресла. При дворе герцога Гвидобальдо Рафаэль пишет небольшую картину «Святой Георгий», а также «Архангела Михаила» в виде доблестного рыцаря, воплощающего победу добра над злом.
Заключается вся эта серия большим панно «Пир богов», на котором изображено тридцать богов, примирившихся со вторжением в их среду смертной красавицы Психеи. О приемах на вилле Киджи ходили легенды, а Рафаэль часто был в числе приглашенных гостей.
Над окном Рафаэль изобразил Парнас, а ниже, по бокам окна, Александра Македонского, приказывающего положить рукопись Гомера в гробницу Ахилла их императора Августа, запрещающего друзьям Виргилия сжигать «Энеиду». Что касается техники моделирования работы, то она была одолжена у Микеланджело. Некоторые из этих Мадонн были сделаны в рисунке Перуджино или его помощником Пинтуриккио. И сейчас сохранились еще его работы (например, «Мадонна, окруженная святыми» в церкви Санта Кроче в Фано). Несмотря на драматический замысел фрески «Изгнание Гелиодора», в общем картина производит холодное впечатление.
Когда молодой Рафаэль поступил к Перуджино, последний был в зените своей славы.
Правда, Рафаэль «усовершенствовал» раковину Галатеи, снабдив её колёсиками с лопастями. Считают, что некоторые из них были даже в картонах созданы его учениками. Однако одноглазое чудовище Полифем, страдая от неразделенной любви к девушке, убивает Акида. «Триумф Галатеи», одну из своих лучших монументальных работ, Рафаэль написал собственноручно в 1514 – 1515 годах. Одним из таких людей и был Юлий II. Очевидно, первым был написан портрет папы Юлия II.
Его принимают во дворце герцога Гвидобальдо, оказывают ему покровительство.
Произведение отдаленно напоминает другое – всемирно известный шедевр «Рождение Венеры» кисти Боттичелли. В греческой мифологии красивая Нереид Галатея влюбилась в крестьянского пастуха Акиса. Все в этом городе дышало искусством: начиная от античных стен, ворот этрусской эпохи, башен и бастионов феодальных времен и кончая вошедшим в историю искусства фонтаном Джованни Пизано и биржей «Камбио», в котором заседала местная корпорация банкиров.
В эти же самые годы созданы его лучшие мадонны.
В зале Константина ни одна из фресок не была написана самим Рафаэлем. он их написал более двадцати. И все же отдельные лица на этой фреске сделаны прекрасно. В Риме художник переставал быть умбрийским или флорентийским мастером. «Триумф Галатеи» – фреска, созданная в 1512 году итальянским художником Рафаэлем для виллы Фарнезина в Риме. Правда, дополненная собственными штрихами Рафаэля, которые не замечал авто техники.
«Афинская школа» одно из интереснейших творений Рафаэля. В картине много движения, все фигуры даны в беспокойных поворотах. Перуджия являлась центром всей Умбрии.
Изначально предполагалось украсить лоджии виллы серией фресок мифологических сцен. Служители церкви вели такой образ жизни, который дал повод Рафаэлю объяснить двум посетителям своей мастерской слишком красный цвет лица у святых на картине: «Они краснеют, видя вас – римских кардиналов». После смерти печально известного папы Александра VI Борджиа, блестящего мастера политических интриг, чья жестокость и лицемерие не знали границ, а страшная смерть стала достойным возмездием (он выпил яд, приготовленным им для другого, кстати, родственника), папский престол занял Юлий II.
В его живописи живут и действуют люди с абсолютно земными настроениями – задумчивые, как Сикстинская мадонна или радостные, как Психея, одухотворенные мыслью, как философы Афинской школы или разгневанные, как апостолы в «Смерти Анания». Согласно античному мифу, прекрасная морская нимфа Галатея полюбила юношу по имени Ацис. Для украшения этих лож Рафаэль написал пятьдесят два картона декоративного характера и покрыл огромное пространство стен декоративными орнаментами и архитектурными мотивами.
Судьба картонов была тоже не очень счастливой. В Риме Рафаэль достиг огромной высоты в области портретного искусства. Самая значительная из фресок этой залы «Победа Константина» – не была еще начата в год смерти Рафаэля.
В Риме же Рафаэль создал больше пятнадцати портретов. В это самое время город дал мастеру Перуджино заказ расписать местную биржу «Камбио» фресками. Передний план занимают фигуры апостолов.