Художник увлекался произведениями Уильяма Хогарта и даже копировал его стиль. Она показана среди пейзажа, погруженная в свои мысли. Он стремился к разнообразию неожиданных эффектов, считая, что портрету нужны блеск и отделка, чтобы выявить внутреннюю жизнь личности. Все основные заработки художник получал от написания портретов.
Умер 2 августа 1788 года от рака. 1748–1749, Лондон, Национальная галерея). Так написал свой лучший пейзаж Томас Гейнсборо. В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. Лучше всего у него получаются портреты.
Вскоре он обзавёлся собственной мастерской. С необычайным артистизмом написан «Портрет Анны Форд» (1760, Цинциннати, Художественный музей). Больше всего его привлекали сельские буколики. «Портрет музыканта Фишера», ок. К числу непревзойденных парадных портретов этого мастера относятся портреты артистки Сиддонс (1784—85), миссис Грехем (ок.
Главное в его портретах – поэтическое раскрытие настроения портретируемого. Это тоже были своего рода композиции портрета и пейзажа, которые изобрел Томас Гейнсборо. Особое влияние на него произвело искусство таких художников, как Рубенс и Ван Дейк. На лице легкий румянец, серьезно смотрят карие глаза. В 1748 году художник рисует картину, получившую название «Лес Гейнсборо».
Зрелый стиль Гейнсборо сложился под влиянием ван Дейка и Ватто. «Я самоенепостоянноеи изменчивое существо», говорил о себе мастер. Но с 1780 года его влияние усиливается. Он старается создать слияние портрета с окружающей средой.
Там он и поселился. А поскольку портреты лучше продавались, он изобрел новшество в этой области. Интерес к нюансам человеческой психики, мгновенной смене настроений, междометиям в речи персонажей создавал на страницах его книг атмосферу быстротекущей жизни. Художник работал жидкой краской и был мастером тончайших лессировок.
В 1745 году Томас Гейнсборо открывает в Лондоне собственную мастерскую. 1770г. ) отличает тонкая одухотворенность пейзаж в них становится «аккомпанементом» к настроению изображенного.
Кроме того, Томас Гейнсборо успевал рисовать и пейзажи. Картина не была закончена, но тем не менее осталась очень знаковой в творчестве Гейнсборо. Ф. Гравло и др. ) изучал европейскую живопись 17-18 века в английских коллекциях (голландских пейзажистов, творчество А. Ватто и мастеров французского рококо, также У. Хогарта и А. Рэмзи). 1777г. Но художник не следовал ему – был слишком индивидуален. Тогда же он пишет животных, собак, показав себя прекрасным анималистом. Этот художник выиграл «битву художников» с другим талантом своего времени – Джошуа Рейнолдсом, став ведущим британским портретистом второй половины восемнадцатого столетия. Одним и тем же мазком художник прорабатывает листву, прическу женщины, перья ее шляпы, шерсть собачки.
В конце жизни писал идиллические сельские пейзажи, напоминающие образы испанца Б. Э. Мурильо («Девочка с поросятами», 1782 «Девочка, собирающая грибы»). Мазок художника приобрел уникальность, напоминая порывистые штрихи-росчерки. Технически художник очень вырос и его любимые пейзажи удаются ему с блеском.
Они исполнены в Садбери (1748-51) и Ипсуиче (1752 – около 1759), где заказчиками Гейнсборо были окрестные помещики (портреты Р. Эндрюса с женой, 1748-49, Национальная галерея, Лондон Л. Хинига с сестрой, 1750-е годы, Музей Фицуильяма, Кембридж) с особой непосредственностью и теплотой написаны образы детей («Дочери художника, бегущие за бабочкой», около 1758, Национальная галерея, Лондон и др. ). Одно из наиболее известных произведений, которое в это время написал Томас Гейнсборо, – «Портрет мальчика в голубом». Он был широко признан при жизни как портретист. Рейнолдс, говоря о Гейнсборо, отмечал впечатление беспорядочного нагромождения мазков, которое производят его холсты вблизи, однако с определенного расстояния оно приобретает форму, «так что под этой видимостью случайности и неторопливой небрежности нельзя не признать сознательно рассчитанного эффекта, достигнутого упорным трудом». Уже упоминаемая работа «Сэр Эндрю с женой» – своеобразная проба кисти в этой области. Этим он и начинает заниматься. Именно это сделало настоящим мастером такого художника, как Томас Гейнсборо.
Несмотря на то, что герои Стерна мало похожи на аристократические модели Гейнсборо, мироощущения писателя и художника близки. Постепенно, сложился индивидуальный стиль его письма. Живописная манера Гейнсборо отличается «акварельной» легкостью, воздушностью («Портрет Р. Эндрюса с женой», ок. Он стоит на фоне вечернего пейзажа, выполненного в оливковых и коричневых тонах. Констебла и др. ).
В это же время он женился и у него родилось две дочери. Уже в 13 лет он уехал в Лондон и стал обеспечивать себя сам. Картина Голубой мальчик (ок. Изображая родных и близких, художник позволял себе наибольшую свободу письма.
В других портретах, написанных художником, как, например, «Герцогиня де Бофор», «Дама в голубом», «Утренняя прогулка» используется очень характерный колорит, где гармонически сочетаются серебристые, серые, оливковые, жемчужные тона. Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. Местами они углубляются или, наоборот, становятся светлее.
Родился в семье торговца сукном. Жил мальчик в столице у серебряных дел мастера. Томас был девятым ребенком в семье. Четвёрка лошадей, пьющих воду из ручья», 1760-65, галерея Тейт «Водопой», 1777, Национальная галерея, Лондон «Повозка, едущая на ярмарку», 1786-87, галерея Тейт и др. ) во многих работах реализовался также дар художника-анималиста.
Портретное искусство давалось ему не менее хорошо. Они представляют не столько характеры конкретных людей, сколько несколько наивное воплощение таких понятий, как скромность, достоинство, верность и т. д. Большой ценитель музыки, художник познакомился в Бате с композитором К. Ф. Абелем, со многими знаменитыми музыкантами и актерами, которые стали героями его портретной живописи («Портрет Абеля», ок.
Он держит в руке большую шляпу с белым плюмажем. Рейнолдсом) английский портретист 18 века, Гейнсборо начинал как пейзажист.
Осанка подчеркивает величие актрисы. Стали отличительными чертами живописи художника. 1788г. ). Сам процесс работы Гейнсборо над картиной был захватывающим зрелищем. Среди работ Гейнсборо — портреты Сары Сиддонс (1783–1785), миссис Грэхем (1777), герцогини де Бофорт (1770-е), «Дочери художника» (1759), «Голубой мальчик» (1770) и др. Внутренняя светоносность колорита становится отныне одной из главных особенностей живописи Гейнсборо.
Примером таких произведений можно назвать «Портрет четы Эндрю». Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. Он копировал их картины и пользовался их техникой в создании своих собственных полотен. Баттола или «Мальчик в голубом», около 1770, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния). Среди них известный Портрет актрисы Сары Сиддонс (1784–1785, Лондон, Национальная галерея), на котором актриса в элегантном городском платье предстает человеком большой интеллектуальной глубины, страстного темперамента, волевого характера.
В парных портретах английской аристократии он передает состояние нежной дружбы, согласия душ, звучащих в унисон друг с другом и с природой («Утренняя прогулка», 1785). Они, будь то дочери, будь то герцогиня или куртизанка, удаются ему великолепно. ГЕЙНСБОРО (Gainsborough) Томас (крещён 14. 5. 1727, Садбери, графство Суффолк – 2. 8. 1788, Лондон), английский художник и рисовальщик.
Он обращается к изображению обнаженного тела: Купание Дианы (ок. Светлый колорит облика выделяется на темном фоне играющем тенями. 1784–1785, Англия, Букингэмский дворец). Крупнейший (наряду с Дж. Больше всего он интересовался пейзажами, делал зарисовки растений. Он писал необычайно реалистичные и одухотворённые портреты людей, чем заслужил большую славу и пользовался большим вниманием у богатых заказчиков.
Он родился в семье суконщика в местечке Садбери в Суффолке (восточная Англия), с детства проявил способности к рисованию и в 13 лет был отправлен на учебу в Лондон. В десять лет он уже писал пейзажи, лепил фигурки животных и даже создал миниатюрный автопортрет. Гейнсборо – один из членов-основателей Королевской Академии Художеств в Лондоне (1768).
В том произведении Гейнсборо соединил, казалось бы, несоединяемое. В 1750 году семья переезжает в Ипсуич. В начале 50-х Гейнсборо пишет своеобразные «портреты в пейзаже», дающие новое решение взаимоотношения фигуры и окружающей природы. Мать звали Сюзанной.
Но часто художник создавал пейзажи для собственного удовольствия. Первым его учителем был известный французский рисовальщик Юбер Гравело (1699–1773), работавший в Лондоне. В лучших портретах 1770–80-х гг. Мир английской усадьбы и ее обитателей предстает в произведениях этого времени. Чаще всего художник писал портреты в жанре так называемой «разговорной картины» изображая обычно не более двух персонажей.
«Из всех людей, которых я когда-либо знал, он обладал наименьшим запасомжитейскогознания, но это и дало ему возможность проложить свойсобственныйпуть в наблюдении Великого Мира». Колорит картины «Дама в голубом» построен на голубоватых, жемчужно-серых благородных тонах. Он предпочитал пейзажи. Возможно именно вот таким образом он пришел к мысли объединить два жанра в одном. В 1752-м у художника уже две дочери, он по-прежнему небогат, даже влезает в долги. Один из лучших пейзажей, «Возвращение с жатвы», написан под влиянием Рубенса, но он более лиричен и романтичен. Там он жил до 1749 года.
Он шел за своей интуицией, за собственным чувством света и цвета. Вообще техника художника в это время виртуозно легка и похожа нежностью тонов на акварель»1. Свидетельством дружеских связей Гейнсборо с артистической средой стали портреты композиторов И. К. Баха (1776, Музыкальный лицей, Болонья), К. Ф. Абеля (около 1777, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния) и И. К. Фишера (около 1780, Букингемский дворец, Лондон), актрисы Сары Сиддонс (около 1783-85, Национальная галерея, Лондон).
Эти холодные цвета и виртуозная живописная техника. Им стал «Портрет в рост на пейзажном фоне».
Первую картину Томас написал в 1745 году – бультерьер на фоне пейзажа. Пердитта (Портрет Мэри Робинзон) (1781–1782, Лондон, Коллекция Уоллес) – пример этой новой манеры художника. На плечи наброшен желтый шарф, в руках меховая муфта. Таковы его картины «Водопой» из собрания Уайтбреда, «Возвращение с жатвы» из музея в Бирмингеме, «Отправление на рынок» из Галловей колледжа и др. Он известен также своей графикой.
Портреты этого времени очень живые, непринужденные: Автопортрет (1754, Хогтон, частное собрание). Он пишет любимые пейзажи и начинает практиковаться в портретах в стиле Ватто. Он даже не слишком-то выезжал за пределы мест, где провел детство и юность. Работы поражают своими размерами, фигуры даны в натуральную величину, что было не принято тогда для «низких» жанров.
В 1774 году Гейнсборо и его семья переезжают в Лондон. Пейзажи продавались плохо и Томас все больше концентрируется на портретах. В те времена наиболее модным художественным направлением в Европе становился академизм. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей.
В портретных работах пейзажный фон играет значительную роль. Заслуживший у исследователей титул «самого английского художника XVIII века», Гейнсборо сумел отразить в портретах как красоту человека, так и представление о его духовной жизни. В 1740 году ему разрешили поехать в Лондон для учебы. Лучшими из них признаны «Водопой» и «Повозка, едущая на ярмарку». Художник часто вводил в портреты музыкальные инструменты: скрипки, виолончели и т. д.
Единственная его работа, находящаяся в России, Портрет герцогини де Бофор (1770-е, С. -Петербург, Эрмитаж), поражает не только внешней эффектностью, но и поэтичностью и одухотворенностью. Томас Гейнсборо стал увлекаться творчеством ещё в детстве. Особенно это видно в произведении «Голубой мальчик», где окружающая природа, небо, вечерний пейзаж гармонируют с меланхоличным настроением молодого дворянина, его черной шляпой, непринужденной позой. Сначала, Гейнсборо работал в Суффолке (местечке Седбери где он родился) и в соседнем Ипсвиче, откуда поступали первые заказы на портреты. В них легко узнаются окрестности родного художнику Суффолка. Один из его братьев, Хэмфри, был механиком и изобретателем.
Одним из шедевров такого жанра была картина Супруги Эндрюс (ок. Нарочитое позирование персонажей (часто членов одной семьи) на фоне пейзажа, символизировало естественноесуществованиесреди природы. 1777), знаменитый портрет герцогини де Бофор (1780-е). Он был одним из основателей Королевской Академии живописи.
В то время как в современной ему живописи царил безраздельно так называемый «классический» пейзаж с его возвышенным стилем, строгим композиционным построением и неизбежными мифологическими сюжетами, молодой английский мастер смело обращается к своим непосредственным впечатлениям от окружающей природы, не заботясь об академических правилах и декоративных эффектах. Ранние пейзажи наполнены солнцем и словно омыты свежестью («Сад Гейнсборо», «Корнардский лес», 1748). На тончайших модуляциях розовых, золотистых, серебристо-зеленоватых, оливковых тонов построен прелестный «Портрет графини Мери Хау» (ок. Мальчик в голубом, ок.
Он родился в Седбери (графство Саффолк). Нередко, в его портретах можно встретить чуть ироничную перекличку крепко стоящей на ногах фигуры – с могучим стволом раскидистого дерева лица человека, сидящего за столом и узкой морды дремлющей собаки силуэта сидящей в кресле женщины и, например, виолончели. Томас Гейнсборо родился в 1727 году в Суффолке. Гейнсборо изучал лица с сердечной теплотой и вниманием.
1750г. ). 1750-х). Гармония цвета на его картинах прекрасно сочеталась со своеобразным ритмом произведений, который критики даже называли «музыкальным».
В Бате коренным образом изменилась и живописная манера мастера. Такая форма портрета встречалась тогда у многих художников, но именно Гейнсборо смог достичь удачного равновесия фигур и пейзажа, дать точное изображение английской природы. Мартина, которой руководил Хогарт (1697–1764). В 1759 году, следуя настояниям друзей, художник переехал на модный курорт Бат, куда на воды собиралась лондонская знать. В своей живописи он часто обращается к теме пейзажей и окружающей природы. Позднее он испытал большое влияние пейзажной живописи Рубенса.
Маэстрия, с которой написаны картины, поражала современников. Но, несмотря на усталость, он весь в работе. «Портрет Сары Сиддонс» подчеркивает ее обаяние и мечтательность. Уже в «Портрете Мери Грэм» (1775—1777, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) ярко высвеченная фигура молодой женщины в восхитительно написанном платье дана на фоне тревожного закатного неба и романтической, увитой плющом колонны. Затем учится у портретиста и декоратора Фрэнсиса Хаймена (1708–1776) в художественной школе известной под названием академия св. Лучшие портреты художника написаны трепетными динамичными мазками, как бы размывающими границы формы, что создает ощущение живого дыхания, вибрации света и воздуха.
Даже став портретистом, он продолжал использовать пейзаж в композиции своих картин. Томас (1727–1788) — английский художник, пейзажист и портретист.
Перспектива картин художника размывается, пейзаж вбирает в себя человеческие фигуры. В нем гармонично присутствуют лиловатые, жемчужно-серые и оливковые тона. Композиционное решение у Гейнсборо простое – он располагает фигуру посередине холста. С начала 80-х создает серию больших картин, на которых обращается к крестьянской теме: Девочка с кувшином (1785, Англия, собрание Бейта), Деревенские дети (1787, Нью-Йорк, Метрополитен музей). Известно, что художник больше любил писать пейзажи, а не портреты. Своеобразие его манеры становится еще более очевидным, когда выясняется, что художник не получил академического художественного образования: «Я хорошо начитан в книге природы и мне этого достаточно» говорил он. В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество.
Но его пейзажи не очень хорошо продавались. 1763—1764, Лондон, Кенвуд-Хаус), полный непринужденности, не лишенный, однако и кокетства, тонко уловленного художником. Вместе с тем в ландшафтах Гейнсборо отчетливо ощущаются свободные и естественные ритмы жизни природы, которым подчинены земля и небо, фигуры людей и животных. Живя в Лондоне, он пишет портреты.
Импульсивность и непредсказуемость его натуры находила отражение в отношении к моделям, а также — в степени законченности портретов, на первый взгляд казавшихся подмалевками. «Я абсолютно теряю всякое представление о человеке, если сразу же не достигаю сходства» говорил он часто. 1783, Вашингтон, Национальная галерея) художник изображает жену драматурга Шеридана. Испытал влияние А. Ватто и голландских пейзажистов 17в., особенно Я. ван Рейсдала. Это были заказы от местных торговцев и сквайров.
В портрете аристократа Хэллета с женой (больше известном как «Утренняя прогулка») обособленность фигур и окружения сменяется их неразрывной слитностью. О внутренней потребности ее продолжения говорит одно из его последних выражений: «Жаль покидать жизнь, когда только начинаешь что-то делать со своим искусством». Томас Гейнсборо – английский пейзажист и портретист восемнадцатого века. Эти слова сказаны современником о Томасе Гейнсборо, английском живописце XVIII века. В изображениях супругов Эндрюс (1748—1749, Лондон, Национальная галерея) и Ллойда Хинига с сестрой (1750-е, Кембридж, Музей Фитцуильям) несколько кукольные фигурки моделей смещены к краю композиции.
Вот таким образом художник вынужден был вернуться в Седбери. То, что вначале несло печать незаконченности, в зрелых произведениях стало сознательным художественным приемом. Его манера отличалась чуткой непосредственностью восприятия натуры, несколько наивным поэтическим очаровани-ем.
Воздушные, залитые светом, они рождают ощущение безмятежного и радостного бытия. В последние годы жизни художник рисует много простых пейзажей.
Через его руки прошла масса портретов, в которых он старается добиться максимального сходства, а не передачи общественного положения человека. Все это придавало особую трепетность тончайшей живописной ткани его произведений. На полотне Портрет госпожи Шеридан (ок. Сеанс начинался в затененной комнате, когда холст был едва различим для взгляда.
Картины «Утренняя прогулка» или «Собиратели хвороста» отличаются мастерской композицией, близостью и любовью к природе, теплотой и простотой отношений между собой. Так написан «Голубой мальчик», где художник, с одной стороны, развивает традиции аристократического портрета, заложенные еще Ван Дейком, а с другой – вкладывает в него нечто интимное, музыкальное, оригинальное. Но Томас Гейнсборо продолжает писать портреты, особенно женские. Около 1740 года приехал в Лондон, где обучался в студиях различных художников (Ю. Детство будущий художник провел в месте, которое сейчас называется Домом Гейнсборо. Техника его легка и виртуозна.
Его отец Джон торговал сукном и изделиями из него. Весь облик дамы утонченно-благородный. В ранних пейзажах Гейнсборо видно влияние реалистических голландских пейзажей 17 в., тщательная проработка деталей: Корнардский лес (1748), Вид Дедэма (нач. Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея).
Став модным художником, Томас Гейнсборо переезжает в Бат к своим сестрам. Известно, что художник был замкнут и не очень любил общаться. Для работ его позднего периода, воссоздающих тончайшие душевные движения, характерна виртуозная лёгкость живописной техники: портреты Мэри Грэм (1775-77, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Дама в голубом» (конец 1770-х годов, Эрмитаж, Санкт-Петербург), миссис Э. Шеридан (около 1785-87, Национальная галерея, Вашингтон) автопортрет (1787, Королевская Академия Художеств, Лондон), а также двойные семейные портреты. Они предвосхитили искания романтизма и «пейзаж настроения» («Закат. Таким образом Гейнсборо передает благородство своих моделей.
Все, что было знакомо и близко ему с раннего детства: зеленые холмы и перелески, деревенские домики и изгороди извилистые сельские дороги и пасущийся скот, — все это появляется на его полотнах. Но, все же, наибольшим спросом пользовались портретыего кисти. О его творческих исканиях этого периода можно говорить по новым темам в его творчестве.
В творчестве Гейнсборо пейзаж играл не менее важную роль, нежели портрет. Ранний период творчества мастера прошел в небольших городках Садбери (родине художника) и Ипсвиче, где его заказчиками были главным образом окрестные помещики. К 32 годам у него «выстраивалась очередь» из желающих, чтобы он нарисовал их портрет. Тогда же умирает отец Томаса и рождается первая дочь. По колориту это живописное произведение симфонично. Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. Родители назвали ее Мэри.
В последние годы жизни Гейнсборо был увлечён созданием пейзажей на стеклянных пластинках для проецирования в «волшебном фонаре» (10 работ, около 1783, в Музее Виктории и Альберта, Лондон).
Таков портрет его племянника, Дюпона. В 1746 он возвращается в Садбери, где пишет портреты и пейзажи. Верно схватывая характер модели, Гейнсборо воплощает образ с большой живописной свободой и одухотворённостью, парадность преображается у него в рафинированную декоративность и придаёт некоторым из портретов налёт изящной театральности (Анна Форд, 1760, Художественный музей, Цинциннати графиня Мэри Хау, 1763-64, Кенвуд-хаус, Лондон).
Художник часто писал свои композиции с изображением людей на фоне английских пейзажей. Она одета как в жизни, но при этом подчеркнут ее вкус интеллект, обаяние и красота. Изображения природы и сцены сельской жизни занимают значительное место и среди рисунков Гейнсборо. Печать оригинальности лежала на всем, что бы он ни сказал или сделал.
Последними словами Томаса Гейнсборо были: «Все мы отправимся на небо и Ван Дейк с нами». Они заставляют вспомнить, такназываемые, «сцены собеседования» — специфическую разновидность английского группового портрета XVIII века, типичную для раннего творчества Гейнсборо. Движения кисти Гейнсборо были безошибочно точными и быстрыми. Гейнсборо подчеркивает в своих моделях не род их занятий и положение в обществе, а духовный аристократизм, утонченную интеллектуальность («Сара Сиддонс», 1783–85). 1770г. ). Высокий напудренный парик завершает образ.
Меняется стиль его работ. В 1774 году художник переехал в Лондон. В первой картине открывается вид на равнину с перелесками и ухоженное поле — гордость запечатленных хозяев во втором холсте изображен уголок английского парка, на фоне которого позируют трогательный хрупкий мальчик со своей сестрой. Описание картины подводит к мысли, что пейзажистом, как он и хотел, художник стал.
На картине «Голубой мальчик» юный Джонтан Баттэл позирует художнику, одетый в голубой атласный костюм, держа в руках широкополую шляпу с перьями. Это позволяет иметь не очень большой, но стабильный заработок. Портреты леди Молине (1769), Б. Трумена (ок. Но они продавались плохо и художник перешел к портретной живописи, соединив портрет и пейзаж в «Портрете четы Эндрюс», чьи образы близки к образам произведений английской сентиментальной литературы.
Художник также практиковал в своем творчестве своеобразные жанровые сцены. Его стиль приобрел большую свободу, мазок стал более фактурным.
Великий английский художник писал картины до конца своей жизни. Так появи-лись характерные для него душевная утонченность, тре-петная одухотворенность и поэзия, воссоздание едва уловимых оттенков движения чувств. Он рисовал быстро, а его зрелые работы характеризуются светлой палитрой и легкими мазками.