В музее в Соединенных Штатах, конкретно «Гадалка» Караваджо притягивает пристальное внимание ценителей высокого искусства, не взирая на большое количество замечательных картин разнообразных художников. «гадалка»— картина Микеланджело Меризи да Караваджо. «гадалка» — картина Микеланджело Меризи да Караваджо.
Итак, перед вами картина итальянского художника XVI века Караваджо «Гадалка».
Проникновенный подбадривающий взгляд Иосифа, устремлённый на играющего ангела, словно говорит: «Не робей, милок играй. » — и в ответ слышна нежная мелодия. Тот, что постарше, Ругантино, выступает заводилой. Но не идти же к возможному покупателю с пустыми руками. Они-то и ввели её в свой порочный круг.
Мнение, прямо скажем, странное и неожиданное. Он выступает посредником между Небом и Землёй. Так появился «Юный Вакх» (95x85). А вот придворный поэт Аурелио Орси этой «якобы Магдалине», как насмешливо отзывались некоторые снобы о картине, посвятил вдохновенное стихотворение на латыни, не забыв в нём упомянуть рубцы на спине девушки, полученные во время уличного бичевания, о чём он безусловно узнал от самого художника. Таинственный благодетель Филлиды запаздывал, что свойственно римлянам.
Не спуская с него глаз, Иосиф держит перед ангелом партитуру с мотетом, навеянным библейской «Песней песней», начинающимся словами «Как ты прекрасна, о Дева Мария. ». Если же говорить о жизни, то для Караваджо она пока никак не складывалась. Работа «Гадалка» за все время своего перемещения по галереям часто вдохновляла талантливых людей на создание своих шедевров. Всякий раз понятливый Марио незаметно куда-то исчезал.
Первой такой работой была «Ваза с цветами». Наверное, такая драматическая жизнь немало поспособствовала его ярко выраженной, экспрессивной живописи. Его он никогда не брал в похождения по злачным местам, оберегая паренька от дурных привычек. А было ли ему свойственно такое чувство.
Он носил их, пока они на нём не истлевали, превращаясь в лохмотья. Один их вид вызывает во рту оскомину. Их оригиналы утеряны, но сохранились авторские копии. Мягкие и едва уловимые переходы от света к тени создают атмосферу умиротворённости, способствующей неспешному созерцанию самой картины.
Известна дата его рождения — 8 декабря 1577 года. Он держался несколько обособленно, не вступая ни с кем в приятельские отношения. После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта.
Тут было над чем призадуматься. Это первая работа, выполненная им на религиозную тему, если не считать не сохранившихся обетных картин, написанных для «монсиньора Салата» и Лоренцо Сицилианца. Судьба Караваджо была поистине непростой.
Да и в жизни самого художника произошли заметные изменения. «Юноша с корзиной фруктов» — это удивительный сплав портрета и натюрморта, воспринимаемый как единое целое. Обеспокоенная Филлида подошла к Джустиньяни и тихо что-то ему сказала. Ощущая её присутствие, он успокаивался и целительный сон брал своё.
Раза два наведывался Марио, но Караваджо строго-настрого запретил ему появляться. Невольно напрашивается сравнение с эрмитажной «Кающейся Магдалиной» кисти Тициана, в которой всё подчинено раскрытию темы раскаяния, оказавшейся чуждой тогдашнему настрою Караваджо. Его жанровые картины из жизни римской улицы принесли ему широкую известность. Её главное и бесспорное достоинство абсолютно в другом.
Та воспротивилась, сказав, что он еле на ногах стоит и ему лучше бы проспаться. Им на помощь прилетел златокудрый ангел со скрипкой.
Её официальное название «Кающаяся Магдалина». Его всё чаще можно было повстречать в художественных салонах и на званых раутах в домах известных коллекционеров. К счастью, подвернулась заинтересовавшая его модель. Обе эти работы, «Гадалка» и «Шулеры», преисполненные действия и занимательной театральности, вызвали большой интерес.
В музее в Соединенных Штатах, как раз «Гадалка» Караваджо притягивает пристальное внимание всех поклонников высокого искусства, не глядя на многообразие великолепных работ разных художников. Его давно ждали кисти и палитра, которые подготовил предусмотрительный Марио. Воображаемый Вакх показан больным из-за чего бедняга непривычно трезв и грустен. Сам Караваджо, ослабленный болезнью, не смог тогда разобраться в своих чувствах.
Хотя крови не было, но нога от ушиба посинела и опухла. О чём были те картины, написанные во время болезни, неизвестно. Среди подручных в мастерской выделялся старательностью и серьёзным отношением к делу один парень по имени Марио Миннити, с первого же взгляда поразивший Караваджо своей горделивой осанкой и редкой красотой.
О судьбе портрета ничего не известно. Уделом слабых были задворки жизни, где неудачники топили горе в вине и теряли надежду на спасение, всё ниже опускаясь на дно и пополняя ряды римских borboni — бродяг. Он погружён в собственный мир неведомых нам желаний и сокровенных мыслей. Он был одержим желанием работать только с натурой и ни о чём другом не помышлял.
Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц. Был ещё и приблудный чёрный пёс по кличке Корво (Ворон) — Караваджо с детства питал слабость к животным. Но с того злополучного дня Лючии и след простыл. Её следы утеряны, но лет шестьдесят спустя картину увидел биограф Беллори и вот что он отметил в своих «Жизнеописаниях»: «Микеле написал букет в стеклянном кувшине с отражённым в воде окном комнаты и переливающимися на свету каплями росы, дрожащими на лепестках цветов.
Видать, время не успело ещё окончательно развеять худую молву о нём. Он верил в свой час, хотя жил в крайней нужде.
Но Караваджо вежливо отклонил его предложение, зная, что такая «доброта» обойдётся ему в копеечку. Ему явно нездоровится, ломота в конечностях.
Хотя на родине художника в Милане имеется улочка с таблицей «Караваджо Микеланджело Мериджи» и на ней до сих пор ошибочно фигурирует 1609 как год смерти мастера — о причине этой ошибки будет сказано далее. Молодого художника не оставляла мысль дать такое изображение своего друга Марио, которое подчинялось бы его авторской воле и это ему полностью удалось в картине «Юноша, укушенный ящерицей» (65, 8x52, 3). Их многочисленное землячество давно осело неподалёку, на площади Испания. Среди сиделок ему приглянулась юная монахиня по имени Лючия. Вот почему отнюдь не раскаяние ему хотелось отразить, когда он работал над картиной. Аннучча была признательна ему за заступничество.
Художник четко отобразил, как девушка цыганской крови сумела обмануть наивного парня. Пригрозив страшной местью за «поруганную честь» сестры, взбешённый Томассони выхватил из-за спины нож, успев полоснуть по холсту, но был вовремя скручен и выдворен вон сбежавшимися сторожами и крепкими братьями-августинцами. Умница кардинал очень тонко подметил характерную черту молодого художника. Первое его изображение появилось на картине «Юноша с корзиной фруктов» (70x67).
С ней ему было покойно и хорошо работалось, а это для него самое главное. Позднее он написал для Дель Монте копию «Гадалки», внеся в неё ряд существенных изменений. Уж если говорить о возможном источнике, который мог вдохновить художника при написании великолепной картины, то им скорее всего могла бы стать одна из римских копий знаменитого изваяния Праксителя «Аполлон Зауроктон» (убивающий ящерицу), а таких тогда насчитывалось в Италии не менее двадцати и они украшали дворцы и виллы многих аристократов. Позднее ему пришлось вновь оказаться в той же богадельне, но уже по другой, куда более серьёзной причине, которая чуть было не стоила ему жизни. Караваджо с трудом поднялся, превозмогая боль и снова упал.
Аннучча как нельзя лучше подходила для такого образа. Жизнь завертелась — только поспевай. «Гадалка» за все время своего перемещения по различным музеям часто вдохновляла творческих людей на создание своих работ.
На одутловатом лице землистого цвета грустные глаза, а под ними синюшные мешки. Первый шумный успех вскружил голову Караваджо, заставив забыть о недавнем унизительном положении жалкого приживалы у «монсиньора Салата», о беспросветной нужде с частыми голодными обмороками, когда приходилось писать за гроши «картинки» на потребу непритязательных клиентов ловкого дельца Лоренцо или «головки» по заказу друга Антиведуто Граматики, старавшегося хоть как-нибудь его поддержать в полунищей жизни. На сей раз на картине не две, а три фигуры — сидящие за карточным столом игроки в таверне. Караваджо четко отобразил, как девушка-цыганка обводит вокруг пальца парня, который ничего не подразумевает.
Музыковеды считают автором мелодии фламандского композитора Ноэля Баулдевейна. Исповедовался он крайне редко, да и то чтобы сделать приятное добрейшему монсиньору Петриньяни. Чтобы как-то успокоиться и собраться с мыслями, он решил взять с собой недавно написанную копию «Магдалины», для чего прошёлся дополнительно по отдельным темноватым местам картины мягкими беличьими кисточками для лессировки, а затем покрыл изображение защитным лаком во избежание малейших царапин в дороге. Его страстная натура находилась в постоянном творческом поиске, не оставляя времени для самоанализа и копания в душе.
Только улица могла подсказать ему сюжет картины, что более вероятно. «Гадалка» за период своего странствия по различным музеям нередко вдохновляла творческих людей на создание собственных произведений.
Парень озлился и при всех обозвал её «поротой тварью». Высказывается мнение, что сюжет был навеян одним рисунком художницы Софонисбы Ангвиссола (1532—1626), который хранится в неаполитанском музее Каподимонте. Несмотря на юный возраст она пользовалась успехом и от ухажёров не было отбоя. На выставке в Соединенных Штатах, только «Гадалка» Караваджо притягивает огромное внимание настоящих ценителей высокого искусства, не глядя на разнообразие великолепных картин разных художников. Кое-кому из них удалось неплохо устроиться.
Один из них вооружён кинжалом, который в любой момент может быть пущен в ход. Данная картина относится к бытовому жанру и впервые была упомянута биографами художника.
Эта внутренняя борьба ощущается на холсте в каждом мазке. Проведённый недавно радиографический анализ выявил множество авторских правок при написании картины, который подтвердил версию о том, что Караваджо никогда не делал никаких предварительных эскизов. Он был знаком с кавалером Чезари дАрпино и Лоренцо Сицилианцем, у которых порой приобретал картины Узнав на следующее утро о поступлении пациента художника, приор лично осмотрел больного и, поставив диагноз — острая форма малярии с осложнением на печень и почки, распорядился перевести его в отдельную палату, приставив двух опытных монахинь-сиделок, которые не отходили от больного ни днём ни ночью. Это был удачливый делец, тонко разбиравшийся в искусстве. На «Гадалку» возник спрос, так что художник вынужден был написать её повтор. Как говорится, всяк волен судить в меру своей испорченности.
Украдкой от хозяина мастерской он продолжал писать для себя. Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма.
«Гадалка» писалась с натуры в мастерской, но само гадание происходит на улице в погожий осенний денёк и такие сцены по сей день можно видеть в Риме. Тогда же были написаны «Мальчик с розами в вазе» и ещё несколько схожих работ, которые молодой художник безуспешно пытался продать. Это своего рода парафраз известной пословицы, одинаково звучащей по-итальянски и по-русски: «Что имеем, не храним, потерявши — плачем».
Она находилась у южного склона Капитолийского холма близ устрашающей Тарпейской пропасти, куда в былые времена сбрасывали приговорённых к смерти предателей. Он отучился в художественной школе в Милане. Он кажется наивным и заинтересованным, с интересом ожидая от девушки предсказания. Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию.
Её жестокие нравы в борьбе за выживание были хорошо известны Караваджо и он их познал на себе, когда оказывался зачинщиком и участником потасовок на улице или в игорных заведениях, в ходе которых особенно ярко проявлялся его необузданный нрав. котором художник родился 28 сентября 1573. В последнее время он зачастил в таверну «Туркотто» на площади Навона излюбленное место вечно толкущихся там шулеров, шлюх, сводников, разного жулья и проходимцев. Архив римской полиции хранит запись об инциденте с подробным описанием внешности задержанной31. На полотне изображена молодая девушка, являющаяся цыганкой. Успех не заставил себя долго ждать.
В новой картине «Шулеры» (91, 5x128, 2), как в известной Commedia dellArte, зритель видит и подмечает всё, что стараются ловко скрыть от него на подмостках герои пьесы. Гордо подбоченясь, он доверчиво протянул цыганке руку, а другую упёр в бок рядом с эфесом шпаги, словно говоря, «знай, милая, с кем имеешь дело, а потому гадай честно, без подвоха». Пришлось завести кошку. Вскоре о Караваджо заговорили в кругах ценителей живописи.
Герой произведения одет в богатое платье, говорящее о его самовлюблённости. Неизвестно, был ли автор удовлетворён своим «Больным Вакхом». Эти яркие детские воспоминания навсегда запали в душу художника.
На их фоне выделяется большой палец правой руки с ногтем в траурном обрамлении. Время было за полночь и так как поступивший больной был в критическом состоянии и не приходил в сознание, ночные сторожа поместили его в подвальном помещении рядом с мертвецкой. В дальнейшем они оказали сильное воздействие на развитие жанровой живописи вплоть до начала XIX века.
Бог виноделия вальяжно развалился на диване, обитом полосатой тканью, словно на триклинии, на котором обычно возлежали древние римляне известные своим чревоугодием и склонностью к обильным возлияниям за застольными беседами. Так появилась «Магдалина» (122, 5x98, 5). Здесь, как и в «Гадалке», происходит обмен взглядами, но уже тройной, подчёркивающий напряжение происходящего. Анне Бьянкини, так звали девушку, на вид было не более шестнадцати. Как всегда, особую прыть проявлял синьор Валентино, который пристально следил за каждым шагом Караваджо в искусстве и направлял неопытного молодого художника на «правильный», как он считал, путь. Ответить трудно.
Заядлый коллекционер банкир Чириако Маттеи, ставший обладателем «Гадалки», хотел любой ценой переманить к себе Караваджо. В картине присутствует личный мотив, связанный с частыми ссорами с Марио. Тот обрадовался такой просьбе, увидев в этом явный признак выздоровления. По выражению его бесстрастного лица трудно было определить, нравится ли ему работа.
Её снимает для неё один богатый синьор, чьё имя держится в секрете. По-видимому, художник снял с «Отдыха на пути в Египет» копию и подарил в знак благодарности за приют и добро монсиньору Петриньяни, о чём вскользь упоминает в своих мемуарах Манчини.
Иногда на огонёк заходил монсиньор Петриньяни и приглашал всю компанию к себе вместе отужинать, чем Бог послал. Он охотно приобрёл «Юношу, укушенного ящерицей», но заплатил мизерную сумму, едва покрывшую расходы на холст и краски.
И это самое ценное в картине. Но молодой человек не замечает, что та собирается обмануть его. С ними Караваджо не раз сталкивался во время ночных походов по злачным местам.
Дружба с Анной продолжилась и после завершения работы над образом грешницы. Бывший ученик, успевший к тому времени набраться опыта, вернулся на родину, где открыл собственную живописную мастерскую.
Но и здесь его ждали приключения и неудачи. Поначалу «Отдых на пути в Египет» (135, 5x166, 5) писался с трудом, словно с похмелья.
Это уникальное полотно будет отправлено с в Соединенные Штаты. Кроме того, ему теперь надо было заботиться и о Марио. Девушка часто наведывалась в мастерскую, коротая с ним время. Неравнодушный к изящным искусствам старый прелат предоставил в распоряжение Караваджо и его помощника комнату для жилья, а для работы предложил использовать тёплый сухой подвал, служивший когда-то для хранения окороков, подвешиваемых на крюки к сводам потолка и дозревания кругов овечьего сыра. Из написанного удавалось иногда кое-что продать, чтобы поддерживать полуголодное существование и пополнять запас красок, не говоря уж о холсте.
Но у Караваджо на сей счёт были свои соображения. Подражая подобным образом природе, он превосходно писал и другие картины»24. Взгляд через обнажённое плечо направлен мимо зрителя куда-то в пустоту. Удивительной деталью, которую очень сложно заметить, является момент кражи. Его охватило волнение.
Но в конце 1599 года между друзьями произошла размолвка. Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии. Приор госпиталя ежедневно навещал больного, назначив ему особый курс лечения. Он мог так сидеть часами.
И это легко объяснить. Но бедняжка мать вскоре умерла, подцепив римскую лихорадку.
Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы. Всё это подтолкнуло Караваджо к написанию повтора «Магдалины», так как многие коллекционеры выражали желание иметь копию. Выздоравливающий Караваджо явно истосковался по настоящему делу — написанию с натуры.
Это был чудаковатый холостяк, живший со старушкой матерью в собственном доме неподалёку. Караваджо вскоре вернулся оттуда на костылях, с которыми расстался лишь через пару недель. Выручили девочку подружки-землячки, которые были постарше и знали в жизни толк. В больнице Караваджо написал по памяти несколько небольших полотен.
Но однажды отношения с хозяином мастерской вконец испортились. Его художественный салон пользовался большой известностью среди коллекционеров. Не взирая на множество превосходных работ разных мастеров на выставке в США, как раз «Гадалка» Караваджо притягивает пристальное внимание истинных поклонников искусства. На краю узкого стола лежат другая гроздь винограда, уже тёмного и два недозрелых персика.
Но, поддавшись чарам девушки и ощутив нежность её рук, он, кажется, уже забыл о гадании. Поза у Вакха неудобная. Аннучча вспыхнула и влепила ему звонкую пощёчину.
Представив ему своих гостей, смутившаяся Филлида назвала имя благодетеля — Винченцо Джустиньяни. Недавно на приёме во дворце князя Памфили он увидел «Каящуюся Магдалину» и загорелся желанием приобрести её авторскую копию или какую-нибудь новую работу. С годами его взгляд на мир изменится, палитра помрачнеет и ему не удастся больше повторить тот удивительно светлый и спокойный настрой «Отдыха на пути в Египет», пронизанного лиризмом. Новичка всячески поддерживал и опекал добряк Просперино, а уж он, как никто другой, знал толк в различных композициях из цветочного орнамента, за что и получил прозвище «гротесковый». Картина не была принята единодушно.
За весь период своего странствия по разным галереям работа «Гадалка» много раз вдохновляла талантливых людей на создание собственных произведений. Купивший «Гадалку» Маттеи больше не появлялся и вот таким образом нельзя было упускать подвернувшийся случай. Неудача не обескуражила Караваджо, а только пуще распалила в нём желание добиться успеха. Таким образом, «Гадалка» оказалась в Лувре, поразив многих своей необычностью, свежестью взгляда и породив немало подражаний, например одноимённую работу Жоржа де Латура в том же прославленном музее. Караваджо четко отобразил, с какой ловкостью девушка цыганской крови обводит вокруг пальца молодого юношу, который ничего не подразумевает.
Это была жестокая борьба на выживание, в которой побеждали только сильные духом. Юнец оказался в мастерской Чезари по рекомендации его земляка, Лоренцо Сицилианца. Главное здесь другое, хотя художник тщательно вырисовывает каждую травинку и каждый листок. Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду его творчества: Обращение Савла (1601) для церкви Санта Мария дель Пополо и Успение Богоматери (1605 – 1606, Лувр).
Это великолепное творение будет отправлено с в штат Кентукки.
Снова появилось неукротимое желание работать, чтобы забыть всё остальное. Во время позирования девушка немало рассказала ему о себе. На выставке в Америке, только «Гадалка» Караваджо притягивает огромное внимание поклонников высокого искусства, не смотря на обилие великолепных картин разнообразных мастеров.
Сирота оказалась выброшенной на улицу без средств к существованию. У левого глаза припухлость от ушиба. Действительно, на его картине всё написано добротно и просто, без заумных изысков и легко читается — хотя действия как такового нет, а сюжет, как выразился М. М. Бахтин по другому поводу, «напряжённо замедлен», чтобы дать возможность зрителю спокойно и неторопливо разглядеть изображение и вникнуть в его суть. Но любил ли он её, трудно сказать.
Версия маловероятная и вряд ли Караваджо был знаком с творчеством этой художницы, ученицы Кампи, писавшей в основном портреты в обрамлении забавных жанровых сцен типа «Игра в шахматы» (собрание Радзиньского, Познань) или автопортреты. Так что в мае каждый желающий может приблизиться к прекрасному. Поскольку изображённый мифический персонаж не походит на позировавшего Марио, чей задумчивый образ так тонко и поэтично передан в «Юноше с корзиной фруктов», можно смело предположить, что, рисуя полноватого вялого Вакха, художник, обладавший прекрасной физиогномической памятью, вспомнил своего друга детства увальня Муцио Колонна, с которым было граничит столько проведённых счастливых дней. Сам мастер изобразил того, кому она должна гадать. Ныне один вариант «Юноши, укушенного ящерицей» принадлежит собранию Лонги во Флоренции, а другой — Национальной галерее в Лондоне.
Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, ночующих зимой и летом под открытым небом, он выглядел вполне счастливым человеком, хотя, признаюсь, не всё на его картинах меня привлекало»25. Его безучастный взгляд обращён куда-то в сторону, минуя зрителя, а рот полуоткрыт, словно он хочет сказать: «Принимайте заказ, а мне пора идти. » Но художник не в силах с ним расстаться и, любуясь его броской красотой, наносит на холст быстрые мазки, пока модель находится перед ним, добиваясь плавных светотеневых переходов. Кажется, будто бы каждый штрих данного произведения рождает что-то новое для зрителя.
Завидев их, Марио в ужасе убегал из подвала и парня трудно было заманить обратно.
Он ценил эти тихие вечера. Позднее он втридорога продал «Гадалку» римскому коллекционеру князю Памфили, а тот во время поездки в Париж подарил её французскому королю Людовику XIII.