Сад занимает внушительную площадь в 93 гектара, но в самом Версале носит название Малого парка (Petit Pare), поскольку за его пределами простирается несравненно большая территория – более 700 гектаров – Большого парка (Grand Parc), где находится сад, окружающий дворец Большой Трианон.
Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. Четыре приставные колонны, объединяющие оба этажа, образуют подобие слегка выступающего портика. Дворец Трианон стал именоваться Большим (Grand), когда неподалеку появилась новая резиденция аналогичной конструкции, названная Малым (Petit) Трианоном. Проект известного декоратора Мейссонье (1726), попытавшегося перенести принципы рокайля на наружную архитектуру, был отвергнут.
Традиционная тема загородного замка решена здесь абсолютно по-новому. В своей практике он последовательно проводил этот тезис. В этом англо-китайском саду хотят представить не просто природу, но всю природу, на пространстве площадью в пару квадратных километров – весь мир в игрушечных масштабах.
Луи Филиппом южная сторона застройки, образующая Королевский двор. Малый Трианон стал любимым местом пребывания французской королевы Марии-Антуанетты. Разработка проекта была поручена в 1755 г. Жаку Жермену Суфло (1713—1780), только недавно вернувшемуся из поездки в Италию. В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персонально—М.
Академия же записывает правила архитектурной гармонии в деректив, создав таким образом «рецепт красоты» Этот рецепт обращён к античности, он переписывает античность под себя, но не слепо копирует. Дворец сочетает в себе миниатюрность со своеобразной монументальностью. Его площадь стала осью дальнейшего развития Парижа.
По обеим сторонам фасада возвышаются башни. Ученик Блонделя. Каждый год у королевы появляются новые прихоти, все более изысканные. Тихо журча, ручеек впадает в искусственный пруд с искусственным островком, к островку перекинут прелестный мостик, по пруду грациозно плавают белые лебеди в сверкающем оперении. Все должно быть на этом крохотном клочке земли: французские индийские, африканские деревья, голландские тюльпаны, южные магнолии, пруд, речка, гора и грот, романтические руины и сельские хижины, греческий храм и восточный ландшафт.
Садовый комплекс, выдержанный в строгих геометрических пропорциях, с четко обозначенными смотровыми площадками, украшенный множеством статуй и вазонов на постаментах, стал квинтэссенцией черт «французского сада», который в XVII и XVIII веках разбивали во многих резиденциях Европы и Америки. Робером де Коттом в 1732 г. была закончена отделка зала Геркулеса. Академия объявила конкурс на создание площади для этого памятника. Очень остроумно и абсолютно по-новому решает Габриэль границы площади. по проекту Пьера Алексиса Деламера (1675—1745).
Традиционная тема загородного замка решена здесь абсолютно по-новому. Выступая с позиций рационализма, он ратует за разумную, то есть естественную архитектуру. архитектором Виктором Луи (1731—1807). Жака Брюана (1718—1722) замечателен своими интерьерами в формах развитого рококо.
Это обширное двухэтажное сооружение с большим двором. И в то же время эта разница не кардинальная — это как бы вариации одной темы. Творчество Робера де Котта (1656—1735), преемника Жюля Ардуэна-Мансара на посту королевского архитектора (он завершил строительство прекрасной по своей строгой, благородной архитектуре капеллы Версальского дворца), являет убедительный пример этого. на стр. Именно в общественных постройках ярче всего выражаются принципы новой архитектуры.
Четыре приставные колонны, объединяющие оба этажа, образуют подобие слегка выступающего портика. Массивный объем прямоугольных очертаний поставлен на открытом участке площади. Более интересная парижская церковь Сен-Сюльпис, начатая также в 17 в. К 20-м гг.
Небольшое квадратное в плане здание обращено в пространство всеми четырьмя своими фасадами.
Внимание архитекторов привлекали строгость и спокойствие античной, главным образом ордерной греческой архитектуры: простота общего решения масс, ясность основных объемов и планов, конструктивность и благородство пропорций, обилие вертикальных и горизонтальных членений. 60, 2). Постройка его была задумана Людовиком XV как церковь покровительницы Парижа — св. Автор этих скульптур Жан-Батист Тюрби. Дворец был выстроен в 1763 — 1768 годах по проекту архитектора А. -Ж. Отель Субиз в Париже построен для принца де Субиза в 1705 — 1709 гг.
На всех фасадах только прямые линии без единого изгиба. Внутренняя планировка решена также с большой простотой и ясностью, отделанных в стиле классицизма (стиль Людовика XVI). Его проектировали несколько архитекторов.
Если барокко выражает пафос активности, то задача рококо — достичь не более чем приятного впечатления. Типичный образец рококо — интерьер отеля Субиз, созданный архитектором Жерменом Боффраном (1667—1754). Характерно, что улицы, выходящие на площадь Станислава, отъединены от нее решетками. Дело при этом не ограничивалось возведением отдельных зданий.
Малый Трианон – почти квадратное здание, поднятое на широкую каменную террасу. 61). Автором Малого Трианона стал Жак-Анж Габриэль. парижских особняках (отель де Тулуз и отель дЭстре) замечается облегчение архитектурных форм, свободное развитие декора. Аналогично была сломана и по образцу северной построена вновь арх.
Мастер никогда не был ни в Италии, ни тем более в Греции. Сейчас повод оставался как бы прежним — все возникшие в 18 в. в период монархии площади были призваны служить для установки памятника монарху, — но сами архитекторы преследовали гораздо более широкие градостроительные задачи. Павла (1661), разработал проекты часовниПемброк колледжа (англ. ) в Кембридже и Шелдонского театра (англ. ) в Оксфорде. Первые шаги архитектуры в новом направлении были еще неуверенны. Претерпевает изменения и архитектурный стиль эпохи.
Новые потребности эпохи поставили проблему создания типа городского жилого дома-особняка. Та же ясность и строгая последовательность свойственны и пространственному решению храмового интерьера.
Так скупыми средствами Габриэль добивается поразительного богатства и насыщенности впечатлений. Цвета барокко яркие, насыщенные, в рококо — мягкие, пастельные излюбленным становится сочетание белого с позолотой.
Этот маленький дворец предназначался в свое время для графини Дюбарри. В это время Людовик XIV принял решение о дальнейшей перестройке дворца. 37-летнем возрасте Леду стал королевским мастером. 258).
Через два года архитектор Давид Леруа едет в Грецию и затем выпускает увраж «Руины прекраснейших сооружений Греции». Они были созданы Ришаром Миком перед самой революцией (1783 — 1786) и в их появлении и характере в какой-то степени отразились влияния философа-просветителя Жана-Жака Руссо, его идеализация патриархального быта. Среди теоретиков зодчества выделяется аббат Ложье, чьи изданные в 1753 г. «Этюды по архитектуре» вызвали оживленный отклик в широких кругах французского общества.
В то же время, архитектурно акцентирована лишь одна сторона площади, параллельная Сене. Композиция фасада Малого Трианона построена на соотношении 1:2. Живописное окружение английского парка подчеркивает строгость форм павильона Габриэля. 60, 3).
Фарфоровый Китайский домик поистине был сооружением затейливым. Оформлением интерьеров занимались два художника – Шарль Эррар и Ноэль Куапель, перепланировка садов выпала на долю Андре Ленотра, в задачу которого входило также проектирование оранжереи. Внутренняя планировка решена также логично изящно и просто. На антаблементе портика установлены статуи муз и богинь, определяя назначение здания.
Они посетили незадолго до того начавшиеся раскопки Геркуланума и Помпеи. В него входили еще Кабинет благоуханий, специальные комнаты для приготовления варенья, для легких блюд, подаваемых перед десертом и для супов.
В середине 1750-х гг. Сходный мотив, но уже в измененном виде (колонны заменены пилястрами) использован с двух соседних сторон, но каждый раз иначе, поскольку из-за разницы уровней, в одном случае здание имеет два этажа, в другом – три. Стиль Габриэля как будто отвечает требованиям Мариньи, но это чрезвычайно самобытное и органическое явление, порожденное естественным, «глубинным» развитием зодчества Франции. Нельзя не отметить и специальные комнаты «для приготовления варенья», «для супов», «для легких блюд», которые подавались перед десертом и «Кабинет благоуханий». В Шантильи особого внимания заслуживают манеж (1719—1740, рис.
Чего стоит хотя бы дома садовника и смотрителя. более молодого поколения зодчих формируется уже новый Этап классицизма. Главный фасад подчеркнут мощным глубоким шестиколонным портиком с фронтоном. Со стороны садового фасада, между ризалитами двух крыльев Лево поместил арочную анфиладу, над которой на верхнем ярусе устроил открытую террасу.
был построен над прудом изысканный храм Людовика XV, названный также павильоном Габриэля. Рассказывают, что, взойдя на эшафот, королева случайно наступила на ногу палачу, но вежливо сказала: Пардон, месье, я нечаянно. Архитектор скончался в Париже 4 января 1782 года. Большие работы велись в королевских резиденциях Фонтенбло и Шантильи. Композиция декора пронизана легким, капризным ритмом.
Причем по задумке автора сквозь полость последнего должен был течь ручей. В постройках 1760—1780-х гг. Фасад церкви расчленен на два яруса, каждый из которых имеет свой ордер.
Таким вот образом карнавал в Трианоне продолжается круглый год. Коров здесь ежедневно тщательно мыли и повязывали им цветные бантики. Сходный мотив, но уже в измененном виде (колонны заменены пилястрами) использован с двух соседних сторон, но каждый раз иначе, поскольку из-за разницы уровней, в одном случае здание имеет два этажа, в другом – три. Архитектура европейского неогрека ограничена парламентами, храмами и музеями. (рис.
Из сооружений общественного характера, построенных в Париже в предреволюционные десятилетия, выделяется Хирургическая школа Жака Гондуэна (1737-1818). Множество высоких окон хорошо освещает внутренние помещения. Четыре приставные колонны, объединяющие оба этажа, образуют подобие слегка выступающего портика. Этот стиль развивался одновременно с другими «историческими» направлениями (неоренессанс, необарокко и т. д. ).
Такой же узор был на шелке, обтягивающем стены, на коврах и рисунках изразцов.
Соответственно укрупняется масштаб ордерных членений. В интерьере отеля особенно интересен Овальный салон («салон Принцессы»), созданный в стиле рококо архитектором, скульптором и декоратором Жерменом Боффраном (1667—1754). В Фонтенбло Габриэлем в 1749—1751 гг. Здесь предусмотрено сооружение двух величественных административных зданий, а между ними проектируется Королевская улица, ось которой перпендикулярна оси Елисейские поля — Тюильри.
Город повернулся лицом к Гаронне — своему главному украшению. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе. Левый фасад украшен колоннами, правый же ни колонн, ни пилястров не имеет. Архитектор скончался в Париже 4 января 1782 года.
К примеру, были задумки о создании передвижных обеденных столов. Широкая аллея с газонами тянется от него к фонтану Аполлона. Малый Трианон – почти квадратное здание, поднятое на широкую каменную террасу.
Малый Трианон — не роскошный загородный дворец. Оно было основано на возвращении к классическим греческим образцам архитектуры. Королева приезжала в любимую резиденцию, когда хотела отдохнуть от формальной и суетной жизни двора. А потом она сама делает прыжок на подмостки сцены. Крылья, расположенные параллельно центральной оси дворцово-паркового комплекса, были ориентированы в сторону въезда из города и на образовавшемся между ними пространстве разместился так называемый Королевский двор (Cour Royal). Дворянство проводило время в развлечениях.
Хрупкие изящные лепные рокайли (формы плоских раковин) сплетаются с лепными цветочными гирляндами и стеблями, с лентообразными обрамлениями. С этим связан отказ от регулярного, «искусственного» парка и расцвет пейзажного сада. Все его фасады оформлены в едином стиле, но каждый — по-своему. Целью поездки было ознакомление с итальянским искусством — этой колыбелью прекрасного.
Сходный мотив, однако уже в измененном виде, – колонны заменены пилястрами, – звучит в двух соседних сторонах, но каждый раз иначе, поскольку из-за разницы уровней в одном случае здание имеет два этажа, в другом – три. За десяток минут можно обойти дворец и все же это крошечное пространство для Марии-Антуанетты значительно важнее, чем целое королевство с двадцатью миллионами подданных. Его проекты были выполнены в неоклассическом стиле. Веселая, шумная компания, окружающая королеву, также увлекается идеей любительских спектаклей. Неогрек – это направление в архитектуре, возникшее в 20-х годах девятнадцатого столетия. Барокко стремится потрясти, рококо — развлечь.
Его овальный зал (1730-е гг. ) отмечен грацией форм, непринужденным изяществом. Место усадебных замков занимают городские особняки, так называемые отели. Первый опубликовал по возвращении трактат «Обозрение древностей Геркуланума с несколькими размышлениями о живописи и скульптуре древних» и затем повел в печати очень острую борьбу против принципов рокайльного искусства, за строгость, чистоту и ясность архитектурных и декоративных форм.
Барокко полностью исключается. Из этих чаш королева в своей молочной любила угощать гостей молоком от своих коров. Все остальные части стены оставлены абсолютно глухими, без проемов.
Это оказалось возможным благодаря ее разносторонней ориентации. Прежде всего по лугу прокладывается тихий, лирически бормочущий ручеек. 306. ).
Чтобы развлечь себя и гостей, она повелела разбить вокруг Трианона небольшую деревушку. Итоги итальянских впечатлений и размышлений вылились у Мариньи в словах: «Я вовсе не хочу ни нынешних излишеств, ни строгости древних — немножко того, немножко другого». В этом же направлении, лицом к дворцу, ориентирован конный монумент Людовика XV. Задумка не воплотилась в жизнь, но особое строение подвала сохранилось.
В. Алпатову, А. И. Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3. Архитектор понял свою задачу гораздо шире, чем его заказчик. Первый выполнен в форме шара, а второй представляет собой цилиндр. Стены, обшитые легкими панелями, членятся нишами на три части нижние прямоугольной формы панели образуют устойчивое основание, на них покоятся полуциркульные арки, они завершаются живописными панно («Амур и Психея» и др. ). Строительство переместилось в города.
В эти годы появляются увражи, посвященные памятникам античной архитектуры. Здание спроектировал известный архитектор Луи Лево. 60, 1). И в то же время эта разница не кардинальная — это как бы вариации одной темы.
В построенных им в 1710-х гг. В 1749 г. в Италию отправляется своеобразная художественная миссия во главе с братом всесильной фаворитки Людовика XV мадам Помпадур, будущим маркизом Мариньи исполнявшим должность директора королевских строений. И наоборот, все эти качества усматриваются в архитектуре древних. В его строительной практике по возвращении из Италии полностью и бескомпромиссно торжествуют принципы классицизма. Их последователем стал шотландец Александр Томпсон, который за свое скрупулезное отношение к воспроизведению греческих форм получил прозвище «Грек».
Это простое и в то же время элегантное снаружи здание.
Среди низ: Ж. Берен, Пьер Ленотр, Лассюранс, Ж. Боффран, Робер де Котт и многие другие. – все искусственное, но производящее впечатление настоящего.
Как и барокко, рококо отличает неумеренная, пышная декоративность.
Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование». В эту переходную эпоху складывается и расцветает творчество наиболее пленительного мастера французской архитектуры Жака Анжа Габриэля (1699—1782). Его центр слегка акцентирован плоским куполом с платформой. Малый замок в Шантильи арх.
В создании целостного пространства большую роль играет овальная форма плана. Но уже становится очевидно, что Франция тяготеет к классицизму. В этом же направлении — лицом к дворцу — ориентирован конный монумент Людовика XV. В то же время архитектурно акцентирована лишь одна сторона площади — параллельная Сене.
Новым широко распространившимся типом общественного сооружения стал в этот период театр. Он спроектировал впечатляющую Зеркальную галерею (Galerie des Glares), построенную со стороны сада между ризалитами на месте бывшей смотровой площадки. Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715-1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешел в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Рококо быстро распространялся в других странах благодаря французским художникам, работавшим за границей, а также публикациям проектов французских архитекторов.
Каждый из них отделан с изыском на свой лад, свою тему. Центром дворца выступает «Большой салон» или Зеркальный зал. С помощью чередования окон, зеркал и дверей, посредством игры естественного и отраженного света достигается ощущение, что границы зала исчезают, вы оказываетесь как бы в открытом павильоне с высоким небесным сводом в виде купола. В парк деликатно вкрапливаются мостики через протоки, павильоны. После смерти Людовика XIV, стилевая направленность французской архитектуры претерпела некоторые изменения, связанные с характером жизни элиты. Часто здание строилось одним архитектором, а оформлялось другим.
Кубическую форму здания с чёткими гранями углов не нарушают обильные украшения. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр. С модными китайскими ширмами сочетались восточные безделушки и хрустальные сверкающие и переливающиеся оттопками люстры, бра в виде вьющихся веток, настольные жирандоли с трепещущими хрустальными навесками, хрупкие фарфоровые статуэтки, гобелены изящные мелочи — драгоценные игрушки из серебра, черепахи, перламутра, эмали, янтаря и т. д. Заплетающий их формы, струящийся орнамент с его сложным ритмом связывает все эти предметы в единый ансамбль с интерьером. В королевской деревне находились мельница, птичник и молочная. Это оказалось возможным благодаря ее разносторонней ориентации.
Это скорее особняк, вынесенный на природу. Классицизм становился модным при дворе. Творчество Габриэля как бы продолжило и развило ту линию французского зодчества, которая наметилась в поздних постройках Жюля Ардуэна-Мансара (Большой Трианон и капелла в Версале), в восточном фасаде Лувра.
После того как исторически прогрессивная задача абсолютизма — преодоление феодальной раздробленности, объединение страны в рамках сословной монархии — была решена и сепаратистские устремления крупного дворянства оказались пресеченными, со всей отчетливостью выявились реакционные стороны абсолютистского строя, направленные на подавление и удерживание в повиновении народных масс. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия. Но если формы барокко пластичны, то в рококо они измельчены. Господствует рационализм, выделяются оси, например, портиком или фронтоном. Математическая четкость в пропорциях фасадов не лишает здания большой живописности. Габриэля.
Жене-вьевы, место хранения ее мощей. Для паркового строительства характерно то же стремление к естественности. Его замысел и лег в основу дальнейшего строительства.
Красота извлекается из гармонии простых, легко воспринимаемых форм из ясности пропорциональных отношений. Архитектурное направление неогрек появилось, благодаря работе двух архитекторов – немца Лео фон Кленце (1784-1864) и француза Анри Лабруста (1801-1875). Главный (входной) и задний фасады украшены пилястрами — плоскими вертикальными выступами стен в виде четырёхгранных столбов имеющих те же детали, что и колонна: основание (базу), ствол и венчающую часть (капитель). Планировщиком площадей и архитектором основных зданий был ученик Бофрана Эмманюэль Эре де Корни (1705—1763), работавший главным образом в Лотарингии. 62, 1) Жака ДОбера и конюшня (рис.
Такие же узоры имеются на рисунках изразцов и на коврах. Малый Трианон – почти квадратное здание, поднятое на широкую каменную террасу. В последующие годы королева совсем немного меняет в убранстве маленького замка.
Во время революции парижане обезглавили королеву, которую ненавидели: для народа она была австриячкой, распутницей и транжирой народного достояния. Жизнь-удовольствие, такова идея искусства этого периода. Воздействие рационалистических просветительских идей раньше всего сказалось в архитектуре.
Не случайно такую большую роль приобрели в это время художники-декораторы, умеющие с поразительной тонкостью и совершенством оформить интерьер. Кроме того, Мария-Антуанетта приказала для реальности нарисовать картины, чтобы на фасадах только что построенных крестьянских домов зияли трещины. Один из виднейших архитекторов рококо Жермен Бофран (1667—1754) в своем трактате «Livre dArchitecture» (1745) прямо говорил, что в настоящее время декор интерьера— это совсем отдельная часть архитектуры, которая не считается с декором наружной части здания.
В 1732 г. на конкурсе, объявленном на проект фасада, победил другой декоратор, Жан Никола Сервандони (1695—1766), обратившийся в своем решении к классическим формам. Главным достижением архитектора считается проект генплана Шо. С одной стороны, площадь мыслится как преддверие дворцовых комплексов Тюильри и Лувра. Центр здания отмечен внушительным юртиком.
После того как в подсобных помещениях кухни стол был сервирован, он должен был подняться в столовую с помощью механического лифта. Ничего мистического и иррационального — все разумно, строго и просто. Вместе с этим сооружением Гондуэн задумал перестройку всего квартала.
Стены Зала Амуров затягивает белая тафта, усыпанная золотыми и серебряными китайскими цветами. Позднее посреди небольшого пруда архитектор Ришар Мик создал на возвышенном островке Музыкальный павильон или Бельведер, — элегантную восьмиугольную «бонбоньерку» и на излучине протока храм Амура в виде открытой круглой колоннады — реплику на античный архитектурный образ ротонды. Суфло, кроме того изучал античные памятники Пестума.
Вся эта поездка была знамением новых явлений в искусстве и следствием ее были дальнейший поворот к классицизму и более острая борьба с принципами рокайля даже в различных видах декоративного искусства. 18 в. остался незавершенным главный фасад. Для королевы построили миниатюрный театр. Ясная логика архитектурных форм четко воспринимается при первом же взгляде.
Ближе к дворцу расположен многоярусный фонтан, посвященный богине Лето (Латоне), матери Аполлона и Артемиды. 62, 2), по праву считающиеся лучшими во Франции. В конце ее очень скоро начинает строиться церковь Мадлен, своим портиком и куполом замкнувшая перспективу.
Это была пора сентиментализма и пасторалей.
Андре Ленотр, проектируя сад в 1661 году, обозначил его основные черты, остававшиеся неизменными в течение 40 лет реализации проекта. Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. На соляных приисках Клод Никола задумал создать идеальный город. Академия пыталась возглавить зарождавшееся движение. Подлинной жемчужиной Версаля является ансамбль Малого Трианона.
Период раннего и зрелого рококо знает целую плеяду мастеров, создававших изысканные шедевры украшения внутренних помещений (Жиль Мари Оппенор, 1672—1742 Жюст Орель Мейссонье, 1693—1750 и другие). Рассказывают экскурсоводы и о том, что частные королевские покои (например, постель Марии-Антуанетты) впоследствии нередко служили местом скандальных похождений влиятельных особ, которые приезжали сюда комфортно провести ночь. Не власть королевы должна подчеркиваться здесь, а прелесть молодой женщины, образ которой тонко воспроизводится всеми окружающими ее предметами.
А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галле-рее, Государственной библиотеке им. Партеры создавали обрамление для двух фонтанов, украшенных скульптурными композициями. В барокко пластика стены динамична, в рококо затейливые украшения сплошь покрывают ровную плоскость стены. Именно миниатюрные размеры Малого Трианона помогли Габриелю добиться такой собранности и стройности.
Архитектура их отличается сдержанностью и изящной простотой. При сказочном домике находился и переполненный чудесными диковинками сад, в котором возделывались редкие тогда апельсиновые деревья, дикие каштаны, были высажены левкои, анемоны испанский жасмин, стамбульские нарциссы.