Эротическая картина французского художника-реалиста Гюстава Курбе, написанная в 1866 году. На Курбе смотрели косо, на его революционные, социалистические картины – тоже. Написанные в тюрьме картины – великолепная модель «Женщина из Мюнхена» и натюрморт «Фрукты», которые Курбе после освобождения послал в Салон, жюри отвергло. Французский журналParis Matchв четверг опубликовал фотографию картины, которая якобы является частью выставленной в музее Орсе знаменитой провокационной картины Происхождение мира Гюстава Курбе, передаетРИА Новости.
Жюри художественного салона упразднили, чем не преминул воспользоваться Гюстав Курбе, картины которого наконец-то заметили и о мастере заговорили, однако не в хвалебном ключе. Woman with a Parrot) — картина, написанная в 1866 году французским художником Гюставом Курбе (Gustave Courbet, 1819—1877). На картине Курбе Происхождение мира лица натурщицы не видно, однако, по мнению искусствоведа, автора каталога работ Курбе Жан-Жака Фернье, картина вырезана из большого полотна изображавшего лежащую на кровати полуобнаженную женщину с распростертыми руками. Написанные в тюрьме картины – великолепная модель «Женщина из Мюнхена» и натюрморт «Фрукты», которые Курбе после освобождения послал в Салон, жюри отвергло. Картина Гюстава Курбе 1855 года.
Курбе отстаивал необходимость писать с натуры изображать только то, что видит глаз, чтобы показать в своих картинах материальность и объемность мира. Сегодня десятки тысяч художников пишут картины мастихином, благодаря новаторскому приему Гюстава Курбе.
Примерно в это же время художник устанавливает связи в парижских артистических кругах. Наиболее интересные из произведений Курбе: «Похороны в Орнане» (в музее Орсе), собственный портрет, «Косули у ручья», «Драка оленей», «Волна» (все четыре— в Лувре, в Париже), «Послеобеденное кофе в Орнане» (в Лилльском музее), «Разбиватели шоссейного камня» («Дробильщики камня») (хранилась в Дрезденской галерее и погибла в 1945), «Пожар» (картина, в связи своей антиправительственной темой, уничтоженная полицией), «Деревенские священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки» (едкая сатира на духовенство), «Купальщицы», «Женщина с попугаем», «Вход в долину Пюи-Нуар», «Ораньонская скала», «Олень у воды» (в Марсельском музее) и многие пейзажи («Порыв ветра» и др. ), в которых талант художника выражался ярче и полнее всего. В период Парижской коммуны Курбе активно участвовал в событях: и как художник и как общественный деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа». Его отец, Режис Курбе, владел виноградниками около Орнана. Старик стоит на коленях парень тащит корзину со щебнем. Говоря об изображении обнажённой женской натуры у Курбе, чаще приводят в пример его «Купальщиц», наделавших переполох в Салоне 1853 года. В его доме она висела под зеленой вуалью на почетном месте в туалетной комнате.
А в 1871 г. Курбе принимал участие в Парижской коммуне. Однако, систематического художественного образования он не получил. В самом деле, эта картина как бы подводит итоги творческих поисков Курбе. «В настоящий момент, – пишет он Вею, – я компоную мою картину на холсте.
К будущему году я должен написать большую картину», — пишет он родителям в 1845 году. В Париже он познакомился с Шарлем Бодлером и Оноре Домье. Во-первых, женщина была слишком реалистична.
Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, городке с населением около трёх тысяч человек, расположенным во Франш-Конте, в 25км от Безансона, около швейцарской границы.
Появление этой картины вызвало бурную реакцию со стороны Церкви. Это не было каким то отдельным музейным помещением. Живописная фактура Курбе оказала влияние на кубистов. Перед зрителем крупным планом изображена открытая вульва неизвестной.
Вчера никто не знал его имени, сегодня оно у всех на устах. И к двадцати годам он уже многое знал и умел. Также она была возлюбленной Уистлера, но после «Спящих» их отношениям пришёл конец, а мнение Уистлера о Курбе испортилось.
Эта полемика двух великих мастеров говорит о разных доктринах в искусстве. В 1850 г. выставил в Салоне картины «Дробильщики камня» и «Похороны в Орнане», которые принесли ему успех и славу главы реалистической школы живописи. Художник был вынужден бежать из Франции. Увы. Во-первых, женщина была написана слишком реалистично. К числу лучших произведений Курбе последнего периода относится картина «Возвращение кюре с приходской конференции» (1863), где он сатирически показывает пьяных церковников. Всякое искажение пропорций воспринималось как вызов.
Родился Курбе 10 июня 1819 года в Орнане, недалеко от швейцарской границы. Это вызывает в обществе скандал. Испытал влияние Д. Веласкеса, Рембрандта, Ф. Халса.
Вот этак многие начинают и кончают жизнь. Реалистичное полотно шокирует и вызывает чувство неприятия. Изящен силуэт стоящей в профиль девушки с поднятыми руками к самой верхушке решетки.
проистекает от возмущения несправедливостью и тем самым, даже не задаваясь такой целью, а просто изображая увиденное, я поднял вопрос, который они именуют социальным вопросом». Он печатает «Манифест реализма» и к нему как к мэтру примыкают все, кто проповедует реализм в живописи. И так как в это время узы, наложенные на печать, несколько ослабли, то левое крыло ее, носящее либеральный и демократический оттенок, торжественно провозгласило: «Кто в политике стремится к свободе, тот в искусстве – сторонник Курбе». Но на баррикады Гюстав не пошел.
Салон также не принял полотна таких известных мастеров, как Эжен Делакруаи Теодор Руссо. Так, он посещал кафе Brasserie Andler (находившееся непосредственно около его мастерской), где собирались представители реалистического направления в искусстве и литературе, в частности, Шарль Бодлер и Оноре Домье. На его картинах всё весомо и очень плотно.
1850-е – наиболее благоприятный период для творчества Курбе, когда созданы самые выдающиеся его произведения, например, «Дробильщики камня» – метр шестьдесят пять на два пятьдесят девять. В 1873 г. эмигрировал в Швейцарию. Думается, что обе стороны были правы: показывая нищенскую жизнь своих соотечественников их изнуряющий труд с явным сочувствием, Курбе, несомненно, создал картину широкого социального значения.
Примерно в это же время художник устанавливает связи в парижских артистических кругах. В 1919 г. прах Курбе был перезахоронен в Орнане. А Нестеров ему отвечает: «Да, Лепаж – истинно русский художник».
Он с друзьями основывает социалистический клуб и создает эмблему народа. Автор словно смешивает понятия порочность и плодородие, показывая без прикрас реальность. У Курбе большие замыслы, он чувствует уверенность в своих силах.
Третьякову о новых картинах и, собственно, собрал его коллекцию. Так, в 1847 году все три работы Курбе, представленные в Салон, были отвергнуты жюри. Такой стиль обучения хорошо подходил Курбе. Фигуры на полотне выполнены почти в натуральных размерах. Себя художник изобразил сидящим на земле у входа в грот Плезир-Фонтен (недалеко от Орнана).
«Купальщицы» были открытым выступлением уже не против старых сюжетов, но против всех прежних концепций обнаженной натуры в живописи. Он станковый художник и в качестве такового я сужу о нем. Один критик заметил, что при виде такого тела даже крокодил лишился бы аппетита. Пейзажи Курбе проникнуты ощущением строгого величия и материальности природы (Море у берегов Нормандии, 1867, ГМИИ).
Его приговаривают к шести месяцам заключения и огромному штрафу, который больной художник не смог выплатить. Вы пишете ангелов. Вот одна из предполагаемых исследователями моделей для полотна «Происхождение мира» (Гюстав Курбе), фото которой здесь представлено. Первые посетители выставки успели посмотреть полотна художника до того, как сооружение Курбе разгромили.
1865—1870, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств Скалы в Этрета, 1869, Париж, Музей Орсэ Волна, ок. Курбе поднял брови: «Как. В 1839 году Курбе отправился в Париж, где познакомился с художественной коллекцией Лувра. И вот молодой Валентин Александрович Серов пишет сокурснику, Василию Нестерову записочку: «Хожу к Третьякову и часами стою перед двумя картинами» (Лепажа).
также). Семейство Курбе жило в Орнане на протяжении многих поколений. Друзья регулярно встречались в пивной, располагавшейся через дорогу от студии Курбе. Все орнанцы считают честью фигурировать в "Похоронах"». Между тем критики скептически отнеслись к представленной Paris Match сенсации.
Планы не осуществились из-за начавшейся революции. Он был известным покровителем изящных искусств и страстным коллекционером. «Реализм, по своей сути, — признавал сам художник, — искусство демократическое».
Курбе обращался к теме труда, возвеличивающего человека («Дробильщики камня», 1849, не сохранилась), создавал социально-критические произведения («Возвращение кюре с приходской конференции», не сохранилась, эскиз, 1862, Публичное художественное собрание, Базель). Его дом номер 6 по Гоголевскому бульвару (находится совсем недалеко от здания Галереи) один раз в неделю, по воскресеньям, был бесплатно открыт для всех желающих ознакомиться с его собранием. Критики обвинили художника в том, что женщина на картине слишком реалистична, «забыв» о том, что, согласно канонам классицизма, девичьи очертания и формы – «принадлежность» исключительно мифических персонажей.
Последние годы жизни он провел в Швейцарии, практически, в нищете. С 1837 г. Гюстав посещал художественную школу в Безансоне. В 1844 году его картина Автопортрет с собакой была выставлена в Парижском салоне (остальные предложенные им картины были отвергнуты жюри). Не хочется долго останавливаться на этой работе. А если не видели, то как же можете их писать.
В 1831 году будущий художник начал посещать семинарию в Орнане. 1870, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. По прибытии в Париж он был фурьеристом. Покажите мне ангела и я напишу его. Неприязнь в конце концов стала взаимной. Здоровому человеку это не требуется и рассматривать этот опус не хочется. Посещал ателье К. Штёбена в Париже, но как художник формировался в основном самостоятельно. В 1847 г. Курбе посетил эту страну, где познакомился с живописью Рембрандта и Халса.
Они представлены в виде «живого табло» — популярной в то время игры. Он весь бурлил в тридцатые-сороковые годы, а революция 1848 г. увлекла и Курбе. Свободный, гордый, независимый юноша изображен в гроте из диких скал. С самого начала одарённый художник тяготел именно к реализму.
Пройдя недолгий этап близости к романтизму (Виолончелист (Автопортрет), Человек с трубкой (Автопортрет), Курбе полемически противопоставляет ему (как и академическому классицизму) искусство нового типа позитивное (по его собственному выражению), воссоздающее окружающий мир таким, каков он есть. Эта выставка явилась ярким доказательством его творческой силы, бесспорной и несокрушимой победой художника и исповедуемого им реализма в искусстве. Курбе в долгу не остался, сказав, что герои полотен Мане похожи на игральные карты, а «Олимпию» назвал пиковой дамой их игральных карт. Его называли грубияном и деревенщиной. В другой раз перед одной из картин Делакруа он спросил у великого, всеми почитаемого художника: «Кто эти крылатые дамы там вверху, меж облаков. », на что Делакруа ответил, что это, конечно, ангелы. и не способна освободить человека от самого срубого физического труда. ».
Будучи родоначальником реализма, он связал своим творчеством уходящий романтизм и зарождающийся импрессионизм. В том же 1849 году Курбе создает грандиозную картину (3, 14 на 6, 65 метра) «Похороны в Орнане». Одновременно с живописью он занимался философией. На ней изображены и певчие и кюре и мэр города и жители в черных траурных одеждах. Разочарование побудило его построить на собственные средства «Павильон реализма» на территории Всемирной выставки и организовать в нем показ своих работ. Здесь тоже не вполне удалось задуманное. Вот этак многие начинают и кончают жизнь».
Курбе – это художник сам по себе.
После её поражения он был изгнан из Франции. Тогда и прозвучало впервые слово «реализм», а одна из работ, «Послеобеденное время в Орнане», получила вторую золотую медаль.
Вот таким образом я принужден писать только то, что вижу». Из числа уже ранее известных картин там находились «Похороны», «Крестьяне деревни Флаже, возвращающиеся с базара», «Купальщицы», «Раненый» «Дробильщики камня», а также грандиозная картина, живописное выражение нового кредо артиста – «Мастерская художника». Первая картина Курбе имевшая настоящий успех, была написана в Париже. Об этой картине сам автор сказал «Мастерская художника» – реалистическая аллегория моей мастерской, резюмирующая семилетний период моего творчества».
В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. Курбе берет природу у ее истоков и остается вполне человечным. Кроме того, Гюстав явно нравился самому себе (он действительно был красив и пользовался успехом у женщин). Судьба картины оказалась трагичной: купленная кем-то из фанатиков (с целью уничтожения), она бесследно исчезла и сегодня известна только по репродукциям.
Но Прудон всегда видел в любой картине только социологический трактат и нет оснований предполагать, что Курбе, задумывая и создавая «Дробильщиков камня» интересовался лишь социальным звучанием сюжета. Однажды в лесу он работал вместе с Коро, причем они выбрали один и тот же мотив. Когда в 1872 году «Спящие» были выставлены в картинной галерее, они стали предметом полицейского отчёта. Когда же Вы их видели.
Курбе писал картины на реальные сюжеты и этим, в частности, оказал серьёзное влияние на творчество импрессионистов. Картина так шокировала пришедшего в Салон Наполеона III, что он стегнул по ней хлыстом, а императрица Евгения, вспомнив о своем посещении конской ярмарки, произнесла: «Это тоже першерон. » «Купальщицы» нарушали сразу несколько «правил хорошего тона». Владельцем этой картины первоначально тоже был Халил Паша. Далее устрицы отправлялись на лошадях в Париж.
Творчеству художника чужда идеализация. На картине Курбе ожидание события граничит с руками обнаженной. Ее поза напоминает позу, характерную для Марии Магдалины ("не прикасайся ко мне") при ее встрече с воскресшим Христом возле Его гробницы.
Старик стоит на коленях парень тащит корзину со щебнем. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. В финансовом отношении он по-прежнему полностью зависел от родителей. Такому же запрету подвергался и ряд других произведений Гюстава Курбе — например, полотно «Происхождение мира», на котором крупным планом изображена женская вульва.
также1). В 1847 году все три его работы были отвергнуты жюри. Курбе был революционером не только в живописи, но и в жизни. Выше уже говорилось о том, что С. М. Третьяков пускал к себе в дом любого интересующегося живописью человека. самых разных работ.
Его отец, Режис Курбе, владел виноградниками около Орнана. В романе «Биез из Серина», написанном вскоре после этого, Франсис Вей почти дословно использовал фразы из письма Курбе, описывая двух дробильщиков камня у обочины дороги. Юриспруденции молодой человек предпочёл занятия в художественных мастерских. Курбе писал каждую из своих моделей отдельно. Так, он посещал кафе Brasserie Andler (находившееся непосредственно около его мастерской), где собирались представители реалистического направления в искусстве и литературе, в частности, Шарль Бодлер и Оноре Домье. Однако требующего свободу развития общества и выступающего против государственной власти Курбе французские реакционеры арестовывают и заключают в тюрьму.
В 1869 году на Всемирной выставке в Брюсселе он получает первую золотую медаль на Международной выставке в Мюнхене, где Курбе выставил «Дробильщиков камня», «Женщину с попугаем», «Травлю оленя» и один пейзаж, он в центре внимания. ». В некоторых произведениях Курбе проявились черты салонного искусства («Источник», 1868, Лувр). Об этой картине сам автор сказал: «"Мастерская художника" – реалистическая аллегория моей мастерской, резюмирующая семилетний период моего творчества».
Этот прием многократно и безуспешно был заимствован художниками у Леонардо. Увы. «Маленькие картины не создают репутации. в Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. Планы не осуществились из-за начавшейся революции. Так или иначе, в 1837 году по настоянию отца Курбе поступил в Collge Royal в Безансоне, что, как надеялся его отец, должно было подготовить его к дальнейшему юридическому образованию.
Здесь Курбе проявил себя как тонкий колорист. Во-вторых публику рассердили сами позы женщин. Картину не разрешалось выставлять напоказ вплоть до 1988 года.
Картины размещалась прямо в доме, в жилых комнатах.
В скором времени это заведение получило название Храм реализма. Курбе был замечательным мастером реалистического портрета, создателем разнообразных и оригинальных по характеру работ: «Раненый», автопортрет (1844), «Любовники на лоне природы» (1844-45), романтический автопортрет с женой (1845), «Портрет Бодлера», «Портрет Прудона» (1853-55) и др. В 1831 году будущий художник начал посещать семинарию в Орнане. На другой стороне – молодой парень с пропыленной головой и смуглым лицом. На картине изображен торс женщины без лица. Изображенные на картине фигуры расположены на обширном затемненном пространстве так, что невозможно не только установить их взаимоотношения, но даже понять, подозревают ли они о существовании друг друга.
В «Похоронах в Орнане» плачущие женщины – это все женщины, собака – это все собаки. По его словам, он «хотел знать, чтобы мочь». С тех пор это стало традицией. В 1871 году Курбе примкнул к Парижской коммуне, управлял при ней общественными музеями и руководил низвержением Вандомской колонны (известный символ бонапартизма). Белые полупрозрачные рукава и белый воротник гармонируют с расположенными рядом цветами, а платье по тону совпадает с тенями под левой рукой и затененной листвой в левой части картины. из представленных художником двадцати пяти картин были приняты только три.
Но не берут на выставку картину «Ателье», в которой Курбе выражает свои художественные принципы. Позднее Курбе Гюстав подчеркнет: Не имея постоянных учителей, я всему научился сам. Работы Курбе не были допущены на выставку картин современного искусства.
В настоящее время картина хранится в музее дю Петит Палас в Париже. В 1855 он написал большой групповой портрет «Ателье», где изобразил себя за работой в окружении персонажей своих картин и друзей-единомышленников. В картинах художник охотно обращался к теме труда (Дробильщики камня, Веяльщицы, Купальщицы, Уснувшая пряха, Крестьяне, возвращающиеся с ярмарки). Заметная округлость живота – указание на зарождение новой жизни. Картина «Спящие» была написана по заказу турецкого дипломата и коллекционера конца эпохи Османской империи — Халила Паши, который с 1860 года жил в Париже. Его отец, Режис Курбе, владел виноградниками около Орнана. Я должен был несколько дней отдохнуть после картины, которую я только что сделал: больше не выносила голова.
Пушкина). Париж всегда был политизированным городом. На другой стороне – молодой парень с пропыленной головой и смуглым лицом. Он изучал французских и немецких философов. «Я остановился, чтобы посмотреть на двух человек, разбивающих камни у дороги. Все горожане старались попасть на картину-эпопею.
для выполнения. По своему живописному и идейному богатству это одно из самых сложных произведений художника. Полотно до такой степени возмутило общественность, что пресса буквально взорвалась негодующим воплем.
Отсюда значительность, чувство спокойного достоинства тех, кого писали реалисты. Но и с художественной стороны картина отмечена мощной пластикой форм, удачным цветовым решением. В 1873 г. новое правительство обязало его выплатить штраф в размере 300 тыс.
Он не декоратор, а прирожденный художник. Остальные работы художника в Салон не приняли. А я пишу только то, что вижу». "Купальщицы" нарушали сразу несколько принятых правил "хорошего тона". Картина Дробильщики камней, созданная в 1849 году, вызывает огромный резонанс.
«Волна» написана в драматической контрастной манере кьяро-скуро: мощным еолнэм бушующего моря вторят тяжелые грозовые тучи. Курбе удалось передать стихийную мощь природы, леденящий холод. В защиту выступил писатель Шанфлери: «Курбе пробил двери в Салон своими семью картинами.
Во многих морских пейзажах Курбе этот эффект напоминает нефтяную черноту смолистых пятен, которые появляются на пляжах Нормандии сегодня в результате индустриализации. Диапазон и богатство его палитры поразительны: моховой зеленый, кристально синий, охра, горчичный, коричневый, лиловый, ультрамарин, серый, черный, желтый, кремовый. Лица бедных работников, кожа которых потемнела от пыли, ничего не выражают. франков в счет восстановления Вандомской колонны.
Впечатляет также высоко вознесшееся над стоящими людьми распятие на заднем плане. Так, в 1847 году все три работы Курбе, представленные в Салон, были отвергнуты жюри. Насмешки сыпались на Курбе одна за другой.
В обращении к посетителям «Антивыставки» говорилось: «Реализм, совокупность моих работ» Из числа уже ранее известных картин там находились «Похороны», «Крестьяне деревни Флаже, возвращающиеся с базара», «Купальщицы», «Раненый», а также грандиозная картина, живописное выражение нового кредо артиста – «Мастерская художника». Пройдя недолгий этап близости к романтизму (серия автопортретов и др. ), Курбе полемический противопоставил ему (как и академическому классицизму) искусство нового типа, утверждающее материальную значимость мира, создал монументальные, проникнутые реалистическим пафосом произведения («Послеобеденный отдых в Орнане», 1849, Музей изящных искусств, Лилль «Похороны в Орнане», 1849-50, Лувр «Деревенские барышни», 1851, Метрополитен-музей). Картина написана в теплых коричневатых тонах, придающих ей оттенок таинственности. Курбе принял сторону восставших, хотя и не участвовал в боевых действиях. Светлый свежий колорит противоречил краскам предыдущих картин Курбе. Курбе, как и О. Домье, отверг присужденный ему орден Почетного Легиона. В 1855 году в Париже, на Марсовом поле, проходила первая всемирная выставка. В этой категории он первый в своей эпохе».
Его отец владел виноградниками около Орнана. В течение десяти лет, вплоть до революции 1848 года, он ратовал вместе с редакторами «Реформ» и «Насиональ» за активную революцию. А. С. Он примкнул затем к ученикам Кабе и Пьера Леру. Центром экспозиции стала аллегорическая картина Ателье.
В 1831 году будущий художник начал посещать семинарию в Орнане1. Выставка, не имевшая большого успеха у публики, сыграла, тем не менее, значительную роль в утверждении реалистического направления в искусстве. После падения Коммуны он полгода отсидел в тюрьме и был приговорён к пополнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны.
Художественная ценность картина стала очевидной лишь годы спустя, когда скандал поутих. Старик по имени Гажи провел всю жизнь, работая на дорогах вблизи Орнана. Да и позы героинь картины тоже смущали зрителей. В 1869 году на Всемирной выставке в Брюсселе он получает первую золотую медаль на Международной выставке в Мюнхене, где Курбе выставил «Дробильщиков камня», «Женщину с попугаем», «Травлю оленя» и один пейзаж, он – в центре внимания. В самом деле, эта картина как бы подводит итоги творческих поисков Курбе.
Представитель и теоретик реализма. Здесь была выставлена одна из лучших охотничьих сцен «Травля оленя», свыше сорока пейзажей, 30 портретов, в том числе «Ирландка Жо», напоминающие позднего Ренуара «Три девочки-англичанки», «Матушка Грегуар» – женщина из народа, а также скульптура «Маленький рыболов». Об этом говорят мастерски выполненные автопортреты начала 1840-х годов (Автопортрет с черной собакой, 1844, Париж, Музей Пти Пале Человек с трубкой, 1847, Монпелье, Музей Фабра). Пейзажи Курбе проникнуты ощущением строгого величия и материальности природы («Море у берегов Нормандии», 1867, ГМИИ). В нее играли так — участники надевали театральные костюмы и замирали в выбранных ими позах изображая «живую картину», значение которой должны были угадать зрители.
В эти же годы он написал большое количество автопортретов, несколько раз посетил Орнан, путешествовал по Бельгии и Нидерландам, где устанавливал контакты с продавцами живописи. Курбе— автор нескольких скандальных, не выставлявшихся, но известных современникам эротических картин («Происхождение мира», «Спящие» и др. ) это также органично вписывалось в его концепцию натурализма. Цветовые акценты делаются на белых и красных одеяниях служителей церкви. Курбе Жан Дезире Гюстав (Courbet), французский художник, график, скульптор, общественный деятель. Со спокойным высокомерием он смотрит прямо на зрителя.
Очень забавно, но это действительно так. Стремление раскрыть значительность, поэзию повседневной жизни и природы французской провинции приводит Курбе к созданию монументальных, проникнутых реалистическим пафосом полотен (Послеобеденный отдых в Орнане, Похороны в Орнане). В Салон 1849 года художник представил семь работ, в том числе большой холст «Послеобеденный отдых в Орнане» (Лилль, Музей изящных искусств), на котором изобразил себя, отца и своего друга, слушающих игру знакомого скрипача. Полотно, выполненное в натуральную величину, поражает грубой чувственностью. У меня с ним было два абсолютно смехотворных разговора на моральные и философские темы. Хочется просто быстро забыть подобную гадость. На первую выставку в Салоне Курбе Гюстав представил свой автопортрет с собакой.
Художнику с помощью друзей удалось бежать в Швейцарию, где он, больной, разбитый духовно, продолжал работать вплоть до самой смерти (к этому времени относится его пейзаж «Хижина в горах», 1870-е, другие горные пейзажи, несколько значительных картин).